«Техно – это музыка для гопников»
Первое лицо техно-сцены России Никита Забелин о том, как писать электронную музыку и стать популярным
Самый обсуждаемый техно-диджей России сегодня выступит с сетом в Доме Печати. Имя Nikita Zabelin вертится на языке завсегдатаев Berghain, а сеты в берлинском Tresor, в парижском Concrete, на фестивалях Arma17 и в прямом эфире проекта Boiler Room. Его треки выходят на лейбле «Трип», основала который небезызвестная Nina Kraviz.
Никита – главный манифестор движения Techno Make Sense, автор программы, посвященной российской электронной музыке – Resonance на Megapolis FM. Дизайнер и исследователь электронной музыкальной культуры, создатель техно-карты России Unit, на которой уже 150 новых имен.
IMC пообедал с Никитой в 26/28 накануне его выступления и выяснил, что такое техно?
– Добро пожаловать домой. Расскажи, в каком районе Екатеринбурга ты вырос?
– Я родился в Екатеринбурге, в 87-м году на Юго-Западе, улица Бардина. Там еще есть парк с вертолетом, мечта детства. Потом мы переехали на улицу Циолковского, в дом рядом с мусарней.
– Нет, ни разу. Я выгляжу, как задрот, что с меня взять.
– Не хулиганил в детстве?
– Нет, ты что, я только бабочками и динозаврами увлекался. Я был таким хорошим парнем в плохой компании. Но ко мне никогда не было претензий, потому что я был тихоней.
– Значит, ты дружил с гопниками?
– И до сих пор с ними дружу, мне они понятнее. Яркий пример, Дима Ковязин, который сегодня играет на Save (фестиваль, который организует Arma17), на прошлой неделе мы играли вместе в Mosaique, a 24-го он играет у меня на вечеринке в Родне. Он с Уралмаша или с Эльмаша, при этом он учится, получает научные степени по экономике.
– Дима в теме, а остальные друзья-гопники понимают техно?
– Дело в том, что техно – это музыка для гопников. Техно зародился в подвалах Детройта. Всякое движение, которое появляется, сначала протестно. Потом оно приобретает человеческий вид. Потом становится мейнстримом и потом умирает. Той музыки техно, о которой мы говорим, уже нет, она умерла. Пора взглянуть на техно по-новому.
– Перейти к новому стилю?
– Неважно, будет ли это новый стиль или трансформация техно, главное, чтобы в этом был смысл. Техно, как и любое течение в искусстве, обусловлено временем и ситуацией. Если оно отвечает на запросы человека, то тогда оно имеет значение. Техно уже ответило на все вопросы. Люди хотели глубокого погружения, танцев по 85 часов, темноты, но они устали от этого и хотят чего-то другого. Сегодня набирает обороты холодный танцевальный индастриал Берлина 80-х. Но мне это не близко, поэтому у меня впереди застой. Однажды я попал в техно-струю и реализовал все, что мне нужно было. Теперь у меня другие планы, которые не касаются электронной музыки.
– Недавно мне сказали: ты олицетворяешь техно в России, и что ты будешь делать, ведь оно умерло. Некоторые люди живут техно, любят техно. Для меня техно – это прием. В детстве я играл в рок-группе. Мне нравится гитара, Нил Янг, психодел 70-х, благодаря гитаре я могу увести себя в эмоциональную сторону. Хочу наконец-то реализовать мечту детства и записать рок-альбом. Не уверен, что я создам группу, но непременно это будет коллаборация с другими артистами. В свой последний трек Bells я вложил идею авангарда 20-х годов, этим треком я все сказал, все, что хотел сказать посредством техно.
– Каким он будет, твой рок?
– Ближе к блюзу, между блюзом и гранжем. Это пока секрет, мы работаем над новым проектом. Я поймал себя на мысли, что я копирую своих детских кумиров. Творчество – это всегда копирка, набор опыта и воспоминаний, но когда ты к этому относишься осознанно, ты транслируешь свои мысли, а когда ты этого не понимаешь, ты становишься вторичным.
– А ты не думал совместить рок и техно?
– Мы пытались сделать это в Берлине. Мне кажется, это плохо сочетается. У рока и техно разные основы. Техно – это ум, рок – это эмоция. В техно все привязано друг к другу четко и последовательно. В роке – это невозможно. Как можно танцевать на рок-концерте?
– Расскажи подробнее, как ты пишешь треки?
– Я хочу, чтобы трек писал сам себя, я задаю внутри программы некоторые значения, которые друг на друга влияют и друг друга видоизменяют. Шарик катится, сбивая на своем пути элемент, этот элемент сбивает другой – цепная реакция, так, я делаю свою конструкцию. Я не знаю наперед, как элементы распадутся. Момент внезапности для меня является главным. Грубо говоря, с помощью специальных цифровых приспособлений я создаю маленьких человечков, которые делают трек сами. Это и есть авангард. Меня не вдохновляет музыка как таковая. Я не люблю мелодию.
– То есть тебя интересует не форма, а содержание?
– Безусловно, если ты интересуешься формой, то ты никогда не сделаешь что-то новое, ты все время будешь подражать. Но если ты видоизменяешь форму, то так или иначе ты работаешь с содержанием. Если вспомнить знаменитую постановку авангардистов «Победа над солнцем» – это такой неклассический театр, в котором актеры не играют, они читают роли, слова в которых – набор звуков. Люди работают со смыслами, им интересно выйти за рамки реальности, создать новую реальность, в то время, когда люди борются с реальностью в реальности. «Техно имеет смысл» (техно-движение, автором которого является Никита Забелин) – это выражение о содержании.
– Никита, тебе не скучно играть на вечеринках для толпы танцующих людей, если твое творчество не про музыку, а намного глубже?
– Если рядом люди, которые меня понимают, тогда все получается. Таких, как правило, не много. Люди воспринимают техно как направление музыки, это мешает мне развивать проект Techno Make Sense. Для многих техно – это техно-джипси, люди мыслят простыми категориями, летают слишком низко. И это тупик. Все, что я хотел сказать в техно, я сказал треком Bells. Все, что я хотел сделать в техно, я уже сделал. Техно умерло. Я ухожу в живую музыку. Мне хочется играть по-новому, сочетать несочетаемое. Надеть адидасы с шубой, совмещать несовместимое. Я сегодня поеду в Дом Печати и буду делать то, что хочу, и люди будут слушать и смотреть. Тех, кто будет слушать, будет гораздо меньше.
– Тебя интересно разглядывать.
– Иногда я оденусь и думаю, что за клоун? Воспринимать себя как арт-объект – это прикольно, не относиться серьезно ко всему, что происходит.
– Мне нравится твое определение арт-объекта.
– Именно, арт – это несерьезное отношение к серьезному. Очередной мой арт-перфоманс произошел на награждении Alfa Future People, когда мне позвонили и пригласили получить награду за прорыв года. Сам факт, что награду мне вручает банк, в котором у меня висит незакрытый кредит, и все это происходит в Gipsy (популярный клуб в Москве) – уже сюр. Я надел супердорогой костюм, взял подругу – первую красавицу в Москве. Такой в стеклянных штанах с дамой с шикарными волосами. Мы приходим на эту вечеринку, играет Мэрлин Мэнсон, и Яна Чурикова мне вручает эту награду. Это и есть моя мечта – психоделический реализм, жизнь с непредсказуемыми поворотами. Ко мне подходит незнакомый парень с микрофон MTV и говорит: «Здорово Никитос, как ты докатился до такой жизни?», для того, чтобы объяснить ему, как я получил эту награду, мне бы потребовалось часа три, чтобы рассказать ему о принципе действия. Я сформулировал все в три слова: во-первых – это шуба, во-вторых – «ВКонтакте», в-третьих – Facebook. И так оно и есть. Это арт-перфоманс. Люди, которые меня номинировали, не знают мою музыку. Я получил признание только за свой образ.
– Урал как-то отпечатался на твоей музыке?
– Да, конечно. В Екатеринбурге живут дети индиго. Firma, Симачев, я – на худой конец, Теплов, Бондарев, Бусоргина, Orange – в Москве очень много талантливых людей из Екатеринбурга. Это потому что мы живем в городе красивом. Если ты видишь сквозь, читаешь между строк, тогда это город мечты. Конструктивистский рай. Я стараюсь транслировать Урал во всем, что я делаю. Я уже всех достал своими разговорами о своем любимом конструктивизме, я говорю об этом каждый день. Я вырос в Екатеринбурге, и это лучшее, что могло со мной случиться.
Краткая классификация TECHNO
— Blake Baxter.
Среди известных лейблов, специализирующихся (овавшихся) на выпуске detroit techno музыки, присутствуют:
TRIBAL TECHNO
Если вам интересно, в чём же разница между Tribal house, Trance и Techno, никому в действительности нет до этого дела. Tribal это Tribal, это всего лишь принцип, по которому можно хранить записи на складе музыки. Но есть удобный принцип для определения разницы: Tribal house имеет грувное звучание, Tribal trance синтезаторные шумы (чаще всего средневосточное\индусское звучание). Tribal techno имеет перкуссии. Хотя и не всегда. А tribal редко получает то уважение, которое он заслуживает.
GERMAN TECHNO
Вы можете подумать, что они действительно лучшие в этом, с тех пор как Kraftwerk когда-то породил целую эпоху бесчувственного и механизированного techno. Но на самом деле German techno звучит так же как и Tech Trance. Или Techno Trance. Trance Techno, если хотите. Но если вы ищите, скажем, тяжёлые перкуции, то лучше отбросить это подальше и заглянуть в творчество парней из Швеции, они делают такую музыку намного лучше. Реально существует настоящий абразивный под-поджанр техно со шведским звучанием, который неожиданно обозвали Schranz (что бы это ни значило, неважно). В основном музыка классная. Вы можете легко отличить её от другой. Или не можете?
SWEDISH TECHNO
Это то, о чём люди должны думать, когда слышат слово»техно». Кое-что полностью ориентированное на электронное создание музыки, включая drum-секции и ритмы в качестве мелодии. В последствии, они на самом деле стали звучать как мелодии. Здорово? Если только американцы не заметят, что их, можно сказать, двойники стали делать музыку лучше, чем они. А американцы ненавидят, когда их обгоняют. А шведы уже давно завоёвывают мировую поп-музыку (90% всех бой/гёрл продюсеров шведы). Они так же создают себе неплохой инвентарь, продюсируя шкафоподобных хоккеистов и заводя себе знойных красавиц. Гррр! А что эта страна не умеет делать? Надо будет как-нибудь туда переехать
LATINO TECHNO
Я не думаю, что это была хорошая идея. Этот бесчеловечное давление электронщины, пытающейся выжить благодаря»Mardis Gras festiva». Я имею в виду, о чем они только думали? Это всё равно, что нескользящее мыло или сводящий музыку trance ди-джей. Это неправильно?
Термин для описания одного из направлений техно музыки, которое возникло в начале 90-х гг. прошлого века на незаконно проводимых лондонских вечеринках. Это направление отличается тем, что для создания басовых линий и ведущих партий в треках интенсивно используется синтезатор Roland TB-303. В целом музыка не столь однообразна, как другие направления techno (что является влиянием германской acid trance сцены на раннем этапе развития acid techno). Жесткие названия треков часто носят политическую окраску, это проявляется и в используемых сэмплах. Многие из тех, кто стоял у истоков acid techno, в свое время принадлежали к punk культуре. Среди лейблов, на которых были выпущены первые acid techno релизы, можно отметить Stay Up Forever, Smitten и Routemaster.
Зародившись в Лондоне, acid techno быстро распространилось по всей Британии, а затем и по всему миру. Но несмотря на это, это направление является сугубо андеграундным и далеким от коммерции, часто само явление acid techno используют в качестве синонима незаконно проводимых танцевальных мероприятий.
Результатом эволюции направления за последние годы стал переход от использования только синтезаторов Roland TB-303. Теперь понятие acid techno обладает характерными чертами, присущими более широкому понятию techno. В тоже время оно не лишилось всего того, что было присуще acid techno на раннем этапе развития направления. Новый взгляд на acid techno отражают такие лейблы, как Hydraulix, Cluster, 4×4 Records, RAW и Power Tools.
