Многозадачность — это умение выполнять несколько дел одновременно. Данная характеристика является очень ценной для работодателей, поскольку им нужны сотрудники, которые смогут справляться с большими объемами работы. Разбираемся, как научиться работать в условиях многозадачности, чтобы потом включить это качество в свое резюме.
Наглядные примеры
Допустим, вам нужно расставить 10 тарелок на столе, полить 10 комнатных растений и разослать 10 СМС. Включить режим многозадачности — это значит начать делать все одновременно. И вот вы расставили 3 тарелки, полили 3 растения и разослали 3 СМС-ки, а уже на втором круге немного сбились и вместо растения полили из кувшина телефон. В этом заключается основная сложность работы в условиях многозадачности: быстрая усталость и снижение производительности на 15 процентов.
Плюсы и минусы
К преимуществам многозадачности можно отнести:
Из недостатков можно выделить:
Понятие ложной многозадачности
Вообще многозадачность предполагает качественное выполнение всех поставленных задач, а не работа на «тяп-ляп». Но есть те люди, которые думают, что работают в условиях многозадачности, а самом деле вообще не двигаются с места. Ложная многозадачность — это когда вы беретесь то за одно, то за другое, но ничего не доводите до конца. Вот какие общие черты есть у «ложных многозадачников»:
По данным ученых, только 25 процентов людей в мире могут действительно качественно работать в условиях многозадачности.
Как научиться
Работа в условиях многозадачности предполагает симбиоз следующих трех составляющих:
Хорошая новость заключается в том, что эти качества можно развивать и они помогут вам в дальнейшей карьере. Вот основные способы, как это сделать:
Правила для успешной жизни в многозадачном мире
Даже если работодатель от нас не требует многозадачности, все равно современный мир устроен так, чтобы выполнять все быстро и качественно и много успевать. Вот 13 правил, которые помогут вам остаться продуктивными в бешеном темпе:
В общем, делайте ту работу, которая приближает вас к мечте и к поставленным целям.
Многозадачность в резюме: так ли нужен этот навык
Специалист в сфере HR и развития карьеры
Когда дело доходит до многозадачности, есть два диаметрально противоположные точки зрения. Первая гласит, что в наши дни этот навык есть у всех (особенно у представителей поколения Z). Ведь каждый хотя бы однажды готовил ужин и разговаривал по телефону одновременно.
Многозадачность: понятие, примеры, теоретическое обоснование
Писать в резюме о многозадачности стало очень модно. Работодатели требуют это в вакансиях:
Соискатели, в свою очередь, транслируют данный навык в резюме:
Что означает столь популярное слово? Суть термина «многозадачность» можно понять уже из названия: в жизни это одновременное выполнение двух или более задач. На рабочем месте – быстрое переключение между задачами или сосредоточение на чем-то одном, не забывая при этом о прочих обязанностях.
Примеры многозадачности в личной и профессиональной жизни:
Исключением являются ситуации, когда обе задачи хорошо отработаны и не конфликтуют друг с другом на уровне высших психических функций.
Где многозадачность имеет решающее значение
Поставьте себя на место авиадиспетчера. В этой профессии навык многозадачности просто необходим. Вы должны принимать бесчисленное количество решений в реальном времени, которые влияют друг на друга. Без права на ошибку.
По мнению экспертов, есть три сферы деятельности, в которых навык многозадачности – основное требование: «Бизнес, менеджмент и администрирование», «Финансы» и «Социальные услуги».
Умение держать под контролем несколько дел одновременно можно «прокачать». Тренировки провоцируют включение в мозге режима «автопилот», поэтому операции совершаются «на автомате».
Мультизадачность в резюме
Чтобы показать работодателю опыт переключения между несколькими обязанностями, стоит указать многозадачность в резюме. Для человека, имеющего трудовой стаж, это может быть комбинация hard skills.Например, кандидат на вакантную позицию повара может написать в разделе «навыки» способность готовить пять блюд одновременно.
Выпускникам образовательных учреждений мультизадачность стоит представить как синтез hard и soft skills. Допустим, оператору call-центра будет плюсом умение слушать клиента, записывать сведения, отвечать на вопросы по продукту, при этом побуждая человека к покупке.
Не знаете, как указать многозадачность в резюме? Есть негласное правило: в тех сферах, где мультизадачность «жизненно» необходима, не стоит ограничиваться указанием одного слова в блоке «навыки». Лучше описать, что вы умеете делать одновременно, в разделах «о себе» или «опыт работы».
При описании трудовой деятельности используйте такие глаголы, как «управлять, расставлять приоритеты, организовывать». Тем самым вы покажете рекрутеру, что играете активную роль в одновременном выполнении задач.
Покажите, как ваш навык многозадачности помог прежнему работодателю. Подробно расскажите о результатах, используя цифры. Например, «Благодаря вниманию к деталям, тщательному и быстрому анализу поступающей информации, мне удалось сократить количество жалоб на компанию в социальных сетях на 75%».
Если вы увидели такое требование, как многозадачность в вакансии, смело включайте его в резюме. Транслирование информации – один из приемов, помогающих успешно пройти первичный отбор. Не ограничивайтесь только этим термином: используйте синонимы и другие слова для усиления впечатления от вашей кандидатуры.
Вы можете подчеркнуть умение работать в режиме мультизадачности, дополнив раздел «Хобби» соответствующим увлечением. Например, организация праздников или спортивных состязаний для этого как раз подходит. Все, что требует строго соблюдения сроков, будет плюсом.
Как подтвердить мультизадачность на собеседовании
Указав умение работать в режиме многозадачности в резюме, готовьтесь к проверке этой информации на собеседовании. Вот несколько примеров ответов на вопросы рекрутера, которые помогут вам продемонстрировать этот важный навык.
Можете ли вы объяснить время, когда вам приходилось выполнять несколько задач одновременно?
Самый популярный вопрос, касающийся работы в многозадачном режиме. Прекрасная возможность вспомнить прошлый опыт.
Пример ответа: «На последнем месте работы в качестве проджект-менеджера я контролировал несколько проектов с соблюдением строгих дедлайнов».
Как вы справляетесь с одновременным выполнением нескольких задач на работе?
Рекрутера интересует подход кандидата к многозадачности. Если не владеете в совершенстве навыком, порассуждайте, как бы вы повели себя в сложной ситуации.
Пример ответа: я всегда расставляю приоритеты при решении задач. Сначала это непросто, но со временем навык совершенствуется. Например, за три месяца работы охранником, я научился одновременно контролировать ситуацию в торговом зале и оперативно разрешать конфликтные ситуации между клиентами и персоналом.
В чем заключается преимущество мультизадачности?
Перед тем как указать многозадачность в резюме, подумайте, каким образом вы будете раскрывать данный навык на очной встрече.
Пример ответа: Работая на временной должности в ресторане «MyResume», я видел, как сложно сотрудникам успевать готовить несколько блюд одновременно и поспевать за темпом на кухне. Поэтому решил во что бы то ни стало «прокачать» навык многозадачности. Сейчас я могу утверждать, что он помогает сохранять спокойствие, даже в самой авральной ситуации.
Наш совет: не отвечайте «Да». Подтвердите информацию, написанную в резюме, доказательствами.
Пример ответа: получил большой опыт работы в режиме многозадачности на последнем месте. Занимал должность личного ассистента. У меня было много обязанностей, часть из которых надо было постоянно держать под контролем: координировать рабочий день руководителя, вести прием и перераспределение входящих звонков, вовремя информировать руководство по важным вопросам.
Как вы расставляете приоритеты?
Не хотите указывать в резюме многозадачность? Тогда напишите о том, как хорошо расставляете приоритеты. Помните, ни один руководитель не ждет, что кандидат моментально разберется с новыми обязанностями. Но большинство желает видеть командных игроков.
Пример ответа: на прежнем месте работы у нас ежедневно проходили командные встречи. Я обнаружил, что они являются для меня отличным способом расставить приоритеты. При этом я могу видеть, совпадают ли мои цели с целями команды.
Как улучшить навыки многозадачности: чек-лист для кандидатов
Специалист в сферах Education и HR. Независимый журналист. Профиль в соцсетях: Facebook
Проактивный гражданин. Что соискателю писать в графе «о себе»
Работодатели выдвигают все новые требования к кандидатам. Еще в 2000-х компаниям, если верить описаниям вакансий, нужны были «целеустремленные, инициативные, пунктуальные, обучаемые» люди, сегодня же на первый план выходят другие личные качества. К тому же они в совокупности с профессиональным опытом при трудоустройстве имеют больший вес, чем образование — в конце января Superjob даже убрал соответствующую графу из объявлений вакансий. Все чаще требуется универсальный сотрудник, который будет «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Forbes поговорил с рекрутерами и выяснил, какой психологический портрет кандидата сейчас наиболее популярен у нанимателей.
Что писать в резюме
В первую очередь важно понять, что нельзя просто «присвоить» себе определенные навыки. Это должны быть не пустые слова. Рекрутеры сходятся во мнении, что не стоит лгать при составлении резюме. Если, например, вы претендуете на роль руководителя, хорошо бы в графе «о себе» указать такие качества, как лидерство, стратегическое видение, проактивность, многозадачность.
Все чаще в вакансиях можно встретить ряд требуемых качеств, которые характерны для смежных отраслей, делится руководитель службы исследований компании HeadHunter Марина Игнатова. «Так, маркетолог должен быть проактивным, обладать аналитическими навыками, пониманием цифровой среды, менеджерскими качествами. Для HR-специалиста большим плюсом будет освоение смежных специальностей — психологии, аналитики, автоматизации. Ключевые требования к аналитику — умение программировать, презентовать, способность работать с большими данными, а также знание экономики, математики и ИТ», — добавляет Игнатова.
Рекрутинговая компания Hays провела исследование, посвященное мотивации, в котором выяснилось, что для большинства ключевой фактор нематериальной мотивации — личность руководителя, в котором они хотят видеть эмпатичного наставника, а не просто человека, который раздает задачи. «Вам недостаточно уметь правильно делегировать, чтобы считаться эффективным управленцем», — считает Ольга Шамбер, операционный директор Hays.
«Перед тем как начать составление резюме, в первую очередь подумайте о тех ключевых навыках, которые присущи именно вам: больше всего работодателей раздражают общие слова. Напротив ваших навыков также можно указать проект, где они могли проявиться. А вот перед отправкой профиля в компанию на ту или иную позицию постарайтесь из вашего списка выделить один или два навыка, которые будут иметь принципиальное значение для работодателя и сделать фокус на них», — советует партнер компании «Контакт» (InterSearch Russia) Дарья Тулубенская.
Помимо многозадачности, умения быстро перестраиваться и работать с большим объемом данных, среди универсальных качеств идеального кандидата руководитель направления поиска финансовых специалистов кадрового агентства Cornerstone Ольга Петровская выделила опять-таки проактивный подход, креативность, умение брать на себя инициативу, стрессоустойчивость и любознательность.
Переобуваться на ходу
Какие качества чаще всего ищут в кандидатах крупные корпорации?
«Еще пять лет назад умение работать в режиме неопределенности, гибкость, адаптивность были навыками, которые требовались для работы в кризисных ситуациях. Теперь они необходимы для ежедневной работы. Кроме того, сегодня всем топ-менеджерам так или иначе приходится выстраивать работу с большими данными, поэтому усиливать свои компетенции нужно именно в этом направлении», — рассказывает Дарья Тулубенская.
Организациям постоянно приходится совершенствоваться, поскольку старые схемы перестают работать. Чтобы компании оставаться на плаву, ей нужны люди, обладающие креативным мышлением, умеющие увидеть нестандартные пути решения стандартных ситуаций. «Компании специально проводят креативные интервью и используют тесты на проверку творческого мышления. И это применимо ко всем специальностям, а не только к творческим профессиям», — делится Петровская из Cornerstone.
Также рекрутер считает важным сочетание «глобальности» и «детальности». Когда, с одной стороны, человек способен «увидеть лес за деревьями», целостную картину, но, с другой стороны, может погружаться в детали.
Берем с потенциалом
В последнее время рекрутеры делают ставку не на трудоголиков, 24 часа в сутки погруженных в работу, а на тех, у кого есть активная позиция и увлечения, не относящиеся к работе напрямую. Это расширяет границы, дает возможность посмотреть на свои задачи свежим взглядом.
Ольга Шамбер из Hays говорит о том, что популярное сегодня осознанное отношение к разным аспектам жизни (питанию, потреблению, материнству) частично перешло и в карьерную плоскость. Людям важно осознавать свою ценность и роль, которую они играют в компании, а также то, как компания может им помочь в реализации собственного потенциала. «Сотрудников демотивирует тотальный контроль и отсутствие возможности самостоятельно принимать решения. Отсюда еще один важный skill — умение брать на себя ответственность за результат. Ценным навыком в связи с этим же становятся так называемые предпринимательские способности, то есть умение определить и осознать пользу, которую вы могли бы принести бизнесу, а также и отношение к своей зоне ответственности (пусть и небольшой) как с собственному делу», — рассуждает рекрутер.
Конечно, для каждой сферы требуются определенные навыки, но в целом работодатели хотят видеть в своих рядах сотрудников, умеющих быстро адаптироваться в меняющихся условиях, с высоким эмоциональным интеллектом, проактивных, креативных, способных презентовать себя и продукт, а также умеющих слушать и слышать.
Как справляться с лавиной срочных дел: тренируем многозадачность
Где нужны «многозадачники»
Требование об умении работать в режиме многозадачности встречается в вакансиях все чаще. О чем это говорит — работодатели ищут одного человека на функции для троих? Может быть, иногда так и есть. Но в большинстве случаев дело не в этом.
Среди всех вакансий, размещенных на hh.ru с начала 2019 года, слово «многозадачность» чаще встречается в следующих профобластях:
Функционал соответствующих профессий сам по себе предполагает интенсивную работу одновременно над несколькими задачами в условиях жестких дедлайнов. Значит, дело не только в желании работодателей оптимизировать расходы способом «один за троих».
Многозадачность — наша реальность. Темп жизни растет, поток информации, которая нас ежедневно окружает, сейчас тоже такой, какой прежним поколениям и не снился. Кем бы вы ни работали, нужно уметь быстро переключаться с одного занятия на другое, ни о чем не забывая.
Но возможности человеческого мозга небезграничны. Если одномоментно заниматься несколькими делами, то по-настоящему сосредоточиться не удастся ни на одном из них. Как же быть?
Из чего складывается способность к многозадачности
Есть два способа разгрести гору одинаково срочных дел. Первый — заняться всеми делами параллельно, второй — выбрать, с чего начать, и выполнять эти дела последовательно, одно за другим.
Одновременное выполнение дел. Счастливцев с врожденными способностями заниматься несколькими делами параллельно без ущерба каждому из них — 1–2%. В качестве классического примера все любят вспоминать Юлия Цезаря. Древнеримский историк Плиний Старший писал о нем: «Сообщают, что он умел писать или читать и одновременно — диктовать и слушать. Он мог диктовать своим секретарям по четыре письма одновременно, причем по самым важным вопросам; а если не был занят ничем другим, то и по семь писем».
Что же делать остальным 98–99% «простых смертных», которым это не дано? Можно ли натренировать в себе такую же фантастическую способность, как у Цезаря?
Можно. Американские психологи экспериментально доказали это еще в 1970-х годах. Они тренировали испытуемых одновременно читать текст и записывать слова под диктовку. Цель — добиться того, чтобы участники эксперимента делали и то, и другое не автоматически, а вникали бы как в смысл текстов (их просили потом ответить на вопросы по нему), так и в смысл записанных слов. Для этого требовались одновременно как высочайшая концентрация внимания, так и способность быстро его переключать с одного на другое.
Поначалу у испытуемых возникали проблемы либо с пониманием текста, либо с пониманием записанных слов, но через четыре месяца тренировок нужный эффект был достигнут.
Последовательное выполнение дел. Для большинства, конечно, гораздо более простым кажется вариант выполнения задач одной за другой. Но, если это так просто, почему мы постоянно что-то не успеваем?
Потому что для эффективного последовательного выполнения дел тоже нужно уметь фокусироваться на текущей задаче и правильно переключаться на следующую. Когда мы думаем, что занимаемся только одной задачей, нам это обычно всего лишь кажется. В процессе то мысли убегут куда-то далеко (например, к следующей задаче), то отвлечет сообщение из мессенджера, то захочется проверить, что там новенького у друзей в соцсетях.
Словом, какой вариант решения множества задач ни выбери — последовательный или одновременный, — в любом случае умение делать это хорошо зависит от способностей к концентрации внимания и быстрому переключению от задачи к задаче.
Как развить в себе концентрацию внимания и способность переключаться
Существует много способов тренировки мозга, в любом случае главное условие — регулярность занятий. Важно уделять этому несколько минут каждый день.
25-минутки или метод помидора. Этот, пожалуй, самый знаменитый способ тренировки концентрации внимания можно использовать непосредственно в процессе работы. Засеките таймер на 25 минут и в течение этого времени занимайтесь строго одной задачей, не отвлекаясь ни на что другое. Когда прозвенит звонок, сделайте пятиминутный перерыв и займитесь чем хотите, но следующие 25 минут снова занимайтесь только одним конкретным делом. Кажется элементарным, но вы быстро убедитесь, насколько трудно удержаться от соблазна «перескочить» на что-то еще.
При чем здесь помидор? Совершенно ни при чем, просто у автора метода Франческо Чирилло будильник был в форме помидора.
Концентрация на неподвижном предмете. Если удержать внимание в течение 25 минут на одном деле оказалось для вас слишком сложным, начните с малого. Положите перед собой любую вещь — например, ручку или компьютерную мышку — и сконцентрируйте свои мысли только на ней. Задача — продержаться хотя бы три минуты, в идеале — пять. Тут важен самоконтроль: как только вы замечаете, что отводите взгляд, мысли начинают куда-то «уплывать», нужно вернуть внимание на предмет.
Дыхательные упражнения. Дыхательных гимнастик существует множество, и многие из них направлены именно на концентрацию внимания. Суть в том, что вы дышите определенным образом и внимательно наблюдаете за процессом дыхания, не отвлекаясь вообще ни на какие мысли.
Асинхронные упражнения. Возможно, готовя своих детей к школе, вы занимались с ними такими упражнениями, когда нужно делать некие движения обеими руками, но каждой рукой — разные. Например, правая рука делает круговые движения в воздухе, а левая в это время трет стол. Это и есть асинхронные упражнения. Их польза в том, что они запускают работу одновременно обоих полушарий головного мозга. Это помогает развить как концентрацию внимания, так и быструю переключаемость между задачами.
Рефлексивное (глубокое) чтение. Чтение не просто инструмент для получения информации, давно доказано, что это еще и отличная зарядка для мозга. Но при условии, что речь идет о рефлексивном чтении — это когда вы глубоко погружаетесь в текст и непосредственно в процессе чтения анализируете его. Разумеется, для таких целей не подойдет детектив. Если брать художественную литературу, то что-то посерьезнее и посложнее. Но лучше читать научную литературу.
Тренировки на онлайн-платформе. Можно записаться в онлайн-фитнес для мозга. Например, на платформе «Викиум» есть специальные онлайн-тренажеры — это что-то вроде онлайн-игр, только с интеллектуальной пользой. Есть тренажеры для тренировки памяти и мышления, внимания и умения быстро переключаться с задачи на задачу. Тренажеры разработаны совместно со специалистами когнитивной и общей психологии, нейропсихологами и психофизиологами центра тестирования «Гуманитарные технологии» при МГУ им. М. В. Ломоносова.
Занятия на тренажерах рассчитаны на 15 минут в день, причем по индивидуальной программе. Сначала нужно пройти вводное тестирование, по которому становится ясно, какие из когнитивных функций вам не мешало бы развить, а затем составляется программа развития на каждый день.
Лидерство, умение пользоваться компьютером и многозадачность: что еще указать в резюме при поиске работы
1. Навыки в работе с компьютером
Поскольку технологии продолжают развиваться, важно, чтобы вы были в курсе всех последних компьютерных тенденций. Вы должны иметь базовые знания о сайтах социальных сетей, компьютерных программах, таких как Microsoft Word, PowerPoint, Excel, и в зависимости от работы, на которую вы претендуете, в таких программах, как Adobe FrameMaker, Photoshop или Madcap Flare. Если всего этого нет, лучше постараться получить необходимые навыки работы с компьютером для интересующей вас профессии самостоятельно, на курсах или при помощи онлайн-уроков.
2. Умение приспосабливаться
Работодатели ценят людей, которые могут адаптироваться и идти в ногу со временем, когда это необходимо. В условиях, когда все постоянно меняется, гибкость может быть огромным преимуществом. Если вы приспосабливающийся человек, обязательно упомяните об этом в своем резюме, но будьте готовы рассказать на собеседовании те конкретные случаи, когда вы проявили это качество.
3. Организованность
Никто не хочет нанимать неорганизованных людей, которые будут постоянно опаздывать, все путать и забывать, подставляя не только себя и коллектив, но и своего начальника. Организованные люди уже заканчивают половину работы, в то время как растяпы все еще заняты поиском документов, которые они куда-то положили, но забыли куда именно.
4. Коммуникабельность
Умение хорошо общаться с другими людьми определенно является желательной чертой любого сотрудника. Это подразумевает быстрые ответы на электронные письма, озвучивание опасений тогда, когда они возникают, и способность держать руководителей и коллег в курсе важной информации, которую они должны знать.
Хорошие коммуникативные навыки обязательно должны найти место в вашем резюме и будут иметь большое значение для того, чтобы сделать вас привлекательным кандидатом на работу.
5. Лидерские качества
6. Соблюдение трудовой этики
Упорная работа и постоянное стремление к успеху делают вас чрезвычайно привлекательным кандидатом для работодателей. Когда сотрудник проявляет инициативу и делает то, что нужно сделать, не спрашивая, это всегда впечатляет.
7. Надежность
Когда у работодателей есть задача, которую необходимо выполнить, они должны знать, что человек, которого они просят, сделает это и сделает хорошо. Надежность делает вас ценным в глазах соискателя, потому что он хочет нанять кого-то, кому можно доверять, независимо от профессиональной сферы. Если вы заслуживаете доверия, не забудьте указать это как навык в своем резюме.
8. Многозадачность
Если вы когда-либо играли две разные роли одновременно или работали над двумя разными проектами, напишите, что вы исключительный «многозадачник». Многие профессии требуют, чтобы сотрудники могли совмещать выполнение нескольких дел одновременно, поэтому, если вы преуспеете в этом, получите преимущество перед другими кандидатами, которые не так в этом хороши.
9. Аналитические способности
Вы профессионал в анализе ситуаций и оценке вещей со всех сторон? Можете ли вы анализировать тенденции, влияющие на производительность, решать проблемы и устранять сбои, когда они появляются? Если у вас есть такие способности, то как кандидат вы будете нарасхват.
Вы можете сэкономить время и деньги работодателей, потому что им не придется останавливать рабочий процесс в ожидании решения проблемы. А если им еще и не придется платить посторонним людям, потому что вы сами сможете им помочь, то это уже претензия на «золотого» сотрудника.
10. Склонность к межличностному общению
Работодатели хотят нанять кого-то, кто сможет прекрасно ладить с разными людьми. Если вы хорошо работаете с другими, умеете мотивировать и знаете, как заставить людей объединиться и сотрудничать для общего блага, значит у вас есть отличные навыки межличностного общения, которые делают вас отличным кандидатом.