«Кириешки» со вкусом крокодила
Крупнейший российский производитель сухариков и натуральных закусок новосибирская компания «Сибирский берег» за шесть лет завоевала пятую часть российского и треть московского рынка снеков, обогнав прежнего лидера – американскую Fritolay. Недавно компания начала поставлять свою продукцию в Чехию и Германию, организовала производство в Австралии и стала совладельцем китайской фабрики по производству закусок из морепродуктов. О том, как приучить иностранцев к российским снекам, корреспонденту «Ко» рассказывает генеральный директор «Сибирского берега» Александр Ладан.
Генеральный директор компании «Сибирский берег» Александр Ладан вместе со своими партнерами обратил внимание на продовольственный сектор сразу после кризиса 1998 года. Отечественных продуктов тогда не хватало, а импортные стоили дорого. В одном журнале партнеры прочитали, что петербургские банкиры, разорившиеся в 1998 году, начали в буквальном смысле «сушить сухари» и зарабатывать на этом хорошие деньги. Тогда сибиряки выкупили у «питерских» технологии и право на использование их марки «Кириешки». Пробная партия сухариков, как говорится, «пошла», и тогда было решено запустить производство «Кириешек» на родине предпринимателей, в Новосибирске. Кстати сказать, название «Кириешки» никак не связано с фамилией одного из российских премьер-министров ельцинского «призыва», как утверждает распространенная легенда. Оно происходит от слова «Кириши» – так называется место под Санкт-Петербургом.
Поначалу руководители «Сибирского берега» размышляли в стиле «крепких хозяйственников»: сделаем хороший продукт, и он будет сам собой продаваться. Однако быстро выяснилось, что само собой в постсоветской России ничего не продается. Для этого нужно выстраивать систему сбыта и целенаправленно заниматься маркетингом. И правда, после того как «Сибирский берег» начал давать рекламу и нанял на работу хороших продавцов, эффект не заставил себя ждать. Сначала компания покорила местный новосибирский рынок, потом Сибирский регион, а затем и другие города России и стран СНГ. Сейчас она выходит на мировой рынок.
– Чем, по-вашему, отличается российский рынок снеков от западного?
– Во всех странах люди больше всего любят чипсы, на долю которых приходится 60% мирового рынка снеков. Также за рубежом популярны орехи и экструзия (запеченные снеки, например, соломка). На Западе, например, совсем не едят сухарики и сушеные морепродукты. Сухари там принято добавлять в супы и салаты, а потому к «закускам» их не относят. Российский же рынок снеков четко делится на четыре сегмента. У нас одинаково любят и чипсы, и сухарики, и орехи, а к пиву предпочитают сушеные морепродукты.
Другое отличие заключается в том, что на Западе любят снеки со вкусом уксуса и креветочного коктейля. В России они не прижились. У нас продавались импортные чипсы с привкусом уксуса, но они не пользовались спросом. Впрочем, предпочтения соотечественников меняются. В нашей стране неплохо продаются снеки со вкусом салями, которые также популярны на Западе. Вообще, в России культура потребления снеков пока еще не сформировалась окончательно. Каждый житель Западной Европы в среднем съедает по 10 кг снеков в год. В России, по нашим оценкам, этот показатель составляет 1,5 кг. У нас никогда не будут съедать снеков столько, сколько на Западе, где их употребляют даже в качестве гарнира. Думаю, в течение семи лет потребление в России может увеличиться до 3 кг, то есть достигнуть уровня Восточной Европы. Здесь же люди предпочитают полноценный обед и снеками его никогда не заменят. Мы считаем, что в нашей стране структура потребления снеков сильно не изменится.
– В каких странах представлена ваша продукция?
– Во всех республиках бывшего СССР. Кроме того, недавно мы вышли на рынки Чехии и Германии. В Чехии наши сухари продаются в супермаркетах международных розничных сетей. Как показал опыт первых продаж, отторжения наш продукт не вызывает. Завоюют ли российские сухари сердца чешских любителей снеков, зависит от нашей активности на рынке.
– Как же вам удается продавать свою продукцию на Западе, если там не принято есть соленые сухарики?
– Планируете ли вы экспортировать снеки в другие страны?
– Возможно, будем экспортировать чипсы в азиатские страны. Там этот снековый сегмент быстро растет.
– В настоящее время вы налаживаете производство в Австралии. Почему выбрали именно эту страну?
Для нас важно, что в этой стране две крупнейшие торговые сети занимают 90% розничного рынка. Это несколько упрощает нам задачи по логистике и дистрибуции. Другой положительный момент: из Австралии до Англии рукой подать, эти страны неразрывно связаны. А рынок Великобритании для нас очень интересен, ведь он является вторым по величине рынком снеков после США.
– Австралийский продукт будет сильно отличаться от российского?
– Этой осенью вы приобрели акции китайского предприятия «Фусинкан». Не проще ли было и дальше работать по аутсорсингу?
– На этом заводе мы уже два года производим сушеные морепродукты. Это удобно: рыба вылавливается недалеко от берегов Китая, потом перерабатывается в Поднебесной, а затем завозится в Россию. По той же схеме работают наши конкуренты – «Дальпико» и «Бриджтаун Фудс». Однако у нас есть стратегический интерес к азиатским рынкам, а потому мы хотим использовать наше китайское производство в качестве плацдарма для их изучения. Ведь на этих рынках очень сложно работать, когда приходишь со стороны. Нам надо понять, по каким законам строится азиатский бизнес. Мы хотим попробовать совместить наш опыт с китайским, проверить, сможем ли мы применить в этой стране свои управленческие технологии.
– Сколько вы вложили в китайское предприятие?
– Мы инвестировали в «Фусинкан» несколько миллионов долларов, получив 40% акций компании.
– Приобрести полный контроль над предприятием не планируете?
– Сорок процентов – это больше, чем блокирующий пакет. Такого количества акций достаточно для того, чтобы влиять на принятие решений. Мы работаем и анализируем результаты нашего сотрудничества с китайской стороной. Шаги по дальнейшему инвестированию будут зависеть от результатов. Пока мы еще не определились окончательно, где выгоднее производить рыбную закуску. Возможно, практика покажет, что лучше организовать производство в России. Сейчас мы как раз проводим расчеты: не будет ли более целесообразно ввозить в Россию не готовый товар, а рыбу и морепродукты?
– Как вам удалось отвоевать 30% московского рынка? Все-таки москвичи куда более избалованные потребители, чем сибиряки.
– Осваивать московский рынок наша компания начала в 2002 году. Сегодня от ближайшего конкурента – компании «Бриджтаун» – нас отделяют всего 15%. Хотя «Три корочки» (бренд «Бриджтауна». – Прим. «Ко») появились на московском рынке гораздо раньше, наш разрыв за три последние года существенно сократился. Нас спасло терпение. Завоевать московский рынок можно только кропотливой работой. Это наиболее высоко конкурентный регион: здесь много импортных продуктов и самые привередливые покупатели, многие из которых часто бывают за границей. Москвичей очень трудно чем-то «зацепить». И пока у руля не встали профессионалы, у нас ничего не получалось.
На московский рынок вообще можно выходить только тогда, когда имеешь финансовый запас и положение компании в регионах стабильно. В столице необходим агрессивный маркетинг. Поэтому очень много внимания мы уделяли рекламе. Для каждого сегмента снеков разработали свою рекламную стратегию. Морепродукты мы позиционируем как закуску к пиву для мужчин, наша марка BEERka выступает спонсором спортивных соревнований. Сухарики и чипсы – это продукт для всех, они рекламируются на федеральных телеканалах.
– Обычно для компаний, работающих в масштабе всей страны, не говоря уже о международных, головная боль – это отлаживание дистрибуторской сети. Как с этим обстоят дела у вас?
– У нас комбинированная сбытовая сеть. Часть товара мы реализуем через дистрибуторов, а часть – путем прямых продаж. Собственная торговая сеть – главное, что отличает нас от конкурентов. В нашей структуре 12 удаленных офисов, которые работают с местными дистрибуторами. В стране нет федерального дистрибутора, который мог бы в одиночку охватить 360 000 торговых точек по всей России. Мы рассматриваем локальные офисы как свое конкурентное преимущество, потому что они дают нам возможность оперативно реагировать на запросы потребителей. Если, например, в Ростове лучше продаются сухарики со вкусом маринованных огурцов, значит, в эту область мы отправляем их больше, не меняя соотношение в поставках в другие регионы, где к маринованным огурцам относятся без особой страсти.
– Продукция «Сибирского берега» в России представлена во всех четырех снековых сегментах: сухарики, чипсы, орехи и сушеные фрукты и натуральные закуски к пиву. Какие изменения за последнее время претерпел ваш продуктовый портфель?
– Потребитель с каждым годом становится все более разборчивым. Поэтому мы постоянно вводим в ассортимент сухарики с новыми вкусами, изготавливаем наши натуральные закуски из новых видов рыбы и мяса, меняем упаковку. Сегодня покупатели все больше предпочитают супермаркеты обычным магазинам, а там хорошо продаются большие упаковки.
Орехи и фрукты – новый и очень перспективный для нас сегмент. Доходы людей увеличиваются, а значит, растут и продажи более дорогих продуктов. Так, например, спросом стали пользоваться дорогие орехи наподобие кешью. В настоящий момент мы разрабатываем «Кириешки – VIP ». Они появятся в широкой продаже в начале следующего года. Это сухарики с новой формой, улучшенной упаковкой и «двойным» вкусом. Сильно изменились предпочтения покупателей в СНГ. Во многих странах появляется интерес к национальной кухне. Особенно заметна эта тенденция на Украине, где стали лучше продаваться продукты со вкусом сала с чесноком. В Казахстане спросом пользуются сухарики с привкусом баранины.
– Раз уж российский покупатель переходит на более дорогие и интересные продукты, не планируете выпускать что-нибудь экзотическое?
Резюме Александра Ладана
Образование: Новосибирский государственный университет, специальности «Прикладная математика и информатика» и «Экономика»
1999 – настоящее время: генеральный директор компании «Сибирский берег»
Хобби: хорошая кухня; владеет рестораном «Классика» в Новосибирске
Личная информация: женат, имеет дочь и сына
Что такое «Сибирский берег»
Год основания: 1999
Дополнительная информация: в 2005 году компания заняла второе место в бизнес-игре газеты «Ведомости» среди крупнейших компаний России. Продукты компании получили в этом году «Золотую звезду» премии «Товар года», звания «Продукт года» и «Бренд года».
Крупнейшие в России производители снеков
«Кириешкам» 10 лет!
Есть бренды, которыми сибиряки гордятся по праву. Один из них — «Сибирский Берег» — ведущий производитель снеков в России и странах СНГ, выпускающий популярные сухарики, чипсы, орешки, семечки и закуски из морепродуктов. За первые десять лет истории компания сумела успешно преодолеть не один возрастной кризис, вынося из каждого бесценный опыт. Сегодня это эффективная и финансово устойчивая компания, нацеленная на инновации. Здесь умеют использовать переломные моменты развития как возможность выхода на качественно новый уровень. Главное — понять приоритетные задачи каждого этапа и выработать адекватную стратегию.
Завоевание рынка
Первый этап развития компании можно назвать предпринимательским. Тогда, в 1999 году, выпускники Новосибирского государственного университета, создавая компанию «Сибирский Берег», выкупили торговую марку и технологию создания сухариков «Кириешки» у санкт-петербургского ООО «Гранд». Вскоре была выпущена и первая партия продукции. Несмотря на то что соленые сухарики неплохо продавались в Москве и Санкт-Петербурге, сибирский рынок оказался еще совершенно не готовым к этому продукту. О сухариках как закуске ничего не знали ни представители торговли, ни потребители. И главной задачей новосибирских бизнесменов стало изобретение оригинальных и эффективных способов продвижения нового товара в локальные торговые учреждения. Чтобы убедить директоров магазинов и товароведов в хороших перспективах «Кириешек», первые образцы решили раздать им бесплатно, что для молодой компании, развивающейся практически без привлечения заемных средств, было достаточно смелым шагом. Когда директора магазинов распробовали новые сухарики, они остались довольны: «Кириешки» были очень вкусными с первого дня. И хотя сегодня сэмплинг уже стал привычным инструментом маркетинга, десять лет назад это решение было далеко не столь очевидным.
Так «Кириешки» оказались на полках магазинов, но реакция покупателей поначалу была сдержанной. Именно этот момент учредители компании связывают с зарождением функционала маркетинга и рекламы. Сами стали думать, как небольшим бюджетом привлечь большой массив потребителей. Реклама сухариков в массовой тогда в Новосибирске газете «Ва-Банк» сделала «Сибирский Берег» первопроходцами среди продуктовых компаний и позволила ярко выделиться на общем фоне объявлений про окна и такси. Плюс серия нестандартных роликов на радио, что в тот момент тоже было нововведением. Поиск самобытных решений оказался чрезвычайно выгодным: доступная реклама на радио и в газетах гарантировала широкий охват аудитории, и вскоре другие производители продуктов тоже обратили внимание на эти носители. После массированной рекламной кампании в офисе «Сибирского Берега» зазвучали звонки потребителей, жаждущих купить «Кириешки». Это были самые разные люди — от школьников до пенсионеров, потому что реклама была очень разнообразной по содержанию. Для взрослой аудитории предлагались рецепты салатов с сухариками, а молодежи «Кириешки» преподносились как модная закуска и безошибочный способ познакомиться с девушкой. Остальное сделали отличные вкус и качество продукта.
Это был поистине переломный момент в развитии бизнеса, стоявшего в тот момент перед гамлетовским вопросом «быть или не быть». «Мы дали себе последний трехмесячный срок, и за этот период смогли сформировать спрос, а в начале 2000 года уже занялись развитием собственной торговой сети», — вспоминает директор компании Александр Ладан. Так в течение первого года работы «Сибирский Берег» успешно прошел предпринимательский этап развития и уверенно вышел на потребительский рынок с новым товаром.
Взрывной рост производства
Следующие три года — с 2000-го по 2003-й — «Сибирский Берег» посвятил активному увеличению объемов выпуска и развитию производственной базы — классический этап в жизни любой производственно-сбытовой компании. Рынок формировался, и поначалу несмелый спрос превратился в настоящий бум «Кириешек». Около двух лет напряженной работы понадобилось предприятию, чтобы выстроить эффективное производство в нужных масштабах. Развитие шло в трех направлениях. Во-первых, автоматизация производства, так как широко применявшийся на первых этапах ручной труд вскоре стал совершенно невыгоден и практически неуправляем. Во-вторых, безусловно, увеличение масштабов: уже весной 2001 года одновременно в городе Новосибирске функционировало до десяти производств на арендованных площадях. Таким образом была выполнена задача выпуска необходимых объемов сухариков. Кроме Новосибирска, продажи велись через торговые дома в Усть-Каменогорске, Томске, Екатеринбурге, Ростове, Нижнем Новгороде, Самаре, Москве и Минске. «Сибирский Берег» не только основал сухарный сегмент российского снекового рынка, но и занял на нем лидирующие позиции.
Третьим важнейшим направлением стало высокое качество. Решение никогда и ни при каких условиях не жертвовать качеством продукции было принято отчасти интуитивно еще в самом начале работы компании. С тех пор и по сей день «Сибирский Берег» использует только лучшие ингредиенты, вкусовые добавки и упаковку. Эта стратегия — быть лучшими по сравнению с другими производителями — оказалась очень дальновидной и в последующем позволила «Сибирскому Берегу» успешно конкурировать на федеральном уровне. Специфика пищевого бизнеса такова, что любое ухудшение вкуса потребители замечают мгновенно и отворачиваются от продукта. Дорожа доверием покупателей, «Сибирский Берег» в гонке за количеством не поступился качеством и сохранил высокие стандарты. Неслучайно продукция компании — многократный победитель многочисленных отраслевых и федеральных конкурсов и рейтингов. Награды и звания «Товар года», «Продукт года», «Наша марка» — сухарики «Кириешки» собрали полный набор общероссийских первых премий в своих номинациях. А недавно в одном из выпусков передачи «Контрольная закупка» на Первом канале и чипсы FAN от «Сибирского Берега» оказались лучшими по качеству, опередив нескольких достойных конкурентов.
Новая география, новый ассортимент
Итак, к 2003 году наиболее очевидные и доступные рынки были насыщены: «Кириешки» с удовольствием покупали на большей части территории России за исключением, пожалуй, столичных областей. Именно в это время встал вопрос о стратегии дальнейшего территориального роста. На очередной сессии стратегического планирования руководство компании приняло два важных решения, предопределивших ее дальнейшее развитие. В отношении географического присутствия постановили не только продвигаться в центральные регионы России, но и выходить на международный уровень: на Украину, в другие страны СНГ, на Запад.
Второе решение — расширение ассортимента и освоение всех основных снековых сегментов, включая чипсы, морепродукты, орехи и так далее. «Сибирский Берег» сумел укрепиться во всех сегментах снекового рынка благодаря ряду покупок российских и зарубежных производственных предприятий и инвестициям в новые собственные производства. В 2003–2004 годах компания начала выпуск сухарной продукции в подмосковном Павловском Посаде и купила завод по производству картофельных чипсов в Днепропетровске, а в 2005-м — казахстанскую снековую компанию «Болжау» и производство чипсовых пеллет в Торжке Тверской области. В середине 2006 года был приобретен пакет акций китайской компании Yantai Fuxingkang Foodstuff Co. Ltd., специализирующейся на переработке морепродуктов. В 2008-м открыто собственное производство сухариков в Ташкенте.
Территориальная экспансия и расширение ассортимента — достаточно стандартные пути, неоднократно описанные в классических трудах по развитию бизнеса. Но каждое стандартное решение кажется таким лишь на бумаге. В реальности это всегда вызов, необходимость перемен и отказ от привычной парадигмы, что требует определенной смелости как от собственников и руководства бизнеса, так и от всех сотрудников компании. Естественно, разные продукты и территории оказались успешны в разной степени, но в целом стратегия расширения привела к достижению цели — качественному росту компании. Недаром основными корпоративными ценностями «Сибирского Берега» являются нацеленность на результат, профессионализм, ответственность и направленность на развитие.
После периода бурного роста перед «Сибирским Берегом» вполне закономерно встали задачи организационного совершенствования. Примерно к 2006 году была осознана необходимость сделать эффективнее структуру управления, оптимизировать бизнес-процессы, наладить систему корпоративного обучения, осмыслить и формализовать основные элементы корпоративной культуры. Для решения этих задач был создан масштабный проект «Повышение эффективности операционной деятельности компании», который охватывает все уровни работы, так как после создания и внедрения системы повышения эффективности ее нужно постоянно поддерживать и корректировать. Идеология изменений затронула несколько основных аспектов. Была создана более плоская и управляемая оргструктура, трехлетняя модель бюджетного планирования заменена однолетней, внедрена система оплаты труда в зависимости от результатов каждого сотрудника.
Руководитель службы повышения эффективности и стратегии компании «Сибирский Берег» Сергей Белобородов считает, что своевременная реорганизация помогла компании уверенно противостоять финансовому кризису. «В последние полгода потребление сухариков растет независимо от сезона, чипсы также показывают хорошую динамику, а товары премиумного класса зафиксировались на определенных уровнях. Сегодня нам удается удерживать цены на докризисном уровне», — отмечает Сергей Белобородов. Главным продуктом компании остались «Кириешки». Эта вкусная и недорогая закуска популярна и в сытые, и в трудные годы. Ассортиментный портфель пересмотрен, исключены низкомаржинальные продукты, но появляются и новинки. Потребители высоко оценили «Кириешки Бородинские» с полностью натуральной рецептурой на основе ржаного хлеба, в ближайших планах — вывод новой товарной группы сухариков.
Изменился подход к затратам. Планомерно ведутся сокращение издержек и четкая регламентация, особенно в производстве, логистике и продажах. Оптимизирована структура складов, сокращен кредитный портфель, пересмотрены условия договоров с торговыми предприятиями и поставщиками. Однако в компании не экономят на персонале или качестве продуктов. Не произошло серьезных изменений и в отношении производственных активов и территорий продаж. Большая часть сухариков по-прежнему производится в Новосибирске, морепродуктов — в Китае, а чипсов — на Украине, приоритетами в продажах остаются Россия и бывшие страны СНГ. «Наша компания с оптимизмом смотрит в будущее, мы стали сильнее за счет недавних преобразований. Есть ощущение, что кризис нас закалил», — отмечает Сергей Белобородов.
Инновации как стратегия
Сегодня «Сибирский Берег» готов осваивать новые рынки, продукты или услуги в любой сфере, и самым актуальным процессом в компании считается поиск дебютной идеи для выхода на новый виток развития. Причем стать ее автором может каждый — достаточно лишь принять участие в открытом конкурсе. «Главная задача — преодолеть ограниченность одного рынка, диверсифицировать бизнес, снизить риски. Все наши сотрудники могут подать оригинальные заявки, и по результатам рассмотрения мы надеемся отобрать одну–две продуктивные идеи», — рассказывает Александр Ладан. Всего от сотрудников и друзей компании поступило уже более 150 идей, около десятка признано достойными дальнейшей проработки. Награда за лучшее предложение — денежный приз. «Мы прошли все классические стадии: зарождения, бурного роста, формализации. Кризис помог нам избавиться от лишнего и оставить все лучшее. К десятилетию компании мы хотим сделать подарок нашим сотрудникам и потребителям», — говорит Александр Ладан.
В ближайших планах «Сибирского Берега» — созыв очередной сессии стратегического планирования и корректировка единой стратегии. Это событие запланировано на осень, когда будет более определенной общая финансовая и экономическая конъюнктура. После сессии и по итогам конкурса планы компании примут более конкретные очертания. В компании считают, что именно способность мыслить инновационно и принимать неожиданные решения — главный залог стабильности в долгосрочной перспективе. Десять лет развития «Сибирского Берега» доказали, что эта стратегия одинаково выгодна для бизнеса, сотрудников, потребителей и общества. Да и само понятие социальной ответственности трактуется в компании очень осмысленно. В сотрудничестве с областной администрацией «Сибирский Берег» реализует программы поддержки социально незащищенных детей, поддерживает развитие спорта, в настоящий момент участвует в проведении молодежного инновационного конкурса «Интерра».
Кстати, в «Сибирском Береге» вне зависимости от возраста и должности очень любят учиться. В компании сформирована целая библиотека экономической и управленческой литературы, сотрудники регулярно повышают квалификацию, проходят обучение и участвуют в отраслевых форумах и конференциях. «Мы используем любую информацию, а каждое наше новшество базируется на изучении классической теории, опыте других компаний и собственном видении ситуации. Только так можно принимать решения в наш век информации», — считает Александр Ладан. Будем надеяться, что постоянный поиск будет и впредь неизменно способствовать новым успехам «Сибирского Берега».
20 салатов с кириешками, которые стоит приготовить прямо сейчас
Невозможно устоять перед аппетитным салатом с хрустящими кириешками. Сухарики делают блюдо оригинальнее, интереснее и, конечно же, сытнее. Мы собрали для тебя 20 самых простых и вкусных рецептов. Среди них есть варианты для праздничного стола и на каждый день!
1. Салат с ветчиной, пекинской капустой и кириешками
Такой салат всегда очень красиво смотрится на столе.
Тебе понадобится: 250 г ветчины, 200 г пекинской капусты, полбанки консервированной кукурузы, 2 вареных яйца, 2 зубчика чеснока, горсть кириешек, 1 ст.л. лимонного сока, 2 ст.л. растительного масла, молотый черный перец, соль.
Приготовление: Нарежь ветчину, капусту и яйца. Все смешай, добавь промытую кукурузу, лимонный сок и пропущенный через пресс чеснок. Посоли, поперчи и заправь салат маслом. Перед подачей добавь кириешки.
2. Салат с колбасой, зеленым горошком и кириешками
Можно использовать консервированный или молодой горошек.
Тебе понадобится: 250 г колбасы, полбанки зеленого горошка, 2 огурца, 1 луковица, горсть кириешек, 3 ст.л. майонеза, молотый черный перец, соль.
Приготовление: Нарежь колбасу, огурцы и лук. Зеленый горошек промой. Смешай все ингредиенты. Добавь соль, перец, кириешки и майонез.
3. Фасолевый салат с кириешками и колбасой
Готовь салат непосредственно перед подачей, чтобы кириешки не размокли.
Тебе понадобится: 250 г колбасы, 1 банка консервированной фасоли, 2 вареных картофеля, 200 г соленых огурцов, 1 луковица, 100 г кириешек, 80 г майонеза, молотый черный перец, соль.
Приготовление: Нарежь колбасу, картофель, огурцы и лук. Смешай все ингредиенты, добавь фасоль, сухарики, посоли и поперчи. Заправь салат майонезом и перемешай.
4. Слоеный салат с кириешками, сыром и ветчиной
Собирай салат с помощью кулинарного кольца.
Тебе понадобится: 200 г ветчины, 80 г твердого сыра, 1 болгарский перец, 200 г огурцов, горсть кириешек, 4 ст.л. майонеза, молотый черный перец, соль.
Приготовление: Нарежь ветчину, болгарский перец и огурцы. Сыр натри на мелкой терке. Выложи слоями ветчину и огурцы, посоли, поперчи и смажь майонезом. Затем выложи болгарский перец и сыр, смешанный с майонезом. Сверху присыпь кириешками.
5. Быстрый салат из помидоров, плавленого сыра и кириешек
Чтобы сыр было удобно натирать, предварительно помести его на 15 минут в морозильник.
Тебе понадобится: 200 г помидоров, 2 плавленых сыра, 2 зубчика чеснока, 100 г кириешек, 3 ст.л. майонеза, молотый черный перец, соль.
Приготовление: Помидоры нарежь кубиками, сыр натри на мелкой терке. Все смешай, посоли, поперчи, выдави через пресс чеснок. Всыпь сухарики и заправь майонезом.
Как приготовить винегрет: 10 рецептов классического салата (пошагово)
6. Праздничный салат с шампиньонами, кукурузой и кириешками
Оригинальный салат с кириешками, который всем придется по вкусу!
Тебе понадобится: 200 г маринованных шампиньонов, 150 г консервированной кукурузы, 200 г помидоров черри, 1 луковица, 150 г кириешек, 2 зубчика чеснока, 80 мл майонеза, молотый черный перец, соль.
7. Салат с охотничьими колбасками, фасолью и кириешками
Благодаря ароматным колбаскам салат получается особенно аппетитным.
Тебе понадобится: 200 г охотничьих колбасок, 150 г консервированной фасоли, 150 г корейской моркови, 100 г кириешек, 80 мл майонеза, молотый черный перец, соль.
Приготовление: Нарежь охотничьи колбаски тонкими брусочками. Добавь корейскую морковь, кириешки и промытую фасоль. Посоли, поперчи и заправь майонезом.
8. Салат с кириешками, крабовыми палочками и помидорами
Лук по желанию можно предварительно замариновать в уксусе.
Тебе понадобится: 250 г крабовых палочек, 100 г твердого сыра, 200 г помидоров, 1 луковица, 100 г кириешек, 4 ст.л. майонеза, молотый черный перец, соль.
Приготовление: Нарежь крабовые палочки, твердый сыр, помидоры и лук. Все смешай, посоли и поперчи. Добавь кириешки, майонез и перемешай.
9. Салат из копченой курицы, крабовых палочек и кириешек
Нарезай ингредиенты на салат как тебе нравится: кубиками, брусочками или небольшими пластинами.
Тебе понадобится: 250 г копченой курицы, 200 г крабовых палочек, 1 банка консервированной кукурузы, 2 огурца, 100 г кириешек, 100 мл майонеза, молотый черный перец, соль.
Приготовление: Нарежь курицу, крабовые палочки и огурцы. Смешай все ингредиенты, добавь промытую кукурузу и кириешки. Посоли, поперчи и заправь майонезом.
10. Овощной салат с кириешками
Также можно добавить любимую зелень.
Тебе понадобится: 200 г огурцов, 200 г помидоров, 1 болгарский перец, 200 г пекинской капусты, 100 г кириешек, 3 ст.л. оливкового масла, молотый черный перец, соль.
Приготовление: Нарежь огурцы, помидоры, капусту и болгарский перец. Все смешай, посоли, поперчи и заправь маслом. Кириешки добавь непосредственно перед подачей.
Как и сколько варить свеклу: секреты приготовления
11. Салат из пекинской капусты, ананасов и кириешек
Рецепт для любителей сладковатых и свежих салатов.
Тебе понадобится: 250 г пекинской капусты, 150 г ананасов, 2 огурца, полбанки консервированной кукурузы, 100 г кириешек, 2 ст.л. майонеза, 2 ст.л. греческого йогурта, соль.
Приготовление: Капусту нашинкуй тонкой соломкой. Ананасы и огурцы нарежь мелкими кубиками. Кукурузу промой. Все смешай, добавь кириешки, соль, йогурт и майонез.
12. Салат со шпротами, фасолью и кириешками
Вместо майонеза можно использовать масло со шпрот.
Тебе понадобится: 240 г шпрот, 1 банка консервированной фасоли, 100 г твердого сыра, 2 зубчика чеснока, горсть кириешек, 80 мл майонеза, молотый черный перец, соль.
Приготовление: Шпроты разомни вилкой. Твердый сыр нарежь брусочками. Смешай в салатнике шпроты, сыр, промытую фасоль, кириешки и пропущенный через пресс чеснок. Поперчи, посоли и заправь салат майонезом.
13. Салат с кириешками, краснокочанной капустой и колбасой
Чтобы капуста не окрасила все ингредиенты, заправь ее маслом отдельно.
Тебе понадобится: 300 г краснокочанной капусты, 200 г сырокопченой колбасы, 2 зубчика чеснока, 100 г кириешек, 3 ст.л. растительного масла, молотый кориандр, соль.
Приготовление: Капусту нашинкуй тонкой соломкой и смешай с маслом. Нарежь колбасу, чеснок пропусти через пресс. Все смешай, добавь кириешки, соль и кориандр.
14. Салат из фасоли, куриных сердечек и кириешек
Бюджетный и вкусный салат на ужин!
Тебе понадобится: 300 г вареных куриных сердечек, 150 г корейской моркови, 1 банка консервированной фасоли, 150 г кириешек, 100 мл майонеза, молотый черный и соль.
Приготовление: Куриные сердечки мелко нарежь. Добавь промытую фасоль, корейскую морковь и кириешки. Посоли, поперчи и заправь майонезом.
15. Слоеный салат «Волшебница»
Колбасу можно заменить ветчиной, охотничьими колбасками или копченой грудкой.
Тебе понадобится: 250 г копченой колбасы, 3 вареных яйца, 100 г твердого сыра, полстакана вареного риса, 2 помидора, 150 г кириешек, 4 ст.л. майонеза, молотый черный перец, соль.
Приготовление: Нарежь колбасу, яйца и помидоры. Сыр натри на терке. Выложи на тарелку слой риса, посоли, поперчи и смажь майонезом. Дальше выложи слоями колбасу, помидоры и яйца. Снова добавь перец, соль и майонез. Выложи слоями сухарики и твердый сыр.
Что приготовить на День рождения: 20 рецептов быстро и вкусно
16. Грибной салат с кириешками и свеклой
Тебе понадобится: 250 г маринованных грибов, 100 г кириешек, 200 г вареной свеклы, 2 зубчика чеснока, 3 ст.л. растительного масла, молотый черный перец, соль.
17. Салат с кальмарами, яйцом и кириешками
Провари кальмары 2 минуты, после чего переложи в холодную воду.
Тебе понадобится: 250 г вареных кальмаров, 3 вареных яйца, 1 вареная морковь, 1 банка консервированной кукурузы, 150 г кириешек, 4 ст.л. майонеза, соль.
Приготовление: Кальмары нарежь кольцами, яйца и морковь — кубиками. Помести все в глубокую миску, добавь промытую кукурузу и кириешки. Посоли и заправь майонезом.
18. Картофельный салат со шпротами и кириешками
Тебе понадобится: 250 г вареного картофеля, 1 банка консервированных шпрот, 1 луковица, 2 соленых огурца, 150 г кириешек, 3 ст.л. растительного масла, молотый черный перец, соль.
Приготовление: Шпроты достань из банки и разомни вилкой. Картофель, огурцы и лук мелко нарежь. Все смешай, добавь соль, перец и масло. Перед подачей добавь в салат кириешки.
19. Салат «Ежик»
Такой салат непременно понравится детям!
Тебе понадобится: 250 г ветчины, 3 вареных яйца, 200 г маринованных грибов, 100 г твердого сыра, 100 г кириешек брусочками, 120 мл майонеза, молотый черный перец, соль.
20. Свежий салат с курицей, пармезаном и кириешками
По желанию можно добавить немного соевого соуса.
Тебе понадобится: 250 г вареного куриного филе, 2 вареных яйца, 60 г пармезана, полпучка салата, 1 ст.л. лимонного сока, 100 г кириешек, 3 ст.л. растительного масла, молотый черный перец, соль.
Приготовление: Нарежь филе и яйца. Пармезан натри на специальной терке. Салат порви руками на мелкие кусочки. Все смешай, добавь лимонный сок, масло, соль и молотый перец. Готовый салат присыпь кириешками.
Понравилась публикация? Подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен, это очень помогает нам в развитии!