Среди известных acid techno продюсеров и Dj-ев можно выделить:
— The Liberator Djs (Chris, Aaron and Julian),
— DAVE The Drummer (Henry Cullen),
— Geezer (Guy McAffer).
Направление техно музыки, характеризующееся едва уловимыми изменениями ритма и незаполненным дабовым саундом. Richie Hawtin (также известный как Plastikman) и Dan Bell являются пионерами этого направления. Для создания музыки используются драм машины Roland TR-909. Minimal techno имеет много общего с таким стилем, как Glitch (Clicks’n’Cuts).
Среди лейблов, специализирующихся на выпуске minimal и minimal techno релизов, можно выделить: Plus 8, Force Inc, Traum, Shitkatapult, Trapez, Perlon, Kompakt.
Шранц (“schranz”, москвичи называют его «шранс») — одна из самых жестких разновидностей техно (жестче, наверное, только hardcore techno). Возник стиль во второй половине девяностых, когда великий немецкий диджей Крис Либинг (Chris Liebing) выпустил релиз под названием то ли просто “Schranz”, то ли “Schranz чего-то там” — уже не помню точно. Шранц в нынешнем понимании берет начало уже году этак в двухтысячном. Новым «отцом» этого стиля стал немец DJ Amok.
С технической точки зрения, шранц — очень быстрая музыка, 145 BPM — это самый минимум, обычно — 150-152, но не более 160-ти. От hard techno шранц отличается более грязной бочкой, часто дисторшированной (послушайте, например, Andreas’а Kremer’а, и вам покажется, что у вас просто пердят колонки), звучание вообще очень густое, шершавое.
Яркие представители современного шранца: DJ Amok, Tobias Lüke aka O.B.I., Sven Wittekind, Arkus P., Robert Natus, Boris S., Weichentechnikk, Waldhaus, Andreas Kremer, Felix Kröcher, Greg Notill и т.д. 95% всех шранц-продюсеров — немцы.
Из наших шранц/хард-техно-музыкантов нужно выделить нижегородский проект Cannon Project, которые выпустили пластинку на немецком лейбле Crowbar — одном из ведущих шранц-лейблов в мире. Также в мире давно известны минские ребята Energun 22.
Существует стереотип, что шранц — музыка для малолетних наркоманов, а истинные ценители, дескать, слушают только минимал или Детройт. Я, к примеру, слушаю все направления техно (какие-то люблю больше, какие-то меньше), но никогда даже не пробовал наркотиков. Короче, kill tha stereotypez.
Вообще, существуют десятки ответвлений техно-музыки (funky techno, groove techno, tekno и т.д.), также как и совсем недавно появившихся гибридных стилей, которые объединяют в себе смесь двух совершенно разных жанров. Перечислять все просто нет смысла: не хватит ни места на форуме, ни времени.
Что такое TECHNO, и с чем его едят?
Техно музыка как явление возникла в Детройте в 1980-х, основной ее идеей было продвижение на танцполы популярной электронной музыки конца 1970-х. Особенностью того prototechno были повторяющиеся тяжелые биты, переплетенные с искаженными синтезаторными мелодиями.
Наиболее известными techno-продюсерами того времени являются Juan Atkins, Derrick May и Kevin Saunderson (также известные как Belleville Three). Они создавали музыку, которая была урбанистической трактовкой того, что делали такие германские музыканты, как Kraftwerk и Tangerine Dream. В 80-х гг. XX в. Техно музыка была больше андеграундной, чем клубной.
История techno начинается в Детройте в тот момент, когда музыканты обзаводятся недорогими бывшими в употреблении электронными инструментами и начинают использовать их так, как никто до них даже не догадывался. Первые техно музыканты создавали произведения, пронизанные научно-фантастическими и футуристическими темами. Techno sound создавал образы, совершенно не похожие на стареющий Детройт. Музыка и темы песен звучали так, как будто бы были из будущего. По словам пионера техно музыки Juan Atkins’а, к процессу производства музыки, которая имеет футуристичное звучание, возникло отношение как к чему-то, чего до этого вообще не делали.
В 1988 году в свет вышла компиляция под названием Techno! The New Dance Sound. Именно с нее все и началось.
Westbam: «У техно нет никакого содержания, техно ничего не хочет тебе сообщить и ничего не обещает в будущем. Техно ни к чему не призывает и не требует никаких жертв. Техно дает сиюминутное чувство свободы. А также счастье. А также чувство, что ты не одинок. Вот и все». Дескать, теоретизировать на эту тему столь же глупо, как и объяснять, в чем состоит прелесть водки.
Раз техно не продается публике в виде звуконосителей, оно функционирует вне коммерческих структур шоу-бизнеса: концерны звукозаписи, перешедшие на компакт-диски, не могут наложить на него свою лапу.
Техно изменило не только саунд нашей цивилизации, но и ее вид. Имеются в виду высокотехнологическая компьютерная графика, а также яркий и экстравагантный стиль одежды и оформления интерьеров. Визуальный техно-стиль ликвидировал гадкую и закомплексованную эстетику 80-х.
Это и есть пафос техно, ничего другого в техно нет.
То же самое относится и к техно.
Томас Бринкман: «В техно очень важен момент ускорения».
И ты как автор воспринимаешься совсем иначе.
Эта ситуация функционирует действительно совсем по-другому. И в ней как раз и возможно обеспечивать постоянно высокий выход продукции. Для этой продукции не нужен никакой промоушен, интервью за три месяца не согласовываются, выход музыки на полгода не откладывается. Безымянные пластинки привозятся в картонной коробке в магазин. Больше ничего.
Как сделать техно. 20 советов.
Настало время, когда техно снова завоевывает популярность. Так что откапывай свой 909 (или его эмуляцию) и начинай творить свое крутое Techno вместе с нами.
В помощь тебе 20 советов, как сделать крутое техно.
1. Лучший способ сделать крутую перкуссию — это сделать ее собственными руками (ногами, губами, ушами). Немного поработав над леерингом Snare и Hat можно добиться отличных результатов. Если не хочется этим заниматься, попробуй различные обработки, Distortion на перкуссионных лупах. Это дает новую жизнь даже самым обычным и непримечательным семплам.
2. Многие современные звезды техно сцены используют этот трюк. Полевые записи. Суть его запись окружающего звука и использование его в своих треках. Например, как в фильме «Берлин зовет». Так что включай диктофон и вперед к новым звукам.
3. Есть вариант использовать эмуляцию «обратной ленты». Перегоняем партию в аудио, делаем ей реверс и вставляем в трек. Попробуй с различными инструментами и звуками. Результат приятно удивляет.
4. Применение «Сладенькой» задержки (Delay) к твоим синтезаторным рифам, позволит сделать микро мелодии внутри одного запила. Естественно при правильной настройке. Начни с установки времени задержки на четверть бита и выстави побольше фидбека. Затем экспериментируй с их значениями — это дает лучший результат, чем добавление новых инструментов.
5. Самый простой и быстрый способ — это нарезка уже существующих лупов. Однако для более индивидуального звучания и большей аутентичности можно использовать one-shot для своих треков. Хорошо себя показывают в Techno наборы стандартных банков от Rolland TR-909, однако использование one-shot’ов из других наборов, например Roland R8, оправдывает себя, кода нужно больше разнообразия.
6. Используй реверберацию. Это к тому, что множество эффектов в различных сбивка и переходах в Techno музыке делается именно с помощью реверберации. Большинство DAW имеют встроенные инструменты для этой цели. Изучи их и бери на вооружение.
7. Если у тебя есть Delay (уверен он есть) попробуй поэкспериментировать со звучанием, при настройке времени задержки близкой к значению «0». Chorus, reverb и flange эффекты получаются, как раз таки при значениях задержки близких к «0». Экспериментируй.
8. Techno музыке присущ минимализм в количестве инструментов. Если ты используешь синтезатор, то добиться максимально плотного звучания можно путем добавления Sub осциллятора. На 1 или 2 октавы ниже, чем главная нота.
9. Увеличь значение pre-delay в твоем ревербераторе для получения интересного ритмического рисунка.
«Techno — это комбинация динамики и реверберации. Экспериментируй».
10. Ключ к хорошему Techno — это синкопа. Ты можешь радикально влиять на перкуссию, перемещая элементы вперед или назад. К примеру попробуй подвигать hi-hats или заставь Clap звучать 16-ми и увидишь, как меняется весь ритмический рисунок трека.
11. Используй 2 бочки. К примеру основную оставь 909, а на слабую долю запусти 808. Только поработай с огибающими и громкостью. Заставь звучать рисунок без перегруза и клиппирования.
12. Может быть весьма уместным повышение резонанса среза фильтра в твоем синтезаторе. Это может вызвать дополнительные пики, но используй EQ или компрессор или лимитер, чтобы звук остался на прежней громкости.
13. добавь компрессии. Это может дать дополнительный панч твоим барабанам. Рекомендуется использовать компрессию на бочке отдельно от остальных ударных. Это позволит оставить громкость и динамику перкуссии в идеальном состоянии. Либо используй pre-compressed сэмплы ударных.
14. Используй рандомизацию. Это поможет тебе вдохновиться новыми идеями или же позволит получить еще более интересный рисунок.
15. Попробуй задействовать арпеджиратор в твоем секвенсоре. Это позволит сделать быстрые пассажи в максимально короткое время.
17. Хочешь добавить в свой трек темный вокал? Используй Pitch shift или другой плагин, позволяющий понижать высоту тона аудио. И не забудь добавить Distortion.
18. Для более чистого звучания используй Gate эффект. Он приберет все не нужные призвуки. Попробуй поставить его перед или после компрессии на групповом канале и выбери лучший вариант.
19. Когда настраиваешь перкуссию, вместо подъема частот эквалайзером, увеличь общую громкость и вырежи лишние частоты. Такой звук будет чище и мясистее.
20. Все действия по настройке EQ проводи в миксе. Не слушай дорожки отдельно. И тогда ты точно добьешься крутого звучания и твой трек будет качать.
Как пишется техно музыка
Сегодня я хочу обсудить наболевшую проблему деградации музыки и, в частности, техно. Все написанное — это мое сугубо личное мнение, и оно не претендует на единственно верное.
Итак, на данный момент в мире популярно 3 разновидности техно:
1. Минимал-техно — это на самом деле минимал-хаус, который не имеет ничего общего с техно, кроме самого слова «минимал». Но, так как у школьников в последние годы было модно слово «техно», то название в странах СНГ и Италии (откуда оно и вышло) прилепилось именно такое. Xотя есть масса людей, которые не вдаваясь в подробности, называют это просто «минемааааал».
Характеризуется данное направление стандартным набором хаусовых ударных партий: бочка, рабочий барабан, пара хэтов плюс обязательный оф-бит бас из затакта или свингованный бас в 1/16 нотах. Неотъемлемый атрибут такого техно: перкуссионная дорожка, повторяющая свингованную партию баса, перкуссия высокая и иногда может даже изменяться в пределах терции. И, наконец, последнее: если перкуссия не является идеей и развязкой трека, то добавляется еще один лид — он, как правило, примитивный, одноосциляторный синтезатор с волной типа Sine, Triangle или Pulse (у самых продвинутых). Партия такого лида не сильно отличается от перкуссионной и даже в яме трека вряд ли раскинет свои владения более, чем на квинту.
Почему же это называют минималом? Все просто: минимальный набор партий и инструментов, доступный для написания даже школьником в любом секвенсоре. Да и сводить там особо нечего, ибо даже бас не конфликтует по опорным частотам.
Гораздо интереснее узнать, почему это назвали техно? Здесь вопрос не из области музыки, это скорее пиар-технологии отдельно взятых людей. Некоторые диджеи хотели выглядеть актуальными и крутыми на фоне своих коллег, играющих «приевшиеся» разновидности хауса, поэтому тот же Андреа Бертолини проснулся однажды утром и решил: «А почему бы не назвать это техно, ведь до хауса этому, как до Москвы раком?».
Вслед за ним Пиатто создал всемирно известную Мекку такого «техно», под названием «Итало Бизнес», что, впрочем, отображает принципы лейбла — выпускать коммерцию и делать хоть какие-то деньги, причем желательно примитивнее, чтобы люди не задумывались на танцполе, а дома так и вовсе не слушали. Через какое-то время украинский Dj Spartaque решил, что он ничем не хуже, ведь у него тоже есть эти лупы и синтезатор! Сыграв на «новаторстве» и отказавшись от Музыки, которую до этого писал, он угодил на первое место порталаTopDJ.ua, который славится своей любовью к коммерции и деньгам, и кормит нас этим «техно» по сей день.
2. Мэйнстрим Техно — это то, что вы слышите ежедневно в топах Битпорта, причем с каждым днем этого все больше. Стиль неоднозначный и требует скрупулезного рассмотрения.
Итак, что мы здесь видим:
Современное мэйнстрим техно все больше тяготеет к. прогрессиву, из-за чего за ним в определенных кругах закрепилось название прог-техно.
Давайте рассмотрим структуру такого техно более подробно: ударная группа состоит из бочки, нескольких хэтов, обязательно райда (в пиковых моментах), а рабочий барабан очень часто отсутствует напрочь, как это было еще в техно Перкуссия здесь редкая, отрывистая, с большим эхо и широкой панорамой. Бас в этом техно тоже оф-бит, хотя очень часто он приходится на единую долю с котлом, а бывает, что и на 1/8-х пишется, причем в этом случае ноты с разной микродинамикой. Бас здесь очень низкий, практически саб-бас, который звучит до 200Герц и все гармоники, что бывают выше, последствия действия дисторшна, который любят включать в кульминации.
«Что же здесь от прогрессива?», — спросите вы. А от прогрессива здесь всевозможные хордовые и «стабовые» резкие вставки, а также атмосфера, достигаемая с помощью большого фидбека ревербератора на всех тарелках и не только. Мелодий в таком техно еще меньше, чем в «минимале», то есть они отсутствуют вовсе! Весь упор идет на качество звучания, то есть не на музыку, а на физику. Стоит заметить, что грамотно свести здесь кик с басом гораздо сложнее и важно не переборщить с атмосферой, уведя ее в противофазу.
В ямах, как правило, бас уходит под фильтр (в большинстве случаев High Pass) и хэтам постепенно добавляют релиз в ADSR-ной функции, если он синтезированный, либо максимум реверба, если это сэмплы (а это в 99% случаев и есть сэмплы). Выход из ямы сопровождается «крэшем» в виде белого шума под сайдчейном, управляемым киком, как правило, шум этот грамотно срезан снизу и оставляет после себя хвосты дилея под тем же сайдчейном. Вот и вся идея такого вида техно!
«Не интересно», — скажете вы, и будете правы! Уж сколько раз я наблюдал, как люди скучают уже через 2 минуты полного однообразия и ждут, когда сведется новый трек, ведь создается впечатление, что играет постоянно один и тот же луп, причем и лупы эти у всех продюсеров как из одной библиотеки! А ведь начинается то все красиво, интересно и агрессивно. жаль только, что не развивается и поэтому играть или танцевать под него более минут — удел наркоманов.
Продюсирующие же подобный саунд музыканты настолько скудны в своем творческом порыве, что сами себя плагиатят в новых треках, что мы и наблюдаем даже у таких гуру жанра, как Саша Карасси или Том Хэйдс.
Тем не менее, следует отдельно отметить такой лейбл, как «Драмкод», который оправдывает свое название и отличается тем, что выпускает техно с примесью трайбла и доминированием различных перкуссий.
3. Дип Техно — с каждым днем становится все популярнее и не удивительно, ведь здесь можно претендовать на интеллект и доказывать продюсерам в стилях дип-хаус или соулфул драм-н-бейс, что это интеллектуальная музыка. Давайте же разберем эту музыку более подробно.
Что видим мы здесь? Дип техно сейчас практически смешивается с тек-хаусом. Биты здесь аналогичные, с небольшим количеством ударов в минуту редко до но кики не акцентированные, без пинка на 200Гц и без клика на 5кГц. Бас очень глубокий, но не такой низкий, как в прог-техно, зачастую у баса бывает даже партия, и доходит она «аж» до 3-4-х нот!
