Практические работы на уроках географии
Разделы: География
В прошлом учебном году я посетила дистанционные курсы «Педагогический университет 1 сентября» – «Система практических работ по географии в 6-10 классах», автор Ольга Вадимовна Крылов.
Практическая работа по географии – это общее название разных по образовательным целям учебных работ с обязательным представлением учащимися результатов выполненной работы.
По образовательной цели работы могут быть: обучающая, по формированию новых знаний, тренировочная, обобщающая, итоговая (контрольная). (Из лекций Е.В. Крыловой).
В ходе курсов повышения квалификации было предложено выполнить две контрольные работы и одну итоговую работу. В качестве контрольной работы было предложено разработать ход обучающих практических работ, исходя из изученного лекционного материала. Мною были разработаны практические работы, на некоторых я остановлюсь более подробно.
Фрагмент практической работы для учащихся 6 класса.
Тема: Определение по физической карте полушарий географических координат некоторых географических объектов.
Цель: научить определять географические координаты объекта по физической карте полушарий.
Вспомним: определения параллели и меридианы, экватор, параллельные прямые, точка пересечения.
1. Определите, в каких полушариях находятся географические объекты и результаты занесите в таблицу
Географический объект | С | Ю | З | В |
Город Каир | * | * | ||
Остров Мадагаскар | * | * | ||
Река Амазонка | * | * | ||
Материк Антарктида | * | * | * |
Вспомните правила игры «Морской бой». Каждый корабль имеет свой адрес – букву и цифру, от буквы и цифры проводится прямая и определяется точка пересечения, данная точка и будет адрес корабля.
Точно также все географические объекты имеют свои адреса на карте, то есть географические координаты (широта и долгота).
Географическая широта обозначается на карте полушарий по краю окружности каждого полушария, в градусах. Нуль градусов – линия экватора. 90 градусов – полюса. К северу от экватора – северная широта (северное полушарие), к югу от экватора – южная широта (южное полущарие).
Географическая долгота обозначается на карте полушарий по линии экватора, в градусах. Нуль градусов – нулевой меридиан (Гринвичский). К западу от нулевого меридиана – западная долгота (западное полушарие), к востоку от нулевого меридиана – восточная долгота(восточное полушарие).
2. Определите географические координаты для городов Москва и Вашингтон.
– Найдите на карте полушарий город Москва.
– В каком полушарии находится столица нашего государства? (В Северном и в Восточном).
– Какая широта и долгота? (Северная широта и восточная долгота).
Проведите линию параллельную ближайшей линии параллели, до края окружности полушария. Определите какие ближайшие цифры находятся рядом с вашей линией? (50 и 60, линия проходит по средине, поэтому 55 градусов северной широты).
Проведите линию параллельно линии меридиана до линии экватора и посмотрите, какие ближайшие цифры расположены рядом с вашей линией? (30 и 40, ближе к 40, поэтому приблизительно 38 градусов восточной долготы).
Вывод: город Москва имеет координаты или географический адрес на карте 55градусов северной широты и 38 градусов восточной долготы.
Город Вашингтон – столица США.
Полушария – северное и западное.
Широта – северная, долгота – западная.
Провели линию, параллельно линии параллели до края окружности, между – 30 и 40 градусами. Приблизительно – 39 градусов северной широты.
Провели линию, параллельную линии меридиана до экватора – 70 и 80, приблизительно 77 градусов западной долготы.
Вывод: город Вашингтон имеет географические координаты 39 градусов северной широты и 77 градусов западной долготы.
3. Зная географические координаты, найдите данный объект на карте и назовите его.
4 градуса северной широты и 9 градусов восточной долготы – назовите объект.
Северная широта – северное полушарие – от экватора к северу.
Восточная долгота – восточное полушарие – от нулевого меридиана к востоку.
– Найдите точку 4 градуса северной широты на краю окружности, при этом смотрим на окружность восточного полушария.
– Найдите точку 9 градусов восточной долготы на линии экватора.
– Проведите параллельные линии из этих точек и определите название географического объекта в точке пересечения – вулкан Камерун.
Вывод: координаты 4 градуса северной широты и 9 градусов восточной долготы имеет вулкан Камерун (Африка).
– Какой объект имеет географические координаты 35 градусов южной широты и 58 градусов западной долготы?
Полушарие – южное и западное. Проведём из этих точек линии, параллельные параллелям и меридианам, в точке пересечения объект – город Буэнос – Айрес.
Вывод: 35 градусов южной широты и 58 градусов западной долготы соответствуют городу Буэнос-Айрес.
Вывод по практической работе (устно). В ходе работы я (мы) научились определять по физической карте полушарий координаты географических объектов. Зная координаты географических объектов я (мы) научились находить место положение данного объекта на карте.
Фрагмент практической работы для учащихся 7 класса.
Тема: Характеристика населения Африки.
Цель: научить работать с картой народы и плотность населения мира, характеризуя население Африки.
– Повторите понятие плотность населения.
– Изучите легенду карты плотность населения. Методом послойного окрашивания обозначается количество человек проживающих на 1 квадратном километре. Города обозначаются белыми пунсонами с разными радиусами.
– Назовите самые густонаселённые и малонаселённые района Африки.
– На карте подписаны народы, проживающие на определённой территории. В легенде карты указываются языковые семьи и группы, к которым относятся данные народы.
– Определите при помощи легенды карты к какой языковой группе и языковой семье относятся 5-6 африканских народов, результат занесите в таблицу.
Народы Африки | Языковая группа | Языковая семья |
Арабские народы | Семитская | Афразийская |
– Распределите самые крупные города Африки по численности населения по возрастанию числа жителей в них.
– Изучите легенду карты расы.
– Назовите основные и переходные расы, населяющие материк Африка.
– Пользуясь климатической картой мира и картой плотности населения объясните, почему самые малонаселённые районы Африки расположены в районах северного и южного тропика?
– Представьте себе, что во время зимних каникул вам предложили отдохнуть на материке Африка. Выберите себе самое лучшее место для отдыха, купания, загорания, объясните свой выбор.
Вывод: напишите рассказ из 6-8 предложений о населении материка Африка, используя знания, полученные вами в ходе проделанной работы.
Фрагмент практической работы для учащихся 8 класса.
Тема: Характеристика населения Иркутской области.
Фрагмент практической работы для учащихся 9 класса
Тема: Энергетические ресурсы России.
Учебный проект для 6 класса.
Идея – создание наглядно-образной физической карты мира.
Тема: Рельеф суши.
Проблема проекта – многие учащиеся с трудом представляют себе метод послойного окрашивания на географических картах, в том числе на физических.
Цель проекта – перевести цветовой фон физической карты мира в наглядно – образный.
Тип проекта – практико-ориентированный.
Тип деятельности – практическая деятельность в определённой учебной области.
Групповой проект – каждая группа 2-3 ученика, занимаются работой и одним материком.
Образ проектного продукта – создать при помощи подручного материала наглядно-образную физическую карту мира.
Надеюсь, что после этой работы никто из учеников не скажет, что зелёным цветом обозначен лес, а желтым – степь, коричневым – пустыня, хотя некоторые ребята считали именно так.
Учебный проект для учащихся 8-9 классов.
Исследовательский проект. Может быть групповой и индивидуальный.
Долгосрочный.
Тип деятельности: экспериментирование, логические и мыслительные операции.
Тема: Экологический мониторинг воды в реке Бирюса.
Водоёмы, любимое место отдыха в летнее время для взрослых и детей. Всё чаще мы задаём вопрос: «Можно ли купаться в этой воде?»
Проблема: соответствует ли качество воды в реке Бирюса для летнего отдыха людей.
Цель: провести экологический мониторинг воды в реке Бирюса и определить её пригодность для летнего отдыха людей.
Гипотеза: если водоёмы, вблизи которых отдыхают люди, будут чистые, то они будут благотворно влиять на здоровье человека.
Объёкт исследования: вода в реке Бирюса.
Предмет исследования: качество речной воды.
Планируемый результат: предоставить доклад о проделанной работе на научно практическую конференцию школьного и районного уровня.
Методические рекомендации по выполнению практических работ по географии
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Новошахтинский автотранспортный техникум имени Героя Советского Союза Вернигоренко И.Г.»
Заместитель директора
по учебно- методической работе
для обучающихся по выполнению практических работ
общеобразовательной учебной дисциплины
предметной цикловой комиссией
Протокол № ___от ___. ___.20 __ г.
Председатель предметной цикловой комиссии
_____________ Е.С. Кобзева
Протокол № ___ от ___. ___.20 __ г.
Председатель Методического совета
Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине География.
Пособие предназначено для обучающихся очной формы обучения и составлено для профессий:
23.01.07 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
08.01.07 Мастер общестроительных работ
23.01.07 Машинист крана (крановщик)
23.02.01 Организация управления перевозок и управление на транспорте (по видам)
23.02.07 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
38.02.05 Техническое обслуживание и ремонт автомобилей
С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Разработчик: преподаватель ГБПОУ РО «НАТТ» А.Ю. Савченко
Титульный лист к практической работе (приложение 1) 5
Содержание практических занятий 6
Критерии оценки выполнения лабораторных работ/практических занятий 25
Список литературы 25
Методические рекомендации по проведению практических работ по учебной дисциплине География является одной из составляющих при подготовке специалистов по ряду специальностей и профессий СПО.
Важность изучения учебной дисциплины География объясняется следующими факторами: дисциплина является основой для формирования у студентов целостного представления о мировой экономической географии мира, о возможностях применения в своей профессиональной деятельности, расширяет кругозор.
Данная разработка содержат методические указания для выполнения практических работ студентами.
Целью методических указаний является формирование у студентов навыков по овладению и использованию в практической деятельности и повседневной жизни разно образных географических методов, знаний и умений, а также географической информации
Деятельностная составляющая указаний направлена на формирование понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
Титульный лист к практической работе
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Новошахтинский автотранспортный техникум
имени Героя Советского Союза Вернигоренко И.Г.»
Комплект практических работ по дисциплине
Выполнил(а) студент ________курса группа№_______
Содержание практических работ.
Практическая работа №1
Тема : Политическая карта мира.
Цель практической работы : восстановить знания, полученные на уроках прошлых курсов; закрепить знания, полученные в ходе изучения темы; сформировать представления о различных критериях классификации стран, закрепить навыки работы с контурной картой.
3.Типы стран по экономическому развитию.
I тип__________________________- (примеры стран)___________________________________
II тип __________________________- (примеры стран)________________________________
III тип __________________________- (примеры стран)________________________________
4. С помощью политической карты мира определите и назовите первые 5 крупнейших стран мира по площади . Отметьте на карте названия стран и их площадь.
7Подберите пары страна-столица.
1.Австралия а Лондон
2.Бразилия б Вашингтон
4.Франция г Бразилиа
5.Белоруссия д Канберра
8. Нанесите на контурную карту 5монархий.
Практическая работа №2
Тема: Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
Цель практической работы : формирование знаний о классификации природных ресурсов, развитие умения оценивать ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических данных.
1.Перечислите 5 первых сран мира по размерам промышленного производства ________________________________________________________________________________________________________________________
2. Для какой страны характерна структура ВВП, при веденная в таблице?
а) Польша б) Бельгия в) ЮАР г) Китай
а) Польша б) Нигерия в) ЮАР г) Китай
3. Какие из перечисленных три страны являются крупными производителями хлопка-волокна?
а) Азербайджан б)Китай в) Нигер г) США д) Аргентина е) Индия
4.Выберите три страны, являющихся лидерами по производству алюминия:
а) США б) Испания в) Япония г) Китай д) Украина е) Казахстан
5.Какая из перечисленных стран лидирует в выращивании риса?
а) Таиланд б) Аргентина в) Венгрия г) Китай
6. Какая из перечисленных стран лидирует в производстве пшеницы?
а) Таиланд б) Канада в) Украина г) Китай
7.Какая из перечисленных стран лидирует в производстве сахарной свеклы?
а) Украина б) Бразилия в) Индия г) Китай
8. Дайте определение понятию: Ресурсообеспеенность__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Товарная структура мировой торговли. Пользуясь учебником (стр.161) заполните схему.
1.сырьевые товары и полуфабрикаты.
2.Продовольствие и сельскохозяйственное сырье
5.Машины и оборудование.
10.Рассчитать обеспеченность железной рудой.
Оценка ресурсообеспеченности страны проводится двумя способами.
Первый способ использует следующую формулу : Р = З/Д,
где Р – ресурсообеспеченность в годах, 3 – количество запасов, Д – объем добычи.
Этим способом оценивается обеспеченность ресурсами на базе их ежегодного потребления.
При втором способе вычисление проводится по формуле : Р = З/Н,
Задание: заполнить таблицы, рассчитав ресурсообеспеченность стран.
Рассчитать обеспеченность лесными ресурсами населения следующих стран:
Практическая работа №3
Тема: Население мира.
Цель практической работы : закрепить знания, полученные на лекциях по этой теме; формирование умений сравнивать страны по различным показателям: плотность населения, типы воспроизводства, по уровню урбанизации, используя различные источники информации; закрепить навыки работы с контурной картой.
На сегодняшний день численность населения мира составляет __________
Самые крупные страны по численности населения __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Формула естественного прироста населения показывает разницу между количеством умерших и родившихся людей за рассматриваемый промежуток времени.
На начало года в государстве насчитывалось 50 000 тыс. человек. При этом за год рождаемость составила 1 000 тыс. человек, а смертность 800 тыс. человек.
Определить абсолютный и относительный показатель прироста населения.
Формула естественного прироста населения (в абсолютном значении) составит разницу между родившимися и умершими гражданами за год:
ЕП = 1 000 – 800 = 200 тыс. человек
Рассчитать показатель естественного прироста населения за месяц, если рождаемость составила 256 500 человек, а смертность 203 002 человек.
Рассчитать показатель естественного прироста населения за 2001,2004 года
Миграционный прирост населения, или сальдо миграции (СМ) – это баланс между иммиграцией и эмиграцией
Рассчитать показатель сальдо миграции в 2012, 2014,2016 годах.
Рассчитайте показатель сальдо миграции в 2014,2015,2016 годах и отразите на графике.
2013 2014 2015 2016
Практическая работа №4
Тема: Первичная сфера мирового хозяйства.
Цель практической работы : закрепить знания, полученные на лекциях по этой теме; формирование умений сравнивать страны по различным показателям, закрепить навыки работы с контурной картой.
1.В какие 2 группы объединяют сельское хозяйство:
2. Для каких стран характерно традиционное потребительское сельское хозяйство:______________________________________________________
3. Для каких стран характерно товарное сельское хозяйство: __________________________________________________________________________________________________________________________
4.Отметте на контурной карте 5 главных района производства пшеницы и риса. (стр.144 )
Практическая работа №5
Тема: Вторичная сфера мирового хозяйства.
Цель практической работы : формирование знаний о классификации природных ресурсов, развитие умения оценивать ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических данных.
1.Рассмотрите карту, назовите главных экспортеров газа.
2.Рассмотрите карту, назовите главных экспортеров и импортёров нефти________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Используя карту на странице 127 нанесите на контурную карту:
А) главные международные грузоперевозки нефти
Б) основные направления экспорта стального проката.
Практическая работа №6
Тема: Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира.
Цель практической работы: закрепить умения работать с различными источниками географической информации, закрепить умения определять международную специализацию стран на производстве того или иного вида товаров или услуг.
2.Используя атлас, статистические материалы, предоставленные в учебнике. Заполните таблицу «Крупнейшие в мире производители и экспортеры масличных сельскохозяйственных культур».
3.Стрелками покажите основные пути транспортировки железных
Используя карты атласа,заштрихуйте страны с большими показателями производства стали.
Практическая работа № 7
Тема: «Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух развитых стран Зарубежной Европы».
Цель: углубить теоретические знания по теме Зарубежная Европа, сформировать понятия ЭГП, выделение благоприятных, неблагоприятных черт ЭГП стран Зарубежной Европы, закрепить умения работать с различными источниками географической информации.
1. Составьте сравнительно экономико-географическую характеристику Королевства Швеции и Греции.
5.Форма территориального устройства
7. Национальный состав
8. Тип воспроизводства
9. Средняя плотность населения, чел./км 2
10. Уровень урбанизации, %
11. Природные ресурсы
12. Основные полезные ископаемые
13. Ведущие отрасли промышленности
14. Ведущие сельскохозяйственные отрасли
Практическая работа № 8
Тема сравнительная характеристика региона.
Цель практической работы : закрепить знания, полученные на лекциях по этой теме; формирование умений сравнивать страны по различным показателям, закрепить навыки работы с контурной картой.
1. На контурную карту нанести названия стран, входящих в регион Азия.
3. Используя текст учебника и тематические карты, составьте справочную таблицу «Природные ресурсы Азии».
5. Какая причина приводит к возникновению многих межэтнических и религиозных конфликтов?
Государство расположено на полуострове, имеющем форму треугольника.
Замыкает «первую десятку» стран мира по численности населения.
Первое место в мире по численности населения. Укажите, какова численность населения этого государства.
Переход от второго типа воспроизводства населения к первому.
Расположено на морских торговых путях из … моря в Индийский океан.
Государственный язык хинди.
Крупная река Хуанхэ.
Наиболее развито Тихоокеанское побережье этой страны.
Крупнейший город страны, превосходит по численности и экономическому потенциалу столицу страны, крупнейший порт мира. Как называется этот город?
7.Выберите верные утверждения по Южной Азии:
1) В Южной Азии находятся высочайшие горные вершины мира.
2) Население на территории региона размещено равномерно.
3) Наиболее экономически развитая страна региона — Индия.
4) В странах региона развит международный туризм.
8.К странам Южной Азии относятся:
9.Расположите страны в порядке убывания численности их населения
1) Пакистан; 4)Бангладеш;
Практическая работа № 9
Тема: Общая характеристика Африки.
Цель практической работы : закрепить знания, полученные на лекциях по этой теме; формирование умений сравнивать страны по различным показателям .
1.Составьте визитную карточку Африки. Используя текст учебника, карты атласа.
Площадь материка- S =_____________________________;
Имеет выход в моря и океаны___________________________________________________________
На территории региона____________________государств;
Монархии: 1. ________________________________________;
Остальные государства республики(какие?) _________________________.
По форме территориального устройства:
Используя план, текст учебника тема 8 § 1 и географические карты атласа, дайте оценку ГП Африки. Ответы запишите в таблицу.
1.Положение по отношению к соседним регионам.
2.Наличие или отсутствие выхода к морям и океанам.
3.Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.
4.Положение по отношению к сырьевым базам, главным районам сбыта продукции.
Практическая работа № 10
Тема: Россия на политической карте мира.
Цель: научиться анализировать и объяснять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, закрепить навыки работы с контурной картой.
1. Подпишите название экономических районов России.
а. Заштрихуйте самый большой по площади экономический район.
б. Подчеркните пунктиром самый маленький по площади экономический район.
2. Составьте план экономико-географической характеристики одного из экономических районов России.
3. Сравните структуру Российского экспорта с развитыми и развивающимися странами.
Практическая работа №11
Тема: Глобальные проблемы человечества.
Цель практической работы : сформировать понятие о глобальных проблемах человечества, их сущности, причинах возникновения и путях решения; развивать умения критического анализа информации, способности ее систематизации, оценки, использования ее с целью создания прогноза; Формирование географической и экологической культуры учащихся, бережного отношения к природе.
К наиболее острой проблеме человечества относят:
Разрушение озонового экрана может повлечь:
в. перестройку генофонда живых организмов.
Самый низкий рацион питания у жителей :
а. Западной Европы , б. Латинской Америки, в. Африки
Крупные экологические проблемы (парниковый эффект, нарушение озонового слоя, выпадение кислотных дождей) связаны с антропогенным загрязнением…
А. почвы, Б. литосферы, В. гидросферы, Г. Атмосферы
«Парниковый эффект» вызван высокой концентрацией в атмосфере:
А. обострение респираторных заболеваний Б. раздражение глаза
В. ухудшение физического состояния Г.все ответы верные
7. Разрушение озонового экрана может повлечь:
б. климатические изменения
в.перестройку генофонда живых организмов
а. процесс развития общества и природы, обеспечивающий благоприятные
условия для сокращения природы, жизни людей, имея ввиду будущие
б. процесс развития общества и природы, обеспечивающий благоприятные
условия для сокращения природы, жизни людей, имея ввиду нынешнее и
в. процесс развития общества и природы, обеспечивающий благоприятные
условия для сокращения природы, жизни людей, имея ввиду только
9.Прежде всего глобальные проблемы связаны с решением:
а. социальных проблем
б. экономических и технических
в. социальных и технических
а. карты, показывающие состояние природной среды по её отдельным
компонентам и в целом;
б. карты, показывающие состояние природной среды очаговых загрязнений;
в. карты, показывающие состояние здоровья людей
11.К наиболее экологически «грязным» странам мира относят:
а. Венесуэла, Мексика, Индия
б. Мексика, США, Россия
в. Венесуэла, Россия, Китай
12. Страны Африки, где интенсивно распространяется водная эрозия:
а. ЮАР, Нигерия, Заир
б. Эфиопия, Конго, ЮАР
в. ЮАР, Эфиопия, Заир
13. Наиболее загрязнённые реки мира:
а. Янцзы б. Амазонка в. Нил
16.Определите соответствие между терминами и понятиями и глобальными проблемами человечества:
3.Продовольственная в. Долговой кризис
2.Демографическая б. Демографический кризис
4.Сырьевая и энергетическая г. Кислотные дожди
5.Мирового океана д. Марикультура
6.Отсталости развивающихся стран е. Парниковый эффект
з. Экономическая зона
Требования к знаниям
Оценка «отлично» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, причем не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, использует в ответе материал монографической литературы, правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач.
Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения.
Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
В.П. Максаковский География М «Просвещение» 2008