Главная » Правописание слов » Как правильно пишется новомучеников

Слово Как правильно пишется новомучеников - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Новомученики

НОВОМУ́ЧЕНИКИ — общее название правосл. духовенства и мирян, репрессированных в годы сов. власти. Первым Н. считается протоиерей Иоанн Кочуров, расстрелянный 31 окт. 1917 в Царском Селе. 25 янв. 1918 в Киеве был убит митр. Киевский Владимир (Богоявленский). День его кончины (или первое воскресенье после него) отмечается как день памяти (собор) Н. Большое число правосл. духовенства и мирян погибло в результате протестов против Декрета об отделении Церкви от гос-ва и во время гражд. войны. В 1922 началась кампания «по изъятию церк. ценностей», приведшая к ряду суд. процессов (Москва, Петроград, Шуя и др.), закончившихся репрессиями против духовенства и мирян. Впоследствии пики репрессий наблюдались в 1929, в связи с коллективизацией, при массовом закрытии церквей в сер. 1930-х гг. Во время «большого террора» была уничтожена большая часть духовенства. Общее число Н. — неск. десятков тыс. чел. Рус. Заруб. Церковь причислила Н. к лику святых. За посл. годы Рус. Правосл. Церковь канонизировала прот. Иоанна Кочурова (1994), митр. Владимира и Вениамина (1992), вел. кн. Елизавету Федоровну (1992), митр. Петра, Серафима (1997) и др. Нек-рым Н. установлено местное почитание.

Лит.: Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви 20 столетия. Кн. 1—2. Тверь, 1992—1996.

Смотреть что такое «Новомученики» в других словарях:

Новомученики — христианские святые, принявшие мученическую кончину в относительно недавнее время от рук представителей иных религий или современных атеистических режимов. Называются так в отличие от мучеников, которые были умерщвлены в ходе гонений на христиан… … Википедия

Новомученики Российские — Собор святых новомучеников и исповедников российских российские святые, принявшие мученическую кончину за Христа или подвергшиеся гонениям после Октябрьской революции 1917 года; название праздника в их честь. Включает в себя Собор новомучеников … Википедия

Новомученики и Исповедники Российские — Собор святых новомучеников и исповедников российских российские святые, принявшие мученическую кончину за Христа или подвергшиеся гонениям после Октябрьской революции 1917 года; название праздника в их честь. Включает в себя Собор новомучеников … Википедия

Новомученики и исповедники российские — Собор святых новомучеников и исповедников российских российские святые, принявшие мученическую кончину за Христа или подвергшиеся гонениям после Октябрьской революции 1917 года; название праздника в их честь. Включает в себя Собор новомучеников … Википедия

Новомученики и исповедники российские московской епархии — Данная статья содержит в себе полный список новомучеников и исповедников российских московской епархии группы московских христиан святых, принявших мученическую кончину за Христа и/или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917… … Википедия

База данных «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века» — База данных «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века» крупнейший информационный ресурс по истории гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке. Содержит информацию как о канонизированных Русской Православной… … Википедия

Китайские новомученики — См. также: Список 222 православных китайских мучеников Китайские новомученики … Википедия

Католические новомученики России — Католические новомученики России программа Католической церкви в России, утверждённая Конференцией католических епископов Российской Федерации 30 января 2002. Задача программы работа над подготовкой к прославлению российских… … Википедия

Католические новомученики России — 30 января 2002 года Конференция католических епископов России утвердила программу «Католические новомученики России», в рамках которой проходят исследования жизни, деятельности и кончины Слуг Божьих кандидатов на причисление к лику блаженных… … Католическая энциклопедия

Источник

Как правильно пишется слово «новомученик»

Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: мотивированность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «новомученик&raquo

Предложения со словом «новомученик&raquo

Сочетаемость слова «новомученик&raquo

Значение слова «новомученик&raquo

1. религ. христианин, принявший мученическую кончину за исповедание веры в Христа в сравнительно недавнее время (например, в период послереволюционных гонений на церковь в СССР) (Викисловарь)

Отправить комментарий

Значение слова «новомученик&raquo

1. религ. христианин, принявший мученическую кончину за исповедание веры в Христа в сравнительно недавнее время (например, в период послереволюционных гонений на церковь в СССР)

Предложения со словом «новомученик&raquo

Миновал XX век с кровавым безбожным коммунизмом, и на пороге нового столетия, в 2000 году, наш календарь пополнился множеством святых новомучеников и исповедников.

Теперь он прославлен в лике новомучеников и молится за всех своих духовных чад.

Так после канонизации новомучеников их приятели, знакомые и полузнакомые подчас восклицали: да какой он святой, я с ним кофе пил!

Источник

Новомученик

Новому́ченик – хри­сти­а­нин, при­няв­ший муче­ни­че­скую кон­чину за испо­ве­да­ние веры во Христа в срав­ни­тельно недав­нее время. Так Цер­ковь име­нует всех постра­дав­ших за веру в период после­ре­во­лю­ци­он­ных гоне­ний.

Обще­цер­ков­ное празд­но­ва­ние памяти Собора ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Рос­сий­ских совер­ша­ется 7 фев­раля нового стиля, если этот день сов­па­дет с вос­крес­ным днем, а если не сов­па­дет – то в бли­жай­шее вос­кре­се­нье после 7 фев­раля.

При­чис­ле­ние к лику ново­му­че­ни­ков не озна­чает кано­ни­за­ции лите­ра­тур­ного, эпи­сто­ляр­ного или дру­гого их насле­дия. Кано­ни­за­ция ново­му­че­ника не значит, что все, что чело­век напи­сал в своей жизни, – это тво­ре­ние свя­того отца. Это кано­ни­за­ция не за жиз­нен­ный подвиг, а за подвиг в смерти, подвиг, кото­рый венчал жизнь чело­века.

Конечно же, и к пре­по­доб­ным Сергию и Сера­фиму и другим угод­ни­кам Божиим мы будем всегда при­бе­гать и полу­чать от них про­си­мое. Но ведь никто из нас совер­шить такие подвиги, как пре­по­доб­ный Сера­фим, не может. И как бы мы с вами ни моли­лись и ни пыта­лись тысячу ночей про­сто­ять на камне, в лучшем случае мы попа­даем в сума­сшед­ший дом – если нас вовремя кто-нибудь не оста­но­вит. Потому что у нас нет тех даро­ва­ний.
Но вот ново­му­че­ники были такими же людьми, как и мы!
Мне иногда гово­рят: «Ну, чего такого, ну, служил батя у себя на при­ходе, ну, совер­шал там какие-то требы, кади­лом, пони­ма­ете, махал себе, ну, дети у него какие-то были, вос­пи­ты­вал их, еще неиз­вестно, как – хорошо он вос­пи­ты­вал их или нет! Что он такого совер­шил-то?! Почему он вдруг святой, и мы ему должны молиться и покло­няться?! Всех рас­стре­ли­вает – и его рас­стре­ляли! Где тут свя­тость-то?» Да в том-то все и дело, что он был, как все. Но многие-то взяли и побе­жали, или, наобо­рот, участ­во­вали во всем этом без­за­ко­нии. А этот свя­щен­ник из заху­да­лого села пони­мал, что его долг – ходить в храм и молиться, хотя и знал, что ему за это будет. И он служил, пони­мая, что в любую минуту за ним придут.
cвя­щен­ник Кирилл Каледа

О ново­му­че­ни­ках

Цер­ковь, по слову свя­ти­те­лей, стоит на крови муче­ни­ков, и это не только в пере­нос­ном смысле, а и в прямом, бук­валь­ном смысле. Боже­ствен­ная Литур­гия совер­ша­ется на анти­минсе, в кото­рый по уста­но­вив­шейся древ­ней тра­ди­ции заши­вают мощи именно муче­ни­ков. Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь, несмотря на то, что она по зани­ма­е­мому про­стран­ству и коли­че­ству членов больше всех осталь­ных Помест­ных Церк­вей вместе взятых, хотя и срав­ни­тельно моло­дая, на про­тя­же­нии своей исто­рии заим­ство­вала мощи для анти­мин­сов.

Но после кано­ни­за­ции 2000 года у нас появи­лось столько мощей муче­ни­ков для совер­ше­ния Литур­гии, что хватит на все пре­столы вплоть до Вто­рого При­ше­ствия Хри­стова. В 20‑м веке в России про­си­яло в несколько раз больше святых, чем за преды­ду­щие 900 лет суще­ство­ва­ния Рус­ской Церкви.

Однако, ожи­да­е­мого почи­та­ния Ново­му­че­ни­ков в нашей Церкви не про­изо­шло. Мы живем в другую эпоху, кото­рая, хотя и неда­лека от той по вре­мени, но бес­ко­нечно далека по содер­жа­нию окру­жа­ю­щей нас жизни. И потому почи­та­ние Ново­му­че­ни­ков может состо­яться, как и вообще почи­та­ние святых, только через наро­чи­тое изу­че­ние их подвига. Мы плохо осо­знаем зна­че­ние подвига муче­ни­ков и тем самым не являем в себе такой хри­сти­ан­ской доб­ро­де­тели, как бла­го­дар­ность. Мы слепы в том смысле, что не видим опас­но­сти своего суще­ство­ва­ния в насто­я­щем вре­мени.

По слову Симеона Нового Бого­слова, «не жела­ю­щий с любо­вью через сми­рен­но­муд­рие достичь еди­не­ния с послед­ними из святых, нико­гда не соеди­нится с преж­ними и пред­ше­ству­ю­щими свя­тыми». Ведь если чело­век не узнает и не при­ни­мает свя­тость столь близ­кую к нему, как он может постичь свя­тость далеко от него отсто­я­щую. Наши Ново­му­че­ники, может быть, есть един­ствен­ное без­ого­во­роч­ное наше сози­да­ю­щее досто­я­ние, может быть, и един­ствен­ные послед­него вре­мени наши молит­вен­ники и попе­чи­тели. Пре­да­вая забве­нию их подвиг, мы про­из­вольно лиша­емся их помощи и под­держки.

Муче­ник в поня­тии Церкви и в пере­воде значит “сви­де­тель”, то есть это чело­век, кото­рый жизнью своей, про­ли­той кровью сви­де­тель­ствует об истине хри­сти­ан­ской веры. К концу не ариф­ме­ти­че­ских, а про­тя­жен­ных, конечно, времен, в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, в России насту­пил период такой же кро­ва­вый, такой же жесто­кий, такой же откро­венно демо­ни­че­ский, как и в начале хри­сти­ан­ства и про­по­веди апо­сто­лов, и кото­рый про­дол­жался несколько деся­ти­ле­тий и явил – Церкви небес­ной сна­чала – может быть тысячи муче­ни­ков, кото­рые пред­стоят Пре­столу Божию и явил и в земной Церкви, воин­ству­ю­щей, после того, как Ново­му­че­ники были про­слав­лены Собо­ром 2000 года. Ново­му­че­ники — не в том смысле, что их подвиг каче­ственно или как-то по-дру­гому отли­ча­ется от подвига муче­ни­ков первых времен хри­сти­ан­ства, а новые в том смысле, что для нас они новые, они – наши совре­мен­ники, они наши, в каком-то смысле, даже срод­ники – потому что у многих это были дедушки – если у кого были свя­щен­ники или миряне, кото­рые постра­дали.

Время суда, кото­рое насту­пило в 20 веке – для России во всяком случае – в каком-то виде – это время пред­ва­ри­тель­ного суда для тех кон­крет­ных людей, кото­рые тогда жили, — Вер­хов­ного суда. Гос­подь попу­стил слу­чив­ше­муся – злу вторг­нуться – с тем, чтоб вот эти край­ние обсто­я­тель­ства под­толк­нули людей к окон­ча­тель­ному выбору, кото­рый, может быть, был бы иным при более бла­го­при­ят­ных усло­виях. Но тогда – во время гоне­ний – при­шлось выби­рать уже точно между Хри­стом и неве­рием во всяком случае, между добром абсо­лют­ным и злом также абсо­лют­ным.

Глядя на исто­рию России, осо­бенно этого послед­него вре­мени гоне­ний, и срав­ни­вая её с совре­мен­ной сла­бо­стью и каким-то совре­мен­ным мало­ду­шием и рас­слаб­лен­но­стью нашего вре­мени, можно ска­зать, что исто­рия России 20 века – это резуль­тат тыся­че­лет­него бытия её. И на Соборе – если поль­зо­ваться сло­вами пуш­кин­ской сказки, эти святые – как трид­цать три бога­тыря – вышли, для многих неожи­данно было, что они вышли, что они вообще суще­ствуют, что в России такое огром­ное коли­че­ство святых.

Исто­ри­че­ский опыт Ново­му­че­ни­ков намного больше, чем опыт част­ного чело­века. Ни один чело­век не может выду­мать пре­вос­хо­дя­щих реаль­ность исто­ри­че­ских ситу­а­ций и пере­жи­ва­ний. В этом смысле судьбы Ново­му­че­ни­ков – это само по себе совер­шен­ное худо­же­ствен­ное про­из­ве­де­ние. Более глу­бо­кого духов­ного опыта трудно пред­ста­вить. Это самый боль­шой опыт за всё тыся­че­ле­тие: здесь и пере­жи­ва­ния чело­века, и его паде­ние, и в то же время самые воз­вы­шен­ные и геро­и­че­ские при­меры. Это, можно ска­зать, самое совер­шен­ное и иде­аль­ное, к чему пришел рус­ский чело­век.

Теперь каждый из нас может видеть нетлен­ную славу святых муче­ни­ков, при­об­щиться к их духов­ному опыту, вос­поль­зо­ваться им, обра­щаться к муче­ни­кам с молит­вой, а в случае скорб­ных обсто­я­тельств – уте­шиться их подви­гом. Если мы, конечно, сами хотим уви­деть славу муче­ни­ков, хотим учиться из опыта святых, почти совре­мен­ни­ков наших. Теперь дело про­слав­ле­ния святых муче­ни­ков не за Цер­ко­вью, она про­сла­вила их, а за цер­ков­ными людьми, кото­рые напо­ми­нают скорее детей, кото­рым пелись пла­чев­ные песни и они не пла­кали, им играли на сви­рели и они не пля­сали. Теперь муче­ники про­слав­лены, и жиз­не­опи­са­ния этих муче­ни­ков в зна­чи­тель­ной сте­пени опуб­ли­ко­ваны, но цер­ков­ные люди так же не знают их, как и раньше, как часто не знают жития свя­того, имя кото­рого носят.

Вос­поль­зу­ется рус­ский народ, мы с вами, воз­мож­но­стью жить наци­о­наль­ной и рели­ги­оз­ной жизнью, тогда муче­ники станут фун­да­мен­том ее воз­рож­де­ния, и кровь про­ли­тая станет для рус­ской нивы живо­тво­ря­щим дождем. Не захо­чет рус­ский народ этим вос­поль­зо­ваться и стать из совет­ского, из рос­сий­ского – пра­во­слав­ным рус­ским наро­дом, муче­ники оста­нутся всего лишь как послед­ний памят­ник ХХ сто­ле­тия нашей рус­ской циви­ли­за­ции, кото­рому разве что поди­вится чуже­стра­нец, идя мимо, что сколь велики были став­шие неве­до­мыми миру россы, и сколь пла­чевна может быть судьба сошед­ших в ад и не познав­ших смысла даро­ван­ного им от Бога бытия.

По мате­ри­а­лам статей, интер­вью, выступ­ле­ний игу­мена Дамас­кина (Орлов­ского), Сек­ре­таря Сино­даль­ной Комис­сии по кано­ни­за­ции святых Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.
(Соста­ви­тель — Н. К.)

Источник

Пишем церковные слова правильно

Не сек­рет, что мно­гие дети и под­ростки сего­дня не очень-то дру­жат с гра­мот­но­стью – чтобы убе­диться в этом, доста­точно открыть записи в соц­се­тях. Как обстоит дело с напи­са­нием цер­ков­ных слов, наглядно пока­зы­вают тет­радки с кон­спек­тами по «Осно­вам пра­во­слав­ной куль­туры». Но при­зна­емся – и взрос­лые, даже учи­теля, не все­гда ком­пе­тентны в этом вопросе. Пред­ла­гаем крат­кий урок цер­ков­ной гра­мот­но­сти для всех.

Пригодятся ли эти знания?

Оче­видно, да, ведь мы упо­треб­ляем цер­ков­ные слова в повсе­днев­но­сти. Как и биб­лей­ские устой­чи­вые выра­же­ния – о чем порой и не подо­зре­ваем. Вот несколько при­ме­ров на слуху, зна­че­ние кото­рых мы пони­маем без­условно, но даже не соот­но­сим с кни­гами Вет­хого Завета:

Зача­стую мы верим инту­и­ции (вроде бы так пишется), или ана­ло­гии (когда нам кажется, что слово или выра­же­ние на что-то похоже и надо дей­ство­вать по образцу).

В общем, как гово­рит извест­ный фило­лог и писа­тель, спе­ци­а­лист по древ­не­рус­ской лите­ра­туре Пуш­кин­ского дома Евге­ний Водо­лаз­кин, дей­ствуем «…по закону ана­ло­гии, кото­рый в раз­ви­тии языка нередко побеж­дает логику. А заодно и обра­зо­ва­ние».

Инту­и­тив­ность в языке, конечно, важна. Но суще­ствуют и нормы. Довольно слож­ные и про­ти­во­ре­чи­вые на пер­вый взгляд. Давайте обра­тимся к ним и для начала попро­буем разо­браться хотя бы в несколь­ких вопросах.

С большой или с маленькой?

Больше всего затруд­не­ний воз­ни­кает при упо­треб­ле­нии строч­ных и про­пис­ных букв (малень­ких и боль­ших). И, поскольку в цер­ков­ных сло­вах с осо­бой оче­вид­но­стью про­сту­пает сакраль­ная сто­рона языка, очень мно­гое здесь опре­де­ляет глу­бин­ный смысл слова и его контекст.

Как избе­жать пута­ницы? Видимо, под­клю­чая логику и рассуждение.

Вот, напри­мер, как имена нари­ца­тель­ные ведут себя, ста­но­вясь соб­ствен­ными: цер­ковь как зда­ние пишется с малень­кой, а как мисти­че­ское Тело Хри­стово и рели­ги­оз­ная орга­ни­за­ция – с боль­шой буквы.

Пере­ход соб­ствен­ных имен в нари­ца­тель­ные тоже легко узна­ваем. Он про­ис­хо­дит, когда мы не гово­рим о кон­крет­ных лич­но­стях, а обоб­щаем отри­ца­тель­ные черты, при­су­щие пер­со­на­жам Свя­щен­ной исто­рии (при­меры: иуда, ирод). Или когда биб­лей­ское назва­ние исполь­зу­ется как мета­фора (содом и гоморра, гол­гофа). И, конечно, во фра­зео­ло­гиз­мах (иудин поце­луй).

Почему мы пишем имя соб­ствен­ное, наиме­но­ва­ние диа­вола «сатана», с малень­кой буквы? Тоже руко­вод­ству­ясь глу­бин­ным смыс­лом собы­тий биб­лей­ской исто­рии, согласно кото­рой он был низ­вер­жен с небес и лишился своих ангель­ских свойств, утра­тив дан­ное Твор­цом имя, вме­сто кото­рого, говоря проще, оста­лось «одно название».

Имена Бога и Божией Матери, как мы знаем, все­гда пишутся с боль­шой, даже если выра­жены не только суще­стви­тель­ными, но и при­ла­га­тель­ными, и при­ча­сти­ями: Гос­подь Все­дер­жи­тель, Тво­рец неба и земли. Пре­крас­ный; Веч­ный; Ум; Слово ( Ин.1:1 ).

Дева Мария, Вла­ды­чица мира, Пре­не­по­роч­ная, Неве­ста Нене­вест­ная, милу­ю­щая, Царица Неба и земли. Кстати, и слово «Небо» в его духов­ном изме­ре­нии (в смысле «Цар­ствие Небес­ное») упо­треб­ля­ется с боль­шой буквы.

Лич­ные и при­тя­жа­тель­ные (а ино­гда и отно­си­тель­ные) место­име­ния, кото­рые отно­сятся к име­нам Бога и Бого­ро­дицы, тоже пишут с боль­шой буквы: Покров Бого­ро­дицы и Её молит­вен­ное предстательство.

Больше всего пута­ницы бывает со сло­вом «боже­ствен­ный», и здесь тоже надо подойти с рас­суж­де­нием. Это при­ла­га­тель­ное в зна­че­нии «отно­ся­щийся к Богу» пишется с боль­шой буквы (напри­мер, Боже­ствен­ный Логос, Боже­ствен­ная сила и т.д.). Но если слово упо­треб­ля­ется в каче­стве кра­си­вого эпи­тета, слово пишется с малень­кой буквы (н.: «боже­ствен­ный апо­стол»).

А вот при­ла­га­тель­ное «Божий» все­гда пишут с боль­шой буквы: Божий Про­мысл, Алек­сий, чело­век Божий.

С почтением к святым отцам

Но и здесь суще­ствует ого­ворка, обу­слов­лен­ная тра­ди­цией Церкви. Согласно ей в обра­ще­ниях к духов­ным лицам цер­ков­ные титулы пишутся с боль­шой буквы (Ваше Свя­тей­ше­ство (обра­ще­ние к пат­ри­арху), Ваше Прео­свя­щен­ство (обра­ще­ние к архи­ерею), Ваше Пре­по­до­бие, и так далее).

При­чем назва­ния духов­ных санов даже в офи­ци­аль­ной пере­писке пишут с малень­кой (доро­гой вла­дыка рек­тор, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, пред­се­да­тель Сино­даль­ного изда­тель­ского отдела).

Исклю­че­ние – офи­ци­аль­ное обра­ще­ние к пат­ри­арху: «Его Свя­тей­ше­ству, Свя­тей­шему Пат­ри­арху Мос­ков­скому и всея Руси». Пра­вило сло­жи­лось еще до рево­лю­ции, но отча­сти отве­чает и совре­мен­ной язы­ко­вой норме.

Также со строч­ной (малень­кой) буквы пишут наиме­но­ва­ния во мно­же­ствен­ном числе: пре­по­доб­ные старцы оптин­ские, ново­му­че­ники и испо­вед­ники Российские.

Боль­шая буква упо­треб­ля­ется в про­зви­щах-про­зва­ниях, кото­рые вхо­дят в имя и ста­но­вятся его орга­нич­ной частью: Гри­го­рий Бого­слов, Иоанн Зла­то­уст, Васи­лий Вели­кий.

…И ангел золотой

Духов­ный мир – явле­ние, неви­ди­мое глазу и слож­ное для пони­ма­ния. В том числе и с точки зре­ния языка, где вопросы напи­са­ния слова также оттал­ки­ва­ются от семан­тики – смыс­ло­вого зна­че­ния. А глу­бин­ные смыслы слов, опре­де­ля­ю­щих духов­ные поня­тия, про­яс­ня­ются при изу­че­нии Свя­щен­ного Писания.

У детей и взрос­лых вызы­вают затруд­не­ния на письме слова, кото­рые обо­зна­чают духов­ные сущ­но­сти (родо­вые назва­ния и инди­ви­ду­аль­ные имена). В бого­сло­вии все эти сущ­но­сти назы­ва­ются анге­лами и имеют иерар­хию, кото­рая опре­де­ля­ется их бли­зо­стью к Богу. Назва­ния ангель­ских чинов пишутся с малень­кой: пре­столы, херу­вимы, сера­фимы, гос­под­ства, силы, вла­сти, начала, архан­гелы, ангелы.

Сово­куп­ность анге­лов тоже обо­зна­ча­ется строч­ной бук­вой: небес­ное воин­ство, силы небес­ные (так зна­чится в рус­ском сино­даль­ном пере­воде Свя­щен­ного Писания).

И снова – одно «но», про­дик­то­ван­ное тра­ди­цией: в назва­ниях цер­ков­ных празд­ни­ков и бого­слу­жеб­ных текстах обоб­щен­ные назва­ния ангель­ского мира пишут с боль­шой буквы: Силы Небес­ные, Небес­ные Силы бес­плот­ные, Собор Архи­стра­тига Миха­ила и про­чих Небес­ных Сил бес­плот­ных.

Назва­ние «рядо­вого» духа, сопут­ству­ю­щего в жизни чело­веку, пишем с малень­кой: ангел-хра­ни­тель (по ана­ло­гии пишется и назва­ние про­ти­во­по­лож­ного духа – бес-иску­си­тель). Но если в тек­сте, даже в худо­же­ствен­ной лите­ра­туре, есть ука­за­ние на при­над­леж­ность ангела Богу, то его наиме­но­ва­ние пишется с боль­шой буквы: Ангел Хра­ни­тель, Ангел Божий.

Родо­вые назва­ния пад­ших духов пишут с малень­кой: демон, бес, дья­вол. В отно­ше­нии них ино­гда упо­треб­ля­ется гре­че­ское слово «аггел» в зна­че­нии «пад­ший ангел», но в рус­ском сино­даль­ном пере­воде при­сут­ствует и про­сто «ангел»: «Идите от Меня, про­кля­тые, в огонь веч­ный, уго­то­ван­ный диа­волу и анге­лам его» ( Мф.25, 41 ).

У анге­лов в Писа­нии есть и соб­ствен­ные имена, кото­рые пишутся с боль­шой буквы: Михаил, Гав­риил, Рафаил и т.д. По тра­ди­ции послед­ние 20 лет с боль­шой буквы пишутся и при­мы­ка­ю­щие к име­нам родо­вые назва­ния: Архан­гел Гав­риил, Архи­стра­тиг Михаил.

Логос и хаос

Инте­ресно, что в худо­же­ствен­ной лите­ра­туре имена пер­вого пад­шего ангела высту­пают как имена соб­ствен­ные и пишутся с заглав­ной буквы (н.: Сатана, Ден­ница), но в рус­ском пере­воде Свя­щен­ного Писа­ния и цер­ков­ных текстах эти имена по тра­ди­ции пишутся со строч­ной буквы (сатана, ден­ница, князь мира сего).

Но не стоит путать с эпи­те­том Князь мира, упо­треб­ля­е­мым по отно­ше­нию ко Хри­сту: «Ибо мла­де­нец родился нам – Сын дан нам; вла­ды­че­ство на раме­нах Его, и наре­кут имя Ему: Чуд­ный, Совет­ник, Бог креп­кий, Отец веч­но­сти, Князь мира» ( Ис.9,6 ).

Вот сколько нюан­сов в упо­треб­ле­нии цер­ков­ных слов при­хо­дится учитывать.

В завер­ше­ние снова про­ци­ти­руем спе­ци­а­ли­ста, глу­боко нерав­но­душ­ного к рус­скому языку – Евге­ния Водо­лаз­кина и его книгу эссе «Дом и ост­ров»: «Язык – логи­че­ская струк­тура лишь отча­сти. В своем раз­ви­тии он во мно­гом непред­ска­зуем и хао­ти­чен, а потому, к сожа­ле­нию (или к сча­стью?) наше вли­я­ние на него довольно огра­ни­чено». И допол­ним его же сло­вами: «Я все больше убеж­да­юсь в том, что созна­тель­ное отно­ше­ние к языку пред­по­ла­гает кон­сер­ва­тизм. Исто­ри­че­ские ката­клизмы не должны вести к ката­клиз­мам язы­ко­вым… Язык зача­стую муд­рее своих носи­те­лей».

На этот раз мы рас­смот­рели всего несколько важ­ных момен­тов цер­ков­ного пра­во­пи­са­ния и обе­щаем на этом не оста­нав­ли­ваться. Вме­сте с нами изу­чайте цер­ков­ную лек­сику и орфо­гра­фию в сле­ду­ю­щих ста­тьях по теме.

Вален­тина Киденко

По мате­ри­а­лам книги «Редак­ци­онно-изда­тель­ское оформ­ле­ние цер­ков­ных печат­ных изда­ний». Изда­тель­ство Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии РПЦ, М., 2015

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как правильно пишется новомучеников, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как правильно пишется новомучеников", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как правильно пишется новомучеников:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *