Удивительная история вальса композитора Евгения Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»
Когда на Мосфильме приступили к работе над этой картиной, Эмиль Лотяну всё время наставлял Евгения Догу, что это — не «Табор» и музыка не должна здесь так сочно звучать, что это фильм о другом мире.
Надо ещё отметить, что Лотяну имел обыкновение снимать фильмы под фонограмму. Принципиально. Может быть, потому, что так он яснее видел динамику кадра, или музыка помогала ему чувственно проникнуться смыслом сцены — неизвестно.
Так или иначе вся съёмочная группа томилась в ожидании вальса к ключевой драматической ситуации фильма. Уже вот-вот надо снимать сцену свадьбы Оленьки, а музыки всё нет…
Все это время Дога, однако же, не бездельничал — он пропадал в архивах музея Глинки, искал вальсы времён 80-х годов XIX века, пытался что-нибудь скомпилировать, но найти ничего не мог, ничего не нравилось. Старые записи на металлических дисках ему категорически не нравились: «Такую дребедень я и сам напишу!» — говорил он.
За два дня до съёмок разъярённый Лотяну врывается к композитору и коротко спрашивает: «Где вальс?». Дога стал наигрывать что-то банальное, эскизы одного, другого, третьего. Лотяну свирепеет. А в стороне лежал эскиз, написанный зелёной пастой, так, «для себя», как сказал Дога. Он подхватил ноты, проиграл первые фразы, не зная, что будет делать дальше, как вдруг Лотяну вскринул, и произнес, «Вот! То что надо!».
В 11 вечера он ушёл, а Дога остался один на один с идеей придуманного на свою голову вальса, от которой ему было жутковато. К утру следующего дня всё было сдано в работу, а вечером сыграно оркестром кинематографии.
На следующий день, а это было начало лета, в Валуеве, под Москвой, съёмочная группа, лёжа на траве, десятки раз прослушивала вальс. Никто и не подозревал тогда, какая счастливая судьба сложится у этой музыки. Но популярность вальса — загадка для самого композитора. Ему кажется, что у него есть более интересная музыка, которая не стала такой популярной. «Почему это так? Ну и пусть. Я тоже могу ошибаться…» — задумчиво говорит Дога.
Лотяну позже признавался, что вальс на озере — живой нерв фильма «Мой ласковый и нежный зверь», «тончайшая паутина звуков, сотканная из грёз и былей, порывов и предчувствий…» Музыка без слов написала драму души. Она расширила пространство драмы, протянула куда-то за экранное изображение линию судьбы героев. И получалось так с музыкой Доги не раз.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Метки
Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
✨История вальса Евгения Доги из фильма «Мой ласковый и нежный зверь»
Кадр из к-ф «Мой ласковый и нежный зверь».
Хотя Евгений Дога родился в Приднестровье (случилось это 1 марта 1937 года), он очень не любит когда его представляют «молдавским композитором» («А почему вы не объявляете «еврейский композитор Фельцман»?! Ненавижу, когда меня погружают в национальные штанишки. Лопнут они, не влезу я в них!»).
Нечто подобное композитор говорил и о своей песне «Белый город», с которой началась карьера, тогда ещё никому неизвестной, певицы Софии Ротару.
Е. Дога:
«…сегодня она является гимном Кишинёва, хотя слова «Кишинёв» в ней нет и не могло быть по моему сопротивлению от нажима ЦК. Это белый город, который есть в памяти каждого из нас, где бы он ни находился и в каком городе ни родился. Это — город-мечта. Белый, как белая птица. Поэтому его воспринимают все, как песня об их городе, песня для них».
Впрочем, песни в творчестве Евгения Дмитриевича встречаются нечасто. Зато его инструментальную музыку можно слышать во многих советских кинофильмах («Анна Павлова», «Восьмое чудо света», «Мария, Мирабела», «Зелёная волна», «Портрет жены художника», «Одиноким предоставляется общежитие» и др.).
Усилиями звукописца советского рока Андрея Тропилло музыка Доги даже попала в песни таких групп, как АКВАРИУМ (флейты из «Белого города» в «Снах о чём-то большем») и АЛИСА (женский вокализ «Берёзовая аллея» из к-ф «Гонки по вертикали» в «Экспериментаторе»).
Но, разумеется, самым главным «хитом», «визитной карточкой» и «нетленкой» композитора стал знаменитый вальс из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» (1978), который многие (не без оснований) считают одним из лучших вальсов XX века. А так как Евгений Дмириевич в своих интервью никогда не ленился отвечать на постоянные вопросы об этом вальсе, то мы можем восстановить его историю довольно подробно.
Начать придётся издалека — с того момента, как в конце 1950-х годов Евгений Дога познакомился с режиссёром Эмилем Лотяну, без которого этот вальс вряд ли бы появился на свет. Первой совместной работой двух творцов стал фильм «Лаутары» (1972), где композитор впервые работал с молдавским фольклором.
Однако настоящий всесоюзный успех снискал второй фильм Лотяну и Доги — «Табор уходит в небо» (1976). Многие до сих пор думают, что в этом фильме звучат обработки цыганского фольклора и очень удивляются, когда узнают, что вся музыка полностью оригинальная — просто очень талантливо стилизованная.
Е. Дога:
«…больше всего проблем было с цыганами, они посчитали, что их искусством должны заниматься только они сами, а не какие-то там молдаване… Мы с Лотяну им тогда ответили: цыгане делают цыганщину, а мы сделаем из этого классику, потому что по-другому не умеем».
Похожие сложности возникли, когда Эмиль Лотяну взялся за следующий фильм — «Мой ласковый и нежный зверь», снятый по мотивам повести А. Чехова «Драма на охоте» (1885). Комиссия не хотела, чтобы музыку писал Дога — мол, одно дело цыгане и молдаване, а другое дело — русская классика. Тем не менее, Догу утвердили, и работа над музыкой началась — причём задолго до съёмок.
Е. Дога:
«Мы сразу же оговаривали, что должно звучать в каждом эпизоде. Эмиль был одним из немногих, кто снимал под фонограмму. В основном режиссёры вставляют мелодии в готовый видеоряд…».
Евгений Дога и Эмиль Лотяну.
Первое обсуждение музыки к «Зверю» состоялось ещё в начале 1976 года. Поначалу думали использовать для сцены свадьбы Оленьки Скворцовой какой-нибудь аутентичный вальс XIX века. Но в фонотеке ничего подходящего не нашлось, и тогда композитор заявил, что сочинит вальс сам.
Е. Дога:
«…можно было писать что угодно или вообще ничего не писать, взять что-то из фонотеки, потому что мало ли, под что там танцуют? Но я сказал, что буду писать вальс. Потом я осознал, что Штраус создал эталон, и надо быть очень наглым, чтобы себе это позволить».
Впоследствии об этом своём обещании Дога, чуть было, не пожалел…
Дело в том, что с момента того разговора прошло много времени, и Евгений Дмитриевич стал работать над каким-то другим саундтреком. Поэтому, когда Лотяну вызвал его в подмосковную усадьбу Валуево, где снимался фильм, и потребовал обещанный вальс, оказалось, что ничего ещё не готово. А ведь до съёмок сцены свадьбы оставалось всего два дня!
Кадр из к-ф «Мой ласковый и нежный зверь».
Режиссёр буквально рассвирепел, поэтому Дога срочно начал копаться в своих черновых набросках (благо их у него хватало). Первые два наброска Лотяну не понравились. Перспективным показался лишь третий — с несколькими нотами, начертанными зелёными чернилами. Режиссёр заставил композитора прямо при нём развить эту тему и, уходя, сказал, чтобы завтра вальс был не только дописан, но и записан.
Е. Дога:
«Я пользовался минимальными средствами, потому что не было времени. Оркестровку сделал прозрачной, добавил хор – эти подголоски я не придумывал, они родились вместе с музыкой. Я поменял местами линии хора и скрипок, раздвинул каноны – и получилась очень интересная драматургия с убыстрением и замедлением темпа».
Так как Дога сочинял эту музыку на скорую руку, то она показалась ему слишком простой — всего лишь две повторяющиеся мелодии! Поэтому композитор очень беспокоился, как воспримут его вальс музыканты оркестра. Лишь когда после записи музыканты стали восторженно стучать смычками (аналог аплодисментов), Дога приободрился.
Похожую реакцию вальс вызвал и у присутствующих на съёмочной площадке. Всем казалось, что они слышат какую-то неизвестную классику.
Эмиль Лотяну и Галина Беляева (исполнительница роли Оленьки) на съёмках фильма «Мой ласковый и нежный зверь». Впоследствии 42-летний режиссёр женится на 18-летней актрисе.
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Орловские ворота Орловские (Гатчинские) ворота были воздвигнуты в 1777– 1782 годах на грани.
Кадр из к-ф «Мой ласковый и нежный зверь». Хот.
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит — И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чуд.
—Метки
—Рубрики
—Приложения
—Музыка
—Ссылки
—Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
✨История вальса Евгения Доги из фильма «Мой ласковый и нежный зверь»
Кадр из к-ф «Мой ласковый и нежный зверь».
Хотя Евгений Дога родился в Приднестровье (случилось это 1 марта 1937 года), он очень не любит когда его представляют «молдавским композитором» («А почему вы не объявляете «еврейский композитор Фельцман»?! Ненавижу, когда меня погружают в национальные штанишки. Лопнут они, не влезу я в них!»).
Нечто подобное композитор говорил и о своей песне «Белый город», с которой началась карьера, тогда ещё никому неизвестной, певицы Софии Ротару.
Е. Дога:
«…сегодня она является гимном Кишинёва, хотя слова «Кишинёв» в ней нет и не могло быть по моему сопротивлению от нажима ЦК. Это белый город, который есть в памяти каждого из нас, где бы он ни находился и в каком городе ни родился. Это — город-мечта. Белый, как белая птица. Поэтому его воспринимают все, как песня об их городе, песня для них».
Впрочем, песни в творчестве Евгения Дмитриевича встречаются нечасто. Зато его инструментальную музыку можно слышать во многих советских кинофильмах («Анна Павлова», «Восьмое чудо света», «Мария, Мирабела», «Зелёная волна», «Портрет жены художника», «Одиноким предоставляется общежитие» и др.).
Усилиями звукописца советского рока Андрея Тропилло музыка Доги даже попала в песни таких групп, как АКВАРИУМ (флейты из «Белого города» в «Снах о чём-то большем») и АЛИСА (женский вокализ «Берёзовая аллея» из к-ф «Гонки по вертикали» в «Экспериментаторе»).
Но, разумеется, самым главным «хитом», «визитной карточкой» и «нетленкой» композитора стал знаменитый вальс из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» (1978), который многие (не без оснований) считают одним из лучших вальсов XX века. А так как Евгений Дмириевич в своих интервью никогда не ленился отвечать на постоянные вопросы об этом вальсе, то мы можем восстановить его историю довольно подробно.
Начать придётся издалека — с того момента, как в конце 1950-х годов Евгений Дога познакомился с режиссёром Эмилем Лотяну, без которого этот вальс вряд ли бы появился на свет. Первой совместной работой двух творцов стал фильм «Лаутары» (1972), где композитор впервые работал с молдавским фольклором.
Однако настоящий всесоюзный успех снискал второй фильм Лотяну и Доги — «Табор уходит в небо» (1976). Многие до сих пор думают, что в этом фильме звучат обработки цыганского фольклора и очень удивляются, когда узнают, что вся музыка полностью оригинальная — просто очень талантливо стилизованная.
Е. Дога:
«…больше всего проблем было с цыганами, они посчитали, что их искусством должны заниматься только они сами, а не какие-то там молдаване… Мы с Лотяну им тогда ответили: цыгане делают цыганщину, а мы сделаем из этого классику, потому что по-другому не умеем».
Похожие сложности возникли, когда Эмиль Лотяну взялся за следующий фильм — «Мой ласковый и нежный зверь», снятый по мотивам повести А. Чехова «Драма на охоте» (1885). Комиссия не хотела, чтобы музыку писал Дога — мол, одно дело цыгане и молдаване, а другое дело — русская классика. Тем не менее, Догу утвердили, и работа над музыкой началась — причём задолго до съёмок.
Е. Дога:
«Мы сразу же оговаривали, что должно звучать в каждом эпизоде. Эмиль был одним из немногих, кто снимал под фонограмму. В основном режиссёры вставляют мелодии в готовый видеоряд…».
Евгений Дога и Эмиль Лотяну.
Первое обсуждение музыки к «Зверю» состоялось ещё в начале 1976 года. Поначалу думали использовать для сцены свадьбы Оленьки Скворцовой какой-нибудь аутентичный вальс XIX века. Но в фонотеке ничего подходящего не нашлось, и тогда композитор заявил, что сочинит вальс сам.
Е. Дога:
«…можно было писать что угодно или вообще ничего не писать, взять что-то из фонотеки, потому что мало ли, под что там танцуют? Но я сказал, что буду писать вальс. Потом я осознал, что Штраус создал эталон, и надо быть очень наглым, чтобы себе это позволить».
Впоследствии об этом своём обещании Дога, чуть было, не пожалел…
Дело в том, что с момента того разговора прошло много времени, и Евгений Дмитриевич стал работать над каким-то другим саундтреком. Поэтому, когда Лотяну вызвал его в подмосковную усадьбу Валуево, где снимался фильм, и потребовал обещанный вальс, оказалось, что ничего ещё не готово. А ведь до съёмок сцены свадьбы оставалось всего два дня!
Кадр из к-ф «Мой ласковый и нежный зверь».
Режиссёр буквально рассвирепел, поэтому Дога срочно начал копаться в своих черновых набросках (благо их у него хватало). Первые два наброска Лотяну не понравились. Перспективным показался лишь третий — с несколькими нотами, начертанными зелёными чернилами. Режиссёр заставил композитора прямо при нём развить эту тему и, уходя, сказал, чтобы завтра вальс был не только дописан, но и записан.
Е. Дога:
«Я пользовался минимальными средствами, потому что не было времени. Оркестровку сделал прозрачной, добавил хор – эти подголоски я не придумывал, они родились вместе с музыкой. Я поменял местами линии хора и скрипок, раздвинул каноны – и получилась очень интересная драматургия с убыстрением и замедлением темпа».
Так как Дога сочинял эту музыку на скорую руку, то она показалась ему слишком простой — всего лишь две повторяющиеся мелодии! Поэтому композитор очень беспокоился, как воспримут его вальс музыканты оркестра. Лишь когда после записи музыканты стали восторженно стучать смычками (аналог аплодисментов), Дога приободрился.
Похожую реакцию вальс вызвал и у присутствующих на съёмочной площадке. Всем казалось, что они слышат какую-то неизвестную классику.
Эмиль Лотяну и Галина Беляева (исполнительница роли Оленьки) на съёмках фильма «Мой ласковый и нежный зверь». Впоследствии 42-летний режиссёр женится на 18-летней актрисе.
Как дога написал вальс
К сожалению, вы используете слишком старый браузер. Обновите его, либо смените на другой. Это бесплатно!
Вальс композитора Евгения Доги из фильма Эмиля Лотяну “Мой ласковый и нежный зверь” признан “Самым красивым вальсом о любви в мире”. В рейтинге музыкальных шедевров 20-го века ЮНЕСКО он удостоен четвертой строчки. О том, как родилась эта романтическая мелодия, рассказал сам маэстро.
Почти четыре десятилетия “Вальс о любви” Евгения Доги покоряет концертные залы мира. Маэстро вернулся в прошлое, в 1978 год, когда родился знаменитый вальс.
“Я сказал Лотяну, что напишу музыку к фильму. Он спрашивает: – Что? Я говорю, давай вальс. Сказал… и забыл”, – рассказал композитор Евгений Дога.
А вот режиссёр Эмиль Лотяну не забыл. Он пришел в гостиничный номер композитора и потребовал ноты обещанного вальса, чтобы передать их музыкантам.
“Открывает дверь, злой, после репетиции с актёрами. Дверь за ним ещё не закрылась, а он кричит: Вальс! – Какой вальс?, – спрашиваю. И начинаю что-то там наигрывать на пианино. Он злится, а я думаю: – Вот сейчас получу по затылку”, – поделился Евгений Дога.
Евгений Дога вспоминает, что тогда его спас валявшийся на полу листок с набросками начала вальса: “- Набрал только три первые ноты, больше-то нет ничего. А он не отстал, пока я до конца не с импровизировал. Так всё легко получалось, что я удивлялся – Откуда? Не знаю, откуда что пришло”.
Тогда маэстро и не подозревал, что эта мелодия сделает его знаменитым: “Я пришёл, а оркестр играет, не останавливаясь. Доиграли до конца и стали бить смычками по пюпитрам. Я сначала подумал, что они надо мною смеются”, – поведал Евгений Дога.
Евгений Дога считает выдающимся то, как Эмиль Лотяну соединил музыку с игрой актёров.
“Это хрестоматийная сцена. Очень быстро эта музыка стала жить вне фильма. В интернете можно найти не сотни, а тысячи клипов. Просто удивительно! И некоторые очень удачные”, – заметил композитор.
Мелодии Евгения Доги входят в международный рейтинг 200 лучших музыкальных произведений всех времён.
За свою карьеру, композитор создал 75 вальсов.
История вальса из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь» (4 фото + 4 видео)
Эмиля Лотяну и Евгений Дога
Романтический вальс из мелодрамы композитор написал в подмосковной усадьбе Валуево, импровизируя на фортепиано, за одну летнюю ночь. Услышавшая и станцевавшая его первой исполнительница главной роли Галина Беляева, как и все на съёмочной площадке, подумала, что звучит ранее неизвестная классика из далёкого прошлого, — и была ошеломлена, узнав, что произведение оригинальное, только что сочинённое.
Галина Беляева и Эмиль Лотяну
Торжественный, неуклонно возрастающий по накалу и в то же время волнующий, полный тревожных предчувствий вальс сильно добавил картине эмоциональной выразительности, способствовал необыкновенной популярности мелодрамы Лотяну, которого многие критики упрекали за слишком вольное обращение с литературным материалом и нарочитые цыганские мотивы.
В результате альянса режиссёра и композитора фильм стал самым зрелищным и успешным в прокате среди экранизированных произведений Чехова. Вальс ждала своя самостоятельная жизнь: он стал культовой любовной мелодией, многие молодожёны выбирают его для своего первого свадебного танца, музыка часто звучит по радио и ТВ.
«Чувствовал эту славу и я: никогда не забуду огромный хвост очереди в музыкальном магазине на Садовом кольце, где продавали пластинки с музыкой к фильму «Мой ласковый и нежный зверь» — вспоминал впоследствии композитор.
Вальс из фильма востребован на массовых театрализованных постановках, музыкально иллюстрировал открытие олимпиад — 1980 года в Москве и 2014 года в Сочи.
Мелодия уверенно «пошла в народ», исполняется не только профессионалами, но и уличными музыкантами, звучит в подземных переходах, на станциях метро и на улицах, её часто используют хореографы и спортсмены для постановки балетных и танцевальных номеров как на паркете, так и на льду.
Произведение Доги из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» называют самым известным в мире киновальсом.