Главная » Правописание слов » Как пишутся суффиксы онок енок как проверить правило

Слово Как пишутся суффиксы онок енок как проверить правило - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Суффикс -онок- пишет­ся после твер­дых соглас­ных и шипя­щих кор­ня суще­стви­тель­ных, суф­фикс -ёнок- — после мяг­ких соглас­ных, кро­ме «ч», в назва­ни­ях птен­цов и дете­ны­шей животных.

В рус­ском язы­ке назва­ния птен­цов и дете­ны­шей живот­ных обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­са -онок-/-ёнок-, напри­мер:

Чтобы отве­тить на этот вопрос, вна­ча­ле вспом­ним, что такое суф­фикс и какое зна­че­ние он име­ет в слове.

А теперь обра­зу­ем новые сло­ва, назва­ния птен­цов и дете­ны­шей живот­ных, с помо­щью суф­фик­са -ёнок-:

рысь — рысёнок воро­на — воронёнок
олень — оленёнок стра­ус — страусёнок
козел — козлёнок гусь — гусёнок
слон — слонёнок утка — утёнок
кен­гу­ру — кенгурёнок соло­вей — соловьёнок

Обратимся к суф­фик­су -онок- и полу­чим с его помо­щью новые существительные:

волк — вол ч онок скво­рец — сквор ч онок
бар­сук — бар­су ч онок соро­ка — соро ч онок
вер­блюд — верб­лю ж онок стриж — стри ж онок
ёж — е ж онок уж — у ж онок
мышь — мы ш онок индюк — индю ш онок

Теперь посмот­рим, после каких глас­ных кор­ня слов пишет­ся под уда­ре­ни­ем дан­ный суф­фикс. Как видим, это шипя­щие соглас­ные — все­гда твер­дые зву­ки [ ж ], [ ш ] и все­гда мяг­кий звук [ ч’ ].

Вывод

Суффикс -ёнок- пишет­ся после мяг­ких соглас­ных кор­ня слов, кро­ме [ч’], а суф­фикс -онок- — после твер­дых соглас­ных и шипя­щих «ж», «ш», «ч».

Чтобы выбрать нуж­ный вари­ант суф­фик­са, вос­поль­зу­ем­ся сле­ду­ю­щим алгоритмом:

Источник

Суффикс -онок- пишет­ся после твер­дых соглас­ных и шипя­щих кор­ня суще­стви­тель­ных, суф­фикс -ёнок — после мяг­ких соглас­ных, кро­ме «ч», в назва­ни­ях птен­цов и дете­ны­шей живот­ных.

В рус­ском язы­ке назва­ния птен­цов и дете­ны­шей живот­ных обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­са -онок-/-ёнок-, напри­мер:

Как выбрать в сло­ве нуж­ный вари­ант суф­фик­са, -онок- или -ёнок-?

Чтобы отве­тить на этот вопрос, вна­ча­ле вспом­ним, что такое суф­фикс и какое зна­че­ние он име­ет в сло­ве.

Суффикс — это зна­чи­мая часть сло­ва, кото­рая нахо­дит­ся после кор­ня и слу­жит для обра­зо­ва­ния слов.

А теперь обра­зу­ем новые сло­ва, назва­ния птен­цов и дете­ны­шей живот­ных, с помо­щью суф­фик­са -ёнок-:

Обратим вни­ма­ние, что суф­фикс -ёнок- упо­треб­ля­ет­ся в напи­са­нии суще­стви­тель­ных после мяг­ких соглас­ных кор­ня, кро­ме все­гда мяг­ко­го [ч’].

Обратимся к суф­фик­су -онок- и полу­чим с его помо­щью новые суще­стви­тель­ные:

Вывод

Суффикс -ёнок- пишет­ся после мяг­ких соглас­ных кор­ня слов, кро­ме [ч’], а суф­фикс -онок- — после твер­дых соглас­ных и шипя­щих «ж», «ш», «ч».

Чтобы выбрать нуж­ный вари­ант суф­фик­са, вос­поль­зу­ем­ся сле­ду­ю­щим алго­рит­мом:

Подробно, как поша­го­во поль­зо­вать­ся этим пра­ви­лом, про­чи­та­ем в ста­тьях о пра­во­пи­са­нии слов «зай­чо­нок» и «бель­чо­нок«.

Источник

План урока

Название этапа Методический комментарий
1 1. Организационный этап урока

Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок.

Рубрика «Давай подумаем» содержит языковой материал, наблюдение за которым позволяет учащимся самостоятельно сформулировать правило написания суффиксов -онок- и -ёнок-. Выполняется фронтально, устно.

Вывод: суффикс -ёнок- пишется после мягких согласных звуков, кроме [ч’]; суффикс -онок- пишется после шипящих звуков, в том числе после звука [ч’].

Вопрос учителя: «Что вы знаете о звуках [ж], [ш]?» (Это твёрдые согласные звуки, которые не имеют пары по мягкости.)

Рубрика «Тайны языка» обобщает результаты наблюдений.

Вопросы, проверяющие понимание орфографического правила: можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется суффикс -ёнок-? (Нет, так как после мягкого согласного звука [ч’] пишется суффикс -онок-.) Можно ли сказать, что суффикс -онок- пишется только после твёрдых согласных звуков? (Нет, суффикс -онок- пишется ещё и после мягкого согласного звука [ч’].) Можно ли сказать, что суффикс -онок- пишется после всех шипящих звуков? (Да.)

Рубрика «Подсказка» вводит алгоритм применения правила. Алгоритм читается вслух, примеры разбираются с одновременной записью рассуждения на доске.

Вопросы перед началом записи: на какие звуки будут заканчиваться корни слов первого столбика? Будут ли во втором столбике слова, корни которых оканчиваются на звук [ч’]? После этого учащиеся записывают слова в два столбика, по очереди выходя к доске, и подробно, используя алгоритм при комментировании своей записи, объясняют выбор суффикса. Последняя буква корня обязательно подчёркивается, суффикс выделяется.

Упражнение 1 (урок 53) в рабочей тетради «Пишем грамотно» (№ 1) — самостоятельная работа на применение правила. Вопросы перед началом выполнения: что можно сказать о буквах, которыми заканчиваются корни слов первого столбика? (Это буквы шипящих звуков.) Какой суффикс нужно будет дописать во все слова первого столбика? (После шипящих пишется суффикс -онок-, во все слова допишем -онок-.) Вопрос после выполнения: почему во все слова второго столбика вы дописали суффикс -ёнок-? (Потому что корни всех слов второго столбика заканчиваются на мягкий согласный, но не [ч’].)

Выполняется в парах упражнение 2 (урок 53) в рабочей тетради «Пишем грамотно» (№ 1) — отработка правила, подготовка к выполнению упр. 2 учебника. Выполнение упражнения проверяется фронтально.

Возможные ошибки. Запись слов типа «коровёнок», «лошадёнок».

Помощь. Перед выполнением напомнить, что не всегда слово, называющее детёныша, имеет такой же корень, как слово, называющее его маму.

Дифференцированная работа. Все учащиеся выполняют упр. 63 в тетради «Учусь писать без ошибок», быстро справившиеся с ним выполняют упр. 62.

Обратить внимание на соединительный штрих в написании сочетаний прописных букв О, Б, В, Ф, Э, Ю со строчными л, м, я. Прописать соединения букв Юя, Юл, Юм, Фл, Фм, Фя.

Учитель подводит итоги урока.

Домашнее задание. Упражнение 2 в учебнике (с. 122) — дальнейшая отработка правила. Названия детёнышей записываются в два столбика в зависимости от суффикса.

Возможная ошибка. Запись вместо слова телёнок слова «коровёнок».

Помощь. Перед выполнением упражнения спросить, как называют детёныша коровы.

Источник

Суффиксы иц их онок енок

Суффикс -онок- пишет­ся после твер­дых соглас­ных и шипя­щих кор­ня суще­стви­тель­ных, суф­фикс -ёнок- — после мяг­ких соглас­ных, кро­ме «ч», в назва­ни­ях птен­цов и дете­ны­шей животных.

В рус­ском язы­ке назва­ния птен­цов и дете­ны­шей живот­ных обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­са -онок-/-ёнок-, напри­мер:

Чтобы отве­тить на этот вопрос, вна­ча­ле вспом­ним, что такое суф­фикс и какое зна­че­ние он име­ет в слове.

А теперь обра­зу­ем новые сло­ва, назва­ния птен­цов и дете­ны­шей живот­ных, с помо­щью суф­фик­са -ёнок-:

рысь — рысёнок воро­на — воронёнок
олень — оленёнок стра­ус — страусёнок
козел — козлёнок гусь — гусёнок
слон — слонёнок утка — утёнок
кен­гу­ру — кенгурёнок соло­вей — соловьёнок

Обратимся к суф­фик­су -онок- и полу­чим с его помо­щью новые существительные:

волк — вол ч онок скво­рец — сквор ч онок
бар­сук — бар­су ч онок соро­ка — соро ч онок
вер­блюд — верб­лю ж онок стриж — стри ж онок
ёж — е ж онок уж — у ж онок
мышь — мы ш онок индюк — индю ш онок

Теперь посмот­рим, после каких глас­ных кор­ня слов пишет­ся под уда­ре­ни­ем дан­ный суф­фикс. Как видим, это шипя­щие соглас­ные — все­гда твер­дые зву­ки [ ж ], [ ш ] и все­гда мяг­кий звук [ ч’ ].

Вывод

Суффикс -ёнок- пишет­ся после мяг­ких соглас­ных кор­ня слов, кро­ме [ч’], а суф­фикс -онок- — после твер­дых соглас­ных и шипя­щих «ж», «ш», «ч».

Чтобы выбрать нуж­ный вари­ант суф­фик­са, вос­поль­зу­ем­ся сле­ду­ю­щим алгоритмом:

Тренажёр по русскому языку

Спиши. Вставь пропущенные буквы

Спиши. Вставь пропущенные буквы

Спиши. Вставь пропущенные буквы

Спиши. Вставь пропущенные буквы

Спиши. Вставь пропущенные буквы

Спиши. Вставь пропущенные буквы

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Номер материала: ДБ-848285

    09.12.2019 121
    05.12.2019 99
    05.12.2019 61
    05.12.2019 54
    03.12.2019 44
    02.12.2019 98
    01.12.2019 62
    27.11.2019 148

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Путин поручил актуализировать Концепцию психологической службы в школах

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения опубликовало проект расписания сдачи ОГЭ и ЕГЭ в 2022 году

Время чтения: 1 минута

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021

Время чтения: 1 минута

Демоэкзамены включат в образовательные стандарты всех направлений подготовки СПО

Время чтения: 2 минуты

На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Правописание суффиксов существительных

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке мы рассмотрим правописание суффиксов имен существительных. К суффиксам, написание которых регламентируется определенными правилами, относятся суффиксы -ек- и —ик-, -чик— и —щик-, -ок- и -ек-, -оньк- и -еньк-, -ец- и —иц-. Рассмотрим правила написания этих суффиксов и узнаем о словах-исключениях.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишутся суффиксы онок енок как проверить правило, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как пишутся суффиксы онок енок как проверить правило", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как пишутся суффиксы онок енок как проверить правило:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Онлайн словарь однокоренных слов русского языка.