Отчет по практике: как писать, пример + образец 2021
Отчет по практике – это письменная работа студента, которая наглядно показывает полученные им знания и опыт. В данной статье мы хотим рассказать о том, как правильно писать отчет по практике и какова основная цель этой работы. Структура отчета по практике сложна, и поэтому мы постараемся вместе разобраться, из каких элементов она состоит, какие виды отчетов бывают, а также предлагаем скачать правильный образец и примеры отчета по практике 2021 года.
Что такое отчет по практике
Виды отчетов по практике
— Учебная практика, требования, примеры
— Производственная практика, пример написания
— Преддипломная практика, образец
Как писать отчет по практике в 2021 г.
— Задание на практику
— Дневник отчета по практике
— Календарный план практики
— Характеристика к отчету по практике
— Основное содержание отчета практики
— Введение отчета по практике
— Основная часть отчета практики
— Заключение отчета практики
Пример написания отчета по практике в 2021 г
Скачать образец(пример) отчета по практике 2021 г
Как повысить уникальность текста отчета по практике
Что такое отчет по практике
Каждый студент знает, что такое отчет по практике, но не все знают, как правильно его писать и какие имеются особенности его написания.
Прохождение практики это обязательный этап обучения каждого студента, по завершению которой необходимо отчитаться о том, какая работа была проделана и какие результаты достигнуты. В нашей сегодняшней статье мы расскажем вам о том, что такое отчет по практике и как его правильно писать.
Отчет по практике обычно пишется во время или после прохождения практики и имеет свои особенности написания. Каждый студент пишет отчет по практике самостоятельно, описывая в нем поставленные цели, задачи, результаты своей трудовой или научно-исследовательской деятельности.
Структура отчета по практике имеет следующий вид: дневник практики с заданием и календарным планом, непосредственно сам отчет по практике с введением, основной частью, заключением и приложениями. Нужно стараться сделать ваш отчет по практике емким, но не растянутым, и чтобы вода в тексте была минимальной. Также отчет по практике включает в себя характеристику на студента или отзыв с места прохождения практики.
Зная теперь, что такое отчет по практике, вы можете переходить непосредственно к самому написанию отчета.
Если вы не горите желание оформить работу по ГОСТам самостоятельно, мы готовы сделать это за вас. В самое короткое время мы оформим работу и пришлем вам обратно, чтобы вы смогли сдать отчет по практике.
Поможем повысить уникальность любой студенческой работы. Заказывайте профессиональную помощь, чтобы пройти антиплагиат. Ваш показатель увеличится до 90-95% уникальности. Текст останется прежним. Изменится только внутреняя часть файла. Чтобы вы убедились, что это реально работает, мы пришлем готовый документ без предоплаты. Сначала проверьте повышение, а потом оплатите заказ.
Также пришлем результат проверки уникальности через преподавательский сервис антиплагиат.
Виды отчетов по практике по ГОСТу 2021
В зависимости от наименования видов практики, существуют и виды отчетов по практике. Во время обучения каждый студент должен обязательно пройти практики разных направлений и сдать несколько видов отчета по практике. На сегодняшний день имеются 3 вида практики: учебная, производственная и преддипломная. Следовательно, каждая из этих практик требует своего вида отчета по практике.
Учебная практика обычно проводится в стенах родного вуза (ссуза) на 1 или 2 курсе обучения. Студенты проводят определенную работу, которая помогает закрепить полученные знания. Это может быть проведение лекций, практических занятий, экскурсий или просто знакомство с работой данного учреждения.
Производственную практику студенты проходят в каком-либо учреждении или на предприятии, осваивая технологию производства, вникая в суть деятельности данной организации.
Преддипломная практика одна из самых важных, требует ответственного подхода. Она является заключительным этапом обучения, во время нее студент анализирует тему своей работы, доводит ее до логического завершения.
Виды отчетов по практике по ГОСТУ 2021 года:
— Отчет по учебной практике;
— Отчет по производственной практике;
— Отчет по преддипломной практике.
Мы рассказали о том, что такое отчет по практике и какие есть виды отчетов по практике по ГОСТу 2021 года, остановимся на каждом из них поподробнее.
Отчет по учебной практике, требования, примеры
Даже если учебная практика проходит в организации или на предприятии, отчет по учебной практике может содержать в себе лишь общую характеристику деятельности учреждения, ее структуру управления, какие-то общие сведения, историю возникновения и развития предприятия.
