Значение слова «геенна»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ГЕЕ’ННА, ы, ж. [греч. geenna] (церк.). Ад, место вечных мук. Г. огненная. [От др.-евр. Gehinnern, название местности около Иерусалима.]
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Геенна
2. то же, что геенна ◆ Разве тот, кто за довольством Бога последовал // Подобен тому, кто Его прогневал, // И чьим пристанищем Геенна окажется? Владимир Кевхишвили, «Коран»
гее́нна
1. место, где по религиозным представлениям души грешников после их смерти подвергаются вечным мукам
2. перен. источник мучений, страданий
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова попустительница (существительное):
Геенна огненная
Геенна огненная
Изначально — название долины Енном (Хинном) недалеко от Иерусалима, где древние евреи приносили в жертву языческим богам Ваалу и Ас-тарте детей, предавая их сожжению (Ветхий Завет, Четвертая книга Царств, гл. 23, ст. 10).
Служит синонимом адских мук и самой преисподней, ада (в иудаизме, христианстве и исламе).
Смотреть что такое «Геенна огненная» в других словарях:
геенна огненная — сущ., кол во синонимов: 3 • ад (25) • геенна (8) • преисподняя (10) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов
◘ геенна огненная — (церк. сл.). По религиозным представлениям, ад, место вечных мук душ грешников ► [1 й:] Что бы это такое, братец ты мой, тут нарисовано было? [2 й:] Довольно затруднительно это понимать. Это геенна огненная. // Островский. Гроза //… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
Геенна (огненная) — название глубокого оврага, находящегося под Иерусалимом с южной его стороны. В этом месте были расположены идольские капища, где приносились человеческие жертвы Молоху. При этом вопли жертв заглушали игрой на музыкальных инструментах. При… … Православная энциклопедия
Геенна огненная — Книжн. Устар. 1. Одно из названий ада. 2.Место больших страданий, невыносимых мучений. ШЗФ 2001, 53; Янин 2003, 82. /em> Геенна от названия Генномской долины возле Иерусалима, где язычниками совершались человеческие жертвоприношения. БМС 1998,… … Большой словарь русских поговорок
ГЕЕННА ОГНЕННАЯ — См.: АД. Источник: Энциклопедия Русская цивилизация … Русская история
Геенна огненная — … Википедия
Геенна огненная — (hell mouth) люк в сценах елизаветинских театров. Название восходит к той функции, которую такие люки выполняли в средневековых мираклях … Шекспировская энциклопедия
Геенна огненная — одно из именований ада. Произошло от названия долины Енном около Иерусалима, где в древности языческому богу Молоху приносили в жертву детей. Позже в долину Енном свозились трупы казненных злодеев, падаль, отбросы, и все это сжигалось … Православный энциклопедический словарь
Геенна огненная — место вечных мучений в огне и сами мучения … Краткий церковнославянский словарь
Геенна огненная это не ад, а уничтожение грещников огнем после Великого Суда
Вот мы и подошли к слову геенна, о котором упомянули в начале раздела. Сегодня у большинства христиан, впрочем, как и у людей некоторых других вероисповеданий, этот термин ассоциируется с посмертным вечным мучением грешников в аду. Однако в Библии никакой связи между словами ад и геенна нет. Адом (преисподней), напомним, именуется могила, а геенна (греч. γεενναν) обозначает огонь, в котором будут сожжены воскрешенные грешники после Второго Пришествия Христа. В Ветхом и Новом Заветах неоднократно говорится об уничтожении после Великого Суда греха и грешников на земле огнем:
«Будут народы, как горящая известь, как срубленный терновник, будут сожжены в огне. Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: «кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?» (Ис. 33:12,14).
«Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. И будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф» (Мал. 4:1,3).
«Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря. Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой» (Пс. 49:3,4).
«Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше … И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти» (Ис. 66:22,24, см. также Ис. 30:33, Ис. 34:8-10, Ис. 38:16-23, Наум. 1:9,10, 2 Пет. 3:7,10, Пс. 10:6, Пс. 36:20, Евр. 6:8, 2 Фес. 1:6-10, 1 Кор. 3:13).
Не об аде, а именно о Великом Суде не раз говорил Иисус, рисуя людям картину гибели грешников в геенне огненной. Чтобы у вас не осталось сомнения, повнимательнее посмотрите на слова Христа:
«И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мар. 9:47,48).
«Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым» (Лук. 3:17, см. также Лук. 17:28-30, Мф. 5:22,29,30, Мф. 10:28, Мф. 13:29,30,40-43, Мф. 23:33).
В первом случае, рассказывая о геенне, Иисус цитировал текст Писания Ис. 66:24 о конце современной Земли (см. выше), а во втором сравнивал с соломой людей, которых уничтожает огонь в картине Великого Суда в Мал. 4:1 (см. выше).
Также можно увидеть сходство в описании Иисусом дня Его Второго Пришествия в Лук. 17:29 и изображении в Откр. 20:10,15 картины истребления в конце света грешников: в обоих случаях мы видим огонь и серу:
«В день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лук. 17:29,30).
«Диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное. И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20:10,12,15).
Наверное, дорогой читатель, у вас созрело как минимум два вопроса:
1. Откуда появилось слово геенна?
2. Как получилось, что понятия ад и геенна объединились?
Понятие геенна на страницах Библии впервые употребил Иисус для описания предреченного Богом уничтожения грешников огнем. Видимо, в то время этот термин устойчиво вошел в оборот, так как слушающий Его народ не выразил ни малейшего непонимания предупреждениям Христа. Историю слова геенна проследить несложно.
Разобравшись в значении слова геенна, можно понять важность предупреждения Иисуса:
«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28).
Здесь мы вновь видим гибель души грешника (жизни, личности человека) в геенне вместе с телом, а не мучение там духа отдельно от тела.
Геенна огненная.
В преданиях большинства народов мира существует масса свидетельств о всемирном потопе. Наиболее известна библейская версия изложения этого события, но почему-то все закрывают глаза, не замечают (не помнят?) о том, что вообще-то катастрофа была не одна. Те же предания повествуют о втором всемирном потопе, который произошёл, буквально следом за первым. Только на этот раз это была не вода, а огонь падающий с неба. Петербургский исследователь А.В. Пушкарёв в своей книге «XV век. Ханы и катаклизмы.» едва ли не единственный кто наиболее вразумительно высказался по этой теме. Говорил об этом и А.Г. Степаненко, но и его голос остался не услышан. Мне кажется, что об этом событии нужно рассказать отдельно, потому, что оно сыграло не менее значимую роль в ходе истории человечества, чем потоп водный.
Огненное вознесение Ильи пророка. Псковская икона XVI в.
Косвенные свидетельства изменения климата.
Предания сахалинских гиляков.
«Сперва одно солнце, одна луна были, людей много было, рыбы много было, морского зверя много было, много больших китов в море было. Деревьев на горах и на земле много было. Потом погода испортилась. Год один все плохая погода была, снег падал. Смоляной дождь обильно лил на землю. Тогда ТРИ солнца и ТРИ луны родилось. Три солнца всё сожгли. Было так жарко, что рыба, выскакивавшая из воды, снаружи испеклась на солнце. Эта Земля вся сгорела, поломалась. Вода только была. Море кипело, рыба вся, морские звери все умерли. Потом из моря земля родилась. После убиения лишних светил начала появляться жизнь».
Три луны и три солнца. Забавно, не правда ли?
Увеличенный фрагмент средневековой карты. Это флаг Чины (Китая).
Средневековая гравюра.
Явление, снятое очевидцем на камеру сотового телефона в Китае.
Где же ещё могли отразиться предания о трёх светилах? Посмотрим:
Эмблема королевских ВВС Швеции.
Есть такая страна, которая странно называется. РОссия.
Знак биологической опасности.
Обозначение на транспортном средстве «Глухой водитель».
Знамя Тамерлана.
Вспомните заодно предания о трёхглавом драконе, троице, Святовите и пр.
Предания амурских нанайцев.
