ЛЕРМОНТОВ М. Ю. БОРОДИНО
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ — ЗНАМЕНИТОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ
В 1837 году исполнялась 25-я годовщина Бородинского сражения, и М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Бородино» о мужестве, отваге, стойкости русских солдат-богатырей, грудью защитивших свою родину.
О великой битве рассказывает простой русский солдат. С восторгом вспоминает он, как в день Бородина русская армия поклялась головой постоять за родину, сломить натиск врага, преградить ему путь. И как сдержала в бою «клятву верности».
ЛЕРМОНТОВ М. Ю. БОРОДИНО
Год написания: 1837 г.
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Ведь были ж схватки боевые?
Да, говорят, еще какие!
Не даром помнит вся Россия
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля.
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют что ли командиры
Чужие изорвать мундиры
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат, мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам.
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
— И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Вам не видать таких сражений.
Носились знамена как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой.
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой.
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!
История написания стихотворения Бородино
Считается, что замысел стихотворения возник у автора ещё в 1830—1831 годы, когда на начальном этапе воплощения литературной идеи Лермонтовым было создано стихотворение «Поле Бородина».
К 25-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года и Бородинской битвы Михаил Лермонтов решил создать новое произведение, которое отличалось бы особым тематическим содержанием. Активная обсуждаемость известных событий и героического сопротивления народа России в год антинаполеоновской кампании в широких слоях общества обусловила проявление повышенного интереса к этому историческому периоду. В частности, Лермонтов в этот период много размышлял о судьбе народа в истории, о прошлом и настоящем России и её народа, о роли конкретного события в истории народа и страны. Анализируя этот аспект, В. Г. Белинский позже отмечал, что ключевой мыслью «Бородина» является «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел».
Эта тема лермонтовского творчества получила чрезвычайно широкое распространение в этот период, она красной нитью проходит через многие его поэтические произведения второй половины 1830-х годов. Непосредственным поводом к написанию стихотворения послужило знакомство Лермонтова с воспоминаниями Алексея Афанасьевича Столыпина, ветерана Отечественной войны, который находился в родственных отношениях с поэтом.
В какой-то степени образ отстранённого повествователя в стихотворении на прототипическом уровне пересекается с личностью Столыпина, несмотря на то, что нарративный компонент стихотворения представляется не офицером, а безымянным солдатом-рассказчиком, мудрым (всеведающим) и проницательным участником освободительной войны, что придаёт стихотворному тексту эпичность и мотивирует его фольклорное наполнение.
Этот солдат-артиллерист весьма точно передаёт хоть и стихийные, но эпохальные настроения, характерные для беспристрастного народного начала, по определению являющегося внеличностным. Что касается красочного образа безымянного полковника, то его автор также не объективирует, однако в его чертах могут прочитываться протитипические личности Петра Багратиона, раненного на поле боя, а затем и генерала от инфантерии Дмитрия Дохтурова, который заменил первого в сражении.
Именно народный облик солдата-рассказчика определяет неподражаемую сказовую манеру батального нарратива, которая получает органичное звучание. Такое своеобразное нарративное освещение исторической битвы придаёт ей эпохальный, универсальный масштаб, при этом само Бородинское сражение приобретает особую достоверность. Сперва ветеран описывает события, предшествовашие самому сражению: длительное отступление русской армии, тщательный выбор места предстоящего сражения, подготовительные работы перед боем, клятва верности воинов своему патриотическому долгу.
Далее автор акцентирует внимание на протяжённости ожесточённого сражения и передаёт психологическое и нравственное состояние русского войска после завершения боя.
Непримиримый антагонизм двух временных культурно-исторических планов актуализирует авторских рефрен, являющийся ключевым для всего понимания стихотворения:
«Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя, / Богатыри — не вы!».
Автор обращается в поиску идеала в прошлом, тема искания эксплицитно заявлена в другом важном тексте Лермонтова: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», который также был написан в 1837 году. Что касается стилевого наполнения стихотворения, то о нём достаточно ёмко и полновесно отозвался Белинский: «благороден, силен и полон поэзии». Неизвестный автор переложил стихотворение Лермонтова на музыку, после чего оно получило широкое распространение как народная песня.
Подробный стиховеческий и культурно-исторический анализ поэтического текста М. Ю. Лермонтова представлен в труде литературоведа, театроведа и педагога Сергея Николаевича Дурылина «Как работал Лермонтов» (издан в Москве в 1934 году), а также в книге известного советского языковеда и литературоведа Виктора Владимировчиа Виноградова «Очерки по истории русского литературного языка» (Москва, 1938).
Следует обратить внимание на литературоведческое исследование Николая Бродского, которое посвящено именно этому стихотворению и называется «„Бородино“ Лермонтова и его патриотические традиции» (увидело свет в 1948 году) и на научную статью Л. В. Кутьевой «К изучению стихотворения Лермонтова „Бородино“», которая была опубликована в первом номере литературоведческого периодического издания «Русская словесность» за 1998 год.
Стихотворение и анализ «Бородино»
— Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!
— Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?»
И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи!» И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень.
Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус.
И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен булатом, Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами, Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой. Земля тряслась — как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой…
Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять… Вот затрещали барабаны — И отступили бусурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать.
Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри — не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не божья воля, Не отдали б Москвы!
Краткое содержание
Иллюстрация В. Шевченко
Молодой человек просит рассказать старого солдата про нападение на Россию Наполеона. Участник Отечественной войны вспоминает, что русские долго отступали и были недовольны. Отступление продолжалось до Бородинского поля, где командование решило дать противнику генеральное сражение. Два дня прошли в перестрелке, которая не дала никакого результата. На третий день состоялся знаменитый Бородинский бой. Сражение продолжалось до темноты, было очень ожесточенным и привело к большим потерям с обеих сторон. Русские солдаты смогли удержать позиции и были настроены принять новый бой. Только по решению командования армия вновь отступила и оставила Москву. Солдат гордится тем, что принадлежит к числу участников знаменитой битвы. Многие из них погибли в бою или уже умерли, а достойной смены среди молодого поколения, к сожалению, нет.
Анализ
История создания
Стихотворение «Бородино» было написано М. Ю. Лермонтовым в связи с 25-летней годовщиной самого знаменитого сражения Отечественной войны 1812 г. Поэт использовал в работе свое раннее произведение «Поле Бородина», перенеся из него целиком некоторые строки.
«Бородино» было впервые напечатано в 1837 г. в пушкинском журнале «Современник».
Гражданская лирика. По стилю изложения (разговорная речь, назидательная форма) стихотворение напоминает народное предание.
Центральная тема произведения
Иллюстрация В. Шевченко
До сих пор нет единого мнения о том, кто же одержал победу в Бородинской битве. Противники остались на прежних позициях, потери русских и французских войск были примерно равны. Более того, после сражения Кутузов принимает решение оставить Москву, что в высших кругах расценивается как явный позор.
Наполеон вступает в поверженную столицу России, но после этого триумфа его прежде непобедимая армия начинает разваливаться на глазах. Поход заканчивается поспешным отступлением, бегством императора и последовательным уничтожением остатков его войск.
Этот парадокс объясняется тем, что в Бородинском сражении русские одержали пока еще не материальную, но нравственную победу над противником. В стихотворении Лермонтов обращает особое внимание на небывалый подъем патриотизма среди рядовых солдат.
На протяжении всей отечественной истории русские войска лучше всего воевали, защищая свою землю. Будет уместно также вспомнить известную поговорку: «Русский мужик долго запрягает, да быстро едет». Отступление вглубь страны и сдача городов Наполеону постепенно приводили к усилению национального духа. Под стенами столицы рассказчик выражает общую, восторжествовавшую в рядах солдат, идею: «Уж постоим мы головою за родину свою!»; «Умремте ж под Москвой»; «Что значит русский бой удалый». В условиях смертельной угрозы, нависшей над Россией, эти фразы не выглядят напыщенно и воспринимаются совершенно естественно.
