Когда смыслом жизни становится еда
Опции темы
Отображение
Мне 21, только-только закончила университет.
Уехала из дома в 17 лет в другой город учиться. Четыре года живу одна.
Из обеспеченной семьи, точнее мама всю жизнь пахала как лошадь и допахалась до руководящей должности с более чем достойной з.п., что спокойно может выделять 50 тыс руб в месяц на мое содержание (снимаю квартиру), при этом и она себе ни в чем не отказывает, откладывая на отдых, ремонт и другую чушь, т.е. я ее не сильно обременяю.
Отца нет. Никогда не работала, но социальна активна (была), помогала детским домам.
Всю жизнь была полненькой, точнее я так думала. Сейчас оглядываясь назад, понимаю,
что по-настоящему жирной стала только сейчас. В детстве была действительно пампушкой, но к подростковому возрасту похудела, вытянулась, сейчас смотрю на фотографии и понимаю, что я нисколько не была толстой, даже была достаточно симпатичной. Но почему-то мне о моем преображении никто не говорил, точнее комплименты то и и были, но не от близких, поэтому в своей голове я всегда была и остаюсь жирной девочкой, которую дразнили в начальной школе.
К первому курсу я весила около 60 кг, что при росте в 170 см не много совсем.
Тогда у меня был молодой человек, который сам был достаточно худым и как-то посоветовал и мне похудеть, прямо так и сказав, что я толстовата.
Слез было море, похудеть не смогла, с парнем провстречались полтора года, расстались.
Ну и в итоге к концу третьего курса я наела себе 15 кг и стала весить 75.
В принципе, терпимо, но я тогда уже поставила на себе крест.
Полгода назад приехав домой, мама прямым текстом сказала, что меня разнесло и что теперь у нее не дочь, а жирная корова и я её очень этим расстроила.
Теперь я и домой не езжу, я не хочу показываться никому, я боюсь встретить знакомых, боюсь осуждения.
И все еще я ем и ем.
Я знаю все о правильном питании, кучу диет, раньше 7 лет занималась танцами, и я знаю, что моя молодость спускается в унитаз, я не могу начать искать работу (а тут снова давит мама каждый день звоня и спрашивая о моих успехах), потому что я слишком жирная, чтобы работать, я ничего не могу, только есть.
на весах уже 102. плачу, и снова ем.
В кого я превратилась( что делать.
У меня куча комплексов и обид в голове, но к психологу пойти не могу. Я боюсь.
Я боюсь всего. Я даже телефонных звонков боюсь, мало кому отвечаю. Взглядов боюсь. Окна занавешены 24 часа в сутки. На улице почти не бываю. Не боюсь только есть..
Как мне выбраться из этого. я даже поговорить об этом ни с кем не могу.
Еда как смысл жизни.
Меня зовут DaryaRiN, мне 24 года и у меня зависимость от еды.
Что же это такое, когда еда становится не просто потребностью организма? Это когда у тебя нет настроения и ты бежишь в магазин за очередной бутылкой газировки. Это когда в жизни стресс и вот, ты уже заказываешь очередную порцию роллов и пиццу. Все посещения мероприятий и походы в гости это мысль «о сегодня я вкусно поем». Когда при ограничено количестве денег в кармане на необходимые продукты, ты ухитряешься все равно купить шоколадку и съесть ее тайком от мужа. Этот список можно продолжать бесконечно и он весь обо мне. Когда я начал перебирать в голове эти ситуации, мне стало очень страшно. Осознание от того, что еда уже управляет твоим настроением, поведением.
И конечно, просто так ничего не возникает. Откуда же растут ноги? Сразу скажу, я никого обвинять не хочу и тыкать пальцем, крича «Это все вы!» я этого делать не буду. Всегда нужно понимать, что есть толчок в сторону вредной привычки, но дальше все зависит от тебя. Мой путь к этой проблеме, начался еще лет в 8-9, когда моя мама, которая все детство проводила со мной, растила меня как комнатный цветочек, вдруг вышла на работу. Причем, на такую, где она пропадала сутками. Поэтому, приходя домой после школы, я была дома одна. Папа, который приходил раньше нее, видел мою грустную мордашку, которая сидела за телевизором, стал очень переживать. И тогда, в моей жизни появилась газировка, сладости и, на тот момент только появившиеся в нашей городе, покупные салаты. Папа хотел лишь пожалеть и порадовать. И совершенно не подозревал, что эта была моя отправная точка в мир » если грустно, сожри что нибудь вредное». Тогда я еще имела очень стройную фигуру, была высокая для своего возраста и не знала что такое гормональные изменения.
И тут случился второй, важный момент в моей жизни, когда путь назад я пресекла себе сама. Первые отношения это всегда прекрасно. Ты настолько погружен в них, что не замечаешь вокруг себя ничего. Даже то, когда любовь перерастают в нездоровые отношения. В связи с некоторыми особенностями их, мы с молодым человеком проводили много времени у меня дома, перед компьютером, поглощая просто нереальные количество сладкого и вредного. Мама била тревогу но понимаю я это только сейчас. Как можно что-то заметить, когда у тебя просто мечта а не отношения и тебе 18 лет)
И вот, после двух лет отношений и очень тяжелого расставания, я смотрела в зеркало и видела корову. Мои попытки начать отношения проваливались и виной был лишний вес. Ведь молодые люди мечтают о красивой, а не о той, у кого пузико. Далее шло время, когда я то худела, то полнела. Вес уже совсем плохо уходил. А все попытки прекратить потреблять вредные продукты превращались в истерики и плохое настроение.
Бывало ли так, что вы открывали холодильник в поисках чего-нибудь вкусненького, но при этом не испытывали чувства голода? Скорее всего, да. В современном мире потребителей всё сложнее контролировать свои пищевые привычки и пристрастия. Производители еды не зря тратят огромные бюджеты на рекламу. Да и сама еда становится всё более сладкой, острой, солёной и ароматной. Насколько же важно, чтобы пища играла в нашей жизни лишь ту роль, которая ей отведена самой природой!
Так какую же роль должна играть еда в жизни каждого человека?
Еда как основа жизни и источник удовольствия
Еда играет в жизни человека две роли, каждая из которых очень важна:
Пища, как источник позитивных эмоций, почти всегда доступна и не требует от нас проявления каких-либо личных качеств. Получить удовольствие от общения намного сложнее, ведь нужно еще найти того, с кем приятно общаться, состыковать его и своё свободное время и проявить себя как приятный собеседник. При этом всегда есть риск оказаться неправильно понятым или неуместным.
Чтобы получить какое-то эстетическое наслаждение – от просмотра фильма или посещения выставки – тоже нужно приложить массу усилий: от выбора мероприятия до его обсуждения и разделения эмоций с другими людьми. Но, опять же: нет гарантии, что затратив массу времени и сил, вы получите наслаждение. С едой же всё просто – съел кусочек любимой колбаски, глядишь, и настроение повысилось: быстро и при минимуме усилий.
Именно поэтому некоторые люди пытаются компенсировать удовольствием от еды отсутствие позитивных эмоций в жизни. Такое замещение, если с ним вовремя не разобраться, как правило, приводит к ожирению, серьёзным проблемам со здоровьем и хронической депрессии.
Почему важно уметь разделять голод и нехватку позитивных эмоций?
Неумение разделить настоящий голод и попытку повысить настроение за счёт еды
Одна из причин развития пищевой зависимости лежит не столько в области психологии, сколько в области привычек и навыков управления собой. Часто именно из-за этого развивается ожирение у маленьких детей. В семьях, где присутствует беспорядочное питание, а холодильник всегда набит до предела, дети, как, впрочем, и взрослые, привыкают есть не по причине настоящего голода, а просто ради удовольствия.
В формировании пищевых привычек детей значительную лепту вносят родители, подтверждая любой позитивный контакт «конфеткой». Ни для кого не секрет, что и праздники, и дружеское общение, и семейные вечера мы сопровождаем употреблением пищи. Но ведь и без этого подкрепления можно получить массу позитивных эмоций от общения друг с другом, совместной деятельности, творчества. От активного отдыха, наконец! Чем больше способов регулирования своего эмоционального состояния мы знаем и применяем, тем меньше у нас потребность в использовании еды, как средства обогащения своей жизни радостью.
Ещё чаще мы используем еду, как способ выхода из стресса. Вместо того, чтобы разбираться со сложной ситуацией, искать решение, менять свое поведение, человек начинает «заедать» проблему.
Постепенно человек перестает замечать в своём поведении такие привычки. Они включаются автоматически, и он уже не может выйти из стресса без большого количества вкусной и, как правило, не самой здоровой пищи. Невозможно побороть пищевую зависимость, не научившись разделять настоящий и ложный психологический голод, побуждающий восполнить нехватку положительных эмоций путём «заедания».
Когда стоит начать беспокоиться? Признаки пищевой зависимости
Вам стоит начать беспокоиться, если вы отмечаете у себя один или несколько признаков:
1. Часто едите, не ощущая голод. Ловите себя на том, что открываете холодильник просто «по привычке» и постоянно что-то жуёте, несмотря на отсутствие голода.
2. Напротив, испытываете голод всегда и везде (так называемый «ложный голод»). Если вы никак не можете достичь чувства сытости, а ваша порция становится всё больше и больше, проблема налицо.
3. Подходите к холодильнику даже ночью. Здесь есть, конечно же, и физиологический аспект, когда человек не может без еды по причине ожирения, и всё же истоки проблемы кроются именно в голове.
4. Не можете отказаться от какого-то продукта (-ов). Вам неимоверно сложно прожить без определённых продуктов, и вы никак не можете побороть зависимость от них.
Какие эмоциональные состояния и личностные проблемы люди часто пытаются «заесть»?
У всех бывает плохое настроение. У человека, свободного от каких бы то ни было зависимостей, оно, как правило, проходит само. Другие же борются с ним наиболее оптимальным для себя способом. Многие эмоциональные состояния, такие, как тревога, беспокойство, опасения и недовольство, можно несколько сгладить, если сделать для себя что-то приятное. Например, что-нибудь съесть.
Люди, страдающие пищевой зависимостью, заедают любые переживания, которые могут возникать по одной из следующих причин:
Облегчение после приёма пищи действительно наступает, и на какое-то время удаётся «отодвинуть» источник дискомфорта, но саму проблему это, разумеется, не решает. Вскоре неприятные эмоции вернутся – вот когда появляется риск попасть в замкнутый круг пищевой зависимости.
Как психотерапия помогает нормализовать пищевое поведение?
1. Понять, есть ли у вас пищевая зависимость. Вполне возможно, что вы видите проблему с лишним весом, который вы не можете отрегулировать никакими диетами и тренировками. Психотерапевт же рассматривает ситуацию с разных сторон и, вполне возможно, что избавление от пищевой зависимости окажется лишь одной из целей терапии.
Пример из практики наших врачей
Марина едва не впала в депрессию, когда муж в довольно грубой форме указал ей на недостатки фигуры. Вдобавок ко всему, незамужние подруги постепенно исключили её из своего круга общения. Спасение она искала только в еде, съедая за раз столько сладкого, сколько раньше ей хватило бы на нескольких дней. Консультация психотерапевта помогла женщине понять, что у неё действительно есть пищевая зависимость. Сейчас Марина проходит курс психотерапии. Она не только постепенно решает проблему пищевой зависимости, но и меняет свою жизнь в лучшую сторону. Уже сейчас она воспринимает проблемы иначе, чувствует себя лучше и с надеждой смотрит в будущее.
Наша группа ВКонтакте
Наша группа в Facebook
Fidem в Instagram
Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда
Еда, как смысл жизни
Вопрос психологам
Спрашивает: Екатерина
Категория вопроса: Красота и внешность
Здравствуйте! Уже не в силах самостоятельно справиться с этой проблемой. Что делать, если еда стала смыслом жизни?! Все мысли только о еде. что сьесть, сколько, во сколько. это просто не выносимо. Помогите!
Получено 2 совета – консультации от психологов, на вопрос: Еда, как смысл жизни
Не совсем понятно. Вы так тщательно подбираете рацион? Вы готовите для себя, для семьи? Или Вы кушаете все подряд, и нет чувства насыщения?
