Вагонка и её таблицы размеров
Содержание
Вагонка: что это и где используется
Вагонка — панели из натурального дерева, специально обработанные для удобной стыковки в процессе монтажа. Её ребра имеют выступающий шип с одной стороны и канавку с другой, что позволяет быстро и прочно соединять панели друг с другом. Поверхность по окончании работ выглядит гладкой и тщательно обработанной.
Этот прекрасный отделочный пиломатериал позволяет восстанавливать старые коттеджи и дома, со
сдавать неповторимые и теплые лоджии, балконы в квартирах, обшивать настоящие русские бани. Хотя раньше его применение ограничивалось лишь обшивкой товарных вагонов, откуда и произошло его название.
Виды современной вагонки: обычная, евро, штиль
Все три типа вагонки отличаются между собой ценой, типом соединения, производственным процессом. Последние два фактора отражаются на качестве. Обычная представляет собой строганную в четверть доску со снятыми вдоль продольных сторон фасками. Влажность у неё, как правило, естественная, от 15 до 25%. Толщина составляет 15-20 мм. Поверхность шершавая, особых требований к изготовлению нет.
Профиль «евро» более востребован. Также его называют софтлайн.
Соединяются доски по типу шип-паз с образованием полки — специального углубления. К производству предъявляют достаточно высокие требования. Доски сушат до влажности 8-12%, строгают на высокоточных станках со всех сторон. Далее пиломатериал проходит сортировку, где, анализируя дефекты, его разделяют на сорта: Экстра, А, В, С. Затем готовая продукция упаковывается в стрейч либо термоусадочную пленку и отправляется на реализацию. Толщина евровагонки: 12-16 мм, ширина 80-90 мм.
Вагонка-штиль отличается от «евро» профилем. При соединении двух панелей штиль углубление-полка отсутствует. Ширина вагонки: 90-140 мм. Отметим, широкие панели прекрасно смотрятся на потолке, образуя цельную, гладкую поверхность без зазоров и перепадов. На стены её, как правило, крепят горизонтально полу. Она — лучший вариант для больших помещений с высокими потолками.
Вагонка и её таблицы размеров
Содержание
Вагонка: что это и где используется
Вагонка — панели из натурального дерева, специально обработанные для удобной стыковки в процессе монтажа. Её ребра имеют выступающий шип с одной стороны и канавку с другой, что позволяет быстро и прочно соединять панели друг с другом. Поверхность по окончании работ выглядит гладкой и тщательно обработанной.
Этот прекрасный отделочный пиломатериал позволяет восстанавливать старые коттеджи и дома, со
сдавать неповторимые и теплые лоджии, балконы в квартирах, обшивать настоящие русские бани. Хотя раньше его применение ограничивалось лишь обшивкой товарных вагонов, откуда и произошло его название.
Виды современной вагонки: обычная, евро, штиль
Все три типа вагонки отличаются между собой ценой, типом соединения, производственным процессом. Последние два фактора отражаются на качестве. Обычная представляет собой строганную в четверть доску со снятыми вдоль продольных сторон фасками. Влажность у неё, как правило, естественная, от 15 до 25%. Толщина составляет 15-20 мм. Поверхность шершавая, особых требований к изготовлению нет.
Профиль «евро» более востребован. Также его называют софтлайн.
Соединяются доски по типу шип-паз с образованием полки — специального углубления. К производству предъявляют достаточно высокие требования. Доски сушат до влажности 8-12%, строгают на высокоточных станках со всех сторон. Далее пиломатериал проходит сортировку, где, анализируя дефекты, его разделяют на сорта: Экстра, А, В, С. Затем готовая продукция упаковывается в стрейч либо термоусадочную пленку и отправляется на реализацию. Толщина евровагонки: 12-16 мм, ширина 80-90 мм.
Вагонка-штиль отличается от «евро» профилем. При соединении двух панелей штиль углубление-полка отсутствует. Ширина вагонки: 90-140 мм. Отметим, широкие панели прекрасно смотрятся на потолке, образуя цельную, гладкую поверхность без зазоров и перепадов. На стены её, как правило, крепят горизонтально полу. Она — лучший вариант для больших помещений с высокими потолками.
Деревянная вагонка в доме: секрет популярности материала
Деревянная вагонка – универсальный материал для внешней и, как правило, именно внутренней отделки стен, представляет собой доску, которая идеально отшлифована со всех сторон. Сами доски соединяются при помощи специального пазогребневого соединения. Обычно вагонкой обшивают изнутри балконы, террасы, бани и так далее. Вариантов применения множество. Сами деревянные панели могут изготавливаться из различных пород древесины. К примеру, сосновая вагонка в качестве материала для внутренней отделки дарит уют и тепло, при этом сохраняет приемлемую стоимость. А ведь это натуральный, экологически чисты материал. Аромат хвои можно сравнить с посещением леса, не выходя из помещения. Это отличные ощущения, вызывающие положительные эмоции. А между тем, слово «вагонка» присутствует только в русском языке, это не удивительно, так как связано с историей применения материала. Несколько десятилетий назад деревянными досками обшивали вагоны для защиты их от природных явлений. Они были дешевле листового металла и противодействовала парниковому эффекту. В странах Европы лучше не использовать термин «вагонка», вас просто не поймут. У них этот отделочный материал носит название профилированная доска.
Область применения вагонки
Вагонка из дерева используется достаточно давно в качестве отделочного материала. Она хорошо подходит для внешних и внутренних работ. Ее популярность можно объяснить непередаваемой аурой, которую дарит древесина. Ведь невозможно повторить рисунок древесины, и каждое помещение будет уникально. Современную деревянную вагонку зачастую используют для внутреннего оформления. Обшивка зданий деревянной вагонкой встречается намного реже. Изначально, при применении вагонки отсутствовали шиповые соединения, впоследствии они появились для удобства. Монтаж упростился, уменьшился и риск деформации.
Важно различать вагонку и МДФ. МДФ изготавливается из древесной стружки и существенно проигрывает по качеству и внешнему виду. Для отделки парной, сауны или бани, деревянная вагонка является, пожалуй, единственным подходящим материалом. Разве что стоит задуматься над породой древесины. Но вагонка также популярна для отделки коттеджей, кухонь, мансард, веранд. Дом с такой отделкой будет дарить уют и тепло. Внутреннюю отделку обычно производят хвойными породами, бани и парные – липовыми, ольховыми, кедровыми породами, ванные комнаты обычно облагораживают дубовой вагонкой.
Плюсы вагонки
Преимуществ вагонки множество, вот некоторые из них:
Минусы вагонки
Но кроме достоинств вагонка в качестве материала для отделки помещений обладает и негативными особенностями. Среди недостатков вагонки числятся:
Использование вагонки в строительстве
В строительстве вагонка себя также зарекомендовала с положительной стороны. Она используется при постройке беседок, парных, бань. Этот вид строительного материала дает весьма комфортные условия для эксплуатации помещений и жилья. Предварительно требуется произвести антисептическую обработку стен, чтобы исключить появление плесени и грибка. Вагонкой обшиваются только ровные стены и потолки. При наложении на бетон или кирпич применяется обрешетка. Ее размеры зависят от применяемой вагонки. Первый шип должен быть направлен к стене, последующие панели вставляются в пазы. Они не должны плотно прилегать, должен оставаться небольшой зазор, так как будут присутствовать температурные сжатия и расширения. Это особенно важно в неотапливаемом помещении или при внешнем монтаже. Гвозди желательно использовать оцинкованные. В принципе, можно использовать и обычные, но они со временем поржавеют, а это ухудшит эстетику помещения.
Правила работы с вагонкой
Обшивка вагонкой не так сложна, как может первоначально показаться. Небольшую пошаговую инструкцию я предоставлю вам в этой статье.
Уход за сооружением из вагонки
Здесь можно в целом порекомендовать классические способы ухода за деревянными изделиями. Есть три основных врага вагонки: неправильный уход (или его отсутствие), повышенная влажность, микроорганизмы. Уход за вагонкой заключается в защите материала от этих неприятностей.
Подведем итоги, вагонка – это универсальный безвредный материал для строительства и отделки. Служит она долго, но требует соответствующего ухода и правильного монтажа. Использование деревянной вагонки позволяет создать богатый, уютный интерьер внутри любого помещения. В настоящее время она является наиболее востребованным материалом для обустройства загородного дома, благодаря своей экологичности и внешнему виду.
Стройка и ремонт
Обшиваем вагонкой
Принципиально, вагонку разделяют на два типа:
А – вагонка традиционно «евпропейского» профиля (шип в паз), и В – «американского» (внахлест). Американка удобна для внешней облицовки. У нее получается шире и толще перекрытие, что лучше препятствует проникновению вовнутрь стекающей воды, но ее сложнее состыковывать по длине, ввиду особенностей крепления. Состыковка торцов вне крепления к стойкам (обрешетке) получится не столь прочной.
Европейский профиль, наоборот, можно наращивать практически в любом месте, плотно сжимая торцы досок сочленения в пазах нижними и верхними досками. Это позволяет эффективнее использовать материал, сокращая оставшиеся обрезки до минимума.
У нас широко распространена вагонка «европейского» типа, а американка встречается реже.
На примере евровагонки, мы рассмотрим различные тонкости и возможные подводные камни работы с этим материалом. По сути, обращение с ее такими разновидностями, как Имитация бруса, Блокхаус, будет схожим.
Выбор вагонки в магазине.
Евровагонка, как правило, продается в пластиковых упаковках различной длины и подразделяется на три категории А,В,С. Существует еще четвертая категория «экстра». Разница в стоимости между первыми тремя категориями незначительна. Экстра стоит на порядок дороже.
Однако, на практике, у производителя при сортировке преобладает субъективный фактор, и надо быть готовым к тому, что купив вагонку категории А, вы обнаружите, что она грубо и зачастую неровно отторцована, ее поверхность шероховата, а точные размеры и количество сучков не соответствует заявленному стандарту. Это нормально, по сути, вы покупаете «кота в мешке». Указанные дефекты могут объясняться уровнем добросовестности конкретной рабочей смены, степенью заточки режущего элемента в оборудовании и многими другими факторами. Очень часто на лицевой стороне (если она наружу) первой вагонки в пачке четко отпечатываются надписи от этикетки:
Фактически вы купили на 10% вагонки меньше – на видное место такую доску не поставишь!
На самом деле, экземпляры, которые совершенно невозможно пустить в дело встречаются крайне редко.
Более серьезные дефекты можно обнаружить сквозь упаковку, если она прозрачная. Это сколы по пазам и продольные трещины на торцах. Они, обычно, хорошо заметны. Такие упаковки следует откладывать в сторону. Важно обратить внимание и на то, в каких условиях хранится вагонка, не намокла ли она под дождем. Если покупать предстоит много, то имеет прямой смысл сделать «контрольную закупку» и потом все брать из одной партии, если качество подошло.
На моей практике были случаи, когда, к примеру, вагонка категории А у одной компании в начале лета была намного лучше, чем у ее ближайших конкурентов, а в конце лета наоборот. Тут как с продуктами, они или тухлые или не очень или годные – смотришь при покупке. Марка и производитель тут не рулят!
Помимо деления вагонки по качеству изготовления и дефектам древесины, вагонка различается по виду самой древесины. Стандартная вагонка производится из сосны и ели, и ее желательно обрабатывать антисептиками. Вагонка из осины и липы востребована для отделки парных помещений. Она даже внешне отличается малым количеством сучков и ровной фактурой, она значительно дороже. Еще дороже вагонка из лиственницы и других редких и пород дерева.
Расчет потребности вагонки.
Очень грубо оценить потребность в вагонке можно по той площади, которую предстоит обшить с поправкой на обрезки.
На деле все обстоит несколько сложнее. Нужно учесть реальные габариты плоскостей, которые предстоит обшить, и совместить это со стандартными размерами вагонки, что имеется в продаже. Потратив на это немного времени, можно существенно сэкономить, за счет сокращения потерь на обрезках.
Покупаем вагонку 210 см, исходя из того, что ее все равно придется торцевать до 209, резать пополам, с торцовкой до 103 см. Итого у нас два ряда будут закрываться тремя досками. Двумя целыми и одной пополам. На прогон в десять рядов (90см) нам потребуется 15 досок или полторы пачки. При этом чистые отходы на (последующую растопку печки) составят 5 см на 420 см, или чуть более 1%. Правда в зависимости от количества рядов в остатке может оказать обрезок в 103-105 см и «лишняя» доска. Но такие единичные излишки легко пристроить при обшивке следующей стены, или комнаты.
При определении потребности в вагонке и ее размерах для каждой стены важно учитывать, в какой последовательности следует обшивать эти стены. Эта последовательность определяется удобством угловых креплений, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого конкретного угла. Привожу пример:
В варианте А, когда сначала обшивается стена W, а затем N, вам будет гораздо удобнее забивать гвозди, чем в варианте В. Все подобные случае должны быть продуманы и учтены заранее.
Важно сразу определиться, с какой стены, и в какой последовательности следует правильно начинать обшивку. Может случиться, что бивать комнату придется в последовательности стен: 3-1-4-2 по часовой стрелке и никак иначе, и размеры для каждой стены могу отличаться до 2х толщины вагонки.
Проверка основы под вагонку.
Основой, к чему прибивается вагонка в каркасном доме, обычно служат стойки самого каркаса. В большинстве остальных случаях основой будет служить специальная обрешетка. Уже при установке стоек это надо учитывать, особенно если каркас и обшивку будут делать разные бригады строителей. Такого быть не должно:
Практические советы по прибиванию вагонки.
Забиваем гвозди…
Самый распространенный способ крепления вагонки – специальные финишние гвозди. Они бывают разной длины. Чем длиннее финишный гвоздь, тем выше вероятность, что при забивании он согнется. Поэтому длиннее 50 мм покупать финишные гвозди нецелесообразно. Гнуться они легко и всегда не вовремя.
Если вам требуется укрепить конструкцию дома за счет вагонки, то в ряде случаев имеет смысл в узловых местах использовать обычные оцинкованные гвозди аналогичного размера со шляпкой, нежели длинные финишные.
Прибивать тонкие финишные гвозди правильно обычным молотком (не облегченной версией), короткими ударами с небольшой амплитудой замаха. Замах – кистевой! Молоток при этом следует держать посередине ручки. Сочетание сравнительно тяжелого молотка наряду с коротким замахом позволяет забивать гвоздь намного точнее, нежели использовать легкий молоток, когда вы будете неизбежно стремиться увеличить амплитуду и усилие замаха, и упустите точность удара. Самое главное при забивании финишных гвоздей – добиться стабильно одинаковых, монотонных ударов. Захват молотка, примерно следующий:
Если вы почувствовали, что гвоздь уперся в сучок, то в большинстве случаев сучок «пробивается», если увеличить частоту ударов и уменьшить их амплитуду. Чем монотонней удары молотка, тем меньше вероятность погнуть гвоздь.
Вектор наносимого удара должен идти строго вдоль забиваемого гвоздя. Стоит нарушить это правило, гвоздь тут же начнет искривляться. Если вы это заметите своевременно, то гвоздь можно выпрямить, изменив направление ударов:
По мере выпрямления гвоздя, направляющая ударов тоже меняется. После нескольких попыток, эта техника легко доходит до автоматизма. Финишные гвозди тонкие и мягкие, кроме того, их заостряют не «по центру», а просто рубят пруток по диагонали. Поэтому они и стремятся все время искривиться.
Очень неопрятно смотрятся на стене также темные пятна – следы от ударов молотка. Если перед двумя двумя-тремя завершающими ударами молотка протирать его рабочую поверхность хотя бы о штаны, то пятен не будет. Можно протирать молоток о дощечку (подбивалку).
