Коммуникабельность в резюме: когда стоит написать об этом навыке
Специалист в сфере HR и развития карьеры
Эффективное общение является одним из самых востребованных навыков практически во всех сферах деятельности. Независимая исследовательская организация Conference Board of Canada назвала его фундаментальным, то есть необходимым для гармоничного развития личности. Это означает, что писать про коммуникабельность в резюме не только можно, но и нужно.
Что такое коммуникабельность
Резюме – документ, в котором информация изложена в сжатом виде. Поэтому кандидаты должны тщательно подходить к выбору того, что будет содержаться в блоках. Сегодня каждый второй соискатель пишет в анкете о коммуникабельности, но мало кто представляет, насколько многогранно это понятие.
Прежде чем погрузиться в вопросы заполнения резюме, давайте пройдемся по основам. Данная информация поможет понять, почему навык общения так востребован у работодателей.
Коммуникабельность представляет собой целый комплекс умений:
Что такое общение, если смотреть с позиции взаимодействия в команде? Это обмен идеями, инструкциями, мнениями. Сам процесс намного глубже, чем просто приятельский разговор. Но даже в рабочих условиях коммуникация может быть неэффективной.
Коммуникативные навыки на рабочем месте можно разделить на 3 большие категории: вербальные, невербальные и письменные.
Вербальные навыки подразумевают под собой устное общение. Однако для достижения эффективности передачи сведений спикеру следует тренироваться над выразительной и темпо-ритмической стороной речи. К невербальным коммуникативным навыкам относятся жесты, мимика, позы. Здесь прием и передача информации происходит с помощью зрительного и тактильного анализаторов. Письменное общение хотя и является частью невербального, но менеджеры по персоналу выделяют его как отдельное профессиональное умение. Например, для таких специалистов, как программист, бухгалтер, секретарь, юрист грамотная письменная речь играет большую роль в карьерном развитии. Письменная речь – это не только текст, написанный от руки, но также напечатанный на компьютере или ином устройстве.
Примеры коммуникативных навыков для резюме
Как мы писали выше, указывать в резюме коммуникабельный стало модно. Но это понятие для каждого соискателя несет разную смысловую нагрузку: болтливость, умение убеждать, способность поддерживать любой разговор и т.д. Одно слово в анкете не даст полного представления о намерениях и талантах.
Рекрутер оценивает коммуникабельность в резюме уже с первых прочитанных строк.
Для резюме некоторых специалистов навыки коммуникабельный и общительный не будут информативны. Эти два термина не раскрывают личностные особенности, если вы, например, претендуете на должность «агента по недвижимости». В таких случаях рекомендуем включать в анкету синонимы и дополнительные слова.
Безусловно, указывать все умения сразу не стоит. 4-5 позиций будет достаточно. Идеальный вариант – продемонстрировать в анкете, как каждый из навыков повлиял на вашу работу.
Правильно | Неправильно |
---|---|
Показать в резюме пример проявления коммуникабельности. Допустим, «Благодаря увеличению количества командных встреч, где каждый работник мог высказаться о проблемах и достижениях, всего за 2 месяца мне удалось повысить вовлеченность персонала на 50%». | Указать в резюме ответственный и коммуникабельный. |
Помните, первое, на что будут обращать внимание рекрутеры при оценке коммуникативных навыков в резюме – насколько грамотно составлен сам документ. Исключите ошибки, жаргонизмы, соблюдайте информационно-деловой стиль письма. Количественные показатели можно добавить в блок «опыт работы», раздел «о себе» или отразить в цели резюме.
Что еще подойдет для включения в резюме кроме общительности и коммуникабельности? Давайте рассмотрим варианты для разных специальностей.
Специальность | Синонимы и дополнительные слова |
---|---|
Логопед | Грамотная речь, четкая дикция, взаимодействие с родителями |
Менеджер по работе с клиентами | Умение убеждать, работа с возражениями, холодные звонки |
Торговый представитель | Ведение переговоров, техника продаж, презентация услуг |
PR-менеджер | Нетворкинг, взаимодействие со СМИ, деловая переписка |
Мы продемонстрировали разные способы показать работодателю владение навыком эффективного общения. Теперь вы понимаете, что коммуникабельность в резюме социального работника, телеведущего и педагога будет отличаться.
Коммуникабельность в CV на английском языке
Помните, что ответственность, стрессоустойчивость и общительность являются ключевыми личными качествами в резюме для большинства профессий. Независимо от того, на каком языке составляется анкета.
По аналогии с документом на русском языке в английской версии есть разные термины для того, чтобы раскрыть умение эффективно коммуницировать. Вот некоторые из них:
Вариантов гораздо больше, поэтому здесь также нельзя ограничиваться лишь словом «sociability». Рекрутер непременно оценит не только наличие навыков, но и отличное знание иностранного языка.
Как развить навык коммуникабельности
Представим ситуацию: вы нашли идеальную для себя вакансию. В качестве одного из главных требований к кандидатам значится общительность. Объективно оценив имеющиеся навыки, вы понимаете, что не соответствуете заявленной позиции. Как поступить? Отказаться? Ни в коем случае! Коммуникабельность относится к soft skills. Значит, при желании этим навыком способен овладеть любой человек.
Как развивать коммуникативные умения:
Коммуникабельность – это постоянная практика. За пару дней вы не разовьете навык до экспертного уровня. Но успеете изучить базовые приемы. Даже самый общительный человек, если долго поживет в изоляции, не сможет подойти к первому встречному и задать вопрос. Потребуется время для того, чтобы вновь обрести уверенность в себе.
Вывод
Как написать в анкете о коммуникабельности: чек-лист для соискателей
Специалист в сферах Education и HR. Независимый журналист. Профиль в соцсетях: Facebook
Как сформулировать личные качества в резюме
Личные качества в резюме — это особенности характера человека, в том числе и связанные с деловой сферой. Например:
Что такое личные качества, и почему они важны
Что хочет знать наниматель о потенциальном работнике, помимо его образования, опыта и профессиональных навыков? Обычно это отношение к работе, к другим людям (сотрудникам и клиентам) и карьерные цели.
Описать личные и профессиональные качества для резюме — не такое простое дело, и вот почему:
Какие качества указывать в резюме, а какие нет
То, какие качества написать в резюме, напрямую зависит от желаемой должности. Менеджеру и руководителю торговой организации требуются деловые способности, а не креативность или любовь к детям. Если работа требует сосредоточенности и усидчивости, то их и укажите, а творческий потенциал оставьте музыкантам, дизайнерам и художникам.
Рекрутеры тратят на просмотр каждой анкеты меньше минуты, и типовые и заезженные «ответственности» с «пунктуальностями» их только раздражают, а соискатель автоматически попадает в список одинаковых претендентов.
Как привлечь внимание? Развёрнуто, но немногословно «раскрыть тему». Например: «свои обязанности выполняю добросовестно» лучше, чем стандартное «ответственность». «Коммуникабельность» описывается более конкретно, если были пройдены специальные курсы и бизнес-тренинги.
Пример личных и профессиональных качеств в резюме:
Что писать
Вот список положительных качеств человека для резюме — кратко и развёрнуто.
Личные качества кратко
Добросовестно отношусь к работе
Всегда выполняю задания в срок
Легко нахожу общий язык с людьми
Умею находить индивидуальный подход к клиенту
Умею работать в команде
Вежлив и ровен в общении
Всегда вежлив и сохраняю спокойствие в любой конфликтной ситуации
Ищу и воплощаю оригинальные решения даже для обыденных задач
Быстро вникаю в новую информацию
Постоянно занимаюсь самосовершенствованием, повышаю квалификацию на курсах и тренингах, готов к дальнейшему обучению
Способен производительно работать, сосредотачиваясь на конечных целях
Сохраняю самообладание при любых обстоятельствах
Чаще всего возможно оставить и так
Повторимся: некоторые достоинства или недостатки таковыми становятся только в конкретных обстоятельствах, и ваши «занудство» или «несговорчивость» способны оказаться к месту и ко времени — смотря, как преподнести.
Вот пример сильных качеств человека для резюме, которые для организаторской и руководящей работы (и не только) очень ценны:
Дотошно (тщательно) выверяю каждую деталь проекта. Это увеличивает время его выполнения, но обеспечивает качественный результат
Педантично подхожу к организации порядка в документах и отчетах
Строго требую от подчиненных четкого и качественного исполнения поставленных задач
Указываю коллегам на их ошибки в командных проектах, но готов помочь в их устранении
Индивидуальный подход к рассказу о себе помогает найти новую работу, даже если требования в вакансии указаны в формализованных формулировках. А вдруг это первая проверка на реальную заинтересованность?
Помните: что написать в резюме о своих личных качествах, зависит от того, какую работу вы ищете. Составить универсальный список характеристик для всех компаний невозможно. Лучше подготовить несколько вариантов резюме и готовиться аргументировать написанное на собеседовании.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как составить эффективное резюме. Используйте эти инструкции бесплатно.
Личные качества: коммуникабельность.
Словарь по общественным наукам трактует коммуникабельность как способность человека к коммуникации, установлению контактов и связей. Из этого определения следует, что она не ограничивается одной лишь общительностью, а означает умение выстроить конструктивный диалог как в письменной, так и в устной форме практически с любым человеком. Однако это вовсе не подразумевает панибратское общение, о чем всегда следует помнить в процессе составления резюме и беседы с работодателем.
Что входит в понятие коммуникабельности?
Коммуникабельность – одно из основных личных качеств, необходимых практически любому человеку для достижения успеха в современном мире. Для специалистов по пиару, менеджеров по продажам, работников сферы услуг, эйчаров умение находить общий язык, быстро менять линию поведения и настраиваться на одну волну с абсолютно разными людьми является частью профессиональных компетенций.
Как известно, большинство представителей кадровых служб не обращают особого внимания на список личных качеств, указанных в резюме, но в то же время отсутствие этой, на первый взгляд, формальности может насторожить работодателя и вызвать подозрение, что у соискателя есть некоторые трудности в общении с людьми. Поэтому, с одной стороны, не стоит увлекаться, перечисляя все присущие вам положительные качества, а с другой – не нужно о них забывать, чтобы вам не задавали лишние уточняющие вопросы.
В пользу коммуникабельности соискателя, в первую очередь, свидетельствуют его опыт работы и результаты, которых он смог добиться ранее. Так, если у вас клиентоориентированная профессия, то вы не сможете продвинуться по карьерной лестнице, не будучи общительным человеком.
Елена Старовойт, консультант по подбору персонала компании «Амплуа-Брокер», замечает, что обычно рекрутеры различают два вида коммуникабельности: устную и письменную.
Письменная коммуникабельность
Как правило, проверяется по тому, как составлено резюме соискателя. Сотрудники кадровых служб в первую очередь обращают внимание на грамматические и стилистические ошибки, особенно если требуется кандидат на ответственную должность. «Опечатки видны сразу, – отмечает Елена Старовойт, – и отделить от них ошибки как таковые не составляет труда. Наличие в резюме соискателя грубых ошибок – повод задуматься о прекращении дальнейшего рассмотрения кандидатуры».
Не стоит излишне углубляться в детали, так как это может сыграть не в вашу пользу.
Второй показатель – насколько структурированно, четко и полно соискатель составил свое резюме, как описал круг поставленных перед ним задач, функциональные обязанности, достижения. Но не стоит излишне углубляться в детали, так как это может сыграть не в вашу пользу, потому что свидетельствует о неумении правильно установить индикаторы внимания, сфокусироваться на наиболее важных моментах в своей профессиональной карьере, четко и лаконично описать опыт работы.
