Как правильно пишется егаис
6 МИН
Как работать в ЕГАИС
Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) помогает государству контролировать рынок алкогольной продукции, её производство и оборот. Бизнесу нужно фиксировать в ЕГАИС все сделки — от закупки до продажи алкоголя на кассе.
Кому нужно подключиться к ЕГАИС
В системе должны работать все, кто продаёт или покупает для продажи любой алкоголь: производители, владельцы магазинов, ресторанов и кафе (в том числе с алкогольными кофейными напитками типа ирландского кофе). Исключение — кондитеры: если они используют алкоголь для конфет или тортов, регистрация в ЕГАИС не нужна.
Индивидуальные предприниматели, продающие в розницу слабоалкогольные напитки (пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху), тоже должны подключиться к системе. Им понадобится только один сертификат КЭП, даже если обособленных подразделений несколько. Для продажи этих напитков не нужна лицензия, но в ЕГАИС придётся фиксировать закупку алкоголя и оборот.
Юрлица во всех случаях при работе с крепким алкоголем должны сначала получить лицензию на алкоголь, а потом — отдельный сертификат КЭП для каждого подразделения с уникальной комбинацией ИНН и КПП.
Как подключиться к ЕГАИС для розничной продажи алкоголя
Зарегистрируйте коды ОКВЭД
Примеры кодов ОКВЭД для магазинов:
Закажите и получите ключ для ЕГАИС
Он же криптоключ, сертификат КЭП и просто электронная подпись на флешке со специальной защитой. Ключ нужен, чтобы зарегистрироваться и работать в ЕГАИС, подписывать электронные документы (товарно-транспортные накладные, акты, чеки) перед тем, как фиксировать их в системе.
Оформлением сертификатов КЭП занимается АО «ЦентрИнформ» и компании-партнёры. Можете обратиться в филиал «ЦентрИнформа» и в любую другую официальную точку выдачи.
Для того чтобы заказать ключ, нужно сделать следующее:
Зарегистрироваться на сайте и заполнить анкету в «Личном кабинете».
Выбрать офис, в котором будете получать ключ (измените город, если геопозиция на сайте определилась неправильно), тип ключа («Рутокен» или «Джакарта» — для ЕГАИС разницы нет) и дополнительные услуги, если нужно.
Оплатить счёт в «Личном кабинете».
Скачать документы в «Личном кабинете» и распечатать. Для ИП и организаций списки будут разные. «ЦентрИнформ» просит каждый документ уместить на одном листе формата А4 и распечатать его в таком виде.
Вас пригласят, когда ключ будет готов. В центре выдадут программу для активации, ключ и два ПИН-кода.
Активируйте ключ
Для того чтобы активировать ключ и зарегистрироваться в ЕГАИС, нужен ноутбук, работающий на Windows, с оперативной памятью от 2 ГБ и процессором от 1,8 ГГц.
Вставьте в ноутбук флешку, запустите программу, которую выдали в центре (для активации ключа «Джакарта» или «Рутокен»), и следуйте инструкциям на экране. Не вынимайте ключ, пока активация не закончится.
Установите сертификат RSA
Здесь понадобятся два ПИН-кода, которые выдали в «ЦентрИнформе».
Что такое ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система)?
Многие бизнесмены не знают о том, что такое ЕГАИС и зачем она нужна. На данный момент Единая государственная автоматизированная информационная система представляет собой обязательное средство, с которым должны взаимодействовать любые продавцы или производители алкогольных напитков на территории РФ. Именно по этой причине всем представителям этого бизнеса важно будет узнать, что такое ЕГАИС и для чего она используется.
Зачем она нужна?
Современная практика говорит о том, что приблизительно 30% от общего объема алкоголя на территории России производится незаконным путем, то есть, другими словами, каждая третья бутылка спиртных напитков представляет собой контрафактный продукт. Вполне естественно, что при такой обстановке введение контроля является обязательным, но на самом деле для предпринимателей, которые на данный момент даже не знают о том, что такое ЕГАИС, это дополнительный стресс.
Если вы являетесь владельцем розничного магазина, который ведет свою деятельность на территории России, то в таком случае вам нужно иметь в виду, что, начиная с 01.01.16, вы должны полностью передавать информацию в ЕГАИС по всем закупочным операциям алкоголя даже в том случае, если вы в розницу продаете исключительно пиво. В июле же вступает в силу требование о том, что нужно создавать также детальные отчеты по розничным продажам, а через эту систему должна проводиться каждая отдельная единица реализованной продукции.
Как работает эта система в рознице?
Чтобы понять, каким образом работает ЕГАИС, нужно рассматривать взаимодействие с этой системой в несколько этапов. Этапы же являются следующими:
Поставка
Что такое ЕГАИС, нужно понимать еще с начала оформления заказа. Получая алкогольные напитки от поставщиков, вы должны провести детальную сверку реального количества бутылок с предоставленной вам электронной или же бумажной накладной. Подтвердить факт закупки через эту систему вы сможете при помощи предоставленного вам документа из информационной системы на электронную почту, причем на компьютере должна стоять специализированная товароучетная программа, поддерживающая работу с ЕГАИС. Пиво вы продаете или какие-то другие алкогольные напитки, в данном случае не имеет никакого значения.
Если данные сходятся, то в таком случае вы принимаете оформленную поставщиком накладную, и затем факт закупки уже окончательно подтверждается в ЕГАИС. Если же какие-то товары имеют поврежденные марки, то в таком случае накладная может быть полностью отклонена или прост оформляется соответствующий акт расхождений.
Предположим, что все нормально сошлось, и вы подтвердили факт закупки в ЕГАИС. Пиво и другие напитки приобретены, и теперь нужно будет загрузить все данные о товарной продукции в кассовую программу, которая также должна устанавливаться на компьютер в рознице в соответствии с основными требованиями ЕГАИС.
Предполагается, что впоследствии на каждой бутылке с алкоголем будет присутствовать специализированная марка, на которую наносится двумерный штрихкод с маркировкой Micro PDF417. Данный штрихкод включает в себя основные данные о лицензии и производителе, а также указывает на основные характеристики продукта.
Продажа
После того как бутылки уже полностью расставлены по полкам, начинается ведение торговли. К ЕГАИС розница также имеет самое непосредственное отношение, поэтому нужно вести учет на всех этапах.
Покупатель выбирает нужный товар и готов заплатить его стоимость. После этого кассир полностью считывает информацию в штрихкоде при помощи 2D-сканера, и товар отбивается в чеке. При этом параллельно кассовая программа проводит генерирование XML-файла, который отправляется в Универсальный транспортный модуль. Это специальное приложение, которое проводит обмен информацией с сервером «Росалкогольрегулирования». Именно там будет создаваться квитанция, в которой присутствует штрихкод и цифровая подпись магазина, подтверждение отправляется в кассу, после чего можно закрыть чек. Таким образом, реализация каждой отдельной коробки или же бутылки алкогольных напитков будет отмечаться в режиме онлайн через ЕГАИС. Алкоголь контролируется государством именно через эту систему, начиная с 2016 года.
После продажи
Вместе с приобретенным товаром покупателю должен быть предоставлен чек от кассира, причем он должен быть не стандартным, а оснащенный двумерным штрихкодом. Этот код подтверждает, что факт реализации товара зафиксирован в ЕГАИС. Алкоголь может быть продан в абсолютно любом количестве, но при этом на чеке отмечается только один код. Теперь покупатель уже получает возможность самостоятельно провести проверку подлинности купленного алкоголя, считывая данный код при помощи своего мобильного телефона, если в нем предусматривается подобная функция.
Многие специалисты говорят о том, что если процедура такой реализации алкогольной продукции будет проводиться правильно, то на самом деле даже не имеет смысла проведение проверки штрихкода самостоятельно самим покупателем. Когда код не может быть считан сканером на кассе, система автоматически зафиксирует попытку реализации контрафактного алкоголя и, соответственно, полностью ее заблокирует через ЕГАИС. Розница именно так и будет работать с этой системой.
Возникновение сбоев
Если Интернет в магазине внезапно пропал, то на протяжении определенного времени алкогольная продукция может продолжать реализовываться, так как программа будет полностью сохранять в себе данные о совершаемых продажах. После того как сеть восстанавливается, утилита передает все полученные данные через ЕГАИС. Алкоголь при этом будет нормально продаваться, и чеки будут закрываться. На данный момент работа в таком режиме допускается не более чем на протяжении трех дней, и если в течение этого периода так и не удастся избавиться от всех присутствующих проблем с алкоголем, то в таком случае придется уже приостанавливать продажу алкогольной продукции.
