преподаватель-филолог
Смотреть что такое «преподаватель-филолог» в других словарях:
Цыбульский Степан Осипович, филолог — преподаватель древних языков в царскосельской и СПб. 3 й гимназиях. Родился в 1858 г.; образование получил в Варшавском университете. В 1887 г. был командирован в Грецию для изучения надписей и топографии Афин, результатом этого путешествия… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Франк, Илья Михайлович (филолог-полиглот) — У этого термина существуют и другие значения, см. Франк, Илья Михайлович (значения). Илья Михайлович Франк (р. 1 апреля 1963 года) российский филолог, полиглот, автор серии книг по изучению иностранных языков, инициатор «метода чтения Ильи… … Википедия
Волков, Александр Александрович (филолог) — Александр Александрович Волков Дата рождения: 30 апреля 1946(1946 04 30) (66 лет) Место рождения: Москва Научная сфера: лингвистика Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносо … Википедия
Поливанов, Константин Михайлович (филолог) — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Поливанов. В Википедии есть статьи о других людях с такими же именем, отчеством и фамилией: Поливанов, Константин Михайлович. Константин Михайлович Поливанов российский литературовед,… … Википедия
Билорус, Олег Григорьевич — Олег Григорьевич Билорус укр. Олег Григорович Білорус Дата рождения: 14 октября 1939(1939 10 14) (73 года) Место рождения: село Червоное, Фастовс … Википедия
Хакуашева, Мадина Андреевна — Хакуашева Мадина Андреевна современный кабардинский писатель, доктор филологических наук[1]. Хакуашева Мадина Андреевна Дата рождения: 1959 год(1959) Место рождения: Нальчик, СССР … Википедия
РАЙК — (Rajk), Ласло (8.V.1909 15.X.1949) деятель венг. коммунистич. движения, гос. деятель ВНР. По специальности преподаватель филолог. Учился во Франции (1929 30), где познакомился с марксистским учением. Возвратившись в 1930 в Венгрию, сблизился с… … Советская историческая энциклопедия
Райк, Ласло — Ласло Райк Rajk László Дата рождения: 8 мая 1909(1909 05 08) Место рождения: Шекейюдвархели, Австро Венгрия (ныне Одорхею Секуйеск, Румыния) Дата смерти … Википедия
Малахов, Сергей Арсеньевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Малахов. Малахов Сергей Арсеньевич (27 июня 1902, Можайск Московской губернии 4 августа 1973, Ленинград, СССР) русский советский поэт, критик, литературовед. Сергей… … Википедия
Профессия: лингвист
Что такое лингвистика, зачем поступают на лингвистов и кто сегодня изучает исчезающие языки
Нужно ли знать много языков, чтобы стать лингвистом? С чего начать знакомство с этой наукой? Кем вообще работают лингвисты? Мы поговорили с экспертом, чтобы разобраться, чем лингвистика отличается от других специальностей, на которых тоже изучают иностранные языки, и как выглядит научная работа исследователей языка.
старший преподаватель Школы лингвистики НИУ ВШЭ, научный сотрудник Научно-учебной лаборатории социогуманитарных исследований Севера и Арктики
Лингвист: кто это и чем он занимается
Лингвистика — это наука о том, как устроен человеческий язык. Научный интерес для учёных-лингвистов составляют разные темы: разнообразие человеческих языков, закономерности в структуре языка, история развития диалектов и языков, связь речи с другими аспектами деятельности человека: социокультурными, биологическими, психологическими. Лингвисты не просто изучают конкретные языки, но исследуют их в рамках фундаментальной науки о языке в целом.
Сейчас распространено понимание термина «лингвистика» как «изучения иностранных языков». С таким определением категорически не согласны лингвисты-теоретики.
Не стоит путать лингвистику с другими профессиональными сферами, которые связаны с языком. Лингвисты — это не переводчики и не полиглоты.
Профессия лингвиста подразумевает серьёзную научную работу по структурированию и анализу имеющихся знаний о языке, чтобы обогатить лингвистическую теорию.
