2.Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание
аппарат, управля…мый на расстоянии
3.Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание Н и НН.
вяза..ная сестрой кофта
гружё..ный зерном вагон
печё..ный в золе картофель
4. Слитно или раздельно? Запишите, объясняя слитное или раздельное написание причастий.
1) не употребляются без НЕ: недоумевающий взгляд, негодующая речь;
2) нет противопоставления и зависимых слов: незаконченная работа; недоеденный завтрак ;
1) причастия, у которых есть зависимые слова: не законченная вовремя работа ;
2) причастия, имеющие противопоставление: не построенные, а лишь запроектированные дома ;
3) краткие причастия: работа не закончена
(не)исправленная вовремя ошибка______________________________________________
(не)посаженные, а посеянные цветы____________________________________________
5. Расставьте недостающие знаки препинания, обозначьте графически причастный оборот. Выполните морфологический разбор одного из причастий.
Сидящие на крыше голуби взлетели от нахлынувшего ветра.
Птицы щебетавшие вокруг розы перепрыгивали с ветки на ветку.
Вокруг разливался запах мёда смешанный с запахом свежего хлеба.
Контрольная работа по теме «Причастие»
Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов причастий настоящего времени:
всеми уважа… мый человек
дорогосто… щие товары
готов… щийся к занятиям студент
независ… мая комиссия
обвиня. мый в угоне машины
кле… щий коробку мальчик.
2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов причастий прошедшего времени:
наде… вшийся на чудо
посе… вший подозрение
рассе. вший сомнения
не ча. вший увидеть
3.Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание Н и НН.
жаре…ые в сметане грибы
ранен…ый в бою солдат
4.Слитно или раздельно? Запишите, объясняя слитное или раздельное написание причастий.
5. Расставьте недостающие знаки препинания, обозначьте графически причастный оборот. Выполните морфологический разбор одного из причастий.
Лес оторванный от сна эхом взвыл протяжно.
На мост поднимались изнемогающие от жары люди.
Запах белой гвоздики нагретой солнцем наполнял вагоны.
В пруду ребята ловят карасей похожих на трепещущие звёзды.
Наступило давно ожидаемое нами время.
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Работа составлена по материалам, размещенным в интернете.
Номер материала: ДБ-1581278
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В Госдуме предложили продлить каникулы для школьников до 16 января
Время чтения: 1 минута
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Исанчурина Фаиля Фаритовна
МБОУ «2-Имангуловская СОШ Октябрьского района Оренбургской области»
учитель русского языка
Уровневый дидактический материал для организации повторения и обобщения темы «Слитное и раздельное написание Не с причастиями»
П РАВОПИСАНИЕ НЕ С ПРИЧАСТИЯМИ
Уровень 1. РАЗЛИЧЕНИЕ.
Познакомься с правилом!
1) не употребляются без НЕ:недоумевающий взгляд, негодующая речь;
2) нет противопоставления и зависимых слов:незаконченная работа; недоеденный завтрак;
1) причастия, у которых есть зависимые слова: не законченная вовремя работа;
2) причастия, имеющие противопоставление: не построенные, а лишьзапроектированные дома;
3) краткие причастия: работа не закончена
Причастия на -мый пишутся раздельно с не-, если при них есть зависимое слово в творительном падеже, что придает причастию «страдательность»: не любимый мною урок.
ЗАДАНИЕ1. Подберите к причастию зависимое от него слово.
Не засеянное в этом году поле
ЗАДАНИЕ 2. Замените полную форму причастия краткой
Уровень 2. ЗАПОМИНАНИЕ.
Ознакомься с алгоритмом применения правила.
Образец применения правила
Работа(не)закончена. Это краткое причастие, пишу раздельно.
(Не) законченная работа. Это слово образовано от глагола закончить, причастие. Нет зависимого слова, нет противопоставления, пишу слитно.
ЗАДАНИЕ 3.Объясните по образцу следующие примеры
Р аботанезакончена, письмо ненаписано, рожь ещё несжата, дрова ненапилены, комната неподметена, печь незатоплена.Незаконченнаянами работа, ещёнеразобранные книги, нержавеющаяот сырости сталь, долгонесмолкающие аплодисменты, незамерзающиезимой реки, не привыкшиек долгой работе руки. Неразобранные книги, а разбросанные. Слышится гром нераскатывающийся,а глухо рокочущий. Не законченная, а только что начатая работа. Незаконченная работа, неразобранные книги, нескошенная трава, незамерзающая река, непортящиеся продукты, неискоренимая привычка, несжатая полоса, несобранные вещи, нерастворившийся осадок, неразложившееся удобрение.
Уровень 3. ПОНИМАНИЕ
Научись пользоваться правилом!
ЗАДАНИЕ 4. Распределите причастия с НЕ по графам таблицы
Не употребляется без не
Нет зависимых слов
Есть зависимые слова
Краткие формы причастий
(Не) доумевающий взгляд, (не)прекращающаяся стрельба, (не)проверенные учителем тетради, (не)затихающий, а усиливающийся ветер, мост (не)разрушен, (не)законченный художником портрет, (не)удавшаяся из-за непогоды экскурсия, (не)исправленная вовремя ошибка, задание (не)записано, (не)выученные уроки, (не)выполненное обещание, памятник (не)восстановлен, (не)забываемое впечатление, (не)ржавеющая сталь, (не)годующий оппонент, (не)поддающийся расчётам, статья (не)отредактирована, (не)вытертая, а высушенная посуда, (не)растаявший снег, веками (не) рубленный лес, (не) растаявший вчера снег, (не)сожжённые садовником, (не)посаженные, а посеянные цветы, (не)ослабевающий ни на минуту, (не)спавшие всю ночь, (не)заброшенная деревня, а посёлок, доски (не)окрашены, (не)подготовившийся к семинару, (не)решённые задачи.
ЗАДАНИЕ 5. Запишите номера словосочетаний, НЕ пишется слитно.
1. вовсе (не) избалованный ребенок
2. окно (не) завешено шторой
3. (не) достоверная информация
4. (не) лишенный юмора
5. (не) помогающий никому
6. (не) зависимый кандидат
7. (не) устрашимый боец
8. (не) удачная шутка
9. отнюдь (не) праздничный
10. никогда (не) хвастающийся
1.( не) воспитанный человек
2. (не) меркнущий свет
3. (не) ограниченные возможности
4. свобода (не) провозглашена
5. ничем (не) обладающий
6. (не) слушающий никого
7. (не) мечтающий о богатстве
8. средства (не) изысканы
9. гармония (не) достигнута
10. очень (не) учтивый
Уровень 5. Контроль.
1.НЕ пишется слитно:
1) (не) купленный, а испеченный пирог
2) (не) имеющий границ
3) (не) распустившиеся цветы
2. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
а) Местность (не) исследована
б) Пошёл дождь (не) прекращавшийся в течение часа.
в) (Не) сшитые, а связанные вещи мне нравятся больше.
г) (Не) подожжённым дровам не гореть.
3. Найдите лишнее словосочетание.
а) (не)навидящий лицемерие;
б) (не)выбиравший свой путь;.
в) (не)доумевающий человек;
г) (не)взлюбивший дождливую осень.
4. Укажите верное объяснение орфограммы.
По высокому небу плыл журавлиный клин, оглашая (не) проснувшиеся ещё поля тоскливым стоном.
б) НЕ пишется раздельно, так как у причастия есть зависимое слово ЕЩЁ;
в) НЕ пишется слитно, так как у причастия нет зависимых слов;
г) НЕ пишется слитно, потому что в предложении нет противопоставления с союзом А.
5. В каком примере у причастия нет зависимого слова?
Чтобы узнать как пишется то или иное слово, необходимо определить какой частью речи оно является. Далее найти правило русского языка, которое определяет правописание необходимого слова. С этим мы сейчас вам поможем.
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Правило звучит так:
В суффиксах причастий -енн- и -ен- после шипящих под ударением пишется ё, без ударения — е.
Войска фараона беспощадно подавили бунт, но мятежники успели сжечь множество домов знати и жрецов.
Спасибо моим подругам, которые за полгода до первого старта объявили, что обязательно поедут за меня болеть, и сожгли мосты.
Или когда спустя неделю узнал, что сожгли машину у знакомого парня-«афганца», а он, контуженный, с двумя маленькими детьми, зарабатывал на неё три года?
Мариэтта Чудакова, Дела и ужасы Жени Осинкиной (сборник), 2012
«Не» с причастиями пишется как слитно, так и раздельно в зависимости от условий, в которые попадает слово в предложение (наличие зависимых слов, возможность синонимичной замены, противопоставление и т. д.).
Чтобы сделать правильный выбор, определим форму слова, полную или краткую, и обратимся к конкретному контексту.
Чтобы понять, как пишется «не» с причастиями, вначале выясним его грамматическую форму. Как известно, действительные причастия имеют только полную форму. Страдательные причастия прошедшего времени могут иметь как полную, так и краткую форму.
Понаблюдаем:
ПравилоСлитно пишутся с «не» действительные причастия в полной форме, образованные от глаголов, не употребляющихся без не-.
Примеры:
С помощью приставки не- образуются новые слова-антонимы:
Обратим внимание, что у этих причастий нет поясняющих их слов.
Если в морфемном составе причастия имеются приставки не-до-, слово пишется слитно:
Отличаем раздельное написание предшествующей отрицательной частицы «не» с причастиями с приставкой до-, имеющими зависимые слова:
Если же у причастия имеются зависимые слова, то есть это уже причастный оборот, тогда отрицательная частица «не» пишется раздельно, например:
В качестве зависимых слов могут выступать отрицательные местоимения и наречия:
В предложении может быть противопоставление. Это второе условие раздельного написания «не» с полным причастием:
На столе лежал не прочитанный, а лишь просмотренный журнал.
В гнезде пищали не оперившиеся, а слегка покрытые нежным пушком птенцы.
В-третьих, замечаем в предложении слова далеко, вовсе, отнюдь:
Наречия меры и степени, усиливающие степень признака, не влияют на слитное или раздельное написание причастий:
ПравилоСтрадательные причастия в краткой форме всегда пишутся раздельно с частицей «не».
Сравним:
Все рассуждения о слитном и раздельном написании остаются в силе, сравним:
Учтем, что без приставки не- в русском языке не употребляются слова:
непобедимый, невообразимый, невозмутимый, невредимый, невыразимый, незыблемый, неизменимый, неизгладимый, неистощимый, неописуемый, неотъемлемый, непоколебимый, неотвратимый, неразделимый, нескончаемый, непререкаемый, несмолкаемый, нестерпимый, неугасимый, неустрашимый, неутолимый, неутомимый и пр.
Большей частью эти страдательные причастия настоящего времени потеряли признак действия и стали прилагательными.
Дополнительный материалНе с причастиями пишутся слитно и раздельно.
Для наглядности укажем правила написания «не» с причастиями в следующей таблице с примерами.
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Не сожженные садовником как пишется, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Не сожженные садовником как пишется", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.