Как правильно пишется: замочек или замочик? Почему, какое правило?
В слове Замочек мы встречаем простой уменьшительный суффикс ЕК, который может также принимать форму ИК.
Эти суффиксы при письме часто путают между собой, хотя существует простое правило, которое регламентирует выбор гласной буквы в этих суффиксах. Если поставить существительное Замочек, или любое другое, в родительный падеж, то мы увидим, что гласная из суффикса выпала: нет замочка. Беглой может быть гласная Е, но гласная И беглой не бывает и не только в суффиксах. Отсюда вывод, раз гласная выпадает, то это гласная Е.
Это правило можно использовать для любых слов, в которых имеется подобные безударные суффиксы.
Здесь правило довольно простое: нужно поставить слово «замочек» в форму Родительском падежа. Для суффикса «-чик» в Род.п. буква «и» в суффиксе останется, например:
А если в Родительском падеже в суффиксе вообще нет гласных («-чк-«), то в Именительном падеже пишем «-чек»:
Вот такое нехитрое правило.
Посмотрите замечательный мультфильм «В стране невыученных уроков». Там прекрасно преподносится это правило, запоминаешь на всю жизнь.
На этот счёт есть правило: если в родительном форме падежа гласная отсутствует, то пишут «е», если остаётся на месте, то пишут «и».
Обязательно перед уходом проверь замочек.
Чтобы определить, какая гласная должна быть в слове, а конкретно в суффиксе слова, нам нужно сделать простое задание: просклонять это слово и посмотреть, как себя ведет эта гласная.
Мы можем наблюдать, что гласная в суффиксе исчезла.
В таком случае делаем вывод, что нужно писать Е, иначе, если бы гласная осталась на месте, писали бы И (как в слове кирпичИк).
Правильно: замочек.
Пример предложения со словом «замочек»: маленький навесной замочек весел на входной двери.
В данном случае нам нужно воспользоваться правилом для написания уменьшительно-ласкат ельных существительных, которые образовываются посредством добавления суффиксов «ек», «ик».
Так вот суть правила такова: если при постановке существительного в родительный падеж гласная «убегает», то пишем «е», а если гласная остаётся на месте, то напишем «и». В нашем случае нужно писать «замочек», так как в родительном падеже пишем «замочка».
Для того, чтобы проверить правописание суффиксов «ик», «ек» в слове, нужно поставить слово в форму родительного падежа.
В том случае, если гласная сохраняется, то пишется «ик», если мы «теряем» гласную, тогда «ек».
Данное слово является прилагательным, в предложении его можно написать по-разному, это зависит от строения предложения.
Можно применить следующее правило:
«Не» стоит писать с прилагательными слитно, если в предложении нет противопоставления (нет союза «а»), а к самому слову можно подобрать синонимы и заменить его ими.
Если в предложении противопоставление имеется, то «не» стоит писать отдельно. Если имеются слова, усиливающие отрицание, «не» с прилагательным также стоит писать раздельно. Примеры таких слов: «совсем не», «вовсе не», «никак не», «отнюдь не».
Настрой у него был совсем не благожелательный.
Отношение ко мне у Вас вовсе не благожелательное.
**Пример предложения со словом «невразумительный»:* * я только что прочла невразумительный комментарий.
Пример предложения со словами «не вразумительный»: это вовсе не вразумительный ответ.
Чтобы выяснить, нужна ли запятая в предложении «Вчера светило солнце_ и дул ветер», определим, что это сложное предложение, а именно, сложносочиненное. Оно состоит из двух грамматических основ «светило солнце», «дул ветер», соединенных сочинительным союзом и.
Вчера светило солнце_ и вчера дул ветер.
Если в сложносочиненном предложении имеется общий член предложения, общая частица, вводное слово или общая придаточная часть, запятая между простыми предложениями в составе сложносочиненного не ставится.
Приведу аналогичные примеры:
В мозгу людей миры летят_ и государства гибнут.
В такую бурю волк не рыщет_ и медведь не вылезает из берлоги.
По дороге загрохотала телега_ и громко зацокали копыта лошадей.
Правильно: сушить простынЮ.
Однако правильно произносить слово «простынЯ» не всегда просто. В этом существительном ударения во всех формах единственного и множественного числа падает НА ОКОНЧАНИЕ, за исключением И.-В. падежа мн. числа, например: свежие прОстыни, но: нет простынИ, постелю простынЮ, под простынЯми. (Просторечная форма ед. числа И.п. «прОстынь», вероятно, соотносится с формой мн. числа «прОстыни»). Такой тип ударения имеет, к примеру, существительное «слеза», которое можно использовать для проверки.
Особенности склонения слова простынЯ проявляются также в Р.п. мн.числа, в котором используются ДВЕ ФОРМЫ: простЫнь (с основным нулевым окончанием для существительных 1-ого склонения) и более употребительная форма простынЕЙ с вариантным окончанием ЕЙ.
Например: Комплект состоит из наволочек и двух простынЕй. «Ах, если саван мне обещан из двух простЫнь твоих, – войну я подниму средь адских трещин, я нападу на Сатану» (Н. Гумилев).
Это слово всегда пишется слитно и предложениях, чаще всего используется в качестве прилагательного.
Неудержимый поток воды хлынул через брешь в разрушенной плотине, сметая всё на своём пути.
То есть, приставка «не» является неотъемлемой частью слова «неудержимый».
Значение слова «замочек»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Население по переписи 2001 года составляло 727 человек. Занимает площадь 20,40 км². Почтовый индекс — 80344.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
замо́чек I
1. разг. уменьш.-ласк. к замо́к; маленький замо́к
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пандус — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «замочек»
Синонимы к слову «замочек»
Предложения со словом «замочек»
Цитаты из русской классики со словом «замочек»
Сочетаемость слова «замочек»
Каким бывает «замочек»
Понятия, связанные со словом «замочек»
Здесь приведены термины и определения деталей швейных изделий (одежды, головных уборов и бельевых изделий (нательного, постельного и столового белья)).
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «замочек»
– Вот! – Тётя торжественно извлекла на свет божий какую-то коробочку и, щёлкнув замочком, открыла её.
– На одну минуту, – предупредила я и расстегнула замочек. Медлить я не стала. Нельзя, чтобы эти гадюки видели, каких трудов мне стоит сопротивляться.
Такой, с золотым замочком посредине – он прикреплён к бархату четырьмя гвоздиками.
Синонимы к слову «замочек»
Ассоциации к слову «замочек»
Сочетаемость слова «замочек»
Каким бывает «замочек»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Ключик. замочек. ик или ек?
Урок русского языка
3-й класс
Цели. Ознакомить с суффиксами -ек, -ик, со способом действия при выборе суффиксов -ек,
-ик; повторить и закрепить знания о составе слова.
Оборудование. Учебник «Русский язык», 3-й класс, ч. 1 (авт. Л.М. Зеленина и др. М.: Просвещение, 2003); рисунки для словарной работы и выведения правила; карточки со словами; телевизор, видеомагнитофон, мультфильм «В стране невыученных уроков».
I. Организационный момент
II. Словарно-орфографическая работа
Учитель. Первый этап нашего урока – традиционный. Это словарно-орфографическая работа. Мы ее проводим для того, чтобы писать и говорить правильно, не делать ошибок в словарных словах. Внимание на доску:
– Вставьте недостающую букву, и вы прочитаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.
Какое вы прочитали слово? В чем секрет чтения?
Дети. Это слово «яблоко». Оно читается против хода часовой стрелки.
У. Что такое яблоко?
Д. Яблоко – это плод дерева яблони.
У. О многообразии слова «яблоко» расскажет.
Рассказывает подготовленный ученик.
Д. Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы. Например, тело глаза – глазное яблоко; сердцевина в мишени для стрельбы в цель – яблочко («попасть в яблочко»); рукоятка меча – яблоко; кадык – адамово яблоко; символ императорской власти – державное яблоко.
Многообразие значений слова «яблоко» объясняется тем, что яблоко – один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях XI века. Существует мнение, что слово «яблоко» в древнерусском языке означало «шар».
У. Найдите словарное слово «яблоко» в учебнике на с. 152, напишите его, поставьте ударение, подчеркните и запомните непроверяемую безударную гласную (яблоко).
Найдите среди записей на доске пословицу и фразеологические обороты.
1. Яблоку негде упасть
2. Яблоко раздора
3. Конь в яблоках
4. Как румяное яблочко
5. Яблоко от яблони недалеко падает
Так говорят о лошади, если у нее шерсть с темными круглыми пятнами
Очень красивое
Это то, что приводит к ссоре
Тесно
Д. Пословица записана под номером 5, остальные словосочетания являются фразеологическими оборотами.
У. Объясните смысл пословицы.
Д. Так говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери.
У. Соедините стрелками фразеологизмы с объяснением их смысла.
Ученики по одному выходят к доске и выполняют задание.
– А теперь вспомните все, что мы сказали о яблоке, пофантазируйте и предложите картинки-ассоциации, которые нам помогут в запоминании правильного написания слова «яблоко».
Выслушиваются предложения детей. Учитель предлагает свои варианты.
– Посмотрите на картинки-помощницы и «сфотографируйте» их глазками на память.
Дети выполняют задание.
– Молодцы! Я думаю, что теперь вы не сделаете ошибку в слове «яблоко».
III. Сообщение темы урока
У. Сейчас мы проанализируем с вами два слова и выясним, нужно ли какое-то правило для их написания или нет.
– Запишите эти слова.
– Какие корни в словах ключик, замочек?
У. Выделите в каждом слове суффикс и укажите, ударный или безударный гласный звук в нем.
Д. -ик, -ек. В суффиксе -ик – безударный гласный звук, в суффиксе -ек – тоже безударный.
У. Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса с его обозначением на письме?
Д. В слове «ключик» – совпадает, а в слове «замочек» – расходится.
У. Сделайте вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах -ек,
-ик?
Д. Гласные в суффиксах -ек, -ик надо проверять.
У. Молодцы! Вы правильно сделали вывод. Тема нашего урока: «Правописание суффиксов
-ек,-ик«.
IV. Знакомство с новым материалом
У. Чтобы «попасть в яблочко», то есть достигнуть цели урока, можно идти разными путями. Путь 1: взять готовое правило. Путь 2: самим изобрести это правило.
– Каким путем мы пойдем и почему?
Д. Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его.
У. Хорошо. Итак, мы сами изобретаем правило.
Посмотрите внимательно на данный ряд существительных.
На доске в один ряд прикреплены карточки со словами:
– На какие две группы можно разделить эти слова?
Д. На существительные в единственном и множественном числе.
Дети по одному выходят к доске и располагают карточки в два столбика.
кузнеч. к
сыноч. к
мяч. к
ореш. к
кузнечики
сыночки
мячики
орешки
– Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете? Для этого проанализируйте слова второго столбика. Что интересного вы заметили?
Д. Я думаю, что если при изменении формы слова гласный и остается, то его и надо писать в суффиксе -ик. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать -ек.
Подтвердить наше научное предположение поможет мультфильм, снятый по книге Лии Гераскиной. «В стране невыученных уроков». Вспомните, как Виктор Перестукин при помощи «ключика» открыл «замочек».
Д. Это было единственное правило, которое знал Витя. Если при склонении слова – изменении по падежам – гласный выпадает, то пишется
-ек, а если не выпадает, пишется -ик.
У. Посмотрим фрагмент мультфильма.
У Вити было слово-помощник «нет»: замочек – (нет) замочка; ключик – (нет) ключика.
Учитель прикрепляет на доску рисунки 7–8.
– Прочитайте правило в учебнике на с. 154 и сравните с нашим выводом.
Дети читают текст упражнения 108.
Верно ли мы с вами сформулировали правило?
У. Послушайте сказку, которая поможет запомнить это правило.
Читает подготовленный ученик.
Д. В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс -ик был прилежным учеником, а его друг, суффикс -ек, был самым настоящим прогульщиком – вернее, К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс -тель, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе -ек. И сейчас, когда мы начинаем склонять слова с суффиксом -ек, гласный Е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: платочек – платочка – платочку.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление нового материала
У. Еще раз прочитайте внимательно правило в учебнике. «Свернем» его в инструкцию, алгоритм – предписание наших действий.
Дети с учителем составляют алгоритм написания суффиксов -ек, -ик и записывают его на доске и в тетрадях.
Алгоритм правописания гласных в суффиксах -ек, -ик
У. Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного нами правила, выполним упражнение 109.
Упражнение выполняется с комментированием.
VII. Итог урока
У. Доскажите слова по алгоритму.
Если при изменении формы слова существительного с суффиксом -ек гласный выпадает, то в суффиксе пишется.
У. В суффиксе -ик пишем букву и, если.
Д. При изменении формы слова гласный не выпадает.
У. Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание суффиксов -ек, -ик.
Слово «замок»: вариации постановки ударения, все 3 значения, грамматика
Вопрос постановки ударения в данном слове неоднозначный, так как лексема «замок» обозначает одновременно три слова. Причём в двух из них ударные позиции совпадают, но принадлежат они к различным частям речи и, соответственно, значения их совсем разные. В общем, правила постановки ударения для «замок» таковы:
Далее – подробнее о значениях слов, пишущихся как «замок».
«замо́к» – существительное: запор, затвор, захват
Слово «замо́к» с ударением на второй слог «-мок», на «о», употребляется в следующих значениях (см. также рис.):
Запорные замки́ различных систем, врезные, накладные и навесные
«Изобретатель транзистора Джеймс Бардин опоздал на вручение ему Нобелевской премии потому, что испортился транзисторный кодовый замо́к его гаража».
Частичные синонимы в данном значении «запор», «затвор».
«Скорую зачем вызывали? – Замо́к цепочки вцепился в кожу на шее и не отпускает, помогите, пожалуйста!»
В этом значении ещё синоним «замочек»; частичные «заколка», «запор», «затвор», «защипка»; специальные «аграф» (заколка в виде броши), «карабин» (застёжка без комплектной ответной части, цепляемая за трос, проволоку, петлю или проушину), «клипса» (защипка серьги, носимой без прокалывания мочки уха), «пряжка» (застёжка для пояса или ремня), «фибула» (разъёмная заколка, состоящая из булавки и кольцеобразного либо подковообразного седла для неё).
«Замо́к железобетонных плит перекрытия состоит из продольного гребня (зуба) на одной из длинных узких сторон плиты и соответствующей ему впадины (ложбины) на противоположной».
Замко́вые соединения в плотницком деле, строительстве и механике
Здесь синоним «ключ», а также специальные термины: «в зуб», «в ласточкин хвост», «в шип», и др. (поз. 1 – 3 на рис.). Частичный синоним « стык».
«Замо́к свода не только его ключевой несущий, но и важный декоративный элемент».
Здесь синоним «ключ»; другие синонимичные термины «замыкающий блок », «ключевой камень».
«Как мне подтянуть новую цепь на велосипеде? Подвижкой колеса не получается. – Найди на ней замо́к, расцепи его и убери лишние звенья».
Синоним также «ключ»; частичные «разъём», «стык».
«У вас найдётся оружейный замо́к на “Зубр” под английский ключ?»
Синоним «запор»; синонимичный термин «блокиратор спуска».
Замки́ – предохранительные устройства и старинные оружейные запальные
Цельная резиновая уключина – замо́к
«Разведка доносит, что их втрое больше нашего. – А мы возьмём их в замо́к вот здесь, в дефиле, и тогда им останется только отступить или полечь под нашим огнём».
«за́мок», существительное: капитальная постройка
Слово «за́мок» с ударением на «а» называет уже совсем иной предмет – прочное капитальное сооружение или комплекс строений, как правило, служащее (служащий) одновременно жильём и укреплённым пунктом. Употребляется в двух значениях (см. также рис.):
«Самурайский за́мок в Японии строился обычно без двора и окружающих его стен, но на высоком постаменте с крутыми откосами» (см. рис. справа).
Синоним «крепость»; частичные «особняк», «подворье».
«Павел Первый, ненавидевший свою бабку Екатерину Вторую, оставил Екатерининский дворец и переселился в специально выстроенный для него Инженерный за́мок».
Синоним «дворец»; другие частичные те же.
«замо́к» – глагол
Слово «замо́к» с ударением на «о» это также инфинитивный (безличный, неопределённый) непереходный глагол «замокнуть» 1-го спряжения совершенного вида в единственном числе прошедшего времени изъявительного наклонения 1-го, 2-го и 3-го лиц («я замо́к», «ты замо́к», «он замо́к»). Обозначает следующие действия:
«Что за несчастье! Вернулись из отпуска, глядь по квартире – а в ванной потолок замо́к!»; «Хороших огурцов в этом году не ждём: огород напрочь замо́к от дождей как раз, когда они цвели».
Частичные синонимы «вымок», «намок», «отмок», «раскис».
«Коврик уже достаточно замо́к, пора стирать».
Частичные синонимы «вымок», «намок», «откис».
Грамматика
«замок» – неодушевлённое имя существительное мужского рода 2-го склонения в школьной традиции (I академического). Состоит из одного лишь корня. Используется в двух вариантах ударной позиции в зависимости от того, какой род предметов обозначает. Постановка ударения и разделение переносами за́-мок (строение, жилой и оборонительный комплекс) и за-мо́к (запорное устройство или прочный захват); в рукописях при нехватке места в строке допустимо переносить за́м-ок, но не зам-о́к – неверно, увод ударного слога в нижнюю строку резко снижает внятность слова и читаемость всего абзаца с ним.
Падежные формы с ударением на «-мок»:
То же, с ударением на «за-»:
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог