Главная » Правописание слов » Как правильно написать завещание по исламу

Слово Как правильно написать завещание по исламу - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Завещание в Исламе

«…Предназначено для родителей и родных». На начальном этапе ниспослания положений Священного Корана касательно завещания было именно так, но затем волею Творца был ниспослан аят:

«Мужчинам [вне зависимости от возраста[1]] удел (определенная доля, часть) из того, что оставили [в наследство покойные] родители и близкие, и женщинам [вне зависимости от возраста] удел (определенная доля, часть) из того, что оставили [в наследство покойные] родители и близкие, [независимо от того] небольшое [наследство] или богатое. [Наследство является] уделом обязательным [то есть в обязательном порядке все делится на определенные Священным Писанием части и распределяется в зависимости от степени родства]» (Св. Коран, 4:7).

После этого аята были ниспосланы и другие, где четко пояснялось, в каких пропорциях между родными покойного распределяется его наследство. Завещание, которого, кстати, может и не быть, так как обязательным оно было до тех пор, пока не появились в кораническом тексте четкие пропорции раздела наследства, передается только тем, кто не имеет обязательной доли в имуществе покойного. Есть достоверный хадис, где сказано: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) закрепил за каждым [наследником] его часть [наследства]. Наследник [получающий свою долю в соответствии с Писанием] не имеет права на завещание»[2]. Богословы, комментируя хадис, говорят о допустимости этого только в случае общего согласия и разрешения со стороны всех остальных наследников. Также важно отметить, что размер завещанного имущества не может составлять более 1/3 наследства, о чем сказано в достоверном хадисе[3].

Мусульманские ученые единодушны во мнении, что человек до своей смерти может изменить написанное им ранее завещание. Одну треть своего имущества завещатель имеет право адресовать тому, кому пожелает, даже тем, кто не доводится ему родственником. Что же касается того, что больше 1/3, то этим завещатель имеет право распоряжаться лишь с согласия всех его наследников.

Позднее ниспосланные аяты, оговаривавшие доли наследников, установили лишь желательность завещания в случае, когда у человека есть намерение его написать. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Пусть не пройдет и двух ночей, как будет написано завещание, если человек имеет намерение завещать что-либо»[4]. Ибн ‘Умар дал практический комментарий к этому хадису: «После того как я услышал эти слова, если появлялось у меня намерение о завещании, то не проходило и ночи, как я это переводил в письменную форму»[5].

«Верующие, если вы в пути и наступило для вас предсмертное состояние [вы чувствуете, что вот-вот умрете], а собирались оставить завещание [или обозначить, кому принадлежит то ценное, что оказалось вместе с вами в пути], тогда пусть свидетелями этого явятся двое справедливых мужчин из числа мусульман или немусульман.

[По возвращении домой] их [свидетелей] пригласят для свидетельства после [третьей обязательной] молитвы-намаза [когда предположительно человек более сосредоточен, внимателен и ответственен]. И если есть у вас [возникнут] сомнения [в точности их слов], тогда пусть [свидетели] поклянутся Богом, сказав, что «мы не поступимся правдой за [мирскую] плату, даже если это коснется родственника [даже если от наших слов пострадает или выиграет наш родственник]. Мы не сокроем данное свидетельство пред Творцом, а если сделаем подобное, то превратимся в явных грешников [и потому заслужим жесткого наказания со стороны Господа]».

Если выяснится, что они совершили грех [сокрыли завещание, изменили его текст и т. п.], тогда другие двое из числа самых достойных [например, из числа родственников] покойного [лучше, если это будут его наследники] встанут на их место [в вопросе свидетельства перед судом, например] и клянутся Аллахом (Богом), что «наше свидетельство более верно (истинно), чем их. Если же мы перешли границы [солгали], тогда мы, воистину, злодеи (явные грешники) [за что заслуживаем Божьей кары]».

Это [возможность передачи права клятвы самым достойным, например, наследникам, когда есть очевидные сомнения в правдивости спутников, оказавшихся рядом с покойным в момент его смерти] в наибольшей мере способствует тому, чтобы свидетельство было правдивым; чтобы спутники покойного, зная, что их клятва может быть аннулирована, говорили так, как оно есть.

Будьте набожны и покорны [прислушивайтесь к необходимым для вас наставлениям]. Явных грешников Аллах (Бог, Господь) не наставит на верный путь. [Совершая грехи, вредя другим, человек в еще большей степени начинает теряться в себе и во всем том, что его окружает]» (Св. Коран, 5:106–108).

«Кто же подменит [изменит] завещание после того, как слышал его [например, был свидетелем], то [пусть знает, что велик] грех на тех, кто подменяет [изменяет] завещания. Воистину, Аллах (Бог, Господь) абсолютно все слышит и обо всем знает.

Кто же опасается ошибочных действий со стороны завещателя или греховного произвола и [постарается] исправить положение дел между завещателем и теми, кому он завещает (поможет им найти взаимопонимание, объяснит им, помирит их), то нет в этом греха [в том, что он проинформирует людей и поможет им сделать все правильно в рамках закона и справедливости]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) Всепрощающ [пока человек жив, у него есть возможность раскаяться и исправиться, вернув то, что ему, например, не принадлежит, или передав тому, кому это должно было быть передано] и Всемилостив» (Св. Коран, 2:181, 182).

Насколько большой грех совершает мусульманин, пишущий завещание, содержание которого не соответствует правилам шариата, и то лицо, которое получает долю наследства не по мусульманским нормам?

Человек может при жизни заблаговременно побеспокоиться и распорядиться 1/3 частью наследства по своему усмотрению, то есть как он сам пожелает. Остальное распределяется в соответствии с четко установленными нормами, прописанными в Священном Коране. И это распределение обязательно пред Богом.

«Если у вас есть дети, если у вас есть жилье в совместном владении, если вы являетесь владельцем бизнеса, то у вас должно быть завещание. Иначе в будущем, когда встанет вопрос о наследовании, могут возникнуть конфликтные ситуации. Поэтому стоит составить завещание, даже если до выхода на пенсию вам еще далеко. И обязательно при этом пользуйтесь услугами хорошего адвоката»[6].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Несовершеннолетние получают свой удел из наследства покойного, но не имеют права распоряжаться этим, кроме как по достижении совершеннолетия.

[2] Св. х. Ибн Маджа. См.: Ибн Маджа М. Сунан. С. 295, хадис № 2713, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 110, хадис № 1758, «хасан».

[3] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 842, хадис № 2742; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 1. С. 487.

[4] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 841, хадис № 2738; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 482, хадис № 7893, «сахих».

[5] См., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 1. С. 157, 158.

Источник

Что такое завещание по шариату

Добровольное пожертвование (садака) – это один из самых благих путей расходовать своё имущество. Хотя человек, покинув этот мир, практически теряет возможность совершать поклонение, Всевышний Аллах оставил для него возможность продолжать некоторые благие деяния. Одним из таких деяний для человека является завещание.

Завещание — это добровольное пожертвование, которое человек связывает со своей смертью и которое вступает в силу после его смерти.

Доводом к законности составления завещания является Коран, Сунна, практика сподвижников и единогласие мусульманских учёных (иджма‘).

В Коране на это указывают следующие аяты.

Всевышний Аллах говорит в священном Коране:

يَاأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا شَهَادَةُ بَيْنِكُمْ إِذَا حَضَرَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ حِينَ الْوَصِيَّةِ اثْنَانِ ذَوَا عَدْلٍ مِنْكُمْ

Также Всевышний Аллах говорит:

كُتِبَ عَلَيْكُمْ إِذَا حَضَرَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ إِنْ تَرَكَ خَيْرًا الْوَصِيَّةُ لِلْوَالِدَيْنِ وَالْأَقْرَبِينَ بِالْمَعْرُوفِ حَقًّا عَلَى الْمُتَّقِينَ

В толковании этого аята Ибн Касир пишет: «В этом аяте содержится повеление составлять завещание в пользу родителей и других родственников. Это было обязательным до ниспослания аятов о наследстве, которые отменили закон об обязательном завещании. С тех пор наследники стали получать фиксированную долю и без завещания. Ни наследник, ни наследодатель не имеют права менять эту долю».

Из сунны Пророка ﷺ на это указывает следующее. Имам Муслим в своём сборнике хадисов приводит хадис от Абдуллаха Ибн Умара (да будет доволен ими обоими Аллах), согласно которому Посланник Аллаха ﷺ сказал:

ما حق امرئ مسلم له شيء يوصي فيه، يبيت ليلتين إلا ووصيته مكتوبة عنده

«Непозволительно мусульманину, у которого есть имущество, которое можно завещать, провести даже две ночи, не имея письменного завещания» (Бухари, Муслим, Абу Давуд, Тирмизи).

В комментариях к этому хадису Имам Ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет, что в этом хадисе есть побуждение составить завещание, и все мусульмане единогласны в том, что это повеление о составлении завещания. Однако Имам Навави пишет, что мнение шафиитского мазхаба и большинства учёных заключается в том, что это повеление указывает не на обязательность, а на желательность составления его.

Из практики сподвижников. Есть много примеров из практики сподвижников, когда они писали завещания своим близким и родственникам. Одно из них – то, что приводит Абдурразак в своём сборнике «Мусаннаф»:

От Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что сподвижники писали в начале своих завещаний:

بسم الله الرحمن الرحيم هذا ما أوصى به فلان: إنه يشهد أن لا إله إلا الله وحده لا شريك له وأن محمدا عبده ورسوله صلى الله عليه وسلم <وأن الساعة آتية لا ريب فيها وأن الله يبعث من في القبور>وأوصى من ترك من أهله أن يتقوا الله ويصلحوا ذات بينهم، ويطيعوا الله ورسوله إن كانوا مؤمنين وأوصاهم بما أوصى إبراهيم بنيه ويعقوب

Что касается единогласия учёных, то все мусульманские учёные со времён сподвижников сошлись во мнении на том, что разрешено составлять завещание, и не передаётся ни от одного из них запрет на это.

Однако стоит отметить, что милостыня (садака), выплаченная человеком при жизни, лучше, чем завещание, которое вступает в силу только после его смерти. Потому что милостыня, выплаченная при жизни, более указывает на искренность веры мусульманина, чем завещание. Следовательно, и награда за милостыню больше, чем за завещание.

Всевышний Аллах говорит в Коране:

وَأَنْفِقُوا مِنْ مَا رَزَقْنَاكُمْ مِنْ قَبْلِ أَنْ يَأْتِيَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ فَيَقُولَ رَبِّ لَوْلَا أَخَّرْتَنِي إِلَى أَجَلٍ قَرِيبٍ فَأَصَّدَّقَ وَأَكُنْ مِنَ الصَّالِحِينَ

В сборнике достоверных хадисов имама Аль-Бухари приводится хадис, в котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что лучшая милостыня – это та, которую человек отдал, будучи здоровым.

Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:

«Как-то раз один человек пришёл к Посланнику Аллаха ﷺ и спросил: «О Посланник Аллаха, за какую милостыню полагается наилучшая награда?» Пророк ﷺ ответил: «За ту, которую ты подаёшь, будучи здоровым и скупым, надеешься прожить ещё и боишься бедности. И не откладывай милостыню до тех пор, пока душа твоя не подойдёт к горлу и не станешь ты говорить: этому столько, этому столько, тогда как всё это уже принадлежит им!«». (Бухари, 1419; Муслим, 1032).

Также Абдураззак приводит в своём сборнике «Мусаннаф» от Абу Дардаа (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مثل الذي يعتق عند الموت كمثل الذي يهدي إذا شبع

«Человек, который освобождает раба при смерти, подобен тому, кто преподносит подарки при сытости».

Мудрость предписания Всевышним завещания

Согласно правилам шариата, завещание должно было быть недействительным, так как это является распоряжением человека имуществом после своей смерти. А человек после смерти не имеет никакого права распоряжаться «своим» имуществом. Однако проявлением мудрости шариата является то, то Всевышний Аллах разрешил такое распорядительство и после смерти, учитывая пользу, которую получает от завещания сам завещатель, его родственники и всё общество.

Что касается пользы, которую получает завещатель – это вознаграждение, которое он получает за милостыню после смерти и за благое упоминание его имени.

Польза, которую получают его близкие за его завещание – это то, что те родственники, которые не имеют долю в его наследстве, не остаются без ничего, а получают долю из этого завещания.

А польза для общества – это то, что завещание расходуется на благотворительность: постройку мечетей, медресе, библиотек, больниц, облагораживание дорог и тому подобное.

Да одарит нас Аллах пониманием религии и приумножит наши благие деяния, совершённые при жизни и после смерти. Амин!

Мухаммад Мухаммадов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Как правильно завещать имущество по Шариату

Согласно исламскому праву, имущество человека может быть распределено не только по наследству. Его часть может быть отдана через такой инструмент, как завещание.

В арабском языке завещание выражается словом «васыять». Его буквальный перевод означает передачу имущества постороннему человеку. В Шариате толкование обрастает дополнительным смыслом, который уточняет первоначальное значение: это договор о передаче одним человеком в пользу другого части собственного имущества.

Оставление завещания в исламе признано разрешённым действием, которое нашло своё отражение в тексте Благородного Корана:

«… Именно таким образом должно происходить деление наследства после выплаты того, что было оставлено в завещании…» (4:11)

О завещании также говорится в Пречистой сунне Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.). Приведём следующий хадис: «Мухаммад (с.г.в.), услышав, что Саид ибн Али Ваккас хочет передать через завещание более одной трети своего имущества, сказал: «Лучше, если твои наследники будут богатыми, а не бедными. Вместо того, чтобы они искали подаяние, будет лучше, если они получат хорошее наследство» (Аль-Байхакый).

Как видно из текста хадиса, составление завещание разрешено в исламе, но имущество, которое будет распределено посредством него, не должно превышать одной трети от всего того, что осталось после жизни человека.

При этом важно понимать, что статус материальных благ, переданных через завещание, приравнен к садака джария, то есть к милостыне, которая приносит награду оставившему её человеку после смерти.

Оставление завещания относится к разряду мустахаб, то есть это рекомендуемое действие, за которое человек получит вознаграждение. Если завещание оставлено не будет, то за это никакого наказания верующий не заслуживает. Но если у мусульманина имеются долги, им не возвращены взятые на время вещи, не выплачен закят, то в этих ситуациях составление завещания находится в статусе ваджиб (обязательное действие, отрицание которого не приводит к неверию, но означает погружение человека в серьёзный грех).

Составление завещания в пользу тех родственников, которым не достанется наследство, нуждающимся, учёным, людям, которые погрязли в пучине долговой зависимости, так же имеет статус мустахаб.

Завещание в пользу богатых родственников, посторонним людям оценивается как мубах (действие, которое не запрещается и не разрешается; его эффект определяется изначальным намерением: если оно было совершено с добрыми намерениями, то такое действие находится в статусе халяль; если оно совершается со злостными намерениями, то оно приносит человеку грех).

Направление имущества посредством завещания в пользу испорченных и злых людей, а также составление завещания бедными оцениваются как макрух (греховное действие).

Оставление имущества посредством завещания на греховные дела (например, совершение разбоя, использование имущества в различных махинациях, распространение других религий) оценивается в Шариате как харам.

Правила завещания

В качестве передаваемых материальных ценностей могут выступать следующие категории вещей:

1. Предметы, объём которых определён. Если непонятно, о каком именно имуществе ведётся речь или неясен его размер, объём и т.д., то оставлять его в качестве наследства нельзя.

2. Не допускается передавать по завещанию греховные вещи, типа свиноферму, завод по производству алкоголя и так далее.

3. Имущество отдаётся целиком, а не по частям. Например, если речь идёт о компьютере, то нельзя передать только мышку или монитор, оставив у себя системный блок.

4. Как было отмечено выше, по общему правилу на завещание не закладывается больше одной трети от всего имущества. Но если родственники не имеют ничего против такого распределения, то наследодатель может выйти и за пределы установленной нормы.

5. Имущество, которое предполагается оставить, должно находиться в собственности у составителя завещания.

6. После смерти человека за счёт оставшегося после него имущества сначала погашаются долги, далее выполняются условия завещания. Только после этих действий можно приступать к разделу имущества среди наследников.

7. Оговоренное имущество полностью переходит в собственность лица наследования по завещанию.

8. Если в завещании указано совершение запретных действий, то они не выполняются.

Человек, который оставляет завещание, должен:

Получатель имущества по завещанию:

Если все вышеупомянутые пункты соблюдены, завещание признаётся верным и его надлежит исполнить.

Когда имущество по завещанию возвращается обратно

Исламские правоведы едины во мнении, что если составитель завещания хочет поменять его содержание, то он может сделать это в любой момент, когда посчитает удобным.

Изменение условий завещания возможно двумя способами:

1. Проговаривание словами того, что условия завещания поменялись или оно вовсе отменяется.

2. Демонстрация действием, то есть предоставление в качестве подарка записанного в завещании имущества третьим лицам либо самостоятельное использование составителем завещания этого имущества.

Отдельные вопросы, касающиеся завещания

— Если лицо, которому передаётся имущество, отказывается от него, то это означает, что завещание в отношении него утратило свою силу.

— Исламские правоведы считают, что передача чего-либо по завещанию в пользу медресе, мечетей, больниц, библиотек является правильным и не противоречащим Шариату.

— Указание в завещании совершения паломничества (хаджа) от имени завещателя предполагает реализацию этого пожелания за счёт материальных благ, которые тот оставил.

— Получатель имущества может отказаться от части завещания.

— Реализация завещания должна проходить в присутствии свидетелей (двух мужчин). Это действие также необходимо утвердить посредством письменного документа.

— Если имущество передаётся родственнику (не прямому наследнику), то требуется заручиться согласием со стороны других родственников.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Ассаламуғалейкум. Как правильно распределить имущество. Человек имеет четырех сыновей, имеет дом, оставил завещание на старшего сына дом, составив на листочке и подписав его. При этом остальные братья были свидетелями и не имели никаких претензий. В таком случае по шариату есть ли какие противоречия?

Источник

Три важных условия, которые необходимо соблюдать при составлении завещания

Вопрос №183:
«Как правильно составить завещание по Исламу?»

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Всевышний Аллах говорит в священном Коране:

كُتِبَ عَلَيكُم إِذا حَضَرَ أَحَدَكُمُ المَوتُ إِن تَرَكَ خَيرًا الوَصِيَّةُ

Исходя из данного аята, для человека, который владеет имуществом, является обязательным составить завещание.

У многих мусульман есть небольшая путаница по поводу определения завещания с точки зрения нашей религии. На это повлиял тот факт, что многие, не зная толком своей религии, переняли у неверующих неправильное понимание сути завещания, с его формами и условиями, не имеющими отношения к Исламу. Подобное происходит, когда мусульмане отдаляются от своей религии и от познания ее законоположений, что может привести к уподоблению мусульман в этих вопросах неверующим.

В связи с этим, прежде чем объяснить, как распределяется наследство, следует объяснить, что же такое завещание в нашей религии и какое определение дали ему наши ученые-правоведы.

Завещание — то, что отдает человек после своей смерти. Это может являться садакъа (милостыней), подарком или закятом.

У завещания есть три условия.

Первое: завещание не дается наследникам. Как сказал Пророк ﷺ в достоверном хадисе: «Нет завещания наследникам»[1].

Это значит, что если у человека имеются наследники: родители, дети, супруг или супруга, — то он не имеет права завещать им имущество после своей смерти, так как они и так получают долю из этого имущества, установленную нашей религией. Иначе говоря, завещание не имеет смысла ввиду того, что пользоваться имуществом умершего — это право наследников, кроме как только если они это сами не дозволили.

Предположим следующую ситуацию: человек заболел, и из трех его сыновей младший бросил свою работу, взявшись ухаживать за своим болеющим отцом. И если отец оставил в завещание этому сыну из имущества долю немного больше, чем остальным сыновьям, по причине того, что он ухаживал за ним, то это не дозволяется, кроме как с разрешения остальных братьев. Они могут сказать: «Наш отец проявил справедливость, и наш младший брат оставил свои дела ради отца, поэтому нуждается в некоторых финансовых возможностях», — и только в таком случае это является разрешенным. Однако, в основе своей, сказал Пророк ﷺ: «Нет завещания для наследников»[2],и они забирают свои доли согласно тому, как узаконено в шариате.

Второе: завещание не должно составлять более трети (⅓) имущества.

Например, человек умер, оставив после себя имущество (дом, автомобиль, денежные средства, драгоценности), которое оценивается в 900 тыс. рублей. Из этого имущества он завещал половину своему другу, или на строительство мечети, или, например, на колодцы в Африке. Данное его завещание не может быть исполнено, так как, согласно религии, он не может завещать больше трети своего имущества. Следовательно, из этих 900 тыс. рублей только 300 тыс. он может завещать на благотворительность. Если же он завещал больше трети, то наследники должны дозволить это, так как имущество умершего (которое свыше трети) уже принадлежит им. Они должны сказать: «Нет проблем. Мы согласны с тем, что завещал наш отец». В таком случае завещание становится приемлемым и дозволенным. Однако, в основе своей, человек имеет право завещать не более трети своего имущества.

Доводом на это является известная история в достоверном сборнике имама Муслима, да помилует его Аллах, от Са’да ибн Аби Уаккъаса, одного из десяти сподвижников, обрадованных при жизни Раем, да будет доволен ими Аллах. Когда Са’д тяжело заболел, Посланник Аллаха ﷺ пришел навестить его, и он сказал ему: «Я богат, а наследников, кроме дочери, у меня нет, так не раздать ли мне две трети своих денег бедным?» Тот ﷺ ответил: «Нет». Тогда Са’д спросил: «А половину, о Посланник Аллаха?» В ответ снова прозвучало: «Нет». Тогда Са’д спросил: «А треть, о Посланник Аллаха?» И Он ﷺ сказал: «Треть, но и трети будет много, ведь, поистине, тебе лучше оставить своих наследников богатыми, чем лишенными имущества и (вынужденными) просить у людей!»[3].

Третье: завещание не должно содержать ничего запретного. Нельзя завещать тратить имущество на запрещенные шариатом вещи.

Примером является завещание открытия пивных баров, дискотек, покупки музыкальных инструментов, постройка мечети на территории кладбища и так далее. То, что запрещено в нашей религии, запрещено и в завещании. Многие мусульмане, к сожалению, в подобных случаях исполняют такое завещание. Но на самом деле оно становится недействительным, и является запрещенным исполнять его.

Важное примечание: первые два условия имеют место до тех пор, пока наследники не дадут свое согласие. В третьем же условии нет нужды в разрешении наследников, так как оно является запретным в любой ситуации. Если наследники, несмотря на запретность завещания, дали ему вступить в силу, то они считаются грешниками, равно как и тот, кто оставил подобное завещание после себя.

Приведем пример: отец завещал построить над своей могилой мавзолей или установить огромный камень с фотографией. Наследники не имеют права сказать: «Как мы можем противоречить нашему отцу, ведь он завещал построить памятник с фотографией?» Это является запретным, и, возможно, тот, кто завещал подобное, сделал это по незнанию. Но вам ведь известно, что это не дозволено, и, если не хотите причинить вред умершему родителю после его смерти, то не выполняйте это завещание.

Также необходимо добавить, что к завещателю предъявляются следующие условия: он не должен быть ребенком, сумасшедшим, действовать под принуждением или будучи при смерти. Данная тема была освещена довольно кратко, и, конечно, она требует более глубокого изучения.

А Аллаху ведомо лучше.

Как быть в ситуации, если двое из наследников дозволили свое имущество, а один нет?

Завещание исполняется с доли тех, которые его дозволили, а долю того, кто не дозволил, не трогают, потому что это его имущество. Например, после смерти отца его трем сыновьям досталось по сто тысяч рублей каждому. Однако третьему из них он завещал дополнительные сто тысяч рублей, по тем или иным причинам. Первые два брата разделились во мнениях: один дозволил это, а другой — нет. Он имеет на это полное право, так как данное имущество принадлежит в том числе и ему. Тогда с доли того, который дозволил, дается третьему сыну. Что же касается того, кто не дозволил, то ему отдается полное его имущество.

Подобная ситуация является частым явлением. В исламских республиках практически стало обычаем, когда младшие сыновья остаются с родителями и наследуют все их имущество. Старшие же сыновья ничего не наследуют, а дочери — тем более. Это, без сомнений, является несправедливым. У старших сыновей и у дочерей есть доля в наследстве, кроме как если они сами это не дозволили, посчитав, что младший брат ухаживал за родителями, и они не хотят, чтобы дом продавали и делили между ними. В противном случае имущество необходимо поделить согласно Шариату, несмотря на обычай.

Детали того, как делится имущество, — это уже другой вопрос. Человек должен пойти к знающему мусульманину, рассказать свою ситуацию и спросить о том, как все правильно сделать. Всевышний Аллах Сам разделил наследство в пяти аятах Корана, и даже Пророку ﷺ не дано было что-то решать в вопросах наследства. 99% вопросов, касающихся наследства, объясняются в Коране, а в Сунне имеются небольшие пояснения этих аятов.

Мусульманам необходимо соблюдать в этих вопросах Шариат. Ни в одной стране в мире не запрещается завещать и наследовать так, как ты хочешь. В подобных вопросах и проявляется вера человека — живет ли он по законам Всевышнего Творца или нет.

Сегодня многие заявляют, что хотят жить по Шариату. Но когда вопрос касается имущества, то они сразу хотят жить по адатам (обычаям) их народа. Как раз здесь и проверяется вера человека, так как никто не заставляет завещать так, как принято у них.

А Аллаху ведомо лучше.

Если человек завещал имущество наследнику, а тот потратил завещанное на запретное? Что скажете о хадисе, что нельзя засыпать, не оставив завещание?

Если завещающий заведомо знает о том, что наследник потратит завещанное ему на харам (запретное), то он не имеет права завещать ему имущество.

Передается в достоверных сборниках со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Непозволительно мусульманину, владеющему тем, что можно завещать, проводить две ночи, не написав завещания»[4]. В другой версии данного хадиса у имама Муслима упоминается: «…проводить три ночи…»[5]. После передачи хадиса Ибн ‘Умар сказал: «С тех пор, как я услышал слова Посланника Аллаха, ﷺ который сказал это, я не провел и ночи, не имея составленного мной завещания».

Следовательно, человек, у которого есть какое-то имущество, обязан написать завещание. Также в самом начале мы упоминали аят, где Аллах говорит об обязательности этого в Коране[6].

Кто-то может спросить: «Почему Пророк ﷺ не написал завещания?» На самом деле Посланник Аллаха ﷺ ничего не оставил после себя, так как у него не было имущества. Все, что он имел, перешло в казну мусульман.

Также передается в достоверном хадисе, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, обладающие знанием являются наследниками пророков, пророки же не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхамов, но оставляют в наследство одно только знание, и тому, кто приобрел его, достался великий удел».[7]

Ни наш Пророк Мухаммад ﷺ, ни остальные пророки до него — никто из них не завещал своим наследникам ничего, кроме знаний, которые остались после них. Поэтому мы, мусульмане, должны им следовать, а не отворачиваться и отдаляться от них, и тогда нам достанется великий удел, который и обещал Посланник Аллаха ﷺ.

Также стоит упомянуть один важный момент, который непонятен некоторым людям. Сказал Всевышний Аллах в Коране:

ۗ مِن بَعدِ وَصِيَّةٍ يوصي بِها أَو دَينٍ

«После исполнения завещанного, которое он (умерший) завещает, или выплаты долга».
[Сура «ан-Ниса», аят 11]

Всевышний Аллах в данном аяте упоминает завещание прежде долга. По этой причине у некоторых людей возникла проблема с пониманием аята. К примеру, человек умер, оставшись должным кому-то определенную сумму денег. В тоже время в своем завещании он написал, что такую-то часть средств он хочет подарить своему соседу. Что в первую очередь надо сделать: отдать деньги соседу или вернуть его долг? Все ученые единогласны в том, что в первую очередь следует погасить его долг.

Но ведь в аяте сказано сперва о завещании, а потом упоминается о долге. Как это совместить? То, что в аяте сначала приходит завещание, а потом долг, не означает, что сначала надо исполнить завещание, а потом погасить долг. Однако Аллах обращает внимание на завещание прежде, чем на долг, потому, что вопрос долга не утеряется, кредиторы сами придут и потребуют долги. Если умерший был кому-то должен, то, без сомнения, тот человек придет и скажет: «Умерший задолжал мне сумму денег». Что же касается завещания, то наследники могут скрыть из него, что он завещал деньги такому-то человеку, и оно может утеряться.

Поэтому Всевышний упомянул завещание прежде долга по причине того внимания, которое ему нужно уделить. И это не означает, что долги ожидают завещания. Напротив, сначала выплачиваются долги, и только после этого отдается завещание.

А Аллаху ведомо лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
12 Раджаб 1440 г. (19.03.2019)

[3] Сахих Муслима, хадис № 1628, т. 5, с. 71.

[4] Сахих Аль-Бухари, хадис № 2738, т. 4, с. 2; Сахих Муслима, хадис № 1627, т. 5, с. 70.

[5] Сахих Муслима, хадис № 1627, т. 5, с. 70.

[6] Сура «аль-Бакъара», аят 180.

[7] Сунан Абу Дауда, хадис № 3641, т. 4, с. 39; Сунан Ат-Тирмизи, хадис № 2682, т. 4, с. 414;Сунан Ибн Маджа, хадис № 223, т. 1, с. 213; Сунан Ад-Дарими, хадис № 354, т. 1, с. 354.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как правильно написать завещание по исламу, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как правильно написать завещание по исламу", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как правильно написать завещание по исламу:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *