Как в коммерческом предложении написать о предоплате
07 февраля 2020, 18:46
Можно писать по-разному и в разных местах. Зависит от типа коммерческого предложения и роли, которую играет предоплата в его содержании.
Предоплата — условие
Когда предоплата — простое условие сотрудничества, о котором клиенту надо знать, не мудрствуя, сообщите о нём после того, как назвали цену. Можно создать специальный смысловой блок под описание всех финансовых условий: цена, способы оплаты, рассрочка, кредит, валюта и пр. Не нужно ничего эдакого. Просто напишите, какие у вас условия по предоплате:
В холодном (первичном) коммерческом предложении часто можно вообще не упоминать о предоплате. Вопрос предоплаты неудобный: ваше требование заплатить вперёд может отпугнуть клиента. Ничего не случится страшного, если вы вообще не скажете о предоплате и оставите этот вопрос для этапа переговоров. Договоритесь обо всём лично.
В тёплом коммерческом предложение, когда клиент ждёт от вас точных условий сотрудничества, лучше описать условия предоплаты предельно конкретно:
Точное описание удобно не только для клиента, но и для вас. Потом легко можно сделать эту часть коммерческого предложения пунктом договора.
Предоплата — преимущество
Например, ваши конкуренты работают по 100% предоплате, а вы готовы разбить платежи на две части. Напишите об этом как о преимуществе. Объясните, в чём выгода, что получает клиент: экономию, безопасность, лучшие условия, выбор.
Если предоплата — рядовое преимущество, а не главный козырь убеждения, поместите это описание в блок преимуществ вашего коммерческого коммерческого.
Если предоплата — супер преимущество, которое повалит всех клиентов к вашим ногам, то можно писать об этом хоть в главном заголовке, хоть на титульном листе. Но такое бывает редко, если бывает. Не нашёл у себя ни одного такого примера коммерческого предложения.
Как убедить клиента на предоплату
08 февраля 2021, 17:43
Клиент платит вперёд, когда хочет купить и не боится. Чтобы клиент хотел купить, у вас должно быть всё нормально с продуктом. Чтобы клиент не боялся, его нужно успокоить.
Из практики продажи своих слуг и наблюдения за другими продавцами я вывел несколько приемов, которые могут убедить клиента отдать деньги утром и ждать стульев до вечера.
Приёмы действенные, но не магические.
Высокая ценность
Если у вас выгодное предложение, клиенту будет страшнее упустить покупку, чем расстаться с деньгами. Подумайте, как накачать ценность предложения:
Накачка ценности — любимый приём инфобизнесменов. Они никогда не продают один какой-нибудь тренинг, а обязательно в куче с дополнительными методичками, переводами Дэна Кеннеди, записями вебинаров, ссылками на партнёрские курсы, записями выступлений на конференциях. Когда только представляешь себе такой объём материалов, руки сами разжимаются и отдают предоплату.
Низкая цена
Приём обратный накачке ценности, но принцип работы тот же: изменение баланса ценности и цены. Если нельзя «накачать» продукт, продавайте дёшево. Легче всего снизить цену в продаже услуг, где нет привязки к себестоимости товара.
Тот же копирайтинг можно продавать по 100 рублей за 1 000 знаков, а можно по 50 000 за одно коммерческое предложение. Клиент легко кинет на карту 500–1 000 рублей, а вот заставить его заплатить вперёд 50 000 придётся напрячься.
Как-то был у меня заказчик из Германии. Обсудили задачу, я назвал цену. При чем по меркам российского копирайтинга такую, нормальную. Наш клиент после этого сразу бы спросил: «Сколько предоплата?» Немец просто перевёл сразу всю сумму на пайпал. Без слов. И дело было не в том, я что я крут, а он мне сильно доверял. Просто моя цена в евро выглядела смехотворно. Для него потерять пару сотен евро — это не риск.
Юридическое спокойствие
Заключите с клиентом договор. Работайте по безналу через расчётный счёт или через кассу с чеком. Если у клиента будет ощущение, контроля за своими деньгами: суд, банк, — он легче с ними расстанется. Переводить наличные на карту страшно. Так работают мошенники.
Покажите клиенту свой индекс надёжности в банке. Предложите пробить себя через базы контрагентов или пробейте себя сами, а клиенту покажите отчёт. Работайте «в белую». Открытость вызывает доверие. Если ваши конкуренты так не делают, клиенты пойдут к вам.
Иногда мне удавалось заставить клиента внести предоплату на карту. Диалог в этих случаях был примерно такой:
Многие после такого разговора соглашались платить по карте. Им не нужен был договор, им нужно было успокоиться. И то, что я ИП и работаю официально, вызывало их доверие.
Гарантии
Клиент боится, что заплатит деньги, а вы исчезнете, не сделав работу или не отгрузив товар. Придумайте успокаивающие гарантии. Покажите, что рискует не только клиент, но и вы потеряете выгоду, если не будете добросовестно работать.
В 2012 у меня не было клиентов с сайта. Посещаемость была хорошая, а обращений ноль. Я придумал три гарантии:
Нарисовал баннер и повесил на продающую страницу. Сам был в шоке — обращения пошли. Эти гарантии позволили мне выделиться от основной массы фрилансеров, которые не отвечали на звонки, не перезванивали и пропадали. Сейчас этот приём растиражирован и уже не работает эффективно.
Момент: свои гарантии надо соблюдать. Обещали вернуть деньги, жалко не жалко, возвращайте. Слово и репутация дороже. Тогда, в 2012, уже третьему клиенту я вернул 15% — затянул на две минуты с ответом на входящее обращение. Заказчик торговал дорогущими кухнями и был очень требовательным.
Продажа без нужды
Часто клиент требует предоплату не из-за страха, а из желания купить на самых выгодных условиях. Или из-за привычки прожимать. Вроде и так всё устраивает, но если не поторговался, то как-то не по-пацански.
В своём требовании клиент исходит из убеждения, что вам продать важнее, чем ему купить. Кто платит деньги — тот король. Покажите, что это не так: вы два короля, которые договариваются о равноценном обмене: с клиента деньги, с вас продукт и сервис.
Спокойно говорите, что работаете по предоплате. Объясните причину, почему так и никак иначе: «Не начну без предоплаты, потому что нужно купить материалы, а брать на себя риски и вкладывать свои деньги, извините, не хочу». Или любое другое объяснение. Главное, покажите, что вам не нужно продать любой ценой. Вы можете не продать, а он может не купить и пролететь. Твёрдо стойте на своём. Как я в этой переписке:
Польза предоплаты
Клиенту кажется невыгодным платить вперёд. Лучше получить продукт и потом расплатиться. Покажите ему, что в предоплате есть преимущества.
Например, если платёж за услугу идёт частями, то на оплате обязательно происходит подвисание: менеджер проекта забывает передать платёжку в бухгалтерию, бухгалтерия платит только по вторникам. А вы без денег не работаете. Значит, сроки поедут, и клиент не получит свой продукт вовремя.
Кроме соблюдения сроков польза может быть в бронировании цены, наличия, доставке эксклюзива, праве первой покупки. Во всём, что имеет важность для вашего клиента. Думайте.
Приём работает не всегда. Не прокатит с теми, кто заказывает на последние деньги, с особо опасливыми и, если, чтобы купить у вас, клиенту придётся отдать половину годового оборота.
Ваши риски
Клиент боится предоплаты и ведёт себя так, как будто проблемы могут быть только у него. Рискует он один. Чаще всего риски обоюдные. Покажите, что у вас есть веские основание, брать плату вперёд. Чем сильнее ваш риск, тем легче клиент согласится на предоплату.
Критерии сильного риска:
Сравним два диалога и оценим силу риска, описанного в каждом:
Согласитесь, просьба клиента здравая, хотя и немного манипулятивная. Риск у вас, конечно, есть, но возразить на него трудно.
Теперь клиенту трудно вам что-то возразить, да? Он может сослаться на то, что не знает вашей репутации, что это только ваши слова. Но у вас наготове отзывы, телефоны довольных клиентов, которые вас рекомендуют, а также предложение заключить договор со штрафными санкциями за неисполнение. Главное, клиент видит, что вам не кровь из носа нужно ему продать. Хочется, да. Но не нужно.
Я знаю, что риски, описанные таким образом, работают, потому что рассказал свою историю. Это было осенью 2013, когда пришлось ночью ехать из Москвы в Электросталь и в кабаке выпрашивать деньги у пьяного клиента с друзьями и сомнительным прошлым. Было страшно и противно.
Дефицит
Интересное предложение, которое может исчезнуть, заставляет спешить. Не внёс предоплату — продукт ушёл другому покупателю. Думайте, как создать впечатление дефицита:
Например, я беру деньги за запись. Говорю: «Смотрите, у меня график расписан три недели и кроме вас ещё два обращения. Через три недели могу взяться за вас, если внесёте предоплату сегодня. Если первым заплатит кто-то их предыдущих „обращенцев“, придётся думать заново о сроках».
Рассказ о работе и контроле
Клиент может бояться платить, если ему кажется, что он отдает деньги в неизвестность. Расскажите ему, как пойдёт процесс после оплаты.
Вы вносите предоплату. Как только деньги поступают на счёт, я мгновенно пишу вам письмо с подтверждением. Дальше действуем по такому плану:
Если согласны, скидываю реквизиты для оплаты.
Хорошо иметь шаблон письма с подтверждением оплаты. Получили деньги — сразу пальнули им в клиента. А ещё в этом письме не лишнем будет поблагодарить клиента за предоплату.
Этот приём — не панацея, а гомеопатическая таблетка. Помогает только в комплексе с более сильными средствами.
Последнее слово
Работает не один прием, а вся коллекция.
Когда обсуждаете с клиентом предоплату, берёте подходящий приём и отбиваетесь им. При этом наблюдаете, какой приём в какой ситуации лучше себя проявляет.
То, что не работает — не используйте. А, главное, придумывайте свои методы.
Не думаю, что описанные приёмы зайдут на длинных сделках и сложных продуктах.
Как договориться с клиентами в удаленном режиме: опыт 5 лет фриланса
Я – фрилансер, индивидуальный предприниматель, работаю в удаленном формате, обычно сразу с несколькими проектами. Умение договариваться для меня так же важно, как умение хорошо делать свою работу. В статье расскажу, как вести переговоры без личных встреч и находить общий язык с клиентами.
Эта статья будет интересна:
Оглавление
Основные принципы переговоров
1. Определитесь с приоритетами.
Решите, какие условия сотрудничества принципиальны, а где допустимо уступить. В переговорах жестко отстаивайте ключевые моменты, но идите навстречу там, где это возможно. Тогда клиент увидит, что вы готовы к компромиссу, и легче согласится на ваши условия.
2. Будьте внимательны к клиенту.
Не отвечайте шаблонно, вникните в задачу, расскажите о том, как можно ее решить, подготовьте подборку кейсов по теме и т. д. Не забывайте о данных обещаниях и просьбах клиента. Например, обещаете выслать бриф или договор в определенное время – соблюдайте срок; договариваетесь о созвоне – набирайте номер вовремя.
Цель клиента – найти того, кто решит его проблему грамотно, в срок и без ошибок. Покажите, что вы именно такой человек.
3. Предлагайте альтернативу.
Не отказывайтесь категорически, предлагайте альтернативный вариант.
Например, клиент говорит: “Я не готов вносить полную предоплату, давайте я оплачу 50 % проекта, а 50 % – после выполнения”.
Вы отвечаете: “Я работаю только по полной предоплате. Но можно разбить ее на 4 этапа: оплачиваете ¼ часть работы, я выполняю, согласуем, затем вы оплачиваете следующую и т. д. В любом случае, я забронирую время на весь срок вашего проекта”.
4. Уступайте с умом.
Делая серьезную уступку, договаривайтесь о бонусах. Принцип “уступка за уступку” позволит получить преимущество, компенсирующее неудобства. Например, когда мне предлагают работать с NDA – я соглашаюсь, но увеличиваю стоимость на 20-40 %. Тогда невозможность разместить тексты в портфолио компенсируется увеличением оплаты. Не уступайте в ответ на бонусы, не относящиеся к конкретной работе. Так, бесполезно делать скидку на текущий проект за обещание крупного заказа в будущем.
5. Соглашайтесь перед отказом.
Прямой отказ выглядит слишком резким. Покажите, что вы понимаете позицию клиента и объясните, почему стоите на своем.
Неправильно
Правильно
Клиент: “Текст лендинга нужен сегодня, вы же специалист, сделайте быстрее”.
Вы: “Нет, это невозможно, будет через 5 дней”.
Клиент уходит с досадой и уверенностью, что вы не настолько профессиональны, чтобы быстро работать, либо загружены другими проектами.
Клиент: “Текст лендинга нужен сегодня, вы же специалист, сделайте быстрее”.
6. Аргументируйте позицию.
Обосновывайте требования. Называете высокую цену – покажите проекты или кейсы по теме; говорите о долгом сроке – поясните, в чем сложность задачи; предлагаете решение проблемы – докажите свою правоту. Так клиенту проще сделать обоснованный выбор.
7. Поддерживайте диалог.
Заводите с клиентом диалог, задавайте вопросы, не прерывайте общение первыми. Так вы покажете интерес, кроме этого, клиенту проще согласиться работать с тем, кто уже вник в проект.
8. Уважайте клиента и себя.
Общайтесь корректно, показывайте, что запрос клиента важен для вас. Тактичность сгладит неуступчивость в важных вопросах. Но не позволяйте оскорблений, перехода на личности, панибратства, пренебрежительного отношения. Токсичные клиенты могут серьезно подорвать самооценку, лучше отказаться от сотрудничества.
9. Говорите с клиентом на его языке.
Нужно быть хорошим психологом и считывать уровень клиента, чтобы не рассказывать очевидные вещи тем, кто в них разбирается, и не сыпать терминами с теми, кто не понимает в вопросе. Четко оговаривайте, что входит в ваши услуги, некоторые клиенты путают компетенции смежных специалистов и могут ожидать больше, чем вы делаете.
10. Не “впаривайте” свои услуги.
Объясняйте и рассказывайте, но не обманывайте и не давите. Клиент должен захотеть купить услугу осознанно, а не оплатить чек по принуждению или из-за мимолетного желания. Важно качество сотрудничества, а не разовая прибыль. С клиентом должно быть комфортно работать. После продажи услуги через внутреннее сопротивление – доверия и взаимного уважения уже не будет.
Основные проблемы взаимодействия с клиентами
Проблема № 1: Цена и способы оплаты
Договариваемся о цене
Правило № 1: Не бойтесь называть стоимость и не спрашивайте о ней у клиента.
В магазине вас не спрашивают, сколько вы хотите заплатить за хлеб. В парикмахерской называют цену за стрижку. Почему клиент должен решать, сколько стоят ваши услуги? Например, большинство ваших клиентов – предприниматели или представители компаний, не знающие, сколько платить копирайтеру, дизайнеру, бухгалтеру, коучу и т. д. Вы спрашиваете их об оплате – они теряются и боятся назвать сумму, чтобы не переплатить. Некоторые начинают искать цены в интернете. В случае копирайтеров и дизайнеров видят биржевые предложения по 100 рублей за пучок. Думаете, после этого они предложат больше, даже если есть бюджет?
Исключения: О бюджете готовы рассказать агентства и компании, которым нужны сотрудники на постоянное место – у таких клиентов уместно спросить уровень оклада или принятые в агентстве расценки.
Называйте расценки сами, так вы экономите время и себе, и клиенту:
Не тратьте силы на бесперспективные проекты, учитесь отличать непонимание ценности от отсутствия финансов.
Правило № 2: Не говорите цену в лоб.
Высокая цена не испугает, если клиент понимает, за что платит, видит выгоду. Когда мне приходит запрос о цене по почте, я называю расценки в первом или втором письме, как только получаю представление о задаче. Но предварительно даю ссылки на работы по теме или аналогичные работы, рассказываю, что конкретно я делала и какие варианты могу предложить. Вопрос о цене задают по телефону – прошу выслать материалы по почте для оценки точной стоимости, потом составляю письмо-ответ.
Еще один вариант – разложить услугу по пунктам.
Например, клиент говорит: “Текст лендинга так дорого! За что такие деньги, это же текст на страницу?”. Вы отвечаете: “В стоимость входит анализ целевой аудитории и конкурентов; разработка оффера; поиск уникального торгового предложения; работа с преимуществами и анализ потребностей ваших клиентов; проработка структуры; написание текста; проверка корректором”. Цена уже кажется не такой высокой.
Четко проговаривайте, что входит в стоимость услуг. Иначе получится так, что клиент ожидает большего и разочаруется – произойдет “разрыв ожиданий” между желаемым и действительным.
Правило № 3: Объясняйте расчет цены.
На рынке широкий разброс расценок. Так, стоимость услуг копирайтера может быть 5 рублей за 1 000 знаков и 15 000 рублей за текст. Появляется задача объяснить, чем ваши услуги отличаются от аналогичных и почему они стоят столько. Проведите аналогию с чем-то знакомым клиенту, например, с ремонтом квартиры, цена которого меняется в зависимости от площади квартиры, качества материалов и сноровки работников.
Договариваемся о предоплате
Переговоры о предоплате осложняются недоверием клиента. Новичку или специалисту без кейсов, портфолио и других подтверждений квалификации – не стоит рассчитывать на оплату вперед.
Я договариваюсь о предоплате после обсуждения цены, обычно клиент уже видел мои работы или читал публикации, поэтому вопрос решается без проблем.
Что облегчит клиенту внесение предоплаты:
1. Заключение договора с ИП.
Договор подтверждает обязательства, с ним можно обратиться в суд. Наличие ИП упрощает переговоры. Предприниматель отвечает по обязательствам своим имуществом – риски при невыполнении работ по договору для меня выше, чем риски компании при оплате услуг вперед.
2. Поэтапная оплата.
Работа по наполнению сайта может стоить и 50 000, и 100 000, и 150 000 рублей. Клиенту тяжело сразу отдать незнакомому человеку большую сумму. Тогда удобна оплата по этапам – часть оплатили, я сделала, утвердили, оплатили следующий объем и т. д.
Повышают уровень доверия. Одна из моих гарантий – возврат 50 % оплаты в случае срыва срока. Мне пока не приходилось ей воспользоваться, потому что я научилась планировать свое время и всегда говорю сроки с запасом на случай форс-мажора.
Повышаем цены текущим клиентам
Работа со старыми клиентами становится невыгодной, когда появляются предложения по более высокой цене. Это означает, что пора повышать расценки:
Обсуждаем скидки
Ситуация № 1: Клиент просит скидку, а вы не хотите ее давать.
Ситуация № 2: Вы хотите сделать скидку.
Скидки должны быть выгодны не только клиенту, но и специалисту. Бессмысленный демпинг приводит к тому, что доход падает, сотрудничество с клиентом становится невыгодным, и вы отказываетесь от проекта. Стоило ли тогда начинать работу?
Проблема № 2: Границы общения
Клиенты, вторгающиеся в личные границы – настоящая проблема. Так же, как и специалисты, создающие неудобства клиентам.
Основные принципы комфортного взаимодействия:
Порядок взаимодействия может быть разным – важно, чтобы он устраивал и клиента, и специалиста, иначе сотрудничество быстро закончится.
Проблема № 3: Получение информации и уточнение задачи
Перед началом сотрудничества нужно максимально уточнить задачу.
Но клиенты часто формулируют запросы поверхностно, либо не понимают, как поставить задачу специалисту:
Объясните, что успешная работа возможна только при наличии обратной связи. Проговаривайте и обсуждайте этапы работы, чтобы клиент понимал, как происходит рабочий процесс и какое участие требуется от него.
Проблема № 4: Объяснить свою точку зрения
У каждого специалиста бывают ситуации, когда клиент делает явно ошибочное действие, дает некорректное задание или неправильный совет. Здесь встает вопрос – как переубедить клиента.
Я использую такой алгоритм:
Почему не нужно просто делать то, что просит клиент? В случае неудачи виноваты будете вы, так как плохо реализовали задачу и не достигли результата.
Важный нюанс: клиенты бывают разными. Например, мелкие и средние предприниматели обычно плохо разбираются в интернет-маркетинге и рады советам. Представители крупных компаний просто доносят точку зрения, утвержденную руководством и разработанную отделом маркетинга. Предлагать свои решения им практически бесполезно, но объяснить свою позицию стоит. Адекватно оценивайте ситуацию и находите подход к клиентам разного масштаба.
Проблема № 5: Замечания к работе
Завершение проекта не всегда означает завершение общения с клиентом. Иногда у него возникают замечания к выполненной работе. Как минимизировать риски в этом случае:
Разделяйте ошибки в выполнении проекта и дополнительную работу, которую пытается бесплатно получить клиент. Например, если специалист написал текст в разговорном стиле или налил “воды”, а клиент просил лаконичное деловое письмо – услуга не оказана, подрядчик обязан переписать текст или вернуть деньги. А вот если клиент хотел краткое описание на абзац, но потом понял, что тема не раскрыта и захотел лонгрид – это дополнительная работа, которая должна быть оплачена.
Проблема № 6: Решение конфликтных ситуаций
Конфликтные ситуации возникают и по вине клиента, и по вине специалиста. В любом случае, решать их нужно с минимальными последствиями.
Для снижения рисков фиксируйте все договоренности – в договоре или по электронной почте. После разговора по телефону составьте письмо с ключевыми моментами обсуждения и уточните у клиента, все ли верно.
Когда стоит отказаться от проекта
Не с каждым клиентом нужно договариваться. С некоторыми лучше не работать или сотрудничать очень осторожно. Я выделяю несколько отрицательных типов:
Оценивайте своих клиентов до начала работы, смотрите на то, как они общаются и какие вопросы задают. Часто уже по тексту запроса понятно, что сотрудничество не состоится. Отказываясь от проекта, ведите себя корректно, не надо предъявлять претензии человеку, с которым вы даже не работали. Токсичные клиенты – большая проблема для начинающих. У меня большинство запросов приходит от «теплых» клиентов: по рекомендациям, с моих страниц в соцсетях и публикаций, поэтому сейчас я с такими типажами почти не сталкиваюсь.
Основные принципы успешного взаимодействия с клиентами – чаще ставить себя на их место, внимательно относиться к каждому проекту, выполнять взятые обязательства, при этом ценить свое время и не тратить его на бесперспективные задачи.
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров
Аванс или предоплата: что указать в договоре
Как, например, покупатель может подтвердить свое намерение приобрести товар? Самый распространенный способ — внести аванс. Рассмотрим, что он собой представляет, есть ли отличие от предварительной оплаты (далее — предоплата) и как правильно сформулировать условие об авансе в договоре.
1. Что такое аванс и для чего он нужен?
В законодательстве нет определения понятию «аванс», обратимся к словарям.
Так, Однотомный большой юридический словарь (2012) определяет аванс как денежную сумму или другую имущественную ценность, выдаваемую вперед в счет условленных платежей или предстоящих расходов (https://slovar.cc/pravo/slovar-bolsh/2469960.html).
Словарь «Экономика и право» дает схожее понятие авансу: «денежная сумма или другая имущественная ценность, выдаваемая в счет предстоящих платежей за материальные ценности, работы и услуги; засчитывается в счет окончательного платежа при надлежащем исполнении договорного обязательства».
На основании определений и норм законодательства, в которых он упоминается, можно выделить характерные особенности аванса:
— это часть предстоящей оплаты по договорным обязательствам;
— вносится до совершения сделки;
— служит доказательством намерения к исполнению договора;
— сумма внесенного аванса засчитывается в счет причитающихся по договору платежей;
— не выполняет обеспечительную функцию.
Важно!
Аванс служит гарантом намерения совершить сделку, но не является способом обеспечения ее исполнения. Если обязательство не исполнено — аванс подлежит возврату . В этом случае можно взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами .
При этом в случае расторжения договора, если обязательство исполнено в части, которую покрывает сумма аванса, он возврату не подлежит .
2. Что такое предоплата?
Словарь экономических терминов (2012) называет предоплатой полную или частичную оплату товаров и услуг в счет общей суммы долга, которая служит гарантией оплаты покупаемого товара (https://slovar.cc/ekon/term/2340130.html).
Согласно словарю бизнес-терминов (2001) на Академик.ру предоплата — предварительная частичная оплата товаров и услуг в счет общей суммы платежа, являющаяся гарантией последующей полной оплаты, — может производиться и в полном объеме стоимости (https://dic.academic.ru/dic.nsf/business/10502).
Выделим ключевые характеристики предоплаты:
— часть оплаты по договорным обязательствам, которая может достигать 100%;
— вносится до совершения сделки;
— служит доказательством намерения к исполнению договора;
— сумма внесенной предоплаты засчитывается в счет причитающихся по договору платежей;
— не выполняет обеспечительную функцию.
3. В каких договорах и для чего актуально предусмотреть условие о предоплате?
Чаще всего условие о предоплате, как полной, так и частичной (аванс), предусматривают в договорах купли-продажи, оказания услуг, подряда.
В каждом из видов договоров стороны находят для себя преимущества. Так, например, внесение предоплаты по договору купли-продажи гарантирует продавцу, что его товар купят (особенно актуально в случае производства товаров на заказ), а покупателю — что данный товар не продадут другому (как форма резервирования). В договоре оказания услуг предоплата гарантирует исполнителю уверенность, что его работа будет оплачена. По договору подряда предоплата дает возможность приступить к работе после покупки, к примеру, стройматериалов.
Резюмируем
Из приведенных характеристик следует, что аванс — это предоплата, если сумма предварительного платежа по договору составляет менее 100%.
Как правило, аванс составляет минимальную сумму от цены сделки и устанавливается в размере от 10 до 40%. Однако стороны могут договориться и об ином размере предварительного платежа. Предоплата может составлять любую сумму вплоть до полной стоимости сделки.
Что предусмотреть в договоре — внесение аванса или осуществление предоплаты — решать только сторонам.