Поиск ответа
Вопрос № 237923 |
Ответ справочной службы русского языка
При отсутствии противопоставления корректно слитное написание прилагательного с частицей НЕ.
Границы явления непознан(н)ы, неизвестны. ( НЕ слитно или раздельно и одно или 2 «н»). Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Корректно двоякое написание (слитное и раздельное) и с двумя Н.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: акты, фактически утратившие силу, но формально не отмененные.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Верно слитное написание: _неизвестна_.
Добрый день, скажите, пожалуйста, в предложении Абсолютно не доступен нам был. не слитно или раздельно и почему Спасибо Александра
Ответ справочной службы русского языка
Верно слитное написание, так как есть слово _абсолютно_.
Какие в этом предложении нужны знаки препинания, НЕ слитно или раздельно : «Часть первая о правилах и традициях, формальных и неформальных»?
Ответ справочной службы русского языка
как написать НЕправильно оформленные договоры? с НЕ слитно или раздельно спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Если нет противопоставления, верно слитное написание.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Если причастие имеет зависимое слово, корректно раздельное написание: _еще не покоренных_.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Если нет противопоставления, корректно слитное написание.
НЕ слитно или раздельно : Мгнашка Рябов, дотоле недвигавшийся, порывисто встал.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно раздельное написание: _Мгнашка Рябов, дотоле не двигавшийся, порывисто встал._
Правильное написание НЕ и НИ: примеры, правила, разъяснения
Содержание статьи:
Краткий видео-обзор статьи:
В русском языке одними из самых труднозапоминаемых остаются правила правописания «не» и «ни».
Частицы НЕ, НИ в словах, правило их употребления всегда вызывают множество трудностей. И как не запутаться, что и когда писать? В этой статье вам будет предложено на конкретных примерах разобраться с основополагающими моментами и запомнить их.
Чтобы писать грамотно, для начала Вам необходимо хорошо выучить группы слов, которые всегда будут писаться слитно или раздельно с частицей НЕ.
Всегда слитно НЕ пишется с теми словами, которые нельзя употребить без «НЕ».
Например: нехватка (сущ.), невзрачный (прил.), нелепый (прил.), невежда (сущ.), невмоготу (нар.), ненароком (нар.) и другие.
Как видите, эти слова относятся к разным частям речи, и систематизировать как-либо их нельзя. Поэтому их нужно просто запоминать.
Всегда раздельно НЕ пишется:
Отдельное внимание стоит здесь обратить еще на один момент.
Например: недоставать (не хватать), недосыпать (слишком мало спать, не высыпаться), недосмотреть (за ребенком), недоедать (слишком мало есть).
Итак, для того чтобы не ошибиться в постановке правильной частицы в русском языке, необходимо следовать определенному алгоритму.
Частица НЕ с разными частями речи
С существительными и прилагательными
НЕ пишется слитно, если слова без НЕ не употребляются (небрежный, невежда, ненастный и т.п.) или к слову можно подобрать близкое по значению слово – синоним без не.
Примеры: Он говорит неправду (т.е. ложь). Нам предстоит неблизкий (далекий) путь.
НЕ пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом А и нельзя подобрать синоним.
Примеры: Нас постигла не удача, а разочарование. Помещение не большое, а маленькое. К сожалению, я не специалист в этой сфере.
С наречиями
Примеры: Разговаривайте, пожалуйста, негромко (тихо). В этой ситуации я выглядела совершенно нелепо.
Примеры: Мы шли не быстро, а медленно. Ты одета совсем не по-зимнему.
Также НЕ с наречиями пишется раздельно в том случае, когда НЕ употребляется в сочетаниях: вовсе не, ничуть не, совсем не, далеко не, никогда не, отнюдь не, нисколько не.
Примеры: Я чувствую себя совсем не плохо. Он далеко не идеально выполнил эту работу.
С местоимениями
НЕ с местоимениями пишется раздельно.
Примеры: не я, не она, не твой, не сами.
