Архив форума
Подскажите, коллега журналист пишется через дефис или раздельно? Большое спасибо.
§ 79. Пишутся через дефис:
14. Определяемое слово со следующим непосредственно за ним однословным приложением, например: мать-старуха, Маша-резвушка, Аника-воин.
Примечание 1. Между определяемым словом и стоящим перед ним однословным приложением, которое может быть приравнено по значению к прилагательному, дефис не пишется, например: красавец сынишка.
Если у Вас, Ростова, «коллега» — определяемое слово, а «журналист» — приложение к нему, пишите их через дефис. Если наоборот — раздельно.
Пока я не смог представить себе контекст, в котором слово «коллега» могло бы быть «приравнено по значению к прилагательному».
Я тоже ;), но чем чёрт не шутит?
Я не развернул своё «Если наоборот. «, потому как подозреваю тут ещё одну лакуну в Правилах’56:
• определяемое слово со следующим непосредственно за ним однословным приложением — дефис нужен;
• определяемое слово и стоящее перед ним однословное приложение, которое может быть приравнено по значению к прилагательному — дефис не нужен;
Ну, или я чего-то недочитал.
Ростова, приведите, пожалуйста, контекст, иначе здесь будут представлены одни только домыслы-вымыслы.
%%приведите, пожалуйста, контекст,%%
Когда его сюда приведут, он вполне может оказаться ироническим, с приравниваем коллеги NN к прилагательному!
+
Актуальное примечание: при использовании литературного языка в качестве государственного, этот «прилагательный» нюанс скорее всего будет отложен в сторону.
. Или не будет — одно из двух ;).
adada, к глубокому моему сожалению, вынуждена констатировать, что «литературный в качестве государственного» сыграл с Вами злую шутку: Вы перестали понимать элементарное: вот уже и простая фраза «привести контекст/пример» Вас напрягает.:(
учитель-предметник
Смотреть что такое «учитель-предметник» в других словарях:
ПРЕДМЕТНИК — ПРЕДМЕТНИК, предметника, муж. (школ.). Учитель, являющийся специалистом по одному определенному предмету, преподающий не многие предметы, а только предмет своей специальности. Старая деревня совершенно не знала преподавателей предметников.… … Толковый словарь Ушакова
ПРЕДМЕТНИК — ПРЕДМЕТНИК, а, муж. (разг.). Учитель, специалист по какому н. определённому предмету. Методические объединения предметников. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
предметник — сущ., кол во синонимов: 1 • учитель (64) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Учитель — У этого термина существуют и другие значения, см. Учитель (значения). См. также: преподаватель и педагог (Древняя Греция) … Википедия
Предметник — м. разг. Учитель, являющийся специалистом по определенному предмету [предмет 4.]. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
предметник — а; м. Разг. Учитель, специалист по какому л. определённому учебному предмету … Энциклопедический словарь
предметник — а; м.; разг. Учитель, специалист по какому л. определённому учебному предмету … Словарь многих выражений
Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева — (ТГСПА им. Д.И. Менделеева) Год основания 1916 Тип государственный … Википедия
Тобольская государственная социально-педагогическая академия имени Д. И. Менделеева — Тобольская государственная социально педагогическая академия им. Д.И. Менделеева (ТГСПА им. Д.И. Менделеева) Год основания 1916 … Википедия
Морфологический разбор слова «учителя-предметники»
Морфологический разбор «учителя-предметники»:
«Учителя-Предметники»
Грамматический разбор
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Я не люблю, когда математики, знающие намного больше меня, не могут ясно выражать свои мысли.»
Морфологический разбор слова «учителя-предметники»
Фонетический разбор слова «учителя-предметники»
Карточка «учителя-предметники»
Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
2. Служебные части речи:
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
Лужину (кому?) — имя существительное;
Ладонью (чем?) — имя существительное;
Пыль (что?) — имя существительное;
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
План морфологического разбора прилагательного
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
Морфологический разбор глагола
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
Вошел (что сделал?) — глагол;
Морфологический разбор слова «учитель-предметник»
Морфологический разбор «учитель-предметник»:
«Учитель-Предметник»
Грамматический разбор
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Я не люблю, когда математики, знающие намного больше меня, не могут ясно выражать свои мысли.»
Морфологический разбор слова «учитель-предметник»
Фонетический разбор слова «учитель-предметник»
Карточка «учитель-предметник»
Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
2. Служебные части речи:
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
Лужину (кому?) — имя существительное;
Ладонью (чем?) — имя существительное;
Пыль (что?) — имя существительное;
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
План морфологического разбора прилагательного
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
Морфологический разбор глагола
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
Вошел (что сделал?) — глагол;
Мнемонические правила для запоминания
Русский язык
Для запоминания глухих согласных:
СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фи!
ФоКа, ХоЧеШь ПоеСТь ЩеЦ?
Для запоминания звонких согласных:
Мы Же Не ЗаБыВаЛи ДРуГ ДРуГа!
ГДе ЖиЗНь БыЛа В МиРе + Й
Для разбора на члены предложения словам задаются вопросы. Вот мнемоника для определения обстоятельств:
Семь вопросов – просто чудо,
Их запомнить просто так:
Где? куда? когда? откуда?
Почему? зачем? и как?
Падежи:
Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный.
Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку
Иван Родионович Дайте Вашу Трубку Покурить
Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь
Иван, Роман, Дайте Вашу Трубку Покурить
Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу
И Родила Дарья Ваньку Толстого, Пузатого
Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать
Извините Родители Дайте Ванюше Таблеток Покушать
Иван Родной Дай Водицы — Тетя Просит
Иваниха Родила Девочку Верочку, Толстенькую, Пузатенькую
Имя Родители Дали, Винни Топтыжкой Прозвали
Имя Родители Дали — Винительным Творцом Предложили
Приставки:
Чтобы запомнить какие приставки пишутся слитно:
АвтоМотоВелоФотоТелеРадиомонтёр
Корни:
Стих о проверке безударных гласных в корне:
Если буква гласная вызвала сомнение –
Ты ее немедленно ставь под ударение!
Или на то же правило есть мнемоническое правило Ослика ИА: пиши в корне И, если за корнем А.
Суффиксы:
Н или НН:
Слова-исключения стекляННый, оловяННый и деревяННый пишутся с двойной НН, чтобы запомнить их, представим себе старое окно – ручки из металла, рама и подоконник из дерева и естественно стекло. Удобно показывать ученикам прямо в классе, если окна ещё не заменили на пластиковые.
Слово-исключение смышлеНый надо писать с одной Н, он итак умный, ему и одной хватит.
МошеННик у тружеНика одну Н украл.
У девчонки чужой парчовый башмачок — нехорошо.
Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку.
–ЧИК, –ЩИК:
Только после букв Д, Т, З, С, Ж пишется –чик(лазутчик, перебежчик, покрасчик, извозчик). Чтобы это запомнить используйте мнемонику:
ДеТи За СаЖей — чик, все остальное — щик.
Мягкий знак:
После ж нет мягкого знака в словах – Уж замуж невтерпеж.
Как мы знаем, в существительных ЖЕНСКОГО рода на конце ставится мягкий знак (моль, глушь, дочь). Женщина везде ходит с дамской сумочкой (мягкий знак), а мужчины сумки не любят, предпочитают разложить вещи по карманам.
В числительном может стоять ТОЛЬКО ОДИН мягкий знак. Если он есть в конце, то в середину его уже ставить не надо. (шестнадцатЬ, восемнадцатЬ, пятЬсот, восемЬсот)
Мягкий знак в возвратных глаголах легко проверяется вопросами «что делатЬ?», «что сделатЬ?» и «что делает?», «что сделает?». Если в вопросе присутствует мягкий знак, то и в слово его добавить надо. Например, интересоваться(что делать?), интересуется(что делает?).
Окончания:
Путаницу с окончаниями наречий поможет решить окончание слова окно. Например, влевО (в окнО), слевА (с окнА), налевО (на окнО).
Дефис:
Либо, кое, то, нибудь надо черточкой стянуть!
Либо, кое, ка, нибудь, –
То, таки не позабудь
Написать через дефис,
Как предлог со словом из.
(из-за, из-под)
Непроизносимая согласная:
Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют.
До чего ж сегодня день чудесНый,
СоЛнце в небе празДнично горит,
Освещает месТность и окресТность,
И теплом своим серДца бодрит,
Но лежит на пасТбище корова,
ГрусТно смотрят карие глаза,
Потому что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.
НЕ надо писать Т:
— И ужаСНо, и опаСНо
Букву «Т» писать напраСНо.
— Вот чудеСНо! Вот прекраСНо!
— Почему это чудеСНо?
— Потому что интереСНо!
Надо писать Т:
Всем извеСТНо, как прелеСТНо
Букву Т писать умеСТНо!
Сложные в написании и словарные слова:
В городе Бордо, на улице бОрдовой,
закат бАгряный и бАгровый.
На вЕранде вЕтер
На вИтрине Игрушки.
Слова-исключения (в корне после Ц пишем Ы):
Цыган на цыпочках подошёл к цыпленку и цыкнул «Цыц!».
Слова-исключения (после шипящих О, а не Е):
Кто-то в шОртах и в плаще по трущОбе без шОроха нес крыжОвник.
Как пишутся буквы С в слове иСкуССтво можно запомнить, представив, что бы едем на трёхколесном велосипеде (впереди одно колесо, сзади два) или с помощью дроби ½.
ИнЖЕНЕр, это человек, который приносит ЖЕНЕ большую зарплату.
Психиатр и педиатр пошли в театр.
У подЪезда адЪютант ждет фельдЪегеря.
Чулки и носки в родительном падеже:
носки – носкОВ они короткие, поэтому прибавляем В.
чулки – чулОК они и без В длинные.
Одевать/надевать:
Надеваю одежду, одеваю — Надежду.
Одевать (кого?) Надежду, надевать (что?) одежду.
Мы пошли с Надюшей в душ,
Вдруг приперся Надин муж.
То ли мне надеть одежду?
То ли мне одеть Надежду?
Глаголы-исключения второго спряжения:
Знаки препинания:
Долго не могла запомнить, как ставить знаки препинания в вопросительно-восклицательном предложении (?!). Просто поставьте эти слова в алфавитном порядке: воПросительный – воСклицательный и навсегда запомните порядок их написания.
Ударения:
Иногда шутливые запоминалки могут идти от обратного. Прочтите эту рифмовку и никогда так не говорите:
Сорок прОценто наших дОцентов все докУменты носят в пОртфелях.
А есть и правильные стишки:
Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!
Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!
В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла! (Фёкла красная, как свЁкла!)
Срубили ель, сорвали щавЕль.
ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.
ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
Одна из самых распространённых ошибок – ставить ударение на О в слове звонИт. Чтобы этого не случилось, запомните:
А в слове звонит, и всех других спряжениях не должно быть вони!
Литература
Определить стихотворные размеры можно с помощью простого русского имени:
Иван — ямб
Ваня — хорей
Ванечка — дактиль
Ванюша — амфибрахий
Иоанн – анапест
И ещё можно запомнить мнемоническое слово ДАМАН:
ДАктиль – ударение на первый слог.
АМфибрахий – ударение на второй слог.
АНапест – ударение на третий слог.
Евоная мать согрешила
И за другого пошла,
А сапогов ещё не износила,
В каких она за гробом мужа шла.
Офелия, Гамлетова девчонка,
Спятила, товарищи, с ума,
Потому что датская сторонка
Для народа хуже, чем тюрьма.
Спятила, в воду сиганула,
Даже не сняла с себя наряд,
И тут на кровь Гамлета потянуло,
И стал он их калечить всех подряд.
И по расписанию Шекспира
Вынимал тут Гамлет-молодец
С ножен комсоставскую рапиру,
Наступал Полонию конец.
И тогда король, трясясь от гнева,
В Лондон повелел его сослать,
Стакнулася с ним и королева,
Разве ж это мать? Такая мать.
Был Гамлет упрям и непослушен,
За себя двух корешей послал,
Вскоре был один из них задушен,
А другой – так без вести пропал.
Решил разоблачить он королеву,
А, главное – прихлопнуть короля,
Самому отдать концы налево,
А Данию оставить без руля.
Весь двор смотреть собрался на пиесу,
Которой Гамлет автор-режиссёр.
Король не проявлял к ней интересу,
Но под конец до смысла он допёр.
На сцене королева-потаскуха
Синильной мужа травит кислотой,
Льёт из пипетки, лярва, прямо в ухо,
Душевною блистая красотой.
Король смекнул да улыбнулся глупо,
И тут Гамлет давай их всех кромсать.
Наутро там нашли четыре трупа,
И то их невозможно опознать.
Шекспир – в машину и на поле боя,
Он моментально трупы опознал
И, несмотря на приступ геморроя,
За сутки свою пьесу накатал.
Больной Шекспир работал с увлечением,
Он делал деньги, затянув ремень,
И получили люди развлечение,
А автор – белый хлеб на чёрный день!
И получили люди развлечение,
А автор – белый хлеб на чёрный день!