Как пишется слово «нерастаявший» слитно или раздельно и почему?
Как пишется: не растаявший снег или нерастаявший снег?
Нерастаявшие пишется слитно или раздельно?
Как пишется «нерастаявший» или «не растаявший», слитно или раздельно с «не», выясним в определённом контексте в зависимости от грамматических условий.
Причастие «растаявший» образует с помощью приставки не- новое слово с противоположным смыслом.
Нерастаявший снег лежит в тени под ёлками.
В такой речевой ситуации слово «нерастаявший» пишется слитно, если в предложении нет противопоставления и слов, усиливающих отрицание.
«Не растаявший» пишется раздельно с отрицательной частицей «не» при следующих условиях:
1) причастие имеет зависимые слова, то есть образует сними причастный оборот:
Еще не растаявший снег блестит на солнце.
2) В предложении имеется противопоставление с союзом «а»:
В овраге лежит не растаявший, а вновь выпавший снег.
3) В предложении имеются слова «далеко», «вовсе», «отнюдь»
На дне чашки лежит вовсе не растаявший сахар.
4) Отрицание усиливают наречие или местоимение с ни-
Нисколько не растаявший иней смотрится как красивая бахрома на ветках.
Слово «нерастаявший» отвечает на вопрос (что сделавший?)- это причастие, которое сочетает в себе признаки глагола и прилагательного.
Пример: нерастаявший снег.
Нерастаявший пишется слитно, так как у причастия нет зависимых слов.
Неправдиво и не правдиво пишется слитно или раздельно в зависимости от грамматических условий в предложении.
Прилагательное «правдивый» образует с помощью приставки не- слово с противоположным значением. А от него образуется однокоренное наречие.
Это словообразование выглядит так:
Это прозвучало (как?) неправдиво.
Слово «неправдиво» может быть также краткой формой среднего рода прилагательного.
Ваше заявление (каково?) неправдиво.
Эти слова разных частей речи можно заменить словом «лживо»,»недостоверн о». Слово «неправдиво» в таком предложении пишется слитно.
«Не правдиво» пишется раздельно с отрицательной частицей «не», если в предложении имеются следующие грамматические условия:
Ваше утверждение не правдиво, а лживо.
2) слова «отнюдь», «вовсе», «далеко»
Это далеко (вовсе, отнюдь) не правдиво.
3) отрицательные слова с ни- (местоимение или наречие)
Нисколько не правдиво это заключение.
1) «Немузыкальный» пишется, если в тексте предложения нет противопоставления с союзом «а» или нет усиления отрицания (вовсе не, далеко не, отнюдь не). По правилам, прилагательное пишется с «не» слитно, если его можно заменить синонимом без «не». Синонимом для слова «музыкальный» может быть слово «устный», «тихий», «глухой» и другие по контексту.
Пример предложения со словом «немузыкальный»: у меня немузыкальный слух.
2) «Не музыкальный» пишется в том случае, если в предложении есть противопоставление с союзом «а» или усиление отрицания.
Пример предложения со словами «не музыкальный»: не музыкальный, а рабочий инструмент.
Совсем немощный (слабенький, болезный) старичок.
Морфологический разбор «не растаявший»
Морфологический разбор «не»:
Морфологический разбор «растаявший»:
«Растаявший»
Грамматический разбор
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Я не люблю, когда математики, знающие намного больше меня, не могут ясно выражать свои мысли.»
Морфологический разбор «не растаявший»
Фонетический разбор «не растаявший»
Карточка «не растаявший»
Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
2. Служебные части речи:
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
Лужину (кому?) — имя существительное;
Ладонью (чем?) — имя существительное;
Пыль (что?) — имя существительное;
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
План морфологического разбора прилагательного
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
Морфологический разбор глагола
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
Вошел (что сделал?) — глагол;
«РастаЯвший» или «растаЕвший» – как правильно пишется?
Умение красиво и правильно говорить – это залог успешного будущего. Изучение правил русского языка помогает не только грамотно писать, но и развивать устную речь. Так, ниже будет разобрано, растаявший как пишется.
Лексическое значение
Для того чтобы использовать какое-либо слово, необходимо знать, когда его можно применять. Значение данного причастия следует рассматривать, исходя из первоначальной формы глагола:
Что-то подвергается таянию, превращается в жидкость.
Синонимы: Исчезнувший, уменьшившийся, подтаявший, талый.
Разбор слова
Если разбирать по составу, то получается следующее:
Деление по слогам выглядит так: рас-та-яв-ший.
Причастие образовано от глагола «растаять» и имеет ряд постоянных признаков:совершенный вид (образовано от глагола совершенного вида), обозначает прошедшее время, действительное (обозначает признак какого-либо объекта). Также есть такие непостоянные признаки, как: употребление в единственном числе, мужском роде и именительном падеже (возможно склонение по падежам).
В предложении данное слово выступает определением и подчеркивается волнистой линией.
Далее важно рассмотреть, как правильно пишется: растаявший или все же растаевший.
Ударение ставится на второй слог, где буква «А». В суффиксе «яв» пишется такая же буква, что и при произношении, поэтому правильным написанием является через букву «Я».
Объяснение правила орфографии
Правописание суффиксов объясняется основой первоначального глагола, благодаря которому и было получено причастие прошедшего времени. Так, перед суффиксом «вш» сохраняется та же буква, что и в конце основы. Например: открыть-открывший, видеть-видевший.
Примеры предложений
Снег, растаявший с утра, образовал грязь и слякоть на улице.
Растаявший ледник подверг опасности альпинистов, которые хотели забраться на гору.
Растаявший снег означает скорое наступление весны и хорошую погоду.
Правильным написанием является через букву «Я», а любое другое – неверное. Данное слово – это действительное причастие прошедшего времени, поэтому при написании следует руководствоваться правилом написания суффиксов.
Как пишется: растаять или расстаять, растаявший или расстаявший?
Снег расстаял или растаял?
Как правильно пишется слово: растаял снег или расстаял?
Почему? Какое правило?
Давайте разберемся, как правильно пишется: растаял или расстаял?
Лёд, снег растаявший или расстаявший?
Как проверить? Получится ли подобрать проверочное слово?
В первую очередь, необходимо определить, в какой части слова (морфеме) находится орфограмма.
Для этого разберем по составу неопределенную форму глагола (осуществим морфемный разбор).
Следовательно, второй, лишней, букве «с» взяться просто неоткуда.
Итак, зафиксируем в памяти, что правильно пишется одна буква «с»: снег растаял.
Расстаял с двумя «с» — ошибка.
Проверочные слова для того, чтобы проверить орфограмму, в данной ситуации не требуются.
Правильно: размешанный.
Примеры: крахмал, размешанный в холодном молоке, хорошо размешанный раствор/напиток.
2) В словаре есть глагол «размесить» (причастие: размешенный), но практически он используется редко. РАЗМЕСИТЬ, что. Перемешать и размять что-л. густое и вязкое. Р. тесто. Р. глину. В итоге мы имеем более однородную массу.
3) Итак, как различить глаголы «размешать и размесить»? Сначала надо размешать муку в молоке и получить тесто, а затем это тесто размесить до однородной массы. Но обычно оба эти этапа называют одним глаголом «замесить тесто.».
Сначала определим часть речи, к которой принадлежит заданное слово в форме числа единственного.
Обозначена в данном случае просьба, так что это глагол повелительного наклонения.
Обратим внимание на то, что глагол в этой форме оканчивается на согласную.
И вот тут-то и вспомним правило, в соответствии с которым в глаголах в форме повелительного наклонения после согласных пишется мягкий знак, например: встань, брось, сядь, поджарь, оглянись и подпояшь, перережь.
Да в слове «поздравь» и без правила отчётливо слышится смягченная согласная «в», и смягчает этот звук мягкий знак. Звуков он не обозначает, конечно же, но пишется, так как служит для смягчения согласного звука.
Употребляя глагол в форме числа множественного, мы должны добавить к форме числа единственного окончание -те.
И перед этим окончанием сохраняется мягкий знак, он никуда не убегает, остается на своем месте.
Для того, чтобы определиться в правильном написании данного слова, следует подобрать к нему вопрос.
Чтобы убедиться в том, какое именно окончание будет правильным, прибегнем к правилу русского языка о правописании глаголов с такими окончаниями.
Можно было бы предположить, что в сочетании «не весть что» использовано существительное «весть» (сообщение, известие). Тогда отрицательную частицу «не» пишем раздельно, если в предложении будет иметься или подразумеваться противопоставление.
Но такое сочетание «не весть что», с сущ. «весть», практически не встречается; сложно построить грамматически правильное предложение именно с таким сочетанием.
«Весть» может являться старой формой 3-го лица ед. ч. глагола ведать. Тогда отрицательную частицу «не» с глаголом «весть» пишем раздельно.
Сочетание «не весть что» с глаголом «весть» можно употребить, если использовать запятую, а слово «что» будет союзом:
Не весть, что делает. (Иначе: Не ведает, что делает).
А вот «неве́сть» – это уже наречие и обычно употребляется со словами: кто, что, какой, когда, куда, где, почему и т. п.
Наречие «неве́сть» пишется с «не» слитно в сочетании с местоимениями и местоименными наречиями:
невесть что, невесть кто, невесть где, невесть когда, невесть зачем и т. п.
Краткое описание
Чтобы разобраться с тем, как пишется слово «растаял», необходимо запомнить, что в соответствии с действующими правилами это слово имеет всего одну «с». Это глагол, который употребляется строго в прошедшем времени, на что указывает присутствующий аффикс «л». Перед ним обязательно расположен ещё один суффикс «а». После этого следует корень «та», а перед ним — префикс «с».
Следует отметить, что приставка «рас» может меняться, в зависимости от первоначальной буквы корня. В этом случае можно видеть глухую «т», благодаря чему в приставке тоже пишут глухую «с», никакой второй «с» быть просто не может.
Для лучшего изучения всех нюансов необходимо рассмотреть следующие два примера:
Ученик допустит грубую ошибку, если решит написать этот глагол с удвоенной «с». В этих примерах никакого удвоения быть не может: растаял, растаянный, перерастать, растаенный. С двумя буквами «с» пишутся следующие слова: расставаться, расстаться, расстанная. Синоним к слову «растаять» — «исчезнуть». Дополнительно ученик может воспользоваться специальной учебной литературой, чтобы изучить больше примеров и правил.
Правила спряжения
Только тщательное изучение основных нюансов поможет разобраться в том, как нужно писать слово «растаять». Спряжение является неотъемлемым направлением для работы с глаголами. Для понимания всех тонкостей русского языка давно было выведено два неизменных понятия этого термина. Правильное спряжение позволяет изменить глагол в разных направлениях. Этот подход в языкознании представляет собой изменение слова только по лицам либо числам. Ученик должен уметь правильно работать со спряжением, так как именно от этого напрямую зависит итоговый показатель уровня грамотности. В русском языке часто возникает необходимость применить спряжение, чтобы можно было без ошибок написать слово.
Экспертами была создана определённая технология, за счёт которой можно правильно определить характер спряжения изучаемого глагола. Учащемуся нужно усвоить ряд нюансов, а также выучить все приведённые примеры, которые могут по-разному склоняться. Если окончание находится под ударением, тогда слово ставят во множественное число. В окончании слова могут присутствовать гласные буквы, которые указывают на то, что глагол принадлежит к первому или второму спряжению.
Безошибочно установить спряжение рассматриваемого глагола во множественном числе ученик может только в том случае, если ударение будет затрагивать само окончание. В противном случае крайне важно выполнить перевод в неопределённую форму. Задействованная словоформа обязательно должна отвечать на вопрос «что делать?». В этом случае сохраняются не только базовые признаки, но и другие важные факторы, по которым можно легко определить возвратный тип глагола переходного или непереходного вида.
В повышенном внимании нуждаются те глаголы, которые содержат приставку «вы». Именно этот фрагмент отбрасывают для того, чтобы с первого взгляда можно было определить разновидность спряжения. Существует отдельная категория разноспрягаемых глаголов. Эти слова спрягаются по разным моделям, что тоже нужно помнить. Своеобразные типы окончаний присутствуют у глаголов с «есть» и «дать».
Ученику достаточно только запомнить базовые нормы и все исключения, чтобы в будущем можно было быстро определить разновидность спряжения и правильно изложить на бумаге свои мысли, не допустив при этом распространённых ошибок.
Учитывание части речи
На уроках русского языка ученики обязательно учат то, как правильно — «расстаял» или «растаял» снег. Рассматриваемый пример обозначает конкретное действие, которое уже произошло. Элементарные грамматические признаки помогут максимально правильно определить, что это глагол, который относится к прошедшему времени. Если правильно произносить слово «растаял», то итоговое ударение выделяет гласную «а» в корне.
Именно по этой причине совсем неясно слышится безударный гласный суффикса глагола. В соответствии с толковым словарём «растаивать/растаять/оттаять/подтаять/подтаивать» означает процесс обращения из твёрдого тела в жидкое или капельное состояние, «распуститься от теплоты», «расплыться в жидкость», «расплавиться», «растопиться».
Рассматриваемый в этом случае глагол чаще всего применяют по отношению к мёрзлому, ледяному элементу. А вот «растопиться» больше подходит к легкоплавкому металлу, воску. Если нужно разобраться с тем, как писать «нерастаявший» (слитно или раздельно), нужно максимально сориентироваться на соответствующее причастиям правило. Изучение всех нюансов поможет лучше подбирать рифмы, а также понять, почему так как важно учитывать все особенности предложения. С одной «с» принято всегда писать следующие слова: сейчас, стоялый, настать, отпроситься, страстно.
Нормы правописания
Чтобы без ошибок вписать букву «я» в слово «растаял», которая служит для обозначения гласного суффикса, необходимо предварительно определить, как именно был образован определённый глагол в прошедшем времени. В учебниках указано, что в морфологии русского языка все глаголы изъявительного наклонения в прошедшем времени образуются только при помощи суффикса «л». Эти действия происходят от основы неопределённой формы, так как её можно получить только после удаления окончания «ть». К примеру:
Нелишним будет понаблюдать за тем, каким именно способом образуется форма изучаемого слова: таять — растаять; растаять — растаял. Безударный суффикс «я» присутствует в морфемном составе однокоренных глаголов «растаять» и «таять», который обязательно участвует в образовании слов прошедшего времени, что очень важно в русском языке:
Конечно, наличие приставки в составе однокоренных глаголов не влияет на итоговое написание безударных суффиксов. Слово «растаял» всегда пишется с буквой «я». Чтобы в дальнейшем можно было избежать грубых ошибок, необходимо запомнить элементарное правило: в морфемном составе глаголов «веять», «таять», «сеять», «чуять» присутствует безударный глагольный суффикс, который обозначается буквой «я».
Аналогично с этим правилом пишутся элементарные формы глаголов в прошедшем времени: посеять — посеял; сеять — сеял; рассеять — рассеял.
Ключевые нюансы
Изучаемый в этом случае глагол относится к мужскому роду прошедшего времени. В основе лежит инфинитив «таять», приставка «рас». В приставке задействована только одна буква «с», а вот в корне она отсутствует, из-за чего слово может быть записано только с одной «с». Если рассматривать однокоренной глагол «таять», то присутствующая буква «я» попадает под ударение, этим и объясняется правописание безударной гласной «я» в третьем слоге изучаемого слова «растаял».
Ярким примером является цитата из работы талантливого Леонида Андреева «Савва». Морфологический разбор начинается с определения начальной формы, которая в этом случае является инфинитивом. К неизменным признакам относится то, что слово имеет первое спряжение, востребованный совершённый вид, непереходной тип. А вот непостоянные признаки проявляются в определённом грамматическом наклонении, единственном числе. Изучаемое слово относится к глаголам. Синтаксическая роль основана на том, что слово может выступать совершенно любым членом предложения, из-за чего всегда нужно смотреть по конкретному контексту.
Дополнительно ученику может понадобиться фонетический разбор слова, чтобы лучше понять его смысл. А также можно задействовать специальный проверочный материал по русскому языку.
Определение ударения
Для избежания грубых ошибок специалисты рекомендуют изучить те правила и рекомендации, в соответствии с которыми можно правильно написать личные окончания для глаголов второго лица под ударением и без него. Ученику понадобится умение определять спряжение всех задействованных глаголов в самых сложных ситуациях.
Чтобы определить, как правильно писать — «растаять» или «расстаять», нужно определить безударное либо ударное окончание глагола. Следует использовать приведённые специалистами примеры, чтобы точно обозначить итоговый ударный слог. Слова, у которых на окончание не падает ударение: вертишь, можешь, хочешь, слепишь. В следующих словах обязательно присутствуют ударные окончания: молчишь, кричишь, сопишь, ворчишь, мычишь, шумишь, стучишь, горишь.
Важно отметить, что когда в слове присутствует приставка «вы», то во время определения ударения обязательно убирают её, чтобы иметь возможность проверить полученный ударный слог. К примеру, в сформированных примерах «вырастишь» и «выстучишь» ударение обязательно падает на приставку «вы», из-за чего человек может запутаться в правильном варианте употребления слова. Лучше всего убрать приставку и проверить ударение в полученном слове: растишь, стучишь. Иногда встречаются ситуации, когда приставка «вы» неотделима от основного слова. В таком случае окончание является безударным («вырастишь» от слова «вырасти»).
Вспомогательные факторы
Если после всех проделанных манипуляций ученик получил слово с безударным окончанием, тогда нужно определить инфинитив. В этом случае используют глагол, который может отвечать на элементарные вопросы. К примеру: пишешь — писать (что делать?). Лучше всего попробовать установить инфинитив без подсказок, а для проверки полученного результата подойдёт элементарный морфологический разбор, которым пользуются не только учащиеся, но и специалисты.
Окончание рассматриваемого глагола должно быть записано в начальной форме. Все дальнейшие действия зависят от окончания. К первому спряжению не относятся только глаголы второго спряжения, а также разноспрягаемые примеры. К категории глаголов второго спряжения можно отнести слова, которые заканчиваются на «ать», «ить», «еть».
Форму множественного числа следует применять для проверки окончаний под ударением. Если же окончание соответствует элементарному второму спряжению («ят», «ат»), тогда второй глагол лица в единственном числе обязательно будет заканчиваться на «ишь». Дополнительно проверить правописание нужного слова можно на специальных сайтах. Специалисты отмечают и то, что когда окончание соответствует первому спряжению («ют», «ут»), тогда глагол во втором лице в единственном числе будет заканчиваться только на «ешь». Каждое правило имеет огромное значение, так как если присутствует необходимый багаж знаний, ученик точно не допустит критичной ошибки.