Как написать интервью
Интервью – один из способов оформления текста. Такой жанр. Перед читателем материал, состоящий из вопросов интервьюера и ответов собеседника. Иногда вопросов вообще нет, но это тоже интервью, просто построенное в форме монолога.
Виды интервью
Выбор вида интервью зависит от темы беседы.
Предметное интервью
Предметное интервью посвящено разговору о положении вещей в какой-либо сфере человеческой деятельности. Объект интервью здесь – некий эксперт в конкретной области и получает вопросы исключительно по своей теме и отвечает, как профессионал. Личное мнение собеседника во внимание не берется. Например, врач рассказывает о стандартизированных методах личной защиты от коронавируса и не умничает о политической подоплеке сложившейся паники.
Кроме экспертов героями предметных интервью могут стать очевидцы либо участники неких важных событий. Получится поджанр – информационное интервью.
Задавая вопросы такому человеку, нужно выудить как можно больше деталей произошедшего.
Структура предметного интервью:
Личностное интервью
Герой личностного интервью – уже не событие, а человек. Обычно это известная личность. Разумеется, не только звезда шоу-бизнеса. Сфера деятельности собеседника может быть любой, например, маркетинг, копирайтинг.
Беседа посвящается любым событиям, фактам, сферам деятельности человека. Не так важно, что именно будет выбрано. Цель интервьюера – раскрыть человека, показать его личность такой, какая она есть на самом деле, а не узнать какую-либо информацию.
Структура личностного интервью не имеет четкой схемы. Как правило, журналисты используют череду открытых и провокационных вопросов. Например: «Расскажите о…», а затем: «Почему вы не любите Путина?».
В конце неплохо задать несколько вопросов, которые, как минимум, покажут собеседника с новой стороны или даже заставят его оправдываться, поставят в тупик. Другой вариант – ряд коротких вопросов, подразумевающих только ответы «Да» и «Нет».
Предметно-личностное интервью
Уже понятно, что это некая комбинация двух предыдущих видов. Суть в том, что герой интервью – конкретный человек, который должен интересовать читателя не сам по себе, а с привязкой к какому-то делу.
Отличие от предметного интервью в том, что в нем собеседником может выступить любой квалифицированный специалист или любой очевидец, а в предметно-личностном – только вот этот человек, и никто его не сможет заменить. Например: участник лотереи, который сорвал джек-пот; олимпиец, получивший золото; единственный выживший в катастрофе.
Вопросы в интервью должны касаться только предмета беседы, детали личной жизни героя излишни.
Структура предметно-личностного интервью составляется в зависимости от конкретной ситуации. Но в любом случае она похожа на анкету – человека расспрашивают, как он шаг за шагом приближался к нынешнему состоянию, положению.
Чтобы не превратить такое интервью в банальный список скучных вопросов и ответов, нужно уметь варьировать заготовленный сценарий непосредственно во время беседы. Интервью получится интересным, если автор сможет делать неожиданные повороты, акцентировать внимание на отдельных моментах – комичных, трагичных, эмоциональных. Научиться такому мастерству можно только на практике.
Виды вопросов для интервью
Здесь мы не будем перечислять конкретные формулировки, вместо этого рассмотрим именно виды вопросов.
По форме
В первую очередь вопрос может быть открытым и закрытым. Каждый из вариантов подразделяется на прямой и непрямой.
Открытый | Закрытый | |
---|---|---|
Характеристика | Есть вопросительное слово. Предполагает развернутый ответ. | Нет вопросительного слова. Предполагает ответы «Да» или «Нет». |
Прямой | «Как вы проводите досуг?» | «Вы курите?» |
Непрямой | «Расскажите о…» | Содержит утверждение, приписываемое третьим лицам: «Ваши коллеги называют вас пьяницей. Это правда?» |
Обычно предпочтительнее задавать открытые вопросы – они побуждают собеседника говорить, а не отмахиваться короткими односложными ответами.
Но иногда лучше пользоваться закрытыми формами. Они:
По функциям
В зависимости от роли в интервью вопросы делятся на 3 категории, каждая из которых в свою очередь подразделена еще на 5 разновидностей.
Предметный | Управляющий | Поведенческий | |||
---|---|---|---|---|---|
Цель – получение информации | Цель – управление беседой | Цель – манипулирование собеседником | |||
Подвид | Пример | Подвид | Пример | Подвид | Пример |
Фактицирующий – о реальном событии | «Что вам сказал министр на вчерашней встрече?» | Открывающий – в начале интервью. Структура: утверждение + закрытый вопрос. | «Ваша последняя книга продана в количестве 1 млн. экземпляров. Вы ожидали такого результата?» | Суггестивный – один вопрос ставится выше других, заставляя собеседника согласиться или выставить себя не таким как все. | «Порядочный человек обязан после такого жениться? А вы?» |
Оценивающий – об отношении человека к событию | «Что вы думаете о пандемии?» | Переходный – для создания впечатления непрерывности беседы. Структура: фрагмент высказывания собеседника + новый вопрос. | «Вы говорите, что вы против курения. А как относитесь к вейпам?» | Вопрос-ловушка – задается так, чтобы любой из возможных ответов поставил собеседника не в лучшее положение. | «Вы уже завязали с наркотиками?» |
Интроспекционный – о чувствах собеседника | «Что вы ощущаете, сидя за рулем этого BMW Z1» | Фильтрующий – для прояснения и удержания нити разговора. Структура: часть ответа + просьба об уточнении. | «А есть доказательства, что 99% гур маркетинга – выскочки?» | Намекающий – сначала, скрывая истинную цель, задаем косвенные вопросы, а затем, отталкиваясь от ответа, ставим собеседника в трудное положение. | – Слышал о глобальном потеплении? – Да. – Знаешь его причину? – Знаю. – И как тебе после этого хватает совести ездить на машине с бензиновым двигателем? |
Проективный – о возможных действиях собеседника в той или иной ситуаци | «Встретившись с президентом, что вы скажете?» | Утверждающий – для побуждения рассказывать дальше. Структура: восклицание + просьба продолжать. | «1 млн. экземпляров! Вы предполагали такой успех?» | Усилительный – повтор ответа в более жесткой форме с целью заставить человека опровергать свои слова, чтобы подчеркнуть отсутствие у него твердого мнения. | – Как вы относитесь к геям? – Я никак к ним не отношусь и не хочу о них разговаривать. – Вот вы сказали, что против гомосексуализма… |
Гипотетический – о вероятных событиях | «Когда закончится режим самоизоляции?» | Когнитивный – для оценки и переосмысления ответа. | «Вам не кажется, что это высказывание звучит слишком самонадеянно?» | Провоцирующий – самый мощный и иногда грязноватый метод вывести собеседника из себя. | «Чего вы так распсиховались?» «Почему вы нервничаете при любом упоминании о…?» |
Мы рассмотрели интервью, как жанр, изучили виды интервью и категории вопросов, которые используются в большинстве интервью. Это первая часть обширной темы. Во второй части, читайте о самом процессе – как готовиться к интервью, как строить диалог, как согласовывать текст с собеседником.
Информация
Как брать интервью
Интервью — разговор с потенциально интересным аудитории собеседником. В нем интервьюер задает вопросы, а интервьюируемый на них отвечает. Условно можно выделить два подформата: интервью-рассказ и интервью-дискуссия.
В первом главное, чтобы человек рассказал новое и неизвестное. Такое интервью не обязательно делать в формате вопросов и ответов. Их хорошо читают и в виде монологов.
Было
— На каком факультете ты учился?
— На факультете компьютерных наук.
— Тебе там нравилось?
— Преподаватели хорошие, но программа устаревшая, приходилось много искать самому.
Стало
— Я учился на факультете компьютерных наук. Мне нравились преподаватели, но программа была устаревшая, и приходилось много искать самому. Поэтому в 2007 году я бросил университет.
Во втором формате главное взглянуть на известное под новым углом, подвергнуть сомнению и проверить на прочность. Здесь подходит только формат вопросов и ответов.
— Говорят, вы пишете не тот код, которым можно гордиться.
— Но мы пишем и гордимся, и вообще всех вертели.
Подготовка
К обоим вариантам надо по-своему готовиться.
