Главная » Правописание слов » Как правильно написать объяснительную если неверно инкассировала деньги

Слово Как правильно написать объяснительную если неверно инкассировала деньги - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Образец объяснительной кассира по ошибочно пробитому чеку

Кассовый чек пробит неправильно: зачем нужна объяснительная

Объяснительная записка — это документ, происходящий из сферы трудового права. В соответствии со ст. 192 ТК РФ за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работодатель вправе применять к работникам дисциплинарные взыскания. Но прежде чем принимать такие решения, он должен запросить у работника письменные объяснения по поводу совершенных действий (ст. 193 ТК РФ). Ошибка кассира при пробитии кассового чека как раз может быть примером ненадлежащего исполнения обязанностей.

Применение кассовых аппаратов тесно связано с налоговыми правоотношениями. Объяснительная записка кассира — ценный источник данных при налоговой проверке магазина (и возможном судебном споре), поскольку она позволяет инспектору ФНС (или суду) установить обстоятельства неприменения ККТ в порядке, установленном законом.

Неприменение ККТ — повод считать, что налогоплательщик занизил налоговую базу, не осуществив корректную фискализацию выручки. Кроме того, неприменение ККТ — само по себе серьезное нарушение норм законодательства, регулирующего расчеты хозяйствующих субъектов с физлицами (прежде всего, закона «О ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ). За такое нарушение предусмотрены серьезные штрафы.

Содержание записки может стать аргументом, чтобы к магазину не были применены санкции.

Если у вас есть доступ к «КонсультантПлюс», узнайте, что делать, если вы обнаружили ошибку в чеке ККМ. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Рассмотрим, как правильно написать объяснительную об ошибочно пробитом чеке.

Что писать в объяснительной

В объяснительной на имя директора отражаются:

1. Сведения об адресате объяснительной (как правило, это наименование компании-работодателя, Ф.И.О. непосредственного руководителя кассира или директора фирмы).

2. Наименование документа — «Объяснительная записка о некорректно пробитом кассовом чеке».

3. Разъяснения от первого лица, содержащие:

На документе проставляются дата, подпись кассира. Нелишним будет предусмотреть и графу о получении документа адресатом.

Образец объяснительной о неправильно пробитом чеке в рассмотренной нами структуре вы можете скачать по ссылке ниже:

Если вы неправильно выбили сумму в кассовом чеке, формулировка в объяснительной будет отличаться. Шаблон объяснительной можно посмотреть в «КонсультантПлюс». Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

Итоги

Объяснительная записка — инструмент из трудового права. Но на практике он играет значимую роль при выяснении обстоятельств налоговых правонарушений и нарушений законодательства о применении ККТ и даже может спасти от штрафов. О том, как писать объяснительную записку, мы подробно рассказали в данной статье.

Узнать больше о разрешении проблемных ситуаций, связанных с применением онлайн-касс, вы можете в статьях:

Источник

Обсчитались в зарплате: как оправдаться перед налоговой

К сожалению, иногда возникают ситуации, когда по тем или иным причинам происходит переплата заработной платы (отпускных) работнику. Казалось бы, простейшая ситуация. Да, но только на первый взгляд.

Бухгалтеры – не роботы. В смысле, имеют право на ошибку. Да и роботы, то есть бухгалтерские программы, которые этого права вроде бы не имеют, тоже иногда «сбоят». И возникают ситуации, наподобие озвученной одним из участников группы ВКонтакте www.buhgalteria.ru: «Добрый день! Вопрос по начислению зарплаты и отпускных. При расчете отпуска за сентябрь получилась сумма 28 097,20 с учетом НДФЛ 3471. В бюджет перечислено 3471. Выплачено 28 097,20, а надо было 24 626,20. Как сейчас поправить, чтобы у сотрудников инспекции вопросов не возникло?» Тема оказалась «больной», откликов очень много. А вот качество некоторых советов – под большим вопросом. Кто-то предлагает «переделать в аванс», как бы забывая о том, что был выслан расчетный листок. Другой – «выдать разницу под отчет». Третий (в процессе обсуждения выяснилось, что сотрудник не хочет возвращать переплату ) советует удержать «просто так, без разрешения». Наконец, более здравомыслящие предостерегают: «Техническая ошибка не является счетной. Удержать без согласия работника нельзя. Так же как нельзя удержать зарплату, дважды перечисленную за один и тот же отработанный период. Работник пойдет в суд и выиграет это дело. И еще придется объяснять налоговой нестыковки в 6-НДФЛ». Понятное дело, мы не смогли остаться в стороне в этом споре. К тому же, бывают ситуации и посложнее.

Подсчитали – прослезились

Первоначально обратимся к трудовому законодательству. В соответствии со статьей 137 Трудового кодекса РФ заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев:

Две последние ситуации обладают своей спецификой, поэтому в данной статье рассматривать их не будем.

Статья 8 Конвенции № 95 Международной организации труда «Относительно защиты заработной платы» определяет, что удержания с заработной платы разрешается производить в условиях и в пределах, предписанных национальным законодательством или определенных в коллективном договоре или в решении арбитражного органа.

Обратите внимание: удержание денежных средств на основании статьи 137 Трудового кодекса РФ возможно только из заработной платы сотрудников, работающих в организации на момент выявления счетной ошибки. Если работник уже уволился, то организация не лишается права доказывать свою позицию в суде. Но в этом случае основанием для подобного обращения в суд уже послужит пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ, согласно которому заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, не подлежат возврату при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Ошибка ошибке рознь

Итак, работнику выплачены лишние суммы. Что можно считать счетной ошибкой?

Законодательство не содержит подобного определения. Определенную дополнительную информацию можно извлечь лишь из Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 № 191 «О пособиях по государственному социальному страхованию». В данном документе под счетной понимают арифметическую ошибку. Однако данное постановление признано недействующим еще в 2010 году. Тем не менее и сотрудники Роструда в своих разъяснениях, и суды (например, Определение Верховного суда РФ от 20.01.2012 № 59-В11-17 и др.) придерживаются мнения, что счетная ошибка – это все же ошибка арифметическая. Собственно, только такое определение вытекает из толкования значения слова «счетный».

Разберем случаи того, что можно считать счетной ошибкой, а что нет.

Так, ошибочно выплаченная заработная плата работнику (по табелю он не проработал в отчетном периоде ни дня) и премия, так как они выплачены не по его вине и не в связи со счетной ошибкой, не могут быть с него взысканы (заочное решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 03.06.2011 по делу № 2-354/2011).

Неправильное применение положения о начислении заработной платы не является счетной ошибкой, так как произошло по вине работодателя (Определение Московского областного суда от 12.10.2010 № 33-19764).

Неправильное начисление зарплаты за работу по совместительству и неправильный расчет среднего заработка не являются счетной ошибкой (кассационное определение Волгоградского областного суда от 26.01.2012 по делу № 33-644/2012).

Если работодатель предоставил работнику отпуск, а затем не произвел удержание за использованные, но не отработанные дни отпуска при увольнении работника, в том числе при недостаточности суммы денежных средств, начисленных работнику, то он не вправе взыскивать с бывшего работника в судебном порядке денежные средства, выплаченные ему в качестве заработной платы за предоставленный отпуск (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 21.09.2011 № 33-14380/2011). Аналогичное мнение высказано в Определении Верховного суда РФ от 14.03.2014 № 19-КГ13-18, который указал, что действующее законодательство не содержит оснований для взыскания суммы задолженности в судебном порядке с работника, использовавшего отпуск авансом.

Выплата премии по ошибке дважды (приказ о премировании дважды ошибочно загрузили в автоматизированную систему учета) также не является счетной ошибкой (решение Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 05.10.2010 по делу № 2-2094/2010).

По мнению ответчика, счетная ошибка – это результат неверного применения правил арифметики. Разновидностью счетной ошибки может быть, в частности, получение неправильного итога при сложении.

Суд пришел к выводу, что речь идет не об ошибках в исчислении (премия была исчислена правильно), а о том, что недобросовестный работник получил ее два раза. В то же время истец не представил суду доказательств неправомерных действий работника, т. е. что его действия были направлены на получение не полагающихся ему денежных сумм. Расчетно-платежных ведомостей ответчик не видел, поэтому не мог знать об основаниях начисления и повторной выплате премии, следовательно, недобросовестность ответчика не установлена.

«Спектр» счетных ошибок достаточно узок, и доказать суду, что произошла именно счетная ошибка, очень сложно. Арбитражная практика не на стороне работодателя. Независимо от эмоций, согласия или несогласия это нужно учитывать.

Дополнительно суд указал, что в связи с тем, что ответчик к этому времени уже не был работником истца, то в обязательствах по выплате денежных сумм положения статьи 1109 Гражданского кодекса РФ на обязанной стороне всегда выступает профессионал, то есть лицо, обладающее специальными навыками в той или иной сфере гражданского оборота. Ошибки, совершенные таким профессионалом, законодатель относит на его неправомерное поведение. Суд пришел к выводу, что повторная загрузка работником истца приказа о премировании в автоматизированную систему, последующая проверка поступивших ведомостей на бумажном носителе начальником отдела и бухгалтером, подписание расчетно-платежных ведомостей, реестров на выдачу заработной платы (премий) главным бухгалтером, заместителем директора по финансам свидетельствуют о неправомерном поведении лиц, обладающих специальными познаниями (недостаточной внимательности). Правовые ошибки, совершенные такими профессионалами, законодатель относит на их неправомерное поведение.

Аналогичное мнение найдем в Определении Верховного суда РФ от 20.01.2012 № 59-В11-17. Верховный суд согласился с мнением суда первой инстанции, который исходя из буквального толковании норм действующего трудового законодательства пришел к выводу, что счетной следует считать ошибку, допущенную в арифметических действиях (действиях, связанных с подсчетом), в то время как технические ошибки, в том числе совершенные по вине работодателя, счетными не являются.

Как мы видим, «спектр» счетных ошибок достаточно узок и доказать суду, что произошла именно счетная ошибка, очень сложно. Арбитражная практика не на стороне работодателя. И нам надо это учитывать, независимо от эмоций, согласия или несогласия с позицией служителей Фемиды.

Сотрудника «крайним» не выставишь

Попытки взыскать излишнюю заработную плату на основании того, что заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом, также не слишком упрощают положение работодателя.

Подобные заявления нужно доказать, а это в разы труднее, чем доказать, что допущенная ошибка является счетной.

В том же кассационном определении Волгоградского областного суда от 26.01.2012 по делу № 33-644/2012 подобная попытка работодателя была легко опровергнута судом по следующим основаниям. Работа сотрудника по должностям паспортиста и ответственного за центральное отопление подтверждается представленными самим же истцом письменными доказательствами, подтверждающим фактическое исполнение обязанностей по данным должностям, а именно удостоверениями о прохождении обучения по должности ответственного за центральное отопление, актом передачи лицевых карточек, графиками мероприятий по подготовке к отопительному сезону.

В кассационном определении Хабаровского краевого суда от 03.02.2012 по делу № 33-719 судьи также пришли к выводу, что истец не представил доказательств недобросовестности работника либо счетной ошибки. Никаких ложных сведений работница не предоставляла, никаких действий, которые могли бы повлиять на определение размера денежной выплаты, не совершала. Счетной ошибки также в данном случае не усматривается.

А иногда выплаты «лишних» сумм вообще могут быть следствием не некой ошибки, а вполне сознательных действий руководства организации, что в дальнейшем не нравится собственникам.

Так, в Постановлении ФАС Центрального округа от 24.08.2010 по делу № А54-5466/ 2009-С14 была рассмотрена ситуация, когда общество обратилось с иском к гражданину о взыскании убытков, причиненных его действиями как единоличного исполнительного органа акционерного общества, выразившимися в повышении заработной платы должностным лицам общества. Ответчик, будучи директором общества, ссылаясь на увеличение объема работ, повысил должностные оклады пяти должностным лицам: финансовому директору, первому заместителю генерального директора, главному инженеру, инженеру-экономисту I категории, главному бухгалтеру.

Суд не признал вину ответчика, мотивируя тем, что, решая вопрос о повышении должностных окладов, ответчик, являясь генеральным директором общества, действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства и устава общества и истцом не представлено доказательств того, что повышение должностных окладов экономически не обосновано.

Хотя в кассационном определении Забайкальского краевого суда от 27.12.2011 по делу № 33-4545-2011 требования о взыскании излишне выплаченной работнику заработной платы были удовлетворены, поскольку ответчик, несмотря на извещение его о расторжении заключенного с ним трудового договора, продолжал самовольно исполнять обязанности директора фонда поддержки малого предпринимательства и получать заработную плату, выплата которой является злоупотреблением ответчиком своими правами.

То есть, можем провести грань между недобросовестными действиями работника, направленными на получение излишних сумм, и отсутствием вины в создании подобной ситуации.

Сбой в программе

А вот сбой в компьютерной программе учета суды довольно массово относят к счетной ошибке.

В апелляционном определении Верховного суда Республики Карелия от 25.03.2016 № 33-1060/2016 было признано, что ошибка, произошедшая вследствие сбоя в компьютерной программе, в результате чего работнику была излишне выплачена компенсация за неиспользованный отпуск, является счетной.

Новосибирский областной суд в Определении от 20.01.2011 по делу № 33-126/2011 пришел к выводу, что под счетной ошибкой прежде всего следует понимать явную арифметическую ошибку, а не ошибку в применении норм трудового законодательства или иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права. Сбой влечет именно математическую ошибку, а не ошибку работодателя в применении норм трудового законодательства, исключающую взыскание с работника излишне выплаченных сумм.

В то же время суд вполне обоснованно, на наш взгляд, заключил следующее. Истец, ссылаясь на сбой в бухгалтерской программе, не представил тому соответствующих доказательств.

То есть вывод прост – мало заявить, что был компьютерный сбой. Этот факт неким образом нужно доказать.

Оренбургский областной суд в Апелляционном определении от 07.03.2012 по делу № 33-1384-2012 также признал компьютерный сбой арифметической ошибкой. При этом суд учел и представленные доказательства в знак реального наличия сбоя. Этими доказательствами послужили акт обнаружения счетной ошибки и акт технического заключения, утвержденный директором предприятия и согласованный директором обслуживающей организации по сопровождению программного обеспечения.

Так же действовала организация в части оформления доказательств сбоя и в ситуации, которую рассмотрел Самарский областной суд в Определении от 18.01.2012 по делу № 33-302/2012. Суд признал сбой счетной ошибкой.

Поэтому у работодателя есть шанс доказать, что ошибка была счетной, увязав ее с компьютерным сбоем.

Может, договоримся?

Но даже если произведенная выплата является счетной ошибкой, то, согласно статье 248 Трудового кодекса РФ, взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.

А вот если месяц истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.

Не слишком утешительно для бухгалтера, который, получается, права на ошибку все же не имеет. Ведь с точки зрения закона, защищающего права работника, в том числе и недобросовестного, взыскать суммы переплат в законном порядке довольно сложно, если вообще возможно.

Поэтому, как ни прискорбно об этом писать, но самый лучший способ решения проблемы – это все же договориться с работником. Так как по суду при фактической собственной правоте работодатель зачастую оказывается неправым формально.

Конечно, есть определенный тип людей, с которыми соглашение априори невозможно, но большинство, особенно работающих на предприятии, не уволенных на момент обнаружения ошибки, – вполне вменяемые люди, в достаточной мере зависящие от работодателя. И на пустом месте идти на конфликт с системой не будут.

Если договоренность достигнута, то обязательно необходимо письменное обращение работника, содержащее просьбу удержать лишние суммы из его зарплаты. На это указывает письмо Федеральной службы по труду и занятости РФ от 09.08.2007 № 3044-6-0. Согласно письму ФСС РФ от 20.08.2007 № 02-13/07-7922, излишне выплаченная сумма пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам может быть удержана только с письменного согласия работника. Но даже и без этих писем понятно, что письменное согласие работника необходимо, чтобы избежать возможных судебных тяжб, особенно если работник передумает.

Трудовое законодательство не содержит требований или пояснений в отношении того, как нужно оформить счетную ошибку. По нашему мнению, для этого необходимо оформить служебную записку, докладную, акт.

Оформляем счетную ошибку

Итак, бухгалтер ООО «Сафари» допустил счетную ошибку, в результате чего работнику была излишне выплачена заработная плата в размере 7820 руб.

При обнаружении ошибки была составлена следующая служебная записка на имя руководителя организации.

Затем была проведена беседа с данным работником, по итогам которой он написал следующее заявление.

Не забываем, что общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, – 50% заработной платы, причитающейся работнику (ст. 138 ТК РФ).

Операция «под отчет»

Некоторые специалисты предлагают возникшую разницу оформить как выдачу в подотчет. Что ж, этот способ не лишен своих плюсов. Как, впрочем, и минусов. Минусом можно назвать назначение платежа, ведь в платежке будет указана «выплата заработной платы», что в случае возникновения судебных ситуаций сильно подорвет позицию работодателя.

А возможна ли выдача под отчет без заявления работника? Да, в данном случае без него можно обойтись. Указанием Банка России от 19.06.2017 № 4416-У внесены изменения в Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У относительно порядка расчетов с подотчетными лицами. Заявление работника на выдачу подотчетной суммы стало необязательным. Достаточно одного распорядительного документа руководителя. В качестве такового может выступить, например, приказ генерального директора или руководителя соответствующего департамента.

И если данный работник реально будет приобретать ТМЦ для предприятия или будет отправлен в командировку, то, пожалуй, вопрос может закрыться. Но если данный конкретный работник ничего не закупает и никуда не ездит, то ситуация, сделав круг, вернется в исходное положение. Ведь, чтобы вернуть излишне выданные в подотчет деньги, нужна та же самая вышеописанная процедура согласия работника.

Предположим, что он не соглашается. По суду вернуть излишне уплаченные подотчетные суммы, конечно, проще. Однако необходимо доказать факт излишней переплаты подотчетных сумм. И в ситуации явной враждебности работника будет проблематично доказать, что деньги, выплаченные с основанием «заработная плата» на самом деле являются подотчетными суммами.

P.S. Таким образом, прекрасно видно, что ситуация с переплатой зарплаты, премии очень сильно зависит от доброй воли работника. Правда, у работодателя есть свои механизмы восстановления справедливости. Основной способ выправления положения в ситуации несговорчивости персонала – это корректировка будущих премий. Но и тут есть свои нюансы. Если подобная корректировка в части удержания будет оформлена официально, будут с точностью совпадать суммы излишней переплаты и сумма удержания, то вновь у работника появляется неплохой шанс доказать в суде свою правоту. Это необходимо учесть, прежде чем применять подобный вариант действий. И еще: об отражении перерасхода отпускных и их возврата подробно можно прочитать в журнале «Практическая бухгалтерия» № 9, сентябрь, 2018, стр. 62 или на нашем сайте: www.pb.buhgalteria.ru.

Сергей Данилов, корреспондент «ПБ»

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Источник

Как писать объяснительную на работе

Если пробки, снегопады и соседи затопили

От опозданий и других мелких нарушений дисциплины на работе никто не застрахован. Обычно в такой ситуации руководство просит написать объяснительную.

Я расскажу, как сделать это правильно — так, чтобы и отношения с начальником не испортить, и работу не потерять.

Что такое объяснительная записка

Объяснительная записка — это документ, в котором работник объясняет своему руководителю, почему на рабочем месте возникла та или иная ситуация.

Чаще всего она связана с проступками работника — например, прогулял, опоздал на работу или потерял важные документы.

А бывает и так: отчет вовремя не сдан, потому что коллега прогулял и не предоставил данные. В этом случае объяснительная поможет руководству разобраться, кто виноват на самом деле. И грамотно составленная объяснительная записка помогает избежать ответственности или смягчает ее.

Если отказаться писать объяснительную, обычно это означает, что работник признает свою вину, и чаще всего приводит к дисциплинарному взысканию или даже увольнению.

Юридическое значение. Порядок, как требовать объяснения с работника, есть в трудовом кодексе: если работодатель считает, что работник в чем-то виноват, сразу наказывать его нельзя. Надо предложить письменно объяснить причины произошедшего — именно для этого и нужна объяснительная записка. Работнику дают не менее двух рабочих дней, чтобы ее подготовить.

Если два дня прошло, а работник так и не предоставил пояснений, об этом составят акт. После этого можно наказывать. Работодатель имеет право наказать работника дисциплинарным взысканием, например замечанием, выговором или даже увольнением. Получается, что объяснительная тесно связана со взысканиями. Но если отказаться писать объяснительную, от взыскания это не спасет.

Когда работодатель получил объяснительную или отказ работника писать ее, у него есть два варианта.

Первый — понять и простить работника. Такое случается редко, но бывает. Например, работник приведет уважительные причины, которые объяснят проступок. Или начальник перестанет сердиться и решит его не наказывать. Наложить дисциплинарное взыскание — право руководителя, а не обязанность.

Второй — в течение месяца со дня, когда проступок обнаружат, издать приказ о дисциплинарном взыскании. Такой приказ нужно объявить работнику под подпись в течение трех рабочих дней со дня издания. Работник может отказаться с ним знакомиться, но приказ от этого не становится недействительным. Дальше работник на свое усмотрение либо соглашается с этим приказом, либо обжалует его в государственной инспекции труда или в суде.

Зачем пишут объяснительную записку

Допустим, менеджер Петров опоздал на работу. Это заметил начальник и потребовал объяснений.

Петров может отказаться от дачи объяснений совсем — за сам отказ его не накажут. Но подождут два рабочих дня и накажут уже за опоздание: объявят выговор или замечание. Сказать потом в суде, что наказывать без объяснительной было нельзя, не получится, ведь у Петрова была возможность ее написать. А то, что он по собственной воле отказался, не оправдание.

На мой взгляд, отказ — не лучший вариант. Это выглядит как конфронтация сотрудника с руководством. И руководству непонятна не только причина, но и то, что работник собирается делать потом — вдруг он и дальше собирается опаздывать.

Иван Петрович, я проспал, поэтому не успел на работу вовремя. Больше такого не повторится.

Работника, скорее всего, накажут: причина опоздания неуважительная. Но даже такая объяснительная лучше, чем никакой. Начальник видит, что работник осознает свою неправоту, не уходит в оппозицию и готов исправиться.

Но объяснительная может быть и такой:

11.12.2019 года я действительно явился на рабочее место с опозданием на 1 час. Причина: в моем подъезде прорвало трубу отопления, в результате чего подъезд залило кипятком и выйти в него из квартиры было невозможно.

Поскольку опоздание произошло по независящим от меня причинам, прошу не применять ко мне дисциплинарные взыскания.

Справку из УК о прорыве трубы прилагаю.

В этом случае наказать человека уже сложнее: он опоздал по независящим от него причинам. Работодатель должен проверить информацию: если она подтвердится, работника не накажут, поскольку основания для взысканий нет.

Даже если начальник не примет доводы сотрудника и решит его наказать, при наличии такой объяснительной и справки приказ будет проще обжаловать в трудовой инспекции и в суде.

Когда могут потребовать объяснений от сотрудника. Писать объяснительную — это право работника. Он может им воспользоваться, а может и отказаться.

А вот потребовать от работника объяснительную — обязанность работодателя, и отказаться от нее работодатель не может. Без этого нельзя издать приказ о дисциплинарном взыскании или удержать деньги из оклада работника. Без объяснительной работника или без попытки ее истребовать такой приказ незаконен.

Но на практике объяснительную требуют при любом нарушении на работе. Причем требовать могут не только с виновного, но и со свидетелей происшествия, очевидцев или с непосредственного руководителя виновного.

Например, приехал водитель в гараж на поврежденном автомобиле. Начинают собирать объяснительные у всех: у водителя, пассажиров, начальника гаража. При этом, возможно, руководство знает, что водитель не виноват, — возможно, ДТП произошло по вине другого водителя. Но объяснительные нужны, чтобы подтвердить невиновность водителя и не взыскивать с него деньги за ремонт.

Особенность объяснительной — ее требуют до того, как наказать человека. И не факт, что в результате человека накажут. Бывает, что руководство удовлетворяют пояснения и приказ о дисциплинарном взыскании не издается.

Давать объяснения — это не обязанность работника. Отказаться от дачи объяснений может любой. И у работодателя нет права обязать работника давать письменные пояснения. Работодатель — не следователь, а объяснительная — это не показания на допросе.

Виды объяснительной

На практике есть всего два вида объяснительных записок. В законе они не закреплены, но в реальной жизни их пишут всего в двух ситуациях.

Оправдательная. В ней работник поясняет причины собственного бездействия или неправильных действий.

Пояснения или описание действий других лиц. Такую объяснительную пишут, если виновников проступка несколько и работодателю непонятно, кто из них виноват в произошедшем. В этом случае всех участников просят написать, что происходило, кто и что делал. Написанное анализируют — и уже после этого делают выводы о виновности или невиновности участников.

Уведомление работника о даче объяснения

Часто бывает такая ситуация: начальник врывается в кабинет и заявляет работнику: «Пиши объяснительную!» В этом случае нарушен порядок уведомления работника. Даже если он напишет объяснительную и его потом обоснованно накажут, он сможет оспорить взыскание в суде. И велика вероятность, что взыскание отменят. Суд может решить, что работодатель нарушил порядок привлечения к дисциплинарной ответственности.

На самом деле наказать работника правильно, по закону и так, чтобы он не смог потом оспорить взыскание в суде, не так-то просто. Хотя процедура наложения взыскания прописана в трудовом кодексе, работодатель должен соблюсти все формальности, чтобы взыскание потом не отменили.

Но так бывает не всегда: часто руководители действуют исходя из собственных соображений о дисциплинарных взысканиях. Это работает, но только до тех пор, пока один из наказанных не обратится в суд или в трудовую инспекцию. Там начинают проверять все, в том числе соответствовала ли процедура формальным требованиям трудового кодекса. И если работодатель хоть что-то пропустил — велик шанс, что взыскание отменят, а работник потом получит право на возмещение ущерба.

Поэтому в интересах любого работника — знать обо всех формальностях. Если начальник что-то сделает не по закону, шанс оспорить взыскание увеличивается. С точки зрения закона работодатель должен соблюдать следующий алгоритм:

Если хотя бы один пункт в этом алгоритме пропущен — шансы оспорить взыскание увеличиваются.

Уведомить работника о необходимости дать объяснения не всегда просто. Обычно процедура выглядит так: уведомление о даче объяснений прописывается в приказе или распоряжении о проведении служебной проверки, а работник расписывается в нем. С этого момента он ознакомлен и все формальности соблюдены.

Но бывают ситуации, когда работник знает, что его накажут или уволят, и всячески уклоняется от ознакомления. А потом, когда его все же увольняют, — идет в суд и заявляет, что его права нарушены.

Такая тактика работает не всегда. В этом случае работодатель имеет право уведомить работника любым доступным способом: телеграммой, смс, сообщением в мессенджере или заказным письмом с уведомлением о вручении.

Вот пример из суда. Мужчина прогулял работу. Его уволили, и он пошел в суд. Он считал, что, раз работодатель не требовал у него объяснительную, можно претендовать на восстановление на работе и оплату вынужденного прогула. И компенсацию морального вреда он тоже попросил.

В суде выяснилось, что после прогула мужчина перестал появляться на работе, и его пытались уведомить о необходимости дать объяснения телеграммой. Правда, он не стал получать телеграмму, но вручить ему ее пытались.

Суд решил, что работодатель все сделал правильно. В трудовом кодексе сказано, что уведомлять работника обязательно, а вот в какой форме это делать — не сказано. И если человек на работу не является — можно сделать это и телеграммой. А то, что он не захотел ее получать, — не проблема работодателя. Свои обязанности он выполнил. Увольнение мужчины признали законным, никакой компенсации он не получил.

Правила составления объяснительной

Форма. Единой установленной законом формы для объяснительной нет. Она может зависеть от ситуации. Но, как правило, ее составляют коротко и сухо, ограничиваясь изложением фактов и обстоятельств.

Структура текста. Я рекомендую составлять текст объяснительной следующим образом:

В результате получится примерно такой документ:

Формулировка причины. Объяснительные пишут не только из-за нарушений. Например, в тексте работник может указать так:

Я написал объяснительную по устному указанию мастера производственного участка.

Если взыскание, которое наложат после такой объяснительной, будут оспаривать в суде, работодатель может оказаться в неприятной ситуации. Особенно если не сможет подтвердить, что письменно уведомлял работника о необходимости написать объяснительную.

А если в объяснительной написано по-другому — все в порядке.

Объяснительная подготовлена на основании приказа директора предприятия о проведении служебной проверки.

Обязательные реквизиты. В законе обязательные реквизиты объяснительной записки не перечислены. Но это не значит, что писать можно что и как угодно. Документ составляют по общим правилам делопроизводства вашей организации. Проще всего узнать эти правила в отделе кадров, секретариате или в канцелярии.

Но в любом случае нужно указать следующее.

Адресат объяснительной — как правило, это руководитель организации или человек, который по своим должностным обязанностям вправе принять решение о наказании.

Адрес — полное наименование организации.

Приложения — любые документы, которые подтверждают доводы работника. Это могут быть справки — например, о болезни, травме или о ДТП. В некоторых случаях они могут подтвердить, например, что опоздание или прогул произошел не по вине работника.

А еще это может быть постановление о возбуждении уголовного дела или справка из травмпункта — если работник стал жертвой преступления. В этом случае тоже можно избежать наказания.

А вот прикладывать к объяснительной документы, подтверждающие собственную вину, работник не обязан.

Сроки написания

На написание объяснительной работнику обязаны предоставить не менее двух рабочих дней. В этот срок не входит период отпуска и болезни.

Как это работает — проще объяснить на примере. Например, работника попросили написать объяснительную сегодня, а с завтрашнего дня у него отпуск по графику. Торопиться в этом случае не стоит — можно спокойно уйти в отпуск, отгулять его, а после выхода останется еще один день — его как раз хватит для того, чтобы написать объяснительную.

Иногда бывает такая ситуация: работник находится в отпуске, а начальник требует срочно явиться, чтобы написать объяснительную. Чтобы все было по закону, работника должны приказом отозвать из отпуска — хотя бы на один день.

Сделать так можно только с письменного согласия работника, а если он не согласится — заставить его нельзя. После этого он пишет объяснительную, а этот день ему либо прибавляют к отпуску, либо предоставляют в другое, удобное для работника время.

Отозвать человека с больничного, чтобы он написал объяснительную, по закону нельзя. Это законом не предусмотрено — придется ждать, пока больничный лист не закроют.

Можно ли отказаться писать объяснительную

Конституция РФ разрешает не свидетельствовать против себя. Причем это относится не только к уголовно наказуемым деяниям и административным правонарушениям. В трудовом праве действует тот же самый принцип.

Если человек считает нужным оправдываться — он может использовать для этого любые законные методы и приводить в объяснительной любые доводы.

Но если он считает, что объяснения могут ему навредить, или просто не хочет их давать — можно отказаться. Это не нарушение.

Последствия отказа от составления объяснительной. Отказаться от составления объяснительной можно в любой момент. Но не всегда это разумное решение. Такой отказ не решает проблему и не освобождает от ответственности за совершенный проступок.

Чаще всего отказ дать объяснения работодатель расценивает как признание вины. Логика такая: мы человеку предложили все объяснить, а он отказался. Значит, виноват. В любом случае право на защиту и объективное разбирательство работнику предоставляют.

А еще молчание может быть расценено так, будто работник совершил проступок намеренно и умышленно. И наказание в этом случае может оказаться более жестким, чем если проступок совершен случайно и без злого умысла.

Работники должны понимать: их руководство не может знать, что у них происходит, пока они сами об этом не расскажут. Объяснительная — одна из форм такого рассказа. Она официальная, не всегда приятная и часто заканчивается применением мер дисциплинарного характера. Но именно от содержания объяснительной и зависит жесткость этих мер. И разница здесь — от устного замечания до увольнения.

Когда могут уволить. Уволить за то, что работник отказался писать объяснительную, нельзя. Уволить или наказать могут только за сам проступок — то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

А обязанности писать объяснительную у работника нет. Хотя отказ и не освобождает от дисциплинарного взыскания.

Акт об отказе. Может возникнуть ситуация, когда сотрудник категорически отказывается писать объяснения. Тогда отказ нужно зафиксировать. Для этого составляют акт об отказе.

Такой акт впоследствии позволяет работодателю подтвердить, что работнику на самом деле предлагали объясниться, но он от этого права отказался. Составлять его можно только по истечении двух дней, которые по закону положены на объяснительную. Раньше составить акт нельзя — вдруг работник все же передумает.

Составляется такой акт комиссией. В нее обычно входит не менее трех человек: представитель руководства и еще два сотрудника. Это должны быть незаинтересованные лица, иначе правомерность такого акта можно будет оспорить.

В акте указывают следующее:

Не пожелавший объясняться сотрудник должен ознакомиться с актом под подпись.

Сроки хранения объяснительной

Работодатель, получив объяснительную записку, проставляет на ней регистрационный входящий номер документа и обязательно — дату приема.

Срок хранения объяснительной зависит от ее содержания.

Если такая записка содержит информацию о нарушении правил внутреннего трудового распорядка — она хранится не менее 1 года.

Если в записке есть информация о привлечении к ответственности лиц, нарушивших трудовую дисциплину, по вопросам служебного поведения или по урегулированию конфликта интересов — такую записку нужно хранить не менее 5 лет.

Сложнее всего с государственными гражданскими или муниципальными служащими. Объяснительные записки о фактах коррупционных нарушений, о соблюдении требований к служебному поведению, регулированию конфликта интересов или по служебным проверкам в отношении госслужащих нужно хранить постоянно.

Для руководителя важно соблюдать эти сроки — так он всегда сможет подтвердить, что сделал все правильно и ничего не нарушил.

Многие руководители считают, что, если складывать объяснительные в папку, потом можно уволить работника в любой момент. Просто достать все его объяснительные из этой папки, объявить ему разом взыскания за все допущенные нарушения — и можно увольнять.

Но так не получится. Если в течение месяца работника не наказали, потом, даже если он признается, что совершил нарушение, это не поможет его уволить. Считается, что, если руководитель за месяц не воспользовался своим правом наложить взыскание, потом это сделать уже нельзя.

Образцы объяснительных записок

Работники, когда составляют объяснительные, часто допускают ошибки. Бывают ситуации, когда правильные и грамотные пояснения помогают или исправить ситуацию, или избежать наказания. Но вместо этого работник своими пояснениями только усугубляет ситуацию.

Люди начинают объясняться по одному факту, а после прочтения объяснительной становится видно, что тут не одно нарушение, а несколько и допускались они систематически. В этом случае наказание всегда бывает строже.

Я советую при написании объяснительных следовать следующим правилам:

Приведу несколько примеров реальных объяснительных и расскажу, как их можно было написать правильно.

По поводу происшествия. К сожалению, чаще всего возникают такие происшествия, как распитие спиртных напитков на рабочем месте.

Вот пример: несколько сотрудниц распивали спиртное на работе. Попались. Пришлось объясняться перед руководством. В результате появилась вот такая объяснительная.

Девушки честно старались оправдаться, но из этого текста руководству видно, что они договаривались весело провести время заранее, все спланировали. И не появились на рабочем месте пьяными случайно после работы, а целенаправленно употребляли спиртное именно там.

В данном случае о намерениях идти в сауну можно было умолчать, а просто признать факт появления на рабочем месте в нетрезвом виде. И написать, например, так:

Факт появления на рабочем месте в нетрезвом состоянии признаю. Обещаю, что больше такого не повторится.

За прогул, опоздание и за нарушение трудовой дисциплины. Это распространенное нарушение.

У опозданий и прогулов часто бывают уважительные причины. Например, человек может сам заболеть, попасть в больницу, в ДТП или у него может заболеть ребенок.

Как правило, если работник может это подтвердить, наказывать его не за что. За дисциплинарный проступок можно наказать, только если он произошел по вине работника. Если вины работника нет — не будет и наказания.

Из этой объяснительной видно, что человек знал о рабочем распорядке, но умышленно оставил рабочее место, чтобы заплатить кредит. При этом и офисы банков работают не только с 8:00 до 17:00, и банкоматы, личные электронные кабинеты и мобильные приложения работают круглосуточно. Но человек решил, что в рабочее время можно решать личные проблемы.

В этом случае тоже лучше не вдаваться в подробности, а признать факт отсутствия на работе. А если были другие уважительные причины — сослаться на них.

За несоблюдение должностной инструкции, если допущена ошибка, по жалобе клиента. Оправдываться в конкретном проступке всегда намного тяжелее.

В этом случае я рекомендую писать объяснительную следующим образом:

Например, объяснительная может выглядеть так:

Я допустил ошибку в расчетах заработной платы, поскольку сломался компьютер и мне пришлось считать вручную.

Вины с себя не снимаю, готов понести наказание. Подобное больше не повторится. Если возникнут неисправности в дальнейшем, буду обращаться сразу к системному администратору.

О невыполнении плана, о невыполнении поручения, о нарушениях после проверки. Бывает, запланировали мероприятие, но исполнить не смогли. Дали человеку задание, потом проверили — а он ничего не сделал. Бывает. Но как-то надо объяснить руководству, почему так произошло. Могут быть разные варианты.

Если причина объективная — указываем ее. Например:

Запланированная на первый квартал закупка компьютерной техники не состоялась, поскольку не было финансирования. Прошу перенести закупку на второй квартал текущего года.

Тут все в порядке: причина объективная и предложили, как устранить проблему. Так можно.

Хуже, если объяснять нечем. Тогда избежать наказания не удастся.

При производственной травме. С производственной травмой всегда все непросто. Грамотно написанная объяснительная может увеличить выплаты, а написанная с ошибками — снизить их.

Когда человек просто заболел, размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от стажа. Если страховой стаж 8 лет и более — выплатят 100% среднего заработка. При страховом стаже от 5 до 8 лет — 80% среднего заработка. При страховом стаже меньше 5 лет — только 60% среднего заработка.

При этом размер выплат могут снизить, если заболевание или травма наступили из-за алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением.

С производственной травмой все еще сложнее. Если на производстве произошел несчастный случай — независимо от стажа начислят 100% среднего заработка.

Поэтому для правильного расчета больничного кадровики часто просят работника дать объяснения не только по производственным, но и по бытовым травмам. Логика тут простая: если что-то произошло, работника просят объяснить, где и как это было. И исходя из пояснений произведут начисления.

Например, принес работник больничный — у него перелом. Где он его получил — руководителю в принципе понятно, но все надо зафиксировать и правильно оформить. Поэтому работнику предлагают написать объяснительную. А дальше у работника три варианта.

Первый — отказаться писать. Это законно. Но если работник застрахован от несчастных случаев на производстве и ему положены страховые выплаты — претендовать на них он потом не сможет. Не заявил о том, что травма получена на производстве, — право на страховые выплаты не возникает. И больничный оплатят не из расчета 100% от заработка, а с учетом трудового стажа.

Второй вариант — работник пишет в объяснительной так:

После работы был дома, поскользнулся на мокром полу, упал и сломал руку.

В этом случае все в порядке: время не рабочее, никто не виноват, кроме самого работника, наказывать некого и не за что. Поскольку о несчастном случае на производстве речь не идет, пособие будет зависеть от стажа работника.

Но есть еще третий вариант. Он может выглядеть примерно так:

Я поскользнулся на мокром полу на рабочем месте, упал и сломал руку.

В этом случае нужно проводить служебную проверку и выяснять, были ли нарушены какие-нибудь правила. Если выяснится, что нарушены, — устанавливать, кто виноват. Виновного нужно будет наказывать. Не факт, что это будет сам работник, — возможно, накажут того, кто пролил воду на пол.

А есть еще один вариант объяснительной:

Слесарь Иванов А. А., находясь на рабочем месте, поскользнулся и сломал руку. Свидетели Петров и Сидоров пояснили, что Иванов употреблял спиртные напитки на рабочем месте.

После этого Иванов был направлен на медицинское освидетельствование в медучреждение. При проведении медицинского освидетельствования у него установлено алкогольное опьянение. Заключение об установлении состояния алкогольного опьянения прилагается.

А вот в этом случае могут и размер выплат по больничному снизить, и вообще уволить. Работодатель имеет на это право. Даже если работник застрахован от несчастного случая — на выплаты можно не рассчитывать.

Поэтому я рекомендую ограничиваться в объяснительных только фактами, которые имеют отношение к происшествию. Сломать руку дома — это одно. Написать в объяснительной, что был в отпуске, пил неделю, очнулся и увидел гипс — это другое. Если есть возможность не сообщать работодателю факты, которые дискредитируют, — можно этого не делать.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как правильно написать объяснительную если неверно инкассировала деньги, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как правильно написать объяснительную если неверно инкассировала деньги", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как правильно написать объяснительную если неверно инкассировала деньги:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *