Как просить вернуть долг?
Смущаетесь, когда речь заходит о деньгах? И ладно, если это рабочие дела. А если разговор предстоит с близкими? «Отказаться от сотрудничества» с родственниками, друзьями или коллегами не получится. Особенно щекотливыми могут быть ситуации, когда речь идёт о небольших суммах. Финансовый блогер Анастасия Тарасова рассказывает, как же отстоять свои денежные интересы и не поссориться?
Денег вам вроде бы и должны, но и просить вернуть их стыдно? Рассмотрим несколько сценариев, как деликатно напомнить о долге.
1. Коллеге
Например, вы пошли пообедать с коллегой по работе. Официант не поинтересовался, нужно ли разделять счёт, и принёс один общий. Вы расплатились своей банковской картой полностью по всему счёту. Как корректно напомнить коллеге, что он должен вам деньги?
Если вы регулярно вместе обедаете, то, на мой взгляд, идеальным решением будет предложить оплачивать ланчи поочередно. Сегодня оплатили вы, завтра — очередь коллеги. «У меня карта, давай сегодня оплачу я, а завтра ты меня угостишь?».
В случае же, если деловой обед незапланированный и, скорее всего, в ближайшее время не повторится, вполне вероятно, что ваш коллега сам предложит перевести вам деньги на карту либо отдать наличными.
Если этого не происходит, оцените характер встречи, возможно, будет верно, если счёт оплатите именно вы. Ведь с точки зрения бизнес-этикета платит тот, кто приглашал на встречу.
2. Руководителю или подчинённому
Возможно, руководитель попросил вас купить ему кофе и забыл отдать деньги. Или наоборот, вы — руководитель, подчинённый попросил вас сдать за него небольшую сумму на день рождения коллеги и забыл отдать. Как и в случае с рестораном, отлично работает бартер: попросите вы теперь сдать деньги за вас или купить кофе.
Если же в дело вмешивается субординация, то стоит это прямо обговорить. «Иван Иванович, я понимаю, что вы мой руководитель/подчинённый, но я внимательно подхожу к ведению личных финансов, поэтому хотел бы вам напомнить про случай…».
3. Другу
Ещё один случай. Вы были с другом в магазине, ему не хватило денег, вы добавили, но долг друг так и не вернул. Тут основной вопрос: какую сумму вы добавили? Если на ваш взгляд небольшую, а друг ваш достаточно близкий, думаю, о подобном не стоит даже вспоминать. Попросите его так же выручить вас в другой раз. «Ты идёшь в магазин? Купи мне пожалуйста …, вот деньги. Если не хватит, добавишь? Как я тебя выручила, когда мы покупали…».
Если же сумма для вас значительна, стоит оговорить этот момент ещё на кассе в магазине, чтобы не вышло недопонимания. «Конечно, я тебе добавлю, но для меня это немаленькие деньги, когда ты сможешь мне их вернуть?», — так вы корректно и чётко дадите понять, что долг возвратный, и обозначите сроки.
4. Соседу
Отдельная история — долги «до зарплаты». Например, сосед взял, но так пока и не вернул. Хотя зарплата уже прошла и даже не одна. Для того чтобы начать разговор о долге, задайте смягчающий вопрос. Поинтересуйтесь о том, на что были взяты деньги. Например: «Как там твоя машина? Починил коробку передач?». Каким бы не был ответ, вы достаточно легко перейдёте к теме долга.
5. Родственнику
Сложнее, если деньги вам должны родственники. Обычно это вызывает смущение, если не страх. Одна сторона боится, что её попросят вернуть (или не боится, степень ответственности у всех разная), а вторая сторона боится спросить, дабы не испортить отношения.
Тут стоит руководствоваться правилом «в картишках нет братишек». Неважно, кто занял у вас деньги. Важно, что вы их заработали, дали в долг и ожидаете получить обратно. На этом и нужно строить разговор. «Да, ты мне … (степень родства), но я рассчитываю на эти деньги, как скоро ты сможешь мне их отдать?». Если материальное положение должника затруднительно, предложите ему возвращать долг в рассрочку, по частям или даже вещами, которые вы сможете потом продать.
Выводы:
Универсальный совет — попытайтесь смотреть на проблему глазами собеседника. В таком случае вам будет проще понять его мотивы. И ещё проще — найти общий язык и решить вопрос с долгами. И на будущее, если разговоры о долгах для вас так сложны, старайтесь избегать ситуаций, когда бы пришлось давать или занимать деньги.
Письмо-просьба
Письмо-просьба – один из наиболее распространенных вариантов деловой корреспонденции. В среде предпринимателей такие письма используются тогда, когда представители одной организации обращаются к другой с просьбой о какой-либо услуге. Такие послания могут применяться в совершенно разных ситуациях, например, при потребности получить сведения о продукции, увидеть образцы товара, встретить командировочного, согласовать какие-то действия и т.п.
Предлагаем вашему вниманию для скачивания общий шаблон такого документа:
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Правила составления письма-просьбы
Письмо-просьба по понятным причинам не имеет стандартного образца, но, несмотря на это оно является формой официального документа. Именно поэтому при его составлении следует придерживаться определенных норм, установленных правилами делопроизводства и деловой этики. Прежде чем перейти непосредственно к основным правилам его составления, следует отметить, что оно может быть адресовано, как группе лиц (например, менеджерам, сотрудникам бухгалтерского отдела, юристам и т.д.), так и какому-то конкретному адресату.
Как и любой другой документ, данное письмо должно содержать вводную часть, а именно:
Далее следует основная часть, касающаяся непосредственно просьбы. Она должна быть высказана с использованием любой производной формы от глагола «просить» («просим вас», «обращаемся с просьбой» и т.п.), а поскольку такое послание, в любом случае – ходатайство о какой-то услуге, оно должно быть написано в уважительной манере. Хорошо, если просьба будет предварена высказыванием комплимента («зная ваши большие возможности», «восхищаясь вашими организаторскими талантами» и т.п.).
Если в письме содержится сразу несколько просьб, то их нужно указать отдельными пунктами или абзацами.
Негласные правила переписки между организациями гласят о том, что ответ на многоступенчатую просьбу может быть отправлен также одним посланием, с отдельными комментариями по каждому пункту. Следует отметить, что такой вид переписки уменьшает объемы документооборота и значит, сокращает время на прочтение и обработку подобных писем.
Если письмо подразумевает получение ответа в определенный срок, то это необходимо максимально корректно обозначить в тексте послания.
Отправляют и получают письма, как правило, секретари организации (в крупных компаниях этим занимаются целые отделы). После составления или прочтения они передают их для ознакомления руководителю предприятия. Исключения составляют послания, с пометкой «конфиденциально» или «лично в руки» — такие письма передаются непосредственно адресату.
Инструкция по составлению письма-просьбы
Поскольку данное послание является частью корпоративной корреспонденции, то вначале него нужно указать автора, а именно: наименование компании-отправителя, ее фактический адрес и телефон для связи. Затем нужно внести данные об адресате: также название предприятия и конкретного получателя. Далее посередине строки можно сразу обозначить, что это письмо-просьба (но это необязательно).
Следующая часть письма касается непосредственно просьбы. Предварительно, желательно ее обосновать и уже затем высказывать саму суть просьбы. В завершение письмо нужно подписать (лучше, если это сделает руководитель компании или уполномоченное, доверенное лицо), а также поставить дату создания документа.
Как отправить письмо
Внимание к подобным мелочам даст понять адресату, насколько уважительно относится к нему оппонент, а также лишний раз подчеркнет значимость просьбы. Единственное, что следует помнить – письма через обычную почту идут долго, поэтому послание нужно отправлять заранее, чтобы документ вовремя был доставлен получателю.
После отправления письма
Данное послание, как любой другой документ должен быть зарегистрирован в журнале исходящей документации. Точно также получатель письма регистрирует приход корреспонденции. В случае недоразумений, случающихся в деловых отношениях, фиксация факта отправки и получения писем поможет быстро разобраться в ситуации.
Примеры составления писем-просьб с пояснениями
Итак, мы уяснили, что письмо-просьба представляет собой письмо, в котором содержится просьба к получателю. Цель текста – побудить получателя выполнить действие, выгодное отправителю. В письме должна содержаться сформулированная просьба, обоснование ее. Желательно сформулировать прошение так, чтобы обосновать, почему получателю должно быть выгодно выполнить просьбу. Отправитель должен не просто знать правила составления текста, но и учитывать психологические нюансы. Далее рассмотрим конкретные шаблоны-примеры в зависимости от ситуации.
Письмо-просьба о выделении денежных средств
Письмо составляется в том случае, если нужно добиться выделения средств от государства, спонсоров, физических лиц.
От НКО «Помощь пенсионерам»
Депутату Законодательного собрания
Иванову И. И.
Здравствуйте, Иван Иванович. Я представитель некоммерческой организации «Помощь пенсионеров». Мы занимаемся оказанием помощи одиноким пенсионерам: приносим продукты, помогаем в уборке и ремонте.
Наша организация существует уже 5 лет. Ранее с финансированием деятельности мы справлялись сами, однако, в связи с расширением НКО, средств начало не хватать. Деньги нам нужны на аренду помещения, выплату зарплат сотрудникам, покупку оборудования.
На недавнем собрании Правительства президент упомянул о сложном положении пенсионеров, заметил, что ситуацию нужно срочно менять. В связи с этим прошу у вас 200 000 рублей на нужды НКО «Помощь пенсионеров».
С уважением, Петрова А. А.
Вышеприведенный текст составлен по всем правилам. В нем есть:
Также указана конкретная сумма средств, в которой нуждается коммерческая организация.
Письмо-просьба о поставке товара
Письмо обычно направляется партнерам компании. В тексте желательно обосновать обоюдную выгоду для обеих компаний.
Начальнику компании «ААА»
Иванову И. И.
От руководителя компании «БББ»
Петрова Б. Б.
Здравствуйте, Иван Иванович. Мы желаем заказать у вашей компании комплект продукции (уточнить). Вашим товаром мы заинтересовались на региональной выставке.
Если вы согласны, просим сообщить условия поставки и удобные для вас сроки. Гарантируем своевременную оплату. Надеемся, это станет началом взаимовыгодного сотрудничества.
Наши контакты: (уточнить).
С уважением, Борис Борисович.
Письмо-просьба о предоставлении скидки
Обычно такие тексты направляются поставщикам компании. К примеру, организация организует выставки. У нее есть поставщик – типография, которая поставляет брошюры, стенды, буклеты и прочее. Стоимость услуг довольно высока. Наступил кризис, и компании стало сложно оплачивать товары типографии. Это вполне может стать повод для того, чтобы попросить скидку.
Начальнику компании «Восток»
Иванову И. И.
От руководителя компании «Запад»
Петрова Б. Б.
Здравствуйте, Иван Иванов. Нашей организации коснулся финансовый кризис. Количество заключенных договоров с нами сократилось на 20%. К сожалению, кризис затронул не только нас, но и наших клиентов. Люди не могут платить за наши услуги в том же объеме, что и ранее. Поэтому мы предоставили скидку на билеты в размере 25%.
В связи со сложной финансовой ситуацией, наша компания просит вас о скидке в размере 15% на оставшиеся полгода сотрудничества по договору.
Мы разослали письма с просьбой о скидке всем нашим поставщикам. Если 20% наших партнеров предоставит нам выгодные условия, наша компания устоит в сложное время и не закроется. Нам уже предоставили скидку арендодатели и телефонная компания.
Мы надеемся сохранить взаимовыгодные отношения с вашей типографией.
С уважением, Борис Петров.
В письме есть следующие важные пункты:
Текст нужно составить так, чтобы письмо дочитали до конца и согласились на предложенные условия.
Письмо-просьба о снижении арендной платы
Арендная плата «съедает» бюджеты большинства организации. Ее уменьшение позволяет компании продержаться на плаву в сложное время. Письмо следует направлять арендодателю.
Начальнику компании «Плюс»
Иванову П. П.
От руководителя компании «Минус»
Петрова И. И.
Здравствуйте, Петр Петрович. Нашу компанию затронул финансовый кризис. Покупательная способность потребителей уменьшилась, доходы бизнеса уменьшились. В связи с этим просим вас снизить арендную плату на 10%.
За все время нашего сотрудничества мы ни разу не задерживали выплаты. Надеемся, что вы пойдете нам на уступки, и мы сохраним наши деловые отношения. Мы гарантируем своевременную оплату аренды, несмотря на тяжелые финансовые условия.
С уважением, Иван Иванович.
В письме важно упомянуть то, что прежде компания выполняла свои обязательства в полной мере. Арендодатель должен быть уверен в том, что арендодатель будет и в дальнейшем осуществлять выплаты. Получатель также должен понимать, что если он не согласиться на предложенные условия, арендатор откажется от его услуг.
Письмо-просьба об оплате задолженности
Задолженности крайне часто возникают при взаимодействии между компаниями. Если организация настроена на дальнейшее сотрудничество с контрагентом, у которого образовался долг, направляется письмо-просьба.
Начальнику компании «Деньги вот-вот будут»
Иванову И. И.
От руководителя компании «Где деньги»
Сидорова П. П.
Уважаемый Иван Иванович, просим вас погасить задолженность перед нашей компанией в размере 200 000 рублей. Все это время мы продолжали сотрудничество с вами, надеясь на продолжение деловых отношений. Однако сейчас мы вынуждены приостановить предоставление услуг в связи с отсутствием выплат.
Сумма вашего долга составляет 200 000 рублей. Просим оплатить его до 1 марта 2017 года. Если задолженность не будет погашена, мы будем вынуждены решать вопрос в судебном порядке.
С уважением, Петр Петрович.
В письме обязательно нужно указать следующие пункты:
В тексте можно упомянуть о длительном успешном сотрудничестве с организацией. Это должна быть именно просьба, а не требование. Требование составляется по другому шаблону.
Письмо-просьба об отсрочке платежа поставщику
Организация поставила компании партию продукции, однако не оплатила ее. Образовался долг, но дебитора отсутствуют средства для оплаты. В этом случае имеет смысл составлять письмо-просьбу об отсрочке.
Начальнику компании «Где деньги»
Сидорову П. П.
От руководителя компании «Деньги вот-вот будут»
Иванова И. И.
Уважаемый Петр Петрович, мы не оплатили долг в размере 200 000 рублей. От своей задолженности мы не уклоняемся, однако сейчас выплаты в полном объеме сделать не можем в связи с тяжелым финансовым состоянием.
На протяжении 2 лет мы поддерживали с вами успешные деловые отношения, не срывали сроков выплат. Сегодня мы просим о рассрочке платежа. Наша компания готова оплатить задолженность в два этапа:
Обещаем вам своевременное внесение платежей. Спасибо за понимание.
С уважением, Иван Иванович.
Письмо-просьба оплатить за другую организацию
Задолженность компании может быть выплачена другой организацией. Разумеется, юридическое лицо не будет оплачивать доли просто так. Обычно письмо-просьба направляется должнику компании или другому лицу, которое имеет обязательства перед компанией.
Начальнику компании «Деньги вот-вот будут»
Иванову И. И.
От руководителя компании «Где деньги»
Сидорова П. П.
Уважаемый Иван Иванович, у вас существует долг перед нашей компанией в размере 300 000 рублей. У нашей организации также появился долг перед другой компанией в размере 200 000 рублей. Просим вас оплатить нашу задолженность перед кредитором в размере 200 000 рублей. Взамен мы предоставим вам рассрочку на остаток долга, о которой вы просили ранее. Спасибо за понимание.
С уважением, Петр Петрович.
Письмо-просьба о содействии в решении вопроса
Перед любыми компаниями могут вставать сложные проблемы, с которыми невозможно разобраться без посторонней помощи. Письмо-просьба о содействии может направляться при необходимости, к примеру, проведения мероприятий. Прошение отправляется в коммерческие организации, государственные структуры.
Директору компании «ААА»
Петрову Б. Б.
От общественной организации
«Дарим добро»
Уважаемый Борис Борисович, я являюсь представителем общественной организации «Дарим добро». Мы занимаемся организацией и проведением праздников для детей из приюта.
Мы просим вас о помощи в организации поставок питания на праздник. Разумеется, на мероприятии мы упомянем вас и вашу компанию. На празднике будут присутствовать представители законодательного собрания, общественности.
Связаться с нами вы можете по телефону ХХХ
С уважением, Иван Иванович.
Подводя итог
Объединим все правила составления письма-просьбы. Сначала нужно представиться, рассказать о своей деятельности. Но вступительная часть не должна быть затянута. Наша цель – побудить получателя прочитать письмо. Если текст будет слишком длинным, получатель вряд ли дочитает его до конца. Затем нужно приступить к изложению своей просьбы. Обязательна точность: указание сроков, суммы средств. Важно понять, что получатель должен почувствовать свою выгоду. А потому в письме нужно указать, почему организации будет выгодно выполнить просьбу. В завершении нужно вежливо и без заискивания попрощаться.
Знакомые нашли документы и хотят вернуть за вознаграждение.
Знакомые нашли документы и хотят вернуть за вознаграждение.
Ответы на вопрос:
Пусть попробуют. Но не получили бы чего-то иного.
Вопрос то в чем у вас, можно и вернуть.
Михаил, личные документы не являются имуществом, так как их стоимость определить невозможно. Их обязаны передать безвозмездно. Рекомендую написать очень грамотное требование для начала о недопустимости требовать за это вознаграждение. С этой целью можете обратиться к любому из нас, юристов, написав в личное сообщение.
Требовать вознаграждение за находку можно только в отношении вещи по закону:
«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 08.07.2021)
ГК РФ Статья 229. Возмещение расходов, связанных с находкой, и вознаграждение нашедшему вещь
Нет никакого прайса, лицо может обратиться в полицию, тогда бесплатно должны отдать документы, иначе это вымогательство.
Ответы на уточнение:
Ещё раз повторю, можно получить не вознаграждение, а наказание. хотя просить могут от кило бананов до автомобиля.
Любые документы нашедший обязан их отдать в полицию или их владельцу. Документы это не вещь, написал Вам выше.
Иначе могут привлечь за вымогательство по статье 163 УК РФ.
Похожие вопросы
Мой сын потерял, а может быть у него вытащили, бумажник с паспортом, полисом, сберкнижкой, банковской картой, водительским удостоверением, другими документами. Бумажник находился в кармане куртки, о пропаже узнал, когда ему позвонили и предложили за вознаграждение в размере 6000 р вернуть документы. Он был готов вознаградить звонившую девушку лишь 500 рублями, оставшимися у него в наличии. Она не согласилась за такую сумму возвратить документы, считая себя уверенной, что имеет право на вознаграждение не меньше 6000 р.
Мне известно, что в соответствии со ст. ГК 229 Если найденная вещь представляет ценность только для лица, управомоченного на ее получение, размер вознаграждения определяется по соглашению с этим лицом.
Право на вознаграждение не возникает, если нашедший вещь не заявил о находке или пытался ее утаить.
Очень прошу, разъясните, как необходимо поступить в этом случае моему сыну, чтобы вернуть документы?
Можно ли считать требование нашедшей документы девушки вымогательством?
Заранее благодарна всем, кто откликнется на мой вопрос.
Поиск ответа
Вопрос № 263274 |
Подскажите, пожалуйста, как правильно:
«уборка с помощью пылесоса» или «уборка при помощи пылесоса»?
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Обратите внимание: сочетание «отделение приемного покоя» некорректно!
Здравствуйте! Скажите пожалуйста, правильно ли сказано:
«Погибли 10 человек и еще 90 были ранены»?
Или же обязательно должна быть безличная форма:
«Погибло 10 человек и еще 90 было ранено».
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Нет оснований для написания с большой буквы, если только слово устав не является условным сокращенным названием документа (в этом случае перед этой фразой должно быть приведено полное написание этого названия).
Ответ справочной службы русского языка
Возможны оба варианта, но они различаются стилистически. Пойдем – общеупотребительный, нейтральный вариант; пошли – разговорный, допустимый в непринужденной речи.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Вы пишете:
«Литературная норма современного русского языка: _матЕ_. Ударение на последний слог. Пока только такой вариант является правильным». Хотелось бы узнать откуда взялась эта «норма». Как можно называть нормой произношение слова, которое большинству русских, даже, и не знакомо. Те же, кто знаком с мате, как правило интересуются культурой Латинской Америки, владеют испанским языком, а потому и произносят. Все испанско-русские словари приводят русский перевод «мАте». Так, откуда же взялась эта «норма», на которую Вы ссылаетесь?
Ответ справочной службы русского языка
Максимилиан, посетители нашего «Форума» уже достаточно убедительно ответили Вам. Вы с завидным упорством пытаетесь доказать неправоту лингвистов – составителей словарей, аргументируя ошибочность варианта мат е незнанием ими испанского языка и культуры Латинской Америки. Но то, что нормативно в одном языке, далеко не всегда становится нормой в другом. Ударение в слове в языке-источнике и заимствующем языке часто не совпадает, причин может быть несколько: это и традиции заимствующего языка, и влияние других языков, через которые в заимствующий язык добиралось то или иное слово. Ударение мат е в русском языке, по-видимому, обусловлено французским написанием « maté » или произношением: не исключено, что это слово пришло к нам из испанского не напрямую, а через французское посредство (как известно, во французском языке ударение всегда на последнем слоге).
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: к нашедшему просьба вернуть.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: бренд. Это слово, действительно, испытывало колебания в написании (что характерно для заимствованных слов в процессе их освоения языком), отсюда и различная словарная фиксация. Однако написание бренд сейчас «узаконено» «Русским орфографическим словарем» РАН, оно соответствует традиции русского письма: не в начале корня после согласных в словах иноязычного происхождения, как правило, пишется буква Е (ср.: бизнесмен, коттедж, партер, стенд, инерция ); буква Э пишется только в немногих нарицательных существительных, таких как мэр, мэтр, пленэр, пэр, рэкет, рэп, сэр и некоторых других словах (преимущественно узкоспециальных), их круг определяется орфографическим словарем.
Ответ справочной службы русского языка
Современное произношение – с мягким начальным согласным. Произношение [ рэ льс], [ р э льса] устарело.
Ответ справочной службы русского языка
Цитаты можно приводить по принципу «буква в букву» (что делается редко и особо оговаривается) или в соответствии с правилами и нормами орфографии и пунктуации, действующими в момент издания (т. е. сегодня). Написания исторических реалий могут не совпадать в цитируемом тексте и в тексте автора, ничего страшного в этом нет (то есть в цитате можно оставить две прописные буквы в Учредительном Собрании).
Ответ справочной службы русского языка