В первом — составить примерный стержень истории из того, что удалось узнать о собеседнике, и представить, как бы в идеале хотелось, чтобы спикер о себе рассказал. По этому стержню легче придумать вопросы.
Во втором — изучить надо тоже все, но искать не новую историю, а слабые места в известном. Здесь нужны не только вопросы, которые двигают историю и закрывают белые пятна, но и провокационные тезисы со знаком вопроса.
— Тесла — говно, а Маск нас обманывает. Что думаешь про это?
— Я не думаю, я бью в репу.
Есть мощный тип вопросов, с которым лучше быть осторожнее — мысленные эксперименты. Это позволит спикеру пофантазировать, порефлексировать и раскрыться. Но не все это любят — и отвечать, и читать.
— А что если бы мир сложился так, что социальные сервисы и приложения для фоточек не приносили денег — чем бы вы занимались?
— Тем, что их приносит.
Разговор
Разговор лучше записывать на два девайса, чтобы всегда был бэкап.
Идеальный темп: один повествовательный, два уточняющих вопроса.
— Расскажи про идею квантового коагулятора блошиного вымени. (двигаешь спикера дальше по истории)
— А как он вообще устроен? (останавливаешь и просишь разжевать)
— Почему именно блохи, а не тюлени? (и еще немного, но не увлекаясь)
Если вопросы в ходе разговора стали неактуальными — выкидывайте на ходу. Если появились новые — лучше быстро их записать, пока слушаете ответ, и задать потом, чтобы не перебивать. Или когда будет более подходящий момент. Если в разговоре появилась симпатия к спикеру и вдруг расхотелось спрашивать неудобное — надо дать себе по щеке и все равно спросить.
Редактирование
Расшифрованный разговор надо разобрать на куски и собрать заново. В тексте должна быть линейная последовательность, собранность всех мыслей по своим местам и никаких повторов. Каждая тема вытекает из предыдущей.
Было
5 минут про продукт;
1 минута про то, какие чудесные люди его сделали;
6 минут про студенческие годы;
3 минуты советов по найму программистов;
2 минуты про классную фичу в продукте;
история как появился продукт, 3 минуты;
еще минута про чудесных людей, которые его сделали;
история из студенчества, 1 минута;
еще 10 минут про продукт;
вспомнил еще один совет по найму программистов, 30 секунд.
Стало
яркая история из студенчества и про студенческие годы в целом, 7 минут;
история о том, как появился продукт, 3 минуты;
17 минут про продукт и его классную фичу;
2 минуты про то, какие чудесные люди его сделали;
3,5 минуты советов по найму программистов.
Начало должно быть как можно ближе к сути разговора. Никаких приветствий, знакомств, вводных вопросов и экспозиций. Все, что читателю надо знать перед интервью, лучше вынести в лид. Начинать интервью, как будто читатель подключился к разговору на пару минут позже начала — это нормально, модно и молодежно. Как у Джека Лондона.
Было
— Привет, спасибо, что согласился поговорить.
— Да ладно, не вопрос.
— Для начала расскажи читателям Хабра, кто ты такой.
— И как ты стал Бэтменом?
Стало
Мы поговорили с Бэтменом, он крутой.
Если при сборке и разборке текста фрагмент не влез в архитектуру и мешает повествованию, сделайте рерайт слов спикера и вынесите рассказ об этом во врезку с помощью
Концовка, как и начало, должна быть без разговорного мусора, вроде прощаний и благодарностей за беседу.
Когда архитектура готова, можно переходить к косметике.
Вопросы автора должны быть короткие, не больше одной строки. Надо убрать из них абсолютно все разговорное.
Было
— Вот если взять к примеру вашу компанию: ты говоришь, что вы выросли в триста тысяч раз и написали миллиард тысяч строк кода за полгода. Но как ты оценишь ваше состояние, когда это происходило? Как вы справились? Как росли и не лопались? Как это вообще? Расскажи, а? Как вы справились с ростом?
Стало
— Как вы справились с ростом в триста тысяч раз и не лопнули?
Двойные вопросы тоже лучше разбивать.
Было
— Как все началось? И как все закончилось?
Стало
С разговорными оборотами в словах спикера так жестоко воевать не надо, ему можно. Но можно удалять лишние части речи, исправлять инверсии и пересобирать хронологию повествования.
Было
— Ну если говорить про курьезные истории, то была со мной одна, когда меня уволили за модуль, который пол-Москвы обесточил. Я до этого жил не тужил, а теперь вот бомжую. Работал я в сервисе который следит за всеми. Разбирался как мог. Писал модуль, и как бы помощи или там советов не у кого было просить. А я тогда совсем джуном был. Модуль тот запустился и утечку памяти никто не нашел. Ну энергию стало жрать нещадно. Потому что модуль вообще все камеры контролировал. И от перенапряжения рубануло. Вот так.
Стало
— Со мной произошла одна курьезная история. Я был джуниором в сервисе, который за всеми следит. Жил не тужил, но однажды мне поручили написать модуль, который используется в работе всех камер слежения. Просить помощи или советов было не у кого, поэтому я разбирался сам.
Когда модуль запустился, в нем возникла утечка памяти, камеры стали нещадно жечь энергию. Это вызвало перенапряжение, которое вырубило электричество в половине Москвы.
После этого меня уволили, и с тех пор я бомжую.
Оформление
Каждая реплика начинается с тире, а вопросы выделяются жирным шрифтом.
Если в интервью несколько собеседников, обозначаем имена так:
— Билл Гейтс (@username1): Нас тут много собралось, будем отвечать по очереди.
— Тим Кук (@username2): Хе-хе.
Согласование
Гражданский кодекс РФ говорит нам, что интервьюируемый считается соавтором материала, выходящего в формате «вопрос–ответ», и его согласие на публикацию обязательно.
Кроме того — это просто здравый смысл, хороший тон и общепринятая практика. Раз мы так вольно обращаемся с речью спикеров, то лучше показать им текст перед публикацией. Но просьбы переписать, изменить смысл, сгладить формулировки и все в этом духе отвергаем до последнего. Без вопросов исправляем только фактические искажения.
Часто согласованием занимается не сам собеседник, а его PR-служба. Вот как можно убедить пиарщика, если он пытается добавить в текст то, чего не было, или наоборот — что-то выкинуть:
объяснить, что PR-служба не имеет права писать свой текст вместо того, который был записан — это нарушение вашего авторского права и их босса;
в борьбе за факты использовать простой аргумент — вот это человек говорил, а вот этого не говорил;
объяснить, что нельзя выбрасывать вопросы — это объект редакционного авторского права.
Согласовывайте только само интервью, без лида и заголовка.
Как написать интервью и превратить набор слов в крутой текст
Перевести живой разговор в понятный логичный текст сложно. Можно переборщить с шутками, которые в разговоре кажутся уместными, можно сделать скучным экспрессивного человека или оставить в ответах душный канцелярит.
Разбираемся, как избежать ошибок, сделать так, чтобы интервью было интересным, легко читалось и правильно передавало эмоции своего героя.
Уточните то, что забыли спросить или не поняли
Уберите бесполезные ответы
Подумайте о полезном действии статьи. Зачем человеку ее читать? Что она ему даст?
Например, вы взяли интервью у писателя — автора сотни бестселлеров. Подумайте, кто будет его читать?
Допустим, текст — для развлекательного СМИ с широким охватом. Тогда расскажите, как живет писатель, чем вдохновляется, где работает над книгами и что интересного с ним происходит.
В другой ситуации вы пишете для сообщества писателей с целью рассказать, как издать книгу. Тогда опустите часть баек о личной жизни. Сделайте упор на работу с редактором, разберите спорные пункты договора с издательством, расскажите, как оформлять рукопись, какие к этому требования.
Не забывайте удалять ответы-пустышки, которые не несут в себе никакого смысла.
— Сколько вы заработали на первой книге?
— Ну, на хлеб с маслом хватило.
Управляйте вниманием читателя
После того как вы отфильтровали информацию, нужно понятно ее изложить. Чтобы читатель не скакал по тексту туда-сюда в попытке уловить смысл.
Расставьте ответы в логичном порядке. Даже если в ходе интервью вы прыгали с темы на тему и задавали вопросы мимо плана. Расположите мысли героя в зависимости от того, как видите историю. Ответы, схожие по смыслу, группируйте в один блок. Стройте повествование от простого к сложному.
Сделайте акцент на важном, продумайте подзаголовки. Пробегитесь по тексту и выберите фразы, которые отражают характер героя. Или те, что поднимают острую тему в тексте. Сделайте из них цитаты — чтобы бросались в глаза. Слова должны зацепить внимание читателя. Тогда он заинтересуется и остальным текстом.
Для абзацев, близких по смыслу или теме, придумайте заголовок, который кратко передаст их суть. Чтобы человек мог быстро понять, стоит ли тратить время на этот раздел. Поставьте себя на место читателя и подумайте, что вас заставит прочитать этот абзац.
Например, вы делаете интервью, где спикер — владелец популярного в городе бара. В одной части он рассказывает, что на открытие потратил всего 2 тысячи. В другой — как их проверили и оштрафовали на 2 млн. В третьей — что считает себя другом и наставником для своих сотрудников. Говорит, что у них в команде нет отношений начальник — подчиненный. А еще — что иногда сам обслуживает гостей и убирает столы. Какие заголовки придумать для этих тем?
Как написать убойное интервью?
40 тысяч интервью за 50 лет карьеры провел легендарный американский телеведущий Ларри Кинг. 8 бывших официальных жен телеведущего так и не смогли изменить отношение журналиста к своей профессии. “Если мне звонили одновременно из телекомпании и дома, я брал трубку из телекомпании, — признавался позже легендарный журналист. От чего зависит успех интервью у читателя?
Жанр с характером
Цель интервью — показать личность через беседу. И самая главная задача общения — разговорить эксперта или лидера мнений так, чтобы получить эксклюзивную информацию из первых рук. Резонанс интервью зависит от того, кто его проводит и как.
Чем же отличается интервью от других жанров?
Особенности интервью:
Автор — хозяин интервью: от него зависит, что именно из разговора будет подано в материале, под каким углом, какую форму подачи будет иметь интервью.
Очень важно научиться слышать крылатые фразы и нестандартные выводы экспертов, чтобы передать их в интервью с документальной точностью.[/box]
Любимые грабли
Когда я только начинала работать в редакции, мне казалось, что взять интервью — это самое простое задание:) Из этапа подготовки я использовала только один: составить список вопросов. Позже, анализируя работу более опытных коллег, поняла, что интервью — это концентрат профессионализма автора.
Мне нравятся интервью Владимира Познера. Он умеет показать глубину личности и ее ценности: отношение к славе, к деньгам, к власти, к любви и дружбе. Особенно, интересны выпуски, где журналист беседует с телеведущими, которые сами владеют профессиональными техниками интервью.
Вот для примера 3 интересные встречи Познера: с Тиной Канделаки, Земфирой и Михаилом Жванецким.
Попробуйте услышать, какие вопросы задает журналист во время интервью. С первого раза это не так просто, потому что профессиональный подход ведущего настолько увлекает, что внимание переключается на суть разговора, а не на его подачу.
Как узнать неформат?
Этапы и атмосфера интервью
Не только мужчины-журналисты могут похвастаться уровнем профессионализма в жанре интервью. В мировой практике известны женщины, которые успешно овладели навыками ведения беседы и заработали на этом миллионы долларов.
К примеру, Уинфри Опра — женщина из семьи горничной и шахтера, у которой не было связей в шоу-индустрии. Сегодня Опру знают как влиятельного медиамагната — владелицу собственной киностудии, журнала, радиосети и кабельного телеканала.
Славу и популярность Уинфри получила после одноименного шоу, куда приглашала для интервью знаменитостей. Опра отличалась умением создать душевную атмосферу, при которой самые популярные мира сего делились своими личными секретами. Именно поэтому шоу выдержало 22 сезона, а это 3000 выпусков телепрограммы.[/box]
О каких нюансах стоит знать, чтобы провести захватывающий диалог?
Какие этапы интервью бывают и из чего состоит работа автора до беседы с экспертом?
1. Сбор информации. Помните, предупрежден — значит, вооружен. Если вы идете на встречу с экспертом, важно подготовиться к конкретной теме. Если вы плаваете в фактах и не знаете новостей или споров, которые ведутся в выбранной нише, то успешное интервью вряд ли получится.
2. Список вопросов. В некоторых изданиях встречаются интервью, где вопрос журналиста занимает целый абзац. Постарайтесь избегать вопросов, в которых уже содержится ответ.
Важно, чтобы в беседе не было закрытых вопросов. Такие формулировки предполагают однозначный ответ — да или нет. Открытые вопросы отличаются ожиданием развернутого мнения эксперта. И чаще всего начинаются со слов что? как? каким образом? почему? при каких условиях? как вы думаете?[/box]
3. Договориться о встрече. Это очень важный пункт. Ведь эксперты довольно занятые люди и найти окно в их графике не так просто. Если вам с первого раза удалось договориться об интервью, держите удачу за хвост и не опаздывайте на встречу.
Важный нюанс: сообщите эксперту для какого ресурса (издания) вы пишете и какую тему ходите обсудить. Если собеседник заинтересован в встрече с вами, он подготовит дополнительные интересные факты, что добавит очков вашему материалу.
4. Проведение интервью. А вот для этого этапа нужно учиться техникам влияния. Вначале стоит просто настроиться на собеседника и общими фразами о погоде или атмосфере места встречи подготовиться к диалогу.
Например, вы зашли в кабинет и увидели в углу гитару. Спросите, удается ли собеседнику находить время на любимые хиты и какой исполнитель его самый любимый. Если вы тоже играете на инструменте, признайтесь в этом и тогда вы сразу сможете расположить к себе собеседника. Личный контакт очень важен и ваша задача найти ту тему, через которую вы попадете к сердцу эксперта.
Поймать ритм речи и стиль общения собеседника тоже очень важно. Потому что, например, холерика будет раздражать флегматичная манера автора задавать вопросы. А эмоционально жестикулирующему интервьюеру вряд ли раскроет душу сдержанный собеседник.
Если собеседник постоянно отвлекается от темы разговора, то уточняющими вопросами его нужно возвращать к сути диалога.
Подстраховка: Выбирая место при личной встрече, подумайте о постороннем шуме. Важно, чтобы в записи разговора не было слышно посторонних звуков. Одевайтесь не слишком нарядно: броские аксессуары и неудобный костюм помешают вам расслабить и настроить собеседника на доверительный тон. Демократичный стиль подойдет лучше всего.[/box]
5. Работа с текстом. Пожалуй, не менее важный этап работы. Просто записать услышанный разговор — это не интервью. И когда автор не структурирует текст это бросается в глаза. Хаотичное перескакивание с темы на тему, наличие вводных слов, разговорный стиль подачи оставляют чувство сырого материала и незаконченного текста.
Особенности интервью онлайн:
Оформление интервью со вкусом
А теперь самое время привести примеры статей интервью. Форма подачи может быть классической в виде вопросов и ответов. В интервью с Ринатой Литвиновой в журнале EllE выбрана тема отношения с мамой и дочерью. Вот что из этого получилось — читать статью.
Еще один вариант — формат от 1-го лица. Например, так Правила жизни Аллы Пугачевой.
Смешанный стиль тоже оправдан. Репортажное вступление помогает лучше раскрыть героя — см. статью с одним из самых богатых людей России Михаилом Прохоровым.
А вот автор подает интервью с Максимом Галкиным в виде списка фактов.
Еще можно выделять сильную цитату в абзаце и тут же давать расшифровку сказанного собеседником. Такой стиль подойдет для тех, кто щедро сыплет крылатыми фразами.
Чек-лист “Как написать интервью?”
В конце разговора обязательно поблагодарите собеседника за интервью. Кстати, затягивать диалог не стоит. Иначе велика вероятность утомить эксперта второстепенными вопросами. Длительность беседы для печатного интервью 40-80 минут. Используйте их с максимальной эффективностью, чтобы в вашем интервью виден был характер.
Итак, информацию собрали. Интервью написали и оформили. Теперь осталось только посмотреть, насколько качественной получилась статья.
А в комментариях поделитесь, писали ли вы интервью и какие приемы используете при общении с собеседником?