Кот Баюн
Существует большое количество сказок, где главному действующему персонажу дают задание изловить кота; как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозит неминуемой смертью. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поборов и поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побеждённый кот начинает служить царю — сказки сказывать и исцелять царя убаюкивающими словами. [5]
Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову — один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сёк железным прутом; изломал железный, принялся угощать медным — и этот изломал и принялся бить оловянным.
Оловянный прут гнется, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать: про попов, про дьяков, про поповых дочерей. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом. Невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился: — Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю. — А пойдёшь со мной? — Куда хочешь пойду. Андрей пошел в обратный путь и кота за собой повёл.
— «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что», русская сказка
Как ни взглянешь на Русь, — вкривь да вкось испокон, На полях вместо ржи — лебеда и вьюн, На иконах — упырь, и с дубинкой — закон, На железном столбе — кот Баюн.
Кот Баюн
История персонажа
Русский фольклор полон описаний фантастических существ, прообразами которых служат привычные животные. Славянская мифология дала авторам былин и сказок материал для произведений, и любопытные повествования привлекают интерес современных детей, несмотря на давность сочинений. Кот Баюн – малоизвестный персонаж, так как редко встречается в литературе. Этот образ ранее появлялся во многих сказках, но сегодня оказался несправедливо забыт. Тем не менее, характеристика этого героя русских повествований крайне необычна.
История создания
Кот Баюн – сказочный персонаж, кот-людоед, чьи размеры сложно вообразить. Он обладает магическим голосом, которым усыпляет встречающихся ему путешественников. Кот убивает соперников и не гнушается легкими жертвами, которые не в силах бороться с его чарами. При этом герой, в чьих силах окажется победить кота, может получить спасение от любых недугов, потому что сказки четвероногого – целебны.
Кот Баюн
Баюн – означает «рассказчик, говорун». Глагол «баять» истолковывается как «говорить» или «убаюкивать». Животное сидит на высоченном железном столбе посреди мертвого леса, что раскинулся за тридевять земель, в тридесятом царстве. В округе нет живых существ.
В сказке, повествующей о Василисе Прекрасной, упоминается, что кот Баюн – житель избушки на курьих ножках, хозяйкой которой была Баба-Яга.
Избушка на курьих ножках
Описание этого сказочного героя редко встречается в былинах и фольклоре. Современные источники архаичных сказаний и былин – сборники народных сказок, составленные Афанасьевым, и сочинения Толстого. Писатели, не преуменьшая значение персонажа, рассказывали о нем на страницах произведений, доказывая, что в образе героя заключена мудрость веков.
Образ и характер
Сказки дают точную характеристику фантастического животного. Кот, сидящий на столбе, располагает недюжинной силой. Например, легко ломает металлический колпак. А в руки взять его можно, используя стальные клещи. Зверь обладает высоким интеллектом и способен выстраивать длинные диалоги. При этом его размеры описываются специфичным образом. Порода животного остается неизвестной, но авторы отмечают, что кот огромен, сравнивая его с лошадью. Кроме того, животное – людоед.
Иван-царевич
Легко предположить, что сказатели сравнивали кота Баюна с тигром или львом. Хищники крупны в размерах и запросто расправляются с человеком, нападают из укрытия, вцепляясь в тело жертвы когтями и зубами. Оппонентами Баюна в сказках выступают Иван-царевич или Андрей-стрелок. В легендах об этих мужчинах упоминается, что они переносили животное в клетке, а значит, его габариты серьезно преувеличивались.
Несмотря на описываемую кровожадность зверя, он мудр, порядочен и рассудителен. Образ кота, часто используемый в фольклоре разных стран, символичен. Это животное никогда не подчинялось человеку. Храбрые воины, способные усмирить таинственное существо, – это аллюзия на желание людей приручить независимого зверя и заставить выполнять чужую волю.
В славянской мифологии
Легенды русского фольклора глубоки и многогранны. Исходя из их толкования, кот Баюн является своеобразным проводником между миром живых и миром мертвых.
Кот Баюн в сказке Пушкина
Столб, на котором сидит животное, в сказке Пушкина заменен дубом, обвязанным золотой цепью. Кот ходит по цепи и рассказывает сказки. Дерево, которое он избрал, ассоциируется с Мировым Древом, растущим на Северном полюсе, в Гиперборее. Голос Баюна громок и мелодичен, поэтому усыпляющие рассказы слышно отчетливо и на далеком расстоянии.
