С суффиксом -щик- пишутся существительные после всех согласных основы, кроме букв «д», «т», «з», «с», «ж». Укажем примеры слов с суффиксом -щик-.
Словообразовательный суффикс -щик- можно выделить в морфемном составе существительных, которые обозначают лицо по его занятию, роду деятельности, профессии. Такие слова образуются от однокоренных имен существительных или глагольных основ:
Отличаем существительные с суффиксом -щик- от слов, образованных с помощью суффикса -чик-.
Понаблюдаем:
Эти буквы поможет запомнить следующая фраза-подсказка:
Обратим внимание, что в сочетаниях согласных «нщ», «рщ» мягкий знак не пишется. Перед суффиксом —щик- мягкий знак пишется только после буквы «л», например:
Словообразовательный суффикс -щик- прослеживается в морфемном составе многих имен существительных.
Укажем еще примеры слов с суффиксом -щик-:
Начнем с того, что суффикс -щик- участвует в образовании слов, которые обозначают лицо по профессии или роду занятий.
Слова «огурчик» и «помидорчик» не входят в эту категорию названий.
В слове «огурчик» нет суффикса -чик-.
Огурец_ — корень/окончание.
Огурч-ик_ — корень/суффикс/окончание.
В образовании слова «огурчик» участвует суффикс -ик-, который придает ему уменьшительно-ласкательное значение, а также имеется беглая гласная «е», и происходит чередование согласных корня ц//ч:
Слово «помидорчик» образуется с помощью оценочного суффикса -чик-, который придает ему уменьшительно-ласкательное значение.
Словообразовательный суффикс -чик-, например в слове «разведчик», и оценочный суффикс -чик- в слове «помидорчик»— это разные суффиксы.
Объясните пожалуйста какое будет слово Инстограмчик или инстограмщик?
Английское слово Instagram, называющее популярное приложение для обмена фотографиями и видеороликами, соответственно передается в русском языке:
От этого названия, заканчивающегося на согласный «м», с помощью суффикса -щик- образуем по известной модели разговорное по стилистической окраске слово
Чтобы понять, почему в слове «процентщица» пишется суффикс -щиц-, а не -чиц-, имеем в виду некоторые особенности исходного слова «процент«. Оно заимствовано из латинского языка и его основа заканчивается двумя согласными «нт». Обычно в русских словах перед конечными гласными основы д, т, з, с находятся гласные.
Сравним:
- резать — резчик;
дать — датчик.
Чисто фонетически по-русски затруднительно произнести слова «процентчик», «процентчица».
Из правила написания суффикса -чик- у существительных имеются исключения — слова, образованные от иноязычных лексем:
- процент — процентщик, процентщица;
асфальт — асфальтщик;
алименты — алиментщик.
Действительно, в словах с суффиксом -щик чаще всего ударение падает на гласный корня или производящей основы. Но в ряде существительных ударным является гласный суффикса. Это еще раз подтверждает тот факт, что ударение в русских словах подвижное:
постАвить — поставщИк;
кран — крановщИк.
Добрый день. Почему в слове голубчик суффикс ЧИК? Интересует причина.
Чтобы выяснить, почему в слове «голубчик» суффикс -чик, сначала определим, что это слово образовано от однокоренного имени существительного:
голубь — голубчик.
Этим словом ласково или фамильярно называют лицо мужского пола.
В слове «голубчик» суффикс -чик по значению является уменьшительно-ласкательным, как и в словах:
- шкаф — шкафчик;
ларь — ларчик;
чемодан — чемоданчик
Отличаем уменьшительного-ласкательный суффикс от омонимичного суффикса -чик, который образует новые слова с обозначением лица по профессии или роду занятий чаще всего от однокоренных глаголов с основой на согласные «д», «т», «з», «с», «ж»:
- перебежать — перебежчик;
переводить — переводчик;
заказать — заказчик.
