Старуха-процентщица Алена Ивановна в романе «Преступление и наказание»
В произведении Алена Ивановна представлена вредной старушонкой, выдающей деньги под большой процент, тем самым наживаясь на других людях. По теории Раскольникова, в которой люди делятся на обычных и необычных, процентщица не представляет никакой ценности для общества, следовательно ею можно пожертвовать в благих целях.
Краткое описание
Алена Ивановна — вдова чиновника, которая сколотила целое состояние, выдавая деньги под огромные проценты. Она была пожилой женщиной около 60 лет.
Алена Ивановна и внутри и снаружи казалась всем человеком неприятным, думающим только о своей выгоде. Она алчная, недалекая женщина. Кроме того у старухи мерзкий характер, она имеет богатства, но при этом не собирается делиться ими со своей младшей больной сестрой Лизаветой. По завещанию, которое она составила, сестре не достается практически ничего, а все нажитые богатства завещаны в монастырь на помин ее души.
Образ старухи-процентщицы
Алёна Ивановна была пожилой женщиной около 60 лет и имела неприятную внешность. Тощая, словно высушенная годами, бабка маленького роста, «с вострыми и злыми глазками». Нос как клюв, волосы лоснятся от масла и собраны в жиденькую косичку:
Она была она вдовой мелкого чиновника, который носил чин коллежского секретаря или коллежского регистратора (в романе дается оба варианта). Старуху называют коллежской секретаршей и регистраторшей не потому, что она работает секретаршей, а потому что этот чин носил ее покойный муж. Во времена Достоевского женщины не служили чиновницами.
С приписываемым «чином» ей в романе есть некоторая путаница: сначала она представлена повествователем как коллежская регистраторша (14-й класс), а буквально через две страницы сказано (в сцене подслушанного Раскольниковым разговора в трактире), что «студент говорит офицеру про процентщицу, Алену Ивановну, коллежскую секретаршу», а это уже гораздо выше — 10-й класс:
Вероятно, старуха-процентщица болела распространённой в то время чахоткой (туберкулезом), так как она постоянно кашляет и: кряхтит
На шее Алёна Ивановна носила подобие платка, на плечи набрасывала дряхлую кофту, подбитую пожелтевшим от старости мехом:
Но нищета старухи — визуальный обман, процентщица зарабатывала весьма неплохие деньги, не выходя из дома, выдавая наличные под залог:
Цену за предложенные ценные вещи назначает в четыре раза меньше рыночной (25% от стоимости), а проценты насчитывает просто космические:
Просрочек Алёна Ивановна никому не прощала, в случае даже небольшой задержки, залог переходил в её собственность и перепродавался уже за хорошую плату:
За счёт такого мошенничества старуха наращивала свой капитал, который никуда не тратила. За мелочность, скупость и злобу её называли стервой или ведьмой:
Старуха-процентщица сидит дома круглый год и никуда не ходит, по словам ее клиентов:
Именно из-за ее потребительского отношеня к окружающим Раскольников решает, что «на общих весах» ее жизнь почти ничего не стоит:
Под одной крышей с Алёной Ивановной проживала её сестра Лиза. Женщина малого ума, но тихая по натуре и скромная. У сестер общий отец, но разные матери. Никаких тёплых чувств, несмотря на родство, к ней процентщица не питала и держала в качестве служанки, иногда даже поколачивала беднягу:
Достоевский называет сестер сводными, но по нашей, современной классификации XXI века сестры от разных матерей называются единокровными, а не сводными:
Старуха-процентщица — бессердечная, безразличная женщина. При этом она является религиозным человеком. В своем завещании старуха просит передать свои сбережения не Лизавете, а монастырю в Н-й губернии. Несчастная же Лизавета, согласно завещанию, должна получить только движимое имущество, то есть мебель, одежду и т. д.:
Роль в сюжете
Некоторое время назад бедный студент Раскольников узнает о старухе-процентщице от одного знакомого. Вскоре сам Раскольников тоже становится ее клиентом и закладывает у нее свои ценные вещи:
К несчастью, незапланированной жертвой становится ее сестра Лиза, никому не причинившая зла. Достоевский подчёркивает — убийство любого из людей есть преступление законов нравственности. Так вдребезги разбивается теория Родиона Раскольникова об оправданности убийства «высшими» людьми и людей «никчёмных».
Позже Алена Ивановна еще явится во всем своем отвратительном виде Родиону Раскольникову в горячечном бредовом сне о смеющейся старухе, когда ему приснилось, будто он опять пришел в ее квартиру:
Прототипы
Достоевскому с самых ранних лет приходилось общаться с ростовщиками и ростовщицами (вроде А.И. Рейслер, Эриксан), так что материала для изображения Алены Ивановны, ее сути и образа жизни было у него более чем предостаточно. Он даже собирался написать отдельное произведение с таким названием — «Ростовщик».
Старуха-процентщица
История персонажа
Второстепенный персонаж романа Федора Достоевского «Преступление и наказание». Старуха шестидесяти лет, вдова чиновника, занимается ростовщичеством. Убита главным героем романа Родионом Раскольниковым.
История создания
У старухи-процентщицы из романа Достоевского есть несколько прототипов. Работая над романом, писатель, вероятно, использовал материалы об убийстве, произошедшем в Москве летом 1865 года. Тогда жертвой убийцы стали две женщины, кухарка и прачка. Убийцей оказался 27-летний приказчик, сын купца, некий господин Чистов. Заметка об этом преступлении вышла в журнале «Голос». Детали убийства во многом совпадают с тем, что описано в романе, поэтому исследователи творчества Достоевского считают, что писатель мог использовать информацию об этом преступлении в работе над текстом.
Федор Достоевский
Еще одним прототипом старухи-процентщицы исследователи считают тетку писателя, некую А.Ф. Куманину. Эта женщина приходилась сестрой матери Достоевского. Была необычайно богатой, но сумасшедшей старухой. У Куманиной было много бедных родственников, однако женщина завещала собственное состояние не им, а церкви — на украшение храмов и помин души. Старуха-процентщица в романе Достоевского оставила такое же завещание и так же оставила без средств к существованию собственную слабоумную сестру Лизавету.
«Преступление и наказание»
Настоящее имя старухи-процентщицы — Алена Ивановна, фамилия героини неизвестна. Это женщина шестидесяти лет, вдова, состояла замужем за чиновником — то ли коллежским секретарем, то ли коллежским регистратором. В свои годы героиня выглядит как «крошечная сухая старушонка» с тонкой и длинной шеей, со злыми глазками и маленьким острым носом.
Волосы героини слабо тронуты сединой, Алена Ивановна — блондинка. Героиня жирно мажет волосы маслом, вероятно, ухода ради, и заплетает в тонкую крысиную косичку. Автор называет героиню «маленькой и гаденькой». Одежда на героине потрепанная — «фланелевое тряпье», кроме того, героиня мерзнет даже в жаркую погоду и носит меховую кацавейку. Алена Ивановна больна туберкулезом, постоянно кашляет и кряхтит.
Героиня жила в Петербурге, по предположению исследователей — в одном из домов на набережной канала Грибоедова, известном как дом Вальха. Старуха занимается ростовщичеством — дает в долг деньги нуждающимся под залог ценных вещей. Главный герой романа, бедный студент Родион Раскольников, узнает об Алене Ивановне и ее промысле от одного приятеля. Раскольников обращается к старухе, когда возникает острая нужда в деньгах, и закладывает у той вещи.
Старуха-процентщица
Ростовщический промысел приносит Алене Ивановне хороший доход. Старуха выдает клиентам сумму в четыре раза меньшую, чем реальная стоимость вещей, которые те у нее оставляют. Некоторые клиенты не в состоянии бывают выкупить заложенные вещи, тогда оставленное в залог остается у старухи. Достаточно просрочить заклад на один день. Процентщица, вероятно, перепродает заложенные вещи по более высокой цене. Героиня безразлична к людям и обстоятельствам, которые вынуждают тех задерживать выплату долга.
