Окружение князя состояло из элитных слоев населения:
Городское население и крестьяне не были зависимы от княжеской власти. Они много работали и пользовались уважением. Ремесленники, купцы, земледельцы имели собственное хозяйство, которое передавалось потомкам. Они платили небольшой налог государству и при этом, были защищены законом верховной власти. Свободные люди могли участвовать в городских собраниях, быть членами судейских советов.
Основная масса Киевской Руси состояла из свободных землевладельцев. Но, по стечению обстоятельств некоторые из них частично зависели от вышестоящих категорий:
В полной зависимости от хозяина находились холопы. Этот слой населения приравнивался к рабам. Они не имели ничего, жили на территории феодала, выполняли любую работу, могли быть проданы (подарены).
Холопами становились в следующих случаях:
Холопы не имели права на свободу и до конца жизни были зависимыми. Единственным исключением, были дети, рожденные от хозяина их матери. В этом случае, рабыня освобождалась от зависимости только после смерти господина и имела право на часть наследства.
Таким образом, население Киевской Руси было разнообразным. Четкая иерархия прорисовывала феодально общественные отношения, где основное население было зависимым, а управленческий аппарат обладал почти абсолютной властью.
Основное население Древней Руси составляли свободные общинники – «люди» (людие, людины), как называет их «Русская правда». Это были жители сел и городов, платившие князю налоги.
«Княжьими мужами» или «боярями» называли приближенных князя, в первую очередь, старших дружинников.
«Огнищанин» – это (в «Русской правде») княжий слуга, занимавший среднее положение среди всего княжеского персонала. Следует заметить, что позднее огнищанами стали называть княжеских и боярских холопов, управлявших личным имуществом – «огнищем» хозяина.
«Отроками», «детесками» или «гридинами» именовали младших дружинников, а также свободных слуг князя.
Противоречива информация источников о такой социальной категории Древней Руси, как «смерды». С одной стороны, их можно причислить к свободному крестьянскому населению, так как они имели право свидетельствовать в суде, сами платили штрафы и наследовали имущество. С другой стороны, вира за убийство смерда составляла всего 5 гривен, тогда как жизнь простого свободного человека оценивалась в 40 гривен. Некоторые исследователи полагают, что смердами называли крестьян, работавших в княжеских селах.
В заключение добавим, что древнерусский термин «муж» можно было применить к представителю любой категории свободного населения.
О социальной структуре древнерусского общества нам известно из древнейшего юридического памятника — «Русской Правды» (юридический памятник, основанный на нормах обычного права и прежнем княжеском законодательстве). «Русская Правда» состоит из «Правды Ярослава» (первые 17 статей) и «Правды Ярославичей», сыновей Ярослава Мудрого, «Устава Владимира Мономаха». «Правда Ярослава» регламентирует отношения между свободными людьми прежде всего в среде княжеской дружины. «Правда Ярославичей» же уделяет большее внимание отношениям внутри княжеской или боярской вотчины с зависимым населением.
«Русская Правда» дает сведения о развитии феодальных отношений, образовании классов и классовой борьбе, категориях феодально‑зависимого населения, землевладении и земельной собственности, политическом строе, о быте, нравах человека Древней Руси.
Имеется более 100 списков «Русской Правды» и три редакции: Краткая, Пространная и Сокращенная. По Краткой «Правде» можно проследить становление феодальных отношений, в Пространной «Правде» отразилось уже развитое древнерусское феодальное право, третья редакция «Русской Правды», Сокращенная, самая поздняя.
Феодальное землевладение начинает складываться во второй половине XI в. (как церковное и монастырское землевладения). В XII в. образуется вотчина (наследственное земельное держание), княжеская и боярская. Верховным собственником боярской вотчины был князь, который имел право ее отнять.
До середины XII в. господствующей формой собственности была государственная собственность, а господствующим видом эксплуатации — взимание дани. При этом полюдье выполняло две функции — взимание дани и кормление дружины.
Великие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Младшие отпрыски княжеского рода получали в княжение малые города и превращались в феодалов. Княжеские дружинники, осевшие на земле, получали земли в управление и собирали в них дань от имени князя, оставляя часть себе. Родоплеменная знать, разбогатевшие общинники, давая в долг в голодные годы, могли обращать в зависимых своих общинников. Мужи вольные — это сельское и городское население (купцы, ремесленники, общинники — свободные смерды). Княжеская и местная аристократии стали известны как боярство, а сила и социальный престиж боярства как класса опирались на обширные земельные владения.
«Русская Правда» дает широкий перечень лиц княжеской администрации, выполнявших государственные функции управления и сбора налогов: княжий тиун (правитель‑наместник князя в городе, занимавшийся делами текущего управления и творивший суд от имени князя); мытник (человек, собиравший торговые пошлины); вирник (человек, собиравший «виру» — деньги, выплачиваемые преступником в пользу князя за совершение преступления); емец (собирал «продажи» — плату в пользу князя, вносимую преступником за кражу).
Функции управления личным хозяйством князя исполняли: ключник; княжий тиун огнищный, или огнищанин (от слова «огнище» — дом, управитель личным хозяйством князя); княжий конюх, конюший, повар, сельский слуга и другие лица в хозяйстве князя.
С развитием городской жизни и торговой деятельности в составе свободных людей, или «мужей», стали различать горожан от сельского населения. Горожане назывались «градскими людьми» и делились на «лучших», или «вятших», то есть зажиточных, и «молодших», или «черных», то есть бедных. По занятиям своим они назывались «купцами» и «ремесленниками».
Все свободное население Руси называлось людьми, отсюда пошел термин «полюдье». Значительная часть населения была лично свободна, но платила дань в пользу государства. Сельское население называлось смердами. Смерды могли жить как в свободных сельских общинах, так и в вотчинах феодалов и князей, являясь при этом лично зависимыми.
«Русская Правда» знает уже несколько категорий лично зависимых крестьян — закупов, холопов, рядовичей. Феодально‑зависимое население пополнялось из рядов свободного, т. е. происходил процесс закрепощения. Другим источником его пополнения были немногочисленные рабы (часто пленники‑иноземцы), лично зависимые от князя или бояр‑дружинников и посаженные на землю в вотчинах.
Смерды — феодально‑зависимое население в княжеской или боярской вотчине. Смерды лично были свободны, но их правовой статус ограничивался, поскольку они подчинялись специальной юрисдикции князя. В Новгороде и Пскове высшая власть над смердами принадлежала не князю, а городу. Смерды должны были платить государственные налоги, в особенности так называемую дань. Другой обязанностью смердов была поставка лошадей для городского ополчения в случае большой войны.
Полусвободные. Связь между полусвободными и их господами была чисто экономической, поскольку это было отношение между кредитором и должником. Как только долг выплачивался с процентом, должник вновь становился полностью свободным. Особенность отношения состояла в том, что долг должен был выплачиваться не деньгами, а работой, хотя не было возражений на его выплату деньгами, если должник неожиданно обретал достаточную для этого сумму. Такой должник (закуп) был фактически контрактным работником. Рядовичи заключали «ряд» (договор) и отрабатывали деньги или услугу за определенный срок по этому договору. Вдачи, мужчины или женщины, «отдавались» на временную службу господину. Это делалось в основном во времена отчаяния — в период голода или после опустошительной войны. Еще одна категория полусвободных — изгои. Источники в качестве феодально‑зависимого населения называют также отпущенников, задушных людей, пращенников и вотчинных ремесленников.
В Киевской Руси несвободной частью населения были рабы. В X-XII вв. рабов‑пленников называли «челядь». Они были полностью бесправны. Люди, ставшие рабами по другим причинам, назывались холопами. Источниками холопства являлись самопродажа, женитьба на рабе «без ряду», вступление «без ряду» в должность тиуна или ключника. В холопа автоматически превращался сбежавший или провинившийся закуп. За долги в рабство могли продать обанкротившегося должника. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг.
Рабство в Киевской Руси было двух типов: временное и постоянное. Последнее было известно как «полное рабство» (холопство обельное). Основным источником временного рабства было пленение на войне. Временное рабство могло закончиться после совершения достаточного объема работ.
Церковные люди. Русское духовенство может быть разделено на две группы: «черное духовенство» (монахи) и «белое духовенство» (священники и дьяконы). Епископы стояли выше обычного духовенства по власти, престижу и богатству.
Характерные особенности «Русской Правды»:
— была распространена во всех землях Древней Руси как основной источник права;
— являлась основной юридической нормой до конца XV в.;
— являлась кодексом частного права;
— объектами преступлений были личность и имущество;
Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди.
К свободному населению относилось также духовенство, которое представляло собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. В то время ведущую роль в государстве играло черное духовенство — монашествующее. В монастырях жили и работали лучшие ученые, врачи, художники, которые вели летописи, переписывали книги, организовывали различные школы. К белому духовенству принадлежали церковники: священники, диаконы, дьяки, паламари, причетники.
Полузависимые (полусвободные) люди. Среднюю группу свободных людей давали города. Жители городов юридически были свободны, даже равноправны с боярами, но фактически они зависели от феодальной верхушки. Низшую группу свободного населения представляли крестьяне — смерды. Они владели землей и скотом. Смерд (мн. смерды) — категория населения, находящийся вне общинной организации, зависимый непосредственно от князя крестьянин в Киевской Руси в период XI—XIV веков. Смерды имели собственную землю и вели на ней хозяйство, должны были платить налоги князю и отбывать натуральные повинности. Князь мог подарить смердов церкви, переселить их. В отличие от обычных крестьян-общинников, смерды жили в сёлах, а не в весях. Воинская повинность смердов состояла, по разным версиям, в личном участии в пешем войске, в поставке лошадей для конного войска либо в личном участии в конном войске.
Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди.
К свободному населению относилось также духовенство, которое представляло собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. В то время ведущую роль в государстве играло черное духовенство — монашествующее. В монастырях жили и работали лучшие ученые, врачи, художники, которые вели летописи, переписывали книги, организовывали различные школы. К белому духовенству принадлежали церковники: священники, диаконы, дьяки, паламари, причетники.
Полузависимые (полусвободные) люди. Среднюю группу свободных людей давали города. Жители городов юридически были свободны, даже равноправны с боярами, но фактически они зависели от феодальной верхушки. Низшую группу свободного населения представляли крестьяне — смерды. Они владели землей и скотом. Смерд (мн. смерды) — категория населения, находящийся вне общинной организации, зависимый непосредственно от князя крестьянин в Киевской Руси в период XI—XIV веков. Смерды имели собственную землю и вели на ней хозяйство, должны были платить налоги князю и отбывать натуральные повинности. Князь мог подарить смердов церкви, переселить их. В отличие от обычных крестьян-общинников, смерды жили в сёлах, а не в весях. Воинская повинность смердов состояла, по разным версиям, в личном участии в пешем войске, в поставке лошадей для конного войска либо в личном участии в конном войске.
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Напишите как называлось свободное население киевской руси, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Напишите как называлось свободное население киевской руси", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.