Существует множество форм нарушения пищевого поведения. В норме еда должна приносить в наш организм питательные вещества. Но еще хочется, что б она была приятна глазу и удовлетворяла эстетическую потребность, а так, же подороже, да по экзотичнее, что б подтвердить социальный статус и поднять самооценку и т.д. Через еду человек удовлетворяет множество потребностей, часто потребности подменены. Например, не хватает новизны ощущений, идешь и ешь и т.д.
А вот в чем именно Ваше нарушение, необходимо исследовать индивидуально.
Канаева Анна, Гештальт-терапевт Алматы
Здравствуйте, Екатерина. Возможно, ваши мысли о еде отвлекают вас от каких-то более глубоких вещей, и стала как будто бы привычной борьба с неуемным аппетитом или невозможностью определить, как, когда и сколько чего съесть. Вы даете очень мало информации, чтобы получить более исчерпываюую информацию. Поэтому можно только предполагать о том, что эта «гонка за рационом» является проблемой, которая лежит только на поверхности, и необходимо разбираться с тем, удовлетворение каких потребностей вы заменяете едой, игнорируя их прямое удовлетворение, которое было бы адекватным именно той потребности или игнорируемой проблеме. Рекомендую обратиться к психологу для определения истинных причин вашего пищевого поведения, а может быть, самоанализ поможет вам определить их самостоятельно. Для того, чтобы научиться регулировать прием пищи как самостоятельную проблему, вы можете почитать главу «Естественные стратегии рационального питания» книги «Сердце разума» Стива Анреаса. Книгу можно скачать в интернете. Желаю вам удачи.
Касымжанова Анар Алиакпаровна, психолог г. Алматы
Хлеб как смысл жизни
Оказывается, яблоко тут ни при чем. Хлеб — вот чем Ева соблазнила Адама. Все начиналось намного сложнее, чем банальное воровство яблок в райском саду, и «древо познания» — это, по одной из версий, пшеница, которая в те времена была «как кедры ливанские». Мы-то, конечно, давно предпочитаем колбасу, хотя и помним, что «хлеб всему голова». О том, почему это так, каким образом буханка является мерилом сакрального и как пористый мякиш связан с сексуальными переживаниями человечества, «Русский репортер» поговорил с Агвидором Шинаном, литературоведом, библеистом и профессором Еврейского университета в Иерусалиме, которого проект «Эшколот» пригласил с лекциями в Москву
Почему выбор пал именно на хлеб? Почему не на мясо?
Хлеб — это первый продукт, который человек начал готовить самостоятельно. Кроме того, люди были удивлены почти алхимическим превращением муки и воды. Это — первый акт творчества. Конечно, кроме хлеба люди собирали плоды, убивали животных и ели мясо. Но и то и другое не изменялось, фрукт оставался фруктом, а мясо — мясом. Хлеб — нечто другое, он «зреет», «рождается», и мы получаем продукт, не похожий на первоначальные ингредиенты. Возможно, центральное место хлеба связано также с его питательными свойствами, но об этом лучше рассказал бы диетолог.
А где граница этого понятия? Пицца — это хлеб или уже нет? А пельмени?
Здесь есть два аспекта. Технический: все, что из злаков, — хлеб. И идеологический, который связан, скорее, с «чистотой» хлеба. С технической точки зрения все просто: это вопрос пропорции. Если блюдо, скажем, на десять процентов из муки и воды и на девяносто — из какой-то начинки, то это не хлеб, а если большая часть из теста — записываем в хлеб. Что же касается содержания, тут сложнее… Я покажу на примере: у нас тут в вазочке два вида печенья, видите? Вот это — просто сладости, потому что тут основное содержание в глазировке и присыпке. А вот крекер… тут можно спорить, но по содержанию он ближе к хлебу: мука, соль, вода — это обязательные компоненты хлеба. Если же вместо воды использовать яблочный сок или что-то другое, будет просто кондитерское изделие.
В еврейской традиции различают два вида хлеба: мезонот — то, что вы бы назвали «хлебобулочными изделиями», и собственно хлеб — хала. Это два совершенно разных продукта, и даже благословения на них произносятся разные. Хлеб, благословляемый словами «который Ты выводишь из земли», может состоять только из тех злаков, которые признаны хлебными, — пшеницы, ячменя, ржи, гречки… Все остальное — ни кукурузный, ни рисовый — хлебом считаться не может.
Но чем же рис хуже гречки?
Ничем. Если рассуждать с точки зрения исторической, вероятно, в древней еврейской культуре не было риса, и в «основной список» попали знакомые и привычные злаки. Но, быть может, есть и технологические проблемы при выпекании хлеба из других злаков. Неизвестно, например, так ли легко контактирует с дрожжами, скажем, рис.
Как далеко распространяется ареал хлеба как главного продукта? Есть ли что-то подобное в других культурах — индийской, латиноамериканской, арабской?
Не во всех культурах главную роль играет именно хлеб. В дальневосточных культурах это рис, в других может быть кукуруза… Даже если говорить именно о выпечке, во многих культурах это особенный хлеб: мы знаем итальянскую фокаччу, арабскую питу. У евреев это хала. В Перу же, к примеру, хлеб пекут из картофеля, а в Шри-Ланке вообще не пекут, а жарят на сковородке… Тем не менее почти у каждого народа основное блюдо — это углеводы.
И все же картофельные лепешки при всей экзотичности не являются сакральным продуктом. Это характерно только для авраамических религий?
Пожалуй… Но вообще-то различают три авраамические религии — иудаизм, христианство и ислам. В первых двух традиция хлеба как чуда и сакрального продукта соблюдена в полной мере, более того, хлеб выступает посредником между Богом и людьми. В исламе такого нет.
А вот в СССР Бога «запретили», но хлеб был по-прежнему «всему голова»…
Дело в том, что хлеб как религиозная практика настолько глубоко укоренился в душе человека, и это настолько естественно, что даже не осознается и, видимо, сохраняется гораздо дольше, чем другие религиозные практики. Кстати, я думаю, что большевики вполне осознанно использовали этот символ для формирования своей новой «религии». Помните, как звучал один из первых плакатов-лозунгов еще 20-х годов? «Мир! Земля! Хлеб!»
Однако в советской истории хлеб часто выступал в довольно жестком образе — взять ту же ленинградскую блокадную пайку в 125 граммов пополам с опилками. И всегда, когда речь шла о голодной смерти, рефреном звучало «последний кусок хлеба». Не «ложка каши», не «яблоко», не «картошка», не «колбаса»… Почему?
Вы правы, у хлеба среди прочих смыслов есть и этот — трагический. Хлеб всегда, в любом обществе, в том числе безбожном, был больше чем просто еда. Хлеб означал жизнь. «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…» — думаю, даже атеисты слышали эти слова. А уж в том, что все атеисты были знакомы с символикой хлеба фронтового, блокадного, сомнений нет. Одно это внушало трепет и почтение к куску обычного батона. Израильтяне не знали Ленинградской блокады, но у тех из них, кто пережил Вторую мировую войну и побывал в концлагерях, тоже особые отношения с хлебом. У меня есть друг — коллега, профессор, уважаемый человек, он выжил в концлагере и сейчас читает лекции в университете, но не может выйти из дома, если у него в кармане нет кусочка хлеба. Он сам про себя говорит: «Это ненормально, у меня давно уже много еды. Но мне физически плохо, у меня начинается паника, если в кармане моих брюк не лежит кусок хлеба». Да и в Библии самая страшная кара выражалась через хлеб: в книге Левит описано, как Бог, грозя покарать народ Израиля, обещает послать различные кары, и перед самой страшной угрозой — что люди будут «есть плоть сыновей» — идут такие слова: «Когда сокрушу вам опору хлебную, и печь будут десять женщин хлеб ваш в одной печи и возвращать будут хлеб ваш по весу; и будете есть и не насытитесь». Это звучит как самое страшное проклятие. «Хлебная опора» рассматривается как опора человеческого общества, после разрушения которой — все, каннибализм.
С хлебом в Библии часто связаны чудеса…
И самое известное из них — манна небесная. Это метафора дара, спасения. В Священном Писании мотив чудесного умножения хлебов и спасения через хлеб проходит красной нитью: пророк Илия накормил небольшим количеством хлеба много народа, то же самое повторил пророк Елисей — двадцатью ячменными хлебами сто человек насытил. Затем история про Иисуса из Назарета — у него тоже хлеба и рыба, на берегу озера Кинерет в честь этого события стоит сейчас Церковь преумножения хлебов и рыб. Руфи, которая собирала колоски, горстки зерен хватило, чтобы накормить всех домочадцев. Есть еще одна история, менее популярная, — про жену рабби Ханины, которой не из чего было печь хлеб к субботе, и, чтобы не позориться своей бедностью перед соседями, она клала в печь дымящую головню, дабы имитировать «процесс». Однако у этой праведной женщины была нехорошая соседка, которая однажды подумала: «Знаю ведь я, что нет у них ничего. Пойду-ка погляжу, с чего это дым из трубы идет?» Пришла и начала стучать в дверь. От стыда за свою бедность жена рабби скрылась в другую комнату, и в это время произошло чудо: соседка, войдя, нашла печь полною хлебами, а квашню — тестом.
В своей лекции вы говорили, что хлеб выступает метафорой в самых необычных ситуациях, в том числе в сексуальных отношениях. Хлеб символизирует тело?
Хлеб символизирует женщину. Тут нужно понимать, что в еврейской культуре принято иносказание. О многих вещах нельзя говорить напрямую. Этот стиль — выражаться с помощью эвфемизмов — развит настолько хорошо, что некоторых слов, например обозначающих гениталии, в иврите просто нет. Если есть медицинская необходимость, используются английские слова. Женщину часто описывают в архитектурных терминах: есть «дверь», есть «второй этаж»… Даже такое сложное и тонкое дело, как родовые схватки, передается образно: это «дверь на петлях, которая туго открывается». Это важно понимать, чтобы разобраться с метафорой сексуальности через хлеб.
Например, однажды у еврейских мудрецов спросили: может ли женатый мужчина, если он находится в пути, останавливаться на постоялом дворе, где ночуют также и женщины, — раньше ведь не было отдельных гостиничных номеров, все спали в общей зале. На что мудрецы ответили: мол, если он путешествует с женой, вопросов нет, если же один — это никуда не годится. Но говорили они, конечно, не такими словами. Они сказали буквально следующее: «Человек, у которого есть в кармане собственная краюха хлеба, не похож на того, у которого своей краюхи хлеба нет». И все поняли, что это значит.
Женщина как «хлеб» и отношения с женщиной в выражении «есть хлеб» встречаются в Священном Писании довольно часто. Вот известная история: Иосиф, которого купил египтянин Потифар, царедворец, стал правой рукой своего хозяина: тот видел, что с Иосифом благословение Божье и все дела ему удаются. «И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел. Иосиф же был красив станом и красив лицем», — говорит стих 6 из 39-й главы книги Бытия. А далее случилось вот что: жена Потифара стала приставать к Иосифу. Что же ответил ей Иосиф? «Нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?» Понимаете? Потифар «оставил себе только хлеб», и этот «хлеб» означал жену.
Еще один фрагмент, это иллюстрирующий, повествует о том, как один женатый мужчина влюбился в женщину, стал ее добиваться и назначил ей ночью свидание, а та пошла к его жене и все рассказала. Жена под покровом ночи сама явилась мужу, мужчина же, не разобрав, кто здесь кто, овладел ею. Но после сразу раскаялся и стал молить о смерти. На что жена ему ответила, открывшись: «Успокойся, от своего хлеба ты ел».
Дело в том, что все эти тексты писались мужчинами, и женщина рассматривалась как базовая потребность мужчины. Как хлеб. У меня есть еще одна гипотеза, связывающая хлеб и женское тело, — это дрожжи. Так же, как тесто пухнет на дрожжах, растет тело женщины во время беременности. И так же в результате мы имеем нечто новое, то, чего не было раньше.
Вы много приводите цитат из Священного Писания. А какая вам ближе всего?
Это самое первое упоминание: «В поте лица своего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». Я люблю ее за парадоксальность. Я на лекции приводил пример с дрожжами, которые всегда считались символом зла: они бродят, раздуваются, лишают спокойствия и порядка — но без них не получится хлеба. Тут точно такой же парадокс. На первый взгляд напутствие Господа кажется проклятием, но на самом деле это благословение. «В поте лица своего» — то есть через труд. Именно труд, дело, которым мы занимаемся, дает нам возможность реализоваться, дает нам смысл жизни. И кроме того, тот «хлеб», те результаты, которые мы получаем, когда трудимся, мы ценим гораздо больше. Там есть еще — прежде «хлеба» — такие слова: «Терния и волчцы произрастит она (земля) тебе; и будешь питаться полевою травою». Мы можем только строить догадки, но Адам, видимо, возмутился: он ведь не животное, чтобы питаться колючками. И тогда получил то, что его всегда от животного отличало: хлеб и труд. И таким образом человек стал сотрудником Бога. Он сам стал творить свой хлеб, свою еду, он стал причастен творчеству.
Можем ли мы представить себе трапезу человека древнего мира?
Давайте попробуем. Древние люди ели два раза в день — утром и вечером. В еврейском мире элита ела так же, как греки: хозяин дома возлежал на ложе, опершись на левую руку. Конечно, никто не мог приступить к трапезе, пока он не начнет есть. Место принятия пищи было отгорожено шторкой. Если она приоткрыта — значит, гости еще могут присоединиться к трапезе, если нет — значит, поздно: ужин уже начался, опаздывать было нельзя.
Центральное место на столе занимал хлеб, к нему подавались закуски. Над хлебом нельзя было проносить стакан с водой или вином, если его нужно было передать соседу. Это правило было связано с запретом выбрасывать хлеб: если случайно пролить на него напиток, хлеб мог быть испорчен. Первый ломоть отламывал хозяин и обязательно макал в соль или соленую воду. Ели руками. Но при этом облизывать пальцы считалось неприличным. Кстати, интересная параллель с современной традицией: господа не доедали все со своих тарелок, а оставляли слугам — в качестве «чаевых».
С тех пор прошло много веков, менялась роль хлеба в обществе, менялось отношение к нему… Может ли хлеб, будучи «сверхпродуктом», служить неким маркером того, как меняется общество?
Думаю, да. В первую очередь это соотношение сакрального и секулярного в обществе. Сейчас хлеб в общем своем значении утрачивает сакральный смысл. Общество становится более светским. Кроме того, хлеб может быть маркером социальных расслоений. Например, для бедных людей он наверняка по-прежнему остается основной едой, недаром в Израиле государство дотирует этот продукт. Да и в России он относится к стратегическим. Вторая категория граждан — прямо противоположная. Это очень хорошо обеспеченные люди, которые отказались от хлеба в его привычном понимании, но возвращаются к хлебу как к дорогому продукту. Они покупают хлеб — с изюмом, зернами, оливками — в хлебных бутиках. В рамках этого течения хлеб становится арт-объектом: есть выставки, посвященные хлебу, он на обложках журналов. Есть и «середина» — те, кто уже не воспринимает хлеб как основной продукт, но еще не покупает его как продукт особенный. Эта категория людей ест хлеб в качестве закуски, время от времени.
Многие считают, что хлеб «умер»: он больше не основное блюдо, нет булочных, никто не ходит «за хлебом», в ресторанах его приносят автоматически — как необязательную закуску… При этом есть предприниматели, надеющиеся на «эпоху хлебного возрождения»…
Несмотря на то что в Талмуде сказано: «Только глупцы занимаются пророчеством», — я все же попробую сделать прогноз. Роль хлеба, конечно, меняется, но у него огромный потенциал. И мы, по сути, только открываем его для себя. Это уникальный продукт: он сочетается почти со всеми продуктами и влияет на все органы чувств. Работает все: аромат, вкус, текстура…
А какой хлеб любите лично вы?
Тот, который мне дает жена. Как человек современный, я не считаю, что хлеб — это что-то сакральное само по себе. Но для меня очень важен и наполнен смыслом контекст, в котором вкушается хлеб. Обычно мы покупаем цельнозерновые сорта. Для субботы — халу. А когда я бываю в России, я всегда покупаю черный хлеб. Знаете, такой… очень черный, немного влажный, с кислинкой…