Логично было бы предположить, что герой – лесной житель. Тогда он – предок известных хищников: рыси или сибирского дикого кота. Зоологические источники подтверждают, что подобные животные не были редкостью на Урале или в Сибири во времена, когда эти земли населяли наши предки, арии. Речь идет о времени за 5-7 тысяч лет до появления русичей. История мифического персонажа удивительно длинна, не хуже популярных легенд египетской мифологии.
Кот Баюн живет в лесу
Кот способен на мирное взаимодействие с людьми, потому что в некоторых сказках его приглашают убаюкивать маленьких детей. Житель потустороннего мира откликается на призыв, заговаривая и усыпляя. Если сказитель видит в собеседнике жертву, то очаровывает ее голосом и съедает. Колдун-людоед способен магическим образом исцелять оппонента, если тот противостоит заговорам. В некоторых сказках описывается, что кот Баюн, покоренный храбрыми воинами, остается на службе царя.
Слово «баюн», помимо прямой расшифровки, расценивается как упоминание Баяна, русского сказителя, чья слава сравнима со славой великого писателя Гомером. Сказитель повествовал о легендах прошлого, которые были малоизвестны миру. Упоминание об этом человеке связывает современную цивилизацию и исчезнувшую цивилизацию Гипербореи.
Кот Баюн сидит на столбе
В финале этого периода кот Баюн переселился в мертвый лес и расположился на границе двух миров: загробного и реального, воссев на железном столбе. Любопытно в этом случае упоминание о металле, из которого сделаны защитные колпаки воина и когти животного. Ведь предания относятся ко времени, когда подобный материал не был известен миру.
Имя Баюн созвучно и с названием Гамаюн. Гамаюн – это имя вещей птицы, знающей о прошлом.
Гамаюн
Исконно русский образ кота лелеялся историей на протяжении 17 тысячелетий. Привычный образ животного, играющего роль домашнего оберега в повседневности и теплого друга, скрашивающего одиночество, – древнее, чем мифологические персонажи Древнего Египта и Греции. Некоторые родители и сегодня поют колыбельную о коте, которого приглашают в дом за пирог или кринку молока, чтобы тот убаюкал малыша, не желающего спать.
Кот-Баюн
Кот-Баюн
Кот Баюн — персонаж русских волшебных сказок. В образе кота Баюна соединились черты кота и сирены. Кот Баюн является чудовищем-людоедом, обладающим волшебным голосом; он усыпляет своими сказками и песнями случайно встретившихся ему путников и убивает их. Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить».[1]. В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком железном столбе. Он усыпляет каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Существует большое количество сказок, где главному действующему персонажу дают задание изловить кота; как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозила неминуемой смертью. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побеждённый кот начинает сказки сказывать и помогает исцелить царя. Образ волшебного кота был широко распространён в русских лубочных повестях. Вероятно, оттуда он был заимствован А. С. Пушкиным: образ кота учёного — неотъемлемого представителя сказочного мира — он ввёл в пролог поэмы «Руслан и Людмила».
Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову — один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сёк железным прутом; изломал железный, принялся угощать медным — и этот изломал и принялся бить оловянным.
Оловянный прут гнется, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать: про попов, про дьяков, про поповых дочерей. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом. Невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился: — Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю. — А пойдёшь со мной? — Куда хочешь пойду. Андрей пошел в обратный путь и кота за собой повёл.
— «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что», русская сказка
Фразеологизм Кот Баюн
Как ни взглянешь на Русь, — вкривь да вкось испокон,
На полях вместо ржи — лебеда и вьюн,
На иконах — упырь, и с дубинкой — закон,
На железном столбе — кот Баюн.
Рис. 1. Кот Баюн в компании Барабаса, Чумички, Кощея и Лиха
История происхождения славянской азбуки
О происхождении иврита
Народные поверья о кошке
Одной из особенностей семейства кошачьих является мурлыкание животных на положительный внешний раздражитель. Возможно, мурлыкание кота или кошки напоминает песни-бормотания, песни-заговоры певца бояна.
«Механизм мурлыканья долгое время оставался спорным вопросом, так как специального органа, ответственного за производство таких звуков, у кошачьих не обнаружено. Согласно последним исследованиям, механизм мурлыканья следующий: в коре головного мозга возникают электрические импульсы, которые поступают к располагающимся вблизи голосовых связок мышцам и заставляют их сокращаться. Собственно «аппарат мурлыканья» располагается у кошек между основанием черепа и основанием языка и представляет собой тонко связанные подъязычные косточки. Сокращение мышц возле голосовых связок вызывает их вибрацию. Мурлыкающий звук кошка издает ртом и носом, а вибрация распространяется по всему её телу, при этом, во время мурлыканья невозможно прослушать лёгкие и сердце животного.» [ВП]
«Причины мурлыканья кошки также полностью не ясны. Замечено, что кошки мурлыкают, когда получают ласку и чувствуют себя в безопасности, реже, когда едят. Кошки иногда мурлыкают во время родов, а котята умеют мурлыкать уже в возрасте двух дней. Некоторые исследователи предполагают, что с помощью мурлыканья кошки требуют у своего хозяина покормить их или просто обратить внимание, причём типы мурлыканья могут быть разными: оно может выражать удовольствие, скуку, приветствие хозяина, беспокойство, благодарность. Ещё одна теория гласит, что с помощью мурлыканья кошки стимулируют свой мозг на выработку гормона, действующего как расслабляющее, заживляющее и обезболивающее: действительно, зафиксированы случаи, когда мурлыкают раненые кошки, которым больно. Учёные Калифорнийского университета в Дэвисе предположили, что мурлыканье своей вибрацией укрепляет кости кошки, на которых негативно сказывается долгая неподвижность: известно, что кошки могут спать и дремать по 16—18 часов в сутки. Опираясь на эту теорию, они предложили использовать «мурлыканье в 25 герц» для скорейшего восстановления активности, которые долгое время провели в невесомости» [ВП]
«А частоты от 20 до 200 Гц – это, как правило, средний диапазон сердца. Обычно говорят, что сердце работает на частоте от 58 до 75 Гц. Многие ошибочно сравнивают это с частотой пульса. Но пульс – это число ударов в одну минуту, а здесь мы имеем дело с частотой. Поэтому низкое горловое пение, когда поёт хор, даже мужчины говорят, что за душу берёт, и при этом дотрагиваются рукой до сердца. Сердце начинает нормально работать. Классическая музыка как раз в этом диапазоне – 58-75 Гц» [12]
Возможно, низкая частота мурлыкания в 25 Гц влияет благотворно на сердце. Сердце как бы успокаивается. Мурлыкание подобно низкому горловому пению.
«А хотелось бы ссылку, где у Есенина вот этот стих «Как ни взглянешь на Русь. «. В собрании сочинений не нашел, гугл выдает, что по времени первоисточник – эта статья. 213.87.137.193 07:17, 29 июля 2015 (UTC)» [18]
Хочется верить, что это фальсификация.
Два чувства дивно бли;зки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века,
По воле Бога Самого;,
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Животворящая святыня!
Без них душа была б пуста.
Без них наш тесный мир — пустыня,
Душа — алтарь без божества.
Кот баюн как пишется
Поиск по сайту:
Новые статьи
Статистика
Кот-баюн в славянсокй мифологии
Кот Баюн — персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшбе и кто не подготовился к бою, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет словить Кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны.
Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить» (ср. также глаголы баюкать, убаюкивать в значении «усыплять»). В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе.Обитает Кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одной из сказок он проживал у Бабы-Яги.
Кот Баюн наделен голосом, который слышно за семь верст, как замурлыкает, так напустит, на кого захочет заколдованный сон, который и не отличишь, не знаючи, от смерти. В сказках главному действующему персонажу дают задание изловить Кота, как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозила неминуемой смертью. Чтобы захватить волшебного Кота, герой надевает железный колпак и железные рукавицы.
«… пришел Андрей-стрелок в тридесятое царство. За три версты стал его одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных, руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит — идёт, а где и катком катится. Кое-как выдержал дремоту и очутился у высокого столба.
Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову — один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сёк железным прутом; изломал железный, принялся угощать медным — и этот изломал и принялся бить оловянным.
Оловянный прут гнется, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать: про попов, про дьяков, про поповых дочерей. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом. Невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился:
— Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю.
Андрей пошел в обратный путь и кота за собой повёл».
русская народная сказка «Пойди туда, не знаю куда»
Именно за пирог и вино приглашали кота баюкать деток в древней Руси. Это уже потом рюмка вина была заменена на «кринку молока», по мере того как изначальный образ Баюна забывался и приближался к домашнему коту. А прежде расплачивались вином, как с человеком.