«Не» пишется слитно или раздельно? (не)высохшая после дождя трава
1)Новый житель И.п;сухонький, маленький старичок И.п;неразлучные друзья И.п.
2)Он(подлежащее) рассказывал(сказуемое) им интересные(обстоятельство, прерывисто с точками) истории,показывал(сказуемое) старинные(обстоятельство) монеты.
3)Январьским утром Т.п;редкие цветы И.п;интересные истории И.п; старинные монеты И.п.
Дерево высокое, низкое. море глубокое, большое, маленькое. роза красивая, красная. ручей быстрый, узкий.
В саду у моей бабушки растёт много красивых, красных роз.
Ответ:
Объяснение:
1. Я гулял по городу с подругой, и вдруг началась гроза.
2. Виталя сделал уроки и пошел играть в настольные игры, но придя домой и проверив уроки своего сына, мама увидела кучу ошибок в тексте по русскому языку.
3. Я заполнял свой дневник, но вдруг мне позвонил мой лучший друг.
4. Наконец солнце окончательно скрылось за горизонтом, и началась короткая летняя ночь.
Не высохшая трава как пишется слитно или раздельно
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Воды прилива шумели (не)умолкая.
Ветер колеблет стебелёк с ещё (не)высохшей росой.
Справа над лесистыми холмами сияла (не)мигающая звезда.
Ответ на запрос до сих пор (не)получен.
Левинсон слушал, (не)вмешиваясь.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание:
Воды прилива шумели не умолкая. Наречие, образовавшееся путем перехода из деепричастия.
Ветер колеблет стебелёк с ещё не высохшей росой. При причастии зависимое слово.
Справа над лесистыми холмами сияла немигающая звезда. При причастии нет зависимых слов.
Ответ на запрос до сих пор не получен. Краткое причастие
Левинсон слушал, не вмешиваясь. Деепричастие.
Правописание НЕ и НИ.
По спецификации в задании данного типа проверяется:
−умение отличать частицу НЕ от частицы НИ;
−умение отличать приставку НЕ от приставки НИ;
−умение писать слитно или раздельно НЕ со всеми частями речи.
В связи с этим обращаем внимание на то, что условие заданий в зависимости от его целей может существенно различаться. При этом также отмечаем, что в типовых заданиях ЕГЭ (авторы Цыбулько И.П., Львов, Егораева) проверяется лишь умение писать слитно или раздельно НЕ с разными частями речи, а в заданиях других авторов, в том числе Сениной, ММИО (СтатГрад) представлены и задания на выбор НЕ или НИ. Редакция РЕШУЕГЭ также считает необходимым расширять типы данного задания в пределах спецификации текущего года.
Также обращаем внимание на то, что ряд правил, при помощи которых проверяется написание, не изучается в школьном курсе. Такие правила отмечены значком *.
12.1 Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ.
Частица НЕ пишется раздельно:
Следует различать прямое противопоставление, при котором один из двух признаков, названных прилагательными, отрицается, а второй—утверждается, и противопоставление с уступительным оттенком значения, при котором оба признака, названные прилагательными, приписываются предмету, т. е. имеется противопоставление, но без отрицания.
а) вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, нимало не;
б) отрицательными местоименными словами: нисколько не, никак не, никого не, никому не, никем не, никогда не, никуда не, никакой не, ничего не, ничему не, ничем не и т. п.
Для удобства пояснений называем их о т р и ц а т е л ь н ы м и усилителями.
а) Это вовсе не правда; Этот случай вовсе не уникален; Это отнюдь не очевидно; Она далеко не храбрая; Человек он ничуть не глупый; Рассказывать об этом ничуть не весело; Нимало не смущён; Она вовсе не образованнее мужа;
б)Случай никак не подходящий; Никуда не годный проект; Никакой он мне не приятель; нисколько не завистливый, никому не нужный, ни в коем случае не бесполезный, ни на что не годный, ни к чему не способен, ничем не интересный; Он нисколько не красивее своей сестры;
К прилагательным этого типа относятся: невидимый, невменяемый, невос-пламеняемый, негасимый, недвижимый, неделимый, незабываемый, не-зримый, неизменяемый, нелюбимый, немыслимый, необлагаемый, неот-чуждаемый, непереводимый, непередаваемый, непознаваемый, непроверяемый, неспрягаемый, нетерпимый и др. Ср. их написание при наличии пояснительных слов: неделимое на три число, незабываемые для нас встречи, сквозь незримые миру слезы, немыслимые в недавнем прошлом рекорды, непередаваемые простыми словами чувства, непроверяемые с давних пор счета, непроходимая в весеннюю пору грязь, несклоняемые в русском языке существительные, нетерпимое в нашем обществе поведение и т.д.
