Как прописать условия оплаты в договоре
Порядок оплаты по договору — это установленный сторонами в контракте способ расчета за выполненные обязательства.
Одной из основных частей контракта является порядок расчетов по договору, в этом вопросе важно достичь компромисса, учитывающего интересы обеих сторон. Недостаточно знать, что договор будет исполнен, для эффективного ведения бизнеса имеет большое значение, когда и каким образом.
Формы и способы: возможные варианты
Варианты расчета за выполненные обязательства предусмотрены в ГК РФ различные. Выбор конкретного способа зависит от волеизъявления сторон, вида заключаемого контракта, требований законодательства по нему. По общему правилу ст. 424 ГК РФ цена может быть и не установлена в соглашении, в этом случае она определяется по правоприменительной практике. Для некоторых видов контрактов существенным условием (без которого договор признается незаключенным) является сам порядок расчетов. Таковым является очень распространенное в бизнесе соглашение о поставке товаров.
В соответствии с ГК РФ и деловыми обычаями какие бывают формы оплаты по договору:
Варианты, как прописать сроки оплаты в договоре:
Несколько примеров, как прописать в договоре порядок оплаты (формулировки):
Чтобы выбрать подходящий способ и правильно составить формулировку, рекомендуется рассмотреть все варианты и учесть практику правоприменения. Например, для безналичного перечисления существует несколько способов (инкассо, аккредитив, чеки, электронные средства платежа), их конкретно указывают в контракте с реквизитами во избежание разногласий. Чаще всего используются переводы на расчетный счет по платежным поручениям. О смене реквизитов сразу уведомляют контрагента.
Как прописать расчет по факту
Расчет за выполненную работу, оплата товара по договору поставки по факту закладываются в контракт на практике не часто, этот вариант несет большие риски для исполнителя.
В соглашении рекомендуется прописать следующие моменты.
Конкретный срок расчета. Необязательно дату, допускается привязать срок к неизбежному событию (принятие работ, услуг, заключение соглашения).
Заказчик обязуется произвести оплату не позднее 10 календарных дней с момента подписания акта приемки оказанных услуг. |
Пени и штрафные санкции за просрочку. Обычно закладывается процент за каждый день, размер должен соответствовать практике, в противном случае может быть снижен в суде. Заказчику этот пункт включать невыгодно.
Как оговорить аванс
Это самый распространенный способ согласования порядка расчета. Заключить договор на оплату до получения товара (услуги, работы) частично одинаково выгодно как заказчику (продавцу), так и исполнителю (покупателю). Риски остаются, но минимизируются для обеих сторон.
Исходя из судебной практики, во избежание споров рекомендуется в контракте оговорить следующие условия:
Срок с указанием конкретной даты или определенного периода, события (чаще всего, заключения соглашения).
Заказчик обязуется внести аванс 20.08.2020 г.
Заказчик обязан внести аванс не позднее 7 календарных дней дней с момента подписания настоящего контракта.
Размер
Заказчик обязуется произвести расчет за работы в следующие сроки: в срок до 20.08.2020 г. — 50% цены по контракту; в срок не позднее 7 календарных дней с момента подписания акта приемки — оставшиеся 50%. |
Допускается ссылка на график платежей, который содержится в приложении. В этом случае в контракте обязательно надо прописать, что приложение является его неотъемлемой частью, само приложение подписать сторонами и подшить ко всем экземплярам.
Как прописать оплату наличными
Сейчас наличный расчет в договоре используется крайне редко, безналичный гораздо проще и эффективнее. Для наличных расчетов юрлиц и ИП существует лимит — не более 100 000 рублей, по указанию ЦБ РФ. При определении этого способа в соглашении прописывается конкретный адрес, где осуществляются платежи наличными в кассу.
Как указать условие об использовании иностранной валюты
В России оплата по договору производится только с использованием национальной валюты (ст. 317 ГК РФ). Допускается привязка цены контракта к иностранной валюте (доллар, евро), но оплата должна производиться исключительно рублями. Например, допустимо прописать этот порядок следующим образом:
Покупатель должен заплатить Продавцу за товары сумму в рублях, эквивалентную 10 000 долларам США (в том числе НДС — 20%), по курсу Центробанка РФ на момент оплаты, то есть составления платежного поручения на списания средств со счета Покупателя. |
То есть необходима ссылка на порядок определения этого момента (вторая сторона вправе посчитать моментом расчета дату поступления средств на собственный счет.
В итоге, как прописать условия оплаты в договоре, решают стороны. Основная рекомендация специалистов — прописывать способы расчетов максимально точно и четко, с указанием дат, сроков и способов их определения.
Как прописать порядок оплаты в договоре
Порядок оплаты по договору — это условие об определении способа внесения платежей за поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ или передачу иных прав. Например, аванс, предоплата, расчет постфактум или рассрочка.
Распространенные варианты платежей по сделке
Одно из ключевых условий контракта — это порядок расчетов по договору, для которого стороны обязаны согласовать, как и каким образом производятся платежи и расчеты за отгрузку продукции, выполнение работ или услуг.
Партнеры договариваются о форме, валюте, сроках и периодичности внесения платы по контракту. К примеру, самая распространенная форма — это безналичные расчеты платежными поручениями. Срок внесения оплаты устанавливается в индивидуальном порядке. Большая часть платежей осуществляется в российских рублях.
Вариантов расчетов между контрагентами несколько. Напомним, какие бывают формы оплаты по договору в 2020 году:
Сторонам важно учитывать особенности и правила, как прописать условия оплаты в договоре, неверная формулировка или спорная трактовка приведет к дополнительным рискам по образованию задолженностей.
Оплата постфактум: примеры правильных формулировок
Для согласования условий оплаты по факту стороны обязаны определить срок, в который заказчик перечисляет денежные средства в пользу исполнителя. Порядок, как прописать сроки оплаты в договоре, стандартный. Это, например, конкретная календарная дата или же период времени.
Постоплата, или «товар в кредит» предполагает, что поставка находится в залоге у продавца (поставщика) до полной его уплаты (п. 5 ст. 488 ГК РФ). Покупатель не вправе распоряжаться товарами без согласия продавца. Но в контракте допустимо прописать условие об отмене залога (п. 2 ст. 346 ГК РФ).
Пример, как прописать в договоре порядок оплаты постфактум:
Покупатель обязан оплатить товар в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения товара.
Сумма, подлежащая уплате, является коммерческим кредитом для покупателя. Покупатель уплачивает поставщику проценты от цены товара в размере 9% годовых за каждый день с момента поставки товара до его полной оплаты покупателем. Проценты уплачиваются единовременно вместе с оплатой товара.
Товар, передаваемый по договору, не считается находящимся в залоге у поставщика.
В некоторых случаях отсрочка оплаты регламентируется нормативными актами. Например, это предусмотрено для поставки отдельных продовольственных товаров с ограниченным сроком годности.
Аванс или предоплата: оформляем сделку
При авансовой или предоплатной системе расчетов составляется договор на оплату до получения товара или выполнения работ (услуг). Стороны согласуют важные условия в следующем порядке:
Пример формулировки предоплаты в контракте:
Срок поставки продукции — 08.02.2020. Покупатель обязан оплатить поставку путем внесения аванса в размере 100% стоимости товара в срок до 05.02.2020. |
Пример формулировки для соглашения, когда аванс выдан как коммерческий кредит:
С момента получения аванса до момента передачи товара поставщик уплачивает покупателю проценты за пользование коммерческим кредитом в размере 0,03 (ноль целых три сотых) процента от суммы аванса в день. Проценты за весь период уплачиваются единовременно, в течение 3 (трех) рабочих дней после передачи товара. |
Как указать условие о плате наличными
Когда способ уплаты по сделке определен, сторонам необходимо уточнить форму расчета. Контрагенты вправе выбрать один из трех форматов:
При выборе наличной формы расчетов существует важное ограничение. Организации и предприниматели не вправе производить оплату наличными в рамках одного договора свыше установленного лимита в 100 000 рублей (п. 4 Указаний Банка России от 09.12.2019 №5348-У). В противном случае компанию или ИП привлекут к ответственности за нарушение правил ведения кассовой дисциплины.
Как прописать порядок оплаты в валюте
Если оплата по договору производится в иностранной валюте, то это условие следует тоже включить в контракт. Необходимо указать наименование иностранной валюты, стоимость договора и порядок внесения платежей. Например, для расчетов в инвалюте сторонам придется открыть новые расчетные счета в банке.
Контракт без ошибок
Специальный конструктор договоров от КонсультантПлюс поможет составить любое коммерческое соглашение без ошибок. Отвечайте на простые вопросы системы, чтобы определить ключевые условия сделки.
С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.
Прием наличной оплаты от физлиц: как действовать, чтобы не нажить проблем с налоговой
Брать у клиентов-физлиц наличные закон не запрещает. А вот просто положить деньги в карман нельзя — налоговая оштрафует за работу без ККТ и невыдачу чеков.
Некоторые предприниматели по-прежнему могут не использовать онлайн-кассы, но даже в этом случае выдать покупателю закрывающий документ нужно. Но не чек ККТ, а другой.
Чек можно отправить по электронной почте. Правда, сроки ограничены. Не уложились — считайте, что никакого чека не было, и ждите «письмо счастья» от налоговой.
Сложно всё, в общем. В законодательных требованиях легко запутаться — они зависят от формы собственности и сферы, в которой работаете. Чтобы вы ничего не нарушили, мы подготовили детальное руководство по приему наличной оплаты от физлиц.
Изучив его, вы узнаете:
Кто и на каких условиях может принимать оплату наличными от физлиц
ИП и юрлицам закон разрешает осуществлять прием наличной оплаты, но в большинстве случаев они обязаны проводить сделки через онлайн-кассу и выдавать чеки.
Исключений мало. Не применять ККТ, работая с физлицами, по состоянию на ноябрь 2021 года имеют право:
Штраф за прием наличных без применения ККТ для ИП и должностных лиц составляет от 10 000 рублей, для юрлиц — от 30 000 рублей. Если нарушение допущено повторно, предпринимателя могут дисквалифицировать на 1-2 года, а деятельность компании приостановить на 90 суток.
Ограничений по сумме наличных расчетов с физлицами нет.
Как ИП и ООО принимать наличные от физлиц в соответствии с законом
Нюансы приема денег зависят от того, как именно вы планируете его осуществлять. Разберем варианты.
Прием наличной оплаты в торговой точке или офисе
Если вы будете брать наличные у покупателей «из рук в руки», нужно:
О том, как использовать онлайн-кассу, оформлять возвраты, обмены, действовать в случае отсутствия подключения к интернету и исправлять ошибки, читайте в нашей статье.
Прием наличной оплаты на карту
ФНС в своем письме от 20.06.2018 № ЕД-3-2/4043@ сообщает, что индивидуальный предприниматель может принять наличные от клиента-физлица на личную карту, но потом должен их снять и положить на расчетный счет. В то же время могут возникнуть сложности с банком, т. к. личный счет не предназначен для осуществления предпринимательской деятельности. Лучше открыть расчетный счет ИП и привязать к нему карту — деньги принадлежат вам и тратить их вы вправе на что угодно.
Не позднее следующего рабочего дня после поступления средств и до момента, когда начнете оказывать услуги, выполнять работы или передадите товар покупателю, вы должны выдать ему чек. Можно отправить на абонентский номер или e-mail, вручить вместе с заказом либо передать при первом контакте, если речь идет о расчетах за работы или услуги.
Юрлица принимать так деньги не могут. Карты, привязанные к их корпоративным счетам, предназначены только для оплаты расходов, связанных с деятельностью компании.
Прием наличной оплаты на расчетный счет
Схема простая — покупатель идет в кассу банка с квитанцией или платежным поручением и переводит деньги. С получением денег проблем нет, а вот с их выводом — могут возникнуть, особенно, если у вас юрлицо. Прочтите нашу статью, чтобы понять, кому на самом деле принадлежат деньги ИП и ООО, на что их можно тратить и как это делать, чтобы не заблокировали счет.
Не позднее следующего рабочего дня после поступления средств и до момента, когда начнете оказывать услуги, выполнять работы или передадите товар покупателю, вы должны выдать ему чек. Можно отправить на абонентский номер или e-mail, вручить вместе с заказом либо передать при первом контакте, если речь идет о расчетах за работы или услуги.
