Словари
Такой, какой только можно себе представить; возможный, допустимый, достижимый.
1. Мыслимым вы называете то, что можно себе представить, вообразить.
Его жадность переходит все мыслимые границы. | Он делал все мыслимые ошибки в ударениях.
2. сказ. Если вы сомневаетесь в том, что какое-то положение вещей мыслимо, значит, вы не считаете его возможным.
Мыслимо ли устоять против такого шторма? | Разве это мыслимо при моей профессии педагога?
3. Вы используете выражение мыслимое ли дело, когда выражаете удивление по поводу чего-либо, исключаете возможность чего-либо.
Мыслимое ли дело так долго меня обманывать?
4. Если вы располагаете мыслимыми и немыслимыми вариантами по поводу чего-либо, значит, у вас есть все варианты, которые только можно себе представить.
Ему угрожали все мыслимые и немыслимые опасности. | Его популярность побивает все мыслимые и немыслимые рейтинги.
МЫ́СЛИМЫЙ, мыслимая, мыслимое, мыслим, мыслима, мыслимо.
1. прич. страд. наст. вр. от мыслить (книжн, устар.). Мыслимая вами научная теория неубедительна.
2. Возможный; могущий быть, случиться. «Где еще мыслимы подобные вещи!» Маяковский. Мыслимое ли это дело? Мыслимо ли это?
Мыслимое ли дело? (разг.) выражение удивления, несогласия: может ли это быть, возможно ли?
◊ Мы́слимо (мы́слимое) ли дело (с инф. или придат. дополнит.). Может ли так быть, возможно ли? Мыслимое ли дело спать так долго? Мыслимое ли дело, чтобы так запустить болезнь?
1. прич. страд. наст. от мыслить.
Какой только может быть, какой только можно себе представить.
[Виктор Семенович] получил от Настеньки все мыслимые заверения, что фотография Лизы Мешковой понадобилась в самых благовидных целях. Федин, Первые радости.
мыслимо (мыслимое) ли дело
может ли так быть, возможно ли.
— Мыслимо ли дело, чтобы человек от рыбы или лягушки произошел? Чудно. Либединский, Неделя.
Правописание частицы не с глагольными образованиями на -мый
7 класс
Правописание глагольных форм на -мый является одним из самых трудных вопросов орфографии. Ключом для безошибочного написания частицы не в таких случаях является правильное отнесение данного слова к соответствующей части речи – причастию или прилагательному, поскольку каждая из этих частей речи подчиняется своим правилам орфографии. Неумение различать отглагольные прилагательные на -мый и причастия приводит к устойчивым ошибкам в работах школьников.
К сожалению, в школе изучение правописания глагольных образований на -мый в рамках традиционной программы не предусматривается, однако опыт работы подсказывает, что знакомство с правописанием таких слов надо начинать уже с 7-го класса.
Необходимость этого объясняется наличием в учебнике упражнений, требующих выбора слитного/раздельного написания частицы не с этими глагольными формами.
Так, в упражнении № 101 (Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. Русский язык. 7-й класс. М.: Просвещение, 1993) даются формы (не)видимый, (не)сокрушимой. Как писать не с этими словами? Как определить, к какой части речи они относятся? Учебник не дает ответов на эти вопросы. Видимо, предполагается, что ученик сможет разрешить проблему самостоятельно. Думаю, сказанного уже достаточно, чтобы убедить коллег в необходимости изучения правописания глагольных форм на -мый именно на этом этапе обучения.
На одном из уроков закрепления темы «Не с причастиями» ученикам предлагается такое задание:
Раскрыть скобки, объяснив слитное и раздельное написание не:
1) (не)законченный эксперимент; (не)законченный лабораторией эксперимент; эксперимент (не)закончен; эксперимент до сих пор (не)закончен;
2) (не)просохшая после дождя земля; (не)просохшая земля; (не)утихающий, а усиливающийся ветер;
3) (не)замеченная ошибка; (не)обнаруженные при осмотре дефекты; (не)поладки (не)устранены;
4) (не)прекращающийся всю ночь снегопад; (не)прекращающиеся метели; движение транспорта (не)прекращено;
5) (не)принятое комиссией предложение; (не)приятный для всех разговор; решение (не)принято;
6) совсем (не)исследованные районы; совсем (не)исследованные геологами районы;
7) (не)установленные до конца причины; совершенно (не)выясненные обстоятельства;
8) (не)заменимый на данной работе сотрудник; никем (не)заменимый сотрудник; (не)любимая ребенком игрушка.
Последнее, восьмое задание позволяет создать на уроке проблемную ситуацию: ученики не могут правильно объяснить слитное/раздельное написание не в этих примерах.
Поставим вопрос: (не)заменимый, (не)любимый – это причастия или прилагательные?
Нужно обратить внимание учеников на суффиксы обоих слов (в данном случае – -им-) и подвести их к мысли, что по форме они похожи на страдательные причастия настоящего времени. Здесь полезно обратиться к таблице «Образование страдательных причастий настоящего времени» (см. учебник, с. 39). Ребята должны вспомнить, что интересующая нас разновидность причастий не образуется ни от глаголов совершенного вида, ни от непереходных глаголов несовершенного вида. Стоит поговорить и о том, в каких контекстах употребляются страдательные причастия настоящего времени:
(обратим внимание на то, что подлежащее исходного предложения в конструкциях со страдательным причастием превращается в дополнение в форме тв. п.).
Вернемся к поставленному вопросу. От каких глаголов образованы интересующие нас слова?
На отглагольные прилагательные с -ем-/-им- распространяются правила правописания имен прилагательных, а не причастий: частица не может писаться слитно с полными прилагательными такого типа и при наличии зависимых, поясняющих слов, а также с прилагательными такого типа в краткой форме: методы работы неприменимы в данных условиях, запасы солнечной энергии неистощимы, независимое от ударения написание и т.д.
Раздельно с не пишутся отглагольные прилагательные на -мый в двух случаях:
1) если от них зависят отрицательные местоимения или наречия с частицей ни (ср.: почти неизлечимая болезнь – не излечимая никакими средствами болезнь);
2) если при них есть частицы далеко не, отнюдь не и др. (ср. у него независимый характер – это отнюдь не зависимый показатель).
Необычно ведут себя отглагольные образования на -мый, восходящие к переходным глаголам несовершенного вида: будучи формально «законными» причастиями, в сочетании с не они ведут себя то как причастия, то как прилагательные. Они считаются причастиями и пишутся раздельно с не, когда:
1) от них зависят отрицательные местоимения и наречия с частицей ни (никем не любимый человек, нисколько не почитаемый праздник);
2) от них зависит дополнение в форме тв. п. (не любимая ребенком игрушка, не определяемое нами понятие – но: неопределяемое в рамках этой теории понятие).
В этом и заключается особенность страдательных причастий настоящего времени: все остальные пишутся раздельно с не при наличии любых зависимых слов (слова со значением высшей степени качества не в счет). Ср.: нелюбимая с детства игра – не полюбившаяся с детства игра, неопределяемое в данной теории понятие – не определенное в данной теории понятие).
Эта особенность отглагольных образований на -мый делает правило еще более запутанным. Чтобы справиться с ним, удобно воспользоваться приведенным ниже алгоритмом.
Следует, однако, иметь в виду, что отглагольные прилагательные на -мый очень часто без не не употребляются и поэтому пишутся слитно с этой частицей (полный их список приводится ниже).
Алгоритм правописания отглагольных образований на -мый
Теперь необходимо вернуться к записанным словам и выяснить, как же пишется с ними частица не.
(Не)заменимый на данной работе сотрудник: (не)заменимый – слово образовано от глагола заменить совершенного вида; это отглагольное прилагательное. При слове нет отрицательного местоимения, нет части типа отнюдь не. Вывод: пишу незаменимый на данной работе. Никем (не)заменимый сотрудник: к отглагольному прилагательному относится отрицательное местоимение.
Вывод: пишу никем не заменимый сотрудник.
(Не)любимая ребенком игрушка: (не)любимая – слово образовано от глагола любить несовершенного вида, переходного. Это причастие на -мый. Оно пишется с не раздельно, если у него есть зависимое слово в тв. п.: (не)любимый (кем? чем?) ребенком – значит, пишу не любимая ребенком игрушка.
На этом этапе урока очень важно строго соблюдать шаги алгоритма, чтобы избежать ошибочных написаний.
После того как основное правило разграничения отглагольных образований на -мый осмыслено учащимися, полезно записать в словари исключения, то есть слова, которые пишутся с не всегда слитно. Эти 45 слов входят в активный словарный запас школьников и часто употребляются ими в различных письменных работах. Не стоит требовать от учеников заучивания этих слов. Постоянная работа со словарем, включение этих слов в разного рода диктанты сформируют необходимый навык правописания. Таблица с этими словами может постоянно находиться на стенде в кабинете русского языка в качестве зрительной опоры.
На заключительном этапе урока предложим ученикам следующее упражнение:
Объясните написание не с прилагательными на -мый в данных примерах.
Никем несокрушимая сила, неразличимые невооруженным глазом детали, неуловимое для глаз движение, никем не уловимое движение, ничем не объяснимый случай, ни с чем не сравнимая радость, непереводимое на другой язык выражение, не нарушаемая нами тишина; не спрягаемая, а склоняемая часть речи.
В конце урока учащиеся получают домашнее задание: выучить алгоритм, внимательно перечитать слова-исключения и выполнить синтаксический разбор предложений, расставив в них знаки препинания, раскрыв скобки и объяснив орфограммы.
1. Многое в них было (не)понятно закрыто (н_)кем (не)ощутимой (н_)кому (не)видимой завесой.
2. Ему самому захотелось что есть духу бежать туда где на снегу лежал этот маленький (н_)кем (не)любимый человек оказавшийся вдруг таким стойким.
На следующем уроке материал закрепляется уже на более сложных примерах. Хочу порекомендовать коллегам упражнение из книги: Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. М.: Просвещение, 1990. С. 140, № 302.
Богатый материал содержится и в пособии Хлебниковой А.В., Плотниковой А.В. Сборник текстов для закрепления навыков орфографии и пунктуации. М.: Просвещение, 1967. С. 136–138.
Думаю, что каждый учитель отберет необходимый материал с учетом возможностей своего класса. Предложенная система, проверенная в работе автора в течение нескольких лет, дает хорошие результаты и позволяет добиться устойчивого орфографического навыка.
Надеюсь, что описанный в статье опыт работы заинтересует коллег-словесников и окажет им практическую помощь в изучении трудных вопросов правописания.
1) расстрел..нный, дремл..щий, леле..л, хвал..щийся;
2) почу..в, пил..щий, раска..лся, раскле..в;
3) прола..л, прома..вшись, стел..щийся, раскле..нный;
4) вид..щий, чу..л, просе..нный, зате..в.
2. Во всех словах строчки в суффиксе пишется буква Е
1) ненавид..вший, рассе..нный, постро..в, посеребр..ны
2) увид..в, завис..л, постро..нный, закле..на;
3) завис..мый, разве..в, объезд..вший, раска..лся;
4) нахмур..нный, отча..вшись, зате..л, застав..в.
3. Во всех словах строчки в суффиксе пишется буква И
1) слыш..мый, одобр..в, взлеле..нный, наде..вшийся;
2) раска..вшись, ре..вший, увид..л, завис..л;
3) расстро..вшись, замет..в, вид..мый, закле..л;
4) мысл..мый, постро..в, ненавид..л, зате..нный.
4. Во всех словах строчки в суффиксе пишется буква А
1) прочит..нный, леч..щий, услыш..л, замеч..нный;
2) лепеч..щий, обиж..нный, придум..нный, выслуш..в;
3) слыш..щий, дыш..щий, увенч..нный, вскоп..на;
4) потуш..нный, оседл..нный, замеш..но (тесто), прослуш..в.
5. Во всех словах строчки в суффиксе пишется буква Я
1) пен..щийся, посе..в, ма..лся, бор..щийся;
2) потер..нный, запомн..вший, стро..щий, прове..л;
3) обкле..в, люб..щий, стел..щийся, очист..вшийся;
4) вер..щий, вид..щий, отча..лся, раста..вший.
6. В каком ряду в обоих словах пишется буква Е?
1) с ушедш..м поездом, развес..вший фотографии
2) о накаливш..йся обстановке, поспор..вший с приятелем
3) о проливш..мся молоке, выгор..вший участок
4) с прошедш..м праздником, выкат..вшийся клубок
7. В каком ряду в обоих словах пишется буква Е?
1) о пропавш..й книге, рано состар..вшийся
2) с брызжущ..м весельем, заиндев..вший лес
3) с заканчивающ..ми школу. Высвет..вший проблему,
4) о разбивш..йся чашке, нечаянно обид..вший
Мысл мый как пишется
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведём верное написание:
немыслИмый — суффикс ЕМ/ИМ причастия зависит от спряжения глагола, мыслить, 2 спряжение;
колеблЕмый — суффикс ЕМ/ИМ причастия зависит от спряжения глагола, колебать, 1 спряжение;
осмеЯнный — перед суффиксом НН причастия от глагола осмеЯть, на ЯТЬ, остаётся суффикс инфинитива.
ожидаЕшь — личное окончание глагола 1-го спряжения;
незамечЕнный — суффикс ЕНН причастия от глагола заметИТЬ, на ИТЬ;
НАПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ И ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ
Для успешного выполнения задания учащиеся должны знать:
—что такое личная форма глагола;
—что такое спряжение, как его определить, в чём его значимость;
—как зависит написание суффикса причастия от спряжения глагола;
—в каких случаях написание суффикса причастия/деепричастия определяется спряжением, а в каких нет.
11.1 НАПИСАНИЯ, КОТОРЫЕ ЗАВИСЯТ ОТ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА.
Правило определения спряжения глагола является базовым, основным правилом для ТРЁХ орфограмм, изложенных в этом пункте.
Пояснения к таблице.
1. Если личное окончание находится под ударением, то определить спряжение глагола легко: в приведённых парах личные формы глаголов ИДТИ, ПЕТЬ и СИДЕТЬ, КРИЧАТЬ имеют ударные личные окончания.
Слов с ударным окончанием достаточно много: летИТ, спИТ, горИТ, печЁТ, льЁТ.
Обратите внимание: появление приставки ВЫ не влияет на написание окончания: ВЫлетИТ, ВЫгорИТ, ВЫпечЕТ, ВЫльЕТ.
Спряжения слова с безударным окончанием определяют, исходя из того, на какие буквы оканчивается глагол в начальной форме (или в инфинитиве, или в неопределённой форме).
Обратите внимание : фраза «на что оканчивается» не равна фразе «окончание слова». У инфинитива нет окончания, он может только оканчиваться на что-то, обычно пишут три последние буквы: читАТЬ (-ать), гнУТЬ (-уть), борОТЬся (-оть), где буква перед ТЬ является суффиксом. Окончание есть у глаголов в личных формах: читаЮТ, гнЁТ, дышАТ. Поэтому неверно: глагол оканчивается на АТ, значит, он первого спряжения.
I спряжение | II спряжение |
Деепричастия (что сделав?) | |