Письмовник
Когда нужны буквенные наращения после цифр?
Техническое оформление текста
Когда применять наращения?
Наращение (буквенное падежное окончание) используется в записи порядковых числительных: 10-й класс «Б»; ученик 11-го класса; 1-й вагон из центра; 5-й уровень сложности; занять 2-е и 3-е места; в начале 90-х годов, 12-й маршрут.
Наращение не используется:
Как применять наращения?
Наращение падежного окончания в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, может быть однобуквенным или двухбуквенным.
По закрепившейся традиции наращение должно быть однобуквенным, если последней букве числительного предшествует гласный звук: 5-й день (пятый день), 25-я годовщина (двадцать пятая годовщина), в 32-м издании (в тридцать втором издании), в 14-м ряду (в четырнадцатом ряду).
Наращение должно быть двубуквенным, если последней букве предшествует согласный: 5-го дня (пятого дня), к 25-му студенту (к двадцать пятому студенту), из 32-го издания (из тридцать второго издания), из 14-го ряда (из четырнадцатого ряда).
Если подряд следуют два порядковых числительных, разделенных запятой или соединенных союзом, падежное окончание наращивают у каждого из них: 1-й, 2-й вагоны; 80-е и 90-е годы.
Если подряд следуют более двух порядковых числительных, разделенных запятой, точкой с запятой или соединенных союзом, то падежное окончание наращивают только у последнего числительного: 1, 2 и 3-й вагоны, 70, 80, 90-е годы.
Если два порядковых числительных следуют через тире, то падежное окончание наращивают:
а) только у второго числительного, если падежное окончание у обоих числительных одинаковое: 50–60-е годы, в 80–90-х годах;
б) у каждого числительного, если падежные окончания разные: в 11-м – 20-х рядах.
Как записать существительное или прилагательное, начинающееся числом? Как правильно: 3-х мерный или 3-мерный?
Корректное оформление: трехмерный (предпочтительно), 3-мерный.
Если в составе сложных существительных и прилагательных есть числительное, то его можно записать в словесной форме (прописью) или в словесно-цифровой форме (цифрой и присоединяемым дефисом существительным или прилагательным). При использовании словесно-цифровой формы записи буквенные наращения после числительных не пишутся.
Неверно
Верно
2 симочный
150-ти летие
Примечание. В узкоспециальных изданиях допускается заменять прилагательное (название физической единицы) соответствующим кратким обозначением: 5-км расстояние, 12-т нагрузка.
Как писать названия классов: 1а класс или 1-й «А» класс?
Специальных правил оформления литеры в названии класса нет. В прочих случаях литерные добавления, как правило, пишутся строчными буквами без кавычек и присоединяются без пробела и без дефиса к предшествующей цифре: рисунок 1а, пункт 2д, дом 3а и т. д. Поэтому по аналогии можно было бы написать 1а класс, класс 10г, но на практике такой вариант не используется.
Наиболее распространены варианты оформления с прописной литерой, заключенной в кавычки: наш 10-й «Б», поступил в 1-й «А» класс и т. д. Такое оформление особенно уместно в тех случаях, когда литера располагается не сразу после числительного (или когда числительное вообще отсутствует): 10-й класс «Б»; классы «А» и «Б».
При написании числительного словом используется аналогичное оформление: первый «А» класс, десятый «Б». Ср.: Здесь можно было переждать какую-нибудь опасность, покурить, поговорить с девчонкой – словом, свой девятый «В» Мельников не случайно обнаружил именно здесь. Г. Полонский, Доживем до понедельника. Служкин запустил девятый «А» в кабинет и раскрыл классный журнал. А. Иванов, Географ глобус пропил.
Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора. М., 2003.
Как правильно сокращать названия падежей в русском языке?
Справочное пособие под названием «Русский орфографический словарь» (2004, издание 2-е, РАН) имеет особый раздел, посвящённый основным принятым графическим/письменным/ сокращениям в РЯ.
В частности, о сокращенной записи названий грамматических падежей указано следующее:
Следовательно, при оформлении записей названий падежей можно использовать равноправные варианты:
Слово лётчики в данном случае (в выражении «пойти в лётчики») стоит в винительном падеже. На это указывает, в частности, предлог в. У именительного падежа предлогов не бывает.
Наверное, найдутся люди, которые скажут, что падеж именительный, ведь «в лётчики», а не «в лётчиков». Но это не так. В русском языке есть конструкции, которые представляют собой отступление от выражения одушевлённости. Соответственно, в таких выражениях одушевлённое существительное будет стоять во множественном числе, в винительном падеже с предлогом, но при этом внешне его форма будет совпадать с формой именительного падежа. К таким конструкциям относятся: пойти в лётчики (инженеры, строители, учителя, солдаты и т. д.); баллотироваться в депутаты (кандидаты и т. п.); постричься в монахи; взять в курьеры; годиться в отцы (матери, сыновья, дочери и так далее). К подобным конструкциям можно отнести и фразу «из грязи в князи». Такие вот странности есть в русском языке. Вот ссылка по этому вопросу на сайте www.gramota.ru.
Т.е. видно, что образование у них схожее с родительным, за исключением местоимения «я».
Правильно может быть и так и так в зависимости от контекста.
К примеру, человек вполне себе может адаптироваться в новом коллективе. При этом, тот же самый человек может довольно легко или не очень легко адаптироваться к каким-то обстоятельствам.
Или вот еще пара примеров: глаза не сразу адаптировались к яркому свету; новенькому было достаточно сложно адаптироваться в классе.
Все личные местоимения (ЛМ) имеют несколько общих особенностей, среди них:
Для ЛМ в форме предложного падежа характерны индивидуальные особенности, в частности:
Если сокращаются падежи, то они пишутся с большой буквы?
При склонении какого-либо слова полагается писать заглавные буквы, обозначающие название падежа:
И. неделя
Р. недели
Д. неделе
В. неделю
Т. неделей
П. о неделе
Или с заглавной слово, обозначающее название падежа, и с маленькой сокращение слова падеж
И. п. сутки
Р. п. суток
Д. п. суткам
В. п. сутки
Т. п. сутками
П. п. о сутках
Всё в соответствии с правилом: каждая строка – начало предложения, а начало предложения пишем с большой буквы.
Когда выполняем морфологический разбор слова, то корректно написание с маленькой буквы и использовать другие сокращения: им. п., род. п., дат. п., вин п., тв. п. или твор. п, пр. п. или предл. п., например:
Я любовался месяцем, довольно ярко освещавшим водную гладь.
Месяцем – сущ., предмет, чем? месяцем, н. ф. – месяц; нариц., неодуш., м. р., 2-го скл.; в ед. ч., твор. п.; дополнение.
Водную (гладь) – прил., признак предмета, какую гладь? водную, н. ф. – водный; относит., в ед. ч., ж. р., вин. п.; определение.
Я – мест., указывает на предмет, кто? я, н. ф. – я; личн., ед. ч., 1-го л.; в им. п.; подлежащее.
И здесь в соответствии с правилом: в середине предложения нет необходимости писать с заглавной буквы слова, не являющиеся собственными наименованиями.
.
Где найти правило, с прописной или со строчной писать названия падежей в русском языке?
В школах на самом деле учат писать с прописной?
Откуда вы знаете, что названия падежей пишутся с маленькой буквы? где про это прочитать? и почему тогда в школах преподают с большой? откуда «ноги» растут.
Названия падежей обозначаются с большой буквы (И.п.).
Действительно, а при сокращении до начальных букв как верно?
3 ответа 3
Верно (к примеру, для именительного падежа) и И. п., и и. п., и им. п. (вместо п. возможно пад.) — именно такие сокращения зафиксированы в «Русском орфографическом словаре» (4-е изд.; М., 2012).
Наиболее информативны, на мой взгляд, первый и третий варианты.
В книге Бабайцевой «Анализ слова и предложения» (М., 2014) — третий: им. п.
Нельзя не отметить, что в лингвистической литературе обозначение названий падежей начальными прописными буквами широко распространено.
Вот как, к примеру, выглядит отрывок из учебника для пединститутов под ред. Максимова («Русский язык», ч. 2, М., 1989):
Одушевленность / неодушевленность проявляется грамматически, в формах В. падежа существительных: у одушевленных существительных формы В. падежа множ. числа (всех типов склонения) совпадают с формами Р. падежа; у существительных же неодушевленных — с формами И. падежа.
Поиск ответа
Вопрос № 273932 |
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, ПАТРИАРШИЙ в родительном, дательном падежах: патриаршЬЕГО, патриаршЬЕМУ или патриаршЕГО, патриаршЕМУ. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Однако слова монарший и патриарший склоняются не по местоименному, а по адъективному склонению, то есть как прилагательные хороший (хорошего), святейший (святейшего), усопший (усопшего), больший (большего), августейший (августейшего) и т. п. В таких словах разделительный мягкий знак не пишется.
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, правильное написание Именительного и Родительного падежей следующего слова:
И.п. МинобразованиЯ / МинобразованиЕ
Р.п. МинобразованиЯ
Каким правилом нужно руководствоваться при склонении подобных слов?
Благодарю Вас за помощь!
Ответ справочной службы русского языка
Верно: Минобрнауки РФ (не склоняется).
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, правильно ли употреблять фразу «Хранение и обращение с материалом»? Ведь в данном случае возникает рассогласование падежей при однородных членах предложения. Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Нужно перестроить фразу: хранение материала и обращение с ним; хранение материала, обращение с материалом; хранение и использование материала; обращение с материалом и условия хранения и т. п.
как правильно мачета или мачете. Есть ли у этого слова множественное число
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте!
Тема моего дипломного проекта называется: «Оценка безопасности эксплуатации магистральных газопроводов».
Решил уточнить, насколько тема литературно правильно написана? И правильно было бы написать: «Оценка безопасности при эксплуатации магистральных газопроводов»?
Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте. Подскажите, правильно ли расставлены знаки препинания в предложении. Если неправильно, то объясните, пожалуйста, почему?
В данном сообщении излагаются материалы дальнейшего исследования стихосложения поэтов военных лет М.К. Луконина, А.И. Недогонова, С.С. Наровчатова, С.П. Гудзенко.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста как правильно употреблять выражение: контроль исполнения приказа или контроль ЗА исполнением приказа?
Ответ справочной службы русского языка
Более употребительно: контроль за исполнением приказа. Этот вариант предпочтительнее, он позволяет избежать «нанизывания» родительных падежей в сочетании «исполнения приказа» (тем самым облегчается прочтение фразы).
Подскажите, как правильно написать: для управления взаимодействиЕМ с клиентами ИЛИ для управления взаимодействиЯ с клиентами? Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Названия падежей пишутся с большой буквы.
Ответ справочной службы русского языка
Для написания с большой буквы нет никаких причин. Верно написание строчными.
Часто в информационных радио и телепередачах цитируют газету «Ведомости». Как правильно склоняется это название и что при этом происходит с ударением?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Второй вариант более употребителен.
Как склоняется мужская фамилия Трипелец? Есть ли в формах падежей беглый гласный, или же там работает другое правило?
Ответ справочной службы русского языка
Правильность и существование слов: «дитята», «дитят».
Ответ справочной службы русского языка
Формы косвенных падежей единственного числа слова дитя – род. и дат. дит я ти, вин. дитя, тв. дит я тей, предл. о дит я ти. Формы множественного числа – дети, детей и т. д. (не дитята, дитят ).