«К Чаадаеву» (Пушкин): метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения
Александр Сергеевич Пушкин не случайно использовал эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения в стихотворении «К Чаадаеву». Средства художественной выразительности служат своеобразным украшением литературного произведения, они помогают автору полнее выразить свои мысли. Средства выразительности бывают лексические, фонетические, синтаксические. К лексическим средствам относятся тропы: эпитеты, метафоры, метонимии и т.п.
Эпитеты метафоры и метонимия
Эпитеты – художественные определения, с помощью которых автор придает окраску описываемым предметам, явлениям, о которых говорится в литературном произведении. В стихотворении «К Чаадаеву» использованы следующие эпитеты;
Метафоры – это иносказательные признаки предметов, перенос смысла одного слова в отношении к другому слову. В этом стихотворении использованы следующие метафоры:
Напишут наши имена
«На обломках самовластья» – метонимия. Дворяне пушкинской эпохи чувствовали на себе гнет царского самодержавия. Мало кого из дворян тяготило то, что они имели крепостных, чьим трудом жили. Но они чувствовали себя крепостными царя и царской семьи, многие были вынуждены служить при дворе императора, и это делало их подневольными императора. В подобную «неволю» позднее попал и сам Пушкин.
Сравнения
В литературе сравнения служат для отождествления одних предметов или явлений с другими. В стихотворении «к Чаадаеву» применяются следующие сравнения:
Олицетворения
В этом стихотворении Пушкин говорит о юношеской поре, когда жизнь кажется в розовом свете, когда юноши многого еще не знают о жизни и потому обманывают сами себя. Но по мере взросления они становятся серьезнее, задумываются о взрослых вещах, меньше предаются забавам. И забавы, игры исчезли как бы сами собой.
«Отчизны внемлем призыванье». В этом метафорическом словосочетании понятно, что неодушевленной отчизне автор придал одушевление. Отчизна в самом деле никуда не зовет, но приходит понимание того, что молодые люди обязаны служить государству, народу.
Стилистические средства
Из стилистических средств в стихотворении использованы повторы:
Как сон, как утренний туман. Повторяется слово «как». И ниже в двух строках следует повторение слова «Пока»
Пока сердца для чести живы…
Повторения поэт делает с целью сконцентрировать внимание читателя на этих строках.
Стихотворение написано в форме послания, и поэтому здесь вполне оправданы обращения: мой друг, товарищ.
В последних строках пропущено подлежащее. Пушкин подразумевал, но не говорит явно, что напишут имена последующие поколения, которые свергнут это самое самовластье.
Здесь также присутствуют архаизмы, придающие стихотворению некоторую торжественность: внемлем, призыванье, вспрянет.
Тест по литературе К Чаадаеву 9 класс
Тест по литературе К Чаадаеву (А.С. Пушкин) для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
1 вариант
Задания с кратким ответом
1. Назовите жанр стихотворения.
2. Укажите название изобразительно-выразительного средства:
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман…
3. Как называется средство иносказательной выразительности?
Недолго нежил нас обман…
4. Как называется изобразительное средство?
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье…
5. Укажите название характера рифмовки в 5-12 строках стихотворения.
Задания с развернутым ответом
6. Как меняется настроение лирического героя стихотворения?
7. Какую роль в стихотворении играет образ сна?
8. Чем похоже поэтическое настроение, воплощенное в стихотворениях А.С. Пушкина «К Чаадаеву» и В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (фрагмент)?
2 вариант
Задания с кратким ответом
1. Для какого литературного направления характерны образы звезды, огня, темы рока, любовного томления, воплощенные в данном стихотворении?
2. Как называется изобразительное средство?
Души прекрасные порывы!
Звезда пленительного счастья…
3. Укажите название изобразительно-выразительного средства:
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
4. Как называется средство иносказательной выразительности?
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
5. Определите размер, которым написано стихотворение.
Задания с развернутым ответом
6. Как меняется настроение лирического героя стихотворения?
7. Какую роль в стихотворении играет образ сна?
8. Чем похоже поэтическое настроение, воплощенное в стихотворениях А.С. Пушкина «К Чаадаеву» и В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (фрагмент)?
Фрагмент стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
для 8 задания
Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты — свое,
стихами.
Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма
сияй во что попало!
Устанет то,
и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Вдруг — я
во всю светаю мочь —
и снова день трезвонится.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!
Ответы на тест по литературе К Чаадаеву (А.С. Пушкин)
1 вариант
1. послание
2. сравнение
3. метафора // олицетворение
4. эпитет
5. опоясывающая
2 вариант
1. романтизм
2. эпитет
3. сравнение
4. метафора
5. ямб
Стихотворение и анализ «К Чаадаеву»
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Краткое содержание
Стихотворение «К Чаадаеву», написанное в 1816 году, по жанру принадлежит к гражданской лирике, посланию с элементами философских размышлений. Поэтому в нем отсутствует сюжетная составляющая, оно практически не содержит ярких эмоций и образов. Пушкин всего лишь делится с другом своими взглядами, выражает свое отношение к сложившейся ситуации.
Уже в первых строках ощущается тенденция ухода поэта от недавнего, так любимого им романтизма. Все те чувства, которые раньше вызывали бурю эмоций – любовь, страдание, ревность, надежду сегодняшний Пушкин считает мальчишеством. Он уверен, что им уже не место в стране, раздираемой политическими разногласиями из-за отсутствия справедливости и свободы.
В стихотворении звучит призыв отдать всего себя служению России. В это понятие поэт вкладывает защиту родины и простого народа от ее поработителей-самодержцев. Слова, которые он использует (свобода, звезда, товарищ и др.) вполне можно назвать революционными.
Финальная фраза «И на обломках самовластья напишут наши имена!» говорит о решимости встать в один ряд с теми патриотами, задача которых – свержение самодержавия и проведение реформ.
Анализ
История создания
Это стихотворное послание поэт адресовал Петру Чаадаеву, философу и публицисту, дружба с которым началась еще в Царском Селе. Своими идейными убеждениями и взглядами на состояние общества Пушкин во многом обязан влиянию этого человека.
Знакомство юного Александра с Петром Чаадаевым состоялось в 1816 году, когда оба молодых человека встретились в доме русского литератора и историка Н.М. Карамзина. В ту пору Чаадаев был назначен адъютантом лейб-гвардейского полка в Царском Селе и имел за плечами военный опыт, приобретенный в сражениях с французами.
Его всесторонняя образованность покорила молодого лицеиста, разделявшего гражданскую позицию Петра Яковлевича. Молодых людей сблизила общность взглядов на многие вещи, хотя, они много и часто спорили о методах борьбы с монархией и о государственном устройстве.
Послание, написанное вскоре после окончания лицея, пропитано юношеским максимализмом, и его можно назвать продолжением этих споров. Молодой поэт отдавал предпочтение революционному методу борьбы, в чем с ним не соглашался Чаадаев, которому претило любое проявление насилия.
Вольнолюбивый характер послания стал причиной отказа в публикации, более того, стихотворение было внесено в список запрещенных. Несмотря на это, оно моментально распространилось в рукописном варианте, причем, каждый, кто переписывал текст, старался дополнить его чем-то своим. В итоге появилось почти семьдесят вариантов этого произведения. Стихотворение все-таки было опубликовано в 1829 году в «Северной звезде», несмотря на то, что Пушкин был категорически против искаженного варианта. В первозданном виде стихотворение появилось лишь в 1901 году.
Впоследствии друзья окончательно разошлись во взглядах, однако, сближало их то, что оба подвергались постоянным гонениям и считались опальными. В итоге, Петр Чаадаев был объявлен сумасшедшим, а Пушкин за свою недолгую жизнь неоднократно подвергался политическим репрессиям и ссылкам.
Персонажи и образы
Несмотря на то, что послание адресовано конкретному человеку, образ Чаадаева вырисовывается очень смутно. Звучит лишь призыв-обращение посвятить отчизне «души прекрасные порывы». Скорее всего, у Пушкина была цель – этим неясным образом замаскировать истинное назначение произведения.
Образ России Пушкин олицетворяет фразой: «Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье». Светлому чувству любви к родине противопоставлена ненависть к царскому режиму, не позволяющему ей дышать и свободно развиваться. Пушкин страстно желает помочь ей сбросить оковы «гнета власти роковой».
Прибегая к ярким сравнениям, поэт описывает прекрасное время молодости, «пока сердца для чести живы», сравнивая ожидание перемен с томлением любовника, предвкушающего «минуты верного свиданья».
Композиция
Композиционно в произведении можно выделить три части. Первая – это прошлое, когда герои еще были полны ожиданием «любви, надежды, тихой славы». Но все растворилось, словно в тумане, и во второй части читатель видит суровую действительность – отчизна страдает и взывает к помощи. В третьей части автор пытается нарисовать светлое будущее, которое должно наступить после падения «самовластья». Стихотворение представляет собой монолитный текст, без деления на строфы.
Определение жанра данного произведения не вызывает затруднений – это послание, но послание не только другу, но и обществу в целом. Литературное направление – реализм.
По роду литературы стихотворение относится к лирике. Здесь можно выделить несколько ее разновидностей: гражданская (переживания за судьбу отечества); любовная (томление влюбленного перед свиданием); философская (размышления о прошлом и будущем).
Размер и средства художественной выразительности
При написании «К Чаадаеву» Пушкин использовал четырехстопный ямб. Рифма в первых четырех стихах – перекрестная (АБАБ), в следующих четырех – опоясывающая (ВГГВ) и последние пять строк оформлены не совсем обычной рифмовкой по типу ДЕДЕД.
Произведение написано четким, выразительным языком. Использование таких слов, как «вольность», «власть», «свобода», «отчизна» еще раз подчеркивает его принадлежность к гражданской лирике.
Словосочетания «горит желанье» (единственная метафора в тексте), «свободою горим», «души прекрасные порывы» раскрывают душевное состояние поэта.
Художественные образы создаются с помощью эпитетов: «нетерпеливая душа», «юные забавы», «роковая страсть» и сравнений: «как ждет любовник молодой», «как сон, как утренний туман».
Проблематика и основная идея произведения
Пушкин поднимает в стихотворении очень важную для себя и для общества проблему свободы слова, мыслей и действий. Его эмоциональная смелость писать об этом практически не завуалированно, объясняется его молодостью, потому что зрелый и поздний Пушкин, уставший от постоянных преследований и ссылок, намного сдержаннее в выражении своих чувств.
Произведение принято рассматривать, как патриотический порыв и призыв к свержению существующего строя, побуждение декабристов к действию. Но основная идея была несколько иной. Для Пушкина это, прежде всего, послание к другу, отношениями с которым он очень дорожил. Он не сомневался, что Чаадаеву предначертано войти в историю России, как вершителю благих дел. Данное послание – это задушевная товарищеская беседа на волнующие поэта темы: состояние дел в обществе, положение в нем поэта, человеческое взросление и наступление зрелости.
Актуальность этого пушкинского творения бесспорна. Современному читателю оно демонстрирует пронзительную любовь к родине, стремление сделать ее лучше и счастливее, не взирая ни на какие обстоятельства.
Как называется средство иносказательной выразительности и на обломках самовластья напишут наши имена
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в 1-8-й строках данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
(1) Сравнение — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства. В указанном отрывке сравнения «как сон, как утренний туман».
Задание некорректно, т. к. в указанном отрывке встречается ещё и оксюморон «тихой славы».
В первой строфе стихотворения имеется оксюморон (помимо указанных в ответе цифр). «Тихая слава».
Да, в пояснении у нас это указано, поэтому задание некорректно.
В чем особенность вольнолюбивой лирики Пушкина и кто из русских поэтов раскрывает в своей лирике тему свободы?
Тема свободы, воли раскрывается в творчестве Лермонтова. В стихотворении «Парус» поэт завидует парусу, который, хоть и одинок, но свободен.
Вольнолюбивая лирика Некрасова носит философский характер. В стихотворениях же «Рыцарь на час» и «Умру я скоро…» герой сожалеет о том, что он «к цели шел колеблющимся шагом», что ему суждены были «благие порывы», но «свершить ничего не дано».
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Какой смысл вкладывает А. С. Пушкин в понятие «свобода»?
10.2. Как различные поэтические средства помогают выразить идею этого стихотворения?
10.1. Одним из лучших политических стихотворений А. С. Пушкина является послание «К Чаадаеву». И поэт, и его «товарищ» мечтали об освобождении России от гнета самодержавия и крепостного права, но Чаадаев в отличие от юного Пушкина не верил в скорое осуществление их надежд. Поэт старался убедить друга, что мечта скоро сбудется и оба они примут участие в разрушении «самовластья». Девятнадцатилетний поэт призывает посвятить отчизне «души прекрасные порывы». Революционный долг не противопоставляется личным чувствам, а является для поэта таким же близким, как мечты о свидании с любимой:
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Неиссякаемая вера в будущее России звучит и в заключительной строфе:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
10.2. По содержанию, жанру и композиции стихотворение А. С. Пушкина «К Чаадаеву» представляет собой разновидность произведений ораторского искусства, хотя и остаётся посланием. Высокий эмоциональный настрой, мобилизующий на борьбу дух, выраженный в призывных интонациях, создаётся свойственными ораторскому стилю средствами.
Синтаксис стихотворения отличается простотой и стройностью: пятнадцать простых предложений образуют четыре сложных. Призывные интонации создают и обращения:
Мой друг, отчизне посвятим…
Пушкин использует слова высокого стиля (внемлем, отчизны, упованья) и общественно-политические термины, распространённые в дворянских революционно настроенных кругах (гнёт, самовластье, вольность).
В стихотворении много слов и выражений, создающих подтекст: это и сравнения (как сон, как утренний туман), и эпитеты (роковой власти, святой вольности), метафоры (свободою горим, недолго нежил нас обман).
Ритм выступает как один из составных элементов интонации и как конструктивный элемент, с помощью которого достигается целостность произведения.
Все перечисленные поэтические средства помогают выразить основной смысл стихотворения: оно о прошлом, настоящем и будущем вольнолюбивого поколения начала XIX века.
По содержанию, жанру и композиции стихотворение А. С. Пушкина «К Чаадаеву» представляет собой разновидность произведений ораторского искусства, хотя и остаётся посланием. Высокий эмоциональный настрой, мобилизующий на борьбу дух, выраженный в призывных интонациях, создаётся свойственными ораторскому стилю средствами.
Синтаксис стихотворения отличается простотой и стройностью: пятнадцать простых предложений образуют четыре сложных. Призывные интонации создают и обращения:
Мой друг, отчизне посвятим…
Пушкин использует слова высокого стиля (внемлем, отчизны, упованья) и общественно-политические термины, распространённые в дворянских революционно настроенных кругах (гнёт, самовластье, вольность).
В стихотворении много слов и выражений, создающих подтекст: это и сравнения (как сон, как утренний туман), и эпитеты (роковой власти, святой вольности), метафоры (свободою горим, недолго нежил нас обман).
Ритм выступает как один из составных элементов интонации и как конструктивный элемент, с помощью которого достигается целостность произведения.
Все перечисленные поэтические средства помогают выразить основной смысл стихотворения: оно о прошлом, настоящем и будущем вольнолюбивого поколения начала XIX века.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Соответствие ответа заданию | |
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 2 |
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 1 |
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 1 |
Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 6 |