Иллюстрация В. Шевченко
Весь рассказ старого солдата свидетельствует о мощном патриотическом порыве. Это выражается в полном пренебрежении опасностью («…в перестрелке. Что толку в этакой безделке?»); эпическом описании сражения («рука бойцов колоть устала»); насмешливом отношении к противнику («брат мусью», «и отступили бусурманы»).
Рассказчик твердо уверен в том, что сдача Москвы произошла по «Божьей воле». Сами солдаты были готовы мужественно защищаться до последнего человека.
Проблематика
В «Бородине» поставлена серьезная проблема о выяснении причин победы России в Отечественной войне 1812 г. Традиционно заслуга приписывается главнокомандующим армиями. Лермонтов даже не упоминает о Кутузове и других русских знаменитых полководцах. По мнению автора, победу над Наполеоном одержал весь русский народ, сумевший сплотиться в единое целое.
Иллюстрация В. Шевченко
Волю народа выражали не умудренные знаниями и опытом стратеги, а рядовые командиры. Яркий пример — полковник, который пользовался безграничным авторитетом у подчиненных и был «слуга царю, отец солдатам».
Еще одна проблема стихотворения волновала Лермонтова на протяжении всей жизни: резкое различие между двумя поколениями. К поколению победителей Наполеона поэт относил и декабристов, противопоставляя им людей, выросших в годы николаевской реакции.
Укор солдата современному поколению («богатыри — не вы») несет в себе тайный глубокий смысл. Только «могучее, лихое племя» могло отстоять родину и бросить вызов самой царской власти. Такие великие дела уже не под силу изнеженным и трусливым современникам Лермонтова.
Размер и композиция
Стихотворение написано разносложным ямбом. Поэт использовал редкую форму стихосложения — семистишие. Впоследствии она будет названа бородинской строфой.
Произведение представляет собой монолог главного героя, который отвечает на вопрос молодого человека, заданный в первой строфе. Композиция кольцевая: начало и конец монолога практически полностью идентичны.
Выразительные средства
Автор использует разнообразные художественные средства выразительности: эпитеты («грозной сечи», «в земле сырой», «протяжный вой»), олицетворения («звучал булат, картечь визжала»), сравнения («как тучи», «как наши груди»).
Лермонтов очень удачно сочетает разговорную речь («тут как тут», «ушки на макушке») с возвышенными героическими фразами («грозной сечи», «сверкнув очами»).
Монолог непосредственного участника Бородинского сражения очень эмоционален. Его воздействие усилено многочисленными вопросительными и восклицательными предложениями: «Что ж мы? на зимние квартиры?», «Ребята! не Москва ль за нами?», «Ну ж был денек!».
Чему учит автор
Лермонтов с большим уважением относился к участникам Отечественной войны 1812 г. Он не видел достойных примеров среди современников, поэтому призывал их никогда не забывать «про день Бородина», ставший символом национального величия.
«Бородино»: что нужно знать, чтобы понять стихотворение
+ ЗАДАНИЕ для детей «Проверь себя: «Словарь Бородинской битвы»
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Серьезный повод
Стихотворение было написано Михаилом Лермонтовым в начале 1837 года. Оно посвящено 25-летию Бородинской битвы – крупнейшему сражению Отечественной войны 1812 года, в котором русская армия под командованием генерала Кутузова сражалась против французского войска во главе с Наполеоном I Бонапартом.
Особый 1837-й
1837 год – особенный в судьбе Лермонтова. Именно в этом году он написал стихотворение «Смерть Поэта» на гибель Александра Пушкина и стал известен. В это время Лермонтов погружен в размышления о прошлом и настоящем страны, о судьбе народа в истории и приходит к выводу, что умонастроения деятелей 30-х годов – безыдейны и безвольны, лишены героизма и отваги. Известный критик Виссарион Белинский хорошо почувствовал основной нерв текста, увидев в «Бородино» жалобу «на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел».
Парадокс “Бородино”
Историки всегда по-разному оценивали исход одной из самых кровопролитных битв XIX века. Потери обеих армий были огромны. Сейчас в истории преобладает точка зрения, согласно которой исход Бородинского сражения остался неопределенным. Сам Наполеон считал, что русские были побеждены, а Михаил Кутузов, в свою очередь, писал императору Александру I: “Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которой пришёл нас атаковать”.
Для сторонников «французской» победы в битве принципиальным было то, что, во-первых, многие позиции русской армии были (вопреки Кутузову) в руках Наполеона, а во-вторых, что Москва была в итоге сдана. Сторонники мнения о победном значении Бородинской битвы для русских, в свою очередь, напоминают, что Наполеон не исполнил главной цели: не смог разбить нашу армию, и это стратегически обернулось для него отступлением-бегством из России, а затем и поражением во всей огромной цепи наполеоновских войн.
Второе Бородино
«Бородино» – не первое стихотворение, написанное Лермонтовым на тему Отечественной войны 1812 года. К событиям Бородинского сражения поэт впервые обратился в 1830-м году в стихотворении «Поле Бородина». Спустя семь лет поэт вернулся к бородинской теме, значительно переработав текст. Но именно из него были взяты одни из центральных строк текста «Бородино»: «Ребята, не Москва ль за нами? / Умремте ж под Москвой, / Как наши братья умирали. » / И клятву верности сдержали / Мы в бородинский бой».
Громкая публикация
М.Ю. Лермонтов, автопортрет, фрагмент
«Бородино» стало одним из первых напечатанных произведений 23-летнего Лермонтова. Стихотворение было опубликовано в том же 1837 году в 6-м томе «Современника» – популярнейшнго литературного журнала 30-60-х гг. XIX века.
Упрек и похвала
В стихотворении можно выделить две ключевые темы:
Первая – это высокое значение подвига русских воинов 1812 года, восхищение мужеством, сплоченностью народа и бесстрашием перед лицом врага. Каждый участник сражения понимал, что никто, кроме него и его товарищей, не сможет защитить свою страну от могущественного врага, каким был тогда Наполеон Бонапарт и его армия. «Когда б на то не Божья воля, / Не отдали б Москвы!» – от лица всего народа восклицает рассказчик.
Вторая тема стихотворения – это упрек поколению современников самого Лермонтова – людям 30-х годов: «Богатыри — не вы!». Рассказчик (а вместе с ним и автор) идеализирует прошедшее время и сетует, что сегодняшнее поколение утратило многие высокие качества. Отголоски темы противопоставления поколений можно найти во многих произведениях Лермонтова. Например, в знаменитой «Думе»: «Печально я гляжу на наше поколенье! / Его грядущее — иль пусто, иль темно, / Меж тем, под бременем познанья и сомненья, / В бездействии состарится оно».
«Бородино» – это диалог
Во времена Лермонтова стихотворения в форме диалога были очень редкими. Свое произведение поэт постоил как диалог между юношей и «дядей» – бывшим артиллеристом, участником военных действий 1812 года. Все это сделано для придания максимальной достоверности событиям. В «Лермонтовской энциклопедии» сказано: «Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами простого человека, рядового участника сражения и данная им событию субъективная оценка разделяется автором». Важно также, что в своем рассказе «дядя» всегда подчеркивает единство народа: «И умереть мы обещали, / И клятву верности сдержали / Мы в Бородинский бой».
Поэма или стихотворение?
Лермонтов создал уникальное произведение, соединившее в себе жанры баллады, сказа и поэмы. Однако традиционно жанр «Бородино», несмотря на его немалый размер, определяется как стихотворение.
Бородинская строфа
Текст Лермонтова написан семистишиями (или септимами – от лат. septem – семь) с особой рифмой – очень редким стихотворным размером. Такое построение стихотворения впоследствии получило название Бородинской строфы – от названия лермонтовского «Бородино».
Зерно «Войны и мира»
«Бородино» всегда высоко оценивали именитые литераторы. Например, Лев Толстой назвал стихотворение Лермонтова «зерном» своего романа «Война и мир».
Военные словечки
Россия. Московская область. Участники реконструкции Бородинского сражения во время подготовки к празднованию победы России в Отечественной войне 1812 года. Фото ИТАР-ТАСС/ Андрей Лукин
«Бородино» – не такое простое стихотворение, каким может показаться на первый взгляд. Текст Лермонтова населен военной терминологией того времени.
Задание для детей: Проверь себя!
Для современных детей понимание стихотворения может быть сильно осложнено большим количеством малопонятных слов. Предлагаем вам устную игру для лучшего понимания и запоминания стихотворения.
Задание 1: Угадайте слова из стихотворения по их описанию:
Задание 2: А теперь вставьте пропущенные слова в стихотворение М.Ю. Лермонтова:
Бородино
Литература
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Рассказ о начальном этапе творчества Лермонтова
Интерес поэта к истории России. Мотивы создания и историческая основа стихотворения «Бородино»
Михаил Лермонтов родился в дворянской семье 15 октября 1814 г. Он рано потерял мать, умершую в 22 года от чахотки, отец с ним почти не общался по настоянию бабушки, которая вырастила внука в своем имении Тарханы. Мальчик получил домашнее образование, особое внимание уделялось иностранным языкам, музыке и живописи. Литературным творчеством Лермонтов увлекался с самых юных лет.В 14 лет был отдан в Московский благородный пансион при университете, в котором после окончания пансиона проучился два года. В 18 лет решил стать офицером и поступил в военное учебное заведение в Петербурге. В 1834 г. был определен в гусарский полк, расквартированный в Царском селе.
Лермонтов с детства интересовался прошлым России. Одним из самых известных произведений на тему русской истории стало стихотворение «Бородино», написанное в канун 25-летия Бородинской битвы. Это крупнейшее ожесточенное сражение между русской и французской армиями, состоявшееся 7 сентября 1812 г., длилось более 12 часов, от восхода да заката. Сначала армии Наполеона в ходе боевых действий удалось захватить позиции русской армии, но русские отбили атаки и вынудили вернуться противника на исходные позиции. Главнокомандующий русской армии фельдмаршал М.И. Кутузов намеревался возобновить сражение и атаковать противника утром, но после донесения о масштабах потерь, отдал приказ к отступлению.
Лермонтов, родившийся спустя два года после этих событий, с детства был осведомлен о русско-французской войне по рассказам младшего брата своей бабушки,двоюродного деда – Афанасия Алексеевича Столыпина, отставного артиллерийского офицера, участника Бородинского сражения.История крупнейшей битвы стала частью семейной истории поэта. Воспоминания родственника сыграли значимую роль в создании стихотворений о войне 1812 г.: «Два великана», «Поле Бородина». Идея стихотворения «Бородино» зародилась у Михаила еще в 1832 г., когда он был студентом Московского университета. Воплощена эта идея была в 1837 г., когда двадцатитрехлетний Лермонтов был уже офицером. Вскоре ему предстояло отправиться в ссылку на Кавказ, где довелось самому участвовать в сражениях и проявить себя храбрым и бесстрашным человеком. Стихотворение «Бородино» стало печатным дебютом поэта. Опубликовано оно было в журнале «Современник» в 1837 г. и сразу нашло признание у читателей.
Сюжет и композиция «Бородино»
Картины Бородинского сражения. Образ войны
Сюжетная композиция «Бородино» построена как диалог двух людей: старик отвечает на вопрос молодого человека, которому небезразличны события прошлого России.Это задушевный разговор старшего поколения с поколением нынешним, на котором теперь лежит обязанность защиты Родины. Основой сюжета стал рассказ пожилого солдата о легендарном Бородинском сражении. С первых строк стихотворение проникнуто идеей народного единения, эта идея олицетворена образом Москвы. Хотя столицей государства был Санкт-Петербург, первопрестольная Москва всегда оставалась символом России.
Начинает солдат свое повествование, вспоминая о прежних временах. Онс упреком сожалеет, что в младшем поколении не видит такой отваги и самоотверженности, как у его однополчан, отдавших жизни на Бородинском поле. В воспоминаниях ветерана воскресают события рокового для России времени: отступление русского войска и недовольство старых вояк отступлением, определение командованием места для решающей битвы, двухдневная перестрелка с французами, ночь накануне боя, клятва воинов, ход самого сражения, моральное состояние солдат после боя.
Картины Бородинского сражения представлены с позиции солдата-артиллериста. Мощь столкновения передана им в череде лаконичных и ярких оценок: «земля тряслась», «смешались в кучу кони, люди», «залпы тысячи орудий», «ядрам пролетать мешала гора кровавых тел». Подчеркивается продолжительность, стремительность и ожесточенность битвы.
Впервые в поэтическом тексте повествование о важном историческом событии велось от лица простого солдата, а не офицера, дворянина, аристократа. Ранее в подобных батальных произведениях главными героями были полководцы или правители, а не человек из народной среды. В стихотворении нет упоминания ни об одном реальном историческом лице: Наполеоне, Кутузове и др.Лермонтов одним из первых русских поэтов подчеркнул главенствующую роль и героизм русских солдат в борьбе с захватчиками, показал непарадную сторону войны. Это взгляд на войну изнутри, а не с точки зрения военной стратегии полководцев. Лермонтов описал даже бытовые мелочи солдатского походного быта: перед боем кто-то чистил кивер [3] избитый, кто-то штык точил и пр. Собирательный образ обычного рядового солдата стал олицетворением главного защитника русской земли – народа.
Стихотворение «Бородино» относится к гражданской,патриотической лирике. Это многоплановое произведение, его жанр литературоведы определяют, как батальную поэму, народную оду, патриотическую балладу.Реалистическим, конкретным изображением событий стихотворение относится к литературному течению реализма, однако присутствуют и элементы романтизма в прославлении воинов, изображенных«могучим, лихим племенем», настоящими богатырями.
Образ безымянного рассказчика
Патриотический пафос стихотворения. Тема героизма русского солдата
Ярким и самобытным образом стихотворения стал участник сражения у деревни Бородино с французами. Это обобщенный образ рядового защитника Отечества. Старый воин говорит не только от себя, но и от лица народа: «постоим мы головою за Родину», «умереть мы обещали».В речи старого солдата звучит гордость за подвиг народа, частицей которого он себя считает.Высказывания безымянного рассказчика наполнены чувством патриотизма и единения со своими товарищами.
Речь рассказчика понятна и эмоциональна, изобилует просторечными высказываниями: «что толку в этакой безделке», «картечь [4] визжала», «был хватом», «брат мусью», «ушки на макушке» и др. Но при описании батальных сцен использована возвышенная лексика: «грозной сечи», «сражен», «сверкнув очами», «ликовал» и др. Критик В.Г. Белинский так оценил речевую манеру героя: «В каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии».
Картины сражения и рукопашных схваток переданы им реалистично, детально описан ход битвы.Очевидец рассказывает о страшном событии без пафоса, вспоминая с прибаутками, как «прилег вздремнуть», как заряжал пушку, подтрунивая над противником. Выражая свое отношение к происходившему, ветеран проявляет себя как терпеливый, спокойный, честный, храбрый человек.
Историческое значение стихотворения «Бородино»
Патриотической идеей проникнуто стихотворение Лермонтова «Бородино», в котором прославляется подвиг народа, выступившего единой силой против захватчиков.Война с Наполеоном раскрыла всю мощь и силу духа русского народа. Поэт выразил не только свой собственный взгляд на историческую роль Бородинского сражения, но и общенациональную точку зрения. Словами юного героя он напоминает о сохранении исторической национальной памяти и бесценного опыта предков: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина». Стихотворение своим патриотическим народным духом оказало влияние на творчество многих писателей и поэтов. О войне стали писать не только крупномасштабно, теперь уделяли внимание незаметным многочисленным безымянным героям из народа. Л.Н. Толстой заметил, что «Бородино» затронуло его душу, стало «зерном», из которого вырос роман «Война и мир». Стихотворение было настольно популярным в разных кругах общества, что неизвестным сочинителем текст был положен на музыку, «Бородино» стали считать русской народной песней.
Словарь
Хват – разговорное слово, означает «ловкий», «умелый»
Кивер – в XIX в. особой формы головной убор военного