Тип Boolean и операторы сравнения в Java
Узнаём про булев тип, операции сравнения, условные конструкции if-else, switch и тернарный оператор. Осмысляем instanceof. Всё подробно и с примерами.
Boolean — это тип данных, переменные которого принимают одно из значений:
Булевы переменные в Java создают так:
Значение типа boolean возвращают операции сравнения, логические операции и их сочетания. Выражения с ними — это по сути условные высказывания, которые могут быть правдивы или нет.
Java-разработчик, преподаёт в Skillbox, осваивает машинное обучение.
Операция сравнения
Операция сравнения возвращает:
Например, мы хотим сравнить в Java значения переменных a и b. Для этого используем оператор >, который возвращает булево значение (true или false).
a > b равно true, когда значение переменной a больше значения переменной b (операнд слева от > больше правого), а иначе — false.
Оператор > сравнил операнд слева с операндом справа. Результат сравнения мы присвоили булевой переменной c.
Так как 4 > 3 (высказывание правдиво), значение переменной c после выполнения кода станет равным true.
Операторы сравнения в Java
Один оператор сравнения мы рассмотрели выше, а всего в Java их шесть:
Где нужны значения типа Boolean
Булевы значения и условные выражения часто используются в условиях операторов ветвления, тернарного оператора и циклов.
Операторы ветвления
Оператор ветвления позволяет выбрать и исполнить определённый блок кода в зависимости от срабатывания некоторого условия.
Есть два оператора ветвления (условные конструкции): if-else и switch.
Его синтаксис выглядит так:
В круглых скобках после if указывают условное выражение (высказывание). Если оно истинно (то есть результат его вычисления равен true), то выполняется код в фигурных скобках после условия, иначе выполняется код по ветке else (если она есть).
Проверяем условие в круглых скобках:
Если да, то в консоль выводим: « Высказывание в скобках правдивое», иначе ничего не выводим.
Так как 3 и правда больше 2, то в консоли появилось наше сообщение.
Печатаем « Высказывание в скобках правдивое», если результат вычислений в круглых скобках = true. В ином случае выводим: « Высказывание в скобках ложное».
Так как выражение (3 Высказывание в скобках ложное».
Вложенные конструкции
Допустим, мы хотим проверить некое условие, и если оно не выполнилось — проверить другое условие и так далее. Сделать это можно двумя способами.
Синтаксис тут такой:
//действия, если условие1 выполнено;
//действия, если условие2 выполнено;
//действия, если все предыдущие условия не выполнились;
Каждое логическое условие записывают через комбинацию else if, после которых в круглых скобках идёт альтернативное условие. Последний вариант (если ни одно из условий не сработало) записывается через else без условия.
Синтаксически это выглядит так:
//действия, если условие1 выполнено;
//действия, если условие2 выполнено;
//действия, если условие3 выполнено;
//действия, если условие последнего if тоже не выполнилось;
Каждое следующее условие проверяется только в том случае, если предыдущее не выполнилось. Как только найдётся одно правдивое условие (или мы достигнем последнего else), выполнится код в фигурных скобках после этого условия, а оставшаяся цепочка условий будет пропущена.
Иногда условий else if нужно довольно много:
Оператор множественного выбора (switch)
Он применяется, когда нужно выполнить один из нескольких блоков кода в зависимости от значения аргумента.
Выгода от switch тем очевиднее, чем больше проверок и вариантов действий нам нужно.
В круглых скобках указывается аргумент для switch, а в каждом блоке case — чему этот аргумент должен равняться, чтобы выполнился код после двоеточия.
В нашем случае выполнится case 5, так как переменная dayOfWeekNum (порядок дня в неделе) равна 5.
В конце каждого блока case мы ставим break. Если этого не сделать, то выполнится также код из следующего блока case и так далее.
Если для нескольких значений аргумента нужно выполнять один и тот же код, то блоки case можно объединить.
Например, для будних дней ( dayOfWeekNum от 1 до 5) будем выводить, какой это по счёту рабочий день, а для уикенда — первый или второй это выходной:
Теперь при значении переменной dayOfWeekNum от 1 до 5 выполнится один и тот же код, и для значений 6 и 7 — тоже одинаковый.
Также можно задать действие, если ни одно из условий не сработало. Делается это с помощью ключевого слова default:
Примечание. Слово break означает выход из switch…case. Поэтому если ваш блок default стоит не последним, то тоже завершайте его словом break, иначе выполнится код из следующего case.
Ограничения для оператора switch
Есть ряд условий, которые следует выполнять:
Обновлённый оператор switch в Java 14
С версии 14 Java поддерживает новый синтаксис switch:
Теперь нам не нужно писать break, а двоеточие заменено на стрелочку и фигурные скобки. Блок default по-прежнему не обязателен.
Если код блока case состоит всего из одной строки, то фигурные скобки можно не использовать:
В операторе switch прошлой версии мы задавали одно действие для нескольких значений case, располагая пустые case над case c кодом:
В новой версии для этого хватает одного case, а связанные с ним значения разделяются запятой. Например:
Теперь switch — уже не просто оператор ветвления, он может вернуть значение. Это делается с помощью вспомогательного оператора yield.
В новой версии switch, когда нам нужно лишь вернуть значение из соответствующего case (он должен быть без кода), — можно обойтись и без слова yield:
Советы и упрощения
1. Фигурные скобки после if или else разрешено не ставить, если тело блока состоит всего из одной строки.
2. Вот так писать не следует (внимание на условие в if):
Код будет работать, но сравнение boolean с boolean в условии — это лишняя операция.
Поскольку метод isMoreFive сам возвращает булево значение — напишите вот так:
Логический тип boolean
1. Тип boolean
Никакие другие значения присвоить переменным типа boolean невозможно. Компилятор не позволит.
И зачем же нужен такой примитивный тип?
Все дело в том, что в него можно сохранять значения логических выражений. Пример:
Код | Пояснение |
---|---|
Логическая переменная isOK содержит значение true ( истина ) | |
Логическая переменная hasError содержит значение false ( ложь ) | |
Логическая переменная isSenior содержит значение true ( истина ) | |
Логическая переменная hasNewRecord содержит значение true ( истина ) | |
2. Использование булевых переменных
От булевых переменных было бы мало толку, если бы в них можно было только сохранять результаты выражений. Все дело в том, что их можно еще и использовать. Где? Да везде, где можно написать логическое выражение.
В данном примере выгоды от такой замены немного, но чем больше программа, тем сложнее у нее условия. В ближайшее время вы в этом убедитесь.
Операторы
Содержание
Java предоставляет богатый набор операторов для управления переменными. Все операторы Java можно разделить на следующие группы:
Арифметические операторы
Арифметические операторы — используются в математических выражениях таким же образом, как они используются в алгебре. Предположим, целая переменная A равна 10, а переменная B равна 20. В следующей таблице перечислены арифметические операторы в Java:
Пример
Следующий простой пример показывает программно арифметические операторы. Скопируйте и вставьте следующий java-код в файл test.java, скомпилируйте и запустить эту программу:
Это произведет следующий результат:
Операторы сравнения
Есть следующие операторы сравнения, поддерживаемые на языке Java. Предположим, переменная A равна 10, а переменная B равна 20. В следующей таблице перечислены реляционные операторы или операторы сравнения в Java:
Пример
Следующий простой пример показывает, программно побитовые операторы в Java. Скопируйте и вставьте следующий java-код в файл test.java, скомпилируйте и запустить эту программу:
Будет получен следующий результат:
Логические операторы
Предположим, логическая переменная A имеет значение true, а переменная B хранит false. В следующей таблице перечислены логические операторы в Java:
Оператор | Описание | Пример |
&& | Называется логический оператор «И». Если оба операнда являются не равны нулю, то условие становится истинным | (A && B) — значение false |
|| | Называется логический оператор «ИЛИ». Если любой из двух операндов не равен нулю, то условие становится истинным | (A || B) — значение true |
! | Называется логический оператор «НЕ». Использование меняет логическое состояние своего операнда. Если условие имеет значение true, то оператор логического «НЕ» будет делать false | !(A && B) — значение true |
Пример
Следующий простой пример показывает, программно логические операторы в Java. Скопируйте и вставьте следующий java-код в файл test.java, скомпилируйте и запустить эту программу:
Это произведет следующий результат:
Операторы присваивания
Существуют следующие операторы присваивания, поддерживаемые языком Java:
Пример
Следующий простой пример показывает, программно логические операторы в Java. Скопируйте и вставьте следующий java-код в файл test.java, скомпилируйте и запустить эту программу:
Будет получен следующий результат:
Прочие операторы
Есть несколько других операторов, поддерживаемых языком Java.
Тернарный оператор или условный оператор (?:)
Тернарный оператор — оператор, который состоит из трех операндов и используется для оценки выражений типа boolean. Тернарный оператор в Java также известен как условный оператор. Этот. Цель тернарного оператора или условного оператора заключается в том, чтобы решить, какое значение должно быть присвоено переменной. Оператор записывается в виде:
Пример
Ниже приведен пример:
Будет получен следующий результат:
Оператор instanceof
Оператор instanceof — проверяет, является ли объект определенного типа (типа класса или типа интерфейса) и используется только для переменных ссылочного объекта. Оператор instanceof записывается в виде:
Примеры
Если переменная ссылочного объекта в левой части оператора проходит проверку для класса/типа интерфейса на правой стороне, результатом будет значение true. Ниже приведен пример и описание оператора instanceof:
Будет получен следующий результат:
Этот оператор по-прежнему будет возвращать значение true, если сравниваемый объект является совместимым с типом на право назначения. Ниже приводится еще один пример:
Будет получен следующий результат:
Приоритет операторов в Java
Приоритет операторов определяет группирование терминов в выражении. Это влияет как вычисляется выражение. Некоторые операторы имеют более высокий приоритет, чем другие; например оператор умножения имеет более высокий приоритет, чем оператор сложения:
Например, x = 7 + 3 * 2. Здесь x присваивается значение 13, не 20, потому что оператор «*» имеет более высокий приоритет, чем «+», так что сначала перемножается «3 * 2», а затем добавляется «7».
В таблице операторы с наивысшим приоритетом размещаются в верхней части, и уровень приоритета снижается к нижней части таблицы. В выражении высокий приоритет операторов в Java будет оцениваться слева направо.
В следующем уроке поговорим об управлении циклом в программировании на Java. В этом уроке будут описаны различные типы циклов, как циклы могут быть использованы в разработке программ, и для каких целей они используются.
Операции языка Java
Большинство операций в Java аналогичны тем, которые применяются в других си-подобных языках. Есть унарные операции (выполняются над одним операндом), бинарные — над двумя операндами, а также тернарные — выполняются над тремя операндами. Операндом является переменная или значение (например, число), участвующее в операции. Рассмотрим все виды операций.
Арифметические операции
Операцию сложения также можно применять к строкам, в этом случае происходит конкатенация строк:
Логические операции над числами
Логические операции над числами представляют поразрядные операции. В данном случае числа рассматриваются в двоичном представлении, например, 2 в двоичной системе равно 10 и имеет два разряда, число 7 — 111 и имеет три разряда.
^ (логическое исключающее ИЛИ)
Также эту операцию называют XOR, нередко ее применяют для простого шифрования:
(логическое отрицание)Поразрядная операция, инвертирующая все разряды числа: если значение разряда равно 1, то оно становится равным нулю, и наоборот.
Операции сдвига
Операции сдвига также производятся над разрядами чисел. Сдвиг может происходить вправо и влево.
Таким образом, если исходное число, которое надо сдвинуть в ту или другую строну, делится на два, то фактически получается умножение или деление на два. Поэтому подобную операцию можно использовать вместо непосредственного умножения или деления на два, так как операция сдвига на аппаратном уровне менее дорогостоящая операция в отличие от операции деления или умножения.
Операции сравнения
Здесь у нас две пары операций | и || (а также & и && ) выполняют похожие действия, однако же они не равнозначны.
Выражение c=a|b; будет вычислять сначала оба значения — a и b и на их основе выводить результат.
Таким образом, операции || и && более удобны в вычислениях, позволяя сократить время на вычисление значения выражения и тем самым повышая производительность. А операции | и & больше подходят для выполнения поразрядных операций над числами.
В этой статье вы узнаете о различных типах операторов Java и их синтаксисе.
Операторы это специальные символы, которые осуществляют операции над операндами ( переменными и значениями ). Например, « + » это оператор, который производит сложение.
Сейчас вы узнаете, как использовать операторы, чтобы манипулировать переменными.
Операторы присваивания
Пример 1: оператор присваивания
Когда вы запустите программу, на экран выведется:
Арифметические операторы
Арифметические операторы Java используются, чтобы производить математические операции сложения, вычитания умножения и так далее.
Оператор | Значение |
---|---|
+ | Сложение (также используется для конкатенации строк) |
— | Вычитание |
* | Умножение |
/ | Деление |
% | Остаток от деления |
Пример 2: Арифметические операторы
Когда вы запустите программу, на экран выведется:
Оператор « + » также может быть использован, чтобы соединить ( конкатенировать ) две строки или больше.
Пример 3: Арифметический оператор
Когда вы запустите программу, на экран выведется:
Унарные операторы
Унарный оператор Java производит операцию только над одним операндом.
Оператор | Значение |
+ | Унарный плюс (не нужен, так как числа положительные и без него). |
— | Унарный минус; инвертирует знак выражения. |
++ | Оператор инкремента; увеличивает значение на 1. |
— | Оператор декремента; уменьшает значение на 1. |
! | Оператор логического отрицания; инвертирует значение булевой переменной. |
Пример 4: Унарный оператор
Когда вы запустите программу, на экран выведется:
Есть большая разница в использовании операторов Java инкремента и декремента в префиксе и в постфиксе. Рассмотрим следующий пример.
Пример 5: Унарный оператор
Когда вы запустите программу, на экран выведется:
Операторы равенства и отношений
Оператор instanceof
Логические операторы Java
Логические операторы Java || ( условное-ИЛИ (OR) ) и && ( условное-И (AND) ) совершают операции над булевыми выражениями. Вот как они работают.
Оператор | Описание | Пример |
|| | условное-ИЛИ; true если хотя бы одно из булевых выражений истинно (true) | false || true результат — true |
&& | условное-И; истинно если все булевы выражения истинны (true). | false && true результат — false |
Пример 8: Логические операторы Java
Когда вы запустите программу, на экран выведется:
Тернарный оператор
Вот как это работает.
Пример 9: Тернарный оператор
Когда вы запустите этот тернарный оператор Java пример, на экран выведется:
Побитовые операторы Java и смещение битов
Чтобы осуществлять побитовые операции Java предоставляет следующие операторы.
Эти операторы применяются нечасто.
Другие операторы присваивания
Пожалуйста, опубликуйте свои отзывы по текущей теме материала. Мы очень благодарим вас за ваши комментарии, подписки, лайки, дизлайки, отклики!
Дайте знать, что вы думаете по этой теме материала в комментариях. За комментарии, подписки, отклики, лайки, дизлайки огромное вам спасибо!