С отрицательными и неопределенными местоимениями (некто, нечто, некого, нечего и т.п.) НЕ пишется слитно. Но если между НЕ и местоимением этих групп есть предлог, то в таком случае НЕ будет писаться раздельно.
Примеры: Некто зашел в комнату и спрятался за занавеской. В сложившейся ситуации мне было не у кого просить помощи. Здесь просто не к чему придраться.
С причастиями
НЕ пишется слитно с причастиями, которые не употребляются без НЕ (ненавидящий, негодующий); причастиями, у которых есть приставка НЕДО- (недооценивавший, недоговоривший и т.п.) и причастиями, у которых нет зависимых слов.
Примеры: Недоумевающий человек выбежал из автобуса со скоростью света. Недолюбливавший кашу, он отодвинул тарелку в сторону. Ненаписанное сочинение не давало мне покоя.
НЕ пишется раздельно с причастиями, у которых есть зависимые слова (т.е. в причастном обороте), со всеми краткими причастиями (не сделана, не прочитана и т.п.) и в предложениях, в которых есть противопоставления с союзами А, НО.
Примеры: Сад наполняли цветы не увядшие, а свежие. В ресторане нам подали овощи не отваренные, а запеченные. Это был спортсмен, не победивший, но участвовавший в соревнованиях. Книга была не прочитана (краткая форма причастия). Отчет, не отправленный начальнику вовремя, будет зафиксирован (зависимое слово: не отправленный кому? – начальнику).
С деепричастиями
НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Исключительными являются случаи, когда деепричастие образовано от глагола, который без «НЕ» не употребляется (ненавидя, негодуя и др.).
Примеры: Не отдохнув, он поехал на работу. Ненавидя друг друга, они продолжали совместный проект.
Итак, вы ознакомились с основными правилами написания НЕ с различными частями речи.
По аналогии, давайте рассмотрим особенности правописания с частицей НИ.
Частица НИ с разными частями речи
В остальных же случаях, частица «НИ» пишется раздельно.
Как вы видите, с НИ информации для запоминания в разы меньше. И поэтому теперь, когда усвоено правило НЕ, НИ, слитно или раздельно они пишутся, важно научиться различать случаи, когда необходимо писать частицу НЕ, а когда НИ.
Чем отличаются частицы НЕ и НИ?
Правило написания этих неударяемых частиц зависит, в первую очередь, от их значения. Поэтому рассмотрим разные случаи употребления НЕ, НИ, правило и примеры для более точного понимания.
НЕ, НИ: правило, примеры
Частица «НЕ» используется:
В простых предложениях, если она имеет значение отрицания при глаголе, причастии или деепричастии.
Примеры: Я не хочу читать. Не интересующаяся историей молодежь.
В составном глагольном сказуемом при отрицании частице «НЕ» в первой и второй его части, дает утвердительный смысл.
Примеры: Не могу не сообщить. Не смогу не купить.
В вопросительных и восклицательных предложениях в сочетаниях с местоимениями, наречиями и частицами (только не, как не, чего не, чего только не и т.п.)
Примеры: Кого я только не знаю! Как не порадовать любимого человека?
В придаточной части сложного предложения в сочетании с союзом ПОКА.
Примеры: Стой тут, пока не скажу! Сиди, пока не придут за тобой.
В составе устойчивых сочетаний, которые обозначают предположение (далеко не, ничуть не, отнюдь не, вовсе не, нисколько не) и отрицание (чуть ли не, едва ли не, вряд ли не).
Примеры: Едва ли не каждый был виновен в этом. Им было принято отнюдь не справедливое решение.
В составе сочинительных союзов: не то; не то – не то; не только – но; не то что не – а; не то чтобы не – а.
Примеры: Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (А. П. Чехов). Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (А. С. Пушкин).
Частица «НИ» используется:
Для усиления отрицания.
Примеры: Ни кусочка нигде я не могла найти. У нас не было ни одного шанса.
При повторении, приобретая значение союза.
Примеры: Он не мог найти ни книгу, ни тетрадь. Ни он, ни его родители не замечали происходящего.
В придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла.
Примеры: Делайте, пожалуйста, все, что ни скажу! Куда ни посмотрю, повсюду беспорядок.