Какие закрывающие документы нужно выдавать, принимая наличные от физлиц
В общем случае вы должны выдавать каждому клиенту чек онлайн-кассы: сразу или не позднее следующего рабочего дня после получения денег. Заменить его накладной, товарным чеком, квитанцией или кассовым ордером нельзя.
Штраф за прием наличных без чека для ИП и должностных лиц организаций составляет 2 000 рублей, для юрлиц — 10 000 рублей.
Если попали в список исключений и можете не применять ККТ, вместо чека онлайн-кассы нужно выдавать бланки строгой отчетности (БСО). О том, что это и как их правильно оформлять, читайте в нашей статье.
Возьмем на себя бухгалтерский, налоговый и кадровый учет, чтобы вы могли сосредоточиться на развитии бизнеса. Подберем трех бухгалтеров с опытом работы в вашей сфере, выделим персонального помощника и застрахуем от ошибок на миллион рублей.
Как внести деньги на счет ИП или ООО и обязательно ли это делать
После приема наличной оплаты возникает резонный вопрос: «Что делать с полученными средствами дальше?» Есть два варианта:
Прием наличной оплаты от физлиц: коротко о главном
Поможем организовать прием оплаты от клиентов из России и других стран так, чтобы налоговым инспекторам не к чему было придраться.
Свежие статьи про то, как экономить на полезных сервисах и получать удовольствие от ведения бизнеса
По статистике за 2019 год самые большие штрафы российские предприниматели получали за несоблюдение процедуры растаможки товаров — в среднем 8,4 миллионов рублей. Такие санкции, конечно, прилетают за дело, например, за обман в декларации с целью не платить НДС или уменьшить размер пошлины. Но иногда импортеры страдают по незнанию.
В некоторых сферах недостаточно просто зарегистрировать ИП или ООО, чтобы начать работать — нужна лицензия. Если будете вести деятельность без нее, вас оштрафуют: ИП на 4-5 тысяч рублей, юрлицо — на 40-50 тысяч. Могут еще и продукцию, технику и сырье конфисковать. За производство алкоголя или торговлю им без лицензии штрафы выше — от 200 до 300 тысяч рублей с возможностью конфискации продукции, сырья, полуфабрикатов и даже задействованного транспорта.
Список товаров, подлежащих обязательной маркировке, с 2021 увеличился. В него включили, например, одежду, но не всю — в некоторых категориях женская подлежит обязательной маркировке, а мужская — нет. А еще там есть замечательные термины. Вот вы, например, знаете, что такое «туалетное белье»? И мы не знали, пришлось гуглить.
Объявление на взнос наличными
Составление объявления на взнос наличными необходимо тогда, когда предприятия или организации вносят наличные средства на свой расчетный счет в банке. Документ является обязательным и носит строгую форму, поэтому кредитные учреждения очень требовательно относятся к его заполнению и всегда тщательно проверяют правильность внесенных в него сведений.
В каких случаях происходит передача наличных средств в банк
Согласно закону, компании могут вести расчеты как путем безналичных перечислений, так и при помощи наличных платежей (но только при работе с населением). Во втором случае, фирма должна иметь контрольно-кассовый аппарат или же использовать бланки строгой отчетности установленного образца.
При этом существует лимит средств, который может храниться в кассе, излишки же следует регулярно сдавать в банк.
Именно для таких ситуаций и разработана форма объявления на взнос наличными.
Следует отметить, что документ имеет широкое распространение и используется предприятиями, независимо от той сферы, в которой они работают и уровня бизнеса, к которому относятся.
Этапы действий
В конце каждого рабочего дня кассир или бухгалтер организации обязан проводить подсчет денежных средств, находящихся в кассе. Если денег оказывается больше установленного лимита, то их нужно сдавать в обслуживающий банк для зачисления на расчетный счет. Как раз в момент передачи и заполняется форма объявления на взнос наличными.
Оформление документа происходит в присутствии банковского работника, при этом в некоторых случаях специалист банка может сам внести нужную информацию в документ (по просьбе клиента).
Деньги может сдавать как руководитель предприятия, так и лицо, действующее от имени организации (например, кассир или бухгалтер), но в этом случае у представителя должна быть действующая доверенность, заверенная у нотариуса.
Что будет, если не сдавать «лишнюю» наличность в банк
Если в случае внезапной проверки надзорные органы обнаружат в кассе превышение лимита денежных средств, это обернется для компании-нарушителя штрафными санкциями. При этом размер штрафа может доходить до пятидесяти тысяч рублей. Исключение составляют те ситуации, когда деньги, хранящиеся в кассе, предназначены для выплаты заработной платы, социальных пособий, стипендий, страховок и пр. нужд работников предприятий.
Но и тут следует придерживаться определенного порядка: срок хранения такой «налички» не должен превышать трех дней. При этом если компания работает на Крайнем Севере или в труднодоступных районах, то период увеличивается до 5 дней (включая день выплаты).
Правила составления объявления на взнос наличными
Документ имеет стандартную унифицированную форму, обязательную к применению. Помимо самого объявления бланк включает в себя ордер и квитанцию – они заполняются аналогичным образом. Документ содержит:
Нужно отметить, что источник поступления финансовых средств можно прописать как словами, так и отметить в виде кода. К примеру,
15 – продажа недвижимости;
11 – выручка предприятия от оказания прочих услуг;
02 – торговая выручка от реализации потребительских товаров по любым каналам реализации.
При затруднениях в этой части, по полному списку кодов (всего 15 основных значений) следует проконсультироваться у банковского специалиста.
Правила оформления объявления на взнос наличными
Объявление можно заполнять как от руки, так и на компьютере (но используя только утвержденную форму – другую банк не примет), кроме того, реквизиты предприятия можно вносить с помощью штампа или печати.
Ошибки в бланке документа допускать нельзя, поэтому при его заполнении нужно быть максимально сосредоточенным и собранным. Если же помарка или неточность все же случилась, не следует их исправлять – такое объявление в любом случае будет считаться испорченным, поэтому лучше сразу заполнить новую форму.
Бланк составляется в единственном экземпляре и после принятия наличных средств, специалист банковской организации (кассир) его подписывает и штампует.
Заполненный бланк объявления остается у сотрудника банка, квитанция с его подписью передается представителю компании, который внес наличность, а приходный ордер отправляется в бухгалтерию кредитного учреждения и прикладывается в дальнейшем к банковской выписке.
Образец заполнения объявления на взнос наличными
Форма документа не очень сложна и вполне понятна даже неопытному человеку.
Следует отметить, что строки «Дебет» и «Кредит» заполнять не обязательно, поскольку, специалист кредитного учреждения сам может вписать в них нужные сведения при получении «налички».
Как малому бизнесу правильно принимать и использовать наличные от ИП и ООО?
Не всегда удобно оплачивать товары или услуги безналичным способом, особенно если речь идет о малом бизнесе. Однако расчеты наличными могут стать причиной санкций со стороны ФНС. Разбираемся, каким образом закон ограничивает подобные сделки, и как правильно оформлять «наличку», чтобы не получить штрафы.
Лимит наличности: какую сумму можно безопасно получить от предпринимателей?
Основным документом, регулирующим наличные расчеты, является Указание Центробанка, опубликованное в 2019 году. В нем оговаривается лимит суммы сделки: по одному договору и от одного контрагента предприниматель может получить (или отправить) не более 100 тысяч рублей. Временных ограничений нет: вы можете получать от контрагента по 10 тысяч рублей наличными каждый день, но как только общая сумма платежей достигнет 100 тысяч, придется перейти на безналичные расчеты.
Лимит «работает» не только в течение срока действия договора, но и после его окончания. Например, договор между ИП и ООО подошел к концу. Предприниматель выполнил все работы, однако юрлицо до конца не рассчиталось по своим обязательствам. Если сумма задолженности менее 100 тысяч рублей, то ее можно передать сразу. Сумму больше 100 тысяч рублей придется «разбивать» на несколько договоров.
Напомним, что любые сделки между предпринимателями НК РФ признает оптовыми, даже если речь идет о продаже коробки карандашей для офиса или воды для кулера: в любом случае нужно оформить договор, а при расчете наличными – соблюсти лимит в 100 тысяч рублей. Причем, последнее касается обеих сторон сделки (и получателя, и плательщика).
Чем грозит нарушение лимита наличных расчетов?
Если по одному договору предприниматель получает от контрагента более 100 тысяч рублей наличными, он нарушает закон, а значит может быть привлечен к административной ответственности согласно ст. 15.1 КоАП РФ:
для ИП сумма штрафа составляет от 4 до 5 тысяч рублей;
для ООО – от 40 до 50 тысяч рублей.
В некоторых ситуациях ФНС заменяет денежные санкции на предупреждения, если речь идет о субъектах МСП. На смягчение наказания можно рассчитывать, если:
предприниматель впервые превысил лимиты, оговоренные в Указании Центробанка;
нарушение закона не повлекло за собой материального ущерба для любой из сторон.
Как проводить наличные расчеты при сделках от 100 тысяч рублей?
Что делать предпринимателю, если сумма договора превышает установленный Центробанком лимит? Вариантов два:
Можно «разбить» сумму на несколько договоров. К примеру, чтобы реализовать товар на сумму 200 тысяч рублей, можно заключить два договора на 100 тысяч рублей каждый. Так как договоры разные, то оплату по ним можно принять в один день.
Сумму, превышающую лимит, принять в безналичной форме. К примеру, за товар или услуги вам должны перечислить 150 тысяч рублей. Согласно действующему законодательству 100 тысяч рублей можно принять в наличной форме, а остальное – банковским переводом на р/с компании.
Как правильно оформлять наличные поступления?
Наличность, полученная от юридических лиц или ИП по договору, должна проводиться через онлайн-кассу (за исключением случаев, предусмотренных ст. 2 федерального закона № 290-ФЗ). Если этого не сделать, ФНС может выписать штраф:
для ИП – от 25 до 50% от прошедшей мимо кассы суммы, но не менее 10 тысяч рублей;
для ООО – от 75 до 100%, но не менее 30 тысяч рублей.
После получения наличности ИП и ООО должны выдать плательщику кассовый чек. При необходимости дополнительно к нему можно выписать и другие документы: акты, формы ТОРГ-12 и пр. Работа без чека считается нарушением закона и влечет за собой штрафы (для ИП – 2 тысячи рублей, для ООО – 10 тысяч рублей).
Наличность можно оставить в кассе (субъекты МСП имеют право не устанавливать кассовый лимит), либо перевести на р/с через банкомат, корпоративную карту или оператора своего банка. В графе «Назначение платежа» можно указать «Розничная выручка».
На что ИП и ООО могут потратить наличность?
Часть наличных поступлений нельзя использовать для оплаты расходов напрямую: например, чтобы рассчитаться этими деньгами за аренду офиса или закупку материалов, сначала придется внести средства на р/с, а затем снять с него нужную сумму.
К поступлениям, которые обязательно проводят через банк, относятся:
возвращенные авансы и переплаты;
возмещенные недостачи, убытки, неустойки;
займы как полученные, так и возвращенные (включая проценты по ним);
безвозмездно переданные суммы;
Наличные средства, полученные в качестве оплаты товаров, услуг или работ, можно тратить напрямую из кассы, если речь идет о следующих категориях расходов:
выдача заработной платы, выплата социальных пособий согласно трудовым договорам;
выплата страховых возмещений;
выдача денег работникам (под отчет): например, для оплаты транспортных расходов, покупки канцелярии и пр.;
расчетов с потребкооперативами и микрофинансовыми организациями;
оплата товаров, услуг или работ;
выдача денег на личные нужды ИП (то есть, никак не связанные с его коммерческой деятельностью).
В остальных случаях деньги нужно сначала положить на р/с, а затем уже распоряжаться ими по своему усмотрению. К примеру, ИП выдал работнику 10 тысяч на закупку канцелярских товаров. Но работнику предоставили скидку 10%, поэтому 1 тысячу рублей он вернул в кассу. Так как эти деньги не относятся к средствам, полученным в качестве оплаты товаров, услуг или работ, то ИП должен «прогнать» их через банк, чтобы в дальнейшем использовать их для тех или иных целей.