Популярные вопросы
Несмотря на то что к системе ЕГАИС инструкция включает в себя достаточно большое количество нужной информации, некоторые вопросы для многих остаются нерешенными.
В первую очередь, многие не понимают, нужно ли постоянно сканировать каждую поступившую бутылку в процессе приема товара у поставщика. На самом деле нет никакой необходимости в том, чтобы вообще каким-то образом сканировать товар после его приема. Приемка и работа с поставщиками осуществляются в пределах электронного документооборота партиями по объемным параметрам.
Также многие не понимают, каким образом остатки могут перемещаться между несколькими магазинами, но на этот вопрос сложно дать какой-то определенный ответ. В соответствии с официальной позицией ФС РАР, любые перемещения между обособленными подразделениями, а также с центрального офиса или же склада допускаются только в том случае, если у магазина есть оптовая лицензия. Но если же рассматривать этот вопрос с технической точки зрения, то в таком случае УТМ предоставляет возможность оформлять накладные на перемещения, и это не противоречит правилам, которые включает в себя по ЕГАИС инструкция.
Помимо всего прочего, вполне очевидным вопросом является то, было ли с введением этой системы отменено алкодекларирование, но на самом деле на данный момент эта система пока еще полностью функционирует и таким образом будет работать еще до 2018 года. После того как система ЕГАИС начнет нормально работать на всех предприятиях, занимающихся оборотом алкогольной продукции, стандартное декларирование будет отменено.
Сроки подключения
Начиная с 1 января 2016 года любая компания, которая занимается розничной торговлей алкогольной продукции, в обязательном порядке должна проводить фиксацию каждого отдельного факта приобретения данного товара. Система ЕГАИС, таким образом, будет использоваться не только в городских, но и в сельских торговых точках. Еще одной достаточно важной датой является 1 июля того же года, так как с этой даты любые компании, помимо непосредственного информирования о совершенных закупках, должны будут также проводить фиксацию через ЕГАИС и любых розничных продаж.
Стоит отметить, что руководство «Росалкогольрегулирования» дало определенное послабление розничным продавцам и поставщикам, которое будет действовать вплоть до апреля 2016 года. Это не значит, что Единая государственная автоматизированная информационная система не должна устанавливаться в срок, но в Федеральной службе сказали о том, что понимают, что в процессе ввода этой системы в работу у пользователей изначально могут возникать различные трудности, и поэтому, если у кого-то будут проявляться какие-либо нарушения, за это не будет никаких строгих наказаний.
В данном случае многие задались вопросом о том, нужно ли подключаться к этой системе прямо 1 января, если после этого в течении длительного времени не планируется проводить закупку алкогольной продукции. Действительно, в такой ситуации можно зарегистрироваться и несколько позднее, но если вам нужно будет проводить списание товара или же его возврат поставщику, то при проведении этих операций уже должна использоваться Единая государственная автоматизированная информационная система.
Если же у вас остались какие-либо товары, которые были приобретены еще до 1 января, то их не нужно будет ставить на баланс, т. е. можно вполне заниматься их реализацией без какого-либо опасения. Но в том случае, если потребуется оформление накладной на возврат поставщику или же списание данной продукции, все данные операции могут проводиться только после того, как будет проведена регистрация в ЕГАИС, а для этого такая продукция должна быть уже учтена.
Новые правила реализации пива в 2016 году
Частные предприниматели, которые занимаются продажей пива и различных пивных напитков, а также сидра, медовухи и пуаре, в соответствии с новыми правилами, действующими с 2016 года, должны осуществить такую процедуру, как регистрация в ЕГАИС. После этого любая информация о проводимых закупках будет передаваться в данную систему. Преимущественному большинству представителей алкогольной розницы делать это нужно с 1 января. Фиксация иных фактов реализации продаж пива в 2016 году не предусматривается новыми правилами.
Требуется ли ЕГАИС в общепите?
Учитывая разъяснения официальных инстанций, ответ на вопрос, требуется ли ЕГАИС в общепите, является тоже довольно актуальным. Предприятия общественного питания, которыми продается алкогольная продукция, должны фиксировать закупку таких продуктов в системе ЕГАИС. При этом фиксация продаж таких напитков в ресторанах и кафе не предусматривается.