Чтобы плотнее прижимать вагонку друг к другу, ее «подбивают». Чтобы не портить рабочую доску. Для подбивки удобно использовать негодный обрезок вагонки:
Также не следует окончательно прибивать вагонку с первого раза. Обычно ее «добивают», когда сверху (или снизу) прилажена и предварительно зафиксирована следующая доска. Если, что-то пошло не так, то можно вернуть ситуацию назад без потери качества.
В последние годы стали популярны кляймеры – специальные клипсы, которые работают по следующей схеме:
Сначала устанавливается эталонная вагонка А, кляймеры вставляются в паз, прижимаются привинчиваются окончательно (можно и гвоздями, но теряется смысл принципа разборности самой конструкции). Затем в паз вставляется доска В и операции повторяются. Кляймеры подбираются под толщину вагонки.
Кляймеры позволяют работать чисто. Безусловно, эта красота стоит дороже. Я бы не сказал, что класть вагонку на кляймеры сложнее и дольше. Но сам ими не пользуюсь по следующим соображениям:
И еще один нюанс. Впервые я увидел, как у соседей строители укладывали вагонку в комнате на кляймеры горизонтально. Удивился, почему вагонка у них перевернута пазом вверх, а шипом вниз? Влага ведь будет скапливаться. Оказалось, что класть доски, как им удобно и естественно – снизу вверх с кляймерами практически невозможно. Правильно класть вагонку можно только двигаясь от потолка к полу. Аналогично для правши будет очень неудобно тянуть стену слева-направо.
Работаем по уровню или как?
Когда стены и потолок представляют собой идеальные прямоугольники, а пол располагается в безукоризненно горизонтальной плоскости, можно работать по уровню. В реальных условиях, деревянный дом на легком фундаменте редко имеет подобные характеристики. Незначительные погрешности всегда могут иметь место. Поэтому, перед тем как приступать к обшивке, следует тщательно проверить геометрию стены, и определиться, как вы будете осуществлять контролировать правильность крепления досок. Привожу пример, когда работая строго по уровню, дойдя до потолка, можно увидеть следующую картину:
В первом случае (А) выгонку гнали снизу-вверх, строго по уровню, а дойдя до верха, обнаружили, что потолок имеет незначительный уклон. В итоге, мы только подчеркнули кривизну комнаты. Во втором случае, мы контролировали ситуацию, и по миллиметру уменьшали разницу. В результате, погрешность в пару сантиметров визуально не видна и комната кажется правильной формы.
В ситуации, когда плоскость не имеет форму правильного прямоугольника, основание которого идеально совпадает с линией горизонта, уровень будет только мешать. Надежнее пользоваться обычной рейкой с нанесенными метками, или метровым (а лучше чуть длиннее) строительным уровнем.
В этом случае вы работаете в «местной» системе координат и стремитесь всегда ориентироваться на нее и ей соответствовать. Контрольные замеры для внесения поправок можно делать через ряд, два, от пола, от потолка, или даже от уже правильно прибитой контрольной доски.
Горизонтально или вертикально?
Как прибивать вагонку горизонтально или вертикально? На практике это уже предопределено. И это самый решающий фактор.
Помимо чисто эстетического предпочтения хозяина, можно привести следующие аргументы в пользу вертикального или горизонтального размещения вагонки. Вертикальное расположение придает ощущение большей высоты стены, что может быть выгодно использовано для внутренних помещений. Это плюс. Но находясь в такой проекции относительно окон, тени на стыках получаются более контрастными – это минус, который пропадает при искусственном освещении.
Проникновение влаги вовнутрь, особенно со временем, при усыхании конструкции, ощутимее при вертикально расположенных досках. При наружной обшивке необходимость вентиляционного зазора в этом случае важнее. По этой позиции горизонтальное расположение несколько выигрывает.
Накопление влаги как снаружи, так и внутри в вертикально расположенной вагонке носит гораздо более неравномерный характер в пределах одной и той же доски. Это имеет место, как для наружной обшивки, при высыхании после дождя, так и для внутренней (разность температур у пола и потолка – неравномерное тепловое воздействие).
Снизу вверх или сверху вниз?
