Виджеты в PyQt5
Виджеты – это основные строительные кирпичики приложения. PyQt5 имеет множество разнообразных виджетов, включая кнопки, чекбоксы, ползунки и списки. В этой части руководства, мы опишем несколько полезных виджетов: QCheckBox, ToggleButton, QSlider, QProgressBar и QCalendarWidget.
QCheckBox (чекбокс)
QCheckBox – чекбокс (виджет, который имеет два состояния: включен и выключен). Как правило, чекбоксы используют для функций приложения, которые могут быть включены или выключены.
В нашем примере, мы создаём чекбокс, который переключает заголовок окна.
Это конструктор QCheckBox.
Мы установили заголовок окна так, что мы должны к тому же проверять чекбокс. По умолчанию, заголовок окна не установлен и чекбокс выключен.
Мы связываем наш метод changeTitle(), с сигналом stateChanged. Метод changeTitle() будет переключать заголовок окна.
Если виджет помечен галочкой, мы устанавливаем заголовок окна. В противном случае, мы устанавливаем пустую строку в заголовке.
Кнопка переключателя (toogle button)
Кнопка переключателя – это QPushButton в особом режиме. Это кнопка, которая имеет два состояния: нажатое и не нажатое. Мы переключаемся между этими двумя состояниями, кликая по ней. Существуют ситуации, где эта функциональность отлично подходит.
В нашем примере, мы создаём три кнопки переключателя и QWidget. Мы устанавливаем чёрный цвет фона. Кнопки переключателей будут переключать красные, зелёные и синие части значений цвета. Цвет фона будет зависеть от того, на какие кнопки переключателей мы нажали.
Это начальное значение цвета (чёрный).
Чтобы создать кнопку переключателя, мы создаём QPushButton и делаем её проверяемой, путём вызова метода setCheckable().
Мы привязываем сигнал к нашему пользовательскому методу. Мы используем сигнал clicked, который работает с логическим значением.
Мы получаем кнопку, которая была переключена.
В случае кнопки red, мы обновляем красную часть цвета соответственно.
Мы используем таблицы стилей, чтобы менять цвет фона.
QSlider (ползунок)
Qslider – ползунок (виджет, который имеет простой регулятор). Этот регулятор может быть утянут назад и вперёд. Таким способом, мы выбираем значение для конкретной задачи. Иногда, использование ползунка более естественно, чем ввод числа или использование переключателя-счётчика. В нашем примере, мы покажем один ползунок и одну метку. Метка будет показывать изображение. Ползунок будет контролировать метку.
В нашем примере, мы симулируем контроль громкости. Путём перетаскивания регулятора ползунка, мы меняем изображение на метке.
Здесь мы создаём горизонтальный ползунок.
Мы создаём виджет QLabel и устанавливаем начальное изображение «Mute» на него.
Мы привязываем сигнал valueChanged к определенному нами методу changeValue().
Основываясь на значении ползунка, мы устанавливаем изображение на метку. В коде выше, мы устанавливаем изображение mute.png на метку, если ползунок приравнен к нулю.
QProgressBar (прогресс бар)
QProgressBar – прогресс бар (виджет, который используется, когда мы обрабатываем продолжительные задачи). Он анимирует процесс, чтобы пользователи знали, что задача продвигается. Мы можем установить минимальное и максимальное значение для прогресс бара. Значения по умолчанию – 0 и 99.
В нашем примере, мы имеем горизонтальный индикатор прогресса и кнопку. Кнопка запускает и останавливает индикатор прогресса.
Это конструктор QProgressBar.
Чтобы активировать индикатор прогресса, мы используем объект таймера.
Чтобы запустить событие таймера, мы вызываем его методом start(). Этот метод имеет два параметра: таймаут, и объект, который будет принимать события.
Каждый QObject и его наследники имеют обработчик событий timerEvent(). Для того, чтобы реагировать на события таймера, мы переопределяем обработчик событий.
Внутри метода doAction(), мы запускаем и останавливаем таймер.
QCalendarWidget (виджет календаря)
QCalendarWidget предоставляет виджет помесячного календаря. Он позволяет пользователю выбирать дату простым и интуитивно-понятным способом.
Пример имеет виджет календаря и виджет метки. Текущая выбранная дата отображается в виджете метки.
Если мы выбираем дату из виджета, срабатывает сигнал clicked[QDate]. Мы присоединяем этот сигнал к пользовательскому методу showDate().
Мы возвращаем выбранную дату путём вызова метода selectedDate(). Тогда мы превращаем объект даты в строку и устанавливаем его в виджет метки.
В этой части руководства PyQt5, мы изучили некоторые виджеты.
Обучение Python GUI (уроки по Tkinter)
В этом уроке мы узнаем, как разрабатывать графические пользовательские интерфейсы, с помощью разбора некоторых примеров графического интерфейса Python с использованием библиотеки Tkinter.
Библиотека Tkinter установлена в Python в качестве стандартного модуля, поэтому нам не нужно устанавливать что-либо для его использования. Tkinter — очень мощная библиотека. Если вы уже установили Python, можете использовать IDLE, который является интегрированной IDE, поставляемой в Python, эта IDE написана с использованием Tkinter. Звучит круто!
Мы будем использовать Python 3.7 поэтому, если вы все еще используете Python 2.x, настоятельно рекомендуем перейти на Python 3.x, если вы не в курсе нюансов изменения языка, с целью, чтобы вы могли настроить код для запуска без ошибок.
Давайте предположим, что у вас уже есть базовые знания по Python, которые помогут понять что мы будем делать.
Мы начнем с создания окна, в котором мы узнаем, как добавлять виджеты, такие, как кнопки, комбинированные поля и т. д. После этого поэкспериментируем со своими свойствами, поэтому предлагаю начать.
Создание своего первого графического интерфейса
Для начала, следует импортировать Tkinter и создать окно, в котором мы зададим его название:
Создание виджета Label
Затем мы установим позицию в окне с помощью функции grid и укажем ее следующим образом:
Полный код, будет выглядеть следующим образом:
И вот как будет выглядеть результат:
Если функция grid не будет вызвана, текст не будет отображаться.
Настройка размера и шрифта текста
Вы можете задать шрифт текста и размер. Также можно изменить стиль шрифта. Для этого передайте параметр font таким образом:
Отлично, но стандартное окно слишком мало. Как насчет настройки размера окна?
Настройка размеров окна приложения
Мы можем установить размер окна по умолчанию, используя функцию geometry следующим образом:
В приведенной выше строке устанавливается окно шириной до 400 пикселей и высотой до 250 пикселей.
Попробуем добавить больше виджетов GUI, например, кнопки и посмотреть, как обрабатывается нажатие кнопок.
Добавление виджета Button
Начнем с добавления кнопки в окно. Кнопка создается и добавляется в окно так же, как и метка:
Наш код будет выглядеть вот так:
Результат будет следующим:
Обратите внимание, что мы помещаем кнопку во второй столбец окна, что равно 1. Если вы забудете и поместите кнопку в том же столбце, который равен 0, он покажет только кнопку.
Изменение цвета текста и фона у Button
Теперь, если вы попытаетесь щелкнуть по кнопке, ничего не произойдет, потому что событие нажатия кнопки еще не написано.
Кнопка Click
Для начала, мы запишем функцию, которую нужно выполнить при нажатии кнопки:
Затем мы подключим ее с помощью кнопки, указав следующую функцию:
При нажатии на кнопку, результат, как и ожидалось, будет выглядеть следующим образом:
Круто!
Получение ввода с использованием класса Entry (текстовое поле Tkinter)
В предыдущих примерах GUI Python мы ознакомились со способами добавления простых виджетов, а теперь попробуем получить пользовательский ввод, используя класс Tkinter Entry (текстовое поле Tkinter).
Вы можете создать текстовое поле с помощью класса Tkinter Entry следующим образом:
Если вы нажмете на кнопку — появится текст «Привет » вместе с введенным текстом в виджете записи. Вот полный код:
Запустите вышеуказанный код и проверьте результат:
Прекрасно!
Каждый раз, когда мы запускаем код, нам нужно нажать на виджет ввода, чтобы настроить фокус на ввод текста, но как насчет автоматической настройки фокуса?
Установка фокуса виджета ввода
Здесь все очень просто, ведь все, что нам нужно сделать, — это вызвать функцию focus :
Когда вы запустите свой код, вы заметите, что виджет ввода в фокусе, который дает возможность сразу написать текст.
Отключить виджет ввода
Чтобы отключить виджет ввода, отключите свойство состояния:
Теперь вы не сможете ввести какой-либо текст.
Добавление виджета Combobox
Чтобы добавить виджет поля с выпадающем списком, используйте класс Combobox из ttk следующим образом:
Затем добавьте свои значения в поле со списком.
Добавление виджета Checkbutton (чекбокса)
Кроме того, вы можете задать значение по умолчанию, передав его в параметр var в Checkbutton :
Посмотрите на результат:
Установка состояния Checkbutton
Вы можете установить для BooleanVar значение false, что бы чекбокс не был отмечен.
Так же, используйте IntVar вместо BooleanVar и установите значения 0 и 1.
Добавление виджетов Radio Button
Чтобы добавить radio кнопки, используйте класс RadioButton :
Обратите внимание, что вы должны установить value для каждой radio кнопки с уникальным значением, иначе они не будут работать.
Результатом вышеприведенного кода будет следующий:
Кроме того, вы можете задать command любой из этих кнопок для определенной функции. Если пользователь нажимает на такую кнопку, она запустит код функции.
Вот пример:
Получение значения Radio Button (Избранная Radio Button)
Чтобы получить текущую выбранную radio кнопку или ее значение, вы можете передать параметр переменной и получить его значение.
Каждый раз, когда вы выбираете radio button, значение переменной будет изменено на значение кнопки.
Добавление виджета ScrolledText (текстовая область Tkinter)
Результат:
Настройка содержимого Scrolledtext
Удаление/Очистка содержимого Scrolledtext
Чтобы очистить содержимое данного виджета, используйте метод delete :
Создание всплывающего окна с сообщением
Чтобы показать всплывающее окно с помощью Tkinter, используйте messagebox следующим образом:
Довольно легко! Давайте покажем окно сообщений при нажатии на кнопку пользователем.
Когда вы нажмете на кнопку, появится информационное окно.
Показ сообщений о предупреждениях и ошибках
Вы можете показать предупреждающее сообщение или сообщение об ошибке таким же образом. Единственное, что нужно изменить—это функция сообщения.
Показ диалоговых окон с выбором варианта
Чтобы показать пользователю сообщение “да/нет”, вы можете использовать одну из следующих функций messagebox :
Вы можете выбрать соответствующий стиль сообщения согласно вашим потребностям. Просто замените строку функции showinfo на одну из предыдущих и запустите скрипт. Кроме того, можно проверить, какая кнопка нажата, используя переменную результата.
Если вы кликнете OK, yes или retry, значение станет True, а если выберете no или cancel, значение будет False.
Единственной функцией, которая возвращает одно из трех значений, является функция askyesnocancel ; она возвращает True/False/None.
Добавление SpinBox (Виджет спинбокс)
Для создания виджета спинбокса, используйте класс Spinbox :
Проверим пример полностью:
Виджет покажет только эти 3 числа: 3, 8 и 11.
Задать значение по умолчанию для Spinbox
В случае, если вам нужно задать значение по умолчанию для Spinbox, вы можете передать значение параметру textvariable следующим образом:
Теперь, если вы запустите программу, она покажет 36 как значение по умолчанию для Spinbox.
Добавление виджета Progressbar
Чтобы создать данный виджет, используйте класс progressbar :
Установите значение progressbar таким образом:
Вы можете установить это значение на основе любого процесса или при выполнении задачи.
Изменение цвета Progressbar
Изменение цвета Progressbar немного сложно. Сначала нужно создать стиль и задать цвет фона, а затем настроить созданный стиль на Progressbar. Посмотрите следующий пример:
И в результате вы получите следующее:
Добавление поля загрузки файла
Для добавления поля с файлом, используйте класс filedialog :
После того, как вы выберете файл, нажмите “Открыть”; переменная файла будет содержать этот путь к файлу. Кроме того, вы можете запросить несколько файлов:
Указание типа файлов (расширение фильтра файлов)
Вы можете запросить каталог, используя метод askdirectory :
Вы можете указать начальную директорию для диалогового окна файла, указав initialdir следующим образом:
Добавление панели меню
Для добавления панели меню, используйте класс menu :
Сначала мы создаем меню, затем добавляем наш первый пункт подменю. Вы можете добавлять пункты меню в любое меню с помощью функции add_cascade() таким образом:
Наш код будет выглядеть так:
Таким образом, вы можете добавить столько пунктов меню, сколько захотите.
Теперь мы добавляем еще один пункт меню “Изменить” с разделителем меню. Вы можете заметить пунктирную линию в начале, если вы нажмете на эту строку, она отобразит пункты меню в небольшом отдельном окне.
Можно отключить эту функцию, с помощью tearoff подобным образом:
Добавление виджета Notebook (Управление вкладкой)
Для удобного управления вкладками реализуйте следующее:
Таким образом, вы можете добавлять столько вкладок, сколько нужно.
Добавление виджетов на вкладку
После создания вкладок вы можете поместить виджеты внутри этих вкладок, назначив родительское свойство нужной вкладке.
Добавление интервала для виджетов (Заполнение)
Передайте padx и pady любому виджету и задайте значение.
В этом уроке мы увидели много примеров GUI Python с использованием библиотеки Tkinter. Так же рассмотрели основные аспекты разработки графического интерфейса Python. Не стоит на этом останавливаться. Нет учебника или книги, которая может охватывать все детали. Надеюсь, эти примеры были полезными для вас.
Python GUI: создаём простое приложение с PyQt и Qt Designer
Эта статья предназначена для тех, кто только начинает своё знакомство с созданием приложений с графическим интерфейсом (GUI) на Python. В ней мы рассмотрим основы использования PyQt в связке с Qt Designer. Шаг за шагом мы создадим простое Python GUI приложение, которое будет отображать содержимое выбранной директории.
Что нам потребуется
Нам понадобятся PyQt и Qt Designer, ну и Python, само собой.
В этой статье используется PyQt5 с Python 3, но особых различий между PyQt и PySide или их версиями для Python 2 нет.
Windows: PyQt можно скачать здесь. В комплекте с ним идёт Qt Designer.
macOS: Вы можете установить PyQt с помощью Homebrew:
$ brew install pyqt5
Скачать пакет с большинством компонентов и инструментов Qt, который содержит Qt Designer, можно по этой ссылке.
Linux: Всё нужное, вероятно, есть в репозиториях вашего дистрибутива. Qt Designer можно установить из Центра Приложений, но PyQt придётся устанавливать через терминал. Установить всё, что нам понадобится, одной командой можно, например, так:
Если вы видите сообщение, что такой команды нет или что-то в таком роде, попробуйте загуглить решение проблемы для вашей операционной системы и версии PyQt.
Дизайн
Основы
Теперь, когда у нас всё готово к работе, давайте начнём с простого дизайна.
Откройте Qt Designer, где вы увидите диалог новой формы, выберите Main Window и нажмите Create.
После этого у вас должна появиться форма — шаблон для окна, размер которого можно менять и куда можно вставлять объекты из окна виджетов и т.д. Ознакомьтесь с интерфейсом, он довольно простой.
Теперь давайте немного изменим размер нашего главного окна, т.к. нам не нужно, чтобы оно было таким большим. А ещё давайте уберём автоматически добавленное меню и строку состояния, поскольку в нашем приложении они не пригодятся.
Все элементы формы и их иерархия по умолчанию отображаются в правой части окна Qt Designer под названием Object Inspector. Вы с лёгкостью можете удалять объекты, кликая по ним правой кнопкой мыши в этом окне. Или же вы можете выбрать их в основной форме и нажать клавишу DEL на клавиатуре.
Теперь перетащите куда-нибудь в основную форму List Widget (не List View) и Push Button из Widget Box.
Макеты
Вместо использования фиксированных позиций и размеров элементов в приложении лучше использовать макеты. Фиксированные позиции и размеры у вас будут выглядеть хорошо (пока вы не измените размер окна), но вы никогда не можете быть уверены, что всё будет точно так же на других машинах и/или операционных системах.
Макеты представляют собой контейнеры для виджетов, которые будут удерживать их на определённой позиции относительно других элементов. Поэтому при изменении размера окна размер виджетов тоже будет меняться.
Давайте создадим нашу первую форму без использования макетов. Перетащите список и кнопку в форме и измените их размер, чтобы вышло вот так:
Теперь в меню Qt Designer нажмите Form, затем выберите Preview и увидите что-то похожее на скриншот выше. Выглядит хорошо, не так ли? Но вот что случится, когда мы изменим размер окна:
Наши объекты остались на тех же местах и сохранили свои размеры, несмотря на то что размер основного окна изменился и кнопку почти не видно. Вот поэтому в большинстве случаев стоит использовать макеты. Конечно, бывают случаи, когда вам, например, нужна фиксированная или минимальная/максимальная ширина объекта. Но вообще при разработке приложения лучше использовать макеты.
Основное окно уже поддерживает макеты, поэтому нам ничего не нужно добавлять в нашу форму. Просто кликните правой кнопкой мыши по Main Window в Object Inspector и выберите Lay out → Lay out vertically. Также вы можете кликнуть правой кнопкой по пустой области в форме и выбрать те же опции:
Ваши элементы должны быть в том же порядке, что и до внесённых изменений, но если это не так, то просто перетащите их на нужное место.
Так как мы использовали вертикальное размещение, все элементы, которые мы добавим, будут располагаться вертикально. Можно комбинировать размещения для получения желаемого результата. Например, горизонтальное размещение двух кнопок в вертикальном будет выглядеть так:
Если у вас не получается переместить элемент в главном окне, вы можете сделать это в окне Object Inspector.
Последние штрихи
Теперь, благодаря вертикальному размещению, наши элементы выровнены правильно. Единственное, что осталось сделать (но не обязательно), — изменить имя элементов и их текст.
В простом приложении вроде этого с одним лишь списком и кнопкой изменение имён не обязательно, так как им в любом случае просто пользоваться. Тем не менее правильное именование элементов — то, к чему стоит привыкать с самого начала.
Свойства элементов можно изменить в разделе Property Editor.
Подсказка: вы можете менять размер, передвигать или добавлять часто используемые элементы в интерфейс Qt Designer для ускорения рабочего процесса. Вы можете добавлять скрытые/закрытые части интерфейса через пункт меню View.
Измените значение objectName на btnBrowse и text на Выберите папку.
Должно получиться так:
Сохраните дизайн как design.ui в папке проекта.
Превращаем дизайн в код
Пишем код
Теперь у нас есть файл design.py с нужной частью дизайна нашего приложения и мы начинать работу над созданием его логики.
Используем дизайн
Для Python GUI приложения понадобятся следующие модули:
Также нам нужен код дизайна, который мы создали ранее, поэтому его мы тоже импортируем:
В этом классе мы будем взаимодействовать с элементами интерфейса, добавлять соединения и всё остальное, что нам потребуется. Но для начала нам нужно инициализировать класс при запуске кода. С этим мы разберёмся в функции main() :
И чтобы выполнить эту функцию, мы воспользуемся привычной конструкцией:
В итоге main.py выглядит таким образом:
Но нажатие на кнопку ничего не даёт, поэтому нам придётся с этим разобраться.
Добавляем функциональность в наше Python GUI приложение
Начнём с кнопки Выберите папку. Привязать к функции событие вроде нажатия на кнопку можно следующим образом:
Для открытия диалога выбора папки мы можем использовать встроенный метод QtWidgets.QFileDialog.getExistingDirectory :
Для отображения содержимого директории нам нужно импортировать os :
И получить список содержимого следующим образом:
В итоге функция browse_folder должна выглядеть так:
Теперь, если запустить приложение, нажать на кнопку и выбрать директорию, мы увидим:
Так выглядит весь код нашего Python GUI приложения:
Это были основы использования Qt Designer и PyQt для разработки Python GUI приложения. Теперь вы можете спокойно изменять дизайн приложения и использовать команду pyuic5 без страха потерять написанный код.