Освобождение от этой системы
Стоит отметить несколько правил, в соответствии с которыми некоторые компании, продающие алкогольную продукцию, временно освобождаются от необходимости регистрации в ЕГАИС.
В первую очередь послабление в этом законе предусматривается для компаний, работа которых ведется на территории Крыма и Севастополя. В частности, это относится к тем организациям, которые занимаются розничной торговлей алкоголем, а также к индивидуальным предпринимателям, реализующим в розницу пиво и разнообразные слабоалкогольные напитки. В городских поселениях начало фиксации в ЕГАИС фактов приобретения алкоголя должно начинаться с начала 2017 года. Если же говорить о сельских поселениях, то для них в ЕГАИС учет должен будет осуществляться еще позднее – с 1 января 2018 года.
Различные розничные алкогольные организации, которые работают в сельской местности при населении до трех тысяч человек, где в магазины на данный момент не проведен полноценный Интернет, относятся к той категории компаний, которыми не должен осуществляться учет спиртосодержащей продукции по фиксации продаж, и в данном случае у них есть отсрочка вплоть до 1 июля 2017 года. Если же говорить о закупках, то в данном случае какие-либо отсрочки для сельских поселений в принципе отсутствуют.
Помимо того, что должна регистрироваться в ЕГАИС закупка, даже от фиксации продаж освобождены далеко не все сельские поселения. Список тех поселений, в отношении которых будут предоставлены подобные отсрочки, утверждается непосредственно субъектом федерации.
Также есть несколько категорий компаний, которые освобождаются от необходимости подключения ЕГАИС:
Также немаловажным является тот факт, что на данный момент полностью отсутствует законодательное подкрепление легальной интернет-торговли алкоголем, однако в регулирующих органах говорят о том, что данный вопрос сейчас активно рассматривается. Пока что предполагается, что в будущем законодательстве, которым осуществляется регламентирование всех этих процессов, будут прописываться ограничения по времени продаж, а также по возрасту покупателей.
Ведение журнала
Ведение такого журнала также стало требоваться с 2016 года. В нем должен фиксироваться номер, штрихкод, наименование продукции и ее код, дата совершения продажи, а также количество и емкость в литрах. Данные, информирующие об особенностях поставки алкоголя, в таком журнале отображаться не будут. Форма его ведения утверждается приказом «Росалкогольрегулирования».
Документ может вестись в электронном или же бумажном виде. При условии непосредственного подключения к ЕГАИС требования к ведению такого журнала могут считаться полностью выполненными, но тут также есть определенные тонкости. Фиксация розничной торговли алкогольными напитками в ЕГАИС становится обязательной только с июля 2016 года, а ведение журнала осуществляется уже с января, то есть фиксировать в нем продажи на протяжении шести месяцев придется отдельно. Но на самом деле сегодня есть достаточно большое количество специализированных сервисов, в которых предусматриваются возможности для осуществления любых требований ведения учетного журнала.
В связи со всеми этими особенностями рекомендуется уже сейчас начинать изучать правила работы этой системы, чтобы потом не испытывать никаких трудностей.
Что такое ЕГАИС. Объясняем простыми словами
ЕГАИС — единая государственная автоматизированная информационная система, в которой идёт учёт производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
ЕГАИС нужна государству для контроля рынка алкогольной продукции и борьбы с контрафактом. В ней бизнес фиксирует каждое движение любой бутылки алкоголя от завода до прилавка.
Пример употребления на «Секрете»
«Большая часть контрафактного алкоголя разливалась там же, где легальный, но с незарегистрированными акцизными марками, а теперь оптовики, которые уже перешли на работу с ЕГАИС, больше не смогут закупать такой алкоголь».
(Разработчик веб-сервиса «Контур.ЕГАИС» Дмитрий Хомутинин — об изменениях на рынке после внедрения системы.)
Нюансы
Закон требует, чтобы к ЕГАИС подключались все, кто закупает для перепродажи любой алкоголь: владельцы баров, магазинов у дома, даже владельцы кофеен, если они делают алкогольные кофейные напитки. Исключение сделано только для кондитеров, если алкоголь используется в выпечке или конфетах.
