Предмет, который обозначается подлежащим, может быть одушевленным и неодушевленным. Одушевленный предмет отвечает на вопрос кто? Неодушевленный предмет отвечает на вопрос что?
В предложении подлежащее подчеркивается одной прямой линией.
Отыщем и подчеркнем подлежащее в предложениях:
Подлежащее обычно поясняется другим главным членом предложения, который называется словом «сказуемое».
Сказуемое сообщает то, что сказано в предложении о подлежащем. Оно обозначает, что делает предмет, какое действие он производит или в каком состоянии находится.
(Что?) Солнце (что сделало?) встало из-за леса.
Сказуемое в предложении подчеркивается двумя прямыми линиями.
Подлежащее и сказуемое — это основа предложения. Эти главные члены дружны между собой. Они равноправны и иногда совпадают в некоторых грамматических формах (число, род).
(Кто?) Мальчик (что сделал?) смастерил самолётик (ед. ч., м. р.)
(Кто?) Дети (что сделали?) пришли в зоопарк (мн. ч.)
Подлежащее и сказуемое составляют главную мысль в предложении. Остальные члены предложения только дополняют, уточняют её.
Если в сообщении только два главных члена предложения, то это нераспространенное предложение.
Если в предложении имеются другие члены, кроме подлежащего и сказуемого, такое предложение является распространенным.
Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Может быть простым или сложным.
Простые предложения — это такие предложения, в которых есть одна грамматическая основа.
Сложные предложения — это такие предложения, у которых есть две или более грамматических основы.
Есть три типа предложений по цели высказывания:
Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены по смыслу и грамматически. В каждом предложении есть грамматическая основа — обычно это подлежащее и сказуемое.
У грамматической основы есть две функции:
Смысловой центр. Если отбросить второстепенные и оставить только главные члены, смысл предложения останется понятным.
Грамматический центр. Именно основа привязывает предложение к реальности и времени. Точнее, это функция сказуемого, подлежащее указывает на субъект действия.
Члены предложения — это слова, которые входят в состав предложения. Они делятся на главные и второстепенные. Каждый член предложения отвечает на какой-нибудь вопрос.
Для примера рассмотрим предложение:
Наша родня зимой переезжает из дома в квартиру.
Кто переезжает? — Родня.
Когда переезжает? — Зимой.
Семья что делает? — Переезжает.
Откуда переезжает? — Из дома.
Куда переезжает? — В квартиру.
Давайте узнаем, на какие вопросы отвечают главные и второстепенные члены предложения.
К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. Они связаны друг с другом по смыслу и грамматически.
Подлежащее — это главный член предложения, который отвечает на вопросы: «кто?», «что?».
Подлежащее называет субъект, который производит действие, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком. Подлежащее подчеркивается одной чертой.
Выделим предлежащее в предложениях:
Сказуемое — это главный член предложения, который отвечает на один из вопросов: «что делает?», «что делается?», «каков?», «кто он?», «что такое?».
Сказуемое связано с подлежащим и называет его действие, состояние или признак. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, как и наоборот. Сказуемое подчеркивается двумя чертами.
Выделим сказуемое в предложениях:
Сказуемое может быть выражено любой самостоятельной частью речи, кроме деепричастия.
На рисунке изображены примеры предложений с разными частями речи в роли сказуемого.
Сказуемые делятся по типам на простые и составные. А составные сказуемые делятся на глагольные и именные.
Простое глагольное сказуемое состоит из одного глагола в любой форме, который выполняет и грамматическую, и смысловую функции.
Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола с фазовым (начать, продолжить) или модальным (хотеть, мочь) значением или краткого прилагательного с модальным значением (должен, рад) + смысловой глагол.
Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки (быть, есть) и именной части. Именная же часть может быть выражена существительным, прилагательным, числительным, инфинитивом глагола, синтаксически неделимым сочетанием и даже наречием.
Простое глагольное сказуемое
Они работают стоя.
Он боится темноты.
Составное глагольное сказуемое
Они продолжают работать стоя.
Он стал бояться темноты недавно.
Составное именное сказуемое
Они стали ночными рабочими.
Он так и остался трусом.
Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.
Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку.
Подлежащее — щенок, сказуемое — разглядывал.
Второстепенные члены предложения: озорной, любопытно, новую, игрушку.
Как относятся друг к другу члены предложения схематически:
У каждого второстепенного члена есть слово, от которого оно зависит. При этом подлежащее и сказуемое не зависят от других слов, поэтому их называют основой предложения.
Второстепенные члены предложения делятся на определения, дополнения и обстоятельства. В таблице отразили, от чего они зависят и как поясняют другие члены предложения.
Я отдал кислую и горькую конфету.
У стены стояла не большая, а маленькая тумбочка.
Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? (Вопросы косвенных падежей)
Дедушка починил лук и стрелы.
На холсте художник отразил небо и океан.
Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему?
Зимой и осенью нужно надевать более теплые вещи.
Дорога идет то направо, то налево.
Цели урока: знакомство учащихся с различными видами словарей.
–формирование навыка работы со словарями разных типов;
–развитие познавательного интереса, коммуникативных навыков; развитие умения слушания, расширение словарного запаса;
–воспитание интереса к родному языку, любви к книге.
– Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный урок. Он будет посвящен книгам. А каким книгам, вы узнаете отгадав загадку.
Если непонятно слово,
Если, как писать, не знаю,
Нету выхода иного –
Эту книгу открываю.
Здесь всё чётко, всё правдиво.
Что за книга? Вот уж диво!
Нет, не диво, даже встарь
Был составлен тот. (словарь)
–22 ноября – международный день словаря.
Что же такое словарь?(ответы детей).
— Посмотрите, какая книга у меня есть? Что написано? («Толковый словарь русского языка»)
– Сам словарь дает такое толкование этого слова. Словарь – это сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснением или переводом значения слов с одного языка на другой.
– Название всего, что есть во вселенной, вместилось в словари.
Демонстрация имеющихся на выставке словарей («Толковый словарь русского языка», » Орфографический словарь русского языка», » Этимологический словарь школьника», «Энциклопедический словарь юного натуралиста» и т.п.).
В них вы найдете ответы на вопросы из разных областей знаний.
–Много сведений можно получить из словарей, но часто это зависит от того, умеете ли вы ими пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены словари.
–Все слова размещены в алфавитном порядке.
III. Знакомство со словарями.
Толковый словарь- словарь, поясняющий слова.
Самый знаменитый толковый словарь был создан более 100 лет назад.
-Жил в России один замечательный человек. Всю свою жизнь он посвятил тому, что собирал слова. Он записывал слово, а рядом давал его объяснение, часто к словам он делал рисунки, чтобы людям было понятно о чем идет речь. Зовут его Владимир Иванович Даль.
Над этим замечательным, уникальным памятником русского языка и русской культуры автор беззаветно трудился около 50 лет. Повсюду, в любых ситуациях, Владимир Иванович не переставал записывать слова. Из многих краёв России добровольные корреспонденты присылали ему местные слова и их толкования. Словарь содержит более двухсот тысяч слов, а также 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок. Конечно же, в наше время словарь не может быть использован как справочник по современному русскому языку. С тех пор значения многих слов изменились. Но ценность словаря от этого нисколько не уменьшилась.
-Ребята, у меня есть волшебный сундучок. Там находится предмет. А какой, вы узнаете, если отгадайте загадку.
Чёрный Ивашка – деревянная рубашка,
где носом поведёт, там заметку кладёт.
Если ты его отточишь,
нарисуешь всё что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж –
Практическая работа(по группам)
Памятка работы со словарем.
2. Определи, на какую букву оно начинается.
Карандаш – карандаш-ик, карандаш-н-ый
— Повторяйте за мной слова:
— А теперь – движения:
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите,
И на меня все посмотрите
-Я хочу рассказать вам об очень интересном словаре- это «Этимологический словарь».
Мы так привыкли к словам. Читаем, пишем, разговариваем. Но редко задумываемся о том, как появилось слово, какова его история и происхождение. В этимологическом словаре вы сможете найти интересные сведения о происхождении слов.
В этом слове тюркское кара является в своём обычном значении – «чёрный». Даш (таш) тоже тюркское слово, значащее «камень»; очевидно, карандаш некогда понималось как «чёрный камень» – графит.
-Очень важно, чтобы в словах каждая буква имела свое место. Всякое бывает.
Но что такое? Пропущены две буквы. У вас на столах буквы А и О.
Мнения разделились. Что делать? Кто прав?
Может быть поможет словарь?
— В каком словаре можно найти правильное написание слов? (ответы детей)
– Конечно же ему поможет орфографический словарь.
Орфографический словарь нужен для того. чтобы не допускать ошибок в словах, особенно в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам.
Практическая работа ( в парах)
(ищут слово в орфографическом словаре)
-Каждая группа к сегодняшнему занятию выполнили задания.
–Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Давайте еще раз вспомним, какие бывают словари?
Т
олковый Орфографический
с ловарь СЛОВАРИ словарь
–Понравилось ли вам работать со словарями? Довольны ли вы своей работой? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке в жизни? В каких случаях?
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как правильно пишется словари наши помощники в учебе, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как правильно пишется словари наши помощники в учебе", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.