«Вместо одного небесного светила взошло их три, от света люди стали слепнуть, от жажды гибнуть. Солнце жгло так сильно, что земля горела, в реках вода кипела. Когда рыба, играя, выскакивала из воды, то у неё сползала чешуя. Ночью, когда три солнца закатились, появились три луны, и ночь сделалась так светла, что людям не было возможности уснуть».
Повесть временных лет.
«Стояло Солнце в круге, а по середине круга крест, а по середине креста Солнце, а вне круга по обе стороны два солнца, а над Солнцем вне круга дуга рогами на север; такое же знамение было и в Луне, такого же точно вида и в течении трёх дней. «
Гравюра из хроники Ликостениса.
Завещание княгини Ольги. 6454 г. от сотворения мира (946г. по современной системе летосчисления).
Живое Предание
Что такое «геенна огненная»?
Клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери в г. Санкт-Петербурге
Очередной выпуск цикла «Крылатые выражения из Библии» от протоиерея Димитрия Сизоненко. Смотрите или читайте:
Сегодня мы с вами поговорим о выражении «геенна огненная». С ним связаны другие выражения, например, «вечный огонь», «огонь неугасимый», «огонь всепожирающий».
Это выражение отсылает нас к словам Христа в 25-й главе Евангелия от Матфея: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф 25:41). Вероятно, эти слова самые беспощадные и самые жесткие в Евангелии. Иисус произносит их, возвещая Страшный суд. Эти страницы потрясают наше воображение картинами Страшного суда. Прежде всего привлекает наше внимание картина неугасимого, всепожирающего огня, который становится символом вечных мучений и ада. В других местах этот огонь называется «геенной». В ней червь не умирает, огонь не угасает.
Начнем с самого простого. Откуда произошло само слово «геенна», которое стало синонимом ада? Это была долина. Ее полное топографическое название на иврите gai ben-hinnom, буквально «долина сынов Еннома». В греческом языке это название превратилось в слово «геенна», так войдя в прочие языки.
Чем же прославилось это место, почему оно стало символом Судного Дня и вечной муки? Эта долина простиралась к юго-западу от старого города Иерусалима и в какой-то момент превратилась в мусорную свалку. Там сжигались нечистоты, там постоянно тлели останки мертвых животных, что-то разлагалось под палящими лучами солнца. Пророк Иеремия обличает сынов Израилевых в том, что в этой долине совершались постыдные обряды, например, посвящали своих детей Молоху или приносили человеческие жертвоприношения. Тому самому знаменитому Молоху, который требовал человеческих жертв. Эти обряды были мерзостью в глазах Бога, были запрещены Законом. Логично, что это скверное и в физическом, и в религиозном смыслах место стало символом того места, где томятся нечестивые, стало символом адских мук с неугасимым пламенем.
Пророк Исайя в последних стихах своей книги тоже описывает Божественный суд над теми, кто восстает против Бога: «все будут видеть трупы людей, восстающих против Меня; червь, поедающий их, не умрет, и огонь, сжигающий их, не погаснет; и с отвращением будут взирать на них все живущие» (Ис 66:24).
Огонь напоминает нам также о участи Содома и Гоморры. Эти два города были уничтожены дождем из соли, серы и огня.
Божественный суд предстает как своего рода горнило испытаний. Слово «испытание», как и слово «искушение», заимствованно из металлургии. Огонь, который очищает руду от всякой примеси, для того чтобы вышел чистый металл, ставится парадоксальным символом. Божественный огонь, прежде всего, очищает, но одновременно огонь – это символ ревности, которая сильна как муки ада, и поэтому надо быть трезвым и осторожным с ней.
В центре нашей веры — не адские силы, не страх зла, а Бог-Творец, Царь мира, Бог Отец, который воскресил Христа.
Поэтому нужно всячески избегать романтизации зла. Всё принадлежит Богу. Поэтому очень важно не забывать предупреждение апостола Петра о том, что наш враг, дьявол, как рычащий лев, ходит в поисках того, что он смог бы пожрать как огонь. Очень важно верить.
Поделиться в соцсетях
Подписаться на свежие материалы Предания