Если вы ИП и продаёте в розницу слабоалкогольные напитки (пиво, сидр, медовуху и другие), то вам также нужно зарегистрироваться в ЕГАИС и иметь сертификат квалифицированной электронной подписи (КЭП) — можно один на несколько точек продажи. Для продажи крепкого алкоголя нужна лицензия и уникальный сертификат КЭП на каждую точку продажи.
С 2016 года легальное производство водки в России выросло на 15%. Эксперты и участники рынка считают, что это произошло благодаря введению ЕГАИС, зачистке рынка и повышению акциза.
Позже власти стали распространять подобные системы и на другие отрасли, где велик теневой оборот продукции. Например, появилась «ЕГАИС Лес». Следующие на очереди — производители табачной продукции.
ЕГАИС
ЕГАИС — единая государственная автоматизированная информационная система.
Что такое ЕГАИС для розницы и зачем это нужно? Фактически, с помощью этой системы государство намерено контролировать производство и движение всего алкоголя по стране. Дело в том, что, как показывает статистика, около 30 процентов алкоголя в России произведено незаконно. Это значит, что контрафактной является примерно каждая третья бутылка спиртного на прилавке.
При такой ситуации контроль — дело, конечно, нужное, но для предпринимателей это очередной стресс. Без паники! Мы подробно и обстоятельно расскажем все, что вам необходимо знать про то, как работает ЕГАИС в рознице с 1 января 2016 года: как подключаться, когда подключаться и что сделать, чтобы подключиться. Ответим на возникающие у многих предпринимателей вопросы, например, нужен ли ЕГАИС для продажи пива. И кроме того, предложим решение, которое значительно облегчит вам жизнь с ЕГАИС в рознице.
Итак, факты. Если у вас розничный магазин на территории России, то имейте в виду, что с 1 января 2016 года вам нужно передавать информацию в ЕГАИС о закупках любого алкоголя, даже если вы торгуете в розницу только пивом. А в июле того же года вступило в силу требование об отчете о розничных продажах. Через систему должна проходить каждая единица товара. Об этом говорится в Федеральном законе № 182-ФЗ с длинным названием «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Более того, согласно обновленной редакции закона 171-ФЗ с 31 марта 2017 года торговля алкогольной продукцией и реализация ее через общепит может вестись только с применением контрольно-кассовой техники. Это касается и пива, а также других слабоалкогольных напитков. На практике это значит, что вы автоматически лишаетесь отсрочки до июля 2018 года по введению онлайн-касс. Даже если вы ИП на ЕНВД или патенте, но при этом торгуете любым алкоголем, то ККТ вам надо применять уже сейчас.
Как работает ЕГАИС в рознице
Поставка
Работа с ЕГАИС в рознице для вас начнется с получения поставки. Получив алкоголь от поставщика, вы должны будете сверить реальное количество бутылок с бумажной и электронной накладной. Как подтвердить факт закупки в ЕГАИС? Электронный документ должен поступить из информационной системы на ваш компьютер с установленной товароучетной программой с поддержкой ЕГАИС. Если данные сойдутся, вы принимаете накладную от поставщика и подтверждаете факт закупки в ЕГАИС. Если нет или если марки на каких-либо товарах повреждены — вы можете либо полностью отклонить накладную, либо оформить акт расхождений.
Допустим, что все сошлось и подтверждение факта закупки в ЕГАИС состоялось. Теперь необходимо загрузить информацию о товарах в кассовую программу, которая также должна быть установлена в рознице в соответствии с требованиями ЕГАИС.
Предполагается, что на каждой бутылке с алкоголем есть специальная марка, на которую нанесен двумерный штрихкод Micro PDF417. В нем зашифрована информация о производителе и лицензии, а также другие характеристики продукта.
Продажа
Итак, бутылки с алкоголем расставлены по полкам, и торговля начинается. Покупатель выбрал нужный товар и готов расплатиться. Кассир считывает информацию со штрихкода бутылки с помощью 2D-сканера, и товар добавляется в чек. Одновременно кассовая программа генерирует xml-файл и отправляет его в Универсальный Транспортный Модуль. Это приложение, которое обменивается данными с сервером Росалкогольрегулирования. Там формируется квитанция с цифровой подписью магазина и штрихкодом, которая «улетает» в кассу, и только после этого чек закрывается. Таким образом продажа каждой бутылки или коробки алкоголя должна фиксироваться в онлайн-режиме в системе ЕГАИС в розничной торговле с 2016 года.
После продажи
Вместе с купленным товаром покупатель получает от кассира чек, но не обычный, а с двумерным штрихкодом. Этот код подтверждает, что факт продажи зафиксирован в ЕГАИС. При этом код на чеке будет один вне зависимости от количества купленного спиртного. Теперь покупатель может сам проверить подлинность алкоголя, считав этот код с помощью мобильного телефона. Для этого ему надо установить мобильное приложение «АнтиКонтрафакт Алко» от Росалкогольрегулирования. С введением онлайн-касс при покупке спиртного на чеке будет уже два QR-кода: один — сгенерированный ККТ для чека в целом, второй — на алкоголь из ЕГАИС.
Впрочем, если все работает правильно, то в проверке штрихкода покупателем, теоретически, нет смысла. Когда код не считывается сканером на кассе, система фиксирует попытку продажи контрафактного алкоголя, и блокирует ее. Вот, что такое в идеале ЕГАИС для розницы.
Если произошел сбой
Если интернет в магазине внезапно отключится, торговлю алкоголем можно некоторое время продолжать. Программа для ЕГАИС сохранит данные о каждой продаже. И как только сеть снова заработает, ПО передаст данные в РАР. При этом чеки покупателям будут закрываться. Система ЕГАИС в розничной торговле в 2017 году предполагает, что работать в таком режиме можно не более трех дней. Если в течение этого времени поломка не будет устранена, то продажу алкоголя придется приостановить.
— Нужно ли при приеме товара сканировать каждую бутылку?
— При приеме вообще нет необходимости сканировать товар. Приемка и работа с поставщиками ведется в рамках электронного документооборота в ЕГАИС, партиями по объемным показателям.
— Как перемещать остатки между магазинами?
— На этот вопрос сложно ответить однозначно. Согласно официальной позиции ФС РАР, перемещения между обособленными подразделениями, а также с центрального склада или офиса возможны только при наличии оптовой лицензии. Но с технической точки зрения УТМ позволяет оформлять накладные на перемещения.
— Отменят ли алкодекларирование?
— До 2018 года декларирование остается. В 2018 году, когда ЕГАИС заработает на всех предприятиях, осуществляющих оборот алкогольной продукции, декларации будут отменены.
Сроки подключения к ЕГАИС
— Что делать с остатками, приобретёнными до 1 января 2016 года?
— Их нет необходимости ставить на баланс. Можно продавать. Но если потребуется оформить накладную на возврат поставщику или провести списание, данные операции нужно будет проводить только через ЕГАИС, а для этого сначала поставить такую продукцию на баланс, используя документ Акт постановки на баланс в ЕГАИС.
Продажа пива в 2016 году — новые правила
Индивидуальные предприниматели, продающие пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху, по новым правилам с 2016 года также должны передавать информацию о закупке слабоалкогольных напитков в ЕГАИС. Так же, как и большинство представителей алкогольной розницы, делать это они обязаны с 1 января. Фиксацию продаж пива в 2016 году новые правила не предусматривают. Подробнее про ЕГАИС для пива >>
Нужен ли ЕГАИС в общепите
Судя по разъяснениям официальных инстанций, ответ на вопрос, нужен ли ЕГАИС в общепите, следующий. Предприятиям общественного питания, осуществляющим продажу алкоголя, необходимо фиксировать в системе ЕГАИС его закупку. Фиксацию продаж в ЕГАИС для кафе и ресторанов закон не предусматривает. Подробнее про ЕГАИС в общепите >>
— Если мы ИП и торгуем только пивом, нужен ли нам сканер?
— Сканер вам не нужен. Принтер ЕНВД — на ваше усмотрение. Если вы освобождены от применения ККТ.
— Нужен ли сканер для небольшого кафе-бара?
— Если вы хотите подключится к ЕГАИС в части отражения продаж по крепкому алкоголю на добровольной основе, то да, нужен.
— Каковы плюсы добровольного подключения к ЕГАИС организации общепита?
— Плюс в том, что, если вы отправляете данные о продажах в ЕГАИС, можно забыть про журнал учета розничных продаж. Он будет автоматически заполнятся и формироваться в вашем личном кабинете.
Кому не надо подключаться к ЕГАИС?
Для начала перечислим тех, кто освобожден от ЕГАИС временно.
А теперь о тех, кому не надо подключаться к ЕГАИС совсем. На это имеют право:
— Крым имеет отсрочку согласно 182-ФЗ, но если организация с материка закупает продукцию у компании в Крыму, она должна фиксировать закупку в ЕГАИС?
— Да, необходимо фиксировать такую закупку.
— Как подтверждать накладные поставщику в сельском поселении, где интернет в магазине может пропасть более, чем на 3 дня?
— Для поселений установлены максимальные сроки подтверждения накладных поставщику — 7 дней. За это время можно найти точку, где есть интернет (например, почтовое отделение) и подтвердить накладные там.
Фактически закона о легальной интернет-торговле алкоголем пока просто нет. Но в Росалкогольрегулировании говорят, что этот вопрос стоит на повестке дня. Предполагается, что в законодательстве, регламентирующем эти процессы, будут прописаны ограничения по возрасту покупателей и по времени продаж.
Журнал учета розничной продажи алкогольной продукции
Ведение такого журнала тоже стало необходимостью с 1 января 2016 года. В нем фиксируются номер, дата розничной продажи, штрихкод, наименование продукции, код вида продукции, емкость в литрах и количество. Данные о поставках алкоголя в журнале не отображаются. Форма его ведения утверждена приказом Росалкогольрегулирования №164 от 19.06.2015.
Документ можно вести как в бумажном, так и в электронном виде. При условии подключения к ЕГАИС требования к ведению журнала будут считаться выполненными. Однако тут есть тонкий момент. Фиксация розничных продаж алкоголя в ЕГАИС стала обязательной только 1 июля 2016 года, а журнал необходимо было вести уже с 1 января. Соответственно, полгода приходилось фиксировать в нем продажи отдельно.
— Как заносить данные в журнал учета при торговле алкоголем в розлив?
— При торговле алкоголем в розлив данные в журнал заносятся при вскрытии тары. Заносится вес и объем тары полностью.
— Требуется ли ведение журнала учета в Крыму с 1 января 2016 года или есть отсрочка?
— Да, требуется с 1 января 2016 года.
— Как вести записи в журнале, если ООО продает и алкогольную продукцию, и пиво?
— Если организация одна, вы должны записывать все в один журнал. Журнал ведется по каждому юридическому лицу отдельно.
Заполнение журнала — обязанность всех организаций, которые занимаются оборотом алкоголя, а также индивидуальных предпринимателей, продающих пиво и другие слабоалкогольные напитки. При этом ИП, которым не обязательно информировать ЕГАИС о продажах, надо будет отображать их в журнале. По каждой торговой точке необходимо вести отдельный журнал.
Данные из журнала будут нужны для ежеквартального заполнения деклараций.
Ответственность за неподключение к ЕГАИС
Аналогичная ответственность после 1 июля 2016 года наступила и для тех предпринимателей, которые к ЕГАИС подключились, а товар не сканируют. Если это не осознанное нарушение, то так может случиться в результате поставки в магазин товара с поврежденными марками и испорченными штрихкодами. Информация просто не считается и, когда такой товар будет продан, это может быть расценено только как незаконный оборот алкогольной продукции. Поэтому каждому предпринимателю, имеющему дело с продажей алкоголя, стоило позаботиться о том, чтобы распродать товар с поврежденными марками до июля.
Добавим, что, как заявили в Росалкогольрегулировании, до 20 апреля 2016 года поставщиков и розничных продавцов при обнаружении каких-либо проблем с ЕГАИС обещали не наказывать.
К 20 апреля были сданы декларации за 1 квартал 2016 года, и регулирующий орган смог сравнить информацию, отраженную в декларациях, с теми объемами, которые проходили через ЕГАИС. И тогда у поставщиков и продавцов, которые не обеспечили к этому сроку нормальное функционирование системы, могли быть проблемы — к ним были применены меры, предусмотренные законодательством, вплоть до лишения лицензии.
ЕГАИС отложат до 2018 года?
Этот вопрос встречается среди представителей алкогольной розницы довольно часто. Скорее всего, он возник на почве выступлений на эту тему организации «Опора России» в СМИ. «Опора России» обращалась к властям с предложением отложить необходимость подключения к ЕГАИС до 1 июля 2018 года. Однако закон официально вступил в силу 1 января 2016-го.