План по созданию продающего вебинара: 7 шагов
Бесплатный мастер-класс — это работающий способ привлечь на основной курс большую аудиторию. Польза для всех — вы можете сделать его автовебинаром и не отвлекаться на продажи, а слушатели получат возможность оценить эксперта перед покупкой курса. Предлагаем универсальный пошаговый план по созданию продающего вебинара — применяйте его в любой нише.
Шаг 1. Зацепите внимание
На старте вебинара главное — зацепить внимание слушателей, заставить их остаться на весь сеанс. Основное возражение, если простыми словами, звучит так: «Ну и что мне здесь собираются рассказать? Будет что-то полезное или опять „вода“ и продажи?».
Пример: «Тема нашего вебинара — как выработать уникальный стиль для обработки свадебных фотографий. Это тренд из Европы, в следующем году все захотят такие фотоальбомы — клиенты будут стоять в очереди к вам. В среднем ценник за такую свадьбу — 20 тысяч рублей. Обработать все фотографии можно за три полных дня. Всем, кто останется до конца вебинара, — чек-лист по ретушированию портретов невесты и автоматический экшн для Photoshop».
Заранее проверьте связь и соединение. Должен быть качественный звук, речь должна быть чёткой и ясной. Это очень важно — слушатель решает, комфортно ли ему будет слушать эксперта
Шаг 2. Подтвердите свою экспертность
Заинтриговать слушателей — это лишь первая часть плана продающего вебинара. Если дальше сразу начать рассказывать какую-то информацию по теме, то толку не будет — ведь не создано ощущение доверия.
В этом шаге используйте прием из маркетинга — социальные доказательства. Вам нужно убедить слушателей, что вы эксперт, или напомнить им об этом, если вы так себя и продвигаете. Есть официальные регалии? Озвучьте их. Если нет, расскажите о крупных известных клиентах или поделитесь отзывами ваших учеников.
Если нет регалий — всегда можно рассказать об опыте. Например, весил 150 кг, похудел. Или о том, как помог клиентам. Неважно, что у вас нет сертификатов — люди приходят не за бумагой, а за результатом.
Лайфхак — перед мастер-классом протестируйте пару уроков из основного курса на знакомых и друзьях, попросите поделиться мнением. Если всё хорошо — получите несколько настоящих отзывов, записанных на видео.
Не расхваливайте себя слишком долго — люди уже пришли к вам на вебинар, значит, некий кредит доверия есть. Нужно лишь подкрепить его.
Доверие можно завоевать ответами на вопросы. Люди пишут в чат — разбирайте подробно каждую тему. Отвечайте чётко, понятно, по делу. Правильный ответ на вопрос демонстрирует, что вы эксперт, и люди осознают, что вы можете им помочь.
Полина Филимонова в школе кондитеров использует еще один вариант соцдоказательства — рассказывает, у кого повышала квалификацию
Шаг 3. Вскройте «боли»
Эффективный вебинар — это решение потребностей слушателей. Причем реальных, а не выдуманных. Озвучьте «боли» клиентов — это психологический ход, который заставит слушателей быть внимательными. И добавьте, что страдать от этих «болей» необязательно.
Проводите вебинар для фотографов? Сосредоточьтесь на том, что им приходится за копейки сидеть ночами, обрабатывая тысячи снимков. И роста дохода нет — ведь количество времени на работу ограничено 24 часами в сутки. В итоге — прибыль минимальна, отдыха нет, выгорание придет совсем скоро.
Тема о спорте? Напомните, что чувствует человек после первых пяти километров бега. Как хочется всё бросить, и единственный выход, по мнению многих тренеров — ломать себя, заставлять бежать дальше. Результат — травма, тренер снимает с себя ответственность, потому что это вы — слабовольный.
В школе финансовой грамотности на «боли» указывают мягко, но точно
Шаг 4. Начните рассказ о продукте
Задача этого шага — чуть подробнее объяснить, как избавиться от «боли». Рассказать вкратце, не вдаваясь в подробности. Побудьте немного «капитаном очевидность».
Не забудьте сказать, что на вебинаре вы не озвучите полностью методику, а дадите лишь часть информации. Но и это будет полезно — ведь даже после бесплатного вебинара слушателям станет немного легче и проще справляться с «болью».
Скажите в самом начале, что у вас есть платная методика или система. По ходу вебинара иногда напоминайте об этом — говорите, что полная информация есть в курсе, сейчас вы готовы озвучить её только частично.
Шаг 5. Расскажите о ваших клиентах (опционально)
Используйте сторителлинг — это будет заключительным элементом в создании репутации эксперта для ваших слушателей. Расскажите о том, как ваши клиенты смогли решить проблемы с помощью вашего продукта.
Постройте историю на классическом каноне «путешествия героя». Схема выглядит так:
Этот упрощенный алгоритм может использоваться для создания любой истории. Старайтесь, чтобы путь вашего героя вышел максимально сложным и правдоподобным.
Если подробных кейсов от клиентов ещё нет — расскажите о себе. Как вы стали экспертом? Почему вы решили развиваться в нише? С какими трудностями столкнулись? Как преодолели их? Прочитайте книгу создателя механики Джозефа Кэмбелла «Тысячеликий герой», стройте этот шаг своего вебинара по его образцу.
Шаг 6. Дайте работающую схему
Все подготовительные этапы пройдены. Постарайтесь, чтобы к этому шагу слушатели ещё не устали — потратьте на первые пять пунктов 10-15 минут. Приступайте к продаже.
Начинающие бизнесмены в онлайн-образовании часто совершают ошибку — они считают главным продающим элементом блок с рассказом о полном курсе. Это не так. Слушатель должен согласиться на покупку во время главной содержательной части вебинара.
Полностью раскройте тему мастер-класса. Дайте конкретную информацию, без воды. Разделите рассказ на несколько блоков, после каждого собирайте обратную связь. Если вебинар «живой» — отвечайте на вопросы сразу. Если автовебинар — наймите кураторов, на все вопросы должны быть даны ответы.
Разбейте свой рассказ на шаги — слушатель должен получить конкретную инструкцию по теме. Результат этого этапа — мысль будущего клиента о том, что если спикер бесплатно озвучивает полезную информацию, то на платном курсе он выдаст действительно ценные знания.
Тема основного курса | Тема вебинара | Результат вебинара |
Как обработать свадьбу за три дня | Калибровка цвета — 1 000 снимков за 10 минут | Слушатель умеет настраивать цветовую гамму и создавать «пресет» для автоматизации процесса. Хочет научиться делать тонировку и ретушь также быстро — покупает курс. |
Как подготовиться к марафону за два месяца с нуля | Бежим первую «десятку» через 10 дней тренировок | Слушатель составляет программу тренировок на неделю по вашей методике и бежит 10 км без болей в боку. Хочет составить программу на 2 месяца. Покупает курс. |
Шаг 7. Сделайте рекламное предложение
Остался один шаг — подтолкните слушателей к покупке. Сделайте предложение, от которого они не смогут отказаться. Разрабатывая это предложение — маркетологи называют его офером, помните — цель не продать, а подтолкнуть сделать покупку прямо сейчас.
Есть несколько проверенных методов:
После офера проведите сессию ответов на вопросы. Пока люди пишут сообщения в чат, расскажите что-нибудь интересное из вашей практики или озвучьте ещё что-то полезное. Напомните про контакты, попросите поделиться записью вебинара с друзьями.
Лайфхак — попробуйте прием «выбор». Сформируйте три вида курсов. Например, в базовом пакете будут только записанные ролики. В расширенном — ещё и пара живых вебинаров. VIP-пакет — личный куратор на время обучения. Последние два продайте со скидкой.
Два главных составляющих офера — призыв к действию и deadline. Нужно проговаривать конкретные действия минимум три раза — пройдите по ссылке, нажмите на кнопочку, оставьте адрес. Про срок предложения всё понятно — ограничивайте. И главное, помните, что люди будут сравнивать цену вашего продукта и его ценность. Последнее должно перевешивать.
В школе спортсменов есть ограничение по времени — когда акция закончится, курс станет дороже
Продающий вебинар готов. Следующий шаг — сделать так, чтобы на него пришли люди. Смотрите инструкцию по продаже мастер-класса в интернетена нашем портале.
Четыре распространенных ошибки в продающем вебинаре
Первое — не продавать. Эксперты думают, что достаточно дать полезную информацию, и курс тут же купят. Это не так. Да, контент вебинара помогает убедиться, что на полном курсе будет полезно. Но без продающих механик люди не оплатят счёт.
Вебинары обычно идут вечером, и на следующее утро слушатель просто забудет про вас. Продавайте, называйте цену, рассказывайте о преимуществах.
Второе — озвучить офер, не подготовив публику. Некоторые эксперты долго озвучивают полезный контент и только в конце предлагают купить полный курс. Так не работает — слушатели просто уйдут с вебинара. Напоминайте о платном курсе в течение всего занятия — сегодня вы делитесь только небольшой частью контента полного тренинга.
Третье — плохой звук и постановка речи. Всегда проверяйте, как настроена техника. Следите за голосом и манерой говорить. Люди не будут слушать мычание и шипение.
Четвертое — не делать интерактив. Вебинар в формате долгого монолога скучный. Привлекайте слушателей к общению, заставьте их реагировать на ваши слова.
Общайтесь в чате, давайте задания, какую-то практику. Пусть разминают пальцы, пишут что-то в чат, ставят простые плюсики. Вовлекайте слушателей.
Краткий чек-лист подготовки продающего вебинара
Не отчаивайтесь, если не удалось провести продающий вебинар с первого раза, — на всё требуется опыт. Проработайте каждый шаг:
И не забудьте в конце дать ссылку на ту полезную информацию, которую пообещали в начале встречи.
Как провести вебинар: инструкция для спикера
Успех и результативность вебинара начинаются с вопроса – для чего он проводится? Аудитория может аплодировать спикеру, но эффективность все равно оценивается в продажах.
Глобально назначение вебинара можно представить всего двумя целями – научить и продать. Важно формулировать задачи именно в этом ключе, потому что цель «привлечь клиентов» или «показать эффективность курса» не определяет никакой конкретной пользы ни для автора вебинара, ни для аудитории.
Цели и структура вебинара
Если речь идет не об обучающем вебинаре, который сам уже является конечным продуктом, например, в рамках учебного курса или марафона, то цели вебинара почти всегда включают продажу.
Для определения целей выступления хорошо адаптируется модель SMART – цель должна быть конкретизированной, измеримой в цифрах, достижимой, соответствовать общей стратегии и миссии, иметь временные рамки.
Важно помнить, что цель – продажа не обязательно подразумевает покупку продукта. Современный клиент пресыщен прямой рекламой, поэтому даже релевантное предложение, отвечающее потребностям клиента, может восприниматься предвзято и требует «дожатия» дополнительной пользой и бонусами. Часто необходимый результат – это целевое действие, которое должно перевести клиента на следующий уровень воронки продаж: подписка, регистрация на следующий вебинар, приобретение демо-продукта.
Важно: постановка целей нужна не только для того, чтобы получить целевое действие, но и для того, чтобы оценить эффективность своей работы, качество контента, провести работу над ошибками.
Верный способ завалить вебинар – это пытаться выступать экспромтом. Чем точнее прописана структура, тем увереннее и спокойнее будет взаимодействие с аудиторией.
Человек может удерживать внимание, не утомляясь в течение 40–50 минут, именно столько времени должен длиться учебный вебинар-занятие. Если вебинар среди прочих имеет цель – продажу, то его время может быть увеличено до 1,5 часов, чтобы, помимо контентной части, включить «прогрев» аудитории и продающую часть.
К сведению. Устойчивая фаза внимания длится не более 20 минут, по истечению которых желательно переключаться между информационными модулями или делать паузы на взаимодействие с аудиторией.
Классическая структура вебинара состоит из четырех частей:
Внешняя и техническая подготовка
Подготовка к вебинару начинается за 7–10 дней до назначенной даты – если начать раньше, то велика вероятность, что многие успеют о нем забыть, если позже – не соберется достаточная аудитория.
С того же момента, как анонсирован вебинар, выбрана платформа, размещены ссылки и промопосты, можно приступать к подготовке оборудования, плана, контента, визуального оформления.
Заранее перед вебинаром надо проверить:
Важно: на час выступления обычно приходится 15–20 слайдов презентации – каждый слайд должен содержать одну законченную мысль в максимально лаконичной форме без мелкого текста.
Внутренний настрой спикера
Даже очень полезный контент и продукт не смогут удержать аудиторию, если в кадре на протяжении двух часов будет монотонная «говорящая голова». Бодрые и эффективные вебинары – это не особый талант, а подготовка, уверенность и опыт спикера. И если опыта пока недостаточно, то подготовка и спокойное внутреннее состояние в ваших руках.
Важно:запинки, оговорки и паузы – это нормальное явление даже для опытных спикеров, и аудитория обычно воспринимает их лояльно. Будьте готовы к тому, что запинок не избежать, постарайтесь заранее принять этот факт спокойно, но подготовьте способы, которые помогут вам вернуться к мысли и возобновить речь.
Как провести свой первый вебинар: всё предусмотреть и не нервничать
Когда я смотрел онлайн-трансляции два года назад, мне казалось, что спикеры — это особенные люди. Они уверенно выглядят, чётко излагают мысли, без раздумий отвечают на вопросы. Тогда я думал, что сам никогда не смогу выступать перед кем-то через интернет. Сейчас у меня на счету два десятка вебинаров и я уверен, что любой человек может научиться проводить их.
Я вёл трансляции для компании, в которой работаю, был спикером на обучающих вебинарах, запускал вместе со своей женой продающие интенсивы по заработку на рукоделии. Оказалось, что само онлайн-выступление — только верхушка айсберга, а настоящая работа — это подготовка к нему. Я составил пошаговую схему, по которой можно подготовиться к вебинару любого типа и хочу поделиться ей с вами. Эта статья — про то, как продумать контент трансляции, подготовиться к ней психологически и хорошо её провести.
Определитесь с целью
Вебинар — это публичное выступление через интернет. Как и у любого выступления, у вебинара есть одна или несколько целей:
Прежде всего определите, какой результат вы хотите получить от своего выступления. От этого зависит и длительность трансляции, и то, о чём вы будете на ней говорить. Сформулируйте конечную цель и запишите её.
Предположим, Анна готовит бесплатный вебинар, чтобы продать участникам ваш курс по похудению. Тогда цель может выглядеть так:
«Показать себя экспертом в похудении. Получить десять заявок на покупку платного курса».
Решите, как долго будет идти вебинар
Для наглядности я показал в табличке, как длительность эфира зависит от его цели:
Цель | Длительность |
---|---|
Продать товар или услугу | 1,5–2 часа |
Дать обучающую информацию | 1-1,5 часа |
Анонсировать продукт/фичу | 20–40 минут |
Если вебинар продающий — сначала нужно вызвать у участников доверие и симпатию: это называется «прогреть аудиторию». Обычно на «прогрев» уходит час–полтора чистого времени: меньше — неэффективно. Потом нужно описать преимущества продукта и сформировать у участников потребность в нём. В итоге получается, что нормальная длительность продающего вебинара — полтора–два часа.
Обучающий вебинар должен быть короче — не дольше полутора часов. Информацию студентам нужно подавать лаконично, поэтому в нём не должно быть воды. По опыту скажу, что уже через час трансляции люди начинают уставать. Лучше провести два часовых обучающих вебинара, чем растянуть один на два часа.
Отдельный тип вебинаров — анонсы IT-продуктов. Например, разработчики выпустили новую версию программы и компания хочет рассказать о ней клиентам. Спикер на таких трансляциях объясняет, какие функции появились в продукте, как ими пользоваться и какая от них выгода клиентам. Подходящая длительность таких эфиров — от двадцати до сорока минут. При необходимости можно провести несколько таких эфиров в разные дни.
Общее правило для всех онлайн-выступлений — не дать участникам устать. Какой бы ни была тема вебинара, участники не смогут сохранять концентрацию больше двух часов подряд.
В примере с Анной трансляция должна идти около двух часов. Ей нужно расположить к себе участников, стать специалистом в их глазах, вдохновить их и продать им платный курс — за один час тут никак не уложиться.
Напишите план
Любой вебинар состоит из приветствия, контентной (содержательной) части и ответов на вопросы. Продающая часть, если она необходима, идёт перед ответами на вопросы.
Для контентной части нужно написать план. Он отвечает на три вопроса: о чём вы будете говорить, в какой последовательности и о чём вы не будете говорить. Ответ на третий вопрос нужен, чтобы уложиться в отведённое на трансляцию время. Не нужно рассказывать участникам всё, что вы знаете по теме — достаточно только той информации, которая решает задачу вебинара.
Структурировать информацию на ходу, прямо во время выступления очень сложно. Поэтому нужно разложить информацию по полочкам ещё до вебинара — не только для участников, но и для самого себя. Если план не написать, во время трансляции вы рискуете запинаться, перескакивать с одной мысли на другую и в итоге запутать слушателей.
Заранее определитесь, когда вы будете отвечать на вопросы: по ходу трансляции или в конце. Отметьте это в плане. На обучающих вебинарах можно отвечать на вопросы после каждого блока информации — так вы убедитесь, что участникам всё понятно. На продающих вебинарах отвечать на вопросы лучше уже после описания вашего товара или услуги. Если прерывать продающую часть, эффект от неё будет хуже.
Подготовьте несколько вопросов для самих участников — пусть они пишут ответы в чат. Это не обязательно, но желательно — так трансляция будет более «живой». Вебинар, на котором спикер ведёт монолог и не общается с аудиторией, может быть скучным для них. Нормальная частота вопросов участникам — два–три раза в час.
Если вебинар будет идти полтора–два часа, лучше запланировать паузу после первого часа. Зрители успеют налить себе чай, а вы сможете отключить камеру с микрофоном, перевести дух и дать голосовым связкам отдохнуть. Иногда это критически важно: у меня был случай, когда связки устали и в горле начало щекотать, а объявить перерыв я постеснялся. В итоге мне пришлось делать небольшие паузы после каждого предложения и из-за этого я чувствовал себя неловко.
План вебинара Анны может быть таким:
Напишите текст вашей речи
Когда я готовлюсь к трансляции, часто мне недостаточно одного плана. Я сажусь и пишу полный текст вебинара, предложение за предложением. Обычно это занимает от одного до трёх часов.
Уметь сформулировать свои мысли и лаконично их высказать — это отдельный навык. Он не зависит от того, насколько хорошо вы разбираетесь в теме выступления. Даже наоборот: чем очевиднее для вас какие-то мысли, тем сложнее их объяснять другим людям. Текст решает эту проблему — когда вы его пишете, вы структурируете информацию у себя в голове.
Есть много спикеров, которые не пишут тексты для своих выступлений. Может быть, со временем вы станете одним из них, но для первого вебинара я настоятельно рекомендую вам написать текст. Как минимум, это придаст вам уверенности. А ещё текст вебинара — это отличный черновик на случай, если вы захотите написать экспертную статью.
Подготовьте презентацию
Презентация в широком смысле — это всё, что спикер показывает участникам во время вебинара: и демонстрация экрана, и слайды с текстом. Это нужно для того, чтобы информацию было легче воспринимать. Если на экране будет только сам спикер, зрители будут концентрироваться на его лице, а не на его словах.
В начале вебинара нужно показать два слайда: с темой вебинара и с информацией о спикере. В конце — слайд с кратким резюме того, о чём вы рассказывали на трансляции. В контентной части вы можете показывать только слайды или чередовать их с демонстрацией экрана, если это нужно.
По моим ощущениям, нормальное количество слайдов в расчёте на час презентации — от пятнадцати до двадцати пяти. Если слайдов больше — участники не успевают воспринимать информацию, если меньше — начинают отвлекаться. Смена слайда раз в несколько минут помогает удержать их внимание.
Вот несколько рекомендаций по оформлению слайдов:
Анна будет вести эфир около двух часов. Значит, у неё в презентации должно быть примерно тридцать-пятьдесят слайдов.
В плане вебинара у Анны семь смысловых пунктов. В среднем получается по четыре-семь слайдов на каждый пункт — это вполне нормально.
Отрепетируйте вебинар
Я рекомендую прогонять вслух каждый вебинар по несколько раз — лично для меня это самый важный этап подготовки. Чем сложнее тема и чем больше вы волнуетесь — тем больше должно быть репетиций. Например, если я готовлю короткий эфир, мне достаточно проговорить его вслух два или три раза, а долгий ответственный вебинар я могу предварительно прогонять по шесть–семь раз.
Начинающие спикеры боятся одних и тех же вещей — запнуться, забыть слова, неуверенно выглядеть. Кто-то даже стесняется звука своего голоса, когда первый раз говорит перед камерой. Единственный способ побороть этот страх — несколько раз с выражением проговорить свой текст вслух. Конечно, лёгкое волнение перед трансляцией будет всегда, но от панического страха репетиции точно избавят. Если вы чётко знаете, что и в какой момент говорить, каким тоном и с каким выражением лица — вы будете чувствовать себя уверенно.
Ещё репетиции нужны для того, чтобы подготовиться физически. Без тренировки тяжело отчётливо говорить вслух один–два часа подряд. Голосовые связки перенапрягаются и начинают болеть, во рту пересыхает, в горле першит, дыхание сбивается. Поэтому важно начать репетировать по разу в день за неделю до вебинара — горло и связки привыкнут к нагрузке и вам будет комфортно.
Признаюсь: повторять текст вслух надоедает. На втором–третьем круге кажется, что вы уже всё выучили наизусть и тратите время впустую. На самом деле, мозг просто ленится и хочет сэкономить для вас энергию. Отдохните и продолжайте прогонять выступление — вы удивитесь, как с каждым разом будет расти качество вашей речи.
Лучше всего репетировать там же, где будет проходить трансляция — в том же помещении, за тем же столом, на том же компьютере. Тогда к моменту проведения вебинара обстановка уже будет привычной.
Курсы Нетологии
Soft Skills
Подготовьтесь за несколько часов до трансляции
Полезные установки
Участники любого вебинара по умолчанию смотрят на вас как на эксперта и доверяют вам. Сам факт того, что вы спикер, уже повышает ваш статус в глазах слушателей. Пусть эта мысль придаст вам уверенности.
Вы имеете полное право на ошибку: сказать что-то не так, сбиться, забыть слова в нужный момент. Это неприятно, но объективно этом нет ничего страшного. Скорее всего, на своём первом вебинаре вы действительно запнётесь два–три раза — заранее отнеситесь к этому спокойно.
Нюансы проведения самого вебинара
Резюмируем
Выступать онлайн — это не врождённый талант, а навык, который нужно развивать. Для любого вебинара, особенно первого, нужна серьёзная подготовка. Она занимает в разы больше времени, чем сама трансляция: нужно продумать план, составить текст и презентацию, несколько раз отрепетировать, морально настроиться.
Многие стесняются или боятся рассказывать что-то на камеру другим людям. Если вы решили быть спикером на онлайн-трансляции — это уже достижение. Нужно просто выделить время и честно подготовиться по всем шагам — тогда у вас не будет проблем даже с первым вебинаром.