Главная » Правописание слов » Можно ли вне контекста правильно написать следующие слова как они называются это явление омонимии

Слово Можно ли вне контекста правильно написать следующие слова как они называются это явление омонимии - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Презентация на тему: Типы омонимов

ТИПЫ ОМОНИМОВ ЗАДАНИЕ 1. ЗАДАНИЕ 2. ЗАДАНИЕ 3.

Задание 1. Выпишите вначале лексические омонимы, а затем омоформы. Бак (сосуд) бак (часть палубы корабля); Болтун (пустослов) болтун (насиженное яйцо без зародыша); Постой (существительное) постой (глагол); Стекла (род.падеж сущ. стекло) стекла (глагол); Кран (водопроводный) кран (подъёмный); Выдержка (цитата) выдержка (самообладание); Мечи (мн.число от меч) мечи (глагол); Рой (существительное) рой (глагол)

ОМОФОРМЫ Постой (существительное) постой (глагол); Стекла (род.падеж сущ. стекло) стекла (глагол); Мечи (мн.число от меч) мечи (глагол); Рой (существительное) рой (глагол) ОМОНИМЫ Бак (сосуд) бак (часть палубы корабля); Болтун (пустослов) болтун (насиженное яйцо без зародыша); Выдержка (цитата) выдержка (самообладание); Кран (водопроводный) кран (подъёмный);

Задание 2. Просклоняйте письменно слово поле в единственном и множественном числе. В каких падежах это слово имеет омоформы или омографы?

И.П. Что? Поле поля Р.П. Чего? Поля полей Д.П. Чему? Полю полям В.П. Что? Поле поля Т.П. Чем? Полем полями П.П. О чём? О поле о полях ОМОГРАФЫ: ПО’ЛЮ ПОЛЮ’ (пишутся одинаково, но имеют разное значение и звучание) ОМОФОРМЫ: ПОЛЕМ (существительное) ПОЛЕМ (глагол); ПОЛЕЙ (существительное) ПОЛЕЙ (глагол в повелительном наклонении) слова разных частей речи, в некоторых формах совпадающие по звучанию и написанию.

Данные слова записать вне контекста нельзя, т.к. они звучат одинаково, но по-разному пишутся и имеют разное значение. Такие слова называются омофонами. ПримЕрять (примерка) платье примИрять (мир) поссорившихся друзей, стОрожил (сторож)объект стАрожил (старый житель) рассказывал о небывалых морозах, плач (сущ. м.р.) ребёнка плачЬ (глагол повелительного наклонения) громко, сИдеть дома (сидя) сЕдеть (седенький) от горя.

Источник

Проверочная работа по теме «Лексика и фразеология»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

по теме Лексика и фразеология»

К выделенным словам подберите синонимы:

2. Подберите к выделенным словам из левого столбика соответствующие антонимы из правого столбика:

1) бедная растительность б) скромная

2) богатый опыт б) убогий

3) полный ответ б) частичный

Можно ли вне контекста правильно написать следующие слова? Как называется это явление омонимии? Напишите словосочетания или предложения, где будет показано разное лексическое значение.

Прим…рять — прим. рять

ст. рожил — ст. рожил

1. Оказаться в цейтноте.

2. Играть первую скрипку.

4. Позолотить пилюлю.

5. Замените данные фразеологизмы словами-синонимами запишите их.

1. Остаться с носом.

3. Куда глаза глядят.

4. Почить на лаврах.

5. Семи пядей во лбу.

6. Укажите, какие внешние грамматические признаки, способствующие обособлению, имеются у выделенных слов. Установите, что препятствует их обособлению. Укажите в скобках синонимы

1. Вася согласился скрепя сердце.

2. Ушел несолоно хлебавши.

3. Он работал не покладая рук.

7. Найдите ошибки, допущенные в данных предложениях. Запишите исправленный вариант.

1. Друзья остались друг с другом наедине.

2. Мы поднялись рано чем свет.

3. Я работаю аккуратно со дня на день.

4. Ученик растерял карандаши все как один.

8.Найдите примеры речевой избыточности.

Напишите исправленный вариант

1. Долгие и продолжительные аплодисменты.

2. Информационное сообщение.

3. Памятный сувенир.

4. Мужественный и смелый человек.

5. Тем не менее, однако, вам следует написать объяснительную записку.

9. Напишите, какие стилистические фигуры языка и выразительные средства используются в предложениях.

1. Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.

3. Обеды задавал он отличные.

4. Кто не мечтал отдохнуть и набраться сил?

5. Лишь только ночь своим покровом

Верхи Кавказа осенит,

Лишь только мир волшебным словом

Лишь только ветер над скалою

Увядшей шевельнёт травою.

7. У Елены беда тут стряслась. Большая. И не сразу понятная.

8. Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою.

9. Тощая спина рыдающим голосом отражала нападение.

10.Влажный ветерок изредка набегает лёгкой волной.

11. Но чаще занимали страсти умы пустынников моих.

13. Градоначальник был столь малого роста, что не мог уместить законов.

14. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость.

16. Грохочет тишина, моих не слыша слов.

10. В каком ряду не все слова являются синонимами?

1) журить, ругать, бранить

2) опасаться, робеть, трусить

3) возражать, протестовать, осуждать

4) бродить, блуждать, слоняться

11. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?

1) сорвать маску, вывести на чистую воду, вывести в люди

2) вставлять палки в колеса, перебегать дорогу, портить обедню

3) втирать очки, водить за нос, морочить голову

4) тянуть лямку, гнуть спину, проливать пот

12. Укажите, в каком случае выделенные слова являются паронимами.

4) надеть костюм — одеть ребёнка

13. В каком предложении слово одеть употреблено неправильно?

1. Хвойный лес одел все горы и подошел вплотную к морю.

2. Дарья Петровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

3. Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу.

4. Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти работу.

14. Какая пара фразеологизмов не является антонимами?

1) капля в море, сколько душе угодно

2) взять себя в руки, заваривать кашу

3) выеденного яйца не стоит, цены нет

15. В каком предложении нет фразеологического оборота?

1. Сам я стараюсь держаться с ними не на дружеской ноге, а в пределах служебного приличия.

2. Он объявил им, что ноги его не будет в этом доме.

3. Девочка сидела на диване, поджав ноги.

4. Можно было подумать, что еще нога не ступала в этих диких местах.

16. Определите значение фразеологического оборота, выберите правильный ответ.

1) строить замки на песке:

а) основываться на ненадежных данных

б) заниматься строительством

2) ничтоже сумняшеся:

а) вместе с кем-либо

4) класть под сукно:

а) без продвижения (о просьбе, деловой бумаге)

б) уделять пристальное внимание чему-либо

в) надеяться на что-либо

17. В каком ряду есть устаревшее слово?

1) макароны, пробежать, асфальт, морской

2) накануне, ненастье, троллейбус, маленький

3) конкуренция, десять, вертеться, расходы

4) крыша, гнать, мясной, чело

18. В каком предложении есть новое слово (неологизм)?

1. В музее хранилась кольчуга древнерусского воина.

2. Всё украшало кабинет философа в осьмнадцать лет.

3. Наверху располагалась огромная библиотека.

4. Были мы люди, а стали людьё.

21. Какой прием использован в предложении?

Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

22. Группировка определений по нарастанию ила ослаблению эмоционально-смысловой значимости это.

К выделенным словам подберите синонимы:

2. Выберите к выделенным словам из левого столбика соответствующие антонимы из правого столбика:

1) бедная растительность б) скромная

2) богатый опыт б) убогий

3) полный ответ б) частичный

3. Можно ли вне контекста правильно написать следующие слова? Как называется это явление омонимии? Напишите словосочетания или предложения, где будет показано разное лексическое значение.

впереме. ку — впёреме…ку

Вывести на чистую воду.

5. Замените данные фразеологизмы словами-синонимами запишите их.

1. Семи пядей во лбу.

2. Держать нос по ветру.

4. Положить в долгий ящик.

5. Почить на лаврах.

6. Укажите, какие внешние грамматические признаки, способствующие обособлению, имеются у выделенных слов. Установите, что препятствует их обособлению. Укажите в скобках синонимы

1. Испуганные девочки бежали сломя голову.

2. Видно было, что он примчался сюда не переводя духа.

3. В работу ринулись засучив рукава.

7. Найдите ошибки, допущенные в данных предложениях. Запишите исправленный вариант.

1. Мечик навзничь упал на землю и уткнулся лицом в ладони.

2. Я стараюсь учиться во весь дух.

3. Школьники во все лопатки спешили на урок.

4. Я потерял сознание, упав в обморок, и лишился чувств.

8. Найдите примеры речевой избыточности. Напишите исправленный вариант

1. Интенсивные продолжительные тропические ливни.

2. Мертвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни.

3. По песку ступали ступни ее ног.

4. Нельзя касаться оголенных проводов незащищенными ладонями рук.

5. Это был первый дебют начинающего актера.

9. Напишите, какие стилистические фигуры языка и выразительные средства используются в предложениях.

1. Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.

3. Обеды задавал он отличные.

4. Кто не мечтал отдохнуть и набраться сил?

5. Лишь только ночь своим покровом

Верхи Кавказа осенит,

Лишь только мир волшебным словом

Лишь только ветер над скалою

Увядшей шевельнёт травою.

7. У Елены беда тут стряслась. Большая. И не сразу понятная.

8. Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою.

9. Тощая спина рыдающим голосом отражала нападение.

10.Влажный ветерок изредка набегает лёгкой волной.

11. Но чаще занимали страсти умы пустынников моих.

13. Градоначальник был столь малого роста, что не мог уместить законов.

14. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость.

16. Грохочет тишина, моих не слыша слов.

11. Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно?

12. Выпишите лишнее слово в синонимическом ряду.

1) выполнить, реализовать, привести, осуществить

2) храбрый, веселый, отважный, бесстрашный

3) мысли, думы, размышления, чувства

4) воображение, фантазия, вымысел, мечта

13. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?

1) сорвать маску, вывести на чистую воду, вывести в люди

2) вставлять палки в колеса, перебегать дорогу, портить обедню

3) втирать очки, водить за нос, морочить голову

4) тянуть лямку, гнуть спину, проливать пот

14. Укажите, в каком случае выделенные слова являются паронимами.

4) надеть костюм — одеть ребёнка

15. В каком предложении слово одеть употреблено неправильно?

1. Хвойный лес одел все горы и подошел вплотную к морю.

2. Дарья Петровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

3. Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу.

4. Андрей приютил племянника, одел и обул его. помог найти работу.

16. Какие из выделенных слов являются антонимами?

17. Какое выражение не является фразеологизмом?

1) ни рыба ни мясо 3) ни сном ни духом

2) ни два ни полтора 4) ни вчера, ни сегодня

18. Определите значение фразеологического оборота, выберите правильный ответ.

1) крокодиловы слезы:

б) лицемерная жалость

2) разделать под орех:

в) сильно ругать, распекать

3) на чужом пиру похмелье:

а) неприятность из-за других

б) радость у соседей

в) участвовать в чем-либо

4) из любви к искусству:

а) ради самого занятия, без корыстных целей

б) быть ценителем прекрасного

в) преследовать корыстные цели

19. В каком ряду есть историзм?

1) барщина, карамелька, портить, кустарник

2) атмосфера, деятель, научиться, хороший

3) рассказ, соревнование, вприкуску, ремонт

4) обои, покрывало, инструмент, нехватка

20. В каком предложении есть новое слово (неологизм)?

1. В музее хранилась кольчуга древнерусского воина.

2. Всё украшало кабинет философа в осьмнадцать лет.

3. Наверху располагалась огромная библиотека.

4. Были мы люди, а стали людьё.

21. Группировка определений по нарастанию ила ослаблению эмоционально-смысловой значимости это.

22. Какой прием использован в предложении? О чем ты воешь, ветр ночной?

24. Какой прием использован в предложении? Я три тарелки съел.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: 36232032225

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Число участников РДШ за 2021 год выросло в три раза

Время чтения: 2 минуты

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили продлить каникулы для школьников до 16 января

Время чтения: 1 минута

Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Упражнение 10. Можно ли вне контекста правильно написать следующие слова? Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор, составив словосочетания.

Образец:Прив..дение-прив..дение: привидение в старом замке (видеть), приведение к знаменателю(привел)

Прим..рять — прим..рять, ст..рожил — ст..рожил, изморо..ь — изморо..ь, плач? — плач?, пр..зрение — пр..зрение, с..деть — с..деть, пол..скать – пол..скать.

ПримЕрять платье ( примерка), примирять дру3ей ( мир), стАрожил села ( старый житель), стОрожил комнату ( сторож), и3моро3ь на окне ( моро3ы), и3морось 3а оконом ( моросит), при3рение старика, пре3рение к врагу, сидеть( сидя) на скамейке, седеть ( сед) от старости, полоскать белье ( полощет), поласкать ребенка ( ласка).
Вне контекста эти слова правильно написать нель3я, ибо неясно их 3начение.

Другие вопросы из категории

Читайте также

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте по словарю написание слов с пропущенными гласными.
I. Ав…кадо, алг…ритм, б…калавр, гл…диатор, д…ндрарий, к…н…патый, м…ринист, прокл…мация, в…н…грет, г…рельеф, заб…тонировать, к…л…нча, к…рогаз, к…мп…новать, люм…н…сценция,ф…соль, б…кл…жан,г…рпун,гр…м…здить, зак…ченелый, л…кв…дировать, м…золь, об…гренный, п…рл…мутр, форв…рд, акв…рель, б…атлон, в…трушка, в…рн…саж.
III. Заинд…велый, к…рбюратор, к…росин,к…горта, л…ванда, м…л…нхолик, м…заика, н…ктюрн, п…мфлет, п…т…кантроп, в…девиль, д…летант, ид…ал…зация, к…нгуру, н…в…ждение, об…грить, пер…скоп, р…зеда, ф…рватер, г…г…мония.

Упражнение 7.
Вставьте пропущенные буквы; объясните свой выбор.
Пол_скать собаку, пол_скать белье; знамена разв_ваются, разв_вающиеся контакты; раздр_жать маму, задр_жать от холода; об_жать стадион, об_жать малыша; пок_рать обидчика, пок_рить вершину; обл_гчить ношу; обл_чить ложь; просл_влять героя; благосл_влять на подвиг; прож_вать хлеб, прож_вать в доме; упл_тить долги; дост_жения в спорте; прив_дение к знаменателю, похож на прив_дение; д_лекий огонек, расст_латься по д_лине; пос_деть от горя, пос_дел на скамейке; ударить оз_мь, созревает оз_мь; сокр_тить расходы, прекр_тить ссору, прим_рять костюм, прим_рять поссорившихся; работники просв_щения; скр_пить договор п_чатью; зав_зировать документ; зав_зался спор; упл_тнить график работы.
Упражнение 8.

Спишите, распределяя слова по столбикам:
а) слова с безударной гласной в корне,
б) слова с чередующейся гласной в корне.
Б..гущий, б..льной, ж..леть, м..ролюбивый, нав..рить, поб..дить, разм…гчить, пл…нировать, зв…зда, м…тодика, разд…валка, стр…ховать, б…сиком, загл…нуть, зас…рить, цв…тной, настр…чить, нал…денелый, поб…лить, обн…влённый, загл…дение, кл…ёнка, позв…нить, засв…тить, зан…зить, нагр…вание, г…лодание, уд…вление, пок…яние, ш…птать, ст…рона, ул…вить, запр…щённый, од…рить, настр…ение, опл…тить, сл…мать, ш…рстяной, ш…повник, зал…зать на дерево, зал…зать рану, зап…вать песню, зап…вать лекарство, ударился оз…мь, созревает оз…мь, посв…тить стихи другу, посв…тить фонарём, сп…шите видеть, сп…шите данные, ч…стота посещений, ч…стота помещений, пос…деть на лужайке, пос…деть от горя, прим…рять костюм, прим…рять спорщиков, выб…рать, выд…рнуть, бл…стательный, бл…стящий, зан…маться, обж…гание, оп…реться, проб…раться, подн…мать, соч…тание, отм…реть, к…саться, прик…сновение, предл…гать, предл…жить, усл…жнять, изл…гать, з…ря, оз…рять, дог…рать, заг…релый, тв…рец, раств…римый, накл…нить, откл…нение, пл…вец, пл…вучесть, вск…чить, ск…чок, обск…кать, р…стение, возр…ст, отр…сль, подр…сток, Р…стов, обм…кнуть в воду руку, плащ пром…кает, зар…внять грядки, ср…внение, ур…внение, непром…каемый зонт.

Упражнение 9.
Выполните синтаксический разбор предложений.
1) Утром солнце разгоралось медленно, трудно. (Ф. Абрамов) 2) При сухих щепках и сухое дерево разгорается. (Пословица) 3) Горят первые звезды, а заря еще долго догорает над далями и туманами. (К. Паустовский) 4) В разрывах туч ярко горела луна. 5) Первые лучи солнца коснулись верхушек деревьев. 6) Ярче розовой рубахи зори вешние горят. (С. Есенин) 7) В беседе касались различных тем. 8) Мы не коснулись этого вопроса. 9) Прощальный блеск зари на небе догорал. (И. Тургенев) 10) Он осторожно прикоснулся к больной руке. 11) Заря то гасла, то разгоралась. 12) Дрова начали прогорать. 13) Сучья долго не хотели разгораться. 14) Заря догорала, и все море окутала темнота.

б)небез. звестный; в)уголоч. к;г) о санатори.

2.Расставьте правильно знаки препинания:

Так как по обе стороны улицы росли высокие стройные тополя она очень понравилась нам и отчасти заменяла сад.

3.Обозначьте однородные и неоднородные определения. Расставьте правильно знаки препинания.

1) На столе лежали январские февральские мартовские номера газет.

2)Тропинка шла вдоль высокого прибрежного обрыва.

4.Обозначьте цифры, указывающие на границы придаточного предложения с главным:

Но пресная вода1 которая годна дя питья2 для орошения3 для машины4 составляет ноль целых три десятых этого количества.

5. Вставьте пропущенные буквы: 1) бабушка, пос. дела; 2)ум. ляете о помощи; 3) посв. тил стихотворение; 4) никого не об. жал; 5) разв. ваются флаги.

6. Расставьте правильно знаки препинания:

1) Друзья мои прекрасные наш союз!

2) Вы любите читать книги? спросила девушка.

3) Пшеница овёс подсолнух всё уже созрело.

4) Все кругом зелёная трава листва на деревьях солнце над головой было радостным и привлекательным.

написать указанные слова. Подберите словосочетания, чтобы правильно написать указанные слова.

Подберите словосочетания чтобы правильно написать указанные слова.

Источник

1.5. Стилистическое использование в речи многозначных слов и омонимов

1.5.1. Полисемия

Изучение полисемии позволяет выделить в многозначных словах основные, или первичные, значения, которые характеризуются наибольшей частотностью и минимальной зависимостью от контекста; инеосновные, вторичные, значения, менее частотные и всегда обусловленные контекстом. С другой стороны, полисемия реализуется в появлении у многозначных слов, наряду с их основным, прямымзначением, переносных, образных, значений. Переносные значения всегда вторичны, однако «далеко не всякое неосновное значение можно квалифицировать как переносное, ибо не любое из них основывается на ассоциации сходства, создающей эффект образности».

Разные значения слов образуют сложное семантическое единство, которое лингвисты называют семантической структурой слова. Развитие в слове переносных значений, как правило, связано с уподоблением одного явления другому; названия переносятся на основе внешнего сходства предметов (их формы, цвета и т.д.), на основе производимого ими впечатления или по характеру их движения. В таких случаях источником полисемии могут быть метафоры, метонимии, синекдохи. Закрепившиеся в языке переносные значения слов нередко утрачивают образность (усики винограда, бой часов, колено трубы, спинка стула), но могут и сохранить метафорический характер, экспрессивную окраску (вихрь событий, буря страстей, искра чувства, тень улыбки, голос разума, лететь навстречу, светлый ум, железная воля). Общеязыковые метафоры представляют собой разновидности значений слова, фиксируются толковыми словарями. Например, в «Толковом словаре русского языка» под ред. Д.Н. Ушакова: Вихрь 1. Прерывистое круговое движение ветра. Снежный вихрь. С быстротою вихря. 2. Перен. Стремительное движение, течение событий, круговорот жизни (книж.).

Полисемичное слово может иметь разную лексическую сочетаемость. Например, слово низкий в своем основном значении «малый по высоте, находящийся на небольшой высоте от земли, от какого-нибудь уровня», имеет широкие границы лексической сочетаемости (низкий человек, рост, гора, берег, дерево, лес, дом, забор, столб, стол, стул, мебель, шкаф, каблук), но, выступая в значениях «плохой» или «подлый, бесчеловечный», сочетается далеко не со всеми словами, к которым подходит по смыслу (нельзя сказать: «низкое здоровье», «низкие знания», «низкий ответ» или «низкий студент»).

В составе многозначных слов выделяются такие, у которых развиваются противоположные, взаимоисключающие значения. Например, отходить может означать «приходить в обычное состояние, чувствовать себя лучше», но это же слово может означать «умирать» (отойти в вечность). Развитие противоположных значений у одного слова называется внутрисловной антонимией (антонимией значений), или энантиосемией.

Многозначные слова наиболее употребительны, они имеют достаточно обобщенные значения; однозначные слова отличаются либо предельной конкретностью семантики (как имена собственные), либо узкопредметным значением (бинокль, бинт). Однако однозначное слово со временем может проявить заложенную в нем способность к полисемии.

Оценка полисемии вызывает у лингвистов противоречивые мнения. Некоторые ученые считают, что в «идеальном» языке слово должно иметь лишь одно значение, причем для каждого значения должно быть особое наименование. Однако это может показаться удобным только на первый взгляд, на самом деле «однозначность» слов уменьшила бы возможности языка, лишила бы его национального своеобразия. Большинство ученых справедливо видят в многозначности слов проявление силы, а не слабости языка. Как утверждают некоторые лингвисты, в русском языке процентов 80 всех слов имеют не одно, а несколько значений. Подсчитать их нет никакой возможности, и не потому, что у некоторых слов этих значений слишком много (иногда до сорока), а потому, что язык постоянно пополняется новыми лексическими значениями, которые даже не успевают фиксировать словари.

Многозначность свидетельствует о неограниченных возможностях языка, так как богатство словарного состава языка заключается не только в количестве слов, но и в разнообразии их значений, в способности лексем получать все новые и новые семантические оттенки. Развитие у слов новых значений дает простор творческому использованию лексических запасов языка.

1.5.2. Омонимия и смежные с ней явления

1.5.3. Стилистические функции многозначных слов и омонимов

Если слово имеет несколько значений, выразительные возможности его увеличиваются. Писатели находят в многозначности источник яркой эмоциональности и не прибегая к метафоризации. Например, в тексте может быть повторено многозначное слово, которое, однако, выступает в различных значениях [Поэт издалека заводит речь. Поэта далеко заводит речь (Цв,); «Из зоны радиации в зону бюрократии» (заглавие)].

Как средство своеобразной звуковой игры используются омонимические рифмы. Их мастерски применял В.Я. Брюсов:

Я рядом плыл; сошлись кормила ;

1.5.4. Индивидуально-авторская омонимия

1.5.5. Стилистически не оправданное употребление многозначных слов и слов, имеющих омонимы

Каламбур в таких случаях возникает оттого, что многозначное слова, употребленное в переносном значении, воспринимается читателем в основном, прямом значении, которое «проявляется» под действием контекста. От подобных промахов не застрахованы и современные авторы.

Рассмотрим примеры стилистической правки предложений, в которых из-за неудачного употребления многозначного слова или слова, имеющего омоним, возникли каламбуры:

1. Наше предприятие представляло научно-техническую выставку за рубежом. 1. Недавно наше предприятие организовало научно-техническую выставку за рубежом.
2. У нас в питомнике много собак, мы в основном питаемся за счет клубного собаководства. 2. У нас в питомнике много собак, а пополнение мы получаем в основном из Клуба собаководства.
3. Археологи заметили, что покойники из северного захоронения перекликаются с покойниками из южного захоронения. 3. Археологи заметили много общего в северном и южном захоронениях.

Невнимательное отношение к слову нередко замечается в разговорной речи (так, у кассы магазина можно услышать: Выбейте мне мозги; в поликлинике: Снимите череп и запишитесь к хирургу). Случайные каламбуры могут возникнуть в результате индивидуально-авторской омонимии: Летом количество пассажиров на электропоездах увеличится из-за огородников и садистов (последнее слово как окказионализм образовано от существительного «сад», но в языке известен его омоним с криминальным значением); Вниманию домовладельцев загаженных домов: проверка будет 16 мая. Подобные каламбуры, создающие абсурдность высказывания, обычно наблюдаются в очень коротких текстах, например в объявлениях, та как ограниченный объем информации в них не дает возможности правильно осмыслить многозначные слова [ср. объявления: С 1 июня самолет будет летать с остановками ; Мастерская заказы на пояса не принимает: заболела поясница ].

Неуместный комизм, возникающий при употреблении в речи слов, у которых есть омонимы, вынуждает пересматривать терминологию. Так, при упорядочении отраслевой терминологии было предложено заменить термины кишка Дауценберга, грязный котел, баба копра, ледяной череп, паразитная шестерня и т.п., но до сих пор существуют такие, например, названия профессий, как трепач, щипальщик, загибальщик, которые у неспециалиста вызывают нежелательные ассоциации.

Комизм и двусмысленность высказыванию могут придать аббревиатуры, имеющие лексические омонимы. Например: ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение и связь), МНИ, МУХИН (названия институтов) и др. некоторые из них исчезли после реорганизации соответствующих учреждений. Так, не стало аббревиатур ОЛЯ (Отделение литературы и языка АН СССР), ИВАН (Институт востоковедения АН СССР).

Однако управлять процессом создания сложносокращенных слов не всегда удается. Об этом свидетельствует тот факт, что русский язык продолжает пополняться аббревиатурами, которые омонимичны словам: АИСТ (автоматическая информационная станция), МАРС (машина автоматический регистрации и сигнализации), АМУР (автоматическая машина управления и регулирования).

Конечно, нельзя произвольно переделывать аббревиатуры, которые уже закрепились в языке, но при стилистической правке рукописи неудачные сокращения можно раскрыть, заменить синонимами или близкими по смыслу словами. Особенно это необходимо в том случае, когда возникает неясность, каламбур [В этом году наш коллектив наладил творческий контакт с НИМИ (надо: …с Научно-исследовательским институтом молочной торговли и промышленности); Об этом факте убедительно говорит ТИТ (надо: …телевизионная испытательная таблица); Решение этого вопроса невозможно без участия ФЕИ (надо: …Международной федерации конного спорта)].

Причиной неясности высказывания может стать внутрисловная антонимия (антонимия значений). Например, непонятны предложения: Врач решил это лекарство оставить («отменить» или «рекомендовать принимать»?); Я прослушал ваши замечания («слышал» или «слушая, не воспринял»?); Проверяя глубину посева, агроном обошел пятый участок («проверил» его или «пропустил»?). Двусмысленно и такое высказывание: Меня и моих товарищей крепко захватила идея, брошенная мастером. Автор употребил слово бросить в значении «высказать что-нибудь резко и неожиданно», однако в памяти всплывает значение «покинуть, оставить». Лучше было написать: Меня и моих товарищей захватила идея, которую нам подал мастер.

Антонимия значений присуща многим словам: просмотреть («бегло ознакомиться» или «не заметить, пропустить при чтении»?), оговориться («специально в предисловии» или «нечаянно»?), отказать(просьбе или отказать наследство?), задуть (свечку, домну) и др. употребление их в речи требует особого внимания.

Омофония, в отличие от других смежных с ней явлений, как правило, не порождает двусмысленности в письменной речи. Однако в отдельных случаях неясность все же возникает. В заголовках обычно не различаются прописные и строчные буквы (все слова печатаются одним шрифтом), поэтому, например, непонятно название статьи «ЭКСПОРТИРУЕТ ЛЬВОВ». Двусмысленность появилась из-за совпадения в написании написания города Львов и формы родительного падежа множественного числа существительного лев.

Случайная игра слов в результате омофонии встречается даже у поэтов-классиков: отмечено несколько случаев омофонии в произведениях А.С. Пушкина (Слыхали ль вы за рощей глас певца любви, певца своей печали?). Недоброжелательные критики сознательно вырывают из контекста отдельные словосочетания, чтобы подчеркнуть возможность их двоякого толкования. Например: Души прекрасные порывы… (душить порывы?); С огнём Прометея… (согнём Прометея?). Невольные каламбуры найдены у М.Ю. Лермонтова ( С свинцом в груди лежал недвижим я), В.Я. Брюсова ( И шаг твой землю тяготил).

Омофония может возникнуть при переводе произведения на другой язык. Так, в переводе одного стихотворения оказалась строчка Можно ли быть равнодушным ко злу? Внимательное отношение к слову позволит избежать подобных ошибок.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Можно ли вне контекста правильно написать следующие слова как они называются это явление омонимии, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Можно ли вне контекста правильно написать следующие слова как они называются это явление омонимии", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Можно ли вне контекста правильно написать следующие слова как они называются это явление омонимии:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *