Главная » Правописание слов » Написать сочинение на тему как выражается мотив одиночества в стихотворении м ю лермонтова

Слово Написать сочинение на тему как выражается мотив одиночества в стихотворении м ю лермонтова - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Тема одиночества в лирике Лермонтова 6 класс (кратко сочинение)

Лейтмотивом всего творчества Лермонтова является абсолютное одиночество лирического героя. Основываясь на произведениях поэта, его с трудом можно представить искренне улыбающимся и счастливым. Лермонтов является ярким представителем романтизма. Для этого течения характерны одиночество, меланхолия, болезненная привязанность к прошлому.

На творчество повлиял в большей степени характер и образ жизни поэта. С раннего возраста лишившийся родителей, окруженный лицемерным и холодным высшим обществом, за свою жизнь он так и не смог обрести настоящую любовь и верных друзей.

В своей лирике поэт всегда предстает отделенным от остальных людей. Он находится один среди лицемерной толпы, спрятавшей свои истинные лица и намерения под маской льстивой доброжелательности. Поэт резко осуждает высшее общество, спрятавшее себя из боязни попасть в немилость государю. С огромным негодованием он называет их потерянным поколением, скорбя об ушедших предках, имевших смелость бросать вызов несправедливости.

В стихотворении, посвященном гибели А.С. Пушкина, он напрямую обвиняет прогнивший высший свет в смерти великого поэта. При этом Лермонтов не отрицает своей причастности к данному поколению, хоть и держится особняком ото всех. Он находит в себе некоторые черты, присущие ненавистному ему поколению. Именно это позволяет поэту открыто критиковать общество и государство, ведь он как никто понимает всю степень проблемы.

С мотивом одиночества неразрывно связана тема поиска свободы. Герой задыхается в обществе, оно отравляет его своей лестью, показной дружбой, клеветой за спинами. В попытках освободиться от пут светскости он ищет вдохновения в природе. Стихия вызывает у него восхищение своей первозданностью. В ней нет места лжи, притворству.

Лирический герой завидует тучкам, ветрам, ведь они могут свободно передвигаться, не завися от общественных условностей. Он сочувствует одинокому паруснику, бросившему вызов ненастью. В нем он находит свое отражение, аналогичным образом бросившего вызов обществу.

Одиночество проявляется и в творчестве, касающемся политической ситуации в стране. В итоге непринятый обществом, отвергавшим его идеи, поэт решает удалиться. Оставив попытки достучаться до кого-нибудь, он позволяет себе обрести свободу. Даже отправиться воевать на Кавказ для него лучше, чем остаться в столице.

Сочинение 2

Лейтмотив одиночества появился в творчестве Лермонтова, прежде всего благодаря традициям литературного романтизма. Писателя едва ли назовешь абсолютным романтиком: на страницах его книг романтическая стезя зачастую переплетается и с реализмом. Однако, многие литературоведы уверенно называют его произведения вершинами русского романтизма. Равно как и выделяют и особый «Лермонтовский» романтизм. Начиная с развития романтических традиций русских классиков (Жуковского, Пушкина), подражания Байроновскому романтизму, Лермонтов постепенно приходит к своему видению этой темы.

Творческая реализация темы одиночества

Лермонтовский герой противопоставляет себя обществу, и потому рассматривает его сквозь призму недоверия и скепсиса. Если он и приближается к людям, стремясь «с шумною быть толпою», то лишь с целью увидеть в каждом «глупого льстеца», «Иуду». Подобное общество подталкивает лирического героя к резкой критике. Потому и не вызывает удивления тот факт, что практически во всем творчестве Лермонтова, посвященном противостоянию толпы и лирического героя, звучит осознание абсолютного собственного одиночества и горькое разочарование в людях. Нигде поэт не видит равного себе, и оттого «печально» глядит на собственное поколение.

Даже такая светлая тема лирики как любовь посвящена у Лермонтова, в основном, неудачам и разочарованиям. Образ женщины в авторской любовной лирике характеризуется равнодушием, сердечной пустотой. При таком взгляде на объект любви, конечно же, и сами чувства не способны избавить от одиночества, лишь усугубляя его.

Мотив одиночества прозвучал опосредовано и во многих творческих описаниях природы. Любимые пейзажи Лермонтова – буйство морской стихии, пустыня, гроза. В более поздней лирике писателя природа изображается нежной и спокойной. Однако, за внешней гармонией природы, ясно просматривается смятенная душа одинокого героя.

Мотив одиночества наполняет творчество Лермонтова особым авторским звучанием и смыслом. Романтическое противостояние героя с окружающим миром служит основой для самых разных произведений автора, воплощенных в широком жанровом разнообразии.

Сочинение Тема одиночества

Наверное, каждый человек, который хоть раз читал лирические произведения замечал, что в них проявляется тема одиночества, которая очень сильно перекликается с жизнью и судьбой главных героев.

Михаил Юрьевич Лермонтов считается не только известным автором, но и настоящим специалистом в области лирических произведений, у которых большой подтекст и смысл. Лермонтов всегда старался наполнить свои произведения глобальным смыслом, сделав их более интересными и полноценными.

Отметим, что тема одиночества хорошо знакома каждому человеку. Причем, в различных его проявлениях. Нет ни одного человека в мире, который хоть как-то не соприкасался с темой одиночества. Одиночество бывает разным, поэтому все зависит от того, как себя ощущает человек в этот момент времени.

Лермонтов показывал в своих произведениях героев, которые радовались своему одиночеству, а также тех, кто действительно испытывал от этого депрессию и негатив. В любом случае нужно понимать, что одиночество — это не есть хорошо, но порой именно оно позволяет человеку встать на истинный путь и добиваться всех поставленных целей.

Интересным моментом является тот факт, что все произведения Лермонтова начинаются с положительных моментов, описания природных пейзажей, дружеских отношений и даже любовных линий. Вот только постепенно все это сводится именно к теме одиночества, которая беспокоит автора.

По словам опытных людей, которые занимаются литературными направлениями, проблема в том, что Лермонтов сам был очень одиноким человеком, который мучался от того, что ему приходилось быть в этом состоянии. Состояние одиночества хорошо знакомо поэту, поэтому он хотел поделится им с окружающими.

Безусловно, одиночество бывает разным, поэтому для Михаила Юрьевича нужно было выговориться. Все его произведения разные, как и тема одиночества, задействованная в них. Это понятно, потому что человек не может долго испытывать одни и те же чувства, все постепенно меняется даже в самых сложных ситуациях, когда кажется, что выхода просто нет.

На самом деле, человеку свойственно создавать для себя определенные рамки того или иного состояния и пытаться в них существовать. Это конечно не есть хорошо, но это смысл, так как в этот момент времени человек так чувствует себя комфортно, а значит должен прожить это состояние. Это, пожалуй, главная мысль автора, которую он хотел донести своим читателям.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема одиночества в лирике Лермонтова

Популярные сегодня темы

На свете так много стран и городов с невероятной природой, старинной архитектурой, самобытными обычаями и традициями. Для того, чтобы посетить все государства на земном шаре может понадобиться пара десятков лет.

А. П. Чехов – удивительный писатель, мастерски сочетающий в своих произведениях мягкий юмор с сатирой. При этом его творения имеют большое философское звучание.

Семья — это опора человека. Любовь и поддержка близких помогают преодолевать трудности. Мы не выбираем семью, в которой рождаемся. От родителей ребенок берет лучшие и худшие качества.

Сборник «Миргород» принято считать продолжением «Вечеров на хуторе близь Диканьки», но чувство пустоты, которую пытаются скрыть за шумом, становится глубже и хроничнее.

В.Э. Борисов-Мусатов – российский художник, писавший свои картины на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Его полотна отличает необыкновенная чувственность и эмоциональность

Источник

Мотив одиночества в лирике Лермонтова

Говоря о лирике Лермонтова, можно выделить ряд основных мотивов, как-то мотив любви, смерти, борьбы, Родины, вольности и т.д. Однако именно мотив одиночества в лирике Лермонтова становится центральным и именно на него приходится огромная доля стихотворений, начиная от ранних произведений, например: «Не зная ни любви, ни дружбы сладкой, /Средь бурь пустых томится юность наша…» («Монолог» 1829 г.) и заканчивая лирикой последних лет: «И скучно, и грустно, и некому руку подать» («И скучно, и грустно» 1840).

Истоки мотива одиночества

Мотив одиночества появляется в лирике Лермонтова прежде всего благодаря следованию романтическим традициям. Несмотря на то, что писателя нельзя назвать чистым романтиком: в его произведениях порою переплетаются романтическая и реалистическая традиция, исследователи все же уверенно причисляют его творчество к вершинам русской романтической литературы и даже, более того, говорят о новом, синтетическом, «лермонтовском» романтизме. Он представляет собою, с одной стороны, дальнейшее развитие романтических традиций Жуковского, Баратынского, Пушкина, а с другой стороны – подражание романтизму Байрона, (а позже и его преображение).

«… всегда один,
Высокой башни мрачный властелин,
Он возвещает миру все, но сам –
Сам чужд всему, земле и небесам» (1831).

Лирический герой Байрона наполнен презрением к сытой и бездушной толпе, он добровольно отгораживается от нее и не стремится ни к каким-либо материальным ценностям и, тем более, моральным компромиссам. Подражая ему, ранний Лермонтов выводит в своих стихотворениях похожего героя-изгнанника, мечтающего уединиться, отказаться от мира, поскольку для него «весь мир и пуст и скучен»:

«О! Если б дни мои текли
На лоне сладостном покоя и забвенья,
Свободно от сует земли
И далеко от светского волненья…» (1829).

Позднее, однако, мотив одиночества начинает видоизменяться, отходя от подражательства и превращаясь в нечто, свойственное только Лермонтову. Осознание своей индивидуальности и исключительности, характерное в целом для романтизма, у него доводится до крайности, подчеркивается всеми возможными методами. Даже с Байроном, своим литературным учителем и, в какой-то мере, собратом по одиночеству, Лермонтов больше не желает видеть ничего общего. Приведем в пример общеизвестные стихотворения поэта «Подражание Байрону» и «Нет, я не Байрон».

Именно так и зарождался у Лермонтова мотив одиночества. Рассмотрим, как он реализуется в рамках всего его творчества, и первым делом отметим разнообразие воплощения этого мотива: он может появляться как в отдельных стихотворениях, где повествование ведется от лица романтического героя, так и переплетаться с другими мотивами: любви, природы, Родины.

Лирический герой и общество: осознание одиночества

Герой Лермонтова противопоставлен обществу и оттого рассматривает его через призму скептицизма и недоверия, если он и приближается к нему порой, желая «с шумной быть толпою», то только для того, чтобы после сделать неутешительные выводы: в каждом видно «глупого льстеца» и «Иуду», и оттого «А потрудитесь рассмотреть – /Все веселее умереть» (“Что толку жить. Без приключений”). Разумеется, такое общество не может удовлетворить героя и, напротив, подталкивает его к резкой критике. «Образы бездушные людей», «приличьем стянутые маски», – поэт не скупится на нелестные характеристики, стараясь как можно больше подчеркнуть свою внеположенность в мире, желая, как он сам говорит, «смутить веселость их, / И дерзко бросить им в глаза железный стих, /Облитый горечью и злостью. » (“Как часто, пестрою толпою окружен”). Неудивительно, что почти во всей лирике, посвященной так называемым взаимоотношениям «поэта и толпы», человека и общества, звучит горькое разочарование и осознание своего абсолютного одиночества. Нигде нет никого равного поэту и оттого он «печально» глядит на нынешнее поколение: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, / Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви» – сетует Лермонтов и заключает: никакой памяти не останется у потомков, все, в том числе и он сам, будет осмеяно и забыто: «Над миром мы пройдем без шума и следа» (Дума). И в смерти, и в жизни, и в толпе, и наедине сам с собою герой Лермонтова одинок.

Мотивы одиночества в любовной лирике

Возможно, он найдет прибежище в прекраснейшем из человеческих чувств – любви? Но нет, мотивы одиночества и любви, как это ни парадоксально звучит, тесно переплетены между собой, у автора мы встречаем немало любовной лирики, но в основном она посвящена разочарованиям и неудачам. Любопытно, что и в повседневной жизни Лермонтов прославился как скептик и, в частности, любил развлекать себя тем, что расстраивал чужие браки: объяснялся будущей невесте в любви и уговаривал расторгнуть помолвку ради него, после чего хладнокровно ее оставлял. «Пускай она поплачет… / Ей ничего не значит!» («Завещание») – это представление женщины равнодушной, с «пустым сердцем», характерно для его лирики, и, разумеется, такая любовь не может спасти от одиночества, она лишь усугубляет его. Поэт и в любви остается непонятым, и это ярко видно на примере стихотворения «Благодарю», где он с горькой иронией благодарит любимую женщину за все обиды, причиненные ему:

«Хоть ты страстей моих не поняла,
Но за твое притворное вниманье
Благодарю!» (1830).

Итак, испытание любовью, столь популярное в русской литературе, подводит нас к новым аспектам мотива одиночества в творчестве писателя. Лирический герой, как видим, привык «не открывать свои желанья» («В альбом»), винит судьбу в том, что любимая «скоро изменила» («Не ты, но судьба виновата была») и приходит к закономерному грустному выводу:

«Никто, никто, никто не усладил
В изгнаньи сем тоски мятежной!
Любить? – три раза я любил,
Любил три раза безнадежно»
(«Никто, никто, никто не усладил» 1830).

Мотив одиночества в пейзажной лирике

Выражается мотив одиночества и более опосредовано, через описания природы. У Лермонтова во многих стихотворениях мы встречаем романтический пейзаж, это может быть бушующая морская стихия, пустыня, куда испокон веков удаляются отшельники-одиночки или же гроза, близкая мятежной душе романтического героя, что мы видим, например, в «Мцыри»: «О, я как брат, обняться с бурей был бы рад». Автор использует параллелизм, сравнивая чувства человека со скитаниями дубового листка, оторванного от ветки: «Один и без цели по свету ношуся давно я» («Дубовый листок оторвался от ветки родимой» 1841) или предоставляет читателю самому построить параллели (стихотворения «Утес», «Тучи», «На севере диком». В поздней лирике изображение природы сменяется на более спокойное, нежное, однако за кажущейся гармонией все равно скрывается смятенность человеческой души, оставшейся один на один с миром природы (сравним хрестоматийное «Выхожу один я на дорогу»: «Спит земля в сиянье голубом. / Что же мне так больно и так трудно?».
Подытожим все вышесказанное: мотив одиночества для Лермонтова является стержневым, наполняющим его произведения особым, свойственным только ему смыслом и звучанием. На романтическом конфликте одинокой гордой личности и остального мира строятся разнообразные стихотворения, и для воплощения этого конфликта автор использует различные жанры, от стихотворений и элегий до поэм.

Источник

Сочинение на тему: Мотив одиночества в лирике М. Ю Лермонтова

Тип работы: Сочинение
Дата добавления: 04.05.2020

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице «что такое сочинение и как его написать» я подробно написала.

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

Лермонтов жил и работал в годы самой жестокой политической реакции, которая произошла в России после подавления декабрьского восстания. Потеря матери в юном возрасте и потеря личности поэта шли рука об руку с обострением трагического несовершенства мира в его воображении.

Всю свою короткую, но продуктивную жизнь он был одинок.

Его одиночество в свете отражено в его стихотворении «Дума». Здесь он показал, как современное поколение отстает в интеллектуальном развитии. Трусость светского общества, трусость перед лицом разгула деспотизма, вызвала в Лермонтове яростное презрение, но поэт не отделился от этого поколения: в стихотворении постоянно находилось местоимение «мы». Его преданность поколению умственно-банкротов позволяет ему выразить трагедию мировоззрения своих современников и в то же время вынести суровое суждение о них с позиции будущих поколений.

Эту же мысль Лермонтов высказал в своей поэме «Как часто окружена красочная толпа». Здесь он чувствует себя одиноким между «приличными обтягивающими масками», его неприятно трогают «красоты города». Он единственный, кто выступает против этой толпы, он хочет «смело бросить железный стих им в лицо, покрытый горечью и гневом».
Лермонтов жаждал настоящей жизни. Он жалел поколение, потерянное этой жизнью, завидовал великому прошлому, полному славы и великих дел.

В поэме «И скучно и грустно» вся жизнь сводится к «пустой и глупой шутке». И действительно, нет никакого смысла, если «некому пожать руку в момент духовного несчастья». Эта поэма показывает не только одиночество Лермонтова в обществе, но и любовь и дружбу. Ясно видно его неверие в любовь:

В поэме «Нет, не тебя я так страстно люблю. » можно увидеть связь с прошлым. Лирический герой вспоминает «прошлое страданий и юность павших». Он погружается в воспоминания, и перед ним появляются «живые губы» и «огонь в глазах». Реальность ставит его перед чем-то другим, и он не хочет думать, что губы «длинные немые», что огонь в его глазах «давно погас». Он снова одинок в прошлом и надеется не столкнуться с настоящим.

В поэме «Завет», написанной в форме исповеди солдата, погибшего на войне, Лермонтов изобразил женщину с «пустым сердцем». Солдат говорит о ней: «Не жалейте пустое сердце. Дайте ей поплакать. «Это ничего для нее не значит. Эта женщина впитала в себя все жестокое и несправедливое, что пережил умирающий боец в своей жизни. Есть также мотив одиночества. У лирического героя есть отец и мать, но он все равно одинок и не верит в любовь.

Поэма «Молитва» построена как лирический монолог героя. В нем он молится о счастье возлюбленной, о ее душе. Здесь есть трагедия духовного одиночества, но она не уничтожила глубокой вовлеченности и интереса лирического героя к судьбе другого человека, чья духовная чистота не будет равна силам «холодного мира».

Большое место в текстах Лермонтова занимает тема дома, тесно связанная с темой одиночества. Его отношение к России было двойным. С одной стороны, он любил русскую природу. С другой стороны, Лермонтов не принимал самодержавие и те порядки, которые доминировали в российском обществе в 1930-е годы.

В поэме «Родина-мать» поэт говорит: «Я люблю свою Родину, но со странной любовью! Он любит эту Россию, где были «дрожащие огни грустных деревень», «дым обожженной щетины», «на холме посреди желтого поля стоят четыре березы, белеющие».
В поэме «Как часто окружена красочная толпа» он открыл тему «маленькая родина» и описал усадьбу Тархана.

Завершая тему одиночества в текстах Лермонтова, поэт имеет несколько замечательных произведений, полных энергии и благородного возмущения, желания изменить существующую реальность. Его тексты отражали весь сложный духовный мир поэта.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

Тема одиночества в лирике Лермонтова

Тесная связь биографии Лермонтова с его творчеством

Тема одиночества в лирике Лермонтова является одной из главных, что можно проследить как в небольших стихотворениях поэта, так и в поэмах («Демон», «Мцыри»). Чтобы понять истоки данного мотива в творчестве Михаила Юрьевича, стоит обратиться к его биографии. Поэт воспитывался бабушкой, без матери и отца, болел и много времени проводил в горах, на Кавказе для улучшения здоровья:

«Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов “отец” и “мать”».
(«Мцыри», 1839)

Но поэт говорил, что любит свое угрюмое уединенье, в этом состоянии он находился с детства, и оно было вполне привычным для него. Однако безвременная тоска постоянно давит на душу лирического героя его стихотворений, томит и не уходит. Эту тоску герой испытывает с ранних лет, так 14-летний Лермонтов пишет: «И нам горька остылой жизни чаша; И уж ничто души не веселит». («Монолог», 1829).

«Взгляните на мое чело
Всмотритесь в очи, в бледный цвет;
Лицо мое вам не могло
Сказать, что мне 15 лет».
(«Отрывок», 1830)

В стихотворениях 30-ых годов поэт говорит о могильном звуке, видит свой уединенный гроб и много рассуждает о жизни земной и небесной. Осознает он быстротечность жизни, бессмысленность существования: «Года уходят будто сны». («Одиночество»,1830), «Ланит спокойных пламень алый. С собою время уведет» («Когда весной разбитый лед», 1830).
Юность – пора амбиций, жизненности и радости от настоящих и грядущих дней – незнакома Лермонтову. Хотя мечта все-таки часто волнует его, но часто это только усиливает печаль и одиночество юноши. Сначала в творчестве, в мечте и воспоминаниях он видит отраду, но постепенно понимает и их тщетность: «Мечтанье злое грусть лелеет. В душе неопытной моей…» («Отрывок»), «Но тщетны мечты, бесполезны мольбы. Против строгих законов судьбы» (Желание, 1832), «И все мечты отвергнув, снова. Остался я один» (Как в ночь звезды падучей пламень, 1832). Невозможность высказаться, поделиться наболевшим мучит его, ведь никто не поймет страданий гениального поэта: «Живу как камень меж камней» («Отрывок»).
В отношениях с прекрасным полом поэта также постигла неудача. Безответные чувства, предательство девушек и в конце несостоявшийся брак с любимой женщиной окончательно заставили его разочароваться в любви. Он пишет стихотворение «Пусть я кого-нибудь люблю» (1831), где говорит о губительности для него этого чувства и окончательно смиряется со своим одиночеством. Возможно, в чем-то прав Владимир Соловьев, говоря, что влюбляясь поэт любил не столько объект воздыханий, сколько «собственное любовное состояние», и погружение в себя, сосредоточенность на своей личности мешало поэту извлечь из этого чувства «жизненное наполнение», поэтому он снова был обречен на одиночество и пустынность своей души.
Стихотворение «Смерть поэта» и дуэль явились причиной заключения Лермонтова и его дальнейших ссылок на Кавказ. В «Узнике» описано пребывание в стенах тюрьмы, где отражается восприятие поэтом своего заключения:

Так, уже из биографии мы видим, что мотив одиночества в лирике Лермонтова неслучаен, один из ведущих, поэтому понимание его природы важно для постижения творчества поэта в целом.

Романтическое избранничество поэта

У Лермонтова были предки из Шотландии. Так, в России родился поэт с западноевропейскими корнями, «близкий по духу к древнему своему предку, вещему и демоническому Фоме Рифмачу (Thomas the Rhymer), с его любовными песнями, мрачными предсказаниями, загадочным двойственным существованием и роковым концом» – как его определял Владимир Соловьев. И этот факт философ связывает с проявлением крайнего субъективизма, и в чем-то даже эгоизма, в лирике Лермонтова на фоне русской безличности.

Романтизм, явление западноевропейское, не мог возникнуть без чувства субъективности. Лермонтов же – поэт-романтик, тот, кто воплощает в себе гениальное, творческое начало. «Один среди людского шума», с гордо зреющей творческой думой поэт понимает свое предназначение и судьбу: «ни счастия, ни славы. Мне в мире не найти» («Не смейся над моей пророческой тоскою», 1837). Гений всегда одинок, революционен, он идет в разрез с традицией, обществом, а порой и всем миром: «Как в ночь звезды падучей пламень, Не нужен в мире я» (1832). Поэт говорит о своей пустынной душе, о том, что он в свете безродный странник («Молитва», 1837). В чем-то романтическое избранничество, в чем-то образ «лишнего человека», в чем-то философская отрешенность, гениальность и пророческий дар мешают поэту обрести где бы то ни было что-то свое – он избран и обречен на одиночество.

Часто герой его лирики сам призывает страдания и печаль в свою жизнь: «Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?» (1832). Это свидетельствует о понимании Лермонтовым той тяжкой ноши поэта-пророка, поэта-мистика и того, что он ее принимает.

В стихотворениях о природе, «пейзажно-философской» лирике, если ее можно так назвать, также звучат мотивы одиночества: это и грустный утес, и дубовый листок, и пустынные пальмы, пострадавшие от людей, и блуждающие тучки, и свободная волна, вольная жить и умереть, когда захочет («Для чего я не родился. Этой синею волной?», 1832), и мятежный парус или одинокий корабль: «Корабль одинокий несется, Несется на всех парусах» («Воздушный корабль», 1840). В чем-то все они близки поэту, кому-то он сам хочет быть близок: «Зачем я не птица, не ворон степной…» («Желание», 1831).
Стремление к природе, первозданности, экзотике – туда, где нет сложившихся, устоявшихся норм, правил, представлений о мире, человеке – это тоже романтическая черта. Такие места часто бывают пустынны, необжиты, поэтому, испытав несколько мгновений счастья наедине с природой, как в стихотворении «Еще волнуется желтеющая нива», поэт снова приходит к одиночеству. Человек стихии, воспевающий морскую волну, стремящийся к небесному эфиру, сознает недостижимость этих высот: «… мир земной мне тесен, К тебе ж [т.е. к Богу] проникнуть я боюсь» («Молитва», 1829).

Смерть как следствие разочарования в жизни

«И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя;
Как ранний плод, лишённый сока,
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия».

Разочарование постигает поэта одно за другим. В отношениях с близкими он встречается с непостоянством: в любви его ждет предательство, в дружбе он не находит человека, который бы его понял. Затем он разочаровывается в обществе, его устоях, пошлом времяпровождении света, пустом существовании людей. Он не принимает государственное устройство, политику, которая уничтожает гения, вольнодумца.
То есть поэт разуверяется во всем земном. Лишь природа представляет хоть какой-то очаг гармонии, но и здесь разочарование постигает его после убежденности в бессилии слиться в этой гармонии с природой в человеческом обличье. Однако и в небесном мире пристанища себе он не находит, так как был отравлен ядом своего демона еще с молодых лет: «И часто звуком грешных песен. Я, боже, не тебе молюсь». («Молитва», 1829). Поэтому демон, обреченный на вечные блуждания и одиночество, сопутствует поэту, не покидая его никогда.

Демон – вечный спутник и Альтер-эго Лермонтова.

Тьма неизменно присутствует в стихах Лермонтова с запахом могил, одинокими гробницами, предчувствием скорой смерти, злостью, презрением, мучившими поэта. Но он, как и его демон, способен проникнутся красотою, испытать любовь лишь на короткое время:

«На мгновенье
Неизъяснимое волненье
В себе почувствовал он вдруг,
Немой души его пустыню
Наполнил благодатный звук —
И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты! («Демон»).
В такие мгновения надежда и вера снова возвращаются к нему:
«И входит он, любить готовый,
С душой, открытой для добра,
И мыслит он, что жизни новой
Пришла желанная пора».
(«Демон»).

Велением судьбы эти мгновения обрекают его только на страдания от неразделенности чувств, непостижимости гармонии и единения с природой… Ему остается терзаться в пустыне между мирами, и единственное, что у него есть, это одиночество.

Мы уже увидели, одиночество лирического героя не только мирское – оно проявляется на гораздо более масштабных уровнях:

«Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой».
(«Я не для ангелов и рая…»)

«Сознавая в себе от ранних лет гениальную натуру, задаток сверхчеловека, Лермонтов также рано сознавал и то злое начало, с которым он должен бороться, но которому скоро удалось вместо борьбы, вызвать поэта лишь на идеализацию его» – отмечал Владимир Соловьев. Лирический герой стихотворений Лермонтова не раз ассоциировал себя с падшим ангелом. Если Пушкин отвергает демона, называя злобным гением, язвительные речи которого «вливали в душу хладный яд», а встречи с ним были печальными и губительными, то от Лермонтова этот гордый демон не отстанет и не даст ему «счастья никогда», поэт называет демона своим: «Он недоверчивость вселяет, Он презрел чистую любовь, Он все моленья отвергает» и, в конце концов, демон становится Альтер-эго поэта:

«Я тот, чей взор надежду губит;
Я тот, кого никто не любит;
Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы…»
(«Демон»).

Так, даже поверхностно взглянув на лирику поэта, можно заметить, что тема одиночества в творчестве Лермонтова одна из ведущих, и едва ли не самая значительная, определяющая его философию и мировоззрение.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Написать сочинение на тему как выражается мотив одиночества в стихотворении м ю лермонтова, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Написать сочинение на тему как выражается мотив одиночества в стихотворении м ю лермонтова", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Написать сочинение на тему как выражается мотив одиночества в стихотворении м ю лермонтова:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *