Статья «Как написать классному руководителю программу воспитания»
Как написать классному руководителю программу воспитания
Составление программ в области воспитания вызывает у классного руководителя массу трудностей, иногда даже некий страх, хотя наличие таких программ является хорошим подспорьем в работе, позволяет четко определить чего он хочет достичь в своей работе с учеником и каким способом этого лучше добиться
Отсутствие желания писать программы воспитания бывает обусловлено нехваткой опыта или знаний педагога, недостатком свободного времени для изучения и переработки информации. Данная статья адресована в помощь классным руководителям и может быть полезна при составлении программ развития воспитательной системы.
Прежде чем говорить о технологии создания программы необходимо вспомнить само определение программы.
Программа – это документ, определяющий концептуальные основы и направления деятельности учреждения или его структурного подразделения, субъектов, целенаправленно участвующих в ВОП и влияющих на развитие личности ребёнка.
Программа воспитания – описание модели будущей деятельности по одному или нескольким направлениям, рассчитанной на достижение определённых результатов в будущем.
Создавая программу, отвечаем на вопросы: Что хотим получить? Как этого достичь? Какие средства и пути для реализации выбрать?
Программа позволяет осмыслено получить максимально полезный результат в деятельности классного руководителя, она служит своего рода компасом или картой, позволяющей определить верный маршрут в стратегии развития или деятельности.
Говоря о воспитательной системе, мы подразумеваем целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, освоенная среда) и обладающий такими характеристиками как образ жизнедеятельности коллектива, его психологический климат.
Создавая программу воспитания мы отражаем специфический способ организации воспитательного процесса на уровне конкретного учреждения (класса).
Воспитательная система – это система:
социальная. Ее ядро люди и их потребности, мотивы, ценностные ориентации, действия, отношения.
ценностно-ориентированная. Любая воспитательная система ориентирована на определённые ценности.
целостная – единый организм, состоящий из органов-компонентов, взаимосвязь и взаимодействие которых позволяют системе функционировать как единое целое.
целенаправленная. При отсутствии целевых ориентиров воспитательная деятельность теряет свой смысл. Цель в воспитательной системе играет роль системообразующего и системоинтегрирующего фактора.
сложная и вероятная. Сложность обусловлена большим количеством элементов и связей между ними, полиструктурностью и качественной сложностью самой системы и ее составляющих.
система саморазвивающаяся и самоуправляющая. Саморазвитие – способность системы к преодолению противоречий своего развития усилиями самих участников педагогических процессов, способность к самоуправлению.
Воспитательная система – это результат процесса саморазвития в процессе реализации авторского замысла, в тоже время многое в ней возникает помимо воли педагогов, является творчеством самих детей.
Воспитательная система ориентирована на реальные условия, учитывает интересы и потребности конкретных детей и взрослых.
В культуре выработан определённый алгоритм работы над программой, который представляет собой технологическую цепочку последовательно выполняемых действий классного руководителя и других участников планирования.
Классный руководитель, опираясь на определенные педагогические и мировоззренческие установки, должен уметь рассматривать сегодняшний класс в целом и представить модель класса в будущем. То есть, в первую очередь, сам классный руководитель должен быть готов к созданию программы и составления схематического видения изменений в классе.
При этом очень важно ориентироваться на принятие ребёнка: безусловное (не ставим условия) и безоценочное (не оцениваем).
Далее следует сбор информации по следующим областям
Программа или стратегия воспитания школы.
Статистические данные по социуму микрорайона школы, культурные особенности и условия окружения школы, возможность организации сотрудничества.
Научные концепции и теории воспитания.
Опыте других классных руководителей в школе и педагогической практике.
Статистические данные и сведения о здоровье учащихся.
Результаты текущей и итоговой успеваемости.
Занятость в кружках, во внеурочной деятельности.
Традиции и предыдущий опыт работы в классе.
Интересы, способности, возможности детей.
Социально-психологический климат в классе.
Анализ воспитательной практики
Невозможно начать результативно что-либо строить, не проведя анализа имеющихся условий. Поэтому работу над программой начнем с ответов на вопросы:
плюсы и минусы собственного педагогического опыта и в деятельности своих учеников ; что я делаю? Как я делаю? Зачем я делаю? Почему имею такие результаты?
Важно на данном этапе остановиться на проблемах конкретного учебного заведения, определенного класса.
Анализ работы часто воспринимается как трудоемкая и не самая необходимая часть профессиональной деятельности классного руководителя, которая к тому же требует значительных интеллектуальных и физических затрат.
Однако, анализ воспитательного процесса – это основа программы, если:
анализ проведён неформально;
имеет чёткую структуру и осуществляется согласно определенным научно-методическим принципам;
аналитическая деятельность строится в соответствии с разработанным критериально-аналитическим аппаратом;
анализ является достаточно информационным и содержательным;
классный руководитель учитывает спектр мнений большинства субъектов педагогического процесса: педагогов, школьников, их родителей, администрации школы, представителей педагогической общественности, с которыми непосредственно взаимодействует коллектив класса.
В практике классного руководителя существует несколько подходов к проведению анализа воспитательной работы: описательный; полярно-оценочный; проблемный; системный; личностно-ориентированный.
Умение вычленять, формулировать проблему позволяет определить наиболее оптимальные пути ее решения, достичь цели с наименьшими затратами (диагностика проблем – основа будущей концепции). Поэтому в нашей статье остановимся на проблемно-ориентированном анализе.
Проблемно-ориентированном анализ состояния воспитания в классе состоит из двух частей: сначала воспитание рассматривается как некая данность, а затем выявляется, что в нем не удовлетворяет сегодняшним и завтрашним требованиям.
Для того, чтобы определить возможность реализации идей преобразования воспитания в классе, необходимо диагностировать его исходное состояние по самым важным аспектам, рассмотреть точку отсчёта.
