Анализ стихотворения «Как хорошо уметь читать» Валентина Берестова
«Как хорошо уметь читать» Валентина Дмитриевича Берестова – стихотворение, прочно прописавшееся в букварях и азбуках для детей нескольких поколений.
Стихотворение написано примерно в середине 1960-х годов. Поэту исполнилось 38 лет, уже около десяти лет он пишет стихи для детей, получил напутствие и ценные уроки от самого К. Чуковского, дружит с семейством Б. Заходера. В жанровом отношении – гимн чтению и себе как читателю, рифмовка парная и сплошная, деления на строки нет. Россыпь глагольных рифм, большинство из них, кстати, закрытые. Лирический герой, скорей всего, мальчишка. Как говаривал еще народ в своих пословицах, а затем и А. Пушкин – сладок плод ученья! Умение читать сродни волшебству: сквозь ряды букв возникают образы и захватывающие миры. Мимоходом поэт рисует образ дружной семьи: здесь и мама, и бабушка, и сестра. Еще недавно герой не умел читать – и был таким приставучим! Маме приходилось выкраивать минутку, чтобы прочитать продолжение полюбившейся истории. Бабушку и вовсе требовалось хорошенько встряхнуть, чтобы она отложила вязанье, надела очки и взялась за книгу с картинками. Сестру можно было уломать, только если долго канючить: «прочитай еще страницу!» А впрочем, читает она так себе, без выражения и, как назло, торопится. Ей чтение уже не кажется чудесным даром. А когда они откладывали книжку, оставалось лишь разглядывать картинки и пытаться разгадать секрет букв. И, конечно, завистливо обозревать книжные сокровища домашней библиотеки. Судя по всему, герой уже вполне готов к школе или уже начал ходить в нее. Естественность, непосредственность этих строк позволяет запомнить стихотворение едва ли не с первого раза. Лексика просторечная, живая, интонация восхищенная. Несколько восклицаний, прямая речь, россыпь лексических повторов, анафора, усиленная энергичным отрицанием (не надо). Междометие: ну. Эпитетов в стихотворении нет, впрочем, как и большинства средств художественной выразительности. Еще со времен К. Чуковского считается, что для детской поэзии они уместны только в малых пропорциях. Парентеза (вводное словечко): пожалуйста. Чуть архаичное «сестрица» вполне гармонирует с кругом детского чтения, языком народной сказки. Яркие приставочные глаголы, жизнерадостный ритм.
В стихах «Как хорошо уметь читать» В. Берестова – детский взгляд на мир, образец чистой радости от обретения еще одного инструмента его познания.
Валентин Берестов — Как хорошо уметь читать: Стих
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Анализ стихотворения «Как хорошо уметь читать» Берестова
«Как хорошо уметь читать» Валентина Дмитриевича Берестова – стихотворение, прочно прописавшееся в букварях и азбуках для детей нескольких поколений.
Стихотворение написано примерно в середине 1960-х годов. Поэту исполнилось 38 лет, уже около десяти лет он пишет стихи для детей, получил напутствие и ценные уроки от самого К. Чуковского, дружит с семейством Б. Заходера. В жанровом отношении – гимн чтению и себе как читателю, рифмовка парная и сплошная, деления на строки нет. Россыпь глагольных рифм, большинство из них, кстати, закрытые. Лирический герой, скорей всего, мальчишка. Как говаривал еще народ в своих пословицах, а затем и А. Пушкин – сладок плод ученья! Умение читать сродни волшебству: сквозь ряды букв возникают образы и захватывающие миры. Мимоходом поэт рисует образ дружной семьи: здесь и мама, и бабушка, и сестра. Еще недавно герой не умел читать – и был таким приставучим! Маме приходилось выкраивать минутку, чтобы прочитать продолжение полюбившейся истории. Бабушку и вовсе требовалось хорошенько встряхнуть, чтобы она отложила вязанье, надела очки и взялась за книгу с картинками. Сестру можно было уломать, только если долго канючить: «прочитай еще страницу!» А впрочем, читает она так себе, без выражения и, как назло, торопится. Ей чтение уже не кажется чудесным даром. А когда они откладывали книжку, оставалось лишь разглядывать картинки и пытаться разгадать секрет букв. И, конечно, завистливо обозревать книжные сокровища домашней библиотеки. Судя по всему, герой уже вполне готов к школе или уже начал ходить в нее. Естественность, непосредственность этих строк позволяет запомнить стихотворение едва ли не с первого раза. Лексика просторечная, живая, интонация восхищенная. Несколько восклицаний, прямая речь, россыпь лексических повторов, анафора, усиленная энергичным отрицанием (не надо). Междометие: ну. Эпитетов в стихотворении нет, впрочем, как и большинства средств художественной выразительности. Еще со времен К. Чуковского считается, что для детской поэзии они уместны только в малых пропорциях. Парентеза (вводное словечко): пожалуйста. Чуть архаичное «сестрица» вполне гармонирует с кругом детского чтения, языком народной сказки. Яркие приставочные глаголы, жизнерадостный ритм.
В стихах «Как хорошо уметь читать» В. Берестова – детский взгляд на мир, образец чистой радости от обретения еще одного инструмента его познания.
? Как хорошо уметь читать ?♀️ Стихи для детей ?
Стих для детей «Как хорошо уметь читать», Валентин Берестов. У меня на сайте, как дополнительный материал к теме «Книги для детей, как выбрать книгу для детворы». Где я обозначил, что такое стихи для детей среднего уровня качества. И почему случайно написанный один стих за всю жизнь, подобного уровня качества. Он не может быть лицом поэта.
В данном случае, графомана Берестова — только так и только своими словами. Какой он поэт — где эти, сто, двести, да, хотя бы три штуки подобного качества? Ведь, и то, качество, что я называю, как среднее, оно относительно среднее. Которое можно охарактеризовать, в честном восприятии, лишь, как читаемое. Всего лишь навсего. Учитывая какой мрак вышел под пера Берестова, и во всё другом: мерзкая графомания.
Стихи для детей о книгах и чтении
Что подкупает в обсуждаемом стихе Берестова, читателей, так это одна строка «Как хорошо уметь читать» Вдумайтесь в это, ведь так оно и есть, остальное всё примитив, как и то, как само название, как бы стиха для детей. Понятно без вопросов, что уметь читать, это не просто, хорошо. А само собой разумеющееся, и здесь видно невооружённым взглядом, что стихи не для детей, а для их родителей.
Аналогичный случай стиха для детей, это Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Случайно написанные строки, весьма и весьма посредственного качества, тем более учитывая какой мрак писал тот человек. Но первая строка в обоих случаях, она подкупает своей простотой и в тоже время делает мнение: железной правильностью этих мыслей первой строки.
Я в очень редких случаях, в образовательном русле, вдохновившись критикой или рецензией: пишу показательные строки — стихи для детей. Так случилось в этом случае. Написал с мыслью, что не место случайностям в детской литературе. Не должны тянуть за уши графоманию, случайно написанные строки. Каждый — в прямом смысле слова, что каждый, тем более если будет писать специально. За всю жизнь, он, по-любому напишет строки что будут «звенеть». Так что, теперь всех в литературу вводить и ставить клеймо «великий поэт».
Что, я только что озвучил: очень важно для понимания — касательно всей русской литературы.
По следам честной критики
Коротко и понятно уложилась у меня похожая мысль, которую я вложил в стих для детей Знание — сила!. Но только в правильном русле, её морали. О пользе знаний, а не просто, что читаешь. О простом чтении даже говорить не стоит — неправильная мысль. Эту тему я подробно осветил в теме польза и вред чтения.
Правильная мораль для детей, у меня вообще вылилась в нечто большее, чем просто стихи. Русская басня Александр Протасов рекомендую для ознакомления. Будьте первым кто это узнает!
Увидит, кто смотрит
Вы сами посмотрите на верхние строки стиха Берестова: подкупает только правильность звучания мысли для взрослых людей, а не для детей. Читать хорошо и все с этим согласны, но что читать об этом ни слова. А с другой стороны: кто не может читать, он ведь этот стих не прочтёт. Не задумывались об этом? И если уже можешь читать, то это, как бы, уже не стоить читать. Стих не для детей — однозначно.
Поэтому, такие одиночные вирши, их «великих» — вроде «Как хорошо уметь читать», оно, и случайное. Какое залетело в голову, на какой-то ноте, такое и осталось. Без всяких редакций и расширения мысли. И называть человека поэтом за эти случайные, один, два, пускай десять штук за всю жизнь. Я считаю, что не стоит опускаться на уровень такого мрака — педалировать графоманию. А тем более, вводить её в детскую литературу.
Родитель, контролируй, что читают ваши дети!
Детские стихи о книге и чтении
Кто чему научится
Чему первым делом
Научится кошка?
— Хватать!
Чему первым делом
Научится птица?
— Летать!
Чему первым делом
Научится школьник?
— Читать!
(В. Берестов)
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
(В. Берестов)
Как бы жили мы без книг
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали 6 ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей.
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.
Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.
И она в любые страны
Через все века пройдёт,
Как великие романы
«Тихий Дон» и «Дон Кихот»!
Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря!
И особенно российской –
Начиная с Букваря!
(С. Михалков)
Праздник книжки
Тает снег, клокочут воды,
Звонко птицы гомонят.
По-весеннему сегодня
Расцвели глаза ребят.
Очень любят праздник книжки
И девчонки, и мальчишки.
Книга – верный,
Книга – первый,
Книга – лучший друг ребят.
Нам никак нельзя без книжки,
Нам никак нельзя без книжки! –
Все ребята говорят.
( З. Бычков )
Читайте, дети!
Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся
Того, к чему доброе
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт!
(Н. Пикулева)
Мы дружны с печатным словом
В городах и на селе —
Начинающий читатель
Держит книгу на столе.
Мы дружны с печатным словом.
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
Даже маленький ребёнок,
Не умеющий читать,
Только выйдет из пелёнок
Просит книжку показать.
В день рождения подарок
Хочешь другу подарить —
Принеси ему Гайдара,
Будет век благодарить!
Книги дружат с детворою,
Книгу ценит пионер,
И любимые герои
Для него всегда пример!
Книг заветные страницы
Помогают людям жить,
И работать, и учиться,
И Отчизной дорожить.
( С. Михалков)
Обращение писателя к читателям
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
( С. Михалков )
Замечательные книжки
Свежий ветер напевает,
Дальних странствий голоса,
Он страницы раздувает,
Словно чудо-паруса!
Посреди любой страницы,
Оживают чудеса,
Не слипаются ресницы,
Разбегаются глаза!
Но читая дни и ночи
И плывя по морю строчек,
Курса верного держись!
И тогда откроют книжки –
Замечательные книжки –
Замечательную жизнь!
( Л. Крутько )
Дальние дали, чудесные страны
Манят меня сквозь «седые туманы».
На кораблях, на слонах и верблюдах
Снова я еду на поиски чуда.
Я постоянно в далёких походах:
На самолётах и теплоходах,
Яхтах, каноэ, автомобилях
«Жму километры» и «меряю мили».
Нет, не обманщик я и не врунишка,
Просто мальчишка, читающий книжки,
А путешествовать в дальние дали
Начал лет в семь, по страницам журнальным.
(А. Лугарёв)
Первая книжка
Книгу первую мою
Берегу я и люблю.
Хоть пока и по слогам,
Я ее читаю сам –
И с конца, и с серединки,
В ней красивые картинки,
Есть стихи, рассказы, песни.
С книгой жить мне интересней!
Читать ужасно интересно:
Вы можете сидеть, лежать
И — не сходя при этом с места —
Глазами книгу ПРОБЕЖАТЬ!
Да-да! Читать — ХОДИТЬ ГЛАЗАМИ
За ручку с мамой, после — сами.
Ходить — ведь это же пустяк,
Не бойтесь сделать первый шаг!
Споткнулись раз, другой…
И вдруг вы
Прочли подряд четыре буквы,
И вы пошли, пошли, пошли —
И слово первое прочли!
От слова к слову — как по кочкам —
Помчитесь весело по строчкам…
И так научитесь читать —
Как бегать,
Прыгать…
Как летать!
Я знаю, скоро по странице
Порхать вы будете, как птицы!
Ведь необъятен и велик,
Как небо —
Мир волшебный книг!
(А. Усачев)
Читаешь чужое, а видишь — своё!
…Лежу на диване. Удобно. Приятно.
Смотрю телевизор, и всё мне понятно.
Другие придумали – мне показать.
Не надо ни думать, ни воображать.
Но мама сказала: – Ты видишь чужое.
Занятие это, считаю пустое.
А с книгой полезнее время твоё:
Читаешь чужое, а видишь своё!
На книжном пути сам себе режиссёр,
Художник, артист, музыкант, каскадёр…
Когда интересную книгу читаешь,
С писателем вместе свой мир сочиняешь:
Ты воин-герой, ты спаситель миров,
Ты храбрый Комарик для всех Пауков.
И сказка и быль, и мгновенье и вечность…
Над книжной страницей лететь в бесконечность!
Сказала когда-то мне мама сама,
Что книги читать – это пища ума.
Твой ум развивается воображеньем,
И чтение – лучшее в мире ученье!
(Детсад-Школа)
Книгоград
В моём шкафу теснится к тому том,
И каждый том на полке словно дом…
Обложку-дверь откроешь второпях –
И ты вошёл, и ты уже в гостях.
Как переулок – каждый книжный ряд.
И весь мой шкаф – чудесный Книгоград…
(Д. Кугультинов)
Писатель
С книжками мы все дружны:
И ты, и я – читатели.
И, конечно, знаем мы,
Что пишут их писатели.
Писателем не просто стать,
Как и музыкантом –
Непременно обладать
Надо тут талантом.
Как в профессии любой,
Здесь свои секреты:
В книге действует герой
Строго по сюжету.
Сочиняет свой сюжет
Автор, сидя в кресле.
Выдумке предела нет –
Лишь бы интересней.
Он Незнайку на Луну,
Словно маг, отправит,
И волшебную страну
Полюбить заставит.
Из нее приходят к нам:
Винни-Пух, Мальвина,
Айболит, Гиппопотам,
Храбрый Чипполино.
Здесь, за письменным столом,
Место их рожденья,
Оживают под пером
Все их приключенья.
Вот дописана строка,
И готова книжка…
Прочтут ее наверняка
Девчонки и мальчишки!
Я – это мир, а мир стал мной,
Едва открыл страницу!
Могу в героя книги я
Мгновенно превратиться!
Стихом и прозой говоря,
Рисунком и словами,
Страницы книг ведут меня
Волшебными путями.
Я в мире слов перешагну
Любых времён границы,
Могу теперь весь шар земной
Я облететь, как птица!
Страницы, главы и слова
Летят перед глазами.
Мы с книгой стали навсегда
Хорошими друзьями!
(Пер. с английского А. Матюхина)
Бумажный кораблик по имени «Книга»
Бумажный кораблик
По имени «Книга»
Не хуже корвета,
Фрегата и брига
Меня увлечёт
В океаны мечтаний,
Где щедро откроет
Сокровища знаний.
Готовы нести меня
В дальние страны
Рассказы и сказки,
Стихи и романы.
Страниц паруса
Наполняются бризом
Историй талантливых,
Полных сюрпризов.
А я командор
Экспедиции-чтения.
Поплыли со мною
Искать приключения!
(А. Сметанин)
Стихи детей о книгах
(журнал «Костёр»)
Я с детства с книгами дружу,
По строчкам пальчиком вожу,
И целый мир за это
Мне выдает секреты.
(Коля Поляков)
Не зря назвали книгу
Духовной пищей нашей,
Судьба покажет фигу
Тому, кто ест лишь кашу.
(Ира Лазарева)
Книга — лучший друг ты мой,
Мне так радостно с тобой!
Я люблю тебя читать,
Думать, мыслить и мечтать!
(Настя Струкова)
Как хорошо уметь читать!
Взять книгу в руки и узнать,
Что в мире было до меня
И для чего родился я.
К каким галактикам слетать,
Что посмотреть, кем быть, кем стать
Мне книга может рассказать,
Ведь только ей дано все знать.
(Коля Поляков)
Яблочки – от яблоньки,
От розы – аромат,
От чтенья – эрудиция.
Такой вот результат!
Не знаю я даже, как вам и сказать:
Наш Вова на днях научился читать.
Спит с книжкой в обнимку всю ночь напролет,
Проснется – и тут же ко всем пристает,
Прочтет два-три слова и просит: «Проверь!»
Он гордый такой: «Я читатель теперь!»
Мы всею семьёю за чтенье взялись,
Нас Вова заставил.
Эх! Вот она, жизнь!
(Т. Гусарова)
Чтение
Мама мне читает книжку
Про зайчишку и лисёнка.
Я б послушал про войнушку,
Только мама ведь – девчонка.
Будет ей, наверно, скучно,
Так, что даже зазевает.
Ладно, завтра про войнушку
На ночь папа почитает.
А сегодня про зайчишку
И про плюшевого мишку.
Хоть про мышку, хоть про шишку –
Всё равно, была бы книжка!
(А. Корнилов)
Книжкины секреты
Если хочешь много знать,
Вслушайся в советы.
Научись распознавать
Книжные секреты.
В каждой книжке — свой секрет,
И ненужных книжек нет.
Если быстрый самолет
В небо устремился,
Знает свой секрет пилот.
Он ему учился.
В каждой книжке — свой секрет,
И ненужных книжек нет.
Если мама на обед
Варит щи и кашу,
У нее есть свой секрет,
Тоже очень важный.
Знайте, все девчонки,
Знайте, все мальчишки:
В каждой книжке — свой секрет!
Все читайте книжки!
(Л. Гусельникова)
Пожелание поэта
Обычно от вас это держат в секрете.
А я не скрываю, товарищи дети.
Хочу, чтобы вы, дорогие читатели,
Д аром за чтением время не тратили.
Хочу, признаюсь откровенно и честно,
Чтоб книжку вам было читать интересно…
( Б. Заходер )
Новому читателю
Эту короткую песню мою
Я посылаю в печать.
Тем я в подарок ее отдаю,
Кто научился читать.
Новый читатель является к нам.
Это хорошая весть!
Очень приятно, что может он сам
Каждую строчку прочесть.
Школе спасибо! Спасибо тому,
Кто напечатал букварь.
Будто принес он в глубокую тьму
Яркий волшебный фонарь.
(С. Маршак)
Слово про слово
Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
(Ю. Энтин)
Снова в печке огонь шевелится,
Кот клубочком свернулся в тепле,
И от лампы зеленой ложится
Ровный круг на вечернем столе.
Вот и кончены наши заботы –
Спит задачник, закрыта тетрадь.
Руки тянутся к книге. Но что ты
Будешь, мальчик, сегодня читать?
Хочешь, в дальние синие страны,
В пенье вьюги, в тропический зной
Поведут нас с тобой капитаны,
На штурвал налегая резной?
Зорок взгляд их, надежны их руки,
И мечтают они лишь о том,
Чтоб пройти им во славу науки
Неизведанным прежде путем.
Сжаты льдом, без огня и компаса,
В полумраке арктических стран
Мы спасем чудака Гаттераса,
Перейдя ледяной океан.
По пещерам, подземным озерам
Совершим в тесноте и пыли,
Сталактитов пленяясь узором,
Путешествие к центру земли.
И без помощи карт и секстанта,
С полустертой запиской в руке,
Капитана, несчастного Гранта,
На безвестном найдем островке.
Ты увидишь леса Ориноко,
Города обезьян и слонят,
Шар воздушный, летя невысоко,
Ляжет тенью на озеро Чад.
А в коралловых рифах, где рыщет
«Наутилус», скиталец морей,
Мы отыщем глухое кладбище
Затонувших в бою кораблей.
Что прекрасней таких приключений,
Веселее открытий, побед,
Мудрых странствий, счастливых крушений,
Перелетов меж звезд и планет?
И, прочитанный том закрывая,
Благодарно сходя с корабля,
Ты увидишь, мой мальчик, какая,
Тайны полная, ждет нас земля!
Вел дорогой тебя неуклонной
Сквозь опасности, бури и мрак
Вдохновленный мечтою ученый,
Зоркий штурман, поэт и чудак.
(В. Рождественский)
Открыватель Америки
Замечательную книжку
Я себе вчера купил!
Прочитал её вприпрыжку,
А быть, может, проглотил.
Восхищаюсь Марком Твеном –
Вот бы с ним сыграть в футбол!
Так, в огромнейшей вселенной
Я себе друзей нашёл.
Мне понравился Том Сойер
И его приятель Финн.
Тётю Полли б не расстроил
И не корчил бы ей мин.
Я себе фрегат построю
И по водному пути,
Я Америку открою,
К ней так легче подойти.
Доберусь до Миссисипи,
Там в пещеру попаду.
И тогда, меня простите,
Клады все свои найду.
Пусть не стану бизнесменом,
Я пока ещё учусь,
Только всё же, с Марком Твеном
Этим кладом поделюсь!
(Н. Анишина)
Аркадий Гайдар
Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер, как солдат.
Ты повесть школьную открой —
Гайдар ее писал:
Правдив той повести герой
И смел, хоть ростом мал.
Прочти гайдаровский рассказ
И оглянись вокруг:
Живут сегодня среди нас
Тимур, и Гек, и Чук.
Их по поступкам узнают.
И это не беда,
Что по-гайдаровски зовут
Героев не всегда.
Страницы честных, чистых книг
Стране оставил в дар
Боец, Писатель, Большевик
И Гражданин — Гайдар.
(С. Михалков)
Книги
(Ю. Ванаг)
Бедным считайте такое жилище,
Где вся забота – набить бы живот,
Где калорийная, вкусная пища
Пищу духовную не признает.
Книга – советчик,
Книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец,
Книга – нетленная память и вечность.
Спутник планеты Земля, наконец…
(В. Боков )
Без книги в мире ночь.
Без книги в мире ночь и ум
людской убог,
Без книги, как стада,
бессмыслены народы.
В ней добродетель, долг, в ней
мощь и соль природы,
В ней будущность твоя
и верных благ залог.
(В. Гюго )
(В. Инбер)
Открываю томик одинокий —
томик в переплёте полинялом.
Человек писал вот эти строки.
Я не знаю, для кого писал он.
Пусть он думал и любил иначе,
и в столетьях мы не повстречались.
Если я от этих строчек плачу,
значит, мне они предназначались.
(В. Тушнова)
Есть книги, как дождик по крышам,
как милый приветливый кров,
и книги, которые дышат
простором на стыке ветров.
Счастливые книги, в которых
несмолкшее время хранит
и гул орудийный «Авроры»,
и гул, где взрывали гранит.
Есть книги. В них битв и салютов
суровый и радужный гром
еще не рожденные люди
услышат в далеком своём.
(С. Щипачев )
Да здравствует книга!
Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига.
Вечных истин немеркнущий свет —
Это книга. Да здравствует книга!
Неустанных исканий залог.
Радость каждого нового сдвига,
Указанье грядущих дорог —
Это — книга. Да здравствует—
книга!
Чистых радостей светлый исток,
Закрепленье счастливого мига.
Лучший друг, если ты одинок, —
Это книга. Да здравствует книга!
(Т. Щепкина-Куперник )
И ветры в книги влюблены!
Книга, как птица, —
Может весь мир облететь.
Книга — царица —
Может сердцам повелеть.
Книга — богиня —
Чудо свершает порой.
Книга — рабыня —
Часто проходит сквозь строй.
(К. Баришевский )
Домашняя библиотека
В моей квартире собраны миры.
Они стоят на стеллажах и полках.
Они стоят, застывши до поры,
Но быть открытыми желанья полны.
Я каждый мир любовно обвожу
Мечтающим в него проникнуть взглядом
И каждый раз вздыхаю, ухожу,
Завороженный милым книжным рядом.
И дни бегут, событиями полны,
Влекут меня по жизни за собой.
И снова не до тех мне, что на полках
Образовали неразрывный строй.
Мне стало стыдно обводить их взглядом,
Но я уверен — это до поры:
Настанет день — я ближе к книгам сяду,
И вот тогда — да здравствуют миры!
(А. Жиляев )
Второе рождение
Я на книгу молюсь, как на хлеба ковригу.
Книга — пища души. Книга — к жизни зовет!
Я принес переплетчику ветхую книгу.
Он листы перешил. Обновил переплет.
Он разгладил углы. Он обрывы заклеил.
Он работал с предельной отдачею сил.
Он ее обихаживал. Холил. Лелеял.
Он страницы умолкшие вновь оживил.
И в искусстве его есть свое вдохновенье.
Есть свое мастерство для добротнейших дел.
Дал он книге старинной второе рожденье —
И поэт вместе с нею помолодел.
(Г. Абрамов )
Люблю вас, далекие пристани
В провинции или деревне.
Чем книга чернее и листанней,
Тем прелесть ее задушевней.
Обозы тяжелые двигая,
Раскинувши нив алфавиты,
Россия волшебною книгою
Как бы на середке открыта.
И вдруг она пишется заново
Ближайшею первой метелью,
Вся в росчерках полоза санного
И белая, как рукоделье.
Октябрь серебристо-ореховый,
Блеск заморозков оловянный.
Осенние сумерки Чехова,
Чайковского и Левитана.
(Б. Пастернак )
Друзья мои! С высоких книжных полок.
Друзья мои! С высоких книжных полок
Приходите ко мне вы по ночам,
И разговор наш – краток или долог, –
Всегда бывает нужен мне и вам…
Через века ко мне дошел ваш голос,
Рассеявшийся некогда, как дым,
И то, что в вас страдало и боролось,
Вдруг стало чудодейственно моим.
(В. Рождественский)
Стареют книги.
Стареют книги. Нет, не переплет,
Не тронутые плесенью страницы,
А то, что там, за буквами, живет
И никому уж больше не приснится.
Остановило время свой полет,
Иссохла старых сказок медуница,
И до конца никто уж не поймет,
Что озаряло наших предков лица.
Но мы должны спускаться в этот мир,
Как водолазы в сумрак Атлантиды,—
Былых веков надежды и обиды
Не только стертый начисто пунктир:
Века в своей развернутой поэме
Из тьмы выходят к Свету, к вечной теме.
(В. Рождественский )
Есть книги — волею приличий
Они у века не в тени.
Из них цитаты брать —- обычай —
Во все положенные дни.
В библиотеке иль читальне
Любой — уж так заведено —
Они на полке персональной
Как бы на пенсии давно.
Они в чести.
И не жалея
Немалых праздничных затрат,
Им обновляют в юбилеи
Шрифты, бумагу и формат.
Поправки вносят в предисловья
Иль пишут наново, спеша.
И — сохраняйтесь на здоровье,—
Куда как доля хороша.
На них печать почтенной скуки
И давность пройденных наук;
Но, взяв одну такую в руки,
Ты, время,
Обожжешься вдруг.
Случайно вникнув с середины,
Невольно всю пройдешь насквозь,
Все вместе строки до единой,
Что ты вытаскивало врозь.
(А. Твардовский )
С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
Информацию присылайте на почту admin@uti-puti.com.ua
Автор:
Добавлено: 15.03.2021
Просмотров: 18419
Ключевые слова: стих про чтение, стих про книгу, книга, чтение, детские стихи