Краткая история Беларуси за апошнія 1000 год
Термины. Список [ А-Я ]
Беларусь
Белорусская государственность
Разное
Великое княжество Литовское, Русское, Жемайтийское и иных
ВКЛ — государственный язык, религия, карты, документы
Великое княжество Литовское (ВКЛ) — государство, впервые собравшее вместе белорусские земли. И сегодня границы РБ точнее совпадают с границавми ВКЛ, чем границы РФ с границами Российской империи. Существовало с середины XIII века по 1795 год.
ВКЛ-Литва (Littaw, Litua, Lithuania) как княжество (государство) зародилось в XIII веке на северо-западных белорусских землях, где жили «ятвяги, литва и мелкие литовские народки» (Й.Шафарик), как итог миграции полабских славян и пруссов. Первым князем и единственным королем Литвы был Миндовг.
«132. В этом же году окрещенные пруссы со своим королем Мендольфом из-за многочисленных тягот, причиненных им крестоносцами, оставив христанскую веру, которую приняли ранее, ушли с некоторыми братьями Ордена крестоносцев к литвинам, смело к ним присоединившись. «
Monumenta Poloniae Historica, XII-XIV вв., 132-133
Гербы воеводств ВКЛ
Гербы воеводств ВКЛ
Первые два автора, представленные ниже, писали свои труды в 1580-х — во времена Стефана Батория, через 15 лет после Люблинской унии 1569 и образования Речи Посполитой Обоих Народов.
Третий автор («Атлас» 1799 г.) работал во времена разделов Речи Посполитой 1772-1795.
Т.о. можно видеть, что эти 200 лет гербы воеводств ВКЛ-Беларуси оставались неизменными. Погоня и Калюмны. Их стоит чтить хотя бы за это.
Карта «Litvaniae, административоное деление, 1749» взята из альбома «Картография ВКЛ XV-XVIII вв».
1584 «Herby rycerstwa polskiego», Bartosz Paprocki
Bartosz Paprocki о Погоне — «Погоня, которая только князьям великим и княжеству оному належит». Использование герба Калюмны он связывал с именем Витеня — «Уживал знак рыцарски, трех слупов, как о том руские хроники говорят»
Посмотреть «Herby rycerstwa polskiego» Bartosza Paprockiego, переизданную в 1858, можно ТУТ.
1597 «Kronika Polska», Marcin Bielski
Марцин Бельский (1495-1575) — польский писатель, историк и поэт. Сделал первый в польской литературе обзор всемирной истории. Его работы существенно повлияли на всю восточнославянскую историографию.
Погоня и Калюмны — «гербы Litewskie». «Рыцарство Литовское уживает на хоругви по одной стороне Погоню/. по другой три слупа белых на поле червоном. «
Скачать оригинальное издание 1597 года можно ТУТ.
Посмотреть «Kronika polska» Marcina Bielskiego, переизданную в 1856, можно ТУТ.
1799 «Atlas historyczny, genealogiczny, chronologiczny» A. Le Sage
В 1801 году под псевдонимом A. Lesage опубликовал свой труд «Atlas historique, genealogique, chronologique et geographique de A. Lesage.», заслуживший высокую оценку Наполеона. К 1850 году Атлас неоднократно дополнялся и переиздавался.
Посмотреть / скачать оригинальное издание «Atlas historyczny, genealogiczny, chronologiczny» можно ТУТ.
Профессура и «геноцид балтов» VI-XIII вв.
Краткие комментарии профессоров (антропологов, археологов, историков и лингвистов) к забавному тезису о «вытеснении литовцев белорусами» в V-XIII веках с территории Беларуси.
Живет и кочует по публикациям забавный тезис: «Раньше литовцы жили почти до Припяти, а потом с Полесья пришли славяне и вытеснили их за Вилейку». [Хороший пример — классический труд профессора Е. Карского «Белоруссы» Т.1.]
Учитывая площадь РБ (целиком лежащей в ареале балтских гидронимов — названий водоемов), геноцид «литовцев» был в 20 раз масштабнее истребления индейцев на Ямайке (площади как 200/10 тыс.км2). А Полесье до XVI в. на картах изображали морем Геродота.
А если опрерировать терминами архелогии и этнографии, тезис выглядит еще забавнее.
Для начала — о каком времени идет речь?
До V в.н.э. — «культура штрихованной керамики». Соответсвтуют термины «анты», «венеды», «будины» «невры», «андрофаги» и т.п.
В IV-VI в.н.э. — «банцеровская (тушемлинская) культура». Соответсвуют термины «кривичи», «дреговичи» и т.д.
* Для справки — «прото-славянская страна» Ойум (Черняховская культура), лежавшая от Черного моря до Полесья, основана в результате миграции германских готов в ирано-язычную Скифию. Гуды (gudai), от искаженного готы (Gothi, Gutans, Gytos) — в Летуве архаичное название беларусов.
«Вычленить в составе населения банцеровской (тушемлинской) культуры местный балтский и пришлый славянский этнические компоненты не представляется возможным. По всей вероятности, в ареале этой культуры сформировался культурный славяно-балтский симбиоз с общим домостроительством, керамическим материалом и погребальной обрядностью. Можно полагать, что время тушемлинской культуры было начальным этапом славянизации местного населения.»
Седов В. В. «Славяне. Историко-археологическое исследование»
Антропологи считают, что автохтонное население в пределах РБ осталось постоянным в пределах 100-140 поколний (2000-3000 лет). В советской антропологии существовал такой очень нейтральный термин — «валдайско-верхнедвинский антропологический комплекс», практически совпадающий с картой М. Довнар-Запольского.
* Для справки — термину «славянизированные литовцы» уже более ста лет. И да, в XIX-XX вв. пошел обратный процесс — и «Козловские» стали «Kazlauskas» (самая распространенная фамилия в Летуве).
«Важнейшие этнографические признаки славянских культур V—VII вв.— лепная керамика, погребальный обряд и домостроительство. Жизнь на городищах раннего железного века полностью затухает, все население теперь концентрируется на открытых поселениях, возникают убежища с мощными фортификационными сооружениями.» (с) В.В. Седов.
Т. е. «славянство» — это переход из землянки в подобие городов и развитые ремесла. Вероятно, к IX-X веку — началу формирования Полоцкого княжества на «пути из варяг в греки», — сложился общий язык-«койне». Про миграцию, сравнимую с походом венгров с Урала на Дунай, речь не идет.
«Принятие славянства» и вытеснение местных диалектов общим языком-койне могло растянуться на столетия. Еще в XVI в. Герберштейн в «Записках о Московии» описывал современных ему самогитов (не принявших «славянства») так —
«Самогиты носят плохую одежду. Жизнь свою проводят они в низких и притом очень длинных хижинах. У них в обычае держать скот, без всякой перегородки, под той же кровлей, под которой живут сами. Землю взрывают они не железом, а деревом.»
Литвины (кто бы они ни были в родо-племенном отношении) строили свое общество вокруг городов, использовали общий «славянский» язык и называли своего управляющего в Самогитии «starosta».
Т.о. «славяне» и «древние племена» — это немного из разных категорий понятия. И претензии нашего северного соседа на все «дославянское наследие» слегка преувеличены и немного беспочвенны.
Хронология ВКЛ
XIII век
На момент создания, княжество Литовское было зажато между Полоцким (восток), Турово-Пинским и Галицко-Волынским княжествами (юг) и Мазовией (запад).
С севера между ВКЛ и Самогитией лежали вассальные Литве Нальшаны и Дяволтва. После смерти Миндовга, его сын Войшалк присоединил их к ВКЛ и более они как самостоятельные княжества не упоминались.
В период правления первых князей (Миндовг, Войшелк, Шварн и др) — до конца XIII века — Литва расширялась на север, в сторону «ничейной» Жмуди-Самогитии. На эти же земли, только со стороны моря, претендовал Тевтонский Орден, стремясь соединиться по суше с Лиовонским Орденом (Латвия). Борьба за Жмудские земли описана в ChroniconTerraePrussiae, Peter von Duisburg, 1326.
Имена князей Литовских
«Страные и неславянские» имена литовских князей из Волынского договора 1219 года — часто повторяются в Новгородских берестяных грамотах. Ибо славянство — как культурная парадигма, — меняла лингвистический контекст, но далеко не так быстро, как принято думать.
Князья литовские, 1219
Ипатьевская летопись, 1219 год, договор Литовских князей с Галицко-Волынским княжеством.
«Бяху же имена литовских князей: се старейший Живинбуд, Давьят, Довспрунк, брат его Миндог, брат Довъялов Виликаил; а жемоитские князи: Ерьдивил, Выкынт; а Рушьковичев: Кинтибуть, Вонибут, Бутовит. «.
Кем они были и почему так звучали их имена?
Живет и кочует по публикациям забавный тезис: «Раньше литовцы жили почти до Припяти, а потом с Полесья пришли славяне и вытеснили их за Вилейку». [Хороший пример — классический труд профессора Е. Карского «Белоруссы» Т.1.]
Учитывая площадь РБ (целиком лежащей в ареале балтских гидронимов — названий водоемов), геноцид «литовцев» был в 20 раз масштабнее истребления индейцев на Ямайке (соотношение по площади как 200/10 тыс.км2). Но нету его следов — ни в археологии ни в хрониках.
Антропологи считают, что автохтонное население в пределах РБ осталось постоянным в пределах 100-140 поколений (2000-3000 лет). В советской антропологии существовал такой очень нейтральный термин — «валдайско-верхнедвинский антропологический комплекс», практически совпадающий с картой М. Довнар-Запольского.
По поводу имён — можно вспомнить, что единственного князя Литовского, чье происхождение известно достоверно — он был сыном Короля Руси, Даниила, — звали Шварн. А легендарного волата, на могиле которого стоит Могилев, звали Машека.
И поскольку Полоцкие летописи сгинули в московских закромах, мы можем сравнить имена князей Литовских с именами, которые до нас дошли достоверно из иных крыниц. Например, с именами из берестяных грамот Новгорода X-XI вв. — «Жизнобуд, Местята, Твердята, Жировит, Сдила. «.
Т.е. славянство — как культурная парадигма, — меняла лингвистический контекст, но далеко не так быстро, как принято думать.
И про лингвистику. В прижизненных написаниях имен князей никогда не было окончаний «-ас». Т.е. если вы не пишете «Пушкинас» — не надо писать «Гедиминас».
А характерные имена жмудинов — «Мештойтис, Еньшайтис», — начали появляться в Метриках Литовских только после Грюнвальда — когда в исторической Самогитии появились первые города.
После здушэньня Восстания-1863 была создана Виленская археографическая комиссия по разбору древних актов XVI-XVIII вв. Основной целью — явно прописанной в предисловии, — было перетащить имя «Литвы» на «Жмудские земли» ради тезиса о «триедином народе».
Акты комисси это вообще интересный документ. И в контексте темы «имена» довольно показательный. Как Спис Войска Литовского XVI в. или документы с именами шляхты тутэйшай.
И эта легенда об «исконно христианской православной белорусии» тоже слегка врет. Даже полоцкую св. Софию строили два князя-язычника. Брячеслав — «что обращался к волхвам», и Всеслав — «чародей-ваўкалак». Первая масштабная попытка христианизации — крещение Двинских языческих камней в XII в., — осталась в памяти только в виде камней-артефактов.
Двинские камни Рогволод-Бориса и Крещение Литвы Витовта и Ягайло — самые значимые попытки христианизации Края со времен Торвальда Кодранссона, который и принес христанство в Полоцк.
К концу XII в. в нашем Крае было всего 2 (две) асобы, далучаныя да лику «святых». В Киево-Новгородских землях — около 40 человек. Такая вот некоторая разница в роли религии на местах.
Когда Финляндия стала независимой страной — стало модным переделывать свои фамилии на финский лад. Даже у аристократии. Так, поэт Эйнар Лённбом стал Эйно Лейно, седьмой президент Финляндии Юхан Хелльстен — Юхо Паасикиви и т. д.
А так да — по происхождению вся аристократия была шведской. Но финны почему-то не пытаются переименовывать Густава Вазу, основателя города Хельсинки.
XIV век
Anarchie или sans duc. (анархия, без князя; франц.) — так характеризовали в старых учебниках период с 1223 года в Полоцком княжестве и с 1267 (после Шварна, зятя Миндовга) в княжестве Литовском. Конец этого периода связывали с княжением детей Лютувера (Lutuver) — в 1307 Воина в Полоцке и в 1291 Витеня в Литве.
Гедимин, принявший правление после Витеня и объединивший оба княжества, считался третьим сыном Лютувера. Имя Лютувер (Lutuver) многие считают производным от лютичей (lutizi). На ранних картах Литва (Lithuania) иногда писалась как LUTUANIA.
В правление (1316-1341) в. князя Гедимина к Великому княжеству Литовскому мирно присоединились Полоцк, Гродно и Берестье, Витебск, Минск, Туров и Пинск. Собраны воедино все белорусские земли, кроме Полесья.
Собраны мирно — нет в хрониках упоминания о битвах и осадах. Полоцкая София нетронутой простояла еще 300 лет (до прихода московского войска) — что несравнимо с походом Давида Городенского (наместника Гедимина) на Ревель (Таллин) или Мазовию.
Возможно, Императорское Русское Географическое Общество («Живописная Россия», 1882) было право, утверждая происхождение Гедыминовичей от кривичских Рогволодовичей — из многих версий эта выглядит наиболее логично..
Самогития-Жмудь (Samogitia) — «в XIII и даже в XIV вв. занимала большое пространство, заходя в пределы нынешней Виленской губ. Достоверная история Жмуди начинается с XIII в., со времени появления в соседстве немцев, и наполнена, главным образом, известиями о борьбе с последними, продолжавшейся до начала XV века.» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
При этом, со жмудинами — народом Самогитии — Гедимин так и не смог договориться даже о союзе в войне с общим врагом — Тевтонским Орденом:
«. И никогда во время правления своего король Littouwin [правящий из столицы — Новогрудка] не мог договориться с Samaiten, чтобы вместе выступить на войну против братьев [рыцарей ордена]«.
На всех картах и во всех титулах Самогития отмечалась отдельно от Литвы. Жмудский и Полоцкий земские привилеи, подтверждавшие особый статус этих земель, подтверждались дольше других — до 1574 и 1634 годов соотвественно.
Родовод Гедиминовичей.
Некоторые современные историки, оспаривая выводы Императорского географического общества (хотя и не имея доступа к его архивам — с Полоцкой летописью после Татищева уже никто не работал), считают Гедимина потомком жмудинов, которые «уже давно сидели на княжеских престолах уделов Полоцкого княжества — оно было ослаблено и туда приглашались/назначались князья из сильной Летувы (Жмуди), поэтому присоединение Полоцких земель происходило добровольно и мирно»
Сразу возникает такой вопрос, на который не дается ответ. Насколько вероятно приглашение (мирное — никакого завоевания не было) на княжеский престол в христианский центр вождей аборигенов-язычников
И чем руководствовались жители, предпочтя их выходцам из соседних (Волынь, Киев, Смоленск, Новгород, Мазовия) княжеств, которые
И это при том, что в то время в Полоцке была «свободность Полоцкая або Венеция» — неугодных правителей довольно часто просто изгоняли.
Миндовг был принят на ятвяжских землях — но он был король пруссов, а «Ятъвежи были едного народу з литвою и з прусами старыми». Он пришел из даже более цивилизованного края (сравни печати Миндовга, немецких/полабских князей и польские/литовские/русские).
Рюрик был принят в Новгороде — но он был варягом — представителем передовой культуры, религии и военного дела. Был Чингиз Хан. Но очень долго воевал, пока его аборигены привели его к власти.
А насчет «непривычных» имен. Единственный в. князь Литовский того периода, чья родословная точно известна — сын православного короля Руси Даниила Галицкого и Анны Смоленской. Звали его Шварн. Псковского тысяцкого, ходившего на Литву походом в 1183 году звали Будила. Легендарного змагара, на могиле которого стоит город Могилев, звали Машека. В этот период балтские племена (ареал расселения — от Вилии до Припяти) еще только становились славянами — перенимали языковую и религиозную общность.
Чью культурную тардицию продолжили Витень и его брат Гедимин? Рогволодовичей, тесно связанных с Европой (София Минская была королевой Дании) и Миндовга или жмудинов, исторически вообще не имевших с ней культурных связей?
Редакция не выдумывает собственных версий. Мы знакомим читателя с историческими документами и академическими трудами, выдержавшими проверку временем. Поэтому на сайте мы приводим версию Императорского Русского Географического общества, изложенную в труде «Живописная Россия» под руководством П.П.Семенова-Тян-Шанского.
[ Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский — путешественник, географ, ботаник, статистик (руководил Первой всеобщей переписью России). Вице-председатель Императорского Русского географического общества и президент Русского энтомологического общества. Почётный член: Императорской Академии наук и Академии художеств. Член Русского горного общества. Действительный член всех Российских университетов. Почётный член Витебской губернской учёной архивной комиссии. ]
И статья, и «Комментарий редакции» являются вполне политкорректными — историки и публицисты Летувы иногда создают собственные (в отличие от нас) теории, гораздо менее аргументированные и, зачастую, просто противоречащие задокументированным фактам.
Великое княжество литовское как пишется
С 1386 года находилось с Польшей в персональной, или личной унии, известной как Кревская уния, а с 1569 г. — в сеймовой Люблинской унии. В XIV—XVI веках Великое княжество Литовское — реальный соперник Московской Руси в борьбе за господство в Восточной Европе.
Окончательно прекратило своё существование после третьего раздела Речи Посполитой (Польско-литовского государства) в 1795 г. Большая часть княжества вошла в состав Российской империи.
Содержание
История ВКЛ
Зарождение государства
Название «Литва» ( Lituae ) впервые упомянуто в Кведлинбургских летописях в 1009 году. Зарождение государства относят к XIII веку. В то время литовская народность была представлена двумя племенными объединениями — аукшайтов и жемайтов. По мере развития родоплеменного строя у балтов формировались отдельные племенные территории — земли, управляемые племенными старейшинами (уделы). Соседние земли этнически родственных балтских племён объединялись в политические и военные-племенные союзы.
Свидетельством существования таких догосударственных объединений считается договор 1219 года между Галицко-Волынским княжеством и союзом балтских племенных старейшин. В договоре среди 5 старших племенных вождей упоминается Миндовг. Эти вожди возглавляли дружины; зачастую русские князья, ведшие феодальные войны, нанимали их для борьбы с конкурентами.
Консолидация ВКЛ проходила на фоне сопротивления крестоносцам Тевтонского ордена в Пруссии и Ордена меченосцев в Ливонии. Одновременно шла экспансия в юго-западном и юго-восточном направлении. С середины XIII века — первой половины XIV века ВКЛ охватило белорусские земли, а в 1363—1569 годах охватывало и большую часть украинских.
Миндовг
В 1254 году был заключён мир с Галицко-волынским княжеством. В 1252—1255 годах Миндовгу принадлежали города Волковыск, Слоним, Здитов, Гродно; Пинск признавал его верховную власть, а его племянники утвердились в Полоцке, Витебске и земле Смоленской. Ему пришлось бороться не только с привычными врагами (татарами, крестоносцами, русскими), но и с язычниками на собственных землях. Уже в 1260 году под руководством Миндовга, отрекшегося от христианства, вспыхнуло восстание, орден потерпел поражение на реке Дурбе в Курляндии. В 1263 году Миндовг был убит вследствие заговора многочисленных литовских и русских князей, не примирявшихся с его самовластием.
Междоусобицы
Государство не распалось: в нём началась борьба двух партий, русской (православной), представителем которой был обрусевший Товтивил ( Tautvilas ); полоцкий, и литовской (языческой) во главе с его двоюродным братом Тройнатом. Товтивил был убит и вокняжился Тройнат (Трениоте, лит. Treniota;).1263—1264. Представителем русских интересов, после смерти Товтивила и вместе с тем православия явился старший из сыновей Миндовга Войшелк (1264—1267); он одержал победу над Тройнатом, но скоро был убит, после чего правили Шварн (1267—1269) и Тройден (1269—1282). На двадцать с лишком лет возобладало литовское начало, проявившееся в преобладании язычества и в стремлении к обособленности отдельных земель.
Между 1282 годом и 1291 годом вокняжилась новая династия. Она происходила из жмудских владетельных князей Эйрагола; её основатель Сколоменд служил у князя литовского Тройдена. Князьями становились Довмонт (1282—1285), Бутигейд (1285—1290), Пукувер Будивид (ок. 1290—1295).
Гедимин
В 1295 году Пукувера Будивида сменил его сын Витень (1295—1316), затем второй сын Гедимин (правил в 1316—1341). Они соединили под своей властью силы литовцев, остановили движение крестоносцев и присоединили к Литве многие русские области. При Гедимине, основателе династии Гедиминовичей, литовцы проявили немалые успехи в военном деле, княжество значительно укрепилось экономически и политически. Гедимин, ведя ожесточённую борьбу с немецкими рыцарями, продолжал присоединение восточнославянских и балтских земель. Значение русской народности сказалось в титуле «великого князя литовского, русского и жмудского». Две трети территории Литвы при Гедимине занимала русская народность. С Московским княжеством у Гедимина был мир; он сносился также с Польшей, германскими городскими общинами и папой, но попытка папы крестить Гедимина не имела успеха. Есть известия, что Гедимин находился в сношениях с Золотой Ордой и пользовался татарскими отрядами в войне против крестоносцев.
Так как в Литве не существовало определенного порядка престолонаследия, то в течение пяти лет по смерти Гедимина (1341—1345) государство подверглось опасности распадения на самостоятельные земли. Оно разделилось на 8 частей, находившихся в управлении брата Гедимина Война и семи сыновей Гедимина Монвида, Наримунта, Кориата, Ольгерда, Кейстута, Любарта и Явнутия (Евнутий; 1341—1345). Этим хотели воспользоваться крестоносцы, заключившие в 1343 году союз с Польшей и деятельно готовившиеся к походу на Литву.
Расцвет: Правление Ольгерда и Витовта
Ольгерд и Кейстут
По соглашению между Ольгердом и Кейстутом (1345) Явнутий был изгнан из Вильно. Братья заключили договор, по которому все они должны повиноваться Ольгерду как великому князю. Кейстут управлял северо-западной частью княжества и вёл борьбу с Орденом. Действия Ольгерда были сосредоточены в восточном и юго-восточном направлении. При Ольгерде (правил в 1345−1377) княжество фактически стало доминирующей державой в регионе. Он стремился утвердить свое влияние в Новгороде и Пскове. Это ему удалось лишь отчасти (вследствие соперничества Москвы). Смоленский князь находился в прямой зависимости от Ольгерда, несмотря на походы московских князей в 1368 и 1375 годх.
В княжение Симеона Иоанновича отношения Ольгерд и Москвы были мирными. Конфликт начался из-за Твери. В 1368—1372 годах Ольгерд, который был женат на сестре великого князя тверского Михаила, поддержал Тверь в её соперничестве с Москвой. Ольгерд совершил несколько походов в московские владения (1368, 1370 и 1372). В это время на западных рубежах Ольгерд воевал с крестоносцами и потому не мог уделять должного внимания востоку. Крестоносцы виделись Ольгерду более серьёзной угрозой, и он развязал себе руки, неожиданно предложив Дмитрию Донскому «вечный мир».
На юге владения Ольгерда расширились присоединением Брянского, Северского и Черниговского княжеств (около 1360). Особенно позиции государства укрепились после того, как в 1362 году Ольгерд разбил татар в битве при Синих водах и присоединил к своим владениям Подольскую землю. Вслед за тем Ольгерд сместил княжившего в Киеве своего брата князя Феодора, подчиненного Золотой Орде, и отдал Киев своему сыну Владимиру. За обладание Волынью Ольгерд вёл борьбу с Польшей, окончившуюся миром в 1377 году. Уделы Берестейский, Владимирский и Луцкий отошли к Литве, а земли Холмская и Белзская — к Польше. Литовские князья претендовали на объединение под своей властью других восточнославянских княжеств (и в частности, Тверского, Московского, Псковской земли).
Земли княжества при Ольгерде простирались от Балтики до Причерноморских степей, восточная граница проходила примерно по нынешней границе Смоленской и Московской, Орловской и Липецкой, Курской и Воронежской областей. Во время его правления в состав государства входили современная Литва, вся территория современной Беларуси, Смоленская область, часть Украины. Для всех жителей западной Руси Литва стала естественным центром сопротивления традиционным противникам — Орде и крестоносцам. Кроме того, в Великом княжестве Литовском в середине XIV века численно преобладало православное население.
Ягайло
После смерти Ольгерда (1377) старшим в роде оставался Кейстут, но согласно желанию Ольгерда он признал старшинство одного из двенадцати сыновей Ольгерда и своего племянника Ягайла. Последнего не признали его братья; старший из них, Андрей Полоцкий, отъехал в Москву. Вскоре Кейстут, узнав о сношениях племянника с Орденом, с целью утверждения своего единовластия, в 1381 году свергнул его с престола. В следующем году Ягайлу удалось захватить Кейстута и уморить его в тюрьме. Во время этой борьбы Ягайло уступил ордену Жмудскую землю (1382). Сын Кейстута Витовт убежал из тюрьмы к немцам и с ними начал наступление на Литву. Ягайло поспешил помириться с Витовтом и дал ему в удел Гродно и Троки (1384).
В 1385 году великий князь Ягайло заключил союз (Кревская уния) с Польским королевством — принял католичество, женился на наследнице польского престола Ядвиге и стал королём Польши, оставаясь при этом великим князем литовским. Это усилило позиции обоих государств в противостоянии с Тевтонским орденом. В 1387 году Ягайло официально крестил Литву.
Ягайло передал великокняжеский престол своему брату Скиргайло, признавшему верховную власть польского короля. Крещение Литвы повлекло усиление польского влияния. Литовским боярам, принявшим католичество, была дана привилегия владеть землей без ограничения со стороны князей. Имения их освобождались от повинностей, за исключением постройки городов всей землей. Для католиков вводились польские кастелянские суды. Эти порядки вызвали неудовольствие среди литовцев, во главе которых стал двоюродный брат Ягайло Витовт. Он вёл долгую борьбу за престол, привлекая на свою сторону антипольски настроенных князей и бояр ВКЛ и ища союзников и в крестоносцах, и в великом князе московском Василии Дмитриевиче, за которого он отдал в 1390 году свою дочь Софью.
Витовт
В 1392 году между Ягайло и Витовтом было заключено Островское соглашение, по которому великим князем литовским становился Витовт, а Ягайло оставлял себе титул «верховный князь Литвы». Скиргайло был переведён в Киев, где вскоре умер (возможно, от отравы).
Витовт, в 1395 году завоевавший Литве Смоленск, скоро стремился к полной самостоятельности и отказал Ягайлу в дани. Благодаря союзу с сыновьями Мансуры Мамай Витовту удалось мирным путем присоединить на юге в 90-х годах XIV века к своему княжеству огромные территории Дикого Поля. В 1399 году Витовт, поддержавший свергнутого ордынского хана Тохтамыша против ставленника Тамерлана Тимур-Кутлука, потерпел тяжелое поражение татарского мурзы Эдигея, в битве на Ворскле. Вследствие поражения Витовт вынужден был заключить мир с новгородцами, потерял Смоленск (вскоре им вновь занятый), стал искать сближения с Ягайло. Ослабленное ВКЛ 1401 году было вынуждено заключить новый союз с Польшей (так называемая Виленско-Радомская уния). В силу подписанного акта по смерти Витовта власть его должна была перейти к Ягайло, а по смерти последнего поляки обязывались не избирать короля без согласия Витовта.
В 1405 году Витовт начал военные действия против Пскова; тот обратился за помощью к Москве. Однако Москва объявила войну ВКЛ только в 1406 году, крупные военные действия фактически не велись и после нескольких перемирий и стояния на Угре Витовт и великий князь московский Василий I заключили вечный мир.
Отношения Витовта к ордену были враждебны; на западе ВКЛ вело борьбу с Тевтонским орденом, жмудская земля, отданная немцам, постоянно обращалась к Литве с просьбою об освобождении. Соединённые войска Польшы и ВКЛ в Грюнвальдской битве нанесли Тевтонскому ордену такое поражение, от которого орден уже не мог оправиться (1410). По торнскому миру (1411) Ягайло и Витовт получили Жмудь в пожизненное владение; в 1422 году Тевтонский орден окончательно отказался от Жемайтии.
В Городне на сейме ещё раз было подтверждено соединение Литвы с Польшею: в Литве учреждались сеймы, литовское дворянство сравнивалось правами с польским. Следствием был рост влияния поляков и католического духовенства в Литве. Витовт стремился к соединению церквей, считая униатство компромиссом, на который могут пойти как православные, так и католики. Но его переговоры по этому поводу и поддержка гуситов не привели ни к чему. В последние годы Витовт помышлял об отделении Литвы от Польши и задумал с этою целью короноваться, но поляки перехватили послов, везших ему корону от императора Сигизмунда.
Витовт вмешался в дела Великого княжества Московского, когда в 1427 году началась династическая распря между внуком Витовта Василием II Тёмным и дядей Василия Юрием Звенигородским. Витовт, опираясь на то, что великая княгиня московская, его дочь, Софья вместе с сыном, людьми и землями, приняла его защиту, претендовал на господстсво над всей Русью. Витовт вмешивался также в политику европейских стран и имел значительный вес в глазах европейских государей. Император Священной Римской империи дважды предлагал ему королевскую корону, но Витовт отказывался и принял только третье предложение императора.
Коронация была намечена на 1430 год и должна была состояться в Вильне, куда собрались многочисленные гости. Признание Витовта королём и, соответственно, ВКЛ королевством не устраивало польских магнатов, которые надеялись на инкорпорацию ВКЛ. Ягайло был согласен на коронацию Витовта, но польские магнаты перехватили королевскую корону на территории Польши. Витовт в то время болел, по легенде он не вынес известия о утрате короны и умер в 1430 году в своём Трокском (Тракайском) замке на руках у Ягайло.
Великое княжество Литовское после смерти Витовта
Свидригайло Ольгердович и Сигизмунд Кейстутович
После смерти Витовта князья и бояре ВКЛ на сейме выбрали великим князем Свидригайло — младшего брата Ягайлы; последний признал это избрание. Это было сделано без согласования с польским королём, магнатами и панами, хотя было предусмотрено униями между ВКЛ и Польшей. Таким образом, уния между ВКЛ и Польшей была разорвана, более того, вскоре между ними начался военный конфликт из-за Волыни.
В 1432 году группа пропольски настроенных князей совершила переворот и возвела на престол брата Витовта — Сигизмунда. Это привело к феодальной войне между сторонниками Сигизмунда и Свидригайло. В ходе войны Ягайле и Сигизмунду пришлось пойти на ряд уступок, чтобы привлечь на свою сторону сторонников Свидригайло. Исход войны решился в 1435 году в битве под Вилькомиром (ныне Укмерге), в которой войска Свидригайло понесли очень большие потери.
Свидригайло ещё несколько лет держался в русских областях. Правление Сигизмунда длилось недолго — недовольные его политикой, подозрительностью и необоснованными репрессиями православный князь Чарторыйский и бояре составили против него заговор, и он был убит в Трокском замке (1440).
Казимир Ягеллон
Одни стояли за сына Сигизмунда Михаила, другие — за Свидригайла, третьи — за короля Владислава. Последний, избранный в то время венгерским королем, послал наместником в Литву брата своего Казимир Ягайлович, которого литовцы избрали великим князем. Попытка поляков разделить Литву между Владиславом и Казимиром вызвала сильное сопротивление литовцев. Пользуясь советами умного Гаштольда, Казимир изучил язык литовцев и свыкся с их обычаями. После смерти Владислава поляки избрали королем Казимира и требовали соединения Литвы с Польшею, но литовцы этому противились. На сеймах (люблинский 1447, парчевский 1451, серадский 1452, парчевский и петроковский 1453) трактовался этот вопрос, но соглашения достигнуто не было.
Отношения Казимира к Москве были неприязненные, но дело не шло дальше мелких пограничных нападений. В 1449 году Казимир заключил с московским великим князем Василием II мирный договор, который соблюдался до конца XV века. В конце XV — начале XVI века началась серия войн между Московский княжеством и ВКЛ, на службу к московскому великому князю стали переходить князья восточных земель ВКЛ, в результате чего к Московскому государству отошли Северская земля и Смоленск.
При Казимире учреждена была западно-русская православная митрополия в Киеве (1458). Казимир и его преемники подтвердили независимость митрополичьего суда, неприкосновенность церковных имений; князья почти никогда не вмешивались в поместные соборы. Все это сделало западно-русских митрополитов гораздо более независимыми от светской власти, чем были московские.
Казимир расширил международное влияние династии Ягеллонов — подчинил Польше Пруссию, посадил своего сына на чешский и венгерский троны. В 1492—1526 годах политическая система Ягеллонов охватывала Польшу (с вассалами Пруссией и Молдавским княжеством), Литву, Чехию и Венгрию.
Александр Ягеллон
Согласно завещанию Казимира (ум. 1492) Польша перешла к его сыну Иоанну Альбрехту, Литва — к Александру. По смерти Иоанна Альбрехта (1501) Александр стал и королём польским. Он стремился к распространению польского начала в ВКЛ. При нём в 1501 году была подтверждена политическая уния Литвы с Польшей на началах, установленных ещё Ягайло. Переход в Москву многих служилых литовских князей со своими землями лишил Литву большей части чернигово-северских уделов; это повело в 1499 году к войне с Великим княжеством Московским (ключевая битва у реки Ведроша), окончившейся шестилетним перемирием, по которому за Москвой остались завоеванные области и до 20 смоленских и чернигово-северских уделов. Смоленск остался за Литвою.
Сигизмунд Старый
После Александра великим князем был избран младший Казимирович Сигизмунд (1506—1548), позже избранный и королём польским. Постоянной его целью было ещё большее сближение Литвы с Польшей. Ему приходилось выдерживать борьбу с притязаниями шляхты, сеймы которой постоянно усиливались. Разладу между королём, с одной стороны, духовенством и дворянством — с другой, много способствовала вторая жена Сигизмунда Бона. Раздача имений с освобождением владельцев от повинностей тяжело ложилась на государственную казну. Земли сначала раздавались во временное пользование, но постепенно обращались в наследственные. На сейме 1535 года по предложению Сигизмунда состоялось постановление о поверке шляхетских прав на землю на основании коронной метрики. Сигизмунд решился провести общую поверку шляхетских прав и статутов, а затем восстановить некоторые налоги, отменённые прежними королями, например воловщину с продаваемого шляхтой скота. Это возбудило сильное неудовольствие; когда во Львове собралось в 1537 году «посполитое рушенье» против Молдавии, шляхта не хотела примкнуть к нему и поход не состоялся. Этот эпизод носит ироническое название «куриной войны». Реформация проникла в Литву из Пруссии, но распространялась сначала довольно слабо.
Связи с Золотой Ордой и Крымским ханством
ВКЛ в составе Речи Посполитой
Люблинская уния
При Сигизмуне Августе (1522—1572) Люблинской унией (1569) завершился процесс политического соединения Литвы с Польшей, подготовленный предыдущей историей. Уния встретила сильное противодействие среди литовцев и только сильным давлением удалось заставить их согласиться на её. ВКЛ должно было уступить Польше Подляхию, Волынь и княжество Киевское. Ливония была объявлена принадлежностью обоих государств. ВКЛ объединилось с Польшей в конфедеративное государство — Речь Посполитую. Согласно акту Люблинской унии (оригинал акта до наших дней не сохранился), Литвой и Польшей правил совместно избираемый король, а государственные дела решались в общем Сейме. Однако правовые системы, денежная система, армия и правительства оставались отдельными, также существовала граница между двумя конфедеративными государствами, на которой взимались таможенные сборы.
В XVI—XVIII веках в ВКЛ господствовала шляхетская демократия. Во второй половине XVII в. — начале XVIII века, после двух опустошительных войн «Потоп» 1654—1667 гг и Северной войны 1702—1708 гг., Речь Посполитая пришла в упадок, попав под протекторат России. В 1772, 1793 и 1795 годах состоялись три раздела территории Польши и Литвы между Россией, Пруссией и Австрией. Большая часть территории Великого княжества Литовского была присоединена к России.
Строй XIV—XVI веков
Этноязыковая ситуация
Княжество было многонациональным: балтоязычные аукштайты и жемайты (предки современных литовцев), славяноязычные русcкие (предки современных белорусов и украинцев), а также поляки (крестьяне-колонисты, т. н. «мазуры», горожане и отчасти мелкая шляхта), немцы (составлявшие прежде всего купечество и проживавшие в основном в городах), евреи, литовские татары, караимы; и многоконфессиональным: православные, католики, позже протестанты и униаты, также мусульмане, иудеи и язычники сохранившиеся с дохристианских времён. В XV—XVI веках усиливалась роль знати русского происхождения, но одновременно намечалась полонизация знати как литовского, так и русского происхождения, что позволило в XVII веке правящему сословию государства (шляхте) превратиться в народ с польским родным языком (вне зависимости от вероисповедания).
На территории этнической Литвы говорили на литовском языке, хотя в письменности он почти не использовался. На территории этнической Руси говорили на восточнославянских диалектах, предках современного белорусского и украинского языков. Этот язык назывался тогда его носителями «руський язык» или «руськая мова» [9]
После заключения Люблинской унии 1569 года языковая ситуация на территории будущей Белоруссии начала меняться. Первое время «руський язык» продолжал быть «лингва франка» на территории ВКЛ, но уже к концу XVI века во всех сферах начинает распространяться польский язык. С начала XVII века начинается массовый отход русско-литовской шляхты от родного языка. Вслед за этим отход от западнорусского языка в официальных сферах начинает закрепляться законодательно. В 1696 году он был запрещён в делопроизводстве. В XVIII веке западнорусские литературные памятники представлены в основном интермедиями (короткие вставки на западнорусском языке в иноязычный текст).
Социальная структура
Развитие социальной и правовой структуры Великого княжества Литовского связано с развитием феодальных отношений, постепенным закрепощением крестьян, развитием городов и становлением шляхетского сословия (боярства).
Религия и культура
Большинство населения княжества было православным [10] В 1387 году литовцы приняли крещение по католическому обряду. Витовтом сделана была попытка отделить литовскую православную епархию от московской: после отказа константинопольского патриарха поставить особого митрополита для Литвы собор зап.-русских епископов по настоянию Витовта поставил в сан киевского митрополита Григория Цамблака. Последний правил митрополией до 1419 г., когда Витовт примирился с московским митрополитом Фотием. Но православие все же оставалось сильным в Литве. Различные ограничения в строительстве православных храмов, в правах исповедующих православие вели к установлению доминирующего положения католической церкви.
Из проповедников известен один Григорий Цамблак, проповеди которого отличаются не глубокомыслием, а ораторскими талантом и одушевлением. Литовско-русские летописи кратки, отрывочны и касаются только внешней стороны событий (краткая летопись издана Даниловичем в «Lat. Litwy», подробная — Нарбутом; есть ещё летопись Абрамки и др.). В XVI в. была заведена первая типография в Кракове, печатавшая церковнославянские книги. С 1517 г. печатанием книг занимается доктор медицины Георгий Скорина из Полоцка. В 1517 г. он напечатал в Праге чешский псалтырь, затем 22 священные книги на старославянском языке, проверив предварительно переводы по греческому и еврейскому текстам и по Вульгате. Перенеся свою деятельность в Вильну, Скорина напечатал в 1526 г. Апостол и Следованный псалтырь.
В Литве свою деятельность печатников после бегства из Москвы продолжили и известные русские первопечатники Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец. Они работали у гетмана Ходкевича, который основал типографию в своём имении Заблудове. Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии силами Ивана Фёдорова и Петра Мстиславцева, было «Учительное евангелие» (1568) — сборник бесед и поучений с толкованием евангельских текстов. В 1570 Иван Фёдоров издал «Псалтырь с Часословцем», широко использовавшуюся также и для обучения грамоте.
О распространении грамотности в Литве за это время нет сведений, хотя обилие дошедших письменных актов показывает, что грамотных было немало. Об особых школах для православных не слышно; учились они, вероятно, домашним способом. Для католиков с XVI в. учреждались школы, и даже обязательно, при церквах. Ядвига учредила коллегию из 12 литовцев при пражской академии; затем была восстановлена академия краковская, где окончило курс немало литовских бояр.