Таким образом Алена Ивановна сколотила неплохое состояние. Персонажи говорят, что старуха «богата, как жид» и способна выдать на руки пять тысяч сразу. Несмотря на богатство, героиня жадна и патологически бережлива, ходит в изношенной одежде и практически не тратится, доходы не приносят героине никакой пользы или удовольствия.
У Алены Ивановны стервозный характер — злой и капризный. Героиня глупа, жизнь ее лишена смысла. Алена Ивановна «никому не нужна» и сама не знает, для чего живет. Героиня живет вместе с младшей сестрой, слабоумной Лизаветой, которую постоянно бьет, угнетает и использует как прислугу. При этом состояние старуха завещала не сестре, а некоему монастырю ради помина собственной души. Лизавете же после смерти старшей сестры отойдет одно движимое имущество — мебель, одежда и прочее, но ни гроша денег.
Сестра старухи-процентщицы Лизавета (кадр из фильма)
Героиня равнодушна к будущему сестры и бессердечна по натуре, но при этом религиозна. Дальнейшая судьба недееспособной Лизаветы совершенно не волнует процентщицу, зато та беспокоится о собственной посмертной участи.
Алена Ивановна недоверчиво относится к людям, никуда не ходит и круглый год сидит дома, жалуясь на больные ноги. Окружающие открыто называют героиню «старой ведьмой» и не испытывают к ней симпатии.
Студент Раскольников задумывает убийство старухи-процентщицы. Герой учился на юриста, но бросил университет, забросил также давать частные уроки и впал в бедность. Герой валяется целыми днями дома, бездельничает и размышляет о жизни. У старухи Раскольников брал деньги под залог, однако убийство замыслил не чистой выгоды ради, а чтобы подтвердить измышленную им теорию и доказать самому себе, что он, Раскольников, относится к лучшей части человечества.
Раскольников убивает Алену Ивановну и ее слабоумную сестру, грабит убитых и незамеченным скрывается с места преступления. По сути, старуха-процентщица — психологический двойник Раскольникова. Герой напирает на ничтожность убитой им женщины, называя ту «вошью». Однако в конце романа Раскольников приходит к выводу, что сам он точно такая же вошь.
Экранизации
Вера Карпова в сериале «Преступление и наказание»
В 1969 году вышла советская экранизация романа, двухсерийная драма, снятая режиссером Львом Кулиджановым. Роль Алены Ивановны здесь исполняет актриса Елизавета Евстратова. Критики назвали фильм Кулиджанова «холодноватой интеллектуальной трактовкой» романа Достоевского. Следующая экранизация выходит в 2007 году. Это восьмисерийный телесериал режиссера Дмитрия Светозарова, где роль старухи-процентщицы сыграла актриса Вера Карпова.
Цитаты
«Вранье есть единственная человеческая привилегия перед всеми организмами».
«Славная она, — говорил он, — у ней всегда можно денег достать. Богата как жид, может сразу пять тысяч выдать, а и рублевым закладом не брезгает. Наших много у ней перебывало».
старуха-процентщица
Смотреть что такое «старуха-процентщица» в других словарях:
процентщица — см. процентщик; ы; ж. Старуха процентщица (персонаж романа Достоевского Преступление и наказание ) … Словарь многих выражений
Витухновская, Алина Александровна — Для этой статьи не заполнен шаблон карточка <<Поэт>>. Вы можете помочь проекту, добавив его. У этого термина существуют и другие значения … Википедия
Витухновская — Витухновская, Алина Александровна Алина Александровна Витухновская (род. 27 марта 1973) русская поэтесса. Бабушка Алины художница Софья Витухновская (1912 2000). Содержание 1 Биография 2 Книги 3 Сборники … Википедия
Витухновская, Алина — Алина Александровна Витухновская (род. 27 марта 1973) русская поэтесса. Содержание 1 Биография 2 Книги 3 Сборники 4 Интервью 5 О … Википедия
Витухновская А. — Алина Александровна Витухновская (род. 27 марта 1973) русская поэтесса. Содержание 1 Биография 2 Книги 3 Сборники 4 Интервью 5 О … Википедия
Витухновская Алина Александровна — Алина Александровна Витухновская (род. 27 марта 1973) русская поэтесса. Содержание 1 Биография 2 Книги 3 Сборники 4 Интервью 5 О … Википедия
Витухновская А. А. — Алина Александровна Витухновская (род. 27 марта 1973) русская поэтесса. Содержание 1 Биография 2 Книги 3 Сборники 4 Интервью 5 О … Википедия
Витухновская Алина — Алина Александровна Витухновская (род. 27 марта 1973) русская поэтесса. Содержание 1 Биография 2 Книги 3 Сборники 4 Интервью 5 О … Википедия
ОБЭРИУ — (Объединение реального искусства) литературно театральная группа, существовавшая в Ленинграде с 1927 го до начала 1930 х гг., куда входили Константин Вагинов, Александр Введенский, Даниил Хармс, Николай Заболоцкий, Игорь Бахтерев, Юрий Владимиров … Энциклопедия культурологии
Призрачное поместье — «Призрачное поместье» (англ. Haunted Mansion) аттракцион, расположенный … Википедия
Характеристика старухи-процентщицы, образ, описание (Алена Ивановна) | «Преступление и наказание»
Старуха-процентщица Алена Ивановна является одним из ярких второстепенных персонажей романа «Преступление и наказание» Достоевского.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика старухи-процентщицы в романе «Преступление и наказание»: описание внешности и характера Алены Ивановны в цитатах.
Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о старухе-процентщице
Характеристика старухи-процентщицы в романе «Преступление и наказание», образ, описание (Алена Ивановна)
Имя старухи-процентщицы — Алена Ивановна. Фамилия героини не указана в романе.
Возраст старухи-процентщицы — около 60 лет:
Алена Ивановна является вдовой чиновника, который носил чин коллежского секретаря или коллежского регистратора (в романе дается оба варианта). Старуху называют коллежской секретаршей и регистраторшей не потому, что она работает секретаршей, а потому что этот чин носил ее покойный муж. Во времена Достоевского женщины не служили чиновницами.
Алена Ивановна зарабатывает на жизнь ростовщичеством: она дает в долг деньги под проценты взамен драгоценностей и ценных вещей. Другими словами, она содержит у себя дома что-то вроде ломбарда:
«. той самой старухи Алены Ивановны, коллежской регистраторши и процентщицы. » (часть 1 глава V)
«. и тощая гаденькая регистраторша, старушонка, процентщица. » (часть 3 глава VI)
«. про процентщицу, Алену Ивановну, коллежскую секретаршу. » (часть 1 глава VI)
«Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом.
На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка.» (часть 1 глава I)
«. она, такая маленькая и гаденькая. » (часть 1 глава VI)
«Старуха, как и всегда, была простоволосая. Светлые с проседью, жиденькие волосы ее, по обыкновению жирно смазанные маслом, были заплетены в крысиную косичку и подобраны под осколок роговой гребенки, торчавшей на ее затылке. » (часть 1 глава VII)
«Удар пришелся в самое темя, чему способствовал ее малый рост. » (часть 1 глава VII)
«Старушонка поминутно кашляла и кряхтела. » (часть 1 глава I)
«. жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки. » (часть 1 глава VI)
«. злая, больная старушонка. » (часть 1 глава VI)
«Еще зимой один знакомый ему студент, Покорев, уезжая в Харьков, сообщил ему как-то в разговоре адрес старухи Алены Ивановны, если бы на случай пришлось ему что заложить. Долго он не ходил к ней, потому что уроки были и как-нибудь да пробивался.» (часть 1 глава VI)
Алена Ивановна является состоятельной женщиной. Она хорошо зарабатывает, выдавая деньги под залог ценных вещей. Старуха дает своим клиентам в 4 раза меньше денег, чем стоят их вещи. Когда клиент не выкупает свой заклад, старуха оставляет его себе и, скорее всего, перепродает по более высокой цене:
«Славная она, — говорил он, — у ней всегда можно денег достать. Богата как ж*д, может сразу пять тысяч выдать, а и рублевым закладом не брезгает. Наших много у ней перебывало.» (часть 1 глава VI)
«Дает вчетверо меньше, чем стоит вещь. « (часть 1 глава VI)
«И он стал рассказывать, какая она злая, капризная, что стоит только одним днем просрочить заклад, и пропала вещь.» (часть 1 глава VI)
«. с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. » (часть 1 глава VI)
«Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки. « (часть 1 глава VI)
«. Лизавета была младшая, сводная (от разных матерей) сестра старухи, и было ей уже тридцать пять лет.» (часть 1 глава VI)
«. у старухи есть сестра, Лизавета, которую она, такая маленькая и гаденькая, бьет поминутно и держит в совершенном порабощении, как маленького ребенка. » (часть 1 глава VI)
«. Лизаветы, старухиной сестры и единственной ее сожительницы. » (часть 1 глава V)
«. старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!» (часть 1 глава VI)
«Старуха же уже сделала свое завещание, что известно было самой Лизавете, которой по завещанию не доставалось ни гроша, кроме движимости, стульев и прочего; деньги же все назначались в один монастырь в H-й губернии, на вечный помин души. » (часть 1 глава VI)
«Она недоверчива. » (Раскольников о ней, часть 1 глава VI)
«. жилица оглядывала из щели пришедшего с видимым недоверием, и только виднелись ее сверкавшие из темноты глазки. » (часть 1 глава I)
«Да ведь она ж никуда не ходит. » (часть 1 глава VII)
«Круглый год сидит ведьма, киснет, ноги болят, а тут вдруг и на гулянье. » (часть 1 глава VII)
«Эй, Алена Ивановна, старая ведьма! Лизавета Ивановна, красота неописанная! Отворяйте. » (часть 1 глава VII)
«Круглый год сидит ведьма, киснет. » (часть 1 глава VII)
В первой части романа старуха-процентщица Алена Ивановна и ее сестра Лизавета погибают от рук бывшего студента Родиона Раскольникова. Это преступление расследует следователь Порфирий Петрович.
Это был цитатный образ и характеристика старухи-процентщицы в романе «Преступление и наказание» Достоевского: описание внешности и характера Алены Ивановны в цитатах.
Образ и характеристика старухи-процентщицы Алёны Ивановны в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение
Одним из главных героев произведения является Алена Ивановна, пожилая вдовствующая женщина, занимающаяся на старости лет ростовщическим бизнесом.
Писатель представляет героиню в образе крошечной сухой старушонки, длинношеей, имеющей злые мелкие глаза и маленький острый нос, напоминающий клюв. Голову Алены Ивановны обрамляют тонкие редкие волосы, слегка поседевшие, которые она обильно смазывает жирным маслом и заплетает в некое подобие косы, смахивающей на крысиный хвост.
Одевается женщина небрежно во фланелевое тряпье, тонкую сморщенную шею оборачивает подобием платка и в любую погоду набрасывает на плечи пожелтевшую от старости кофту, подшитую драным мехом.
Алена Ивановна имеет болезненный вид, страдая распространенным в то время туберкулезом и постоянно кашляя и кряхтя.
Героиня практически не выходит из дома, поскольку недоверчиво относится к окружающим людям, а местные жители взаимно не испытывают к старухе симпатии и за глаза именуют ее старой ведьмой.
Занимаясь ростовщическим промыслом, Алена Ивановна имеет весьма приличный доход, поскольку выкупает у клиентов заложенную ценную вещь по мизерным ценам и не прощает просрочки заклада даже на один день, оставаясь совершенно равнодушной к тем обстоятельствам, из-за которых люди вынуждены отдавать в залог дорогие им ценности.
Своим нехитрым ремеслом, старуха заработала огромное состояние, но поскольку Алена Ивановна является болезненно жадной, паталогически бережливой и скупой, ее богатство не приносит ей ни удовольствия, ни пользы.
Раскольников, главный персонаж романа, будучи бедным студентом, тоже попадает в ловкие сети хитрой старухи. Видя, что Алена Ивановна вызывает у окружающих реакцию в виде отвращения, страха и брезгливости, Раскольников решает очистить этот мир от никчемного человека и совершает ее убийство, при этом невиновная Лиза становится незапланированной жертвой главного героя.
Раскрывая образ старухи-ростовщицы, писатель подчеркивает непреложную истину, что лишение жизни любого человека является преступлением против нравственных законов.
Внешность Алены Ивановны
Алена Ивановна – вдова чиновника, которая сколотила целое состояние, выдавая деньги под огромные проценты. Она была пожилой женщиной около 60 лет, маленькие глаза прятались в многочисленных морщинах, а волосы были жидкие и редкие.
Ее одеяния трудно было назвать одеждой: она носила настоящие лохмотья: “…Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка.”
Портрет персонажа
Алёной Ивановной звали героиню произведения «Преступление и наказание». Она была вдовой чиновника и ростовщицей, которая получала огромную сумму, отдавая простым людям деньги под неимоверный процент. Это была крошечная сухая старушонка возраста около шестидесяти лет, большое количество морщин прятали её и так маленькие глаза, а на голове красовались редкие светлые волосы.
Из цитат книги можно понять, что одевалась она не в одежду, а в настоящие лохмотья. На шее у неё всегда было какое-то фланелевое тряпьё, а на плечи даже в самую жаркую погоду была накинута уже пожелтевшая со временем меховая кацавейка. Комната, где жила процентщица, обставлена старой мебелью, а на обоях красовались пожелтевшие обои. Хоть у старухи и было много денег, но по внешнему виду этого было невозможно понять.
Алёна Ивановна всем своим внешним видом и поведением вызывала у людей неприязнь. Старуха была очень жадная до денег и с окружающими была только в потребительских отношениях.
Её интересовало только своё материальное положение, а не общение с человеком и какие-то другие интересы в жизни. Именно это и подтолкнуло Раскольникова на убийство.
Образ Алены Ивановны
В произведении Алена Ивановна представлена вредной старушонкой, выдающей деньги под большой процент, тем самым наживаясь на других людях. По теории Раскольникова, в которой люди делятся на обычных и необычных, процентщица не представляет никакой ценности для общества, следовательно ею можно пожертвовать в благих целях.
Алена Ивановна – алчная, недалекая женщина. Кроме того у старухи мерзкий характер, она имеет богатства, но при этом не собирается делиться ими со своей младшей больной сестрой Лизаветой. По завещанию, которое она составила, сестре достается очень мало, а все нажитые богатства завещаны в монастырь на помин ее души.
Эта злая старушонка со скверным характером редко выходит из дома. Она никому не доверяет и никого не любит: «…с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет….»
Образ старухи-процентщицы
Такой жертвой во имя идеи становится старуха процентщица. Звали ее Алёна Ивановна. Была она вдовой мелкого чиновника. Тощая, словно высушенная годами, бабка маленького роста, которой около шестидесяти лет. Болезненного вида, возможно, не один год страдающая распространённой в то время чахоткой. Из её горла постоянно вырывается кашель или кряхтение. Глаза маленькие и злющие, нос как клюв, волосы лоснятся от масла и собраны в жиденькую косичку.
На шее Алёна Ивановна носила подобие платка, на плечи набрасывала дряхлую кофту, подбитую пожелтевшим от старости мехом. Но нищета старухи — визуальный обман, процентщица зарабатывала весьма неплохие деньги, не выходя из дома, выдавая наличные под залог.
Цену за предложенные ценные вещи назначает бессовестно крохотную (25% от стоимости), а проценты насчитывает просто космические. Просрочек Алёна Ивановна никому не прощала, в случае даже небольшой задержки, залог переходил в её собственность и перепродавался уже за хорошую плату. За счёт такого мошенничества старуха наращивала свой капитал, который никуда не тратила. За мелочность, скупость и злобу её прозвали ведьмой. И не было во всем мире ни одного человека, который был бы ей дорог.
Под одной крышей с Алёной Ивановной проживала её сестра Лиза. Женщина малого ума, но тихая по натуре и скромная. Никаких тёплых чувств, несмотря на родство, к ней процентщица не питала и держала в качестве служанки, иногда даже поколачивала беднягу. И даже отказала ей в наследстве.
…Старуха же уже сделала свое завещание, что известно было самой Лизавете, которой по завещанию не доставалось ни гроша, кроме движимости, стульев и прочего; деньги же все назначались в один монастырь в H-й губернии, на вечный помин души…
Роль в романе
Убийство Алены Ивановны в романе «Преступление и наказание» не приносит Раскольникову удовлетворения. Он считал, что его не будет мучить совесть из-за такого жалкого человека, способного только портить жизнь окружающих. Раскольников возомнил себя «Наполеоном», имеющим власть распоряжаться судьбами людей.
Однако такое поведение автор не считает правильным, поэтому Раскольников мучается чувством вины, ему снятся дурные сны, он находится на грани сумашедствия. Алена Ивановна стала тем камнем преткновения, который разрушил его теорию и поменял жизнь. И его оправдания о том, что эта пожилая женщина никому не нравилась, и что он всего навсего отчистил мир от зла, не имеют никакого значения.
Роль старухи-процентщиц в романе намного больше, чем может показаться с первого взгляда. Автор дает читателю понять, что любая жизнь бесценна, и никто не имеет права ставить себя выше другого человека.
Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему «Старуха-процентщица». Здесь рассматривается описание и образ старухи-процентщицы в романе «Преступление и наказание». Данная статья освещает вопрос о роли ростовщицы в произведении и равенстве между людьми.
Популярные сочинения
Несколько интересных сочинений
Наташа Ростова – самая эмоциональная, открытая и искренняя героиня романа «Война и мир». Именно в описании Л. Н. Толстым ее первого бала раскрывается ее характер. Сидя в карете, ехавшей на бал, Наташа очень волновалась,
Соня Мармеладова
Восемнадцатилетняя Софья Семеновна является одним из центральных персонажей романа. Худенькая, бледненькая блондинка с голубыми глазами не обладает особыми талантами. Девушка робкая, тихая и скромная. Она терпеливо принимает страшные удары судьбы. Соня начинает заниматься «грязным» ремеслом, чтобы помочь семье, оставшейся в нищете, но ее работа не приносит желаемого результата. Отец погибает, мачеха умирает, ее дети попадают в сиротский приют. Соня идет за Раскольниковым, начинает жить его судьбой. Бескорыстие и любовь к людям покоряют читателя. Соня счастлива от мысли, что может быть рядом с любимым. Красивая душа и чистое сердце соединились в образе девушки.
Настасья
Женщина служит кухаркой в доме, где живет главный герой романа. Настасья справляется с большим объемом работы: она единственная прислуга в доме. Деревенская баба смешливая, добрая, болтливая. Она не стремится постоянно работать, ей нет дела до чистоты, уюта и аккуратности. Настя убегает из дома, чтобы не терпеть наставления хозяйки. В женщине есть чуткость. Настасья жалеет Раскольникова, оставшегося без еды. Она носит ему чай, старый (вчерашний) суп. Служанка не образованна, но замечает важные моменты: ум и болезнь Родиона. Добрая и простая служанка становится близким и заботливым другом.
Лизавета Ивановна
Очень большую смысловую нагрузку несут женские образы в романе «Преступение и наказание». Интересна в этом отношении и такая героиня, как Лизавета Ивановна. Сестра старухи-процентщицы, в сущности, является олицетворением униженных и оскорбленных. Она отличалась добротой, кротостью, скромностью. Эта женщина не причинила никому боли или зла. Однако Родион убивает ее, чтобы избавиться от свидетеля. Таким образом, героиня становится жертвой обстоятельств. Этот момент оказывается переломным для Раскольникова. Его теория постепенно начинает рушиться.
Жена Свидригайлова
Марфа Петровна – особенный женский персонаж. Влюбленная в подлеца, она терпит многочисленные унижения. Свидригайлов не скрывает от нее связь с крестьянками. Женщина относится к мужу, как к сокровищу, а тот пользуется ее положением и деньгами. Одурманенная любовью Марфа спасает мужа от тюрьмы, выкупает из долговой ямы. Несмотря на страстную любовь, женщина практична в быту. Она оставляет свои имущество детям, практически ничего не завещая Свидригайлову. У Марфы Петровны много нелепых привычек, которые вызывают смех. Автор подчеркивает, что она умеет признавать сои ошибки. Обвинив Дуню Раскольникову в связи с мужем, она меняется после выяснение честности девушки. Помещица проехала по всем домам, где сама же ругала Дуню, извинилась перед гувернанткой, еще и обеспечила ее наследством.
Сочинение по литературе на тему: Старуха-процентщица (Преступление и наказание Достоевский)
Другие сочинения:
Хозяйка Амалия Ивановна
Главный герой романа снимает комнату в доме Амалии Ивановны Липпевехзель. Дом сравнивают с содомом, можно предположить из-за чего. Множество различных людей заполняют комнаты, разделенные на клетки. Женщина странно относится к своему отчеству. Она требует, чтобы ее называли Ивановной, хотя отец был Иоган или Людвиг. Что хотел сказать этим Достоевский не ясно. Важно понять, почему педантичная к материальным ценностям, деньгам, наживе немка, так непочтительна к своим корням. В характере нет доброты, чуткости, автор отказывает ей в уме. По мнению Катерины Ивановны, у Амалии темное прошлое. Женщина просто не знает, кто ее отец. Как получила женщина квартиру, почему стала так ее использовать, когда зародилась в ней тяга к обиранию людей. Вопросов много, но не на все можно найти ответы в тексте, часть остается за сюжетом, в исторических фактах о жизни страны.
Сестра Раскольникова
Авдотья, Дуня, Дуняша, Дунечка – красивая, скромная девушка. Она младшая сестра Родиона. Несмотря на бедность и тяжелые условия жизни, девушка не теряет гордости благородства. Дуня стремится помочь брату. Она решается на замужество по расчету, надеясь, что деньги вытянут семью из нищеты. Авдотья работает гувернанткой, терпит унижение от хозяев, но не становится забитой и безропотной. Храбрая девушка способна за себя постоять. Она разбирается в характере жениха, понимает, что он подлец, лжец и негодяй. Дуня выходит замуж за другого: друга брата, Разумихина.
Автор сравнивает девушку с ангелом, чистым и красивым, выделяющимся среди грязи и обмана.
Мать Родиона Раскольникова
Красивая добрая женщина в возрасте 43 лет Пульхерия Александровна — вдова. Ее возраст характеризуется старостью: старые глаза, волосы с сединой, лучистые морщинки. Она живет в бедности, но стремится помочь своим детям. Весь доход матери – 120 рублей в год, это пенсия, назначенная за мужа, мелкого чиновника. Пульхерия Александровна вяжет косынки, вышивает нарукавники, чтобы получить еще хоть какие-то средства. Любовь к сыну заставляет женщину жить в нищете, ей хочется, чтобы Родион учился в Петербурге, стал образованным и построил карьеру. Женщина не справляется с чувствами. После ареста Родиона она почти теряет рассудок, мать спадает в горячку и умирает.