Теперь рассмотрим «интеллектуальность» этой музыки: заключается она прежде всего в том, что эта музыка не танцевальная, а фоновая, под нее хорошо спать, так как она ни к чему не обязывает. Видимо, интеллект сокрыт во сне, а не в «тупой долбежке«©. К сожалению, многие диджеи не понимают этого и я неоднократно видел, как люди засыпают прямо на танцполе, не дождавшись хедлайнера, которого «разогревают» таким «драйвом».
Что было раньше или что мы имеем в арсенале андеграунда
1. Совсем мало осталось настоящего минимал-техно, которое бы, как и полагается техно, удивляло и следовало закону Идола, Джефа Миллза, о том, что: «Если Вы когда-либо что-либо слышали прежде, то это не техно!». Удивляло оно и детройтскими басами с количеством видов волн, поражающих воображение (причем басовых инструментов может быть гораздо больше, чем три), и полностью синтезированными ударными с полным отсутствием лупов (сейчас у школьников вылезли на лоб глаза), и глитчевыми синтезаторами, которые становились частью драм-группы и выполняли роль перкуссии, и интересными сэмплерными вставками, многие из которых были записаны прямо на улице на портативный DAT-магнитофон или хороший диктофон.
Вымирает это очень качающая и «жирная» музыка (точнее, уникальная Физика) потому, что здесь нужны совсем другие навыки, как в синтезировании, так и в сведении! Если еще год назад попадалось три трека на сотню, то сейчас три трека на тысячу. Небезызвестный Борис Брейча или Фил Кайран иногда радуют таким саундом.
2. Пять лет назад было очень модным течение электро-тек, весь мир фанател от «Святой троицы» в лице Хантемана, Бодзина и Шумахера, которые сейчас не то, чтобы сдулись, а просто ушли туда, где больше платят. Отличали электро-тек жирные трехосцилляторные аналоговые басы, приправленные шумовым генератором, перкуссия была в виде электронных томов, модных в что мы слышали у Depeche Mode и даже Виктора Цоя. Очень массивный, отбивающий такт рабочий барабан (когда я пишу эти строки, мои руки покрываются мурашками и волосы на них характерно встают), а также такие же жирные, аналоговые лиды и пэды, изрядно приправленные LFO и с хорошо проработанной ADSR-огибающей фильтра!
Эпоха продлилась два года, с по и хотя во многих треках не было мастеринга, они закономерно разрывали пипл на танцполе! Почему он ушел? Ответ кроется в лени и приходе «Бертолиниевой Спартакиады», ведь гораздо проще поставить пару лупов и ромплерный бас из «Нексуса», чем сидеть и крутить три часа бас в «Муге» и ударные в синтезаторах, как в случае с настоящим минимал-техно. Но мы и сейчас помним его, тем более на фоне унылости современности.
Ярчайшими представителями этого стиля в СНГ были Пластик Саунд, Кабал и Перископ. Также, сегодня можно услышать современный электро-тек на лейбле Turbo от гениального Тiga.
3. Все описанное выше — танцевальный андеграунд, а что же делать людям дома? А дома для людей есть наконец набирающий популярность в СНГ нео-транс!
«Транс?», — удивитесь вы?
Да, транс, который заключается в далеких от банальности мелодиях, обыгранных техно и электро инструментами, и с битом, тяготеющим к электро-теку.
Первый, кто назвал так свою музыку, был Стефан Бодзин, в он сказал, что его известнейший трек «Калигула» — это «нео-электро-транс», что потом наши клабберы сократили до нео-транса, так как приставка «электро» стало признаком дурного тона и коммерческой принадлежности. Сегодня в этом стиле работает все больше артистов, стиль очень различный и охарактеризовать его по штампам нелегко. Наиболее известные представители его сегодняшнего звучания: Райен Дэвис и Макс Купер. Ваш слуга же относится к тем, кто придерживается изначального значения термина, данного Бодзиным в альбоме «Liebe Ist», и смешивает свой транс с аналоговым и ревущим басом, а не с точечным и глубоким.