Анализ можно начать с информационной справки: число учащихся; характеристики класса (социальный состав семей, образование, полные/неполные семьи, национальности и т.д.), краткие итоги образовательного процесса за последние годы (олимпиады, недели, динамика результатов и т.д.), достижения класса в направлении воспитания.
Схема проблемно-ориентированного анализа.
Неэффективное использование технологий воспитания или их отсутствие;
Несовершенство содержания планирования деятельности классного руководителя
В результате выполнения этого пункта анализа можно выделить следующие пункты:
Какие методики …… воспитания не обеспечивают удовлетворительного или соответствующего уровня воспитания и почему.
Требуется обеспечить освоение нового содержания воспитания (гуманистического)
По таким-то …… направлениям воспитания неудовлетворительный уровень воспитанности учащихся
Третий этап предполагает ответить на вопрос:
Недостатки каких условий являются причинами дефектов воспитательного процесса.
Недостаточность подготовки самого классного руководителя в вопросах теории воспитания;
Недостаточный практический опыт классного руководителя;
Отсутствие научно-материального обеспечения;
Недостаточная заинтересованность организаторов воспитательного процесса в результатах воспитания.
В результате могут быть сделаны выводы:
Недостаточное владение новым содержанием воспитания, недостаточность профессионального опыта в работе с детьми и родителями;
Нет научно-методического обеспечения в направлениях воспитания;
Не проводится диагностика уровня воспитанности учащихся, личностного роста;
Несовершенство организации механизма воспитания и т.д.
После определения того, что требуется изменить думаем:
Как это можно сделать, т.е. возникает задача поиска и оценки возможности осуществления требуемых изменений.
Т.е. на этом этапе классный руководитель вырабатывает концепцию воспитательной системы.
Прежде чем говорить о собственном понимании педагогической деятельности необходимо определиться с определением термина.
Исходя из толкования слов, концепция :
Это система взглядов на те или иные явления, способ рассмотрения каких-либо явлений. Понимание чего-либо. Общий замысел, главная мысль.
Концепция – структурированная совокупность идей, описывающих, обосновывающих идеи профессиональной деятельности (А.М. Моисеев).
На основе своего профессионального и личного «я», самоопределиться в ценностных ориентирах собственной педагогической деятельности (ради чего она осуществляется). Необходимо выбирать адекватный теоретический базис концепции, т.е. даётся краткое реферативное описание философских, педагогических положений, которые лежат в основе концепции. Основой концепции программы воспитания в классе может стать концепция или программа воспитательной деятельности школы.
Далее, классному руководителю необходимо показать технологичность воспитательного процесса.
Технология воспитания — это процесс принятия, усвоение внешней социальной действительности в структуре внутреннего плана со знания (интериоризация).
Технология воспита ния тогда эффективна, когда она осознанна, при нята детьми, когда они активные участники этого процесса. Но если воспитательное дело органи зуется только по инициативе классного руково дителя, то такая воспитательная работа произве дена впустую, для галочки.
Основные требования к технологии воспитания:
Позитивное восприятие ребёнка педагогом;
Воспитание без принуждения и насилия;
Обращение личности к самой себе;
Свобода и творчество;
Игра, игровая деятельность.
Образ (модель) личности обучающегося
При формировании концепции опора на единое понятие в коллективе воспитания, опора на авторов концепций, определить, какого выпускника должны воспитать (проекты, качества, черты характера)
Что же проектирование модели личности ученика даёт?
Во-первых, возможность увидеть динамику формирования физиологических и психических новообразований личности при прохождении ею той или иной фазы развития и определять их как благоприятствующие, препятствующие или нейтральные.
Во-вторых, проектировать и прогнозировать социально достижимое в развитии личности с учётом её возрастных, половых индивидуальных характеристик.
В-третьих, целесообразно и целенаправленно управлять воспитательным процессом.
Таким образом, педагогическая модель личности является своеобразным фундаментом воспитания и должна имитировать (в форме рабочего чертежа) личность как цель организации образовательного воспитательного процесса
Определение целей и задач
Исходя из проблемного анализа идей, модели выпускника классному руководителю необходимо определить цель, задачи решения стратегической деятельности в конкретно сложившейся ситуации.
Цель – это предполагаемый результат (к чему я стремлюсь). Цель должна быть выполнимой, реальной.
При целеполагании конкретизируются и объединяются в систему те установки, которые существуют у классного руководителя еще на первом этапе.
Следующий этап предполагает практическую реализацию. Он включает конкретные формы организации жизнедеятельности коллектива.
Классный руководитель составляет календарный и перспективный план работы. Необходимо опираться на проведенный ранее анализ условий и привлечение учащихся и их родителей к выбору ф орм и способов организации деятельности класса. Мероприятия должны быть четко продуманы и связаны между собой.
Оценка и критерии эффективности
Для того, чтобы иметь возможность измерить эффективность всех действий, нужно, начиная с концепции предвидеть объективные критерии оценки, по которой и будет проводиться коррекция того или иного вида деятельности.
Отсутствие внимания к формам контроля и оценки результативности может привести к снижению эффективности в реализации программы. На промежуточном анализе результатов деятельности необходимо придерживаться логики поставленных задач.
Следующий этап – непосредственно выполнение программы, который учитывает постоянную обратную связь и момента коррекции. Если какие-то задачи не решены или дали побочные проблемы – значит необходим возврат к стадии планирования и внесение необходимых поправок.
По сути, педагогические итоги является одновременно характеристикой деятельности в течение учебного года, так и инструментом оценки различных предусмотренных стратегий.
Программа воспитания классного коллектива документ индивидуальный, однако, он имеет достаточно общую структуру и может подвергаться общей оценке. Основными критериями её качества можно считать два:
Успешная реализации программы, адекватно поставленным целям, т.е. соответствие личности выпускника, перспективной модели, его способность к самореализации и готовность к жизни.
Общий психологический климат класса, стиль отношений в нём. Самочувствие ребёнка и учителя, условий для развития и самореализации, внутренний комфорт.
О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ. Методические рекомендации
О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Примерный алгоритм разработки школьной программы воспитания
Работа с целями воспитания
Работа с задачами воспитания
Виды, формы и содержание деятельности: банк педагогических идей
Разработка плана воспитательной работы школы
Типичные затруднения в написании школьных программ воспитания
Словарь основных понятий
Назначение этих методических рекомендаций – облегчить процесс разработки школами собственных программ воспитания на основе примерной программы. Чтобы ваша рабочая программа получилась вразумительной, рабочей, и вам не пришлось бы «ломать голову» над ее содержанием, можно придерживаться некоторых простых правил.
Во-первых, воздержитесь от абстрактных и наукообразных рассуждений о всевозможных методологических основаниях, парадигмах, подходах к воспитанию. Ведь вы пишите не научную диссертацию, а разрабатываете конкретную программу работы вашей школы, и нужна эта программа в первую очередь вам самим, а не ученым мужам. Этим вы и сэкономите время, которое могло быть впустую потрачено вами на излишнее словотворчество, и сохраните здравый смысл документа, над которым работаете.
Во-вторых, постарайтесь систематизировать всю имеющуюся в вашей школе практику воспитания, выделив в ней смысловые блоки, сгруппировав различные формы работы с детьми, упорядочив их относительно цели и задач вашей школы. Это значительно облегчит вам процесс написания программы.
В-третьих, помните, что вам не нужно во что бы то ни стало писать окончательный, не изменяемый и не подвергаемый сомнению вариант программы. Будьте внутренне готовы к тому, что изменяющиеся объективные или субъективные обстоятельства подтолкнут вас к необходимости внесения корректив в программу. Ведь она, как мог бы сказать забываемый ныне классик, не догма, а руководство к действию. Ваша программа может быть открытой для внесения корректив – и это совершенно нормальное положение вещей. Ведь по мере того, как вы будете реализовывать эту программу, могут возникать новые, ранее непредвиденные препятствия для ее осуществления, уточняться предложенные ранее идеи, отчетливее вырисовываться отдельные ее компоненты и т.п.
Но как именно все это сделать? Вот об этом-то мы и поговорим на страницах данных методических рекомендаций.
РАЗРАБОТКИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Создаем команду. С чего начать процесс разработки собственной школьной рабочей программы воспитания? Вопросы подобные этому обычно одними из первых приходят к нам в голову, когда мы сталкиваемся со сложным и не очень понятным нам делом. Наверное, с поиска помощников! В одиночку заместителю директора по воспитательной работе (скорее всего именно на его плечи ляжет задача разработки программы воспитания) справиться с такой работой будет тяжеловато. Нужна команда! Небольшая, но готовая прийти вам на помощь: предложить какие-то свои идеи в разработке программы, подумать над вашими идеями, проанализировать существующую практику воспитания в школе, выполнить какую-то работу с текстом и т.п. Не пренебрегайте их помощью, ведь ваши коллеги зачастую смогут увидеть то, что вы не смогли увидеть в разрабатываемом вами документе. Вокруг каждого заместителя директора по воспитательной работе обычно складывается такая неформальная группа педагогов, которым небезразлична судьба школьного воспитания. К сожалению, таких людей с каждым годом становится все меньше (в силу обилия факторов, демотивирующих педагогов современной школы), но они встречаются – те безнадежные романтики, которым до всего в школе есть дело, которые не «вымерли» в нашу ледниковую эпоху потребительского прагматизма и которые живут по принципу «если не мы, то кто же?» Именно вместе с ними вам легче будет работать.
Анализируем основные понятия . Любая наука, и педагогика в том числе, как известно не стоит на месте. Она развивается, выявляя новые закономерности, по-новому осмысливая окружающую действительность, предлагая новые способы решения тех или иных практических проблем. Отражением этого развития является и язык науки, оформленный в ее понятийном аппарате. А это значит, что понятия также развиваются: одни со временем изменяют свое смысловое значение, другие и вовсе исчезают из научного оборота, третьи приходят им на смену, завоевывая свое право на существование в научных спорах и дискуссиях.
Имея, безусловно, позитивное значение этот процесс порождает и известную понятийную путаницу. Педагогам довольно сложно бывает разобраться в том нагромождении понятий, которые употребляются сегодня в нормативных документах, методических пособиях, научных статьях или монографиях: один и тот же феномен педагогической действительности часто может обозначаться различными терминами, а в одно и то же понятие может вкладываться совершенно разный смысл. Поэтому, не претендуя на полноту и завершенность, попробуем все же внести некоторую ясность в основные понятия, используемые в программе.
Начнем, пожалуй, с понятия «воспитание», вынесенного в название программы.
Данное определение представляется нам наиболее убедительным. Оно небольшое по объему. В нем сведены к оптимуму всевозможные уточнения, пояснения, оговорки и подчеркивания нюансов – а это немаловажно для удобства его использования. В нем четко обозначена специфика цели воспитания – развитие личности ребенка. Наконец, в нем наиболее удачно отражена суть феномена воспитания – управление через создание благоприятных условий.
Это определение, однако, имеет и своих критиков. Наиболее распространенные замечания касаются встречающегося здесь слова «управление». Не является оно указанием на авторитарный характер воспитания? Позволительно ли педагогу управлять? На наш взгляд, поводов для подобных критических выводов тут нет. Здесь речь идет об управлении в широком смысле, применяемом по отношению к самым разным объектам: автомобилю, ресурсам, качеству образования, развитию личности. Обратите внимание – в отмеченном нами определении воспитания говорится не об управлении ребенком (что действительно дало бы повод говорить об авторитарности), а именно об управлении развитием личности ребенка. Кроме того, его авторы поясняют: управление через создание благоприятных условий. То есть управлять развитием – это значит создавать благоприятные условия для развития.
Цель воспитания – это те изменения в личности детей, которые педагоги стремятся получить в процессе реализации своей воспитательной деятельности. Это ожидаемый, планируемый результат воспитательной деятельности.
Результат воспитания – это те изменения в личностном развитии детей, которые взрослые (родители или педагоги) получили в процессе их воспитания.
Как видим, цель и результат — это взаимосвязанные явления: цель – это планируемый, воображаемый, ожидаемый результат, а результат – это реализованная, достигнутая цель. Поэтому иногда в документах цель и ожидаемые результаты описываются в одном разделе. Если же необходимо описать их отдельно друг от друга, то грамотнее это сделать так: цель можно сформулировать в более общем виде, а результаты – в более развернутом, но обязательно в соответствии с описанной ранее целью.
Результаты воспитания всегда нечетки и до конца неопределенны (трудно достоверно утверждать, в какой мере сформировавшиеся у ребенка те или иные личностные качества стали результатом чьих-то внешних влияний, а в какой – результатом его собственных усилий). В этой связи корректнее вести речь, к примеру, не о результатах школьного воспитания, а о результатах социального воспитания, в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами: семьей, церковью, учреждением дополнительного образования и т.п. Результаты воспитания никогда не будут конечными (их нельзя определить сиюминутно, так как достоверно не известно, через какой промежуток времени те или иные оказываемые на ребенка влияния отразятся на нем, повлекут, если вообще повлекут, за собой те или иные изменения в нем). Результаты воспитания лучше всего поддаются описанию не в статике (получили то-то и то-то), а в динамике (происходят изменения в таком-то и таком-то направлении).
Задачи воспитания – это те проблемы организации конкретных видов и форм деятельности, которые необходимо решить для достижения цели воспитания. Соотношение цели и задач можно образно представить в виде соотношения пьедестала и ведущих к нему ступеней.
Направления воспитания – это основные векторы осуществления воспитательной работы школы, ориентирующие ее на решение цели и задач воспитания. Это своеобразные магистральные пути организации школьной воспитательной работы (например: воспитание на уроке, воспитание в рамках курсов внеурочной деятельности, воспитание через классное руководство и т.п.).
Виды деятельности – здесь это виды индивидуальной или совместной с детьми деятельности педагогов, используемые ими в процессе воспитания (например: игровая, познавательная, трудовая, спортивно-оздоровительная, туристско-экскурсионная, досугово-развлекательная и т.п.)
Формы деятельности – это организационная оболочка деятельности, ограниченные во времени и пространстве акты индивидуальной или совместной с детьми деятельности, которые педагог использует для достижения цели воспитания (например: ролевая игра или игра по станциям, беседа или дискуссия, многодневный поход или поход выходного дня, соревнование, сбор, трудовой десант и т.п.)
Содержание деятельности – это конкретное практическое наполнение различных видов и форм деятельности. Содержание и формы деятельности – явления взаимосвязанные, ведь содержание всегда в том или ином виде оформляется, а форма всегда что-то содержит. Формы деятельности могут быть самыми разными: рассказ, беседа, дискуссия, конкурс, игра, спектакль, экскурсия, КТД и т.п. Причем содержание этих бесед, игр или конкурсов может быть хорошим или плохим, толковым или бестолковым, воспитывающим или всего лишь развлекательным, но пустой форма не бывает никогда.
Продумываем структуру программы . Думается, что удобнее всего будет структурировать программу следующим образом. Поскольку программа воспитания (как, наверное, и любая другая программа, реализуемая в школе) – это программа педагогической деятельности, постольку и логика ее построения должна быть именно деятельностной. То есть в ней должны найтись ответы на такие вопросы как:
— зачем вы планируете что-то делать (другими словами, каковы цели и задачи вашей деятельности),
— что конкретно и как именно вы планируете действовать (другими словами, каковы виды, формы и содержание вашей деятельности),
— как вы собираетесь анализировать ход и результаты своей работы.
Руководствуясь этим принципом, а также памятуя о том, что в содержании программы надо отразить все требования ФГОС ОО, можно структурировать разрабатываемый вами документ таким образом.
Раздел 1. «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса», в котором может быть размещена информация: о специфике расположения школы, особенностях ее социального окружения, источниках положительного или отрицательного влияния на детей, значимых партнерах школы, особенностях контингента учащихся, оригинальных воспитательных находках школы, а также важных для школы принципах и традициях воспитания.
Поскольку общие сведения о школе уже указаны в Основной образовательной программе, в данном разделе нет необходимости их повторять. Объемом этот раздел не должен превышать 0,5 – 1 страницы текста.
Инвариантными модулями должны стать:
«Курсы внеурочной деятельности»,
«Работа с родителями»,
Два последних модуля не являются инвариантными для образовательных организаций, реализующих только образовательные программы начального общего образования.
Вариативными модулями могут быть:
«Ключевые общешкольные дела»,
«Детские общественные объединения»,
«Экскурсии, экспедиции, походы»,
«Организация предметно-эстетической среды»
Если школа хочет добавить в свою программу какой-то новый модуль, она должна руководствоваться следующими принципами: 1) новый модуль должен отражать реальную деятельность школьников и педагогов, 2) эта деятельность является значимой для школьников и педагогов, 3) эта деятельность не может быть описана ни в одном из модулей, предлагаемых примерной программой. В противном случае добавление нового модуля в вашу программу нецелесообразно.
Объемом раздел «Виды, формы и содержание деятельности» не должен превышать объем соответствующего раздела в примерной программе. Более того, мы рекомендуем делать его значительно короче. Ведь содержание данного раздела примерной программы заведомо избыточно, так как является лишь ориентиром. Школьная же программа должна отражать лишь то, что на самом деле происходит в образовательной организации.
Раздел 4. «Основные направления самоанализа воспитательной работы», в котором необходимо показать, каким образом в школе осуществляется самоанализ организуемой в ней воспитательной работы. Обратите внимание, в данном разделе НЕ СЛЕДУЕТ приводить результаты осуществляемого школой самоанализа воспитательной работы. Здесь нужно всего лишь перечислить основные его направления, критерии и способы его осуществления. Объем данного раздела мы рекомендуем делать не более 0,5 – 1 страницы текста.
К рабочей программе воспитания каждой школой разрабатывается ежегодный календарный план воспитательной работы, соответствующий уровням начального, основного и среднего общего образования. Каждый год он может изменяться. Итак, у образовательной организации «на выходе» должна получиться единая для всей школы программа воспитания с прилагающимися к ней тремя разными (хотя в чем-то и совпадающими) планами воспитательной работы.
Единые для всех уровней общего образования разделы:
«Особенности организуемого в школе воспитательного процесса»
«Цель и задачи воспитания»
«Виды, формы и содержание деятельности»
«Основные направления самоанализа воспитательной работы»
Особенные для каждого уровня общего образования приложения: календарные планы воспитательной работы
Приступаем к разработке . Ну а теперь, обращаясь к тексту примерной программы воспитания, можно приступать к составлению своих рабочих программ. На что здесь следует обратить внимание?
В первую очередь, на то, что примерную программу воспитания необходимо воспринимать как конструктор для создания рабочей программы воспитания. Он позволяет каждой образовательной организации, взяв за основу содержание ее разделов, корректировать их там, где это необходимо: добавлять нужные или удалять неактуальные материалы, приводя тем самым свою программу в соответствие с реальной деятельностью, которая школа будет осуществлять в сфере воспитания. Это делается для того, чтобы освободить образовательные организации от излишней «бумажной» работы и дебюрократизировать процесс создания собственных программ воспитания. По сути, разработчикам школьных программ воспитания остается лишь скорректировать уже имеющийся текст примерной программы под свою специфику и добавить к ней план-сетки мероприятий.
Р азрабатывая собственную программу воспитания, вы вправе включать в нее только те вариативные модули, которые помогут вам в наибольшей степени реализовать воспитательный потенциал школы с учетом имеющихся у вас кадровых и материальных ресурсов.
Поскольку практика воспитания в школах России многообразна, и примерная программа не может охватить все это многообразие, допускается, что каждая школа по заданному в примерной программе образцу может добавлять в свою рабочую программу собственные модули. Если у вас есть желание добавить их, вы вправе это сделать.
Разрабатывая собственную программу воспитания, вы можете располагать выбранные вами модули в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы вашей школы.
Важно при этом учесть, что ваша программа должна быть короткой и ясной, содержащей конкретное описание предстоящей работы с детьми, а не общие рассуждения о воспитании.
Наконец, не забывайте о самом важном: программа не является инструментом воспитании; ребенка воспитывает не документ, а педагог – своими действиями, словами, отношениями. Программа лишь позволяет педагогам скоординировать свои усилия, направленные на воспитание школьников.
Итак, подчеркнем еще раз – у вас должно получиться три модификации программы воспитания, каждая из которых состоит из двух частей:
1) единой для всех уровней общего образования части, включающей 4 основных раздела – составляется на основе примерной программы путем удаления неактуальной или добавления необходимой для каждой конкретной школы информации:
— о специфике воспитательного процесса в школе,
— о задачах воспитания,
— о видах, формах и содержании деятельности,
— об анализе осуществляемого в школе воспитательного процесса.
2) особенной для каждого уровня общего образования части, представляющей собой ежегодный календарный план воспитательной работы – разрабатывается самостоятельно и корректируется каждой образовательной организацией из года в год.
Работа с целями воспитания
Одна страна – одна и цель воспитания в школах страны. Именно такой принцип положен в основу раздала примерной программы «Цель и задачи воспитания». Цель здесь формулируется исходя из ориентиров ФГОС ОО и основывается на базовых для нашего общества ценностях – таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек. Целью воспитания в образовательных организациях провозглашается личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Чтобы процесс осмысления школьными педагогами цели своей воспитательной деятельности не стал формальным, его следует начать с попытки честно ответить самим себе на некоторые вопросы: р ади чего на самом деле мы работаем с детьми; ради чего мы проводим уроки, беседы или классные часы; ради чего мы берем руководство кружком или факультативом; ради чего мы ведем своих ребят в поход или готовим вместе с ними школьный спектакль? Именно с ответов на эти вопросы и начинается настоящий процесс осмысления и конкретизации заявленной в программе цели воспитания.
Задумайтесь над ответами, которые вы получили. Если хотя бы некоторые из них окажутся связанными с воспитанием, нужно постараться упорядочить их – то есть представить в виде удобной для практического применения модели. Вот здесь то вам и поможет примерная программа воспитания. В ней как раз представлена такая модель.
Провозглашая целью воспитания личностное развитие школьников, ее составители затем акцентируют внимание на различных аспектах этого развития, его частных составляющих. Рассмотрим их подробнее.
Третье – это приобретение ребенком опыта осуществления социально значимых дел, то есть тех дел, которые были бы направлены на пользу окружающего его общества, которые считаются в этом обществе значимыми. Такой опыт приобретается в процессе всевозможных социальных проб ребенка, вовлекающих его в те формы реального взаимодействия людей, которые поддерживают нормальное функционирование общества. Это можно назвать деятельной стороной процесса личностного развития ребенка. По сути, речь здесь идет о предоставлении ребенку возможности попробовать себя в реальных социально значимых делах. В какие именно социально значимые дела вы считаете важным вовлекать современного школьника? Какой именно опыт он должен, на ваш взгляд, приобрести? Что для этого в состоянии сделать ваша школа, ваши педагоги? Ответы на эти вопросы будут третьим шагом конкретизации представленной в программе цели воспитания.
Следует понимать, что личностное развитие школьника — это сложный и нелинейный процесс, который далеко не всегда идет по восходящей.
Важно помнить еще и то, что достижение указанной в программе цели должно быть поступательным. Форсирование достижения этой цели нежелательно. Представим себе такую ситуацию: классный руководитель решил вовлечь своих воспитанников в социально значимые дела и для этого организовал в своем классе волонтерский отряд, призванный оказывать посильную бытовую помощь пожилым одиноким людям. Замечательное дело, важное, полезное, социально значимое! Но насколько успешными будут эти дела, если школьники не усвоили элементарные знания о нормах общения с пожилыми людьми, если они не понимают, что такое старость и одиночество, что чувствует одинокий человек, как он живет, какие проблемы испытывает и в чем действительно нуждается? Смогут ли эти волонтерские дела действительно дать детям важный жизненный опыт, если у школьников не сформировано ценностное отношение к пожилым людям, уважение к старости и к старикам? Думается, что вряд ли…
В то же время не следует воспринимать названные выше три аспекта личностного развития школьника как то, что требует обязательно трех разных временных этапов организации работы с детьми. Это не так. Иногда благоприятные условия для достижения всех трех составляющих цели воспитания могут быть созданы педагогом и в рамках одного и того же дела или цикла таких дел.
Работа с ЗАДАЧАМИ воспитания
Иное дело – задачи воспитания. В отличие от цели, задачи, описанные в примерной программе воспитания, являются ориентировочными, а потому могут корректироваться школой – исходя из ее специфики и особенностей обучающихся в ней детей. Напомним, з адачи воспитания – это те проблемы организации конкретных видов и форм деятельности, которые необходимо решить для достижения поставленной цели воспитания. Поскольку каждая школа по-своему видит эти проблемы, то и задачи ею будут формулироваться по-своему.
Посмотрим сначала на те задачи, которые сформулированы в примерной программе. Этот перечень мы рекомендуем взять за основу:
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности ;
использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
поддерживать деятельность функционирующих на базе школы д етских общественных объединений и организаций;
организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
организовывать профориентационную работу со школьниками;
организовать работу школьных бумажных и электронных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
Затем необходимо удалить те из задач, которые школа считает неактуальными для себя.
После – можно добавить те новые задачи, которые не упомянуты в примерной программе, но школе необходимо их решить для достижения цели воспитания.
Важно помнить – задачи (их количество и их формулировки) рекомендуется соотносить с модулями, которые будут представлены в следующем разделе вашей программы. Потому что, по сути, в каждом модуле будут показаны конкретные способы решения поставленных вами задач.
И еще – формулируя задачи воспитания, помните, что их планомерная реализация должна позволить организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов. Ведь без этого результативного воспитания не будет.
ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
БАНК ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ
В этом разделе собраны примеры конкретных воспитательных практик, представляющих различные виды, формы и содержание деятельности педагогов и школьников. Часть из них окажется хорошо знакомой школьным педагогам, какие-то из них покажутся новыми. Но главное – не это, а то, что данные примеры могут натолкнуть педагогов на собственные идеи, которые они постараются реализовать в своей работе. Надеемся, что этот «банк идей» поможет школам в разработке раздела «Виды, формы и содержание деятельности».
«Посвящение в первоклассники»: торжественная церемония, символизирующая приобретение ребенком своего первого социального статуса – школьника. Организуется в сотрудничестве первых и четвертых классов школы. Позволяет ребенку ощутить радость от принадлежности к школьному сообществу, получить опыт публичного выступления перед большой и лишь немного знакомой аудиторией, увидеть, как успех класса влияет на настроение каждого ребенка, а успех ребенка – на настроение всего класса.
«Цветной ковер России»: проходящий в течение всего учебного года фестиваль традиционных национальных праздников детей тех национальностей, которые обучаются в начальной школе. Организуется педагогами и семьями учащихся. Фестиваль направлен на создание в школе атмосферы толерантности, привитие школьникам чувства уважения к традициям и обычаям детей разных национальностей, сближение семей учащихся.
«День Друга»: выставка фотографий домашних питомцев школьников; викторины, устные журналы, стенгазеты, фотоколлажи, посвященные домашним питомцам; благотворительная ярмарка семейных поделок в пользу приюта для бездомных животных. Это дело позволяет детям освоить нормы гуманного поведения «человек – животное», узнать о преданности питомцев и о необходимости брать на себя ответственность за них.
Проект «Зеленый двор», реализация которого предполагает выращивание младшими школьниками рассады цветов (овощей, зелени) на подоконниках в классе, высаживание ее весной на школьном дворе, уход за растениями летом и осенью, презентация этого проекта для родителей и других школьников. Проект позволит детям узнать о растениях, хорошо растущих в их крае и уходе за ними; получить навыки ответственного поведения в природе, трудолюбия, проявить заботу о растениях.
Цикл дел «Персональная выставка» предполагает организацию в течение года персональных выставок творческих работ детей начальной школы. Это выставки фотографий, рисунков, картин, костюмов, поделок из природного материала, поделок из Лего и т.п. Такого рода выставки помогут ребенку преодолевать застенчивость, проявлять инициативу, научат правильно отвечать на похвалы и принимать благодарности, разумно реагировать на критику и пожелания, со вниманием относиться к работам других детей и корректно высказывать свое мнение о них.
Конкурс «Лучший школьный коридор», который проводится раз в год в каждой параллели классов начальной школы. На конкурс принимаются рисунки, макеты, сочинения, коллажи и т.п., представляющие модель (описание) внешнего вида школьного коридора, с последующей их защитой. Жюри конкурса выбирает работу или элементы какой-то работы, которую рекомендует к реализации. Участие в конкурсе позволит ребенку получить навыки соблюдения заданных требований к конкурсным работам, научит отличать реальные проекты от прожектов, выслушивать и приводить аргументы, защищать собственные идеи.
Проект «Открытая библиотека». Предполагает организацию в начальной школе пространства, где дети и педагоги на переменах читают книги или журналы, куда приносят книги из дома, берут домой и возвращают лежащие в свободном доступе книги, оставляют отзывы о прочитанной книге, участвуют в выборе книги месяца, собирают книги для детского дома и т.д. Участие ребенка в таком проекте позволит ему приобрести навыки бережного отношения к книге, поможет приобрести вкус к чтению, научит возвращать чужие вещи и делиться своими собственными.
Мини-экспедиция для младших школьников «Раз травинка, два травинка…» по природным тропам в районе нахождения школы. Эта однодневная экспедиция проводится раз или 2 раза в четверть. Она знакомит детей с природными особенностями их региона, возможностями охраны и предупреждения рисков гибели водоемов, лесов, животных. Может быть сопряжена с установлением по ходу следования табличек с информацией о растениях или животных края, со сбором мусора и т.д.
Мини-экспедиция для младших школьников «Преданья старины глубокой» по историческим местам родного города или поселка с целью знакомства и общения с жителями, фотографирования и описания мест, связанных с жизнью известных горожан и сельчан или произошедшими здесь историческими событиями.
Квест для младших школьников «Математика на школьном дворе», в ходе которого дети ищут ответы на вопросы квеста, изучая устройство и размеры школьного здания и школьного двора, выполняя практические задания, используя изученный на уроке математики материал, и получая навыки индивидуальной и командной работы, взаимопомощи, соблюдения правил соревнования.
Акция «Секретный друг». Эта акция периодически проводится в классе с целью моральной и эмоциональной поддержки наиболее нуждающихся в этом школьников. Суть акции такова. Педагог предлагает некоторым школьникам или всему классу поиграть в «секретного друга» и тем самым поднять настроение одному из своих одноклассников. Вместе с ребятами педагог определяет, кому именно будет оказываться «секретная» поддержка и, конечно, следит за тем, чтобы этот ребенок не узнал о планируемой акции – она должна стать для него приятным сюрпризом. В назначенный день по предварительной договоренности акция стартует: в течение всего дня одноклассники стараются оказывать всяческую помощь этому ребенку, подбадривать его, проявлять внимание, но не быть при этом навязчивыми, не переигрывать. В конце дня на общем собрании класса секрет акции раскрывается, происходит обсуждение ее итогов: что чувствовал ребенок, которому оказывалась поддержка, какие эмоции испытывали при этом сами «секретные друзья» и т.п.
Операция «Малышок». Установление шефства школьников над ближайшим детским садиком. По договоренности с администрацией садика педагог и школьники время от времени проводят для детей различные акции, например:
— разбивка цветочных клумб;
— строительство снежного городка (горки, крепости, снеговиков);
— проведение рождественского утренника;
— постановка сказочного представления и т.п.
Конкурс создателей социальной рекламы и антирекламы. Идея конкурса – привлечь внимание школьников к социальным проблемам нашего общества. Желающим принять участие в конкурсе классам, творческим микрогруппам, отдельным учащимся предлагается изготовить рекламный плакат, аудио- или видеоролик, адресованный сверстникам. Реклама должна обратить их внимание на ту острую социальную проблему, которая, по мнению авторов рекламы, нуждается в скорейшем разрешении. Реклама должна быть ненавязчивой, остроумной, привлекающей к себе внимание и главное – социально ориентированной.
Конкурсное задание «Письмо другому». Вы можете написать письмо политику, другу, природе, школе, учителю, герою, гению. Письма будут опубликованы в газете, где будет специальный раздел, в котором каждый, кому понравилось письмо, поставит оценку плюс и свою фамилию – так можно будет определить лучшее письмо.
Конкурсное задание «Репортаж с места события». Найдите в школе, в городе что-либо интересное или узнайте о каком-нибудь замечательном предстоящем событии и опишите его.
Конкурсное задание «Очерк о прекрасном, удивительном, невероятном». Напишите о человеке, который вас удивил, обрадовал, поразил, сыграл важную роль в вашей жизни.
Конкурсное задание «Разработайте и в любой форме и виде представьте шутливую антирекламу любого никчемного, вредного и подлого товара или события». Это может быть антиреклама табака, наркотиков, двойки, пива, триллеров, детективов, бандитизма, потребительского сознания.
Конкурсное задание «Составьте рецензию на выступление какого-нибудь, извините за выражение, певца, кинофильм, спектакль». Определите достоинства и недостатки, выскажите ваши пожелания на будущее.
Конкурсное задание «Проблемный анализ». Возьмите любую социально значимую проблему, изучите ее, проанализируйте и составьте ваши предложения.
Конкурсное задание «Интервью». Возьмите интервью на заданную тему и выпустите газету с текстами интервью.
Конкурсное задание «Экспромт». В зале, находясь на сцене, напишите стихотворение на заданную тему.
Таким образом, можно определить победителей по каждому конкурсу и определить «золотое перо», или победителя конкурса в целом, т.е. по сумме занятых мест во всех конкурсах.
Праздник песни. Это ежегодно проводимый музыкально-театрализованный фестиваль песни, в котором участвуют все классы школы. Принципами проведения праздника песни являются: коллективная подготовка, коллективная реализация и коллективный анализ выступления класса (по мере взросления школьников организаторская роль классного руководителя в этих процессах уменьшается, а роль актива класса – увеличивается); участие каждого члена классного сообщества хотя бы в одной из возможных ролей (авторов сценария, постановщиков, исполнителей, ответственных за костюмы, декорации, музыкальное сопровождение и т.п.); отражение в выступлении истории создания представляемой классом песни; приоритет хорового пения, дающего его участникам ощущение взаимного доверия и взаимной поддержки; отсутствие соревновательности между классами, реализующее ценность солидарности всех школьников независимо от их принадлежности к тому или иному классу; привлечение родителей к участию в подготовке и проведении праздника.
«ДД» – дискуссионный день. Это день, в течение которого на базе школы открывается комплекс открытых дискуссионных площадок – педагогических, родительских, подростковых, совместных. Здесь обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны. Здесь ребенок может овладевать умением продуктивно общаться и взаимодействовать, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты, ясно, логично и точно излагать свою точку зрения. Здесь школьники могут приобрести и новые социально значимые знания (о себе, об окружающих людях, об обществе, его проблемах и способах их решения) или развить в себе те или иные социально значимые отношения (такие как ценностное отношение к людям, уважительное отношение к чужому мнению, к разнообразию взглядов). На дискуссионные площадки приглашаются интересные люди – ученые, журналисты, актеры, ветераны Великой Отечественной войны. Ведущими дискуссионных площадок могут выступить как педагоги, так и старшеклассники. Дискуссии могут быть проведены как в формате свободного разговора по той или иной проблеме, так и в заданном формате коммуникативных игр – таких как «Аквариум», «Дебаты», «Вертушка», «Ролевой диалог» и т.п.
Игра «Аукцион». Ученики, разбившись на малые группы по три-четыре человека, придумывают какие-либо интересные дела, которые они хотели бы провести в классе, затем они записывают это в рекламной форме на картоне и плакатах сопровождения. Ведущий по присвоенным проектам номерам выставляет каждый проект-лот на аукцион, где представители группы авторов стараются обрисовать идею и привлечь внимание покупателей. У каждого покупателя есть строго определенное количество именных фишек, которые он может истратить на участие в торгах. Каждая фишка – это не только торговое средство, но и обязательство, и желание покупателя активно участвовать в разработке и реализации проекта.
Акция «1945 – стены Рейхстага». Это приуроченная ко Дню Победы ежегодная акция, во время которой школьники, их родители и педагоги украшают стены школы граффити, рисунками, фотографиями, интервью, сочинениями, рассказами, посвященными своим родственникам, воевавшим в Великой Отечественной войне. Такое общешкольное дело будет способствовать формированию российской гражданской идентичности школьников, развитию ценностных отношений подростков к вкладу советского народа в Победу над фашизмом, к исторической памяти о событиях тех трагических лет.
Праздник знаний – это особая форма общешкольного дела, которая позволяет соединить учебную и внеурочную деятельность в один процесс. Проводится как общешкольная научно-практическая конференция. Работа ведется по секциям, в каждой секции анонимным голосованием выбираются лучшие проекты. Лучшие работы становятся доступны всем, вывешиваются на сайте школы. Школьное радио и телевидение подробно информирует всю школу о конференции, участниках, самых интересных проектах, победителях.
Интеллектуальный ринг. Игра проводится в три тура.
Тур 1. Огораживается площадка, и вслед за ударом гонга на ринг выходят представители четырех или двух дружин, которые за определенное время должны ответить на 5 вопросов, которые им зададут противники. Жюри выставляет оценки за качество и красоту вопросов и ответов. Жюри также имеет право снять некорректные вопросы. Вторым критерием успешности является прибор, позволяющий определить шум в децибелах, отражающий удовольствие команд-болельщиц. Каждый участник имеет право с потерей очков обратиться за помощью к своей команде.
Тур 2 . Каждый участник выносит на обсуждение участников ринга проект, позволяющий решить социально-экономическую, педагогическую, техническую или общекультурную задачу. В ходе обсуждения проектов участники должны выявить все его достоинства и недостатки за короткий промежуток времени, затем соперники должны выставить оценки за проект друг другу, а жюри и болельщики вправе согласиться или не согласиться с этим решением. Окончательное решение о победе выносит главный судья соревнований, но его решение может быть обжаловано в специально созданной научной коллегии уже после соревнований.
Тур 3. Каждый участник показывает сопернику и зрителям нечто сделанное своими руками: книгу стихов, газету, … Эти предметы подлежат оценке публики путем поднятия любой руки в знак признания и одобрения.
Победители получают медали, дипломы, грамоты и ценные интеллектуальные, технические, кондитерские подарки.
Операция «Книга». Каждый выпускник, уходя из школы, дарит школе книгу с собственноручной надписью, стараясь в надписи отразить свои чувства, отношения, пожелания и вообще все, чему его научили в школе. Лучшие надписи будут помещены на отдельный стенд вместе с фотографиями выпускников, и ежегодно носитель традиций будет вписывать сюда удивительные события, достижения, изменения в жизни выпускников и все это будут показывать новым поколениям учащихся.
Ежегодная церемония награждения школьников и педагогов значками «Гордость школы» и «За преданность школе». Церемония проходит в торжественной обстановке в конце учебного года. На церемонию приглашаются родители учащихся, друзья школы, именитые гости. Значком «Гордость школы» награждают авторитетных учащихся 9-х классов, которые активно участвовали в жизни школы, защищали честь школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах; значком «За преданность школе» награждают авторитетных учителей, работников школы, родителей, внесших весомый вклад в развитие школы. По окончании церемонии проводится торжественный бал. Это традиционное общешкольное дело способствует развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, способствует формированию чувства доверия друг к другу, развивает школьную идентичность подростка.