а) в сравнительной степени
б) в роли сказуемого безличного сказуемого
мне не надо, ей не нужно
12.2 Слитное написание НЕ и НИ.
Частица не пишется слитно:
б) прилагательные и наречия, образованные от них: небрежный, невзрачный, невозвратимый, невредимый, неизбежный, неизменный, нелепый, необходимый, непобедимый, непрестанный, неразлучный, несказанный, нескончаемый, несмолкаемый, несомненный, несравненный, несуразный, несчастный, неуклюжий, нестерпимый, непоколебимый, непререкаемый, неукротимый; небрежно, нелепо, необходимо, несомненно;
в) глаголы: невзвидеть, невзлюбить, негодовать, недомогать, несдобровать, ненавидеть, нездоровиться, неможется, недоумевать, нейдёт, неймётся;
г) наречия и другие неизменяемые слова: невмоготу, невмочь, невтерпёж, невдомёк, невзначай, невпроворот, нельзя, ненароком, неужто,нехотя; несмотря на, невзирая на (предлоги)
Для удобства пояснений называем их у с и л и т е л я м и степени.
12.3. Частицы НЕ и НИ отличаются по значению:
Для правильного выбора частиц НЕ и НИ следует учитывать их смысловые различия. Отразим их в таблицах.
Основные случаи употребления отрицательных частиц
Частица НЕ используется | Частица НИ используется | 1) для усиления отрицания, выраженного частицей НЕ Ни писем, ни телеграмм не было. Брат не похож ни на обманщика, ни на шутника. Меня не интересуют ни звёзды, ни луна. | 2) для выражения утверждения с оттенком долженствования (двойное отрицание): Он не мог не позвонить. Мы не могли не заметить. | 2) для выражения количественного отрицания: На небе ни облачка. | 3) для выражения невозможности в безличных предложениях: Не догнать тебе бешеной тройки! Не бывать войне-пожару! | 3) для эмоционального выражения запрета, приказа, долженствования: Ни звука! Ни дня без строчки! | 4) при выражении неуверенности, опасения или восхищения: Не гость ли ты мой? Как бы мороз не ударил! Ну чем не герой! | 4) для выражения неопределённости: Он ни стар, ни молод, ни толст, ни тонок (ср.: Он не то стар, не то молод). Во фразеологизмах: Ни то ни сё, ни рыба ни мясо. | 5) в вопросительно-восклицательных предложениях при выражении подчеркнутого утверждения: Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился! Разве не правда, что мы поумнели? Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Когда его ни спроси, за словом в карман не полезет. |
---|
Сложные случаи разграничения НИ и НЕ
Когда брат не приходил, все чувствовали скуку.
Не бывает войн, где солдаты не погибают.
Когда бы брат ни приходил, он всегда вносил оживление и радость.
Где бы солдаты ни погибли, их следует помнить и чтить.
Не один из нас (т.е. многие) был готов к восхождению.
Не раз (т.е. много раз) приходилось мне встречаться с диким зверем.
Ни один из нас (т.е. никто) не был к восхождению.
Ни одного раза (т.е. никогда) не приходилось мне встречаться с диким зверем.
Не кто иной, как дятел, глухо стучал в лесу.
Перед нами было не что иное, как древняя пещера.
Никто иной не вывел бы нас на верную тропу.
Ничто иное, кроме музыки, меня не увлекало так сильно.
Составные усилительные обороты с частицей ни:
во что бы то ни cталo, как бы то ни было, где бы то ни было, куда бы то ни было, как ни в чём не бывало и др.
Различается написание не с отглагольными прилагательными на -мый и с причастиями на -мый; при наличии пояснительных слов первые пишутся слитно (как и отыменные прилагательные), вторые — раздельно, например:
а) необитаемый с давних пор остров, нерастворимые в воде кристаллы, неразличимые в темноте фигуры людей;
б) не посещаемые охотниками заповедники, не читаемые неспециалистами журналы, не любимый матерью ребенок.
К прилагательным на -мый относятся слова, образованные от непереходных глаголов (например: независимый, непромокаемый, несгораемый) или от глаголов совершенного вида (например: неисправимый, неосуществимый, неразрушимый). На эти слова распространяются общие правила написания не с прилагательными, т. е. они пишутся слитно и при наличии пояснительных слов (примеры см. выше), а также в краткой форме (например: остров необитаем, болезнь неизлечима, эти страны экономически независимы). Однако остается в силе правило раздельного написания прилагательных с не, если в качестве пояснительных слов выступают местоимения и наречия, начинающиеся с ни, или сочетания далеко не, вовсе не, отнюдь не (см. выше, п. 6, примеч. 1. подпункт 2), например: ни с чем не сравнимое впечатление, ни от кого не зависимые страны, отнюдь не растворимые кристаллы; это явление ни из жизни, ни из искусства не устранимо. Исключение составляют слова, которые без не не употребляются, например: никем непобедимая армия, ни для кого непостижимый случай, ни при каких условиях неповторимый эксперимент.
Следует различать написание не со словами на -мый, образованными от переходных глаголов несовершенного вида: такие слова могут быть как страдательными причастиями настоящего времени, так и прилагательными (в первом случае написание с не раздельное, во втором — слитное). Причастиями они являются, если при них в качестве пояснительного слова употребляется творительный падеж действующего лица, реже творительный орудия (так называемый инструментальный); при наличии других пояснительных слов они становятся прилагательными (теряют значение страдательности и значение времени и приобретают качественное значение). Ср.: не любимый матерью ребенок — нелюбимые в детстве игры (во втором случае слово нелюбимый указывает на постоянный признак, обозначает при-мерно то же, что «неприятный», «нежелательный»); движение, не тормозимое воздухом — невидимая с Земли сторона Луны.
К прилагательным этого типа относятся: невидимый, невменяемый, невоспламеняемый, негасимый, недвижимый, неделимый, незабываемый, не-зримый, неизменяемый, нелюбимый, немыслимый, необлагаемый, неотчуждаемый, непереводимый, непередаваемый, непознаваемый, непроверяемый, неспрягаемый, нетерпимый и др. Ср. их написание при наличии пояснительных слов: неделимое на три число, незабываемые для нас встречи, сквозь незримые миру слезы, немыслимые в недавнем прошлом рекорды, непередаваемые простыми словами чувства, непроверяемые с давних пор счета, непроходимая в весеннюю пору грязь, несклоняемые в русском языке существительные, нетерпимое в нашем обществе поведение и т. д.
«СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С ПРИЧАСТИЯМИ»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Предмет: русский язык
открытие нового знания.
1) Организационный момент. Самоопределение к деятельности
2) Актуализация знаний + затруднение в индивидуальной деятельности
3) Открытие нового знания.
4) Первичное закрепление.
5) Повторение и закрепление нового.
6) Самооценка результатов деятельности.
7) Домашнее задание
— по достижению личностных результатов:
развивать стремление к речевому самосовершенствованию, расширять объём усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
— по достижению метапредметных результатов:
развитие навыков владения разными видами речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативно целесообразного взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД;
— по достижению предметных результатов:
развитие навыков слитного / раздельного написания НЕ с причастиями.
Планируемые образовательные результаты:
Знать: условия выбора правильных написаний НЕ с причастиями.
— правильно писать не с причастиями; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разграничивать приставку НЕ- и частицу НЕ с причастиями;
— составлять алгоритм и использовать его при рассуждении;
— работать в группе, анализировать и классифицировать изученные языковые единицы, делать выводы на основе наблюдений; обобщать знания о правописании НЕ с другими частями речи, делать выбор написания, использовать в речи, исправлять ошибки.
Организационная структура урока
Формы организации совзаимодействия на уроке
Организационный момент. Самоопределение к деятельности
— создание условий для изучения нового материала, осуществление эмоционального настроя на будущую деятельность (проверка теоретической и практической готовности идти дальше).
Приветствие учащихся и просьба проверить готовность рабочего места.
Задача – подвести к тому, что первый шаг для усвоения нового (новой орфограммы) – это проверка тех умений и навыков, которые для этого понадобятся.
Подготовка рабочего места.
Эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу: обсуждение с одноклассниками и учителем результатов деятельности и пути их достижения.
— формирование положительной мотивации к изучению нового
Актуализация знаний + затруднение в индивидуальной деятельности
Цель: Выявление причины затруднения, совместное целеполагание
Не холодный, а теплый; невысокая калитка, колонна не освещена, не трогал акварель; нелепая походка, невежда; дождь, не прекращавшийся в течение часа, небольшой павильон, неправда; не широкая, а узкая река; не прочитали книгу, неизвестный автор, нелепая история, необыкновенный человек, непрочитанная книга, не ответил на вопрос, недруг, несчастье.
Записать словосочетания, определить, как пишутся слова с НЕ.
Взаимопроверка и взаимооценка работ учащимися.
Комментарий учеников и учителя к случаям написания, вызвавшим сомнение.
-Какими правилами правописания НЕ со словами вы пользовались? Примеры. Какие слова вызвали у вас затруднение? Какая часть речи?
Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно? Почему? Что нужно сделать, чтобы преодолеть это затруднение?
Совместное целеполагание Учащиеся называют цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем.
Оценивают свою деятельность в оценочном листе.
– формирование умения определять и формулировать цели и задачи урока без помощи учителя;
– формирование умений совместного решения проблемы;
– формирование умений работать в группе, в паре; воспитывать уважительное отношение к мнению других;
Открытие нового знания.
— развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД;
— формирование представления об условиях выбора слитного / раздельного написания не с причастиями.
Организация работы в группах по изучению нового материала. Используется подводящий диалог.
Проанализируйте примеры, сформулируйте условия, когда НЕ с причастиями пишется слитно, а когда раздельно.
Раскаты грома, не смолкавшие ни на минуту, держали нас в состоянии непрекращающегося страха.
Письмо не распечатано.
Сквозь не занавешенные, а открытые окна было видно звёздное небо.
В непроглядной чаще ты увидишь ель, лесную кормилицу.
Не понятое ребятами задание учитель прокомментировал сам.
Он бросил на нее недоумевающий взгляд.
Не вымытая, а только протёртая тарелка стояла на столе.
Тетради были ещё не проверены.
Задание на выбор. Спланируйте свою деятельность. Составьте алгоритм рассуждения или таблицу при решении вопроса о слитном или раздельном написании НЕ с причастиями.
Употребляется ли без НЕ
(не употребляется – слитно)
Полное или краткое.
( краткое – пишу раздельно)
есть ли противопоставление или зависимое слово?
(Есть – пишу раздельно.
Группы защищают свои работы, оценивают работу в группах.
Работа в группах по изучению нового материала.
свою деятельность. Составляют алгоритм рассуждения или таблицу при решении вопроса о слитном или раздельном написании НЕ с причастиями.
Оценивают свою деятельность в оценочном листе.
анализ объектов с целью выяснения их признаков; структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания.
оценивание результатов деятельности (своей-чужой); определение целей этапов учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.
– формирование умений совместного решения проблемы;
– формирование умений работать в группе, в паре; воспитывать уважительное отношение к мнению других;
– формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме
— развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД;
— развитие предметных навыков (орфографической зоркости).
1. Возвращаемся к ситуации, вызвавшей затруднения, разрешите ее с опорой на новое знание. Какой алгоритм твоей деятельности?
2. Решение типовых заданий с проговариванием вслух алгоритма(фронтально)
1 . Это был никем ещё не открытый закон – настоящий прорыв в науке!
3. К концу месяца зарядили непрекращающиеся дожди.
4. Я поразился этим непродуманным действиям товарища.
5. Помещение не проветрено.
6. Ничем не огороженный участок был совсем не обработан.
7. Трава на обочинах дороги не скошена.
8. Не нарисованный, а выложенный из соломки узор украшал эту картину.
10. Неизгладимое впечатление произвела на меня природа Мещерского края.
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Спишите, раскрывая скобки, расставляя пропущенные запятые. Графически обозначьте причастные обороты. Объясни другу.
На бруснике блестела (не) высохшая трава. Река (не) замерзавшая целую зиму безмолвно струит свои мутные воды. Комната( не) проветрена.
Собака (не) видевшая тигра (не) боится его. Шорох ветвей ничем (не) заглушаемый раздавался близко.
На бруснике блестела невысохшая трава. Река, не замерзавшая целую зиму, безмолвно струит свои мутные воды. Комната не проветрена.
Собака, не видевшая тигра, не боится его. Шорох ветвей, ничем не заглушаемый, раздавался близко.
Разрешают проблемную ситуацию с опорой на новые знания.
Решают типовые задания с проговариванием вслух алгоритма
Списывают, раскрывая скобки, расставляя пропущенные запятые. Графически обозначают причастные обороты. Объясняют другу.
Оценивают свою деятельность в оценочном листе.
— формирование системы знаний; анализ с целью выявления условий правописания НЕ с причастиями; построение речевого высказывания.
– формирование четких и последовательных действий в процессе работы.
– формирование умений совместного решения проблемы;
– формирование умений работать в группе, в паре; воспитывать уважительное отношение к мнению других;
– формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
— развитие регулятивных и коммуникативных УУД;
— развитие предметных навыков (орфографической зоркости).
Предлагаются разноуровневые задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными. Коммуникативное взаимодействие – работа в группах, парах. Приемы: выбор заданий, моделирование
1 задание – в данных выражениях раскрыть скобки. Объяснить слитно-раздельное написание НЕ. (взаимоконтроль).
Слитно: А – не употребляется без не
Б – отсутствие зависимых слов
Д – краткое причастие
Трава (не) скошена, никогда (не) знавшие страха,(не) скошенные луга, еще (не) решенная задача;(не) сделанная, а лишь начатая работа, никем (не) собранные ягоды, тетради (не) собраны; (не)навидящий ложь, (не) придуманное, а взятое из книги предложение,(не) окрашенный забор, (не)доумевающий взгляд.
Проверь себя и друга.
Д Г Б Г В Г Д А В Б А
2 задание. Распространите данные причастия зависимыми словами, от данных причастий образуйте краткую форму, напишите орфографически правильно полученный вариант.
Образец : незаконченная стройка – не законченная ещё стройка – стройка не закончена
Самопроверка по ключу.
( Не ) прочитанная книга – не прочитанная мною книга, книга не прочитана ,
( не ) украшенная елка – еще не украшенная елка, елка не украшена,
( не ) выполненное задание – не выполненное учениками задание, задание не выполнено.
( не ) замеченная ошибка – не замеченная учителем ошибка, ошибка не замечена
( не ) законченная работа – не законченная вовремя работа, работа не закончена.
3 задание. Спишите предложения, раскройте скобки, напишите орфографически правильно полученный вариант.
1. Для знающего мир светел, для ( не ) знающего – тёмен.
2. ( Не ) знающий меры будет горевать в богатстве.
3. ( Не ) жданный успех голову кружит.
4. ( Не ) скошенный луг пестрел цветами.
5. Письмо так и осталось ( не ) отправленным.
6. Ошибка в работе осталась ( не ) замеченной.
7. Под окном стоял ещё ( не ) облетевший клён.
8. Я отвел от него ( не ) доумевающий взгляд.
9. День зачёта был ещё ( не ) назначен.
Самопроверка по ключу.
1. Для знающего мир светел, для незнающего – тёмен.
2. Не знающий меры будет горевать в богатстве.
3. Нежданный успех голову кружит.
4. Нескошенный луг пестрел цветами.
5. Письмо так и осталось неотправленным.
6. Ошибка в работе осталась незамеченной.
7. Под окном стоял ещё не облетевший клён.
8. Я отвел от него недоумевающий взгляд.
9. День зачёта был ещё не назначен.
Выполняют разноуровневые задания, проверяют себя и друга. Оценивают свою деятельность в оценочном листе.