Как написать книгу
Кажется, что написать книгу может только кто-то ну очень особенный. Как вообще люди это делают? Конечно, чтобы создать своё произведение, нужны и немалые знания, и недюжинное воображение, и сила воли, и усидчивость, и, несомненно, умение излагать свои мысли на бумаге. Если всё это у вас есть, пришло время выпустить бестселлер. А мы дадим несколько советов, которые помогут вам написать свою книгу.
О чём писать
Подумайте, почему и для чего вы хотите написать книгу. Чем поделиться с читателями, о чём рассказать, к чему подтолкнуть? Впрочем, уместен и такой ответ: «Я хочу написать книгу, чтобы стать знаменитым».
Если вы автор специализированной или бизнес-литературы, найдите тему, которая вас захватывает, в которой вы разбираетесь или можете привлечь экспертов для помощи.
Можно собрать в книге мудрость многих людей или советы, которые дали вам ваши родители и которые помогли вам добиться успеха в жизни. Можно написать о своём жизненном опыте и профессиональном пути или описать биографию знаменитых личностей.
А может быть, вы давно хотите поведать людям о вымышленных мирах и их героях, открыть фантазийный мир прошлого, настоящего или будущего? Это тоже отличные темы для книги, которая обязательно найдёт своего читателя.
Неважно, проза это, стихи или нон-фикшен, совет один: начинайте!
Составьте план или набросайте сюжет
План книги или сюжет, если вы задумали художественное произведение, поможет вам легче продвигаться в написании и создать в итоге целостный текст.
План может выглядеть по-разному: следующие друг за другом пункты, напоминающие привычное содержание книги, карта мыслей или просто последовательность событий. Если вы пока не готовы составить план, запишите все идеи, которые роятся у вас в голове, на отдельных карточках, а потом попробуйте собрать их в единую картину.
Также вам могут быть полезны короткие справки с описанием ключевых черт и характеристик главных героев произведения. Такая картотека позволит сделать персонажей более живыми и нагляднее показать характеры.
Как начать писать книгу
Начать несмотря ни на что. Мало времени? Нет подходящего места, чтобы уединиться? Мысли путаются, и вы не понимаете, какой будет первая глава? Оставьте эти отговорки и садитесь за любой стол, нареките его рабочим и начинайте писать.
Многие авторы пишут нелинейно: начинают с середины, с конца, перескакивают с мысли на мысль. Такая методика позволяет поддерживать градус заинтересованности и эффективности работы. Пишите то, что пишется, а уж потом вы расположите главы в нужном порядке, обрамите их вступлением и заключением.
Сначала пишите, потом редактируйте
«Пиши пьяным, редактируй трезвым», — советовал Эрнест Хемингуэй. Стоит ли впутывать алкоголь в писательский процесс — личное решение каждого, однако истина в том, что нужно сначала писать, отдавшись полностью порыву и погрузившись в состояние потока, а через некоторое время возвращаться к написанному и редактировать. Пытаясь шлифовать текст в процессе написания, вы выходите из состояния потока, теряете мысль и нестандартные обороты. А ведь куда эффективнее написать 10 тысяч знаков «непричёсанного» текста, нежели 3–4 тысячи выверенного и взвешенного.
Как не отвлекаться
Насколько это возможно, создайте себе идеальные условия для написания книги. Что помогает вам писать? Тишина, белый шум, классическая музыка? Сделайте всё, что в ваших силах, чтобы обеспечить себе безупречные условия.
Заведите для себя ритуал. Например, Джек Керуак перед началом работы зажигал свечу, а закончив писать, задувал её. Зажжённая свеча была сигналом для мозга — время творить. Придумайте свой ритуал, который настроит вас на работу: начинайте в одно и то же время или слушайте любимое музыкальное произведение перед работой.
Как не забросить написание книги
Сделайте публичное заявление. Друзьям, близким или подписчикам в соцсетях расскажите, что начали писать книгу и планируете закончить её к такому-то сроку. Публичные обязательства не дадут вам расслабиться.
Пишите каждый день. Что бы ни происходило, какое бы настроение у вас ни было, пишите хотя бы по 20–30 минут ежедневно. Постарайтесь не разрывать цепочку. Если поначалу муза во время вашей работы будет где-то блуждать, будьте настойчивы. Продолжайте писать, конструировать сюжет или собирать материалы. Со временем муза начнёт приходить вовремя.
Объём многих книг — не более 30 тысяч слов. Если за полчаса вы будете успевать написать 150 слов, то 30 тысяч слов напишете чуть более чем за 12 стандартных рабочих дней.
Как писать интересно
Больше историй! Люди любят истории из личного опыта, они доверяют им. Будьте хорошим рассказчиком.
Избегайте клише, устойчивых выражений и скучного официального языка. Не громоздите сложные слова в лихо закрученные конструкции. Придумывайте свои образы и метафоры, чтобы увлечь читателя свежестью своего стиля. Пишите простыми предложениями, чтобы книгу было легко читать. Создавайте и развивайте свой собственный узнаваемый стиль: ритм, язык, изобразительные средства.
Где искать вдохновение
А вам оно не нужно. Правда. Воспринимайте написание книги как работу. Она может быть лёгкой и приятной, а иногда тяжёлой и нудной, но это работа, и вам приходится её делать, если вы хотите (подставьте нужное) донести свои идеи, образы и истории до аудитории, создать настоящий бестселлер, заработать денег, стать известным автором и творить дальше.
Если вы будете писать только тогда, когда у вас есть вдохновение, этот процесс может затянуться на годы, а может и не закончиться вовсе.
Впрочем, можно немного подстегнуть свой мозг к творчеству. Попробуйте больше гулять. Говорят, ноги — колёса мыслей. Ко многим писателям идеи приходили именно во время прогулок на свежем воздухе. Общайтесь с людьми, слушайте музыку, позавтракайте в любимом кафе. А может быть, вдохновение приходит, когда вы делаете какую-то работу по дому или в саду?
А ещё наблюдайте за окружающим миром, он так часто подкидывает истории и сюжеты, нужно только успевать их ловить. Держите наготове маленький блокнот или смартфон, чтобы фиксировать мысли, наблюдения, идеи, которые посетили вас. Если записывать всё, что происходит вокруг, очень скоро вы наберёте материал на несколько книг.
Уверены, что вдохновили вас взяться наконец за написание книги. Желаем удачи и ждём с нетерпением ваш шедевр!
Пишем книгу: Алгоритм работы
Организация работы над произведением – процесс трудоемкий и загадочный. И когда нет опыта написания, то порой не знаешь, с чего начинать.
Конечно, у творческих людей процессы обработки информации происходят по-разному, но все необходимые действия можно объединить в несколько групп – в важные шаги, которые помогут преодолеть изначальный хаос в разуме и чувствах.
Шаг первый: идея. Идея – это сигнал к действию. Она имеет множество обликов – и интересного героя, и волшебного мира, и неожиданных событий, и случайного диалога между героями, и забавного существа, и магического умения, и технической новинки, и др. Идея – это озарение, оглянувшись на которое вы решаете – да, хочу написать книгу!
Шаг второй: активный интерес. Идея должна быть не просто интересна, она должна цеплять и не отпускать. Если любопытный персонаж в виде брутального оборотня или шустрого вора посещает вас раз в неделю за мытьем посуды, это не значит, что о нем нужно писать книгу. А вот если он крутится рядом сутки напролет, мешает работать и спать, «втягивая» в свои приключения, «рассказывая» свои истории – тогда да, это ваш клиент.
Дело в том, что «просто интересно» угасает довольно быстро. Пройдет первый эмоциональный наплыв вдохновения – и за сухой печатной работой вам станет скучно. И тогда наскучит сама история. И вы забросите книгу.
Не хватайтесь за первое попавшееся, «выносите» историю, узнайте героя получше. О том, что «просто интересно», можно написать небольшой рассказ или зарисовку, которая потом вплетется в сюжет книги. Но писать – работать – нужно над тем, что зацепило по-настоящему, что не отпускает и требует внимания.
Если же такие идеи вас не посещают, но писать охота, постарайтесь найти в истории интерес самостоятельно, подумайте, чем она может вас привлечь. Ибо без интереса работа не пойдет.
Шаг третий: работа с материалом. Творческие люди по сути своей «приемники». И вся информация к нам поступает различными путями: либо озарениями, либо случайными ассоциациями, либо чтением, видением и последующим заимствованием, либо через размышления. И именно эта информация — и есть основа материала, который должен быть обработан.
Однако прежде чем браться за работу, нужно накопить достаточное количество материала.
Чтобы сшить куклу, нужно купить материалы, необходимые для тела и костюма. А чтобы написать книгу – нужно накопить текстовые отрывки и мысленно сформировать образ героев и мира, придумать примерные события и составить из них план сюжета.
Работа с материалом – дело сугубо индивидуальное, но чем его наберется больше – тем лучше. Поэтому вести записи необходимо: либо в блокнотах, либо в файле компьютера, либо на бумажных салфетках, кому как удобно. И записывать важно все – от коротких фраз до длинных диалогов, от описания внешности героя до странностей его характера. И так же важно периодически записи просматривать, обдумывать и дополнять.
Материал для книги в итоге делится на две части:
Шаг 4: обработка материала. Когда вы накопили достаточно информации (а «достаточно» у каждого свое), можно приступать к обработке материала – и к написанию книги.
Обработка материала может быть следующей:
1. «Лоскутное одеяло» — для тех, у кого много разнородного «живого» текста, но мало схематических связок: большие и малые обрывки эпизодов через наводящие вопросы постепенно «сшиваются» в одно целое – в главу, часть или сюжетную линию.
Здесь важно предварительно построить схему сюжета, хотя бы простейшую: кто герой – куда идет – зачем идет – кого встретит – зачем встретит – что из этого получится и т. д.
После с оглядкой на схему распределяются «лоскуты» текста. Если идея большая, то эпизоды сначала стоит разделить по книгам, потом – по частям, потом – по главам.
Те «лоскуты», которые не соответствуют концепции сюжета, — отложить в сторону и, если они нравятся, потом либо переделать, либо вообще исключить из работы. Свое главное дело эпизоды уже сделали: «живой» текст хранит не столько информацию, сколько эмоциональный настрой, который потом передается вам и с которым вы пишете.
2. «Картина маслом» — для тех, у кого много теоретических материалов, досконально продуман сюжет и нарисованы все карты, но очень мало «живого» текста. Кисти и краски есть, мысленные образы есть – и есть пустой холст, он же – вордовский документ, на котором пора «рисовать».
У теоретиков крайне сложно «идет» текст и есть определенные проблемы с «видением». Образ есть, а черты и детали не складываются в единое целое, нет ощущения героя или ситуации. И написание каждого следующего абзаца дается с трудом.
Что может помочь:
а) план-конспект глав;
б) подбор подходящих образов-картинок.
План-конспект прописывается досконально, на каждую главу: встал – умылся – побрился – вышел из дому – пошел по дороге – и так далее. После каждому подпункты задаются ключевые вопросы – «во сколько встал, почему встал, какие дела нужно сделать, как они связаны с выходом из дома» — и ответы на эти вопросы переводятся в текст, образующий сначала абзацы, а затем и главы.
Подходящие картинки, в свою очередь, дополнят план-конспект художественными деталями (как выглядит герой, какова обстановка в комнате), а заодно и помогут вам прочувствовать атмосферу момента. Если вы неравнодушны к музыке, то на пользу пойдут и подходящие песни – по смыслу, по ритму, по эмоциональному настрою.
Шаг 5: любить свою историю и находить для нее время. Вам кажется, что работа с материалом важнее? Но когда информация собрана, рассортирована, когда первые строчки написаны, когда работа начата, порой трудно, закрутившись в делах реальности, сохранить вдохновенный настрой и любовь к своей истории. Потому что она не получается такой, какой вы ее задумали. Потому что вместо одного пишется другое. И так трудно поначалу подбирать слова, а красивые мысленные картины в вашем написании кажутся косноязычными, кривыми и неинтересными…
Но на самом деле все идет так, как должно идти. Все начинают писать плохо. И написанное всегда будет отличаться от придуманного – как фотография местности отличается от местности реальной. К этому нужно привыкнуть. И любить свой труд и свою историю.
И, конечно же, важно находить для работы время. И если некогда или не пишется, необходимо хотя бы обдумывать историю, просматривать заметки и мечтать — оказаться там, в вашей истории: героем в центре событий или же обычным зрителем.
Мечта – это и главный двигатель работы, и главный «якорь», который удержит вас рядом с вашей историей.
Пишите смело. Любите свой труд. Мечтайте! И ничего не бойтесь! Навыки работы над книгой приходят только с опытом.
2 формата: запись и прохождение по подписке. Есть возможность получить обратную связь и рецензию.
Мы приглашаем всех – и тех, кто мечтает стать новым Хемингуэем, и тех, кто грезит об успехе Толкина.
Как научиться писать книги
Полгода назад здесь была опубликована статья, которая меня возмутила. В комментариях я обещал, что напишу свою версию. С другой стороны мне не хотелось этого делать, так как получу закономерные вопросы: «А ты собственно кто такой?». Не люблю подписываться в интернет-постах, у меня портилось мнение о многих писателях после того, как читал их жж-блог. Читаешь книгу, думаешь: «Классный чувак!», почитаешь блог, мнение меняется: «Что за кретин?». Такая разница возникает из-за того, что книга проходит пост-обработку, много раз редактируется.
Данная статья переписывалась несколько раз, в этом варианте, считаю, что она получилась наиболее взвешенной. Статья вполне подходит для хабрахабр, так как от людей технической направленности выходило немало известных произведений. И кому-то из вас захочется написать свою историю.
Статья больше напоминает сборник полезных советов, чем полное руководство к действию.
Два типа читателей
Вы написали короткий рассказ и хотите его показать общественности. Очень важно знать о двух типах читателей. (Этих типов много, но условно говоря — два). Читая их комментарии, вы должны понимать на какой тип вы попали.
Первый тип
Им важна мораль истории. Что хотел сказать автор? К чему он ведет? Этот тип читателей обращает внимание на стилистику, которая порой им важнее самой истории.
Второй тип
Если история интересная, они могут простить стилистику. Вспоминается один культовый автор. Стилистика ужасная, читать сложно, поклонников много, снято пару фильмов по его книгам. Мораль истории им не особо нужна, главный герой победил плохого парня, этого достаточно. Главное, как он это сделал?
С чего начать?
Начинать надо с коротких историй. Они дисциплинируют, учат писать законченные истории. Исцеляют графоманство.
Рассказ можно начинать с середины событий, попутно объясняя читателю детали происходящего.
А что такое графоманство?
Написание бесцельной истории без логической развязки. Мне попадался рассказ от начинающего писателя, у него на полстраницы было описание, как летает муха по помещению, потом как он наливал себе кофе, как готовил еду, вышел на улицу, посмотрел на природу, описал свои чувства. Так он исписал 10 страниц. Порой эти графоманы обладают талантом красивой стилистики. На это покупаются первый тип читателей. Описание чувств, принимают близко к сердцу, им кажется, что они прочитали что-то родственное, вспоминая свои пережитые трагедии. Но как мы видим, история не была описана, у нее нет завязки, нет развязки. Лично мое мнение – это жвачка. Пожевал и выплюнул. Можно было и не жевать.
Ради чего вы пишете?
Два типа писателей.
Одни пишут ради славы. Думают, что прям сейчас их историю купят издатели и будет много денег и славы. Чаще всего пишут графоманскую историю. Мотивация сильная, но нет продуманности в сюжете. Такие графоманы заваливают издательства своими «произведениями», не оставляя шансов, тем, кто действительно может писать. В результате издательства порой даже не читают присланный текст, кормят вас завтраками.
Сюжет
Есть заблуждение, что для сюжета нужна уникальная история. Возьмете любую книгу из великих классиков и попытайтесь проанализировать на уникальность истории. Анна Каренина, встреча с поездом, в то время поезд был новейшей техникой. В этом был маркетинговый ход. Весь роман описывается, как женщина дошла до жизни такой. С таким же успехом можно поменять поезд на суперкомпьютер и написать роман, как главный герой решил покончить жизнь самоубийством после общения с первым зачатком искусственного интеллекта. Читателю важно само повествование, которое должно быть не банальным, интересным.
Уникальность можно имитировать. Добавьте малоизвестные исторические факты. Описание вещей, которые уже вышли из использования. Например, как работал ваш cd, как он шумел, как переливался диск цветами радуги. Через 30 лет это будет интересно почитать, а через 100 – уже будут ссылаться на вашу книгу, как на исторический факт. Например, один подросток будет спорить с другим, шумели ли сидюки или работали бесшумно?
Еще одно слово об уникальности
Если все же считаете, что нужна уникальность, то достаточно написать книгу по современной истории. Простое описание ежедневных новостных событий, без каких либо выводов и умозаключений. Чистые факты со ссылками. Пять лет такой писанины – это уже будет считаться учебником по современной истории, который будут рекомендовать для учебы. Но если будете делать выводы и умозаключения, то они могут показаться спорными, и именно из-за них книгу не будут рекомендовать.
Повествование
Растягиваем книгу
Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак. Эту скороговорку можно растянуть на 10 страниц.
Описываем Греку
Описываем реку
Описываем рака
Описываем дорогу, по которой ехал Грека
Описываем повозку, в которой ехал Грека.
Грека ехал не один, добавляем диалоги.
Этим лучше заниматься в конце, когда история уже написана. Можете написать всю историю в виде диалогов, а конце уже начать разбавлять описаниями.
Однако, надо быть очень острожным. Если у вас все 10 страниц главные герои едут в повозке и о чем-то болтают, то вы потеряете читателя, ему скучно станет. Желательно, чтобы на каждой странице происходила смена событий.
Некоторые писатели делают громадную ошибку, которая исчезает у них в более позднем творчестве. Ошибка в том, что их герои постоянно что-то едят. Задача удержать читателя перед книгой, чтобы он читал ее взахлеб. Кто-то пытается, таким образом, даже похудеть, дабы забыть о еде. Если вы говорите о еде, то читатель вспоминает насколько он голоден, бросает книжку, идет кушать. Вопрос, а вернется ли он? Это также касается всяких испражнений, далеко не лучший способ растягивать книгу.
Цифры
Будьте осторожны с указанием каких-то цифр. Мегабайты, терабайты, петафлопсы, все это устареет со временем. У читателей возникает ностальгия, они перечитывают ваши книги спустя 15 лет. Килобайты — звучит уже смешно.
Можно выпутаться из ситуации так:
— Сколько информации вы закачали в мой мозг?
— Я тебе, что ботан какой-то? Сиди не рыпайся, — процедила она сквозь зубы не выпуская сигарету с дурью.
Обратите внимание, что дурь не случайно указана. Это объясняет несколько моментов. Почему врач не знает, сколько информации она закачала? Раз курит дурь, то скорее всего не врач и дело явно происходит в каком-то подпольном помещении. Далее идет описание грязного подпольного помещения.
От первого лица
Многие начинают писать от первого лица. Возникает проблема с переключением на других героев. Есть несколько неочевидных моментов:
* Можно писать от первого лица, затем неожиданно переключиться и писать от третьего лица. Читатель это поймет и примет.
* Можно писать от третьего лица и переключится на первое лицо.
* Можно всегда писать от третьего лица
* Можно писать от первого лица сразу от лица всех главных героев. Но надо иметь громадный опыт, чтобы делать это умело.
Переключение между событиями
На первых порах возникает проблема связать логически несколько событий в разных частях вселенной. Рекомендую почитать Курта Во́ннегута, у него в первом абзаце события происходят в Нью-Йорке, во втором в Калифорнии, а в третьем вы уже оказываетесь на Марсе. После него вы с легкостью научитесь переключать события.
Какие программы использовать?
Есть специализированные программы для написания книг. Я о таких слышал. Они устроены по типу википедии, где можно откатится на предыдущую версию. Делать пометки. Некоторые утверждают, что даже есть программы, которые за вас напишут книгу. Может и есть, но как вы увяжете свою стилистику с программной? Со временем понимаешь, что использовать такую программу – это полнейшая чушь. Такое говорят люди, которые никогда подобное не использовали, но сама мысль им нравится. «Компьютер пишет за вас книгу!». Хороший заголовок для желтой газеты.
Самая главная программа, которую вы должны использовать, та, что может проверять грамматику и орфографию на лету. Я лично использую MS Office XP для винды. К сожалению, для Мака, русский модуль невероятно плох. Поэтому приходится писать через виртуалку.
Читайте чужие книги
Дойдя до этого момента, я устал. Теряются мысли, хочется все отложить. Как заставить себя продолжать писать? Во-первых, вы должны знать, что можно написать очень большую книгу, если в день будете писать хотя бы 10 строк. А для писателя тем более это важно этому научится. 100 страниц же не напишешь за один день?
Во-вторых, при потере сил и интереса, читайте чужие книги. Это даст вам толчок, и вы читаете чужие книги не как читатель, а как писатель. Вы сразу видите, где автор растягивает книгу, чувствуете, когда он устал. Восхищаетесь чужими маневрами, выписываешь красивые фразы. Постоянно чему-то учишься.
Пост-обработка или насколько книга хороша?
Даете почитать друзьям. Кто-то из вежливости никогда не скажет вам правду. Поэтому вас должно интересовать:
* Где они застряли, на каком моменте?
* Что их смутило?
Обычно, после написания, я откладываю книгу на месяц или даже больше. Потом читаешь собственный труд, как чужой человек. Если мне интересно читать, то я признаю писанину годной для того, чтобы дать почитать друзьям.
Я пишу в свое удовольствие, поэтому мне некуда торопиться. Иногда переписываю несколько страниц. Убираю главы или меняю их местами, изменяю что-то в начале, чтобы увязать это с новой главой. Исправляю стилистические ошибки. Обязательно нужно перечитать несколько раз, прежде чем кому-то показывать.
Работа над стилистикой также означает убирание повторяющихся слов и сведение к минимуму сложно-подчиненных предложений. После 15 правки, потом не верится, что этот текст написали вы. Особенно, если вернуться к перечитыванию спустя месяц, столько ошибок замечаешь!
Корректоры
Многие начинающие писатели очень надеются на корректоров. Якобы можно напысать с ашибками, а карыкторы патом фсе паправят. При таком количестве ошибок, корректор фактически становятся соавтором и они претендуют уже на авторские права. Попадаются также корректоры, которых настолько возмущает ваш стиль, что до не узнаваемости переделывают фразы. Так что не надейтесь на корректоров. Хороший корректор, это тот, что расставляет запятые (или наоборот убирает) и исправляет редкие грамматические ошибки.
Рекомендуемая литература:
Стивен Кинг «Как писать книги». Читайте с поправкой, что писал американец для англоязычного текста, где страдательный залог не такой, как русский.
Джеймс Фрей «Как написать гениальный роман»
Джеймс Фрей «Как написать гениальный детектив»
Последние книги хороши тем, что там рассматривается история вопроса, можно много полезного узнать, как было раньше и как стало сейчас.