Компания или кампания?
Слова «кОмпания» и «кАмпания» произносятся одинаково, хотя имеют разные значения. Гласные «О» и «А» — безударные, и их невозможно проверить, подобрав родственное проверочное слово. Из-за этого происходит путаница при выборе верного варианта написания: кАмпания или кОмпания. Чтобы запомнить, как правильно писать эти слова, нужно разобраться, в каких случаях употребляется слово «компания», а в каких – «кампания».
Как правильно пишется
Оба варианта написания верны, только употребляются в разных смыслах. Чтобы не сомневаться в том, как правильно в конкретном случае пишется это слово, нужно запомнить краткое правило соответствия смыслу: кОмпания — это люди, а кАмпания — это действия.
В чем разница
Оба этих слова пришли в русский язык из иностранных языков. Слово «кОмпания» происходит от латинского «companionem», поэтому пишется буква «О». Слово «кАмпания» происходит от французского слова «campagne», поэтому имеет букву «А».
Значение слова «компания»
В словаре русского языка Ожегова современного издания приводится два значения слова «компания»:
— группа лиц, проводящих вместе время;
— торговое или промышленное предприятие.
В значении «группа лиц» слово «компания» часто используется с эпитетом, конкретизирующим черты этой группы, например: дурная компания, компания подростков. Употребляя слово «компания» в значении «предприятие» или «организация», всегда указывают ее название или специфику: клининговая компания, транспортная компания.
Иногда в названии фирмы или организации используется фамилия ее главы или основателя, например «Петров и компания». В этом случае слово «компания» принято сокращать, используя знак К°. Значок К° произносится «ко». Примером организации с таким названием является издательство «Дашков и К°». Чтобы получить на компьютере символ °, нужно, удерживая клавишу Alt, набрать на малой (правой) клавиатуре цифры 0176, а затем отпустить Alt.
Обобщая, можно сказать, что компания – это группа людей, объединенных общей чертой, например:
— строительная компания – группа людей, которая занимается строительством объектов;
— молодежная компания – группа молодых людей, которые проводят вместе время.
Аналогичным образом, с гласной «О» пишутся родственные слова «кОмпаньон» и «кОмпанейский», а также сложное слово «кают-компания», образованное из двух слов. Кают-компанией называют общее помещение на судне для еды, отдыха, собраний.
Примеры предложений
Значение слова «кампания»
Слово «кАмпания» первоначально употреблялось применительно к военным действиям. Словарь русского языка Ожегова современного издания объясняет, что «кампания» в этом смысле – это совокупность военных операций, проходящих в одном месте (театр военных действий) в определенное время.
В дальнейшем слово «кАмпания» стали использовать в более широком смысле, подразумевая ряд действий, производимых для достижения определенной цели, например:
— предвыборная кАмпания – действия по подготовке выборов;
— рекламная кАмпания – действия с целью прорекламировать продукцию;
— уборочная кАмпания – действия с целью убрать урожай.
В настоящее время довольно часто встречается производное слово — «пиар-кАмпания». Оно происходит от английской аббревиатуры PR (Public Relations), которая произносится как «пи-ар». Public Relations в переводе — это «связи с общественностью».
Пиар-кампания – это комплекс мероприятий с привлечением СМИ, нацеленный на формирование положительного общественного мнения о ком-либо или о чем-либо, возбуждение интереса, роста популярности и т. п.
Поскольку пиар-кампания – это действия, то написание «пиар-кОмпания» будет неверным.
Примеры предложений
Заключение
Итак, правописание слов ко/ампания определяется их значением в контексте высказывания. Выбрать правильный вариант поможет краткое правило: кОмпания — это люди, а кАмпания — это действия.
«КАмпания» и «кОмпания», в чем разница?
В русском языке употребляются оба слова: «компания» и «кампания». Выбор написания буквы «о» в слове «компания» или «а» в слове «кампания» зависит от значения существительных и от контекста. Узнаем, в чем состоит разница этих слов.
В русской лексике существует множество абсолютно одинаково звучащих слов, но имеющих разное написание и значение. Такие слова называются термином греческого происхождения «омофоны», которое переводится как «одинаковый звук».
Омофонами являются слова «к а мпания» и «к о мпания». Путаница в их употреблении возникает из-за наличия безударной гласной, которая является непроверяемой в этих заимствованных словах. В лексике русского языка нет такого родственного проверочного слова, в котором бы сомнительный гласный стал ударным.
Чтобы различить, в каком случае какое из них следует написать, необходимо точно знать значение данных слов.
Значение слова «компания»
Латинским по происхождению словом «к о мпания», что буквально значит «сообщество», называется крупное промышленное объединение, занимающее производством, торговлей, строительством и другими видами деятельности, например:
Понаблюдаем за употреблением этого слова в контекстах с разным содержанием.
В 1867 году пароходная компания владела двенадцатью судами, из которых восемь было колёсных и четыре винтовых (Жюль Верн. Капитан Немо).
И если сотрудники консалтинговой компании не могут решить вопрос своими силами, они обращаются за ресурсной поддержкой к коллегам-консультантам (И. А. Толмачёва).
Среди торговых компаний определённое их число занимается только оптовой торговлей (Терминологический словарь).
Одновременно в области работают небольшие машиностроительные компании, которые связаны с этими крупными корпорациями и выполняют их заказы (Т. А. Сутырина. Стратегии инновационного развития российских регионов).
Рассматриваемое слово имеет также другое значение. Компанией назовем группу людей, объединенных общностью интересов или занятий, например:
Проведите время в шумной компании с близкими или друзьями (Г. П. Малахов. Самые нужные оздоровительные советы на каждый день).
Среди веселой и шумной компании мне стало грустно и одиноко (Е. Митягина. Два цвета реальности).
Значение слова «кампания»
Существительное «к а мпания», тоже имеющее латинское происхождение, изначально называло военные действия с общей стратегической целью.
Затем этим словом обозначили любое масштабное событие в жизни страны:
«Компания» или «кампания» – как правильно?
Правописание слова – «компания» или «кампания» – определено орфограммой № 2 и контекстом предложения. Рассмотрим, как это происходит.
Как пишется правильно: «компания» или «кампания»?
Какое правило применяется?
Названные выше лексемы – омофоны, то есть слова, которые только произносятся одинаково, но пишутся различно.
Компания – группа людей, проводящих вместе досуг; коммерческое предприятие, торговое или промышленное. Существительное иностранного происхождения. Заимствовано из итальянского или польского, но происходит от латинского – «соmраniа», что переводится как «сообщество».
Кампания – совокупность мероприятий общественно-политического значения (предвыборная к.), а также военных мероприятий (вторая чеченская к.).
Слово, как и первое, иностранного происхождения. Происходит от латинского – «campus», что переводится как «поле, равнина, степь».
Оба существительных принадлежат к разряду словарных слов. При их написании необходимо следовать указанной выше орф. – «Непроверяемые гласные и согласные», то есть проверять правильность написания по словарю.
Примеры предложений
Эта компания третий год строит наш коттеджный поселок.
Предвыборная кампания набирает обороты, кандидаты в депутаты стали активнее обещать «золотые горы».
Как неправильно писать
Нельзя путать слова и употреблять их в несвойственных значениях.
компания и кампания
Смотреть что такое «компания и кампания» в других словарях:
компания — Компания, см. кампания … Словарь ошибок русского языка
Кампания (значения) — Кампания (от фр. campagne): совокупность мероприятий, проводимых для достижения какой либо важной цели: Антиалкогольная кампания Предвыборная кампания Рекламная кампания военный поход, совокупность военных операций, объединённых общей целью … Википедия
Кампания на Соломоновых Островах — Война на Тихом Океане Американские солдаты на Бугенвиле. Март 1944 Дата январь 1942 – 21 августа … Википедия
Компания «Арбат Престиж» — Компания «Арбат Престиж» на российском рынке появилась в 1989 году и в начале своей деятельности занималась дистрибьюцией парфюмерно косметической продукции класса люкс. На протяжении многих лет компания занималась поставками в Россию… … Энциклопедия ньюсмейкеров
КАМПАНИЯ — жен. поход, продолжение действий против неприятеля, время или длительность целой войны, или же части ее, принятой за нечто целое; морской поход, бытность в море на военном судне. Морская кампания считается в шесть месяцев. (См. также компания).… … Толковый словарь Даля
кампания — – компания, приводим эту пару, чтобы показать их различие, которое не может сгладить даже их созвучие. Говоря кампания, мы имеем в виду выборную, агитационную, пропагандистскую и прочую работу, проводимую для достижения определенной цели. Что же… … Словарь ошибок русского языка
кампания — I. КАМПАНИЯ I и, ж. campagne f.,> нем. Kampagne, пол. kompaniya. 1. Совокупность военных операций, объединенных общей целью и проводимых в определенный период времени или на отдельном театре военных действий. БАС 1. О приближающихся военных… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Кампания — (от фр. campagne): совокупность мероприятий, проводимых для достижения какой либо важной цели: Антиалкогольная кампания Предвыборная кампания Рекламная кампания Военная кампания военный поход, совокупность военных операций,… … Википедия
Разница между «кампания» и «компания» — как правильно писать
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Русский язык «богат и могуч», как сказал классик. В нем переплелись исконно русские слова и слова, пришедшие из других языков.
Иногда мы становимся в тупик, когда нужно применить то или иное выражение или слово. Где-то в глубине души мы догадываемся о его значении и написании, но очень сомневаемся в правильности своей трактовки.
Поэтому сегодня мы «разберем по косточкам» два слова, похожих по звучанию, но абсолютно разных по смыслу. «Кампания и компания», в чем разница их смыслового наполнения и грамматики.
Кампания и компания — это два разных слова
Итак, примем за аксиому, что «кампания» (через «а») и «компания» (через «о») — это два разных слова.
Они схожи по звучанию из-за безударной гласной «о» в термине «компания», которая слышится как «а». Слова, схожие по звучанию, но разные по смыслу и написанию, называются омофоны (разновидность омонимов).
Далее проанализируем значение каждого из упомянутых слов.
Кампания — это существительное, имеющее несколько вариаций толкования, в зависимости от сферы применения. В русский язык пришло из французского (campagne) и переводится как «работа в поле», «поход».
Кампания:
Например, сахарная кампания включает в себя выращивание сахарной свеклы, сбор урожая, переработку свеклы в сахар;
Например, антиалкогольная кампания, проводившаяся в 80-х годах прошлого века, состояла из мер по ограничению продажи алкоголя (его продавали по талонам), ликвидации винных виноградников, проведению антиалкогольной пропаганды.
Рекламная кампания — микс рекламных мероприятий, направленных на увеличение продаж или на достижение иных целей (например, социальных).
Это слово имеет корни в латинском языке и в буквальном переводе обозначает «сотрапезники» (людей, которые вместе едят).
В переносном же смысле понятие можно трактовать как группу людей, объединенных общим делом. Поэтому говорят о компаниях производственных, творческих, дружеских и т.д.
В экономическом аспекте компания — это субъект предпринимательской деятельности (т.е. учредители компании ведут бизнес в формате созданной организации).
Создание компаний находится под контролем государства (обязательна регистрация в Федеральной налоговой службе). Членами компаний могут быть как физические, так и юридические лица.
Краткое резюме
Мы разобрались в разнице кАмпании и кОмпании, определились, как правильно пишутся эти слова.
Теперь вопрос «на засыпку»: «Рекламная кампания или компания, как правильно?». Верный ответ: если мы говорим о комплексе мероприятий по рекламированию какого-либо продукта, то подразумеваем кАмпанию. Если же речь идет фирме, специализирующейся на рекламе, то это кОмпания.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (6)
специально орфографически развели и зафиксировали в словарях с разными гласными в корне, чтобы так обозначить разные явления. То есть слово этимологически одно, а подмена буквы сделана специально. Отсюда и недоумение тех, кто не может запомнить, как правильно писать эти слова: ведь есть же другие многозначные слова. Пусть же и слово
Рекламная компания проводит рекламную кампанию по продвижению нового бренда малоизвестной компании, чьи собственные действия по рекламной кампании не принесли какого-либо значимого результата.
Сложность здесь в том, что на орфографическую ошибку эти слова не проверишь, нужно брать толковый словарь, но если написал — кампания, а имел в виду компанию, то в данном случае это будет именно орфографической ошибкой.
Например, если слово идет в контексте какой-нибудь рекламы в соцсетях, то правильно будет писать: «Рекламная кАмпания». Если же имеется в виду группа единомышленников, тогда ее можно назвать словом «КОмпания».
Иногда вижу в СМИ путаницу с этими двумя словами, а всё потому что образование ни к черту, люди идут в ВУЗы не за знаниями, а за дипломом.
Кампания может носить и негативный оттенок, если устраивается с целью пустить пыль в глаза, например показательная борьба государства с той же коррупцией, шуму много, а толку мало.