Значение слова «овца»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В узком смысле под овцами подразумевают самок домашней овцы, тогда как самцов обычно называют баранами. Молодые самки, не достигшие половой зрелости, именуются ярками, а потомство — ягнятами.
Овцеводство — отрасль животноводства, занимающаяся разведением овец — практикуется во всём мире и во все времена играла важную роль в экономике многих стран. В настоящее время наибольшее поголовье овец имеется в Китае (около 144 млн.голов), Австралии (98 млн.), Индии (ок. 60 млн.), Иране (54 млн.), Новой Зеландии (44 млн.), Великобритании (36 млн.), ЮАР (св. 29 млн.), Турции (27 млн.), Пакистане и Испании (по 24 млн.). В постсоветских странах овцеводство наиболее значимо как отрасль животноводства в Киргизии, Казахстане, Туркменистане, Молдавии и юге России.
ОВЦА’, ы́, мн. о́вцы, ове́ц, о́вцам, ж. Самка барана. Паршивая овца все стадо портит. Пословица. Отделить овец от козлищ (см. козлище). ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
овца́
1. небольшое домашнее жвачное животное семейства полорогих, дающее шерсть, мясо, молоко (Ovis aries)
Как правильно пишется слово овцы?
Правильный вариант написания слова: овцы
Правило
Это словарное слово, которое мы рекомендуем запомнить. Для проверки правильности написания используйте орфографический словарь русского языка, например, под редакцией Д.Н.Ушакова.
Звук «ц» только твердый.
После «ц» буква «ы» пишется в следующих случаях:
Морфологический разбор слова овцы
1. Часть речи — имя существительное
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: овца (именительный падеж единственного числа);
Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, женский род, 1-е склонение;
Непостоянные признаки: родительный падеж, единственное число.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.
Примеры использования и цитаты
Волки кушают овец, а овцы смиренно позволяют себя кушать. … Да нет, уж лучше в волки запиши; я хоть и женщина, а овцой с тобой в одном стаде быть не хочу. Лыняев. Честь имею кланяться! До свиданья, Анфуса Тихоновна.
«Волки и овцы» — Островский Александр
Овцы и Собаки. В каком-то стаде у Овец, Чтоб Волки не могли их более … Развелось их столько наконец, Что Овцы от Волков, то правда, уцелели, Но и Собакам надо ж…
« Овцы и Собаки» — Крылов Иван
Пестрые Овцы. Лев пестрых не взлюбил овец. Их просто бы ему перевести не трудно; Но это было бы неправосудно — Он не на то в лесах носил венец, Чтоб подданных душить, но им давать расправу; А видеть пеструю овцу…
Значение слова овца
Словарь Ушакова
Современный экономический словарь. 1999
спекулянт, ведущий игру на бирже вслепую.
Этимологический Словарь Русского Языка
Древнерусское – овьца (овца).
Латинское – ovis (овца).
Слово «овца» распространено в русском языке с древнейших времен, его возникновение относят к IX–X вв.
По мнению одних исследователей, данное слово является производным от древнерусского «овенъ», что означает баран. По мнению других, этимологические корни следует искать в общеславянском ovika, которое, в свою очередь, восходит к индоевропейской основе.
Слова с похожим написанием и значением встречаются во многих языках различных семей, что подтверждает мысль исследователей о значительной древности слова «овца».
Словенское и словацкое – ovca.
Фразеологический словарь русского языка
Библейская энциклопедия арх. Никифора
(Быт 4:2). Древние Израильские патриархи были пастырями и занимались преимущественно разведением овец и другого мелкого скота. Стада овец у них были так многочисленны во времена патриархов, что составляли главное их богатство. Вот почему у евреев уход за овцами считался самым древним и самым почетным занятием (Исх 3:1, 1 Цар 16:11). Ревекка, Рахиль и все семь дочерей священника Иофора занимались овцеводством (Исх 3:16). Патриарх Иаков пас стада овец Лавана; Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. «Меса, царь Моавитский, был богат скотом, и присылал царю Израильскому по сто тысяч овец» (4 Цар 3:4). Овцы Сирии отличались длинными широкими хвостами (курдюк), нараставшими вследствие обилия и избытка жира. Овцы и козлы, как то было в древние времена, паслись на одном пастбище (Быт 30:35), и этот обычай несколько объясняет знаменательные слова Спасителя в беседе о Страшном Суде (Мф 25:32-33). Боязливость, кротость и беспомощность овец в то время, когда они отстают от стада, равным образом опасность, которая тогда окружает их, кратко, все то, что служит отличительною чертою этого животного, очень нередко упоминается иносказательно свящ. писателями, как, например, 2 Пар 18:16, Пс 118:176, Ис 11:6, 53:6,7, Мих 5:8, Мф 9:36. Заблудшая овца служит образом человека, отступившего от веры: он оставил стадо, и отступил от Бога, удалился в страну пустынь и сени смертной, лишился возможности возвратиться и никогда не возвратится, доколе Великий Пастырь не обрящет его, и не водворит его снова на зеленых пастбищах и на водах тихих. Пастырь или пастух постоянно находился со своими стадами днем и ночью для того, чтобы считать, собирать, вести и охранять их (Быт 31:39, Лк 2:8), и при нем часто находились собаки (Иов 30:1). Забота пастырей о своих овцах отличалась постоянством и особенною нежностью, и его влияние над ними было очень сильно (Ис 40:11, Ин 10:1-16). В В. З. слово «пастырь» употребляется иносказательно для означения Иеговы (Пс 79:2) и царей (Иез 34:10), но в Н. З. оно означает собственно Господа Иисуса Христа (Ин 10:11 и Евр 13:20, 1 Пет 5:4). Впоследствии словом «пастырь» стали называться служители Евангелия, а пасомые ими — словесным стадом. На пастырях лежала обязанность ежедневно считать овец, и, может быть, не раз и они отвечали за каждую пропавшую овцу (Быт 31:38-39, Исх 22:12). Они необходимо должны быть достаточно внимательными и сильными, чтобы защищать стадо от нападения хищных зверей. Пример Иакова пастыря в этом отношении не служит единственным примером: «я томился днем от жара, а ночью от стужи, и сон мой убегал от глаз моих» (на страже при стаде овец; Быт 31:40). Козел обыкновенно шел впереди стада в качестве главного руководителя. Так мы читаем в Иер 50:8 о козлах, идущих «впереди стада овец». Отсюда выражение у Иер 25:35-36: «И не будет убежища пастырям и спасения вождям стада. Слышен вопль пастырей и рыдание вождей стада, ибо опустошил Господь пажить их». Иногда только что родившегося ягненка приносили в палатку и кормили его там как щенка. Этот обычай неподражаемо трогательно описан в притче пр. Нафана: «У бедного не было ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькой, и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его, от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него как дочь» (2 Цар 12:3). В Армении нередко приходилось видеть пастухов, несущих за пазухой ягнят из своих стад. Эти овечки были еще слишком слабы, чтобы пастись вместе с прочими овцами, и вот несут их к молодым овцам для кормления их овечьим молоком. Такое нежное отношение к ягнятам сопоставлено пр. Исаиею в отношении Мессии к верующим: «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое, агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных» (40:11). Сезон стрижки овец был временем великого торжества, так сказать, наградою за весь труд и опасность протекшего года (1 Цар 25:8-11, 2 Цар 13:23). Стада овец собирались тогда в непокрытую ограду, называемую «овчим двором» (Чис 32:16, Ин 10:16). Здесь связывали овцам ноги и затем стригли их. В соседстве пасущихся стад нередко воздвигалось сторожевое здание, с которого легко можно было видеть и оповестить наступающую для стад опасность. Оно называлось «башнею стада» (Мих 4:8). Шерсть овец на Востоке, большею частью цветом белая, вероятно, употреблялась женщинами на одежду (Лев 13:47, Прит 31:13). Она составляла часть подати, платимой Моавитянами Израилю (4 Цар 3:4), и составляла общий предмет торговли (Иез 27:18). Мясо овец, особенно баранье и ягнят, было, как и доселе, самым любимым кушаньем у Бедуинов. Оно подавалось и на важных боярских столах (3 Цар 4:23). Молоко овечье также было в употреблении (Вт 32:14). Что овцы, особенно барашки, и овны приносились в жертву — это известно, и для этого при Иерусалимском храме их выставляли на продажу (Ин 2:14). Земли, особенно благоприятствовавшие овцеводству, были: равнина Саронская (Ис 65:10), гора Кармил и Галаад (Мих 7:14), Васан (Иез 39:18).
Фразеологический словарь (Волкова)
Связанные словари
Овца
слово относится к словарным; смотрите подробнее, как запомнить
правописание словарного слова «овца»
⇒ Гласные буквы в слове:
гласные выделены красным
гласными являются: о, а
общее количество гласных: 2 (две)
ударная гласная выделена знаком ударения « ́ »
ударение падает на букву: а
безударные гласные выделены пунктирным подчеркиванием « »
безударными гласными являются: о
общее количество безударных гласных: 1 (одна)
⇒ Согласные буквы в слове:
согласные выделены зеленым
согласными являются: в, ц
общее количество согласных: 2 (две)
звонкие согласные выделены одинарным подчеркиванием « »
звонкими согласными являются: в
общее количество звонких согласных: 1 (одна)
глухие согласные выделены двойным подчеркиванием « »
глухими согласными являются: ц
общее количество глухих согласных: 1 (одна)
Значение слова овца
Словарь Ушакова
Современный экономический словарь. 1999
спекулянт, ведущий игру на бирже вслепую.
Этимологический Словарь Русского Языка
Древнерусское – овьца (овца).
Латинское – ovis (овца).
Слово «овца» распространено в русском языке с древнейших времен, его возникновение относят к IX–X вв.
По мнению одних исследователей, данное слово является производным от древнерусского «овенъ», что означает баран. По мнению других, этимологические корни следует искать в общеславянском ovika, которое, в свою очередь, восходит к индоевропейской основе.
Слова с похожим написанием и значением встречаются во многих языках различных семей, что подтверждает мысль исследователей о значительной древности слова «овца».
Словенское и словацкое – ovca.
Фразеологический словарь русского языка
Библейская энциклопедия арх. Никифора
(Быт 4:2). Древние Израильские патриархи были пастырями и занимались преимущественно разведением овец и другого мелкого скота. Стада овец у них были так многочисленны во времена патриархов, что составляли главное их богатство. Вот почему у евреев уход за овцами считался самым древним и самым почетным занятием (Исх 3:1, 1 Цар 16:11). Ревекка, Рахиль и все семь дочерей священника Иофора занимались овцеводством (Исх 3:16). Патриарх Иаков пас стада овец Лавана; Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. «Меса, царь Моавитский, был богат скотом, и присылал царю Израильскому по сто тысяч овец» (4 Цар 3:4). Овцы Сирии отличались длинными широкими хвостами (курдюк), нараставшими вследствие обилия и избытка жира. Овцы и козлы, как то было в древние времена, паслись на одном пастбище (Быт 30:35), и этот обычай несколько объясняет знаменательные слова Спасителя в беседе о Страшном Суде (Мф 25:32-33). Боязливость, кротость и беспомощность овец в то время, когда они отстают от стада, равным образом опасность, которая тогда окружает их, кратко, все то, что служит отличительною чертою этого животного, очень нередко упоминается иносказательно свящ. писателями, как, например, 2 Пар 18:16, Пс 118:176, Ис 11:6, 53:6,7, Мих 5:8, Мф 9:36. Заблудшая овца служит образом человека, отступившего от веры: он оставил стадо, и отступил от Бога, удалился в страну пустынь и сени смертной, лишился возможности возвратиться и никогда не возвратится, доколе Великий Пастырь не обрящет его, и не водворит его снова на зеленых пастбищах и на водах тихих. Пастырь или пастух постоянно находился со своими стадами днем и ночью для того, чтобы считать, собирать, вести и охранять их (Быт 31:39, Лк 2:8), и при нем часто находились собаки (Иов 30:1). Забота пастырей о своих овцах отличалась постоянством и особенною нежностью, и его влияние над ними было очень сильно (Ис 40:11, Ин 10:1-16). В В. З. слово «пастырь» употребляется иносказательно для означения Иеговы (Пс 79:2) и царей (Иез 34:10), но в Н. З. оно означает собственно Господа Иисуса Христа (Ин 10:11 и Евр 13:20, 1 Пет 5:4). Впоследствии словом «пастырь» стали называться служители Евангелия, а пасомые ими — словесным стадом. На пастырях лежала обязанность ежедневно считать овец, и, может быть, не раз и они отвечали за каждую пропавшую овцу (Быт 31:38-39, Исх 22:12). Они необходимо должны быть достаточно внимательными и сильными, чтобы защищать стадо от нападения хищных зверей. Пример Иакова пастыря в этом отношении не служит единственным примером: «я томился днем от жара, а ночью от стужи, и сон мой убегал от глаз моих» (на страже при стаде овец; Быт 31:40). Козел обыкновенно шел впереди стада в качестве главного руководителя. Так мы читаем в Иер 50:8 о козлах, идущих «впереди стада овец». Отсюда выражение у Иер 25:35-36: «И не будет убежища пастырям и спасения вождям стада. Слышен вопль пастырей и рыдание вождей стада, ибо опустошил Господь пажить их». Иногда только что родившегося ягненка приносили в палатку и кормили его там как щенка. Этот обычай неподражаемо трогательно описан в притче пр. Нафана: «У бедного не было ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькой, и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его, от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него как дочь» (2 Цар 12:3). В Армении нередко приходилось видеть пастухов, несущих за пазухой ягнят из своих стад. Эти овечки были еще слишком слабы, чтобы пастись вместе с прочими овцами, и вот несут их к молодым овцам для кормления их овечьим молоком. Такое нежное отношение к ягнятам сопоставлено пр. Исаиею в отношении Мессии к верующим: «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое, агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных» (40:11). Сезон стрижки овец был временем великого торжества, так сказать, наградою за весь труд и опасность протекшего года (1 Цар 25:8-11, 2 Цар 13:23). Стада овец собирались тогда в непокрытую ограду, называемую «овчим двором» (Чис 32:16, Ин 10:16). Здесь связывали овцам ноги и затем стригли их. В соседстве пасущихся стад нередко воздвигалось сторожевое здание, с которого легко можно было видеть и оповестить наступающую для стад опасность. Оно называлось «башнею стада» (Мих 4:8). Шерсть овец на Востоке, большею частью цветом белая, вероятно, употреблялась женщинами на одежду (Лев 13:47, Прит 31:13). Она составляла часть подати, платимой Моавитянами Израилю (4 Цар 3:4), и составляла общий предмет торговли (Иез 27:18). Мясо овец, особенно баранье и ягнят, было, как и доселе, самым любимым кушаньем у Бедуинов. Оно подавалось и на важных боярских столах (3 Цар 4:23). Молоко овечье также было в употреблении (Вт 32:14). Что овцы, особенно барашки, и овны приносились в жертву — это известно, и для этого при Иерусалимском храме их выставляли на продажу (Ин 2:14). Земли, особенно благоприятствовавшие овцеводству, были: равнина Саронская (Ис 65:10), гора Кармил и Галаад (Мих 7:14), Васан (Иез 39:18).