Меловой леттеринг для «чайников» на примере работы над арт-объектом
Это история личного опыта одного UX-дизайнера, который полюбил леттеринг ещё нечётко зная, что это такое.
Я расскажу о том, что такое леттеринг в современном дизайне на примере своей работы над арт-объектом; о трудностях, с которыми я столкнулась и как их решила; о грифельной краске и меловых маркерах. А ещё почему это «хорошо для бизнеса». И будет немного мотивации для дизайнеров, которые хотели бы встать со стула, но не знают как.
Всё началось с того, что у нашего отдела появилась задача сделать огромные буквы F U N. Чтобы от пола до потолка, дабы максимум фана было гарантировано нашим гостям с самого порога офиса, а сотрудники получали заряд бодрости, проходя мимо каждый день.
Что делает в таких случаях дизайнер? Ничего.
Как это дизайнер ничего не делает?
Своими руками — ничего.
Мы — графические, продуктовые дизайнеры и дизайнеры интерфейсов — садимся в своё кресло (а чаще уже сидим в нём), открываем Adobe Illustrator и набираем FUN корпоративным или любым приятным глазу шрифтом и отправляем файл рекламно-производственной компании…
Скоро приедут ребята и реализуют наш дизайн in real life. Наклеят, что должно быть наклеено, покрасят, что должно быть покрашено… или что они там делают, эти рекламщики. Дизайнеру обычно остаётся только оценить результат и либо радоваться, либо рыдать.
И вот я, дизайнер интерфейсов, открыла Adobe Illustrator и набрала это:
Очень корпоративно, учитывая, что базовый цвет бренда — чёрный. На этом моя работа, по сути, закончилась, но чтобы успокоить совесть (и команду менеджмента), я сделала мокап. Вот такой:
И стало очевидно, что огромные чёрные буквы — это вообще не fun.
Глядя на них, не хочется бежать бешено работать и развиваться как специалист. Они не мотивируют, а даже немного угнетают своим траурным видом.
А это значит, что задача мной как дизайнером не решена. Поняв это, наш отдел собрался на мозговой штурм, итогом которого явилось решение максимально реализовать миссию FUN-букв, наполнив их ярким содержанием. Ярким, интересным, дерзким и, конечно же, корпоративным. Это означало разработку уникальной иллюстрации размером 3 на 5 метров. Иллюстрация подразумевает потребность в иллюстраторе, и бог знает почему я решила, что этот челлендж мне по зубам.
Весь мир выбирает леттеринг, и мы тоже выбрали
Леттеринг (англ. lettering — рисование букв) даёт художнику свободу превратить текст в рисунок, поддержав и усилив его смысловое содержание.
Jay Roeder
Наверное, поэтому леттеринг так популярен во всём мире, ведь он вобрал в себя сильные стороны двух выразительных средств: рисунка и текста. Рукописные надписи и шрифты были одним из значимых трендов в иллюстративном искусстве в прошлом году, и можно быть уверенным, что в этом леттеринг продолжит набирать популярность. Ведь в то время как цифровые технологии захватывают всё большую часть нашей жизни, творческие люди ищут пути вновь сделать дизайн личностным, вернуть в него человеческий элемент.
Timothy Goodman
Знаете, было одно интересное исследование (увы, не помню, какой компанией проводилось), где потребителям демонстрировались этикетки товара, чтобы они выбрали наиболее приятные варианты. Тогда маркетологи были весьма удивлены, увидев, что печатно-наборный текст с большим перевесом победили рисованные этикетки. Люди бессознательно выше оценили дизайн, нарисованный «вручную».
Chris Piascik
И если мы видим мало примеров леттеринга в повседневной жизни и на улицах родного города, причиной тому ещё малая популяризация этого тренда среди деятелей крупного и среднего бизнеса в России (на текущий момент). А ведь это потрясающая штука, только взгляните:
Jason Naylor
Chris Piascik
Такие гиганты бизнеса, как Google, Coca-Cola, Nickelodeon, Reebok, Converse, Nike, McDonalds, Facebook, Xbox, Forbes, Vogue и т. д. смело используют леттеринг на самых разнообразных мероприятиях и в своих продуктах. А с творчеством русских и зарубежных леттеринг-мастеров можно ознакомиться в Instagram и на Behance по запросу #lettering. Мы ознакомились, впечатлились и поняли, что нашли свежую струю и идеальное средство для передачи своих идей.
Дудлинг — ещё одно новое слово и классный иллюстративный стиль
В мире Instagram, Behance и Dribble сейчас можно найти множество иллюстраторов, обладающих своими уникальными стилями, но если вы (как и я) пока ещё не из их числа — не стоит переживать. Собственный стиль рождается из ежедневной практики, а вначале мы все смотрим на «великих», анализируем их работы, заряжаемся их энергией и идеями.
Один из свежих трендов иллюстрации в 2017–2018 — это дудлинг (от англ. doodle, что можно перевести как «каракули», а doodling — бессознательное рисование).
Дудл — это то, что рисует наша рука, пока мозг занят другим делом (например, разговором по телефону или прослушиваем лекции). Если же подключить к дудлингу сознание, то получается очень самобытный, невероятно свободный иллюстративный стиль, очаровавший многих.
Выбирая, в каком направлении двигаться, мы непроизвольно пришли к использованию дудлинга. Его преимущество в том, что в одном полотне можно органично разместить множество посылов, образов, фраз, слоганов (и пасхалок), объединив их единым стилевым пространством. Его интересно разглядывать, читая, как книгу, только в произвольном порядке: можно сверху вниз, можно справа налево…
Chris Piascik
Прекрасными источниками вдохновения и демонстрацией того, насколько разнообразен и интересен может быть дудл-арт, будут иллюстраторы @timothygoodman, @andyjpizza, @chrispiascik.
Ну, что будем рисовать?
Итак, мы определились со стилем, осталось сгенерировать содержимое, т.е. контент нашей иллюстрации.
Это была вторая большая причина, по которой я, как продуктовый дизайнер, взялась за задачу. Никто не знает и не любит твою компанию так, как ты сам. Приглашённый иллюстратор может принести свой стиль, но он не знаком с вашим брендом, а ведь бренд — это живое существо. У него есть некая коллективная личность с набором индивидуальных качеств, которые так любят перечислять менеджеры в технических заданиях на разработку логотипа в графе «Опишите ваш бренд»: молодой, инновационный, надежный, стабильный, дружелюбный… Впитать в себя все эти 50 оттенков бренда, переосмыслить и транслировать в виде внятного дизайн-решения довольно тяжело, если ты сам не варишься в этой кастрюльке. Поэтому работа со сторонним специалистом требует зачастую долгой синхронизации между заказчиком и исполнителем, включающей в себя гадание по магическому шару, сеансы чтения мыслей и бесконечные правки, одинаково болезненные для обеих сторон.
Мы решили, что лучше нас никто не знает, насколько мы ценим хороший fun, смелость и мышление за рамками задачи, хулиганство на грани треша, неформальность ради продуктивности… всё то, что создаёт FunCorp.
И вот команды дизайна и администрации встретились для мозгового штурма и определились с тематикой контента. Выглядело это примерно так:
Вышла солянка из корпоративных слоганов, девизов, идей, просто забавных и близких по духу фраз, слегка приперчённая внутренними шуточками из Slack.
Затем последовали недели индивидуальной работы в связке iPad Pro+Apple Pencil+Adobe Draw, которую я рекомендую к освоению всем заинтересованным лицам в силу её высоких технологических возможностей, невероятной производительности и удобства. В итоге макет иллюстрации был готов к переносу на буквы FUN, которые к этому моменту были произведены и смонтированы (я расскажу о них чуть подробнее в главе о меловых маркерах).
Нарисованное вживую лучше напечатанного
Конечно, гораздо быстрее и проще напечатать иллюстрации на самоклеющейся пленке. Быстрее и дешевле. Дешевле и скучнее. И Facebook так никогда бы не сделал, а уж Facebook знает толк в творческом оживлении пространства своих офисов!
В Европе и Америке есть такая профессия, которой нет в России, называется она signpainter. В переводе это, вероятно, художник «вывесок». Это люди, которые в нашу цифровую эру кистью и краской создают вывески, оформление витрин и стен зданий. Зарубежных художников тоже сильно потеснило изобретение плоттерной резки, но всё же эта профессия существует и сейчас переживает, возможно, свою эпоху Возрождения (документальный фильм SignPainters (2014) познакомит вас с ней).
Mike Meyer
@copenhagensigns
Так почему нарисованное или произведённое вручную всегда будет цениться выше штампованного, даже если плоттер вырежет ровнее? Потому что так работает наш мозг. Мы чувствуем, что за этим стоит реальный человек, его живой труд и талант, его видение вещей, и мы ценим возможность прикоснуться к тому, что обогащает нашу визуальную культуру.
Stefan Kunz
Мы очень хотели, чтобы наши FUN-буквы были живыми, чтобы они говорили со зрителем, притягивали взгляд и увлекали его воображение, поэтому решили, что иллюстрации должны быть нарисованы на поверхности букв самым классическим способом — руками иллюстратора. Неопытными, но любящими.
Разумно ли рисовать, если ты не художник?
Ещё дизайнеры древнего Рима знали: ubi nihil vales, ibi nihil velis (лат.) — «там, где ты ничего не можешь, там ты не должен ничего хотеть». Резонный вопрос: зачем лезть в область, где ты непрофессионален?
То есть, возможно, в детстве ты неплохо рисовал лошадей, а сейчас отлично рисуешь интерфейсы, и бабушка называет тебя художником, но когда речь идёт о задаче в рамках дизайна бренда, разумно ли брать на себя ответственность за дело, к которому даже не знаешь, как подступиться? Рискуя выдать в результате неведомую чушь, за которую тебя в лучшем случае лишат квартальной премии?
Я верю, что, вопреки сложившемуся стереотипу, любой дизайнер — это художник. Даже если он рисует не руками, а головой, работая исключительно на трекпаде своего ноутбука. И когда продуктовая задача (и благословение руководства) даёт нам, дизайнерам, шанс шагнуть в прекрасный новый мир — его надо хватать.
Знакомство с работами современных иллюстраторов сломало во мне стереотип о том, что каждый должен заниматься своей работой, и удел дизайнера — это пакет Adobe. Все эти необыкновенно талантливые художники в один голос твердят: не бойся начинать, не стесняйся выглядеть непрофессионально, просто бери и делай! И получай от этого удовольствие!
Меловые маркеры и с чем их едят
Меловые маркеры — это то, чем бариста всего мира пишут на своих досках «Капучино — 250 руб».
Именно меловые маркеры мы выбрали для переноса изображения на наши немаленькие черные буквы. «Но они же стираются!» — скажете вы. «Именно!» — ответим мы. Это и означает свободу менять контент иллюстрации в будущем. «Уж если бариста могут, то и у меня получится!» — с таким лозунгом я приступила к изучению леттеринга меловыми маркерами.
Сразу оговорюсь, меловой леттеринг и леттеринг меловыми маркерами — это не совсем одно и то же. Основное отличие меловых маркеров от мела в том, что мел оставляет более рыхлый, неоднородный след; маркеры же дают чистую плотную линию, не сыпятся и устойчивы после высыхания. Это два похожих, но разных инструмента, и неграмотно было бы говорить, что один лучше другого, так как каждый решает свои задачи. Нашу задачу идеально решали именно меловые маркеры.
Меловой маркер называют ещё paint marker, chalk ink, chalk pen, bistro marker, glass pen, liquid chalk, но чаще chalk marker.
Забавно, что это название не соответствует реальности, так как, вопреки стереотипу, внутри меловых маркеров содержится не жидкий мел, а особые пигментные чернила на водной основе. Этот пигмент имеет несколько выигрышных моментов: он устойчив к ультрафиолетовому излучению и не выгорает на солнце, а также у него очень хорошая «укрывистость», то есть он хорошо перекрывает цвет поверхности, на которую нанесён. За счёт этого достигается очень насыщенный цвет рисунка. Меловые маркеры можно использовать на стекле, пластике, металле, LED-доске, грифельной краске и на других твердых, не пористых поверхностях. Рисунок легко смывается губкой с водой (а ещё лучше губкой со специальным средством для смывания меловых маркеров).
Вы и сами, скорее всего, уже знакомы с меловыми маркерами как инструментом детского или офисного творчества. Возможно, вы видели меловые надписи на досках в ресторанах, магазинах, при оформлении свадеб или банкетов. Между тем, они, несомненно, заслуживают большего внимания.
Как выбрать хорошие меловые маркеры?
Маркеры этих брендов мы опробовали лично и остались довольны: Edding, Uni Chalk.
А это другие лидирующие бренды на рынке: Zig, Molotow, VersaChalk.
Рынок сейчас наводнён меловыми маркерами от самых разных компаний (в том числе и китайских), но лучше довериться известным производителям. Средняя цена одного маркера варьируется примерно от 200 до 400 руб., в зависимости от размера наконечника и количества чернил в резервуаре.
Как выбрать качественные меловые маркеры? Вам помогут следующие критерии:
На чём можно рисовать меловыми маркерами?
Мы выбрали для букв экологичную и легкую фанеру, качественно загрунтованную и покрытую специальной грифельной краской Blackboard paint. Грифельные краски сейчас не редкость, и соблюдая технологию окраски, вы наверняка получите хороший результат, какую бы из них не выбрали. Дам лишь несколько советов:
Мы изготовили порядка 7 небольших тестовых букв, экспериментируя с различными комбинациями материалов, пока в итоге не пришли к сочетанию фанеры и матовой грифельной краски. Это комбо с блеском прошло тестирование (рисуем — оцениваем яркость и консистентность штриха — стираем мокрой тряпкой — сушим — оцениваем чистоту холста — ковыряем ногтем, царапаем — оцениваем прочность).
Но применять меловые маркеры можно не только на поверхности с грифельной краской. Есть много других вариантов, где вы можете их использовать с пользой для бизнеса:
FUN-буквы готовы
Наши буквы начали исполнять fun-миссию уже в процессе отрисовки, так как все проходящие по коридору сотрудники развлекались созерцанием UX-дизайнера то висящего на стремянке под потолком, то лежащего на коврике на полу и старательно красящего те или иные области букв. 🙂
Мы также решили оставить коллегам простор для ежедневного творчества, поэтому среднюю букву U отдали в пользование всем желающим снять стресс и свободно порисовать.
Лайфхаки для начинающего мелово-маркерного художника
Хочу поделиться нажитым опытом с теми, кто вдохновится идеей мелово-маркерного рисования. Следующие советы, надеюсь, уберегут вас от ошибок новичка.
Красиво писать на доске — это просто: способы создания оригинальных элементов
В интерьерах общественных заведений довольно популярна меловая доска. Она используется в качестве места для заметок, штендера с объявлениями или целого материала для отделки стены, пола или потолка. Надписями на них можно не только преобразить дизайн помещения, но и привлечь внимание гостей к предстоящим программам, акционным блюдам, уникальным предложениям. Но как перенести на меловые доски красивые изображения? Предлагаем ознакомиться с основными рекомендациями, которые помогут создать стильный элемент декора для кафе, ресторана и других общественных заведений.
Выбираем инструмент
На чёрной доске лучше всего выглядят надписи мелом. Но простыми кусочками писать не очень удобно: они крошатся, пачкают и сушат пальцы. Современные производители предлагают карандаши, маркеры, краски разных цветов, с использованием которых меловая доска превращается в настоящее произведение искусства, а процесс создания предмета интерьера максимально упрощается.
Выбор инструмента зависит от желаемого конечного результата. Каждый вариант имеет свои особенности и нюансы:
Для рисования обычными инструментами можно приобрести специальные металлические или пластиковые держатели, позволяющие не пачкать руки и делающие процесс творчества удобнее.
Что рисовать
На меловой доске для ресторана, бара или других заведений отображаются разные творческие идеи. На полотнах можно записывать афоризмы и цитаты, пожелания, рецепты напитков и блюд, уникальные акции для посетителей, послания. Стены в барах и пабах часто расписываются шрифтами и узорами, которые сочетаются со стилистическим решением заведения.
Создать изображение, которое будет выглядеть аккуратно, не навредит общей картине, без специального образования и опыта — непростая задача. Чтобы надпись была красивой, рекомендуется найти заготовку в интернете или разработать её в редакторе, сочетая шрифты и размеры.
Способы рисования
На напольных или настенных полотнах, для штендеров с объявлениями используются трафареты. Заготовки позволяют переносить на доски крупные надписи или повторяющиеся детали (цены, логотип, название общественного заведения). Трафареты можно заказать в полиграфической фирме или сделать самостоятельно, создав надпись в графическом редакторе, распечатав её и приклеив на плотный картон. Для работы с такими заготовками лучше использовать меловые краски или маркеры. Данный способ позволит создавать аккуратные, красивые надписи. Если какой-то элемент не получился, нужно подправить его границы, достаточно вытереть место влажной губкой или подправить ватной палочкой.
Второй способ рисования на меловой доске — копирка. Это предоставляет больше возможностей для творчества, но повышает затраты средств на инструменты и времени на реализацию. Для работы необходимы готовые надписи, клейкая лента, графит. Из меловых продуктов лучше использовать тонкий мелок, карандаш и маркер.
Задняя поверхность изображения штрихуется графитом. Лист с готовой надписью приклеивается скотчем к настенному или настольному полотну. Карандашом необходимо пройтись по контуру. После отклеивания листа на доске останутся границы, которые затем нужно обвести меловым маркером и закрасить. С помощью мокрой ватной палочки поправляются границы элементов целостной картины.
Меловые доски — незаменимые предметы интерьера для гостиницы, кафе или ресторана, позволяющие регулярно обновлять дизайн помещения, привлекать внимание клиентов скидками, развлекательными программами, пожеланиями. Заказать изделия можно в компании ARKWood. Оригинальная менюшница, штендер для творчества и объявлений, маленькие доски для записи заказов — в каталоге представлен широкий ассортимент товаров, чтобы подчеркнуть оригинальность стиля и создать уникальную атмосферу в помещении.
Как красиво написать на доске маркером
Сегодня я расскажу о своих экспериментах с разными материалами.
1. Мел круглый.
Потому, что легко поточить. Отличный материал) Выразительный, доступный по цене, но. легко стирается/ осыпается/размазывается. Что делать? Использовать №2
2. Лак для волос.
Он зафиксирует не только укладку, но и буквы.
Я купила самый дешевый. Им оказался Romantica Классик. Взяла черный. Потому, что он смотрелся более стильно чем белый.
На что обратить внимание:
✔ не закрепляйте лаком сразу всю композицию. Нарисуйте где-нибудь сбоку доски букву и тестируйте на ней.
✔ при близком распылении мел может размокнуть, потечь, и ваше произведение превратится в печальное зрелище.
✔ распыляйте лак легкими движениями, равномерно, не лейте в одну точку. В общем, представьте, что Вы помесь балерины и феи Тинкер Бэлл.
После закрепления лаком меловая композиция не сотрется движением руки. Все будет держаться крепко, не будет пачкаться и размазываться.
Стирается мокрой тряпкой. Придется потереть. Иногда могут оставаться почти незаметные следы.
Я использовала набор «Петербургской» художественной пастели.
Замечательный материал.
✔ не осыпается, в отличие от мела.
✔ добавляет яркости композиции
✔ можно делать красивую растушевку
✔ более долговечна, чем мел
Стирается мокрой тряпкой с приложением некоторых усилий.
4. Масляная пастель.
У меня фирмы Pentel.
✔Крепкая, яркая, не смазывается. На века.
❌Отмыть после нее доску будет большим испытанием.
Если сухую пастель стереть достаточно легко, то масляная схватывается и намертво пристает к доске за пару минут. Не знаю, что будет, если она постоит на доске месяц.
Не исключаю, что вы будете тереть и плакать.
Как красиво писать на грифельной доске: 2 лучших способа
После того, как грифельная краска стала популярна в интерьерном дизайне, во многих домах можно встретить различные элементы, — от табличек до целых стен, — на которых можно писать мелом. В этом посте мы расскажем, как сделать грифельную доску красивым элементом декора, а не просто местом для заметок и детского творчества.
Чем писать
Ответ на этот вопрос кажется очевидным — конечно же мелом! Однако производители проявили фантазию: кроме мела разного размера и цвета существуют меловые карандаши, меловые маркеры и даже меловые краски. Выбор инструментария очень важен для конечного результата.
Маркер — идеален для небольших надписей и тонких четких линий, но надписи получаются без характерной текстуры мела. Его удобнее и приятнее держать в руках. Если покупаете такой, учтите, что не все маркеры одинаково хорошо стираются — лучше поэкспериментировать на менее заметном участке.
Меловую краску можно сделать своими руками, потерев на мелкой терке обычный мелок и смешав получившийся порошок с санитарным гелем для рук до консистенции сиропа. Краска незаменима для закрашивания трафаретов и больших участков.
Обычные мелки тоже можно сделать приятнее: разнообразные держатели мелков, которые сейчас совсем несложно найти и купить, не будут оставлять сухость на пальцах.
Что изобразить
На грифельной поверхности можно просто рисовать, импровизируя, записывать свои мысли и рецепты или оставлять послания домочадцам. Однако такое творчество может выглядеть небрежно и не служить на пользу интерьера. Часто эталоном оформления грифельной стены становятся кафе — стены в современных заведениях расписаны красивыми шрифтами в разных сочетаниях и дополнены рисунками.
Сделать красивый леттеринг на доске от руки человеку без специального образования и опыта практически невозможно, поэтому просто найдите заготовку в интернете или составьте свою композицию из разных шрифтов в любимом графическом редакторе. Как перенести это художественное великолепие на стену или доску мы и расскажем далее.
Способ 1. Трафарет
Этот метод подойдет лучше всего для крупных надписей или повторяющихся элементов. Трафарет можно распечатать на плотной бумаге и прорезать самостоятельно, купить готовых или заказать изготовление в типографии. Преимущество последних двух в возможности многоразового использования.
Для нанесения изображения с помощью трафарета используйте меловую краску или маркеры. Преимущество мела перед обычной краской в том, что если не получится с первого раза — ничего страшного, просто смываете участок и переделываете. Границы можно будет также подправить влажной ватной палочкой.
Способ 2. Копирка
Этот способ чуть сложнее в реализации, зато открывает больше возможностей, ведь изготовление большого количества трафаретов затратно. Вам понадобится распечатанная надпись или изображение, скотч, графит, карандаш и тонкий мел или меловой маркер.