Как правильно пишется слово и чем проверить: тварить или творить?
Тварить или творить?
Есть слова «тварь» и «творчество». Одно через А, а другое через О. Поэтому непонятно каким словом можно проверить данное слово.
К сожалению, проверить данное слово невозможно. Псевдопроверочное слово «творчество» может претендовать на роль проверочного ровно в той же самой степени, что и слово «тварь».
А правильным будет написание данного слова через О: «творить«.
Объясняется это правилом русского языка, поясняющим правописание гласных в корнях ТВОР и ТВАР: во всех таких словах без ударения пишется буква О, а под ударением пишется та буква, которая слышится.
Видим, что в разбираемом нами слове «твори́ть» ударение падает на некорневой слог, следовательно пишем букву О. По аналогии: творение, сотворить, вытворять.
А вот под ударением пишем, что слышим: тварь, творчество, тварный, творческий.
При этом слово «у́тварь», которое, на первый взгляд, противоречит правилу и опровергает его, на самом деле вообще не имеет к нему никакого отношения, ибо не содержит в себе корней ТВАР/ТВОР, а само состоит из одного корня. В современном русском языке в нём корень ТВАР не выделяется.
Слово Творить означает делать что-то новое и оказывается инфинитивом второго спряжения. Его корнем оказывается морфема Твор: Творить-Творение-Вытворять-Творец. Проверить безударную гласную в слове Творить можно существительным Творчество.
Глагол тв*рить означает создавать что-то.
Для этого постараемся подобрать такие проверочные слова ( однокоренные или словоформы ), в которых данная гласная будет ударной.
Не стоит вспоминать об имени существительном тварь, которое, кстати, по происхождению не является ругательством, а значит создание Божье. Слово тварь является скорее исключением.
В качестве проверочного слова подойдет существительное твОрчество.
Правильно глагол из вопроса следует писать через гласную букву о твОрить.
Тут один и тот же корень с чередованием гласной.
Происходит от праславянского *tvarь, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. тварь «изделие; предмет; создание, творение», русск. тварь, укр. тварь «тварь, животное; лицо», белор. твар «лицо», болг. твар ж. «создание, тварь», сербохорв. тва̑р – то же, словенск. tvȃr «материя», чешск. tvář «лицо, щека», словацк. tvár – то же, польск. twarz «лицо»,
с др. ступенью чередования гласного – твор,
Пишется это слово так потому что, эту букву в нем можно легко проверить, подбором однокоренных слов которые поставят её в твердую позицию, иными словами сделают её ударной.
Правильно пишется твОрить с буквой «О».
А проверить не сложно, словом «творец», или «творчество», тут однозначно и пишется и слышится буква «О».
твАрить это разговорный вариант произношения, используется повсеместно, ошибка конечно, но вариант рабочий.
Когда мы произносим вслух слово «творить», то оно конечно же слышится как «твАрить». Но, когда подбираем проверочное слово, то им никак не может быть слово «тварь», хотя оно и связано этимологически со словом «творить». Проверочными словами являются: «творчество», «творец». Следовательно, слово правильно пишется исключительно через букву «О».
Как пишется правильно не металлический или неметаллический, раздельно или слитно с «не», выясню, сначала определив часть речи, к которой принадлежит это слово. Это важно, так как известно, например, что глаголы и деепричастия чаще всего пишутся раздельно с «не»:
не успел, не разрешаю, не отправимся;
не думая, не нарисовав, не указав.
Дети бросали кольца, стараясь нанизать их на металлический стержень.
Слово «металлический» обозначает признак предмета и отвечает на вопрос?: какой?
Это прилагательное. А теперь важно определить разряд прилагательного по значению.
Слово «металлический» обозначает материал, из которого выполнен предмет.
Значит, оно указывает на отношение признака. По этим признакам выясню, что слово «металлический» является относительным прилагательным.
В написании с «не» прилагательных важно определить разряд прилагательного.
Относительные и притяжательные прилагательные пишутся с отрицательной частицей «не» раздельно:
не серебряный крестик (крестик из серебра);
не дубовая бочка (бочка из дуба);
не мамин голос (голос чей?);
не бабушкина кофта( кофта чья?).
Слово не металлический правильно пишется раздельно.
Это не металлический обруч.
У вас не металлическая крыша дома?
Слово Печеный оказывается отглагольным прилагательным, полученным от инфинитива Печь. Глагол Печь у нас не имеет приставки и вдобавок оказывается несовершенного вида, а потому отглагольное прилагательное будет иметь суффикс ЕН. Другого варианта суффикса здесь не предусмотрено. То есть суффикса ИН в данном случае быть не может, и не может быть сдвоенных согласных Н. Для причастия напротив характерен суффикс ЕНН, но причастие Печенный должно иметь зависимое слово.
Глаголом или существительным Печь мы можем проверить безударную гласную Е в корне.
Печеный картофель оказался очень вкусным и пах дымом костра.
Не так просто определиться, писать частицу «ни» в данной конструкции или «не». Верными могут оказаться оба варианта, все будет зависеть от контекста.
«Не» стоит писать в самостоятельных выражениях. Чаще всего такие восклицания несут несколько осуждающий оттенок. Свое сдержанное осуждение наблюдатель высказывает подобной лаконичной фразой. Выражение может иметь и одобрительный характер, выражать легкое удивление. В любом случае, отрицание в подобных предложениях имеет значение скорее скрытого утверждения.
Чего только не придумают!
Если же речь идет о сложноподчиненном предложении, то употребляется частица «ни» в придаточной части подобного предложения.
Чего только ни придумают, чтобы избавиться от скуки.
Чего только ни придумают, лишь бы отлынить от работы.
Правильное написание – полбидона.
Существительные, обозначающие половину предмета или половину содержимого какого-либо предмета, являются сложными и образуются путём прибавления части основы лексемы половина – пол- к форме родительного падежа слова, обозначающего сам предмет или его содержимое:
Часть таких сложных слов пол-, согласно правилу, со второй их частью полагается писать либо через дефис, либо слитно.
Через дефис подобного типа лексемы пишутся, когда второй корень начинается:
Во всех остальных случаях корректно слитное написание пол- с основной частью сложного существительного.
В сложной лексеме полбидона второй корень начинается с буковки д, то есть не с гласной, не с л и не с прописной, а потому и пишется данное существительное слитно.
Замечу: если между частью пол- и основной частью сложного существительного, обозначающего половину чего-либо, вклинивается прилагательное или похожее на него слово (местоимение-прилага тельное, причастие, числительное порядковое), то пол- пишется раздельно, а всё выражение – в три или более (если вклинивается две лексемы и больше) слова:
ТВОРИТЬ
Полезное
Смотреть что такое «ТВОРИТЬ» в других словарях:
творить — волю • реализация творить дела • действие творить добро • действие творить зло • действие творить молитву • действие творить настоящие чудеса • действие творить новую жизнь • существование / создание творить чудеса • действие чудеса творить •… … Глагольной сочетаемости непредметных имён
ТВОРИТЬ — что, давать бытие, сотворять, созидать, создавать, производить, рождать. Один Бог творит. Древо доброе плоды добры творит, Матф. Творить умом, созидать научно или художественно. Закон вину творит. | Производить, делать, исполнять, чинить. Старцу… … Толковый словарь Даля
ТВОРИТЬ — 1. ТВОРИТЬ1, творю, творишь, несовер. (к сотворить), что. 1. Создавать, производить, созидать (какой нибудь продукт духовного творчества, какую нибудь культурную, историческую ценность; книжн. ритор.). «Реальность нашего производственного плана… … Толковый словарь Ушакова
творить — См. делать. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. творить создавать, созидать, строить; выделывать, делать, закатывать, складывать, откалывать, предпринимать, учинять,… … Словарь синонимов
Творить — см. Сотворение мира, творение … Библейская энциклопедия Брокгауза
ТВОРИТЬ 1 — ТВОРИТЬ 1, рю, ришь; несов., что. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ТВОРИТЬ 2 — ТВОРИТЬ 2, рю, ришь; рённый ( ён, ена); несов., что. Приготовлять (какой н. состав), растворяя, разжижая. Т. тесто. Т. известь. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
творить — ТВОРИТЬ, рю, ришь; несовер., что. 1. Творчески создавать (высок.). Художник творит прекрасное. 2. Делать, совершать (какие н. поступки), осуществлять. Т. добро. Т. суд и расправу. Не ведает, что творит (книжн.). Что ты только творишь!… … Толковый словарь Ожегова
творить — 1. ТВОРИТЬ, рю, ришь; творённый; рён, рена, о; нсв. (св. сотворить). 1. (что). Высок. Создавать, созидать в процессе творческой деятельности материальные или духовные ценности. Т. язык, культуру. Т. жизнь, историю, будущее. Т. красоту. Мысль,… … Энциклопедический словарь
творить — Творить себе кумир (или кумира) из кого чего делать из кого чего н. предмет поклонения, обожания [поговорка из библейского выражения]. Няньки, кормилицы, и те творят себе кумира из ребенка, за которым ходят; а жена! а мать! ончаров … Фразеологический словарь русского языка
Слова с корнем твар-, твор-. Правило и примеры
В словах с корнем твор- гласная является безударной. Выбор чередующихся гласных «о» или «а» зависит от ударения согласно правилу орфографии.
В словах с корнем тв о р- чаще всего гласный находится в безударном положении, например
Примеры
Сравним написание однокоренных слов:
Воля и труд человека дивные дела творят (Н.А. Некрасов).
В тереме тесовом вмиг растворится окно (А. Кольцов).
Не доставит затруднений написание слов с корнем твор-, в котором гласный является ударным:
В слове «у́тв а рь», которое являлось исключением, в современном языке уже не выделяется корень твар-:
значит пожалуйста объясните мне почему у вас только один пример с буквой а их даже очень много если вы делаете статью примеров должно быть больше чем один или вы не знаете что в корнях с чередованием твар твор очень много букв а в сложных словах а не только утварь которое является исключением и не надо значит говорить мне что такие сложные слова дети не проходят в школах ваши статьи в основном чтобы дети которые не поняли материал в школе или их не было по уважительной причине в школе заходят на сайт и видят материал где вообще не используется в чередовании буква а и чередование в конях твар твор проходят вплоть до 11 класса и здесь в 11 классе им понадобятся сложные слова с буквой а в чередовании твар твор и дети могут сделать неверный вывод что в чередовании твар твор нет буквы а и она есть только в исключении со словом утварь значит это бред и я не потерплю вот такого отношения и забивания в мозг детям неправильные знаниями Аванесяна Артур Школа Жака Кусто 4
Так в том и заключается вопрос. Если нет слов с корнем «твар», то почему этот корень относится к чередующимся?
В словах русского языка существует этимологический корень твар-.
Как правильно пишется слово творишь?
Правильный вариант написания слова: творишь
Правило
Мягкий знак в конце
Начнем с мягкого знака:
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Морфологический разбор слова творишь
1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: творить (инфинитив);
Постоянные признаки: 2-е спряжение, переходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.
Примеры использования и цитаты
Куда хребет свой обращаешь, Там в пепел грады претворяешь, Приводишь в страх богатырей; Султанов заключаешь в клетку, На казнь выводишь королей; Но если ты ж, хотя в издевку, Осклабишь взор свой на кого — Раба творишь…
«На счастие» — Державин Гавриил
Когда, к мечтательному миру Стремясь возвышенной душой, Ты держишь на коленях лиру Нетерпеливою рукой; Когда сменяются виденья Перед тобой в волшебной мгле, И быстрый холод вдохновенья Власы подъемлет на челе,— Ты прав…
«Жуковскому» — Пушкин Александр
А! кстати, брат,- он продолжал,- Когда тебе бывает скучно, Ты что творишь, сказать прошу.» В ответ бедняга равнодушно: — Я? я — — — себе чешу.
Изучение правила
В словах с корнем «твар / твор» гласный находится в безударной позиции, а верный выбор варианта написания зависит от ударения. Следует запомнить такое правило:
Таким образом, при изучении на уроках правописание корней «твар — твор» следует опираться на такой постулат: без ударения ставится «о», под ударением может быть как «о», так и «а». В целом, особых сложностей возникнуть не должно, однако навык грамотного письма следует отработать в ходе выполнения упражнений.
Примеры слов и предложений
Однокоренные слова с чередованием гласных сложны тем, что в одной и той же лексической группе могут быть использованы различные буквы в зависимости от наличия либо отсутствия ударения. Примеры:
Для более качественной отработки навыка следует рассматривать не только слова, но и предложения:
Во всех этих случаях гласный звук находится в позиции без ударения, поэтому, в соответствии с правилами русского языка, следует написать «о». Однако важно помнить о том, что есть и слово-исключение — утварь. Оно всего одно, поэтому запомнить не составит труда. Здесь в слабой позиции следует написать букву «а».
Отработка навыка в упражнениях
Чтобы разобраться в правилах написания «твар — твор» (корни с чередованием встречаются в русской речи часто), следует выполнить несколько разноплановых упражнений, которые помогут быстро находить орфограмму в слове, входящем в состав словосочетания, предложения или текста, и выбрать верный вариант написания.
На уроках в классе учитель может предложить различные языковые задачи, решить которые можно, держа в уме лишь одно простое правило и единственное слово-исключение.
Самое популярное упражнение — переписать предложения или текст, вставив вместо пропусков (которые обычно обозначаются троеточием) правильную букву. Пример текста, в котором имеется много слов с данным типом чередования: «Иван был затворником, любому общению предпочитал творчество. Нередко, закрывшись на неделю за затворенными ставнями, он творил, сочинял, выдумывал, создавал уникальные стихотворные тексты. Писал про миротворцев, нарядную кухонную утварь, про тлетворное влияние окружающего мира, даже про бетонно-растворный завод и его сотрудников. Лишь изредка отворял он форточку, чтобы впустить струю свежего воздуха».
Пропуски на месте чередующейся гласной следует сделать в словах «затворником», «творчество», «затворенными», «творил», «стихотворные», «миротворцев», «утварь», «тлетворное», «бетонно-растворный», «отворял». Задача учеников — внимательно читать текст, переписать его и поставить на место многоточия необходимую букву, используя свои знания правила и помня о слове-исключении.
Первый этап изучения
Интересный вариант работы над запоминанием — исправление ошибок. Учитель заранее готовит карточку, где предложены слова или словосочетания с орфографической ошибкой, например, «тварец» вместо «творец». Задача школьника — выявить, в чем именно было нарушено правило, и исправить написание, предложив верный вариант.
Далее идет лексическое задание, которое поможет не только закрепить материал, но и расширить словарный запас словами с корнями «твор — твар». Учитель предлагает школьникам составить как можно больше однокоренных слов, в которых присутствует рассматриваемая орфограмма, используя различные суффиксы и приставки. Можно провести своеобразный конкурс — кто составит более широкий лексический ряд, тот и получит отличную оценку. Варианты задания:
Пример выполненного задания: творить — створка — тлетворный — болезнетворный — стихотворение — творец — стихотворчество — животворный — водорастворимый — трехстворчатый — умиротворенный — затворник — крючкотворство — сотворчество — чудотворец — столпотворение и другие.
Оформить также можно и в таблице, например, вот так:
Существительное | Прилагательное | Глагол | Причастие |
Творец | Творческий | Творить | Сотворенный |
Творение | Затворнический | Сотворить | Затворенный |
Творчество | Животворный | Затворить | Вытворенный |
Такое тренировочное задание поможет ученикам не только хорошо запомнить правило, но и понять лексическое богатство родного языка.
Закрепление и подготовка к диктанту
Чтобы школьники как следует разобрались в том, когда в корнях с чередованием пишется «о», а когда — «а», следует предложить им выполнить и различные творческие задания, которые помогут закрепить навык грамотного письма. Очень важно научить их отличать чередующиеся гласные от проверяемых, во втором случае выбор верного варианта будет зависеть от того, какой именно звук отчетливо слышится в сильной позиции.
Чтобы научить детей отличать эти правила, можно предложить такое задание:
В целом правило довольно простое, но это не значит, что оно не требует тщательного изучения. Разноплановые задания, использование богатого лексического материала и примеров из русской классики помогут ученикам научиться использовать свои знания на практике и закрепят у них навык грамотного письма.