В устойчивых сочетаниях со значением категорического приказания: ни с места, ни слова, ни шагу назад и т.п.
В устойчивых оборотах, представленных сочетанием двух противопоставляемых понятий: ни рыба ни мясо; ни жив ни мертв; ни дать ни взять и т.п.
Теперь, когда мы разобрали все примеры НЕ и НИ в предложениях, правило должно стать более понятным. Главное, постарайтесь попрактиковаться и придумать несколько собственных примеров на каждый пункт правил. Тогда материал лучше закрепится в памяти. Успехов!
Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме «Cлитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»
Учитель: Истифорова Т.Г. 8 Cлитное и раздельное написание
Учитель: Истифорова Т.Г.
Cлитное и раздельное
написание НЕ
с разными частями речи
Учитель: Истифорова Т.Г. Работа с учебником стр
Учитель: Истифорова Т.Г.
Работа с учебником
Учитель: Истифорова Т.Г.
Учитель: Истифорова Т.Г.
Учитель: Истифорова Т.Г. НЕ с существительными, прилагательными, г
Учитель: Истифорова Т.Г.
НЕ с существительными, прилагательными, г.
Учитель: Истифорова Т.Г. 1. (Не)настье дороги не спрашивает
Учитель: Истифорова Т.Г.
1. (Не)настье дороги не спрашивает.
2. (Не)друг поддакивает, а друг спорит.
3. В (не)счастье не унывай, а печаль одолевай.
4. (Не) грамотный человек подобен слепому.
5. (Не) сильный в споре побеждает, а умный.
6. (Не) брежный человек делает дважды.
7. Вовсе (не)интересная книга.
Спишите, раскройте скобки
8. (Не) взявшись за топор, избы (не) срубишь. 9. (Не) зная броду, (не) суйся в воду.
10. Видит око, да зуб (не)ймёт.
Учитель: Истифорова Т.Г. Проверяем 1
Учитель: Истифорова Т.Г.
1. Ненастье дороги не спрашивает.
2. Недруг поддакивает, а друг спорит.
3. В несчастье не унывай, а печаль одолевай.
4. Неграмотный человек подобен слепому.
5. Не сильный в споре побеждает, а умный.
6. Небрежный человек делает дважды.
7. Вовсе не интересная книга.
8. Не взявшись за топор, избы не срубишь. 9. Не зная броду, не суйся в воду.
10. Видит око, да зуб неймёт.
Учитель: Истифорова Т.Г.
Учитель: Истифорова Т.Г.
Учитель: Истифорова Т.Г. (Не)вымытый пол; (не)прибранная девочкой постель; (не)убранные вещи; ещё (не)умывшийся мальчик; (не)доумевающий взгляд; (не)прикрытая форточка; ещё (не)высохшая, но свежая рубашка; обувь (не)чищена; (не)чищенная…
Учитель: Истифорова Т.Г.
(Не)вымытый пол; (не)прибранная девочкой постель;
(не)убранные вещи; ещё (не)умывшийся мальчик;
(не)доумевающий взгляд;
(не)прикрытая форточка;
ещё (не)высохшая, но свежая рубашка;
обувь (не)чищена; (не)чищенная обувь;
(не)чищенная с прошлого вечера обувь;
(не)ухоженный, а заросший сад.
Спишите, раскройте
скобки
Проверяем Невымытый пол; (нет
Невымытый пол; (нет ЗС)
не прибранная девочкой постель;
неубранные вещи; (нет ЗС)
ещё не умывшийся мальчик;
недоумевающий взгляд; (нет ЗС)
неприкрытая форточка; (нет ЗС)
ещё не высохшая, но свежая рубашка;
обувь не чищена; (краткое причастие)
нечищенная обувь; (нет ЗС)
не чищенная с прошлого вечера обувь;
не ухоженный, а заросший сад.
Учитель: Истифорова Т.Г.
Учитель: Истифорова Т.Г.
Учитель: Истифорова Т.Г.
Учитель: Истифорова Т.Г. Объяснить написание слов с
Учитель: Истифорова Т.Г.