Как понять, стоит ли поступать на лингвистический факультет
Чаще всего на факультет теоретической лингвистики поступают те, кого в школе интересовало устройство своего родного языка, например уроки русского. Чтобы разобраться получше в этой области знания, стоит почитать научно-популярные книги о лингвистике: например, «Почему языки такие разные» Владимира Плунгяна или энциклопедию для детей «Языкознание. Русский язык» издательства «Аванта+», а также научно-популярные ресурсы в интернете. Узнав, как сами учёные объясняют функции и принципы лингвистики, вы сможете понять, привлекает ли вас подход к языку как к системе, — именно это ждёт студентов-лингвистов.
Есть и другой способ для старшеклассника разобраться, что же такое лингвистическая наука, — решение лингвистических задач и участие в специализированных олимпиадах. Лингвистическая задача — это особый жанр, где читателю предоставляется информация о неизвестном ему языке и, руководствуясь лишь этими данными и логическими размышлениями, нужно выполнить задание. Оно может заключаться в том, чтобы перевести предложение или распознать какие-то грамматические категории в незнакомом языке.
Школьникам, которых интересует, что такое профессия лингвиста, доступны Московская традиционная олимпиада по лингвистике и математике, олимпиада «Высшая проба» и Всероссийская олимпиада по русскому. Такие задачи — это модель деятельности учёного-лингвиста. Если задачи удаётся успешно решать, процесс работы вызывает интерес и азарт, значит, у вас есть основания полагать, что вам понравится заниматься лингвистикой.
Какие ЕГЭ сдавать, чтобы поступить на лингвистику
Для поступления на программы «Фундаментальная и прикладная лингвистика» в МГУ, МГЛУ и РГГУ, а также на программу «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» в НИУ ВШЭ:
Для поступления на программы «Лингвистика» в МГУ, МГЛУ и РГГУ:
Первая группа программ больше ориентирована на освоение теории языка и большее внимание уделяет точным научным методам, а на программе «Лингвистика» в российских университетах фокус будет скорее на теории и практики перевода, а также теории преподавания языков.
Востребованность лингвиста на рынке труда
По большей части выпускники-лингвисты продолжают свой карьерный путь в науке. Это необязательно будет непосредственно теория языка. Знание лингвистики полезно учёным многих гуманитарных сфер: культурологии, филологии, антропологии. Компетенции, которые формируются у студента за время обучения, — ясность мышления, понимание точных методов, умение рассматривать явления структурно — интеллектуально обогащают исследования культуры, которыми занимаются учёные-гуманитарии.
Помимо науки, человек с лингвистическим образованием может профессионально реализовать себя в прикладных сферах.
Уровень зарплат зависит от сферы, в которой работает выпускник лингвистического факультета, а также от конкретного проекта. Согласно данным с сайта HeadHunter, средние зарплаты специалистов-лингвистов в IT-компаниях составляют от 80 000 до 120 000 рублей в месяц, преподавателей иностранных языков — от 40 000 до 100 000, переводчиков — от 40 000 до 90 000, разработчиков образовательных программ — в районе от 60 000 до 80 000 рублей.
Какие конкретные явления нашей речи попадают в область наблюдения лингвистов
Спектр тем, которыми интересуются учёные-лингвисты, можно рассмотреть на примере одного конкретного раздела этой науки. На пересечении наук о языке и наук об обществе существует социолингвистика — область исследований взаимного влияния языковых и социальных факторов, то есть наука о том, как язык определяет отношения между людьми и как язык формируется и меняется под воздействием общественной жизни. Язык — продукт нашей социальной жизни, поэтому социолингвистика изучает, как социальные факторы влияют на языковые изменения и языковое многообразие.
В рамках этой науки можно рассмотреть, например, социолингвистическое варьирование. Принадлежность к разным социальным группам находит выражение в речевых особенностях: по-разному говорят мужчины и женщины, люди разных поколений, жители разных регионов.
Социолингвисты также изучают такое явление культуры, как многоязычие. Учёные, которые интересуются этим вопросом, пытаются выяснить и описать, как люди пользуются речью в тех странах и обществах, где в ходу больше одного языка. В многоязычных культурах люди переключаются между языками в разных ситуациях. Задача исследователя — систематизировать такие ситуации, чтобы увидеть большую картину. Социолингвисты узнают, каким образом одни языки умирают, а другие восстанавливаются, каковы отношения между языками в многоязычных государствах и как на это влияет культурная политика.
Другая интересная тема — взаимодействие между людьми на микроуровне. Изучая межличностную коммуникацию, лингвисты задаются вопросами: чем обусловлено то, как мы разговариваем в разных контекстах с разными людьми? Как отношения между людьми выражаются в речи? Что такое языковая вежливость? Как устроен диалог?
Какими могут быть научные интересы исследователя-лингвиста
Есть близкая к социолингвистике дисциплина — лингвистическая антропология. Лингвистические антропологи изучают, как варьируются языки в зависимости от культуры, к которой они относятся. Как люди понимают мир и как это отражается в их языках? И правда ли, что у инуитов есть сто названий для снега? (Нет, это неправда).
Меня занимают социокультурные вопросы в лингвистике, но я скорее определяю себя как антрополога, а не как лингвиста. Больше всего меня интересует, как протекает жизнь в сообществах на Севере. Я специалист по населению Севера и Арктики, причём меня равно интересуют культура и коренного населения этих мест, и тех людей, которые перебрались туда из других регионов. Я также интересуюсь миноритарными (малыми) языками и культурами — в особенности Севера, но не исключительно. Меня волнует такой процесс — языковый культурный сдвиг, то есть утрата культуры и языка этнической группой. Свои исследования я провожу в рамках Лаборатории социогуманитарных исследований Севера и Арктики НИУ ВШЭ.
Сотрудники лаборатории ездят в экспедиции и там общаются с людьми. Лингвисты разговаривают с носителями языков, записывают тексты. Часто речь идёт о языке под угрозой исчезновения, учёные стараются документировать такие языки. Подобные записи бесценны, ведь сегодня малые языки и культуры исчезают довольно быстро. Глобализация стирает многообразие языков во многих регионах, поэтому учёные стараются зафиксировать как можно больше сведений в ходе общения с живыми носителями языков, чтобы сохранить память о них для науки и для будущего.
Занимаются ли лингвисты сохранением языков
Сохранить язык лингвистам едва ли под силу. Языки исчезают, когда стремительно меняется жизнь людей, когда они сталкиваются с другой культурой, которая вытесняет их собственную. Если язык какой-то этнической группы стигматизируется, начинает казаться людям стыдным или как минимум не престижным, они перестают учить ему своих детей.
Поэтому восстановить или уберечь от исчезновения язык могут только его носители при благоприятных социальных и политических обстоятельствах.
Усилия со стороны учёных по возрождению языка бессмысленны без запроса живых людей. Роль лингвистов в этом вопросе ограниченна — они могут выступать лишь экспертами, ведь систематизированное лингвистическое описание помогает потомкам носителей вспоминать свой родной язык. В целом язык сохраняется, если сообщество видит в нём ценность, его можно поддерживать путём преподавания и поднятия социального престижа.
Сегодня, в том числе в России, у молодых людей в больших городах всё чаще просыпается интерес к языкам своих предков, что сигнализирует об интересных культурных изменениях и обещает позитивные перспективы для сохранения языкового многообразия.
Изображение на обложке: Thierry Fousse / Dribbble
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Лингвист
Лингвист (языковед) — это специалист по лингвистике (языкознанию, языковедению), предметом исследования которого являются история образования и развития языков, их структура и характерные особенности. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Краткое описание
Современный мир стремится к глобализации, и в условиях усиливающихся международных контактов профессия лингвиста приобретает основополагающее значение. Работа лингвиста включает в себя самые разнообразные функции и зависит от места работы:
Существует несколько классификаций лингвистов:
по изучаемому языку:
по теме или разделу лингвистики:
по теоретическому направлению:
Специфика профессии
Работа лингвиста может заключаться в следующих видах деятельности:
Плюсы и минусы профессии
Плюсы:
Минусы:
Место работы
Личные качества
Обучение на Лингвиста
Образование в сфере лингвистики состоит из трех направлений:
Профессиональных лингвистов готовят на филологических (либо специализированных лингвистических) факультетах вузов.
«ПрепОдаватель» или «препАдаватель» − как правильно пишется?
С рождения родители учат малыша хорошему тону, правильным манерам и правилам общения. Но вот он пошел в школу, и у него появился преподаватель. Он дает ему знания, которые пригодятся в будущей жизни. А как пишется преподаватель?
Разбор слова
Словарь С. И. Ожегова дает следующее толкование слова: сотрудник высшей или средней школы, обучающий детей какому-либо предмету.
В слове 4 безударные гласные. Правописание каждой можно объяснить с точки зрения орфографии.
Начиная морфемный разбор, выделите окончание. Для этого измените форму слова (преподавателя, преподавателю, преподавателем). В начальной форме этого слова оно нулевое.
Основа – «преподаватель». Мягкий знак не передает звук. Он используется для смягчения согласной в слове.
Русский язык − это живой организм, который постоянно развивается. Старые связи уходят, новые приходят. Это касается и разбора слова по составу. Раньше незыблемой нормой считалось:
С развитием языка пересматриваются значимые части слова, глубже анализируется морфемный состав лингвистами. Это сейчас, может быть, не является нормой, но и не рассматривается ошибкой.
На просторах интернета выделяется корень «преподава», и только «тель» − суффикс. А почему? Если вы не сможете отстоять свой выбор, то это называется «переписыванием» и непониманием сути.
На уровне школьной программы надо научиться заглядывать внутрь слова, находить все составные его части. Надо уметь не только выделять их, но и обосновывать свой выбор.
Существительное «преподаватель» относится к одушевленным, нарицательным словам 2-го спряжения, мужского рода. В начальной форме стоит в единственном числе, именит. падеже.
Может быть любым членом предложения.
Объяснение правописания
Чтобы понять, как верно пишется слово преподаватель, я буду придерживаться словообразовательного разбора с этимологическим уклоном. Это поможет объяснить правописание безударных гласных.
«Преподаватель» образовано от глагола «преподавать». Последний, в свою очередь, от слова «давать» при помощи приставок «пре» и «по».
Нас интересует вторая безударная «о». Она входит в состав приставки «по». Префикса «па» нет в русском языке (поехали, поесть, подарок, побег). В слове «преподаватель» во 2-ом слоге пишется буква «о».
Идею повар нам подал,
Во всеуслышание сказал:
«Па», приставки, просто нет», −
Вот и весь его ответ.
Примеры предложений
Преподаватель вошел в класс.
Мой друг был преподавателем английского языка.
Преподаватель был не только хорошим учителем, но и человеком.
Поиск ответа
Вопрос № 305810 |
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, в наградных документах (грамотах, дипломах, сертификатах) нужно ли ставить запятую после ФИО перед должностью человека. Например: Награждается ИВАНОВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА (,) учитель русского языка и литературы и так далее.
Ответ справочной службы русского языка
Да, в этом случае запятая после имени собственного ставится.
Добрый день! Моя фамилия Радь не русского происхождения, такого слова нет ни в одном из 10 словарей. Я учился в русской школе и в 4 классе учитель русского языка сразу обратила мое внимание сказав «Запомни на всю жизнь-твоя фамилия не склоняется» При склонении она теряет благозвучие, смысловую нагрузку и т.д. Прошу вас дать мне аргументированный ответ по поводу склонения моей Фамилии. С Уважением Радь Сергей.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Возможны оба варианта, хотя значение их немного различается. Сочетание выставка преподавателей указывает на то, чья это выставка. Сочетание выставка работ преподавателей – на то, что выставляется. На практике одну и ту же выставку можно назвать и так и так.
Сегодня в школе отстаивал свою точку зрения касательно запятых в данном предложении:Во времена Моцарта (1) Зальцбург представлял собой столицу маленького княжества (2) во главе (3) которого (4) стоял зальцбургский архиепископ. Я утверждал, что запятая стоит только под номером 2, а учитель русского настаивал на том, что и под 1 цифрой нужна запятая, так как это, по его словам, придаточная часть. Прошу помочь мне разобраться в этом вопросе, так как с утверждением учителя я абсолютно не согласен.
Ответ справочной службы русского языка
Вы правы, запятая нужна только после слова княжества. Во времена Моцарта – самое обыкновенное обстоятельство. (Интересно: если учитель считает это придаточной частью, то где, с его точки зрения, подчинительный союз или союзное слово?)
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, надо ли ставить тире в следующих предложениях: Я учитель русского языка. Я Иванова Мария Ивановна. Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Тире обычно не ставится, если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое — формой именительного падежа существительного. Тире возможно при логическом подчеркивании или при противопоставлении (Я – учитель русского языка, а ты – физик-теоретик).
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, разобраться. Учитель русского языка в предложении, которое я напишу ниже, подчеркнула слова наиболее актуально, и поставила ребенку оценку 4. В чем ошибка?. Мне очень срочно нужен ответ на этот вопрос. Пожалуйста, если возможно, ответить мне быстрее на этот вопрос. Спасибо. Цитирую предложение: Н.А. Заболоцкий в стихотворении «Некрасивая девочка» пытается получить ответ на волнующий вопрос «А что есть красота», и наиболее актуально он подчеркивает это в нескольких строках: «А если это так, что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?»
Ответ справочной службы русского языка
Слово актуально не подходит по смыслу, сочетание актуально подчеркивает некорректно.
Ответ справочной службы русского языка
Склонение имени не зависит от того, склоняется ли фамилия (и наоборот). Правильно: тетрадь. Талых Виталия.
Ответ справочной службы русского языка
Нет, нормы никто не менял. Дело в том, что правило, на которое Вы ссылаетесь, входит в школьный минимум. За страницами учебников остается такая часть правила (приводим формулировку Д. Э. Розенталя).
Тире в этом случае ставится:
1) при логическом подчеркивании: Я — страница твоему перу. Всё приму. Я белая страница. Я — хранитель твоему добру… (Цв.);
2) при противопоставлении: Я — фабрикант, ты — судовладелец (М. Г.); Она — сплошной клубок не рвов, а он — воплощение олимпийского спокойствия;
3) при структурном параллелизме предложений или частей предложения: Без тебя я — звезда без света. Без тебя я — творец без мира (Бр.); Мы — люди беспокойные, ибо мы — в ответе за планету, Двое людей, он и она, шли рядом: он — молодой человек в тёмном костюме, она — молодая, очень хорошенькая девушка в цветастом платье.
Ответ справочной службы русского языка
Ошибки нет. В русском языке есть оба слова: и изготовлять, и изготавливать.
Здравствуйте! У меня возникла прям проблема со склонением моей фамилии, 30 лет прожил и не поднимался так сильно вопрос, как сегодня (не подписывают документ на работе). Я менял школу когда был в девятом классе, и вот новая прибывшая фамилия, все учителя как один говорили, что склоняется, а вот учитель русского и литературы вызвался выяснить. И выяснил, что не склоняется! Рассказывал в подробностях о каких-то словарях, происхождениях, но я конечно же не помню тех подробностей. Так с того времени я твердо стою на своем, не склоняется и все. А сегодня не отстоял свое давнишнее убеждение. Помогите пожалуйста, фамилия моя Пось
Ответ справочной службы русского языка
Прошу уточнить: склоняется фамилия Беженар или нет..
В школе учитель русского языка говорила : нет, а сегодня меня убеждали в обратном, спустя 30 лет)
Ответ справочной службы русского языка
Мужская фамилия Беженар склоняется, женская – нет.
Добрый вечер. Подскажите пожалуйста склоняется ли мужская фамилия Фридрих. В школе у сына учитель русского языка постоянно исправляет написание фамилии на обложке тетрадей :Фридриха Андрея, но в этой же школе учитель начальных классов никогда не исправляла. Как быть с написанием фамилии? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Мужская фамилия Фридрих склоняется, женская – нет. Правильно в родительном падеже: Фридриха Андрея, Фридрих Натальи.
Здравствуйте! Наша фамилия Дзюб (украинская, не путать с другой фамилией Дзюба), на протяжении всего времени никогда не склонялась ни в женском, ни в мужском роде. Учитель русского языка начала склонять фамилию в родительском падеже (Дзюба у сына). Прошу Вас дать свои комментарии о склонении или не склонении фамилии.
Ответ справочной службы русского языка
Мужские фамилии, оканчивающиеся на согласную, склоняются. Подробности см. в «Письмовнике» и в рубрике «Азбучные истины».
Здравствуйте!
У меня такой вопрос. Всем известно слово «неуч», означающее неграмотного человека. Но один человек (кажется, даже учитель русского и литературы) утверждает, что существует форма женского рода, т. е. «неучь». Подскажите, кто из нас прав.
Ответ справочной службы русского языка
В словаре Даля отмечено слово неучь женского рода – как собирательное существительное (т. е. обозначающее совокупность лиц как одно целое): этакая неучь сошлась. Словари современного русского литературного языка такое слово уже не фиксируют (в них есть только неуч ).