Устная коммуникабельность
Ее наличие у кандидата проверяется прежде всего при личном собеседовании и частично при психолингвистическом анализе его речи, в процессетелефонного интервью. Существует несколько критериев, по которым сотрудники кадровых служб оценивают этот вид коммуникабельности:
Логичность и структурированность речи – это то, что в первую очередь характеризует человека, обладающего навыками устной коммуникабельности. С целью проверки этого качестве эйчары нередко задают вопросы, которые требуют развернутого ответа, но ни в коем случае не «растекания по древу». «Быть коммуникабельным» вовсе не означает «говорить без остановки», наоборот, лучше всего действовать по принципу «краткость – сестра таланта». Например, отвечая на вопрос: «Расскажите, пожалуйста, немного о себе», кандидату не стоит пускаться в пространное рассуждение, пересказывая всю информацию, содержащуюся в резюме. Выше всего оценивается краткий (2–4 минуты), логично выстроенный рассказ о себе как о профессионале в определенной области.
По мнению кадровых консультантов, главный показатель при оценке личности кандидата – его адекватное, в какой-то степени критичное, отношениек себе и к окружающим. Панибратское обращение и переход с первых минут разговора на «ты» вовсе не свидетельствует о вашей коммуникабельности, а скорее отражает отсутствие навыков профессионального общения. Никита Крупский, руководитель направления FMCG холдинга «Империя кадров», приводит пример из своей практики, когда он набирал команду менеджеров среднего звена, и многие из них, будучи одного возраста с консультантом, сразу переходили на «ты». Конечно, такое поведение не служило основным показателем при приеме на работу, но на общем впечатлении этот факт, несомненно, отразился. «Во время подбора кандидатов порою сталкиваешься с отсутствием у них профессионального этикета, что, безусловно, влияет на итоговое решение по кандидатуре, – комментирует Юлия Смирнова, руководитель направления по работе с клиентами холдинга «Империя кадров». –Так, в моей практике бывали случаи, когда соискатель буквально экзаменовал консультанта на знание узкоспециализированных вопросов в профессиональной деятельности».
Выше всего оценивается краткий (2–4 минуты), логично выстроенный рассказ о себе как о профессионале в определенной области.
Собеседники, не слышащие и не слушающие друг друга, не смогут вести конструктивную беседу. Беспрестанно говорящий человек, не внимающий замечаниям и просьбам оппонента, не способен прийти к взаимопониманию со своим собеседником. В результате, эффективность такого диалога уверенно стремится к нулю.
Коммуникабельный человек, как правило, обладает способностью расположить к себе собеседника в процессе общения, хорошо владеет собой и своим голосом. С помощью различных психологических приемов он способен удерживать внимание оппонента и по интонации распознавать его реакцию на те или иные вопросы, вовремя изменять свою линию поведения, чтобы быть с ним на одной волне. Как отмечает Елена Адамовская, руководитель департамента «Административный персонал» хедхантинговой компании Cornerstone, умение за считанные секунды установить контакт с собеседником, верно оценить его намерения, правильно истолковать скрытые побуждения говорящего, расшифровать язык жестов может стать путем к взаимопониманию, продвижению по служебной лестнице и преодолению конфликтов.
Коммуникабельность необходима, но недостаточна
При всей значимости коммуникабельности следует заметить, что она не должна быть тем флагом, с которым соискатель будет «брать на абордаж» желаемую должность. Конечно, для менеджеров по продажам это одно из самых важных профессиональных качеств. Особое значение для них имеет устная коммуникабельность, позволяющая выстроить диалог и достичь взаимопонимания с любым партнером или клиентом. Но есть и такие профессии, казалось бы, подразумевающие хорошую способность контактировать с людьми, где даже недостаточно общительный человек все равно может стать прекрасным специалистом. Так, Александр М., которому очень тяжело дается личностное общение, является сейчас штатным журналистом одного достаточно известного печатного издания. Однако на статьях, выходящих из-под его пера, его «комплекс» никак не отражается – он пишет хорошие обзоры рынков и аналитические материалы, взаимодействуя с экспертами посредством электронной почты и стараясь таким образом свести непосредственный контакт к минимуму. Отсутствие навыков устной коммуникабельности восполняется его аналитическими способностями, дедуктивным мышлением и превосходным владением культурой письменной речи.
При подготовке к собеседованию с работодателем, будь то общение по телефону, встреча с рекрутером из кадрового агентства или личное общение с представителем кадровой службы компании, попытайтесь проанализировать свои слабые и сильные стороны, будьте готовы продемонстрировать работодателю все те личные качества, которые были указаны в вашем резюме. Если вы не уверены в себе из-за отсутствия у вас одного из двух видов коммуникабельности, можно пройти соответствующие тренинги, чтобы восполнить этот пробел.
10 слов, которые надо вычеркнуть из резюме
Надо сказать, что рекрутеров, которых не раздражает ничего, все же немного больше тех, кто нашел, что вставить в наш список стоп-слов: 41 и 35% соответственно. Еще 18% эйчаров раздражают не конкретные фразы, а ошибки и неправильное оформление резюме, а 6% затруднились ответить.
Итак, в первую очередь стоит поискать в резюме слова «коммуникабельный/ая» и «стрессоустойчивый/ая» и удалить их: 14 и 13% эйчаров, у которых есть претензии к лексике резюме, называют эти слова бессмысленными и заезженными, утверждая, что и сами кандидаты часто не понимают их значения: «Зачастую кандидаты даже не могут ответить, что такое коммуникабельность, или не соответствуют данному качеству»; «Про стрессоустойчивость пишут все кому не лень».
«Не звонить, не беспокоить, не предлагать. » — эти слова на 3 месте нашего антирейтинга (9%). Чем они опасны? Соискатель, казалось бы, всего лишь пытается оградить себя от неинтересных предложений (например, от кадровых агентств или предложений с маленькими зарплатами) или неудобных способов взаимодействия (отказываясь, например, общаться по телефону и соглашаясь только на переписку по электронной почте), а рекрутеры видят в этом сомнение в их квалификации и отсутствие доверия к их профессиональному опыту.
На четвертом месте — легкая обучаемость: к такой формулировке есть претензии у 7% кадровиков. «Особенно фраза про легкую обучаемость вызывает вопросы в резюме специалистов с весьма продолжительным опытом работы», — поясняли эйчары.
«Хочу/люблю/имею…» — будьте аккуратны с этими глаголами. «Люблю людей в большинстве их проявлений, но котиков все-таки немного больше», «Имею личный автомобиль и двоих детей»; «Хочу работать» — эти фразы безобидны только на первый взгляд, рекрутеры (5%) видят в них избыточную информацию или неудачный способ выделиться из общей массы.
Фраза «я самый лучший/умею все/все могу» на шестом месте с 4% голосов эйчаров. Нет ничего лучше кандидата, который многое может и умеет, но на этапе трудоустройства нужна конкретика: что именно может соискатель? что умеет? А вывод об уникальности и высоком качестве кандидата профессиональный менеджер по персоналу хочет сделать сам.
«Зарплата не менее/большая зарплата/большой оклад/много денег» — эти и подобные им фразы рекрутеры (3%) советуют заменить на конкретную цифру в специальном поле резюме, которое называется «Зарплатные ожидания».
«Презентабельная внешность», «Владение офисной оргтехникой» и «Ответственность» набрали по 2% голосов рекрутеров. Ссылаться на неземную красоту имеет смысл только претендуя на вакансии в шоу-бизнесе, а уметь пользоваться степлером и принтером и не быть разгильдяем (то есть быть ответственным) — само собой подразумевающиеся вещи.
Среди других претензий рекрутеров (47%) были претензии вот к таким, например, фразам: «Звонки мертвым клиентам»; «Иждивенцы: сын/сын и дочь»; «Могу продать песок в пустыне»; «Могу копать, могу не копать, могу сделать так, чтобы копали другие»; «Сидела в офисе»; «Свободное владение русским языком», «Доброго времени суток». Вычеркните их из вашего резюме, если ваша цель — быстро найти хорошую работу.
Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 97
Время проведения: 8 мая – 11 июня 2015 года
Исследуемая совокупность: менеджеры по персоналу и другие представители кадровых служб предприятий и организаций, ответственные за подбор персонала
Размер выборки: 500 респондентов
Вопрос:
«Существует какое-то слово/словосочетание, встречающееся в резюме соискателей, которое вызывает у вас негативные эмоции или раздражает? Если да, то напишите, пожалуйста, что это за слово» (открытый опрос)
Ответы респондентов | |
Да, есть слова / фразы, которые раздражают* | 35% |
Раздражают не фразы, а ошибки и неправильное оформление резюме** | 18% |
Нет, таких слов нет | 41% |
Затрудняюсь ответить | 6% |
*Топ-10 слов, которые раздражают в резюме:
Слова, из-за которых резюме могут отложить в сторону
Не будьте таким стрессоустойчивым
Личным качествам кандидата сегодня уделяют все больше внимания: работодатели ищут тех, кто поладит с коллегами, разделит корпоративные ценности и будет заинтересован в работе. И чем заметнее, что в компанию ищут не абстрактного специалиста, а человека с определенными личными качествами, тем сложнее их правильно описать.
Что делать, если фраза «целеустремленный, энергичный, коммуникабельный, стрессоустойчивый, с активной жизненной позицией, умею работать в команде» превратилась в набор клише, на которые рекрутеры уже не обращают внимания, но в то же время сами работодатели требуют в вакансиях именно этих качеств? Попробуйте подкрепить их доказательствами: так абстрактный «пионер-герой» живо превратится в человека с опытом и интересной историей. Например:
Не зацикливайтесь на стандартном наборе фраз, ищите синонимы, чтобы передать смысл. Особенность шаблонных фраз в том, что им перестают придавать значение. Коммуникабельность легко заменить на общительность и умение располагать к себе. Стрессоустойчивость — на способность преодолевать трудности. Активную жизненную позицию заметят сразу, если на фотографии в резюме у вас открытая и приятная улыбка. А любовь к учебе — если увидят список сертификатов о пройденных курсах.
Длинный перечень личных качеств в резюме неуместен. Идеальный список — не больше 5-7 пунктов. Какие качества выбрать, если вы разносторонний человек? Взгляните на текст вакансии: работодатель наверняка намекнул на то, что ему действительно важно.
Разделите навыки и личные качества
Навыки — это умения, которые вы приобрели в процессе работы или учебы. А вот личные качества — это особенности характера, которые не так-то просто приобрести и еще сложнее потерять. Поэтому место им в разделе «О себе»: именно там рекрутер будет их искать.
Не загружайте резюме информацией личного характера, не имеющей прямого отношения к будущей работе. HR-специалисту совершенно необязательно знать, что у вас дружная семья и талантливые дети. О хобби можно упомянуть, но буквально в одном предложении. Распространенная ошибка во многих резюме — они содержат массу ненужной информации, но лишены и намека на то, почему человек подходит именно для этой вакансии.
Фразы, которые стоит вычеркнуть из англоязычного резюме
Если вы не слишком хорошо владеете языком, то в резюме на английском у вас могут остаться те самые клише, от которых вы только что избавились в русском. Многие из них можно просто вычеркнуть, вторую часть стоит подкрепить доказательствами.
Вот фразы, которые точно набили оскомину англоязычным рекрутерам:
Results-oriented professional, bottom-line orientation — специалист, ориентированный на достижение результата.
Superior (excellent) communication skills — высочайшие способности к коммуникации.
Strong work ethic — строгое соблюдение трудовой этики.
Met or exceeded expectations — соответствую или превосхожу ожидания.
Proven track record of success — есть подтвержденный список достижений.
Works well with all levels of staff — хорошо срабатываюсь с сотрудниками всех уровней.
Team player — командный игрок (умею работать в команде).
Пишите без шаблонов. Это выгодно выделит ваше резюме на фоне остальных откликов на вакансию.