Объяснить написание слов с НЕ. Распределить слова по группам: 1-не с существительными,2- не с прилагательными, 3-не с наречиями.
(Не) правда, а ложь; отвечал (не)принужденно,
(не)интересная книга;
убеждал (не)искренне; (не)решительность игрока;
долгое (не)настье; (не)заметно подошел;
(не)брежный вид; вовсе (не)интересный;
идти (не)уклюже; (не)глубокая,
а мелкая река; (не)быстро, а медленно.
Учитель: Истифорова Т.Г. Проверяем
Учитель: Истифорова Т.Г.
Не правда, а ложь.
Нерешительность игрока.
Долгое ненастье
Неинтересная книга.
Небрежный вид.
Вовсе не интересный.
Не глубокая,
а мелкая река.
Отвечал непринужденно.
Убеждал неискренне.
Незаметно подошел.
Идти неуклюже.
Не быстро, а медленно.
Учитель: Истифорова Т.Г.
Учитель: Истифорова Т.Г.
Учитель: Истифорова Т.Г. 1.Не стыдно молчать, коли (ни/не)чего сказать
Учитель: Истифорова Т.Г.
1.Не стыдно молчать, коли (ни/не)чего сказать.
2.(Ни/не)(с)кого спрашивать, когда сам виноват.
3.(Ни/не)какое худо до добра не доводит.
4.(Ни/не)чего тому страшиться, кто (ни/ не)чего не боится.
5.Завистливый (ни/не)(о)ком хорошего слова не скажет.
6.Бился, колотился и (ни/не)чего не добился.
7.Не ошибается тот, кто (ни/не)чего не делает.
8.Если не можешь сказать (ни/не)чего хорошего,
лучше (ни/не)чего не говори.
Выпишите из пословиц местоимения,
раскрывая скобки
Учитель: Истифорова Т.Г. Проверяем
Учитель: Истифорова Т.Г.
Нечего
Не с кого
Никакое
Нечего, ничего
Ни о ком
Ничего
Ничего
Ничего, ничего
1. Спишите, раскройте скобки. Используйте таблицу. (Не)вымытый пол; (не)прибранная девочкой постель; (не)убранные вещи; ещё (не)умывшийся мальчик; (не)сфотографированный, а нарисованный пейзаж; (не)доумевающий взгляд; (не)выученные уроки; (не)прикрытая форточка; ещё (не)высохшая, но свежая рубашка; обувь (не)чищена; (не)чищенная обувь; (не)чищенная с вечера обувь; (не)ухоженный, а заросший сад.
2. Спишите предложение, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания. Выполните языковые разборы.
Он слушал пение кузнечиков со(н, нн)о долетавш..е (3) со всех сторон.(4)
Ответы 8
Объяснение:2- Он слушал пение кузнечиков, сонно долетавшие со всех сторон.
Вот что у меня получилось.
Не вымытый пол, не прибранная девочкой постель, неубранные вещи, еще не умывшийся мальчик, не сфотографированный, а нарисованный пейзаж, недоумевающий взгляд, не выученные уроки, не прикрытая форточка, еще не высохшая, но свежая рубашка, обувь не чищена, не чищенная обувь, не чищенная с вечера обувь, не ухоженный, а заросший сад.
сори если не правильно
Не вымытый пол, не прибраная девочкой постель, не убранные вещи, ещё не умывшийся мальчик,не свотографированный, а нарисованный пейзаж,не доумевающий взгялд,не выучинные уроки,не прикрытая форточка, ещё не высохшая,но свежая рубашка, обувь не чищена, не чищенная обувь, не чищенная с вечера обувь, не ухоженный, а заросший сад.
Не с глаголом пишется раздельно
Невымытый пол; не прибранная девочкой постель; неубранные вещи; еще не умывшийся мальчик; не сфотографированный, а нарисованный пейзаж; недоумевающий взгляд; невыученные уроки; неприкрытая форточка; еще не высохшая, но свежая рубашка; обувь не чищена; нечищенная обувь; не чищенная с вечера обувь; не ухоженный, а заросший сад.
Заросший – (какой?) – причастие – признак предмета по действию
II П.М.П – действительное, совершенный вид время
Н.М.П – полная форма, единственное число, мужской род, именительный падеж
III Заросший – определение
! не с причастиями пишется слитно, если слово не употребляется без НЕ, не имеет зависимых слов, и отсутствует противопоставление, а раздельно пишется с кр. причастиями, и если есть противопоставление или зависимые слова
|не прибранная девочкой| постель×;
ещё не умывшийся мальчик×;
не сфотографированный, А нарисованный пейзаж×; недоумевающий взгляд×; невыученные уроки×; неприкрытая форточка×; ещё не высохшая, но свежая рубашка×;
обувь× не чищена; нечищенная обувь×;
не чищенная с вечера обувь;
не ухоженный, А заросший сад.
Подчеркните причастные обороты. Обозначьте крестиком определяемые слова.
1.Мария схватила его за руку и дрожащим голосомХ передала отца.
2.Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глазаХ и покачивала головой.
3.Дагни почувствовала порывХ ветра, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.
4.Листья висели, как в летаргии, пока не налетал неизвестно откуда взявшийся ветерХ и не переворачивал их кверху изнанкой.
5.Слепо блестели окнаХ особняков, избитых во время блокады осколками снарядов.
только запахХ насквозь промокшей листвы акаций напоминал недавние летние дни.
7. Проснулся я от далекого гулаХ уходящих бомбардировщиков.
2.Образуйте прилагательные от существительных и глаголов, данных в скобках, запишите с ними словосочетания, объясните графически н или нн.
(Дискуссионный вопрос, ветреный молодой человек, безветренная погода, вагонный мастер, вдохновенная музыка, газифицированный район, пчелиный воск, деланный испуг, тканный ковер, семенной фонд, орлиный взгляд, воробьиное чириканье, дивизионный медсанбат, нежданный визит.
3.Вставьте пропущенные буквы, распределите в две колонки с н и нн.
4.Спишите, раскройте скобки.
Невымытый пол; не прибранная девочкой постель; неубранные вещи; ещё не умывшийся мальчик; не сфотографированный, а нарисованный пейзаж; недоумевающий взгляд; невыученные уроки; неприкрытая форточка; ещё не высохшая, но свежая рубашка; обувь не чищена; нечищеная обувь; не чищенная с вечера обувь; не ухоженный, а заросший сад.
Не отряхнувшись, не умывшись
Пародия на произведение автора сайта Стихи.ру Ч.В.М. «Стели сентябрь ожиданьем яркого».
Найди слова, чтоб успокоить маету,
Стели сентябрь, ожиданьем яркого.
В объятиях моих почувствуй теплоту,
А не прохладу после лета жаркого.
Не отряхнувши пыль от пройденных дорог,
Возьму тебя наградой этой осени.
Развею едкий дым твоих тревог,
Под светлым небом с высотою просини.
Из зрелых чувств, сотку мечту,
Которая исполнится однажды.
От одиночества до сроков уведу,
Любя тебя всей страстью жажды.
И пусть рассветом озарится высь,
А ночью звезды миллиардами алмазов
С тобой хочу связать я жизнь –
Судьбы краюху, обретением намазав.
Не отряхнувшись, не умывшись
Стелил сентябрь. Я, наконец, обрёл мечту.
Я не дарил ей украшений из алмазов.
Нашёл слова, чтоб удержать девчонку ту,
Краюху хлеба маслом сливочным намазав.
Не отряхнувшись, не умывшись от дорог,
Я взял её как этой осени награду.
Под звёздным небом стал нам ложем свежий стог.
От зрелых чувств моих она взяла, что надо.
Рассветом скоро озарилась тишина.
Хотел уже связать я жизнь с девчонкой этой,
Но оказалось, что она давно жена
И что, наверно, муж её уж ищет где-то.
Ещё тревоги не развеян едкий дым.
Мне до какого в одиночестве быть срока?
Я не кажусь давно, конечно, молодым
И чувства нежные делить одна морока.