Главная » Правописание слов » Как написать выборочное изложение в 7 классе

Слово Как написать выборочное изложение в 7 классе - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Презентация. Выборочное изложение. 7 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выборочное изложение по отрывку из романа «Дубровский»

Памятка для учащихся «Как писать выборочное изложение» Прослушайте текст. После первого чтения текста выполните следующие шаги: Определите тему текста (о чем текст?). Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?). 3) Прослушайте текст во второй раз. Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста ( в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки). Составьте подробный план Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (выбор героя, о котором будете писать). 4) Обязательно обратите внимание на орфографические, пунктуационные и стилевые особенности текста. 5) Прослушайте текст в третий раз. 6) Помните о главном условии: вы должны передать содержание выбранной микротемы. 7) Объём изложения – не менее 80 слов. 8) Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу, и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца. Через 10 минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. 12 лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь. Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами. Дворня высыпала из людских изб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу, и взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника.

Примерный план. « Перед собою видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца». « Через десять минут въехал он на барский двор». «Березки выросли и стали теперь высокими …» « Двор обращен был в некошеный луг..» « Дворня высыпала и окружила молодого барина.»

Словарная работа Влево, Кистеневка, тщательно, некошеный луг, обращен, из людских изб, опутанная лошадь, изъявления радости, насилу, сквозь, воспитанник.

Источник

Урок русского языка в 7 классе. Выборочное изложение

Подготовка к изложение по тексту М.А. Шолохова «Отец и сын»

Цель урока : подготовиться к написанию выборочного изложения.

организовать деятельность учащихся по выбору материала на заданную тему;

способствовать созданию текста, используя авторские речевые средства и собственные слова для связи частей.

развивать критическое мышление через чтение информационного текста;

развивать логическое мышление;

развивать умение работать в группе, паре (компетентности: интеллектуальная, социальная).

воспитывать терпение, качества толерантной личности, интерес к предмету;

воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, объективно оценивать.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

— Здравствуйте, ребята, мы начинаем урок русского языка.

— Предлагаю настроиться на работу, ответить на вопросы.

— Какие типы речи вы знаете? (описание, повествование, рассуждение)

— Какой тип речи называется рассуждением. (доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль)

— Какой тип речи называется описанием? (содержание можно передать на одном кадре)

— Какой тип речи называется повествованием? ( передаёт последовательность событий)

— Какие стили речи вы знаете?

— Сегодня мы будем готовиться к написанию изложения.

— Вспомните, что вы знаете об изложении, свои ответы представим в виде кластера.

Знакомство с текстом. (стр. 65,упр.151)

Определите тип, стиль текста?

Кратко перескажите сюжет 2-3 предложениями. (О чем рассказывает М.А.Шолохов?).

Найдите яркие черты в описании героев? Оформите их в таблицу.

Что в записанных материалах можно сгруппировать? ( Надо сгруппировать материал, относящийся к описанию внешности: лицо, глаза, внешний вид.

М. А. Шолохов в самом начале своей повести «Судьба человека» знакомит нас с двумя основными героями. Один из них, судя по деталям портрета,— бывший фронтовик, много переживший за свою жизнь человек (вспомним глаза его с «неизбывной смертной тоской»); другой — трогательно доверчивый мальчик, о котором кто-то по-матерински заботится.

Один из героев повести М. А. Шолохова «Судьба человека» — высокий сутуловатый мужчина.

На первой странице повести «Судьба человека» мы знакомимся с двумя ее основными героями. Один — это.

Инструкция: выскажитесь одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:

Сегодня я узнал… Я научился…

Меня удивило… У меня получилось…

Было трудно… Я смог ….

Я понял, что… Я попробую…

Я теперь могу…. Меня удивило…

Мне захотелось…. Было интересно…

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-407415

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»

Время чтения: 2 минуты

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ

Время чтения: 2 минуты

В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Выборочные изложения

Выборочные изложения в 7 классе

При проведении выборочных изложений в 7 классе, продолжая работу над умением собирать и систематизировать материал, целесообразно в соответствии с программой по развитию речи сосредоточить внимание учеников на текстах, включающих описание внешности человека.

Обучение такому виду высказывания, как описание внешности, имеет особое значение для совершенствования связной речи учащихся. Вместе с тем опыт показывает, что именно этот вид описаний вызывает у школьников затруднения. Ученики не умеют выделять главное во внешности человека, которого они описывают, не могут определить основную мысль, которая объединила бы описание, сделала его цельным. Такое описание часто превращается в перечисление деталей портрета, не связанных авторским замыслом. Встречаются и многие другие недостатки.

Подобранный для изложения текст-образец дает возможность сосредоточить внимание ученика на авторском замысле, композиционных, языковых особенностях описания. Отрывок, взятый из знакомого художественного произведения, позволяет показать место и роль описания в раскрытии идейно-художественного замысла в целом, что представляется особенно важным, так как только в этом случае работа над описанием не будет формальной.

Опираясь на некоторый опыт работы, предлагаю методику проведения выборочного изложения в 7 классе по отрывку из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека». Этот текст дан для выборочного изложения в упр. 151 учебника в связи с изучением темы «Причастие».

Привожу отрывок, предлагаемый учебником:

-Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька.

Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:

— Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

С трогательной детской доверчивостью мальчик прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые брови.

-Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные-снежки катал потому что.

Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мной, отец сказал:

-Беда мне с этим пассажиром!

Мы долго молчали. Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе.

Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.

Украдкой рассматривая отца и сынишку, я с удивлением отметил про себя одно, странное, на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно, и то, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и то, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки-все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.

А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками.

Накануне написания изложения ученикам предлагается вспомнить содержание рассказа, подумать, какова его тема, основная мысль, какие три части можно выделить в рассказе.

Этапы урока. Деятельность преподавателя. (формы, приемы организации учебной деятельности)

Организационный этап. Взаимные приветствия; фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния взвода и готовности к уроку; организация внимания и внутренней готовности к работе.

Объявление темы и целей урока: По отрывку из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» нужно будет написать выборочное изложение на тему «Отец и сын».

Изложение нового материала по вопросам:

1. Краткая беседа о рассказе Шолохова.

Это рассказ о судьбе простого человека Андрея Соколова. Автор показывает несгибаемую волю, мужество, героизм и в то же время большое щедрое сердце русского солдата. В рассказе, название которого носит обобщенный характер, перед нами не только судьба Андрея Соколова. Это и судьба мальчика Вани, у которого война отняла родной кров, мать, отца. Андрей Соколов усыновляет Ваню. И мы вместе с автором верим, что судьба Вани будет светлой и счастливой. Жизнеутверждающая сила рассказа звучит в его заключительной части.

2. Работа с композиционной схемой

Учитель обращает внимание семиклассников на то, что рассказ М. А. Шолохова тоже имеет обрамление. Это рассказ в рассказе:

1) Вступление. Встреча автора с отцом и мальчиком.

2) Рассказ Андрея Соколова.

3) Заключение. Авторские размышления о судьбе Вани

3. Выразительное чтение отрывка.

4. Беседа по прочитанному:

Какова тема отрывка?

Что представляет собой отрывок по жанру?

Как описание внешности характеризует отца и сына?

Почему описание отца и мальчика введено автором в начало рассказа, во вступление?

5. Сбор материала к изложению на тему «Отец и сын». Учащиеся сразу отметят, что автор дает параллельное портретное описание отца и маленького сына. Поэтому материал к изложению, извлеченный из текста, лучше записать в две колонки.

1. Общее впечатление.

Высокий, сутуловатый.Маленький, лет

2. Речь, манера держаться, поведение.

устало брел; усталоулыбаясь,

присаживаясь, положилсмело протянул

руки на колени; ручонку; с тро-

Словно присыпанныеСветлые, как

пеплом, наполненныенебушко; глядя

неизбывной смертнойпрямо в глаза;

тоской, в них трудноприподнял бе-

Прожженный в несколькихОдет просто,

местах ватник небрежно,но добротно;

грубо заштопан; латка надлиннополая

выношенных защитных штанахкурточка, под-

наживлена широкими мужски-битая легкой

ми стежками; на спине тощийпоношенной

вещевой мешок. Свернутыйцигейкой; кро-

малиновый шелковый потер-хотные сапож-

тый кисет; почти новые солдат-ки сшиты с рас-

ские ботинки; плотныечетом надевать

шершавые носки изъеденына шерстяной

6. Языковая подготовка.

Создавая детский портрет, автор использует слова эмоциональной оценки, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, передавая свое отношение к мальчику: сынишка, ручонка, небушко, бровки, крохотные сапожки.

В процессе анализа нужно подвести учащихся к выводу, что отбор языковых средств в описании обусловлен авторским замыслом: дать портрет взрослого, много испытавшего и пережившего мужчины и только вступающего в жизнь маленького мальчика.

7. Орфографическая работа

В целях предупреждения орфографических ошибок предлагается объяснить:

1) правописание суффиксов в словахприглушенный, присыпанные, наполненные, поношенный, разорванный, выношенный;

2) слитное и раздельное написание не: неизбывная, небрежно, не пришита

3) в правописание гласных и согласных в корне слов: черствый, шелковый, шов, цигейка, расчет, прожженный, искусный.

Для предупреждения пунктуационных ошибок следует повторить знаки препинания в предложениях с однородными членами и объяснить постановку знаков при причастном обороте.

Если учащиеся не различают слов-паронимовнадеть-одеть,следует выполнить упражнение, которое предупредит возможные речевые ошибки:

8. Систематизация собранных материалов, написание изложения.

На этом этапе продумывается последовательность использования собранного материала, связь между отдельными частями, «мостики». Ученикам предлагается продумать вступление и заключение к описанию.

Опыт показывает, что предваряющее выборочное изложение по тексту включающее описание внешности, помогает готовить семиклассников к написанию сочинений того же жанра.

Подведение итогов урока.

Общая характеристика работы класса. Рекомендации путей преодоления недостатков. Оценивание суворовцев.

Задание на самоподготовку.

Ответы суворовцев, записи в тетрадях.

Ответы суворовцев, пересказ одного-двух учеников

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Источник

Конспект урока русского языка в 7 классе «Выборочное изложение с описанием внешности человека»

Выборочное изложение по отрывку из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»

Тип урока: урок развития речи

Цель урока: Знакомство обучающихся с особенностями построения сочинения-описания внешности человека.

— совершенствование умения описывать внешность человека, используя прилагательные и причастия;
— закрепление умения собирать и систематизировать материал на заданную тему;

— выделение особенностей выборочного изложения, определение структуры текста типа описания, его языковых особенностей.

Развитие умения через внешность человека постигать его внутренний мир, характер, настроение, находить главное (неповторимое) в облике конкретной личности; формировать у школьников наблюдательность и внимание к окружающим; обогащать лексический запас учащихся; закрепить навыки правописания причастий; закрепить пунктуационные навыки; развивать навыки письменного изложения текста; воспитывать художественный и эстетический вкус

Метапредметные результаты: осознание эстетической ценности русского языка, совершенствование умений задавать вопросы к тексту.

Методические приемы : выразительное чтение, беседа по вопросам, работа с планом, пояснения учителя, самостоятельная работа.

Оборудование: Тексты, презентация

В человеке должно быть всё прекрасно:

и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

I. Организация начала урока.

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач!

II. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня у нас урок развития речи. На таких уроках в 5 и 6 классах вы учились писать сочинения-описания. В частности вы описывали природу, интерьер, животных и т.д., но самым сложным и ответственным среди описаний является описание внешности человека. Ведь каждый человек – это личность, и личность неповторимая.

Изучая произведения литературы, вы уже знакомились с таким понятием, как портрет литературного героя.

— А для чего он вводится в художественное произведение? (Для того, чтобы зрительно представить этого литературного героя и увидеть не только, каков он внешне, но через внешность понять его внутренний мир, душевное состояние. Посредством портретной характеристики мы можем определить, положительный это герой или отрицательный и что нам следует ожидать в процессе развития действия в литературном произведении.

2. Чтение учителем отрывка из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».

«Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть. Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».

Прочитав только этот отрывок, ещё ничего не зная о судьбе героя, можно догадаться о тех испытаниях, которые выпали на его долю и навсегда лишили его радости жизни, забрали у него огонь сердца и умертвили глаза. Таким сделала его война.

3. Чтение стихотворения Майи Румянцевой «Баллада о седых». (Дети, прослушав стихотворение, делают свои выводы).

Говорят, нынче в моде седые волосы,
И «седеет» безумно молодость.
И девчонка лет двадцати
Может гордо седою пройти.
Но какому кощунству в угоду,
И кому это ставить в вину.
Как нельзя вводить горе в моду,
Так нельзя вводить седину.

Память, стой, замри! Это надо.
То из жизни моей — не из книжки…
Из блокадного Ленинграда
Привезли седого мальчишку.
Я смотрела на чуб с перламутром
И в глаза его очень взрослые.
Среди нас он был самым мудрым,
Поседевший от горя подросток.

А ещё я помню солдата.
Он был контужен взрывом гранаты.
И оглох… И навек онемел…
Вот тогда, говорят, поседел.
О, седая и мудрая старость.
О, седины неравных боёв.
Сколько людям седин досталось
От неотданных городов.
А от тех, что пришлось отдать —
Поседевших не сосчитать.

Говорят, нынче в моде седИны…
Нет, не мода была тогда:
В городах седые дымины,
И седая в селе лебеда.
И седые бабы-вдовицы,
И глаза, седые от слёз,
И от пепла седые лица
Над холмом поседевших берёз.

Пусть сейчас не война… Не война…
Но от горя растёт седина.
… Эх ты, модница, злая молодость.
Над улыбкой седая прядь…
Это даже похоже на подлость…
За полтинник седою стать.
… Я не против дерзости в моде,
Я за то, чтобы модною слыть.
Но седины, как славу, как орден
Надо, выстрадав, заслужить!…

1. Слово учителя о писателе, лауреате Нобелевской премии М.А.Шолохове.

М.А.Шолохов (1905 – 1984гг.)

В «Судьбе человека» он первым в нашей литературе с тревогой и сочувствием написал о судьбе тех, кто побывал в плену. Таких в стране насчитывалось 6 миллионов. Не все, конечно, сдавались – были и другие причины: ранения, контузия… Однако всех, без исключения, ждали потом суд и лагеря. Поднять голос в их защиту было не прсто. Но Шолохов на это решился. Рассказ был напечатан в газете «Правда» 31.12.1956г. и 01.01.1957г.

III. Работа с текстом

1. Прослушивание текста.

— О чем, по-вашему, говорят портреты героев фрагмента? По каким признакам вы это установили? (Учитель кратко знакомит учеников с содержанием рассказа «Судьба человека», называет имена героев: Андрей Соколов, Ваня.)

— Определите тип речи текста. (Повествование с описанием.)

— Определите стиль текста. (Художественный с элементами разговорного — в диалогах.)

— Какова композиция текста?

— Какими художественными приемами пользуется автор? (Эпитеты: устало, сутуловатый, приглушенно, неизбывной смертной тоской и др., сравнения: светлыми, как небушко глазами; глаза, словно присыпанные пеплом; слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: небушко, баском, сынок, ручонку; риторические вопросы: Видали вы когда-нибудь глаза. ;

диалоги, авторские вводные слова: на мой взгляд и т. д.)

— Какое впечатление произвёл на вас текст?

— Чем интересно его содержание?

— Какова тема текста?

— Каково построение текста? Сколько в нём частей?

— Какие ключевые фразы вы выделили?, на что следует обратить внимание?

— Смешивание каких текстов мы наблюдаем? (художественный, разговорный)

— Объясните слова, помеченные звёздочкой.

3. Чтение задания на с.62.

— Что означает термин выборочное изложение?

— Какую работу нам предстоит выполнить?

— Как нужно описывать предмет, животное, человека? (сначала описываем то, как выглядит предмет, затем называем характерные для него действия).

4. Составление плана.

Внешность (лицо, одежда и т.д.)

— Сколько абзацев у вас получится?

— Каково первое впечатление от героев отрывка?

— Что вы напишите в первом абзаце?

— Что можно сказать о мальчике, как он выглядит, какие действия выполняет? В какой части изложения вы об этом напишите?

— Как выглядит взрослый мужчина, отец мальчика, какие действия свойственны ему?

Каким пунктам нашего плана это соответствует?

— Какие детали во внешности этих двух людей сравнивает автор? (глаза, руки)

— Почему у мальчика «ручёнка розовая и холодная, а у мужчины – чёрствая»? – Какое языковое средство использует автор? (эпитеты)

— Придумайте и запишите заголовок к тексту.

Выборочный пересказ на одну из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец». «Сын».

5. Обсуждение заглавия выборочного изложения.

6. Обсуждение планов

7. Повторное чтение текста.

V. Написание изложения. (используя причастия).

Домашнее задание (по выбору):

Повторить §§ 9-22; дописать изложение

Отрывок из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»

Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

— Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька. Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую машину гоняет.

Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:

— Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

С трогательной детской доверчивостью малыш прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки.

Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе. Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника……

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы. Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать выборочное изложение в 7 классе, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать выборочное изложение в 7 классе", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как написать выборочное изложение в 7 классе:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *