Безударная непроверяемая гласная корня – правописание, примеры (2 класс)
Младшие школьники (2-4 класс) при изучении орфографии обязательно столкнутся с понятием «безударная гласная». Сама по себе она сложностей не вызывает, но когда находится в корне слов, то требует проверки. Но не все такие гласные можно легко проверить. Поговорим в нашей статье о непроверяемых безударных гласных в корне слова.
Определение
Безударная гласная корня называется непроверяемой, когда ее нельзя поставить в ударное положение (кабине́т – кабине́ты – кабине́та – кабине́тный).
В таких случаях невозможно подобрать проверочное слово (не при изменении формы, не при выборе однокоренного), в котором бы ударение перешло на нужную гласную.
Не существует никаких закономерностей, помогающих проверять корни с такими гласными.
Слова с непроверяемой гласной существуют из-за особенностей русского ударения. Когда ударение постоянное, то в любой форме слова оно остаётся на том же самом слоге, поэтому проверить гласную не получается (капита́н – капита́на – капита́ны – капита́нский). Даже в случаях подвижного ударения, оно может не падать на нуждающуюся в проверке гласную (узело́к – у́зел – узелки́).
Орфограмма
Безударная непроверяемая гласная корня вызывает трудности при правописании, поскольку ее невозможно проверить (только помнить орфограммы).
В безударном положении гласные слышатся нечетко. На слух нельзя понять, какая именно гласная должна быть написана в слове: может слышаться одна, а писать нужно другую.
Непроверяемая гласная никогда не бывает в сильной позиции.
Все слова с гласной в корне, которую нельзя проверить считаются словарными. Их правильное написание нужно только запоминать. Для самопроверки стоит воспользоваться орфографическим словарем.
Существуют упражнения, которые стоит регулярно самостоятельно выполнять. Они помогают заучивать слова с непроверяемыми гласными, Можно записать проблемное слово, выделить нужную гласную, поставить ударение, подобрать несколько однокоренных слов.
Образцы слов
Приведем небольшой список примеров (слов с непроверяемой гласной). Если с ним ознакомиться, можно лучше запомнить некоторые орфограммы:
Что мы узнали?
Прочитав статью, мы узнали, когда безударная гласная корня бывает непроверяемой, как нужно поступить, чтобы правильно написать слово с такой гласной. Ознакомились с кратким перечнем примеров (полный список слов, вызывающих трудности, доступен только в орфографических словарях).
Непроверяемые безударные гласные в корне слова
Всего получено оценок: 427.
Всего получено оценок: 427.
Младшие школьники (2-4 класс) при изучении орфографии обязательно столкнутся с понятием «безударная гласная». Сама по себе она сложностей не вызывает, но когда находится в корне слова, то требует проверки. Но не все такие гласные можно легко проверить. Поговорим в нашей статье о непроверяемых безударных гласных в корне слова.
Определение
Безударная гласная корня называется непроверяемой, когда ее нельзя поставить в ударное положение (кабине́т – кабине́ты – кабине́та – кабине́тный).
В таких случаях невозможно подобрать проверочное слово (ни при изменении формы, ни при выборе однокоренного), в котором бы ударение перешло на нужную гласную.
Не существует никаких закономерностей, помогающих проверять корни с такими гласными.
Слова с непроверяемой гласной существуют из-за особенностей русского ударения. Когда ударение постоянное, то в любой форме слова оно остаётся на том же самом слоге, поэтому проверить гласную не получается (капита́н – капита́на – капита́ны – капита́нский). Даже в случаях подвижного ударения, оно может не падать на нуждающуюся в проверке гласную (узело́к – у́зел – узелки́).
Орфограмма
Безударная непроверяемая гласная корня вызывает трудности при правописании, поскольку ее невозможно проверить (только помнить написание).
В безударном положении гласные слышатся нечетко. На слух нельзя понять, какая именно гласная должна быть написана в слове: может слышаться одна, а писать нужно другую.
Непроверяемая гласная никогда не бывает в сильной позиции.
Все слова с гласной в корне, которую нельзя проверить, считаются словарными. Их правильное написание можно только запоминать. Для самопроверки стоит воспользоваться орфографическим словарем.
Существуют упражнения, которые стоит регулярно самостоятельно выполнять. Они помогают заучивать слова с непроверяемыми гласными, Можно записать проблемное слово, выделить нужную гласную, поставить ударение, подобрать несколько однокоренных слов.
Образцы слов
Приведем небольшой список примеров (слов с непроверяемой гласной). Если с ним ознакомиться, можно лучше запомнить некоторые орфограммы:
Что мы узнали?
Прочитав статью, мы узнали, когда безударная гласная корня бывает непроверяемой, как нужно поступить, чтобы правильно написать слово с такой гласной. Ознакомились с кратким перечнем примеров (полный список слов, вызывающих трудности, доступен только в орфографических словарях).
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Предмет : русский язык (УМК «Школа России»)
Тема урока : Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.
Тип урока : урок открытия новых знаний
-формирование умения видеть и проверять безударные гласные звуки в корне слова;
— формирование умения видеть и знать слова с непроверяемыми безударными гласными;
-развивать умение точно отвечать на вопросы
-развивать устную и письменную речи учеников;
-развивать внимание, монологическую и диалогическую речи учеников, фонематический слух.
— организация деятельности по упражнению в выборе языковых средств, соответствующих цели и условиям общения;
— развитие умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор;
— развитие навыков оценки и взаимооценки правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения, навыков самоанализа и взаимоанализа успешности участия в диалоге.
— внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;
— интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике; учителем.
— ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.
— принимать и сохранять учебную задачу;
— принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
— в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
— освоение способов работы с учебной книгой;
— ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
— обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
— освоение и активное использование речевых средств для решения задач;
— готовность слушать собеседника и вести диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли,
— инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные УУД : видеть и проверять безударные гласные в корне слова; видеть и знать слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова;
Коммуникативные УУД : учатся оценивать самого себя
Регулятивные УУД: учатся ставить цель для работы на уроке, делать выводы контролировать и оценивать учебные действия; выделять и осознавать то, что усвоено и то, что ещё нужно усвоить
— мультимедийный проектор, учительский компьютер, экран, презентация
— орфографический словарь школьника
— снежинки с буквами
— для рефлексии таблица
1. Мотивация к учебной деятельности
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И урок сейчас начнём.
– Добрый день! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что этот урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.
2.Проверка домашнего задания
Урок предлагаю вам начать с проверки домашнего задания.
А задания у нас были на карточках.
Каким правилом пользовались при выполнении домашнего задания? Карточки сдайте.
Снег руками собирали,
Наши пальчики устали.
Мы их будем растирать,
Мы их будем согревать.
( Энергично сжимают и разжи мают пальцы обеих рук. Энергично потирают ладонь о ладонь. Делают массирующие движения пальцами.)
— Открываем тетради, записываем в тетради дату 16 ноября, классная работа
— Какое сейчас время года? Что скоро наступит? (зима)
— Какие зимние явления природы вы знаете? (снегопад, буран, метель, вьюга, и др).
— Несколько снежинок к нам прилетели на урок. Но это необычные снежинки
-Какой раздел учебника мы с вами сейчас изучаем?
-На какие 2 большие группы делятся звуки?
— К какой группе относятся буквы на снежинках?
— Найдите лишнюю букву — у
— е ё ю я обозначают 2 звука
— Давайте эти гласные как будто свяжем одной ниточкой и, как мороз на окне, в тетрадях составим узор из букв. Записываю на доске образец.
Эти буквы будем писать на чистописании.
Руки? На месте! Ноги? На месте!
Локти? У края! Спина? Прямая!
— Спинка прямая, локти у края, тетрадь уголком.
— Записываем в тетради всю строку.
5. Словарная работа
— Записываем в тетради слово Словарь: СЛАЙД
-Найдите лишнее слово ( все слова словарные, кроме слова «зима», гласную и в слове «зима» можно проверить).
– Какая орфограмма пропущена в слове «зима»?
— Безударная гласная в корне
— Раз можно ее проверить, она называется ПРОВЕРЯЕМАЯ (На доску вывешивается карточка)
Слово «ЗИМА» будем записывать? — нет, оно не словарное
— Что надо проверять?
— Ответим на второй вопрос:
Где надо проверять?
— Ответим на третий вопрос:
Как надо проверять?
— Надо изменить или подобрать однокоренное слово с ударным звуком в корне. ЗИМ Ы
— Ответим на четвёртый вопрос:
-Чем надо проверять?
-Проверяем ударением ЗИМ Ы
“Если гласная у вас вызвала сомнение, Обязательно её ставь под ударение”.
– Написание каких слов вы затрудняетесь проверить? б..рёза, п..льто, р. бота, с..рока, р..сунок.
– Как называются орфограммы, которые не проверяются? НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ (На доску вывешивается карточка)
— Запишите в тетрадь непроверяемые слова, вставьте буквы, поставьте ударение, подчеркните
ту букву, которую нужно запомнить.
— Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте слова, исправьте ошибки простым
Постановка учебной задачи.
-Что же можно сказать о написании безударных гласных звуках в словарных словах? (они не проверяются ударением)
-Что же делать, если такие слова встретились? Что поможет нам их правильно написать? (словарь)
— Как называются слова, в которых есть безударный гласный непроверяемый ударением? (словарные)
Вот мы и подошли к теме урока. Кто сформулирует тему?
(Написание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова) СЛАЙД
— Какую цель поставим перед собой? (Тренироваться правильно писать слова с непроверяемыми безударными гласными)
Работа над предложением.
СЛАЙД ( На экране иллюстрация, на которой дети лепят снеговика.)
-Рассмотрите картинку. Что изображено? Какое время года у нас наступает?
-Ребята, составьте предложение по этой иллюстрации.
Ученики предлагают разные предложения, останавливаемся на предложении «Ребята слепили снеговика.»
СЛАЙД На экране появляется : Р.бята сл.пили сн.говика.
-Какие орфограммы пропущены в предложении? (безударные гласные)
— В этом предложении всЕ безударные гласные в корне можно проверить?
— Запишем в тетради предложение. ( Ученик у доски) СЛАЙД
— Выделяем в словах корни, ставим ударение, подчеркиваем безударные гласные
— Значит, не все безударные гласные в корне можно проверить. Как же всё-таки правильно выбрать букву в словах с непроверяемыми безударными гласными?
ПОСМОТРЕТЬ В СЛОВАРЕ (На доске вывешивается карточка)
– Верно, существуют орфографические словари.( показываю словари) Именно по ним мы проверяем орфограммы, в них мы можем справиться о правописании слов, но словари не всегда бывают под рукой.
– Что делать? ЗАПОМНИТЬ (На доске вывешивается карточка)
– Слов с непроверяемой орфограммой много. Эти слова называют еще «словами с секретом». Как думаете, в чем их секрет? ( Их нельзя проверить ударением, поэтому их надо запомнить или проверить по словарю)
Мы зимой в снежки играем. (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи
руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурку лепим мы. (соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)
Работа со словарем
а) Я вам прочту стихотворение о зиме И. Бунина. Вы внимательно послушайте и постарайтесь подобрать слова, которые у вас ассоциируются с зимой
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.
— Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
— О каком времени года оно?
— Раз стихотворение о зиме, то какие слова вам сразу приходят на ум, ассоциируются, когда слышим слово “Зима”? СЛАЙД
(холод, стужа, мороз, снег, вьюга, метель, лыжи, коньки, санки, белая, новый год, подарки, горка)
— Поработаем с орфографическим словарём. Выберем слово «коньки»
В слове «КОНЬКИ» какую безударную гласную надо писать?
-Значит, знание алфавита поможет справиться с задачей быстрее. (Находят в словарях слово «коньки»)
— Какая безударная гласная пишется в слове?
Записываем слово КОНЬКИ, ставим ударение подчеркиваем безуд.гласную
— Значит, что нам делать, если мы забыли или не знаем, как пишется слово – какая книга вам подскажет? (Орфографический словарь)
— Найдем в словаре слово ДЕКАБРЬ. Запишем в тетрадь. Какую гласную нужно запомнить?
Работа с учебником
— Запишите «Упражнение 163»
Работа по вариантам под руководством учителя.
4 рамочки-группы и у нас 4 варианта (делю на варианты)
Проверим работу, смотрим на экран. СЛАЙД
Работа с текстом. СЛАЙД
— Прочитайте текст. Назовите устно из текста только слова с непроверяемыми безударными гласными (словарные слова).
Пришла зима. На улице сильный мороз. Дует северный ветер. Вот закружились в воздухе снежинки. Ребята вышли во двор. Они взяли лопату, чтобы разгребать снег.
– Назовите тему нашего сегодняшнего урока. (Непроверяемые безударные гласные)
– Как правильно выбрать непроверяемую безударную гласную в слове? (Необходимо посмотреть в словаре или запомнить, как оно пишется)
Я сегодня ставлю много хороших оценок……
Домашнее задание (на выбор) СЛАЙД
б) Составить 3 предложения, используя словарные слова.
Урок наш подходит к концу. В заключении прочитаем стихотворение. ( читают 3 ученика)
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами
Как людьми населена.
Правит ими Государь
По прозванию Словарь,
И относится он к ним,
Словно к подданным своим.
Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать.
— Что мы должны еще сегодня сделать? СЛАЙД
Это оценить работу на уроке с помощью тест-таблицы
$1 1. На уроке я работал
$1 2. Своей работой на уроке
Доволен / не доволен
$1 3. Урок для меня показался
$1 5. Мое настроение
Стало лучше / стало хуже
$1 6. Материал урока мне был
Понятен / не понятен
$1 7. Домашнее задание
Интересно / не интересно
В заключении урока давайте улыбнёмся друг другу.
-Урок наш закончен. Все молодцы! Огромное спасибо за работу и за сотрудничество!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Непроверяемые гласные в корне – что это такое, как их правильно объяснять на уроке и как запомнить их правописание
Гласные, которые нельзя проверить никаким способом. Их надо запомнить.
Непроверяемые гласные – это такие гласные, которые невозможно проверить. Чтобы написать слово с непроверяемой гласной без ошибок, надо посмотреть в словарь и запомнить правописание. Например, в слове «собака» гласный «о» – непроверяемый. Мы пишем «о», потому что так нам велит словарь.
Давайте разбираться, чем эти гласные отличаются от проверяемых и чередующихся, как их объяснять на уроке русского языка, и как правильно запоминать.
Чем непроверяемые гласные отличаются от проверяемых
Если гласная непроверяемая, значит в современном русском языке нет способа, которым ее можно было бы проверить. А проверяемую гласную проверить всегда можно.
Например, в слове «сп…койно» невозможно проверить первый гласный «о». Ну вот нет такого слова, в котором этот гласный был бы под ударением. Следовательно, мы должны открыть словарик, увидеть там, что «спокойно» пишется через «о», написать «о» и запомнить.
А вот в слове «м…лодой» букву «о» можно проверить. Для этого надо подобрать такое однокоренное слово, в котором «о» окажется под ударением. Например «молодость».
В слове «ж…лтый» гласная тоже проверяемая. Чтобы определить, «е» надо писать или «о», мы «слушаем» однокоренные слова: желтеть, желтизна, желток, желтоватый – в них во всех прослушивается «е». Значит, пишем «ё», а не «о».
Чем непроверяемые гласные отличаются от чередующихся
Вот с чередующимися немного сложнее, слабые ученики всегда их путают и с проверяемыми, и с непроверяемыми.
Смотрите, непроверяемая гласная не проверяется и ни от чего не зависит. А чередующаяся гласная всегда зависит от условий чередования. Например, в слове «расти» мы пишем «а», потому что она перед ст/щ, а в однокоренном «поросль» – «о», потому что она не перед ст/щ.
В слове «протирать» мы пишем «и», потому что после корня есть «а». В слове «протереть» пишем «е», потому что там после корня нет «а».
Чтобы отличать непроверяемые гласные от корней с чередованием, надо просто запомнить эти самые корни. Их не так уж и много, и они однотипные. Например: бер/бир, тер/тир, мер/мир, дер/дир, лож/лаг, рост/раст, гор/гар.
На чем основывается выбор непроверяемой гласной
Действительно, почему словарь говорит, что в слове «собака» надо писать «о», а в слове «караван» – «а»?
Выбор каждой гласной всегда чем-то обоснован. В случае с непроверяемыми гласными – историей возникновения слова. Филологи изучили происхождение исконного слова «собака» и тюркского «караван» и пришли к выводу, что этимологические гласные там (самые древние, самые первые) – именно «о» и «а».
И мы пишем эти гласные в словах как бы «в дань» традиции, обеспечиваем преемственность языковой нормы.
Может ли проверяемая гласная стать непроверяемой
Да, иногда такое случается. Например, в слове «р…бота» гласный «а» – непроверяемый.
Изначально «работа» была уделом рабов. «Раб» и «работа» были однокоренными словами. И буква «а» была проверяемой.
А потом эти слова очень сильно отдалились друг от друга. Сейчас мы понимаем «работу» намного шире. Работать могут и предприниматели, и творческие люди, слово «работа» может вообще означать какую-то письменную работу, исследовательскую работу.
Это слово перестало ассоциироваться с «рабами». И на уроке русского языка дети теперь выделяют в нем корень «работ», а не «раб». И буква «а», соответственно, стала непроверяемой.
Аналогичная ситуация произошла со словом «богатый», которое в современном русском очень сильно отдалилось от имени существительного «бог». «Богатство» больше нельзя проверять словом «бог», гласная «о» в нем – словарная. А корень – «богат».
Как оформлять в тетради орфограммы с непроверяемыми гласными
Когда вы выполняете упражнение по русскому языку, там обязательно есть слова с пропущенными буквами. Например «л…нол…ум».
Ваша задача – не просто вставить буквы и написать «линолеум», а объяснить каждую из них.
Объяснение – это всегда ответ на следующие вопросы:
Ответить на вопрос «что» – значит подчеркнуть непроверяемую гласную одной чертой. Ответить на вопрос «где» – значит выделить ту часть слова (морфему), в которой эта гласная находится.
А чтобы ответить на последний вопрос, надо рядом в скобочках написать «словарное слово» или «запомнить». Сокращенно, конечно: «сл. сл.» или «зап».
В случае со словом «линолеум» надо подчеркнуть одной чертой буквы «и», «е», выделить корень «линолеум» и написать рядом: «(сл. сл.)».
Если вы первый раз слышите вот о такой системе объяснения орфограмм, прочитайте о ней подробнее в моей статье и обязательно посмотрите мое видео по этой теме.
Какими словарями пользоваться
Правописание слов с непроверяемыми гласными можно проверить по орфографическому словарю. Он самый удобный и «компактный». Там приводятся только правильные написания, формы слова и ударения. Значение не объясняется, примеров словоупотребления не дается.
В современном мире, конечно, орфографическими словарями мало кто пользуется, все просто гуглят. К счастью, в Гугле и в Яндексе есть «быстрые ответы», поэтому нужную информацию можно получить очень быстро:
Если вы хотите ориентироваться на авторитетные сайты, то я вам рекомендую пользоваться словарями с Грамоты.ру. Добавьте эту страничку себе в закладки и при необходимости заходите на нее и запрашивайте нужное слово через эту форму:
Как выучить непроверяемые гласные
В учебниках русского языка эти гласные выносятся в специальные рамочки, чтобы школьники обращали на них внимание. Рядом с этими рамочками обязательно есть упражнения, в которых используются слова с непроверяемыми гласными.
Самый эффективный способ быстро выучить эти слова – просмотреть учебники и прорешать упражнения. Прорешать – то есть выполнить именно письменно, оформляя каждую орфограмму так, как я объяснял выше.
Еще словарные слова обычно выносятся в общий перечень в конце учебника и их можно поучить там. Но я вам рекомендую именно первый способ, потому что когда вы учите и еще пишете, запоминание происходит намного быстрее, слова надолго остаются в памяти.
Третий способ – заниматься на бесплатных онлайн-тренажерах. Например, вот на этих:
Есть еще несколько материалов для запоминания непроверяемых гласных, их я порекомендую в следующем блоке.
Полезные материалы по теме статьи
Напишите вот на этой страничке ваш электронный адрес, вам на него автоматически отправится архив с 4 пособиями по русскому языку от учителей высшей категории. Эти пособия я собирал по открытым источникам в интернете. Они очень качественные, читаются легко. В них собрана вся необходимая информация по русскому языку, есть шпаргалки по словам с непроверяемыми гласными.
Если вы ищете хороший учебник, который поможет вам быстро выучить все правила русского языка, то я рекомендую вот этот: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». В нем собрана вся та теория, которую ученики осваивают в школе. Все правила и все слова с непроверяемыми гласными.
Если вы ищете углубленный справочник по русскому языку, то воспользуйтесь справочником Розенталя. Он написан более сложным языком, там собраны абсолютно все нюансы и тонкости, читать его будет потруднее, чем школьный учебник. Но зато это самый информативный сборник, где можно найти всю необходимую информацию.
Чтобы в целом подтянуть знания русского языка, вы можете тренироваться на бесплатных тренажерах от сайта Викиум. Загляните на общую страницу с тренажерами, выберите там в правой вкладке меню пункт «Способность к работе с текстом» и начинайте заниматься. Все тренажеры полностью бесплатные. Они очень занимательные, учиться на них весело и интересно.
На Викиуме также есть курс «Идеальный русский». Вот он уже платный, но не очень дорогой – 890 рублей. Там логично и систематизированно подается теория, а также открывается доступ к трем уникальным тренажерам. Посмотрите, может быть, заинтересует.
И последнее – подпишитесь на мою рассылку. Я периодически публикую на сайте статьи по русскому языку, в том числе с разбором сложных орфограмм. В своих статьях я комментирую каждую орфограмму, привожу несколько способов ее объяснения и запоминания. На мой взгляд, такая подача материала в разы улучшает запоминание и помогает быстро освоиться с основными орфограммами в русском языке.
Вот примеры моих статей:
Заключение
Наш разговор о непроверяемых гласных подошел к концу. Напишите, пожалуйста, ваше мнение о статье, чтобы я смог ее доработать и улучшить. Был ли этот материал вам полезен, воспользовались ли вы теми материалами, на которые я ставил ссылки.
Как лично вы запоминаете слова с непроверяемыми гласными, сложно вам дается этот материал или легко?