Здравствуйте..а как можно изменить слово краситель.употребляется- чик или Шик как изменить…спасибо
Слово с суффиксом «чик»: правила написания и примеры
Содержание статьи
Суффиксы –чик и –щик в существительных
В русском языке у суффикса чик/щик есть вполне определенное значение: с его помощью образуются наименования лиц по роду из занятий. Это могут быть названия профессий (например, закройщик, кладовщик, фонарщик, извозчик, объездчик, грузчик, разработчик, переводчик), так и другие слова, указывающие на людей, для которых характерны те или иные действия (курильщик, плательщик, купальщик, ныряльщик).
Внутренняя форма таких существительных проста и понятна: чаще всего суффикс –щик или –чик, указывающий на лицо, присоединяется к глагольной основе, обозначающей то самое, свойственное данному лицу, действие:
Иногда такие слова могут образовываться и от существительных, а в редких случаях — даже от словосочетаний:
В некоторых случаях существительные с суффиксами чик/щикмогут обозначать не только людей, но и механизмы, выполняющие ту или иную функцию. Например, «асфальтоукладчик» может обозначать как человека, занимающегося укладкой асфальта, так и технику, выполняющую эту задачу. То же самое и со словом «счетчик» — в современной речи это слово чаще всего относится к устройствам или программам, подсчитывающим что-либо автоматически, однако в некоторых случаях это может быть и названием профессии. Точно определить значение слова в таком случае можно только по контексту.
По правилам русского языка суффикс –чик в словах, обозначающих людей по роду занятий, пишется только в случаях, когда основа заканчивается на согласные д, т, з, с, ж. Например: обидчик, добытчик, рассказчик, разносчик, перебежчик.
После всех остальных согласных следует писать суффикс — щик. Например: ростовщик, барабанщик, могильщик, каменщик, денщик. Говоря о правилах написания слов с этим суффиксом, надо обязательно обратить внимание на следующий момент: согласная щ — мягкая, и согласные, находящиеся перед ней, тоже смягчаются. Однако по правилам русского языка мягкий знак перед –щик будет ставиться только после согласной л (например — дольщик, налогоплательщик, болельщик). Во всех остальных случаях мягкий знак будет считаться ошибкой.
Правило «после всех согласных кроме д, т, з, с, ж пищи суффикс –щик» распространяется и на слова, основа которых оканчивается на й (например, мойщик, расклейщик, бакалейщик). В таком случае финальным звуком оказывается йот, относящийся к согласным. И забывать об этом нельзя.
Однако существуют и немногочисленные исключения из этого правила. Например, в словах астфальтщик или алиметнщик правильно писать –щик. Такое может происходить, если одновременно соблюдены три условия:
Для запоминания комбинации «д, т, з, с, ж» можно использовать мнемофразу «дети за сажей» — в ней присутствуют все «нужные» согласные («лишним» является только йот, который легко отбросить), Фраза получила широкое распространение благодаря книге советского детского писателя Всеволода Нестайко «Необычайные приключения Робинзона Кукурузо». По сюжету эту фразочку придумали главные герои книги — два друга-школьника, которые долго страдали над учебником русского языка, пытаясь заучить список согласных. А «дурацкая», бессмысленная фраза запомнилась мгновенно.
Таким образом, «свернутое» в мнемофразу правило будет звучать так: «дети за сажей — чик, остальное — щик».
Примеров предложений, иллюстрирующих правила употребления слов с такими суффиксами, можно придумать множество.
Вот, например, 10 вариантов предложений со словами на –чик, обозначающими профессии или род деятельности
Примеры предложений с существительными на–щик:
В существительных обозначающих лиц по роду занятий в суффиксах –чик и –щик всегда пишется гласная и. Однако на –чик (или –чек) могут оканчиваться и другие существительные. Например, мальчик, бубенчик, огурчик или стебелечек.
В таких случаях речь идет уже о суффиксах субъектной оценки — чаще всего уменьшительно-ласкательных, а в некоторых случаях придающих слову и оттенок пренебрежения (например, «плохой из него работничек»). При этом морфемный состав слова будет другим — в слове выделяется суффикс –ек или –ик, а предшествующая ему согласная ч может быть частью корня (например, в слове калачик) или же отдельным суффиксом (колокольчик).
Правило, которым надо руководствоваться в таком случае, достаточно простое.
Если при склонении гласная в суффиксе сохраняется, следует писать –ик. Например:
Если же гласная беглая — в суффикс надо писать через е:
Для того, чтобы быстро разобраться с написанием чик/щик/чек, можно использовать простой алгоритм.
Урок 33. Русский язык 6 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:
· От чего зависит написание че и ща в суффиксах существительных?
· Когда мы используем суффикс –чик?
· Когда мы используем суффикс –щик?
Как-то раз ребята прогуливались в парке и наткнулись на доску объявлений.
– Ух, хотел бы я поработать в таком интересном заведении! – потёр руки Паша.
– А мне что-то не хочется, – свысока заметил Вениамин. – Там, наверное, все безграмотные. Кто-то сделал в этом объявлении две ошибки, вы разве не видите?
Гонщик и дрессировщик написаны через букву щ. А лётчик и переводчик – через букву ч! А ведь всё это – названия профессий. Значит, они должны образовываться при помощи одинаковых суффиксов. А здесь суффиксы отличаются одной буквой. Как такое может быть?
– Тебе нужно не быть таким самоуверенным, – покачала головой Маша. – Кажется, ты о чем-то забыл.
– Разве буквы в суффиксах не могут чередоваться? – напомнил Паша. – Такое происходит сплошь и рядом.
Мы ведь уже говорили о том, что в одной и той же части слова один звук может заменяться другим звуком. Такая замена называется чередованием.
Звуки могут чередоваться в любой морфеме – значит, могут и в суффиксе. Некоторые чередования отражаются на письме. И мы как раз столкнулись с таким чередованием!
Мы должны смотреть на буквы перед суффиксом.
Рассмотрим это правило подробнее.
В таких словах, как рассказчик, резчик, смазчик, подносчик, разносчик пишется ч в суффиксах. Потому что корни заканчиваются на з или с.
И теперь мы можем создать памятку.
У нас есть буквы д, т, з, с и ж – чтобы запомнить их, создадим какую-нибудь фразу, где будут использоваться все эти буквы!
Сборщик – пишем щ, потому что корень заканчивается на р.
Приёмщик – корень заканчивается на м, и мы пишем щ в суффиксе.
Подпольщик – корень заканчивается на л, и мы пишем щ.
Погонщик – корень заканчивается на н, и после него пишется щ. Скупщик – корень заканчивается на п, и после него пишется щ.
Можно сказать, что буква щ прекрасно уживается с другими буквами! Конечно, кроме з, с, д, т, ж.
Правило кажется очень лёгким. Но очень часто мы слышим звук [щ] там, где должно быть сочетание звуков.
Как понять, что нужно писать в этих словах?
Может быть, нам поможет словообразование?
Слово грузчик образовалось от глагола грузить: грузчик – тот кто грузит. А слово сварщик образовалось от глагола сварить. Сварщик – тот, кто сваривает.
Мы просто нашли глаголы, от которых образовались существительные!
И теперь по глаголам мы сразу же увидели, на какую букву заканчивается корень слов!
Теперь уже легко проверить наши существительные: после буквы з в слове грузчик будет стоять ч, а после буквы р в слове сварщик будет стоять щ.
Значит, чтобы определить, на какую согласную заканчивается корень существительного, нужно найти слово, от которого существительное образовано.
Интересно, а почему получилось так, что в некоторых словах мы вставляли только одну букву, а в других словах – сочетания букв? И почему это всегда сочетание буквы че с другим согласным?
Послушаем, как звучат вот такие слова.
Может ли нам прийти в голову написать в суффиксах этих слов ч? Мороженчик? Выдумчик? Звучит ужасно. Значит, такого не может быть.
Объездчик, доносчик, погрузчик, резчик, обходчик. В этих и других словах мы слышим скорее «щик». И из-за этого невозможно понять, что нужно написать. Мы можем написать ч, а можем – щ.
И значит, если в слово можно подставить сочетание ч с согласным – мы и пишем ч!
Написание щ в таких суффиксах мы обычно слышим ясно, с этим проблем не возникает.
Перевозчик – мы можем подставить з и ч. Значит, так и будет писаться.
Каменщик. Букву ч мы сюда точно не можем подставить. Значит, пишем щ.
Стекольщик. Мы ясно слышим щ и значит, так и будем писать.
Переписчик. Мы можем подставить с и ч – значит, так и напишем.
Но проблема в том, что мы не слышим, какая именно буква стоит перед ч. Поэтому все же лучше проверять существительное при помощи слова, от которого оно было образовано.
И еще немного дополнительной информации. При написании таких суффиксов важно не спутать их с другими. Мы говорим только о суффиксе, который обозначает название человека по выполняемому действию.
Что же нам требуется запомнить?
Чтобы понять, какой согласной заканчивается корень, нужно определить, от какого слова произошло существительное.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тип урока : Урок «открытия» новых знаний.
Деятельностная : формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником и раздаточным материалом, орфографический диктант, работа с толковым словарем.
Содержательная: формирование знаний о правилах правописания ч и щ в суффиксах существительных –чик(щик).
Личностные : обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты УУД :
Регулятивные : обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.
Познавательные : обучающийся научится правилам на писания букв ч и щ в суффиксах существительных –чик(-щик); научиться объяснять звуковые явления, процессы, связи и отношения, выявленные в ходе анализа текста.
Коммуникативные : использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Предметные : обучающийся научится определять правописание букв ч и щ в суффиксах –чик(-щик) в именах существительных и объяснять правила написания; обучающийся получит возможность научиться использовать слова на изученную при составлении предложений, описывая изображения на рисунках, в использовать их в устной речи.
Предметно-образовательная среда : лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, слайды с заданиями, карточки, толковый словарь.
Учитель. Здравствуйте, ребята!
Прочтите пословицу, спроецированную на экране. Как вы понимаете, эту пословицу?
Труд человека кормит, а лень портит.
Ученик: Эту пословицу я понимаю так. Если человек не будет трудиться, то он не сможет себя прокормить, у него не будет средств существования.
Ученик. Смысл этой пословицы, в том, что трудом человек добывает себе на пропитание и другие блага, а если он будет ленивым, то ничего не будет иметь.
Ученик. Есть такая гипотеза, что благодаря труду, обезьяна превратилась в человека. Поэтому если лениться, не трудиться, не учиться, то человека может ожидать обратный процесс.
Ученик: Имеется в виду, что если человек будет трудиться и работать, то он добьется своих целей, сможет многое познать, многому научиться. Я занимаюсь вокалом. Для того чтобы мне стать известной певицей, мне нужно много потрудиться.
Учитель. Вы готовы получать новые знания? Готовы учиться?
2 этап. Актуализация прочного учебного действия.
Учитель. Тогда, проверим домашнее задание.
Те, кто выполнял упражнение 289, 290, сравните свои ответы с эталонами, спроецированными на экран.
Эталон к упражнению 289.
Эталон к упражнению 290
Учитель. А те, кто написал сочинение на тему “Осень в городе”, подойдите ко мне с тетрадями. Ребята, выберите самый лучший, посоветуйтесь между собой и решите, кто из вас будет читать свое сочинение.
Учитель. Поднимите руки те, кто выполнил упражнение 290 без ошибок. У кого-нибудь возникли затруднения при выполнении этого упражнения?
Учитель. Поднимите руки те, кто выполнил без ошибок упражнение 289. Какие трудности у вас возникли при выполнении этого задания?
Ученик. Я допустил ошибку в определении сказуемых. Не смог определить что слова акула, дрозд, кит, орел, гусь выполняют в предложении роль сказуемого.
Учитель. Ребята, а теперь давайте послушаем Шакирову Софию и оценим её сочинение-рассуждение по требованиям, спроецированным на экране.
Требования к сочинению рассуждению:
1.Четко и полно сформулировать мысль, которую хотите доказать
2. Содержит три части : тезис, аргумент, вывод.
Ученик. Я думаю, работа Шакировой, выполнена с учетом всех требований, предъявляемых к сочинению-рассуждению. Мысль сформулирована четко, аргументы для его доказательства, убедительны. Вывод углубляет тезис, предлагает пути решения.
Учитель. Оцените работу.
Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки.
Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик(-щик)
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
1. Суффиксы, обозначающие профессию.
2. Омонимия суффиксов профессий и уменьшительно-ласкательных.
3. Изменение конечных к, ц, ч на т при суффиксе -чик.
Омонимия – звуковое совпадение различных по значению слов или морфем.
Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч.1.// Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2016. – с. 153-155.
1. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. – М.: Оникс 21 век, Мир и Образование, 2016 г. – с. 41.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Слова, называющие профессию, образованы с помощью определённого суффикса. Например: резч..ик, лёт..ик, объезд..ик, бан..ик и другие. Какие суффиксы хочется здесь написать? Это -чик(-щик).
Но возникает вопрос: какую букву писать в суффиксе: ч или щ?
Попробуем вместе сформулировать правило. Для этого посмотрим на слова.
Лётчик, объездчик, грузчик, переписчик, перебежчик, каменщик, сварщик, кладовщик, стекольщик.
Выделим в них суффиксы и поделим на две группы.
лётчик, объездчик, грузчик, переписчик, перебежчик
каменщик, сварщик, кладовщик, стекольщик
От чего зависит правописание суффикса? Для этого посмотрим, какие основы имеют эти слова: лётчик, объездчик, грузчик, переписчик, перебежчик. Сравним их с похожими: паркетчик, разведчик, приказчик, доносчик, обтяжчик. Какую закономерность можно увидеть? Все эти слова перед суффиксом имеют буквы д, т, з, с или ж. Значит, часть правила мы можем сформулировать: после основ на д, т, з, с, ж пишется суффикс -чик.
Вернёмся к другим словам: каменщик, сварщик, кладовщик, стекольщик. В них мы видим суффикс -щик. Следовательно, вторая часть правила звучит так: после других букв – -щик.
В этом правиле есть несколько особенностей. Например, слово стекольщик. Перед суффиксом появился ь, так как это связано с правилом «Правописание ь в середине слова». Ь пишется перед м, к, г, б, ш и после л[л’]. Например: кровельщик.
Другая особенность заключается в типе суффикса. Давайте сравним слова вагончик и разметчик. Что обозначает каждое из них? В первом случае слово образовалось от слова вагон с помощью суффикса -чик. Только что мы узнали, что после основ на -н должен писаться -щик. Но отчего здесь нужно писать иначе? Давайте обратимся к лексическому значению этих слов. Что обозначают ранее взятые для анализа слова лётчик, объездчик, грузчик, переписчик и другие? Все они обозначают профессию. А что обозначает слово вагончик? Это маленький вагон. А не профессия. Следовательно, перед нами омонимичные суффиксы -чик профессии и уменьшительно-ласкательные. Поэтому, работая с правилом, нужно обращать внимание на значение слова.
Необходимо помнить ещё про одну особенность этого правила. Для понимания посмотрим слово казатчина (крестьянское движение), образованное от казак, основа которого оканчивалась на к. Но в слове казатчина мы видим букву т. Это связано с фонетическими особенностями: к, ц, ч перед -чик меняются на т.
Потренируемся в написании.
Развод..ик – тот, кто занимается разведением чего-либо.
Подбор..ик – тот, кто занимается подборкой.
Первое, что нужно сделать, – отделить профессии от слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Здесь есть 2 таких слова – стакан..ик и размер..ик, поэтому в них -чик: стаканчик и размерчик. В оставшихся словах ищем основу и делим на 2 группы:
разводчик, добытчик, буфетчик, извозчик
В первой группе мы пишем -чик, а во второй – -щик.
Теоретический материал для углублённого изучения
В русском языке много слов, которые оканчиваются на -чик. Для примера возьмём слова барабанчик и барабанщик. В первом случае речь идёт о маленьком барабане, поэтому для слова использован уменьшительно-ласкательный суффикс -чик, для написания которого не требуется знать букву, на которую оканчивается основа. Во втором случае использовано название профессии – барабанщик, т.к. основа оканчивается на н, то мы подбираем суффикс -щик.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Выберите правильное написание и объяснение для слова.
Катотет..ик – тот, кто составляет картотеку (список) книг с их месторасположением.
Правильный ответ: в)
Выбор элемента из выпадающего списка.
Выберите суффикс и объяснение для слова асфальт..ик.
Разбор задания: это исключение из правила с иноязычными основами.