Требования к написанию отчета по учебной практике подразумевают соблюдение всех норм и правильной структуры отчета по учебной практике.
Чуть ниже мы приведем правильный образец и примеры отчета по учебной практике по ГОСТу 2021, а пока укажем, что именно должен содержать в себе этот отчет. Студент в своем докладе должен ответить на основные вопросы о цели, задачах прохождения практики, описать литературу и документацию, с которыми работал, сделать выводы по итогам завершения практики. По требованиям отчета по учебной практике непосредственно сам отчет обычно составляет около 25 страниц, а дневник практики – 3-5 страниц.
Отчет по производственной практике, пример написания
Отчет по производственной практике представляет собой более сложную творческую работу, которая требует от студента полного анализа деятельности организации, в которой он практикуется.
Практикант полностью погружается в работу учреждения, выполняет определенные функции под руководством своего куратора. У студента есть реальная возможность увидеть всю деятельность организации изнутри, изучить все тонкости всех видов работ, проанализировать различные направления. Все эти полученные знания и должны быть отражены в отчете по производственной практике.
Данный анализ деятельности учреждения или предприятия обычно выносится во 2-ую главу будущей дипломной работы студента, так как содержит практические моменты, выводы, умозаключения. Если мы посмотрим пример написания отчета по производственной практике по ГОСТу 2021 года, то увидим, что он содержит большое количество таблиц, графиков, диаграмм.
Как правило, отчет по производственной практике содержит в себе:
— теоретическую часть, где дается общая характеристика организации, ее структура управления, форма деятельности и все видимое глазу;
— практическую часть, где описываются более углубленные знания о деятельности предприятия, финансовый анализ учреждения, здесь приводятся необходимые расчеты, сравнительная характеристика.
Отчет по производственный практике по нормам ГОСТа 2021 года имеет объем 25-30 страниц, сдается он обязательно вместе с дневником практики и характеристикой с места прохождения практики. Чуть ниже вы найдете пример написания отчета по производственной практике, который можете скачать для того, чтобы правильно написать и сдать свой отчет на хорошую отметку.
Отчет по преддипломной практике, образец
Отчет по преддипломной практике является самым ответственным среди всех предыдущих, потому что является заключительным этапом работы над дипломным проектом. Во время преддипломной практики студент должен окончательно утвердить тему своего диплома. Главная задача практиканта – получить новые знания и найти материалы, которые дополнят его выпускную работу.
Изучая образец отчета по преддипломной практике, можно увидеть определенные особенности его написания. Отчет по преддипломной практике по нормам ГОСТа 2021 года должен обязательно в себя включать сроки, место, порядок прохождения практики, календарный план, индивидуальное задание и дневник прохождения практики.
Многие студенты скачивают образец примера по преддипломной практике с интернета, не задумываясь о том, что в нем написано. Однако, мы этого делать не советуем, так как данный отчет играет большую роль в написании дипломной работы, а значит должен содержать материалы, исключительно по вашей тематике. Поэтому постарайтесь добросовестно отчитаться о прохождении вашей преддипломной практике и сделать это максимально правильно.
Как писать отчет по практике в 2021 г.
После прохождения практики важно четко определить и точно знать, как писать отчет по практике в 2021 году. Каждый отчет имеет определенную структуру, которую нужно неукоснительно соблюдать. Требования о том, как писать отчет по практике, обычно прописаны в методических пособиях, которые можно найти на кафедре, также имеются нормы ГОСТ 2021 года, которые легко отыскать в интернете.
Чтобы точно знать, как правильно писать отчет по практике в 2021 году, для начала на кафедре нужно получить свое индивидуальное задание для прохождения любой из 3-х видов практики. Затем начать непосредственно саму практику. После ее прохождения необходимо оформить ваш отчет, а также приложить к нему дневник практики и характеристику руководителя практики.
Как написать отчет по практике
Содержание:
Что такое отчёт по практике
Отчёт по практике является важнейшей частью учебного процесса при подготовке специалистов с высшим образованием и представляет собой планомерную и целенаправленную деятельность студентов по освоению избранной специальности, углубленному закреплению теоретических знаний, профессиональных и творческих исполнительских навыков на каждом этапе обучения.
Отчет готовится студентом в период прохождения производственной практики с использованием материалов, собранных в организации, являющейся базой практики.
Отчет по производственной практике должен в обязательном порядке содержать:
В отчет по преддипломной практике обязательно необходимо включить:
Пример отчёта по практике
Титульный лист отчёта по практике:
Задание отчёта по практике:
График прохождения практики:
Дневник прохождения практики:
Содержание отчёта по практике:
Введение отчёта по практике:
Основная часть отчёта по практике:
Заключение отчёта по практике:
Список используемой литературы в отчёте по практике:
Отзыв характеристика отчёта по практике:
Как написать отчет по практике
Отчеты составляются одинаково, различается только объемом.
Цели отчёта примерно равны у всех видов практики:
Стандартный план написания отчётов по практике:
Вам потребуются методические указания вашего учебного заведения, там будут все требования к тому, что писать и как оформлять в отчёте.
Основой для подготовки отчета по практике будет план (содержание). В плане будут отражены все вопросы и задачи, которые студент должен будет решить. План обычно включает от 4 до 17 базовых пунктов.
Хороший, качественный отчет по практике, который обычно нравится преподавателям, включает в себя не только теорию, но и аналитику.
Текст отчёта разбивают на разделы (главы) и подразделы.
Разделы имеют порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Нумерация подраздела в пределах каждого раздела – сквозная. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.
Если документ не имеет подразделов, то нумерация пунктов в нем должна быть в пределах раздела, и номер пункта должен состоять из номеров раздела и пункта, разделенных точкой. В конце номера пункта точка не ставится,
Если документ имеет подразделы, то нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела и номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками.
Если раздел или подраздел состоит только из одного пункта, он также нумеруется.
Внутри пунктов и подпунктов могут использоваться перечисления (списки). Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или при необходимости ссылки в тексте документа на один или несколько элементов перечисления – строчную букву, после которой ставится скобка.
Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа.
Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа.
Разделы, подразделы должны иметь заголовки, которые выделяются полужирным шрифтом.
Заголовки разделов печатают прописными буквами без точки в конце, не подчеркивая, с выравниванием по центру по ширине основного текста без абзацного отступа.
Заголовки подразделов печатают с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая, с выравниванием по центру по ширине основного текста без абзацного отступа.
Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Каждый раздел начинают с новой страницы.
Пояснительная записка должна быть написана с соблюдением одного стиля с использованием повествовательной безличной формы изложения.
Текст записки должен быть кратким, четким, не допускать различных толкований.
Каждый раздел (главу) рекомендуется завершать выводами по разделу.
В записке используются научно-технические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии – общепринятые в научно-технической литературе.
Отчет должен быть написан лаконично, иметь достаточное количество материала. К текстовой части отчета необходимо приложить все первичные документы, учетные регистры, которые практикант был обязан составить и заполнить во время практики. Цифровые данные первичных документов и учетных регистров должны быть увязаны между собой и составлены за один календарный месяц. В приложениях к отчету должны быть ссылки в соответствующих местах текста отчета.
Что такое отчёт по учебной практике
Учебная практика является необходимым начальным этапом подготовки студентов, позволяющим закрепить на практике полученные студентами теоретические знания. Учебная практика носит ознакомительный характер, ее проходят обучающиеся на первых-вторых курсах.
Учебная практика ставит своей основной целью ознакомление студентов с различными аспектами организационно-правовой и управленческой деятельности действующих организаций производственной сферы, оптовой и розничной торговли, сферы услуг и т.д.
Главная задача учебной практики состоит в закреплении и углублении теоретических знаний с позиций практического применения.
В качестве предприятия для проведения практики может быть выбрано предприятие, выполняющее производственный процесс, обладающее развитой системой управления и производственной инфраструктурой.
Местом для прохождения учебной практики могут быть:
В ходе практики обучающемуся необходимо изучить следующие виды текущей работы подразделения или отдела, за которым он закреплен:
Наряду с этим обучающийся должен ознакомиться с организацией работы подразделения: его структурой, распределением обязанностей между сотрудниками по видам текущих работ, по характеру работы в зависимости от квалификации работников. А также с распределением обязанностей при выполнении единовременных работ; порядком привлечения и инструктирования временных работников, календарным планом и контролем за его выполнением.
Содержание отчёта по учебной практики
Содержание учебной практики (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) разрабатывается в соответствии с требованиями индивидуально на каждого обучающегося по утвержденной на заседании выпускающей кафедры программе.
Руководитель практики составляет рабочий график (план) проведения практики, разрабатывает индивидуальные задания для обучающихся, выполняемые в период практики.
Рабочий график учебной практики включает следующие разделы (этапы):
По итогам прохождения учебной практики (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) обучающийся в течение 10 дней подготавливает и представляет на выпускающую кафедру следующую отчетную документацию;
Что написать в отчёте по учебной практике
Введение
Основная часть
Заключение
Защита отчёта по учебной практике
Перечень примерных вопросов для защиты отчета по учебной практики:
Что такое отчёт по производственной практике
Производственная практика осуществляется на заключительном этапе обучения студентов в ходе которого осуществляется обучение применению полученных знаний и умений при решении комплексных задач, связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов.
Цель производственной практики:
Продолжительность производственной практики устанавливается рабочим учебным планом и программой практики. К началу производственной практики студент должен определиться с темой курсовой (дипломной) работы (проекта).
Перед началом практики, студент должны пройти инструктаж о порядке прохождения практики и по технике безопасности.
По прибытии в организацию перед началом работы студенты проходят обязательный инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности, знакомятся с правилами внутреннего трудового распорядка в организации, что подтверждается росписью в соответствующем журнале. С первых же дней студенты должны быть включены в общий ритм работы организации.
В течение первой недели после прибытия с производственной (преддипломной) практики студент обязан сдать руководителю практики:
Перед выездом на производственную (преддипломную) практику необходимо:
Обязанности студента в период практики:
Возвратившись с практики необходимо:
Содержание отчёта по производственной практике
Содержанием производственной практики является использование в практической деятельности знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, освоение процессов разработки, эксплуатации и сопровождения технологий.
Рабочий график учебной практики включает следующие разделы (этапы):
В отчетные документы по производственной практике входят:
Что написать в отчёте по производственной практике
Результаты производственной (преддипломной) практики оформляются в виде отчета по производственной практике (до 20 стр.), в котором должны содержаться сведения о конкретной работе, выполненной студентом за время прохождения преддипломной практики.
Отчет должен давать представление о работе, проведенной студентом за период производственной практики, показать знания студента по соответствующим учебным дисциплинам, профессиональным модулям, умение самостоятельно анализировать и обобщать материал, степень подготовленности к написанию дипломного проекта.
Введение
В данном разделе необходимо отразить:
Основная часть
В основной части необходимо привести примеры наиболее интересных выполняемых работ на производственной практике
Необходимо описать не менее семи работ, при этом работы не должны повторяться и быть однотипными.
Описание работ состоит из:
Заключение
Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы с указанием на недостатки и проблемы практического характера, которые выявились в процессе работы, дальнейшие планы научных исследований для дипломной работы и описание умений и навыков, приобретенных за время практики, соотнесенных с компетенциями, которые обучающийся должен освоить по итогам прохождения практики, и сделать собственные выводы о практической значимости полученного опыта в результате прохождения практики.
Защита отчёта по производственной практике
Защита отчета проводится на кафедре. Процесс защиты предполагает определение руководителем практики уровня овладения студентом практическими навыками работы и степени применения на практике полученных в период обучения по специальным дисциплинам теоретических знаний. После защиты руководитель выставляет общую оценку, в которой отражается как качество представленного отчета, так и уровень подготовки студента к практической деятельности.
Что такое отчёт по преддипломной практике
Преддипломная практика является завершающим этапом обучения и предусмотрена после освоения студентом программ теоретического и практического обучения, и также является заключительной частью в профессиональной подготовке специалиста.
Преддипломная практика проводится в российских или зарубежных организациях, учреждениях, компаниях, коммерческих и некоммерческих организациях и предприятиях, имеющих непосредственное отношение к получаемой студентами специальности.
Преддипломная практика является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных специалистов и проводится на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности согласно учебному плану и графику.
Преддипломная практика проводится с целью:
Преддипломная практика студентов, обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения, проводится по месту работы студентов.
Преддипломная производственная практика проводится у студентов:
Преддипломная практика базируется на знаниях, полученных студентами при изучении всех дисциплин, предусмотренных рабочим учебным планом, на навыках, приобретенных в процессе прохождения учебных практик.
Полученный студентами опыт практической работы в ходе преддипломной производственной практики позволит:
Содержание отчёта по преддипломной практике
Организационный этап:
В течение прохождения преддипломной практики необходимо:
Основной этап:
Описание структуры управления организации, интерпретируя следующую информацию:
Заключительный этап
В заключении дается краткий перечень наиболее значимых выводов и предложений (рекомендаций), содержатся обобщенные выводы и предложения по совершенствованию, В выводах и предложениях необходимо зафиксировать степень достижения поставленных целей и задач, а также определить направления дальнейшего совершенствования разработок.
По итогам прохождения преддипломной практики студент предоставляет на кафедру:
Что написать в отчёте по преддипломной практике
Введение
Основная часть
Заключение
Защита отчета по преддипломной практике
Отчет студента по преддипломной практике представляется на закрепленную кафедру в соответствии с графиком, регистрируется на кафедре старшим лаборантом и представляется научному руководителю для проверки.
Научный руководитель после проверки отчета дает письменный отзыв.
В случае, если в отчете на материалах конкретной организации полностью отражена программа практики с критической оценкой фактического состояния учета и ссылкой на приложения (первичные и сводные документы, регистры бухгалтерского учета, необходимые справки и расчеты); отчет и приложения аккуратно оформлены; имеется положительная характеристика, полностью заполненный дневник, заверенный руководителем практики, то отчет рекомендуется к защите.
В случае, если в отчете освещены не все вопросы программы практики, отсутствуют отдельные приложения или не даны критические замечания об организации бухгалтерского учета, то отчет направляется на доработку студенту.
После проверки отчета и допуска к защите, студент защищает его на заседании специальной комиссии на закрепленной кафедре. Отчет оценивается по пятибалльной системе с учетом характеристики, полученной из организации, содержания отчета и ответов студента.
Оформление отчётов по практике
Объекты
Формат листа бумаги
А-4 (210 х 297) текст излагается на одной стороне белой бумаги
Размер шрифта
Кегль – 14, цвет черный
Название шрифта
Times New Roman, начертание обычное
Межстрочный интервал
Выравнивание текста
Выравнивание заголовков
Перенос слов
Автоматическая расстановка переносов
Количество строк на странице
28-30 строк (1800 печатных знаков)
Поля (мм)
Верхнее, правое – 10 мм;
Чтобы параметры текста в рамке соответствовали требованиям ЕСКД (единая система конструкторской документации)
Абзац (первая строка)
(отступ красной строки)
Текст работы необходимо делить на абзацы, то есть части, начинающиеся с новой строки, это позволяет лучше воспринимать смысл изложенного материала. Каждый абзац должен выражать самостоятельную мысль. Не допускается:
Нумерация страниц
Сквозная в нижнем правом углу рамки, арабскими цифрами, начиная со страницы 3 «Содержание». Страницы приложений нумеруют не нарушая последовательности, кроме бланков унифицированных форм.
Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных листах по тексту работы, включаются в общую нумерацию.
Общий объем
Титульный лист
Требования к титульному листу представлены в приложении А
Нумерация разделов, подразделов
Разделы (главы) должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста. Разделы обозначаются арабскими цифрами
После номера раздела, подраздела, пункта, подпункта точка не ставится
Текст может быть разбит на разделы, подразделы, пункты и подпункты до четвертого знака, например нумерация состоящая из трех цифр: 1.1.1, 1.1.2 и т.д.
Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, й, о, ч, ь, ы, ъ), после которой ставится скобка, например:
Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, например:
Оформление структурных элементов
Каждый структурный элемент начинается с новой страницы.
Заголовки структурных элементов печатают строчными буквами (первая – прописная), без точки в конце, выравнивают по центру, начертание полужирное.
Заголовок не должен состоять из нескольких предложений. Переносы слов в заголовках не допускаются.
Заголовки структурных элементов, расположенные по тексту отчёта, должны иметь такую же формулировку, как и в структурном элементе «Содержание».
Расстояние между заголовком раздела (главы) и подраздела один межстрочный интервал (одна строка).
Расстояние между заголовком раздела или подраздела и текстом один межстрочный интервал (одна строка).
Расстояние между текстом и последующим заголовком параграфа один межстрочный интервал (одна строка).
Числовые значения в тексте:
Цифры после девяти пишутся цифрой (15 компьютеров);
Значения выравнивания чисел
Указывать требуемую степень точности (руб.- два знака после запятой и т.д.).
Список литературы
Не менее 20 библиографических источников составленных в следующем порядке: нормативных, учебных, справочных, интернет-ресурсов.
Документы обычных форм
Бланки на бумажном носители должны быть идентичны электронным шаблонам унифицированных форм документов, располагаются в приложении, не нумеруются, но считаются страницами.
Ссылки на источники обязательны
В квадратных скобках указывается номер источника в списке и номера страниц источника: [6, с 7-8]
Оформление заголовков
Каждая глава начинается с новой страницы; это же правило относится к другим основным структурным частям работы (введению, заключению, списку использованных источников, приложениям и т. д.).
Названия структурных частей работы располагают в середине строки (выравнивание по центру) и печатают прописными (заглавными) буквами без точки в конце; названия пунктов – строчными буквами, при этом точки по окончании также не ставятся.
Шрифт заголовков – 14 Times New Roman, полужирный.
Главы нумеруются арабскими цифрами – 1, 2. Слово «Глава» не пишется, номер главы и ее название разделяются пробелом. Главы делятся на пункты. Номер пункта состоит из номера главы и номера пункта в главе (например: 1.2 (1 – номер главы, 2 – номер пункта), 2.3 (2 – номер главы, 3 – номер пункта) и т.д.), разделенных точкой. В конце номера точка не ставится. В нумерации после цифр идет пробел. Заголовки пунктов следует печатать по левому краю с абзацного отступа с прописной буквы, без точки в конце, не подчеркивая, полужирным шрифтом. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Разрыв слов при переносе не допускается.
Расстояние между заголовком и текстом оставляют равным 15 мм (одна пустая строка при полуторном межстрочном интервале). Расстояние между названием главы и пункта также 15 мм.
Оформление содержания
Заголовок СОДЕРЖАНИЕ пишется прописными буквами посередине строки.
В содержании перечисляются названия всех разделов, подразделов и последующих структурных элементов работы и указываются номера страниц их начала по тексту отчёта. Разделы должны быть сбалансированы по числу и уровням структурных элементов. Наименования разделов отчёта, включенные в содержание, записываются прописными буквами, а названия пунктов – строчными буквами, начиная с прописной буквы.
При формировании содержания рекомендуется использовать автособираемое оглавление (в Microsoft Word: Ссылки – Оглавление).
Содержание может быть оформлено как скрытая таблица. Текст должен соответствовать содержанию.
Оформление нумерации
Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.
Титульный лист включают в общую нумерацию страниц отчета. Первой страницей отчета является титульный лист, второй – содержание, на страницах 1 и 2 номер не ставят.
Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего отчета. Содержание, введение, заключение и список использованных источников не нумеруются.
Подразделы, пункты и подпункты нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого высшего разряда деления (соответственно раздела, подраздела, пункта). Составные части номера (каждую цифру) отделяют друг от друга точкой. В конце номера точка не ставится.
Если раздел или подраздел имеет один пункт или пункт имеет один подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не следует.
Иллюстрации (схемы, чертежи, графики, диаграммы, фотографии) обозначают словом “Рисунок” и нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах всего отчета, либо в пределах раздела, за исключением иллюстраций, приведенных в приложениях. Если в отчете приведена одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово “Рисунок” не пишут.
Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1 — Детали прибора.
Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц отчета. Иллюстрации и таблицы на листе формата A3 учитывают как одну страницу.
Таблицы нумеруют последовательно арабскими цифрами (за исключением таблиц, приведенных в приложениях) в пределах всего отчета, либо в пределах раздела. Если в отчете одна таблица, ее не нумеруют и слово “Таблица” не пишут.
Формулы в отчете (если их более одной и на них даются ссылки) нумеруют аналогично иллюстрациям и таблицам. Номер формулы указывают в круглых скобках у правого поля страницы на уровне формулы.
Перечисления, приводимые в тексте ПЗ, на которые нет ссылок, не нумеруют. Перед каждым перечислением следует ставить дефис. При необходимости ссылки в тексте ПЗ на одно из перечислений перед каждым из них ставят строчную букву (за исключением ё, з, о, г, ь, и, ы, ъ), после которой ставится скобка.
Оформление рисунков
К рисункам относятся все графические изображения (схемы, графики, диаграммы, фотографии, рисунки). Рисунки располагаются непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Нумерация рисунков арабскими цифрами, сквозная (1,2,3). Допускается нумеровать рисунки в пределах раздела (главы), в этом случае номер рисунка состоит из номера главы и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Подпись к рисунку располагается под ним посередине строки следующим образом: «Рисунок 2 – Название». Точка в конце названия не ставится. Переносы слов в названиях рисунков не допускается. На все рисунки в тексте должны быть даны ссылки следующим образом: «. в соответствии с рисунком 1» или (см. рисунок 1). Пример оформления рисунков приведен в приложении И.
Если в работе есть приложения, то рисунки каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением впереди обозначения приложения (например: Рисунок А.3).
Оформление таблиц
На все таблицы в тексте должны быть ссылки. Таблица должна располагаться непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.
Все таблицы нумеруются, нумерация сквозная (например, Таблица 1) или в пределах раздела (Таблица 1.1). Слово «Таблица» пишется полностью. Наличие у таблицы собственного названия обязательно. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, с абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире (например: Таблица 2.2 – Динамика доходов организации). Название таблицы записывается тем, же шрифтом, что и основной текст, выделения жирным, курсивом и подчеркивания не допускаются. Точка в конце названия не ставится. При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире). Переносы слов в названиях таблиц не допускается.
При переносе таблицы на следующую страницу название помещают только над первой частью. Над другими частями также слева пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы (например, Продолжение таблицы 1).
Заголовки столбцов и строк таблицы пишут с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки столбцов – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков столбцов и строк точки не ставят. Заголовки столбцов, как правило, записывают параллельно строкам таблицы, но при необходимости допускается их перпендикулярное расположение. Разделять заголовки и подзаголовки боковых столбцов и строк диагональными линиями не допускается.
Допускается применять в таблице размер шрифта меньший, чем в тексте, но не менее 10 кегля. Также допускается сокращение в таблицах межстрочного интервала до одного, если это не приводит к ухудшению визуального восприятия приведенных в них данных. Пример оформление таблиц представлен в приложении К.
Оформление буквенных аббревиатур
В тексте работы, кроме общепринятых аббревиатур, допускается использование вводимых автором буквенных аббревиатурх, сокращённо обозначающие какие-либо понятия из соответствующих областей знания. При этом первое упоминание таких аббревиатур указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки. Если число сокращений превышает десять, то составляется список принятых сокращений, который помещается перед списком литературы.
Оформление формул и написания символов
Формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку. Пояснения к символам и коэффициентам приводятся сразу под формулой в той последовательности, в которой они идут в формуле. Все формулы нумеруются. Нумерация сквозная или в пределах раздела, номер проставляется арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.
Оформление списка литературы
Список литературы должен называться «Список использованных источников». В него включаются все печатные источники (нормативно-законодательные акты, учебники и учебные пособия, монографии и брошюры, научно-исследовательские отчеты, журнальные статьи, справочные материалы, материалы сети Интернет), которые были изучены, и материал из которых был использован студентом. Количество использованных источников должно быть не менее 25.
Каждая библиографическая запись в списке литературы получает порядковый номер и начинается с красной строки. Нумерация источников в списке сквозная в порядке появления ссылок на источники в тексте работы.
Библиографическое описание книги приводится в следующей последовательности:
Автор (Фамилия, И. О.). Заглавие: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности (авторы); последующие сведения об
ответственности (редакторы, переводчики, коллективы). – Сведения об издании (информация о переиздании, номер издания). – Место издания: Издательство, Год издания. – Объем.
Библиографическое описание статьи из сборника или периодического издания состоит из двух частей: сведений о статье и сведений об издании и месте (страницах), в котором эта статья помещена. Эти части отделяются друг от друга двойной косой чертой.
При описании электронного ресурса, размещенного в Интернете, указывается интернет-адрес сайта или конкретной страницы (URL) и дата обращения к этому сайту (поскольку содержание интернет-сайтов может со временем изменяться). Электронные ресурсы включаются в общий массив источников, и поэтому следует указывать обозначение материалов для электронных ресурсов – [Электронный ресурс]. Электронный адрес и дату обращения к документу приводят всегда. Дата обращения к документу — та дата, когда человек, составляющий ссылку, данный документ открывал, и этот документ был доступен.
Сведения ограничения доступа приводят в том случае, если доступ к документу возможен, например, из какого-то конкретного места (локальной сети, организации, для сети которой доступ открыт), только для зарегистрированных пользователей и т.п. В описании в таком случае указывают: «Доступ из …», «Доступ для зарегистрированных пользователей» и др. Если доступ свободен, то в сведениях не указывают ничего.
Электронные ресурсы оформляются ссылками на конкретную страницу соответствующего сайта с обязательным указанием даты обращения.
В списке должны отражаться использованные источники, изданные в последние 5 лет, за исключением действующих нормативно-законодательных актов, которые не утратили свою актуальность, а также фундаментальных трудов, которые не переиздавались в указанный период.
Оформление ссылок
При цитировании необходимо соблюдать следующие правила:
Не дословное приведение выдержки из какого-либо источника не
выделяется кавычками, но обязательно снабжается ссылкой на источник.
В тексте выпускной квалификационной работы при упоминании какого-либо автора указываются сначала его инициалы, а затем фамилия (например, по мнению О.И.Лаврушина, как подчеркивает Г.С.Панова и т.д.).
Ссылки по тексту на источники обозначаются числом в квадратных скобках. Рекомендуется указывать не только источник, но и страницу. Например: [13, с. 321]. Первое число в скобках должно соответствовать номеру источника в списке использованных источников, который размещается в конце работы. Второе число – номер страницы. В некоторых случаях, когда ссылки отражают не конкретный вывод автора, а его концепцию, изложенную во всей работе, указывать номера страниц источника нецелесообразно.
Оформление приложений
В тексте отчёта на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы. Приложения обозначают буквами русского алфавита, начиная с буквы «А», за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в центре слова «Приложение» и иметь тематический заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Текст каждого приложения может быть разделен на разделы, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения. Нумерация таблиц и рисунков, расположенных в приложениях сквозная, т.е. они имеют более поздние номера по сравнению с таблицами и рисунками, расположенными в тексте.
Что такое дневник практики
Дневник по практике является основной частью отчета по практике. Дневник заполняется студентом на всем протяжении практики. В нем указывается краткая характеристика и содержание конкретных видов работ, выполняемых студентами в соответствии с заданием на практику. В нем же руководитель практики от организации выставляет оценки за их выполнение, с учетом фактически проведенных студентом мероприятий и достигнутых результатов.
Дневник практики является документом, подтверждающим выполнение программы во время прохождения производственной (преддипломной) практики.
Записи в дневники производит студент самостоятельно. Студент систематически аккуратно, без сокращений заполняет все виды выполняемых работ.
Записи в дневнике показывают умение студента разобраться в выполнении задания по практике.
Руководитель организации (наставник от организации) выставляет оценки, что подтверждается его личной подписью.
Студент не реже двух раз в неделю предоставляет дневник руководителю практики, о чем руководитель практики делает соответствующие записи.
Записи в дневнике являются основным материалом для составления отчета о практике.
Основным документом производственной практики является дневник. Заполнение дневника начинается еще на собрании перед началом практики. По мере выполнения программы практики в соответствии с календарным графиком студент отчитывается о проделанной работе путем изложения в дневнике краткого содержания работ и сроков их проведения. Дневник должен регулярно проверяться и подписываться руководителем практики от предприятия, что обеспечивает возможность контролировать ход практики и вносить необходимые коррективы. Разделы дневника аккуратно заполняются с помощью содержащихся в нем подсказок.
По завершении практики, при ее прохождении вне университета, на дневнике обязательно должны присутствовать три печати (штампа):
При прохождении практики в университете штампы и печати на дневнике не ставятся.
Пример:
Что такое характеристика к отчету по практике
Характеристика является одним из основных документов, в котором дается оценка результатов освоения общекультурных и профессиональных компетенций, соответствующих виду практики. Характеристика заполняется руководителем практики от организации и играет существенную роль в формировании итоговой оценки по практике на дифференцированном зачете.
Характеристику на студента, проходившего преддипломную практику, составляет руководитель базы практики в произвольной форме. Характеристика должна содержать следующие сведения:
Характеристику оформляют на бланке организации, являющейся базой практики, или на листе формата А4 с угловым штампом и печатью этой организации, заверяющей подпись её руководителя.
Организация, которая выдает характеристику практиканту, должна соответствовать приказу о направлении студентов для прохождения преддипломной практики. В случае несовпадения (если студент представляет характеристику и отчет не из той организации, которая закреплена как база практики по приказу), прохождение практики не засчитывают.
Защита отчета по практике
Результаты практики оцениваются комиссией, назначенной распоряжением декана факультета, на основании совокупности представленных отчетных документов и защиты практики студентом.
Схема алгоритма защиты отчёт по практике:
Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.
Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку, могут быть отчислены.
Защита отчетов по практике организуется на выпускающей кафедре по направлению подготовки. Во время защиты отчета студент делает сообщение о выполнении программы практики в соответствии с заданием, формулирует выводы, замечания и предложения по содержанию пройденной практики.
Полученная по итогам защиты оценка проставляется в зачетной ведомости и личной зачетной книжке студента, а также включается в приложение к диплому.