Прибивать вагонку снизу вверх или сверху вниз? По большому счету это не принципиально. Дело вкуса.
Для большинства удобнее обшивать стену снизу вверх. Так проще подбивать доски, и удобнее делать все операции. Можно делать работу в одиночку, и легко справляться даже с длинными досками.
Но тут есть небольшая тонкость. Продемонстрирую ее на простом примере:
Обшивка фронтона изнутри под крышей. Если начнете сверху (вариант А), то проблем не возникнет. Если будете обивать снизу, то последнюю дощечку будет установить на место не просто, разве, что заводить треугольник из нескольких досок целиком (вариант В).
В этой ситуации, работая снизу вверх, вам придется постоянно решать проблему заведения большего размера паза верхней доски на шип нижний доски, который короче.
«Избыточные» габариты вагонки, заводимой «под углом» оказываются гораздо больше, чем кажется на вскидку. Этот фактор необходимо учитывать при раскрое подобных плоскостей, имеющих сужающийся конус. В противном случае будут некрасивые щели.
Чтобы точно разметить угол, под которым следует торцевать вагонку, когда она упирается в наклонную плоскость потолка или стены, применяют очень простой и точный прием:
Берется небольшой кусок вагонки (В) вставляется в паз доски вплотную к скосу. Затем берется другая доска (А) и прижимается к наклонной стене (потолку) внахлест на доску В. Прочерчивается линия. Точный шаблон конкретного угла готов. При этом, не забудьте сделать поправку на увеличение размера за счет утопления вагонки в паз при окончательном распиле.
Аналогично размечаются любые сложные вырезы. Разметьте и распилите воображаемый конец будущей большой доски на примере маленького обрезка.
Приложите полученный обрезок к месту, и если вас все устраивает, можно по имеющемуся шаблону делать выпилы в чистовой доске.
ПолоГ или ПолоК в бане? Как правильно писать?
В этой статье мы разберем как правильно писать и говорить «ПолоГ» или «ПолоК» для бани, как правильно ставить ударение в словах «пОлог» и «полОк», найдем разницу между значениями этих слов.
Итак, обратимся к словарям и значениям этих слов:
В Толковом словаре русского языка Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю. –
пОлоГ – (множественное число – пОлоГи) занавеска, закрывающая, загораживающая кровать, колыбель, а также (устар.) вообще занавеска. Ситцевый полог. Откинуть полог. Полог тумана (перен.)
полОК – (множественное число – полКИ) 1) в русской бане в парной: возвышение, широкая полка, на которой парятся. Забраться, лечь на полок. 2) Телега с плоским настилом для перевозки тяжестей.
В Большом толковом словаре русского языка В.И. Даля –
пОлоГ – завеса, занавес у окна, дверей, кровати или замест разгородки; реденькое покрывало, иногда шатром, над ложем, от мух и комаров.
полОК – помост со ступеньками в банях, на котором парятся.
Теперь вы знаете, как правильно употреблять эти слова и не будете допускать ошибок в написании и в произношении. И сможете правильно определить их значение и поставить ударение.
Ударение при склонении этого слова всегда падает на последний слог.
Так случилось, что у этих слов в разных формах есть омонимы (слова одинаковые по звучанию и написанию).
Правильное употребление слова «полОК» для бани в профессиональной (строительной) сфере
В профессиональной (строительной) сфере тоже часто допускают ошибки, они встречаются на многих сайтах, прежде всего ошибки связаны с неправильным склонением этого слова.
Приведем несколько примеров профессиональных словосочетаний со словом «полОК» и обратим внимание на правильную постановку ударения:
Надеемся, что данная статья Вам понравилась, ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на наш канал. А мы в свою очередь найдем много новых интересных тем и вопросов.
Если Вы занимаетесь строительством Бани, то возможно некоторые статьи Вас могут заинтересовать:
У нас собраны материалы, статьи о строительстве бань, деревянных лестниц и все, что с ними связано. В одном месте можно найти полезные идеи, задумки, которые вдохновят Вас на строительство и реализацию проектов.